98 С точки зрения библейского подхода к происхождению живых существ, включая человека, их психика появилась в момент их создания, а не постепенно в процессе, так называемой, эволюции. 99 См.: Платонов К. К. О системе психологии. М., 1972. С. 44. 100 «Ибо всякая плоть – как трава, и всякая слава человеческая – как цвет на траве: засохла трава, и цвет ее опал» ( 1Петр. 1:24 ). 101 «Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» ( 1Кор. 2:9 ). «Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно» ( 2Кор. 4:17, 18 ). «Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» ( Рим. 8:18 ). 102 Прп. Серафим Саровский, которому неоднократно открывались небесные тайны, поведал о себе следующую историю: «Усладился я словом Господа моего Иисуса Христа: в доме Отца Моего обителей много ( Ин. 14:2 ). И остановился я, убогий, на сих словах, и возжелал видеть оные небесные обители, и молил господа Иисуса Христа, чтобы Он показал мне их, и Господь не лишил меня, убогого, Своей милости. Вот я и был восхищен в эти небесные обители, — только не знаю, с телом, или кроме тела, Бог весть, это непостижимо. А о той радости и сладости небесной, которую я там вкушал — сказать тебе невозможно … Ах, если бы ты знал, какая сладость ожидает праведного на небе, то ты решился бы во временной жизни переносить скорби с благодарением. Если бы самая эта келлия была полна червей, и они бы всю жизнь нашу ели нашу плоть, то и тогда надо бы на это со всяким желанием согласиться, чтобы только не лишиться той небесной радости» (105:53). 103 Здесь использована терминология блж. Августина. 104 «Интеллект — способность решать возникающие в настоящем проблемы на основе прошлого опыта с точки зрения возможных будущих последствий» (Шибутани Т. Социальная психология).

http://azbyka.ru/obshhie-aspekty-pravosl...

   д) Св. деву Евфрасию взяли под стражу за исповедание имени Христова и начали принуждать, чтобы она принесла жертву богам ее отечества. Но так как все усилия были тщетны, то она была отдана грубейшему и развратнейшему из воинов в беззаконное супружество. Варвар увел ее в дом свой, Отроковица, помолившись в сердце своем к Богу, хранителю невинности, да соблюдет ее от всякого зла, приняла на себя веселый вид и беззаконному своему жениху сказала: „как супруга, я должна теперь открыть тебе все, что у меня на сердце: – я волшебница: знаю силу всех трав, всех растений. Ты, как воин, всегда подвержен смерти; выслушай же от меня важнейшую для тебя тайну; у меня есть на при мете трава, которую имея при себе, ты будешь невредим против стрел и копий, – но та же волшебная наука открыла мне, что эта трава только тогда имеет свою силу, когда вручена будет от девицы». Варвар радуется столь полезному для него открытию и идет вместе с нею в сад; Евфрасия срывает какую-то траву и, отдавая ему, говорит с притворною ласковостью: „вот тебе луч— шее от меня приданое!» – „Чем же уверишь меня в истине твоих слов?» спрашивает ее воин. – „Опыт над моею головою, если тебе угодно“, отвечает Евфрасия – и вдруг, обнажив шею, мнимо-таинственную траву прикладывает к ней и говорит: „взмахни, как можно сильнее, меч твой и ударь меня: ты увидишь, что скорее сокрушится острая сталь, нежели сделаешь мне малейший вред». Варвар поверил, и – голова Евфрасии отлетела от шеи: мученица пала бездыханной. Идолопоклонник, поруганный невинностию, заскрежетал зубами, а целомудренная девица отошла к небесному Жениху (Ч.-М.).    е) Св. Иоанн Лествичник приводит пример высочайшей степени чистоты: „некоторый человек, увидев однажды красивую женщину, вместо того, чтобы прельститься ее красотою, начал прославлять и чудиться премудростию Создавшего столь прекрасное творение, и, воззрев на нее, возгорел к Богу чистейшею любовию, проливая теплые слезы. Чудное приключение! то, что другому могло быть рвом погибели, сему сверхъестественно сделалась венцом славы» (Леств. степ. 15).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

