Столь же невероятно происхождение древнеславянского перевода Быm. II, 4–5 , и из Таргума Онкелоса. Здесь эти стихи переданы теми же словами, как и у 70-ти: «Сии суть порождения неба и земли, когда были сотворены: в день, в который создал Господь Бог землю и небо, и все деревья полевыя, прежде чем были на земле, и всякую траву полевую, прежде чем начала произрастать» 14 . Сходен с этим и перевод блаж. Иеронима в Вульгате, имеющий такой смысл: «Сии суть порождения неба и земли, когда сотворены, были, в день, в который создал Господь Бог небо и землю и всякий кустарник полевой, прежде чем появился на земле, и всякую траву страны, прежде чем начала произрастать» 15 . Так как халдейский и латинский переводы оказываются в общем 16 согласными с греческим, то указанная выше не­вероятность происхождения древнеславянского перевода от греческого в полной мере распространяется; и на эти пере­воды. В них удержано то же соподчинение слов, означающих виды растений, глаголу: сотвори и те же характерные выражения: «прежде чем были» или «появился»; последние удержал бы конечно и древний славянский переводчик, если бы он пользовался одним из этих переводов. Происхождение древне-славянского перевода 5-го 17 ст.: «и всякий злак дубравный прежде даже не бысть по земли и всякая трава селная прежде даже не прозябе» может быть с полной удовлетворительностью объяснено только из еврейского текста. С еврейского этот стих (первая его половина) с дословною точностью переводится так: «И всякого кустар­ника полевого еще не было на земле,. и всякая трава полевая еще не росла» 18 . Так же переведено это место и в Пешито: «А всех деревьев полевых не было еще на земле, и всякая трава полевая еще не произросла» 19 . Совершенное сходство древне-славянского перевода с этими двумя ясно и несомненно. Как в последних, так и в первом словами: «и всякого полевого кустарника еще не было» начинается новое предложение. Как в еврейском тексте и сирском переводе, так и в древне-славянском глаголы: «быть» и «расти» поставлены в изъявительном наклоненш, в про- шедшем времени. Как в двух первых, так и. в третьемь этим глаголам предшествуешь наречие: «еще не».

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

1073. Мф. 12:43–45. «Крещением изгоняется нечистый дух и обходит безводные и безверные души, но в них не обретает покоя, ибо покой для беса состоит в том, чтобы смущать лукавыми делами крещенных — некрещенные принадлежат ему от начала (зачатия) — и он возвращается на крещенного с семью духами. Как семь даров Духа, так семь и лукавых злых духов. Когда диавол возвратится на крещенного и найдет его праздным, то есть по причине лености не имеющим той деятельности, которая сопротивляется супостатам, тогда взошедши в него, злодействует лютее прежнего. Очистившемуся крещением, потом (осквернившемуся) нет надежды на второе крещение: разве [что] есть надежда на многотрудное покаяние». Объяснение Блаженным Феофилактом Болгарским приведенного здесь евангельского текста. — Преподобный Григорий Синайский сказал: «Держи неудержимый ум, то есть обуреваемый и рассеиваемый сопротивною силою, возвратившеюся снова по крещении, по причине нерадения, с иными лукавейшими духами, в ленивую душу, как говорит Господь». Святого Григория Синаита главы зело полезные, гл. 3. Добротолюбие. Ч. 1. — Преподобный Макарий Великий. Беседа 27, гл. 11. 1074. Гал. 3:27. 1075. Гал. 3:28. 1076. Слово 3 о Крещении. 1077. Кол. 2:3; Рим. 5:19. 1078. Прозябоша грешницы яко трава, и проникоша вси делающии беззаконие, яко да потребятся в век века (Пс. 91:8). Грешники, прозябающие как трава, суть страстные помышления, подобные траве слабой и не имеющей силы. Итак, когда прозябают в душе страстные помышления, тогда проникают, то есть обнаруживаются еси делающии беззаконие, то есть страсти, яко да потребятся в век века, ибо когда страсти соделаются явными для подвизающихся, тогда они истребляются ими. Вникните в порядок изложения: сперва прозябают страстные помышления, таким образом обнаруживаются страсти, и затем истребляются». Преподобный авва Дорофей. Поучение 13. О терпении искушений. 1079. О Законе Духовном, глава 2. 1080. Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы — ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают. …Пребудьте в любви Моей. Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей (Ин. 15:4–10).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1898...