А. каким образом Иоанн есть Илия, путь к пониманию этого Он дал нам говоря, что Иоанн придет в духе и силе Илии. Мал.3:2–5 : Вот Он идет, говорит Господь воинств, и кто может помыслить о дне пришествия Его, и кто станет для созерцания Его. Ибо Он как бы огонь, плавящий и как бы трава суконщиков. И сядет Он, чтобы плавить и очищать как бы [Вульг. не имеет: как бы] серебро, и очистит сынов Левия и процедит их, как бы золото и как бы серебро, и будут они приносить жертвы Господу в правде. И будет угодна Господу жертва Иуды и Иерусалима, как во дни века, как в годы древние. И Я приступлю к вам в суде, и буду скорым свидетелем [обличителем] для злодеев и прелюбодеев, и дающих лживую клятву, и неправильно рассчитывающих плату у наемников, и клевещущих на вдов и сирот, и угнетающих чужестранца и не боявшихся Меня, говорит Господь воинств. LXX: «Вот Он придет [или: приходит], говорит Господь всемогущий, и кто стерпит день пришествия Его, или кто будет в силах посмотреть на Него? Ибо Он явится, как огонь горнила и как бы трава моющих; сядет Он как бы расплавляющий и очищающий серебро и золото, и очистит Он сынов Левия, и прольет их, как бы золото и серебро, и будут они приносить жертвы Господу в правде [или: правдою], и угодна будет Господу жертва Иуды и Иерусалима, как в дни прежние, как в годы древние. И Я приступлю к вам в суде, и буду быстрым обличителем против злодеев и против прелюбодеев, и против тех, которые ложно клянутся именем Моим, которые обманывают наемника при расплате, и силою притесняют вдов и отталкивают сирот, и извращают суд против пришельца и не боятся Меня, говорит Господь всемогущий; ибо Я есмь Господь Бог ваш, и не изменяюсь». Выше мы читали обращенный ко Господу вопрос со стороны тех, которые говорят: Всякий, делающий зло, является добрым в очах Божиих, и таковые угодны ему; или если не угодны, то где же Бог правосудия [на них]? Другими словами: Где истинность суда? Для разрешения этого вопроса слово Господа дает такой ответ: Я пошлю вестника Моего, который приготовит путь Мой, и придет ко храму Своему Владыка, Которого вы ищете, Который есть судия истины, о чем говорится в Псалме: «Боже, дай суд Твой царю и правду Твою сыну царя» ( Пс.71:1 ), ибо: «Отец не судит никого, но суд весь отдал Сыну» ( Ин.5:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

А потому говорю вам: «Сойдитесь, соединитесь! чтобы вы не захотели, – когда наступит день судный и пройдет всякая слава ваша, – приносить покаяния, когда не будет места покаянию, а только наказаниям». Можешь быть, кто-нибудь спросит: «Каким образом это самое можно понять в отношении к каждому, отходящему из жизни сей»? Для этого речь наша обращается к каждому отдельно: О ты, занятый делами века сего, бегающий по разным странам, обратись к Церкви святых, присоединись к жизни и союзу тех, которые, как ты видишь, угодны Богу, и принудь расшатанные члены души своей, несоединенные друг с другом, к единому скреплению в мудрости, заключи себя в ее объятия и выслушай таинственное слово: «Утештесь, руки расслабленные, утвердитесь, колена немощные» ( Ис.35:3 ) и не хвалитесь благосостоянием плоти и ее расцветом, который проходит безследно, Ибо всякая плоть есть трава, и всякая слава его, как травяной цветок. Высохла трава, и цвет опал: слово же Господне пребывает во век. Если мы когда либо увидим кого-нибудь, преданного [как прибавляют некоторые] почестям мира сего, и занятого собиранием богатств, а в Церковь приходящего или очень редко, или же никогда не приходящего, то можем пользоваться изъясняемым теперь отрывком соответственно данному случаю и сказать такому человеку: «Соберись, присоединись к народу Божию, ты, неслушающий повелений Господа, прежде чем пройдет мимо слава твоя, и прежде чем придет на тебя день пламенного гнева Господа». Соф.2:3–4 . Взыщите Господа, все смиренные земли, исполняющие законы Его; взыщите правду, взыщите смиренномудрие; может быть, вы укроетесь в день гнева Господня. Ибо Газа будет покинута и Аскалон опустеет, Азот будет выгнан среди дня и Екрон искоренится. Ищите Господа, все кроткие земли, которые творили суд Его; ищите праведного, ищите кроткого: может быть каким либо образом вы скроетесь в день пламенного гнева Господня. Ибо Газа будет разрушена, и Аскалон обратится в пустыню; Азот они покинут в полдень, и Аккарон будет срыт до основания. LXX: Ищите Господа, все смиренные земли, творите суд и ищите правды, и будьте в согласии с нею, чтобы вам укрыться в день гнева Господня, ибо Газа будет разграблена, и Аскалон обратится в пустыню, и Азот будет покинут в полдень, а Аккарон будет срыт до основания.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Адам захотел знать больше, послушавшись диавола, и за излишнее желание лишился и того, что имел. Тоже бывает с людьми, которые руково­дятся человеческим разумом и не слушают, что " Господь дает мудрость; из уст Его  – знание и разум " (Притч.2:6). Разве не слышат они Павла, который говорит: " нам Бог открыл это Духом Своим " , и отвергает человеческие умство­вания (1Кор.2:10)? " Всякое превозношение " , говорит он, " восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу " (2Кор.10:5). И другой премудрый говорит: " вошли в мир по человеческому тщеславию, и потому близкий сужден им конец " (Прем.14:14). " Что такое человек, что Ты открылся ему " ? Представь беспредельное Его величие. Впро­чем, когда я говорю это, я еще не говорю достойно Бога и не знаю, как сказать. Приписывая Богу величие, мы употребляем не собственное выражение, но так как нет другого выраже­ния, то и употребляем слова, какие можем. Так, называя Бога высочайшим, я не определяю Его места, но выражаю высоту и величие существа Его, которое превышает, и превосходить все. Поэтому и говорить пророк: " что такое человек, что Ты открылся ему " ? Бог для того и сотворил человека уничиженным, и вместе даровал ему великие свойства, чтобы он не превозно­сился, чувствуя величайшую нужду в смирении по немощи своей природы. " Или сын человеческий, что Ты помышляешь о нем ? " Видишь ли, каково величие существа Божия? " Человек подобен суете: дни его, как тень, проходят " (ст. 4). Другой переводчик (Симмах), вместо: " суете " , говорит: дуновению (ατμω). Слово: суета означает не что иное, как тленность, смертность, кратко­временность. Здесь пророк говорит о теле. Потому и Авраам говорить: " я, прах и пепел " (Быт.18:27); и Исаия: " Всякая плоть  – трава, и вся красота ее  – как цвет полевой.   Засыхает трава, увядает цвет " (Ис. 40:6,7). Что же значит: " подобен суете " ? Т.е. ничтожеству; все человеческое непрочно и непостоянно, все проходит и исче­зает. " Дни его, как тень, проходят " , т.е.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1071...