11:33). Если праведники за них прославляют Бога и в высшей степени удивляются, то грешники по своему неразумию и происходящему от неразумия непониманию соблазняются ими, как это видно из дальнейших слов: « муж безумный не познает и неразумный не уразумеет сего » (ст. 7). Подлинно, только безумному свойственно не допускать премудрости Божией и не знать, что Бог всем управляет справедливо, устраивает правильно, совершает с пользою, хотя бы мы временно и не знали причин происходящего. Откуда происходит претыкание для неразумных, пророк указал далее: « тогда как грешники выросли, как трава, и все делающие беззаконие появились, чтобы исчезнуть в век века » (ст. 8). Восход грешников сопровождается мимолетным счастьем. Восходом назвал его пророк не по причине блеска, но дабы ты знал, что за ним следуют несчастья. Этот восход обманывает людей глупых и неразумных и заставляет их думать, что Бог как будто оставил мир без своего попечения, — людей не разумеющих, что если грешники и возникают, то, как трава, которая лишь только расцветет, тотчас же и увядает. Однако их благополучием все нечестивые гордятся, они смело надеются на себя, но их уверенность является причиной вечной гибели, потому что быть самонадеянным гораздо большее преступление, чем делать зло. « Ты же Вышний во век, Господи!» (ст. 9). Много раз было сказано, что веком этот пророк обычно называет настоящую жизнь, в которой, говорит он, Бог есть Вышний, т. е. непостижим. Это именно он и обозначает высотою. Бог всегда непостижим, а в особенности теперь, потому что в будущем веке мы постигнем если не все, то много больше из божественных планов по сравнению с настоящим знанием. Потому и Павел говорит: « ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан » (1 Кор. 13:9, 10, 12). « Ибо вот, враги Твои, Господи, ибо вот, враги Твои погибнут и рассеются все делающие беззаконие » (ст.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

(163, 1) Отрицающие творение и считающие тело злом поступают неразумно. Они забывают о том, что человек создан прямоходящим для того, чтобы созерцать небо, его органы чувств предназначены для познания, а члены и различные части его тела созданы вполне соразмерно и их функция не ограничивается лишь получением наслаждения. 2) Это вместилище является обителью души, творением, наиболее дорогим для Бога, и прославляется святым духом, освящающим душу и тело, которые совершенствуются благодаря совершенству Спасителя. 3) В гностике сосуществуют три добродетели — этическая, физическая и логическая, — благодаря которым он имеет дело с Божественными вещами. 4) Мудрость есть знание Божественного и человеческого, праведность — согласие различных частей души, а святость — служение Богу. 5) Если же желающий принизить плоть и творение вместе с ней, вспомнит слова Исайи: «Всякая плоть — трава, и вся красота ее, как цвет полевой. Засыхает трава, увядает цвет, лишь слово Господа пребудет вечно» (Ис. 40, 6–8), (164, 1) то пусть он вспомнит и слова Иеремии, написанные в Духе: «Поэтому развею их как прах, разносимый ветром пустынным. Вот жребий твой, отмеренная тебе часть, говорит Господь. Потому что ты забыла меня и надеялась на ложь. За то будет поднят подол твой на лицо твое, чтобы открылся твой срам, твое прелюбодейство и похоть», и так далее (Иер. 13, 24–27). 2) Цветами полевыми, ходящими по плоти и телесными и апостол называет тех, кто впал во грех. 3) Душа считается лучшей частью человека, тело же подчинено ему. Однако душа не является благой по природе, и тело не есть по природе зло. Ведь то, что не есть добро, не является обязательно злом. 4) Есть вещи, стоящие посреди добра и зла, и среди них некоторые следует предпочитать, а некоторые же отвергать . 5) Человек, живущий среди вещей телесного мира, с необходимостью создан из различных, однако не противоположных частей — из души и тела. (1651) Благие дела, как нечто наилучшее, происходят от руководящего духовного начала, в то время как сластолюбивые и греховные приписываются влиянию низшего и грешного.

http://predanie.ru/book/137804-antologiy...

17:16), и вы не отрицаете, что Амалик пал. Если же сказать, что Амалик будет поражаем только во время славного пришествия Христа, то какой будет плод Писания которое говорит: «Господь тайною рукою ратует на Амалика?» Вы поэтому можете понять, что тайная сила Божия была во Христе Распятом, Которого трепещут и демоны, все вообще начальства и власти земные. 50. —  Мне кажется, — сказал Трифон, — что ты часто бывал в состязании со многими обо всех спорных предметах, и потому теперь можешь отвечать на все, о чем тебя ни спросят. Отвечай же мне сперва о том, как доказываешь, что есть другой Бог, кроме Творца всего, а потом докажи, что Он родился от Девы. — Прежде позволь мне, — отвечал я, — привести из пророчества Исаии некоторые места, относящиеся к служению Предтечи, которое совершил для Господа нашего Иисуса Христа Иоанн Креститель и Пророк. — Согласен, — сказал он. — Исаия, — сказал я, — так говорит о предшествии Иоанна: «Езекия сказал Исаии: хорошо слово Господа, которое Он сказал: пусть будет мир и правда в дни мои» (Ис. 39:8). И «утешайте народ; священники, говорите к сердцу Иерусалима и утешайте его, потому что уничижение его исполнилось; грех его прощен, потому что он принял от руки Господа двойные грехи свои. Голос взывающего в пустыне: приготовьте пути Господни, прямыми сделайте стези Бога нашего! Всякий дол наполнится и всякая гора и холм унизится: и все кривизны будут прямы и шероховатости сделаются путями гладкими; и откроется слава Господня и всякая плоть увидит спасение Божие; потому что Господь это сказал. Голос говорящего: провозглашай! Я сказал: что мне провозгласить. Всякая плоть трава и всякая слава человеческая, как цвет травный. Трава засохла и цвет ее упал, а слово Господне пребывает вечно. Взойди на высокую гору ты, благовеститель Сиона, возвысь с силою голос свой, благовеститель Иерусалима. Возвысьте, не бойтесь. Скажи городам Иуды: вот Бог ваш, вот Господь идет с силою и мышца Его проходит со властью. Вот награда Его с Ним и дело Его пред Ним. Как пастух Он будет пасти стадо Свое и мышцею соберет агнцев и будет утешать имеющую в чреве.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=676...