Адам захотел знать больше, послушавшись диавола, и за излишнее желание лишился и того, что имел. Тоже бывает с людьми, которые руководятся человеческим разумом и не слушают, что « Господь дает мудрость; из уст Его — знание и разум » (Притч. 2:6). Разве не слышат они Павла, который говорит: « нам Бог открыл это Духом Своим », и отвергает человеческие умствования (1 Кор. 2:10)? « Всякое превозношение », говорит он, « восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу » (2 Кор. 10:5). И другой премудрый говорит: « вошли в мир по человеческому тщеславию, и потому близкий сужден им конец » (Прем. 14:14). « Что такое человек, что Ты открылся ему »? Представь беспредельное Его величие. Впрочем, когда я говорю это, я еще не говорю достойно Бога и не знаю, как сказать. Приписывая Богу величие, мы употребляем не собственное выражение, но так как нет другого выражения, то и употребляем слова, какие можем. Так, называя Бога высочайшим, я не определяю Его места, но выражаю высоту и величие существа Его, которое превышает, и превосходить все. Поэтому и говорить пророк: « что такое человек, что Ты открылся ему »? Бог для того и сотворил человека уничиженным, и вместе даровал ему великие свойства, чтобы он не превозносился, чувствуя величайшую нужду в смирении по немощи своей природы. « Или сын человеческий, что Ты помышляешь о нем ?» Видишь ли, каково величие существа Божия? « Человек подобен суете: дни его, как тень, проходят » (ст. 4). Другой переводчик (Симмах), вместо: « суете », говорит: дуновению (ατμω). Слово: суета означает не что иное, как тленность, смертность, кратковременность. Здесь пророк говорит о теле. Потому и Авраам говорить: « я, прах и пепел » (Быт. 18:27); и Исаия: « Всякая плоть — трава, и вся красота ее — как цвет полевой. Засыхает трава, увядает цвет » (Ис. 40:6, 7). Что же значит: « подобен суете »? т. е. ничтожеству; все человеческое непрочно и непостоянно, все проходит и исчезает. « Дни его, как тень, проходят », т. е. и тогда, когда являются, не имеют никакой силы, и скоро пролетают.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Апостол Петр пишет: «Ибо всякая плоть – как трава, и всякая слава человеческая – как цвет на траве, засохла трава, и цвет ее опал; но слово Господне пребывает в век» ( 1Петра 1,24.25 ). Никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» ( 2Петра 1,20.21 ). Свидетельство преданий или апостольское наследие Из истории мы знаем, что религиозные учители – современники апостолов, и те, которые пришли им на смену в священнослужении, в своих проповедях и трудах приводили цитаты из Библии и особенно из Евангелия, поскольку они были убеждены, что книги эти – Божественные, вдохновленные Богом, и потому непреложны, истинны. Упомянем некоторых из них. Климент, епископ Рима, работавший с апостолом Павлом, как упоминается об этом в Послании к Филиппинцам 4,3. Дионисий, епископ Коринфа, умерший в 100 году н.э. Ерма, современник Павла, который написал книгу в трех томах, содержащую много выдержек из Нового Завета. Игнатий, бывший епископом с 60 по 107 год, т.е. после вознесения Христова. Мученик Поликарп, последователь апостола Иоанна, епископ Смирны. Он был замучен в 166 году н.э.. Сохранилось только одно-единственное из его сочинений, послание, полное выдержек из всех четырех Евангелий. В дополнение упомянутого выше, были также отцы Церкви второго века н.э., которые в подтверждение их учения приводили выдержки из Библии, а именно: Папий, епископ Иерапольской церкви во Фригии, известен как одаренный ученый около 110 года н.э. встречался с Поликарпом и написал шесть томов комментариев к Библии. Он сообщает, что в греческих церквах были в обращении Евангелия и что Марк, автор одного из них, был помощником Петра и что его книга была у христиан. Мученик Иустин, 89 года рождения, до своего обращения был языческим философом, но поиски истины привели его к христианству. Этот известный мыслитель написал много книг в защиту христианства, основывая свою апологию на четырех Евангелиях. В одной из книг он упоминает, что посетил церкви Рима, Александрии и Ефеса, и между прочим отметил, что христиане, поклоняясь Богу, громко читают в собрании Евангелия.