1. Исполняет благами желание твое, –/обновится, как у орла, юность твоя. 2. Творяй милостыни Господь,/и судьбу всем обидимым. 2. Творит милость Господь/и суд всем обиженным. 1. Сказа пути Своя Моисеови,/сыновом Израилевым хотения Своя. 1. Он открыл пути Свои Моисею,/сынам Израилевым – желания Свои. 2. Щедр и милостив Господь,/долготерпелив и многомилостив. 2. Щедр и милостив Господь,/долготерпелив и многомилостив. 1. Не до конца прогневается,/ниже в век враждует. 1. Не до конца прогневается/и не навек негодует. 2. Не по беззаконием нашим сотворил есть нам,/ниже по грехом нашим воздал есть нам. 2. Не по беззакониям нашим Он соделал нам,/и не по грехам нашим воздал нам. 1. Яко по высоте небесней от земли,/утвердил есть Господь милость Свою на боящихся Его. 1. Ибо, по высоте неба от земли,/утвердил Господь милость Свою к боящимся Его. 2. Елико отстоят востоцы от запад,/удалил есть от нас беззакония наша. 2. На сколько отстоит восток от запада,/удалил Он от нас беззакония наши. 1. Якоже щедрит отец сыны,/ущедри Господь боящихся Его. 1. Как милует отец сынов,/помиловал Господь боящихся Его. 2. Яко Той позна создание наше,/помяну, яко персть есмы. 2. Ибо Он знает состав наш,/помнит, что мы – прах. 1. Человек, яко трава дние его,/яко цвет сельный, тако оцветет. 1. Человек – как трава дни его,/как цвет полевой, так отцветёт. 2. Яко дух пройде в нем,/и не будет,/и не познает ктому места своего. 2. Ибо дыхание прекратилось в нем/– и не будет его,/и не узнает он более места своего. 1. Милость же Господня от века и до века/на боящихся Его. 1. Милость же Господня – от века и до века/на боящихся Его. 2. И правда Его на сынех сынов,/хранящих завет Его,/и помнящих заповеди Его/творити я. 2. И правда Его – на сынах сынов/хранящих завет Его/и помнящих заповеди Его,/чтобы исполнять их. 1. Господь на небеси уготова Престол Свой,/и Царство Его всеми обладает. 1. Господь на небе уготовал престол Свой,/и Царство Его всем владеет. 2. Благословите Господа, вси Ангели Его,/сильнии крепостию, творящии слово Его,/услышати глас словес Его.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/liturgiya...

1Пет.1:24 . «Ибо всякая плоть – как трава, и всякая слава человеческая, как цвет на траве: засохла трава, и цвет её опал». Объяснение. Здесь об обрядах, соединённых с Богопоклонением, решительно ничего не говорится. Как видно из текста, апостол говорит о ничтожности и непрочности славы человеческой. Господь дал человеку тело: Быт.2:7 , и Сам воплотился: Лк.24:39 ; так что, по апостолу, во Христе обитает полнота Божества телесно: Кол.2:9 ; следовательно, тело вместе с душою должно одинаково прославлять Бога: 1Кор.6:20 ; Деян.7:60:20:36 . Рим.8:5:8 . «Живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу – о духовном. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут». Объяснение. Слово «плоть» употреблено здесь не в собственном смысле, а в переносном, т.е. плотью названо здесь не тело человеческое, а греховная склонность человека, жизнь грубая, плотская. Об обрядах Богопоклонения здесь ничего не говорится. Напротив, из апостола Павла: Рим.12:1 ; 1Тим.2:8 – видно, что не только дух, но и тело человек должен посвятить разумному служению Богу. Гал.5:16–18 . «Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти; ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы. Если же вы духом водитесь, то вы не под законом». Объяснение. Здесь также разумеется не самая плоть или тело человеческое, а живущая в земной плоти человека греховная склонность и самый грех; такое влечение ко греху составляет вражду против Бога, препятствуя человеку наследовать Царствие Божие: Рим.7:23–24 . Поэтому надо тело поработить духу и вместе с духом представить его в жертву святую, богоугодную Господу: Рим.12:1 ; 1Кор.6:20 . Еф.3:14 . «Для сего преклоняю колена мои пред Отцом Господа нашего Иисуса Христа». Объяснение. Здесь пример телесного поклонения Богу, подтверждаемый и многими другими местами Священного Писания: Лк.22:41 ; Деян.9:40:20:36 . Еф.6:18 . «Всякой молитвой и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

21 . Такое обрезание совершается втайне. Как Авраам вначале был в необрезании, а потом совершил обрезание, так в необрезании остается наш внутренний человек, когда он пребывает во плоти; когда же он уже не во плоти, но в духе, то он в обрезании, а не в необрезании 179 . Претерпевающий внешнее обрезание не всю плоть совлекает, но только крайнюю, как главный источник соблазна, и претерпевающий внутреннее обрезание совлекает только ту плоть, о которой написано: Всякая плоть – трава, и вся сила плоти – как цвет полевой. Засохла трава, увял цвет, а слово Господне пребудет вечно ( Ис. 40:68 ). Остается же плоть, которая увидит спасение Божье, как написано: И узрит всякая плоть спасение Божие ( Лк. 3:6 ). Что это за плоть? Очисти слух и услышь! 22 . Внутреннее обрезание должно превосходить внешнее обрезание. И потому превосходит всех иудей сокровенный 180 , от колена Иудина. Вот поднимается Истинный Иудей, Он от колена Иудина 181 , Его рука на хребте врагов Его, Он, преклонившись, возлег, как лев или как скимен, Его восхваляют братья Его ( Быт. 49:8–9 ). В Нем Иуда не теряет своего первородства, поскольку слово Его творит таких первородных, которые не уловляются соблазнами века сего и не пленяются удовольствиями мира сего. И как сам Иуда занял свое место в родословной, так и многие из тех, кто рожден после него, будут предпочтены, чтобы радоваться о первенстве добродетелей. Будем же стараться стяжать внутреннее обрезание и внутреннего иудея, который духовен. Духовный же, как первенствующий, судит обо всём, о нем же судить никто не может ( 1Кор. 2:15 ) 23 . Предписанное законом обрезание было отменено как неполное после пришествия Того, Кто обрезал всего человека, исполнил закон обрезания в совершенстве. Он Тот, Кто сказал: Не нарушить закон пришел Я, но исполнить ( Мф. 5:17 ). 24 . Если посмотришь внимательно, найдешь и такой смысл: обрезание крайней плоти должно было прекратиться, потому что к Богу пришли все народы 182 . Ведь не язычникам было заповедано обрезание, но семени Авраама, как читаешь в первом Завете: И сказал Бог Аврааму: ты же соблюди завет Мой, ты и семя твое после тебя в роды их. Сей есть завет Мой, который ты должен соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя в роды их: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола, рожденный в доме и купленный за серебро у сына иного племени,который не от твоего семени, непременно да будет обрезан. И будет завет Мой на плоти вашей заветом вечным. Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей на восьмой день, истребится душа та из рода своего, ибо он нарушил завет Мой ( Быт. 17:9–14 ). Хотя Аквила 183 утверждает, что в еврейском тексте не сказано о восьмом дне, но он, иудей по букве 184 , не во всём заслуживает доверия, он мог сделать пропуск и не сохранить «восьмой день».

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

234 Блаж. Иероним говорит, что слова: «ибо дух Божий повеял на него: поистине народ трава, засохла трава и опал цвет», – прибавленные в греческом тексте из еврейского и издания Феодотиона, – или LXX опущены, или мало-по-малу по вине писцов исчезли из текста, так как и предыдущий и последующий стих оканчивается словом: «цвет». – 235 Ср. Мф.12:17–21 . Евангелист приводит здесь пророчество Исаии 42:1–4 о Рабе Господнем после повествования о том, что Господь Иисус Христос запретил объявлять о Себе больным, которых исцелил, – и о том, что он не осудил учеников, срывавших колосья в субботу, причем указал фарисеям на слова пр. Осии: «милости хочу, а не жертвы» (6:6), и Сам исцелил в субботу сухорукого. 236 Ср. 26:19, 21, где говорится о росе растений, оживляющей землю, которая «отдает мертвецов своих», – производит «спасение» (18 ст.). – 238 Принимают это место и иначе: «с того времени, как это происходит (т. е. выступление Кира, его победа и т. д.), я – т. е. пророк был там (т. е. в совете Божием, в котором и получал откровения), и ныне послал меня Господь Бог и Дух Его». Но в таком случае речь Господа о Себе в 1-м лице неестественно прерывалась бы речью пророка в 1-м лице, и опять начиналась бы в следующем стихе речь Господа. Кроме того, слова: «приступите ко Мне, слушайте» (48:16), очевидно, указывают на подобные же слова 49:1, принадлежащие «Рабу Господа». Наконец, слова: «и ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его» должны принадлежать скорее всего Тому, Кто говорит о Себе тоже в 61:1, т. е. Спасителю. – 239 В стихе 5-м по еврейскому тексту стоит («чтобы обратить к Нему Иакова, и Израиль) не собран», т. е. не хотел собраться. Такое чтение удерживает между прочим Генгстенберг в своей Christologie, видя в 5-м стихе речь о непокорности народа иудейского Рабу Господа или Мессии. Но уже (т. е. «следует читать») изменяет на . Страдательная форма глагола не соответствует (в этом стихе) мысли о собственной вине Израиля и потому требует скорее чтения , т. е. «чтобы Израиль был собран к Нему». В греческом тексте нет отрицания. –

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

26–29. Разве не слышал ты, что Я издавна сделал это, в древние дни предначертал это, а ныне выполнил тем, что ты опустошаешь крепкие города, превращая их в груды развалин? И жители их сделались маломощны, трепещут и остаются в стыде; они стали как трава на поле и нежная зелень, как порост на кровлях и опаленный хлеб, прежде нежели выколосился. Сядешь ли ты, выйдешь ли, войдешь ли, Я знаю все, знаю и дерзость твою против Меня. За твою дерзость против Меня и за то, что надмение твое дошло до ушей Моих, Я вложу кольцо Мое в ноздри твои и удила Мои в рот твой, и возвращу тебя назад тою же дорогою, которою ты пришел. (Не слышал ли еси издревле сих, яже аз сотворих? от древних дней совещах, ныне же показах опустошити языки в твердынях, и живущие в твердых градех: опустих руце, и иссхоша, и быша аки сухо сено на кровех, аки троскот. Ныне же покой твой, и исход твой, и вход твой аз вем: ярость же твоя, ею же разгневался еси, и огорчение твое взыде ко Мне, и вложу брозду в ноздри твоя, и узду во уста твоя, и возвращу тя путем, им же ecu пришел). Сеннахирим хвалился славными завоеваниями своих предков – могущественных царей ассирийских; и выставлял эти завоевания на вид Езекии и Самому Богу (ст.10–11). А Господь его же словами внушает ему, что все те опустошительные завоевания совершились по совету Божию, который приведен в исполнение и открылся только в последнее время; при этом цари ассирийские были только покорным орудием во власти Промысла Божия (ср.гл.10:5–19). Видя грозный гнев Божий, и сильные воинственные люди опускали свои руки, падали на землю и лежали в изнеможении, как подкошенная высохшая трава, или – в исступлении бледнели и оставались недвижимы на кровлях своих домов, как «троскот» – худосочная поросль, торчащая на засоренных крышах. Сеннахирим не знал тайных намерений Господа и не понимал действий гнева Его, а Господь открывает ему, что Он и прежде знал, и теперь знает все его намерения и действия, – знает и «ярость» и «огорчение» или надменность Сеннахирима: о них молитвенно передал Богу Езекия и представил сами слова Сеннахирима Богу на страницах его послания (ст. 14 и 21). И вот Вседержитель высказывает определение своего суда и над Сеннахиримом. Так как ярость его доходила до зверства; то Господь и поступит с ним, как со зверем, – проденет ему «брозду», т.е. кольцо в ноздри и узду, точнее – удила в рот и отведет его обратно по той же дороге, по которой он пришел. Возвращаясь по той же дороге, Сеннахирим увидит повсюду следы прежнего победоносного своего шествия, вспомнит, с каким самодовольством и славой шел прежде и – тем более будет огорчен теперь, видя свое поражение, бедствие и унижение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010