http://azbyka.ru/dostovernost-biblii

Благодатию Духа Святого, который в наших сердцах возгревает любовь Божию, мы возобновлены в истине и праведности в образ Божий, и этот образ Божий некогда совершится в нас и мы будем созерцать Бога лицом к лицу как усыновленные Ему в Сыне Его, как Его дети 18 . «И да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею»: человеку, или точнее, человечеству, Бог определяет дать господство не только над всем животным миром, но также и над всею землею, с чем и согласуется вполне благословение (ст. 28), в котором сотворенным людям даровано все исполнение земли и владычество над нею. 29–31. И сказал Бог: се Я даю вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, от которого есть плод древесный, сеющий семя; вам сие да будет в пищу. И всем зверям земным и всем птицам небесным и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором есть душа живая, даю Я всю зеленеющую траву в пищу, и стало так. И увидел Бог все что ни создал, и вот весьма хорошо. И был вечер, и было утро: день шестый. Людям и животным Бог назначает пищу, и нужно заметить, из одного растительного царства; людям указана «всякая трава, сеющая семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, от которого есть плод древесный, сеющий семя», т. е, полевые и древесные продукты-семена и плоды; животным назначена «вся зеленеющая трава». Отсюда следует, что, по творческой воле Бога, люди не должны были убивать животных для своего пропитания, животные – пожирать друг друга; следует далее то, что замечаемый в настоящее время повсюду в природе факт взаимного уничтожения, насильственной смерти и убийства не есть первоначальный закон природы, не есть порядок, указанный Богом при творении; факт этот появился в мире вместе со смертью после падения и вследствие проклятия, вызванного грехом, сделался грустной необходимостью природы. Впервые после потопа, люди получили позволение употреблять в пищу животных ( Быт. 9, 3 ); о том же, что в начале, по библейскому воззрению, не было плотоядных и хищных зверей, можно заключить из пророческих речей Исаии 11, 6–8; 65, 25 19 , провозвещающих об уничтожении убийств и взаимного истребления в мире животных вместе с уничтожением греха и преображением всего мира в царство Божие.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

Болезни души, напротив, не позволяют человеку спастись ни душой ни телом; они составляют препятствие для обновления «внутреннего человека» (Там же), для появления «человека нового», рожденного от Духа, являющего в нашей душе и в нашем теле (см.: 2Кор.4:10–11 ) жизнь Иисуса (Там же), идущего от Отца и делающего человека «новой тварью» (см.: 2Кор.5:17 ), которой обещано вечное блаженство в Царствии Небесном; эти недуги запирают человека в плоти, которая желает противного духу ( Гал.5:17 ), и не дают ему обрести ничего, кроме тления (см.: Гал.6:8 ) и смерти (см.: Рим.8:13 ). Вот почему Христос учит: не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить [что означает помимо прочего физические болезни]; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне ( Мф.10:28 ) («Того» – означает справедливого Судию, оставляющего претерпевать последствия душевных недугов человеку, который не стал просить Его об исцелении). Относительность физического здоровья Поскольку телесные болезни сами по себе не могут оказать влияния ни на основы бытия человека как обновленной духовной сущности, ни на его удел в жизни вечной, то физическое здоровье представляет собой в контексте этого бытия и удела ценность относительную. С одной стороны, если человек остается болен душой, физическое здоровье не оказывает ему здесь подспорья, поскольку он являет собой «плоть» (см.: Ин.6:63 ) и не направляет свои члены на воздание хвалы Всевышнему 525 , и здоровье в земной жизни не может защитить его от возможной грядущей гибели в геенне. С другой стороны, здесь, на земле, наше физическое здоровье является временным и относительным состоянием. Всякая плоть – как трава, и всякая слава человеческая – как цвет на траве: засохла трава, и цвет ее опал ( 1Пет.1:24 ; ср.: Ис.40:6 ). Пока человек живет в этом мире, его тело, являясь «плотью земной» (ср.: 1Кор.15:47–49 ) и «животной» (ср.: 1Кор.15:44,46 ), остается из-за греха подверженным тленности и смерти (см.: Рим.5:12 ). Наш внешний человек тлеет ( 2Кор.4:16 ); земной наш дом, эта хижина, должен разрушиться (ср.: 2Кор.5:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

В 33 ст., 6 гл. под хлебом Божиим разумеется Иисус Христос 592 . Только что разобранными местами Св. Писания не доказывается учение сектантов о духовном причащении, что же касается последующих стихов 48 – 59, 6 гл. Еванг. Иоанна, то они подтверждают учение православной Церкви о таинстве св. причащения, а не сектантский взгляд на это таинство. В 51 ст., 6 гл. Христос говорит: «Я хлеб живой, сшедый с небес; ядущий хлеб сей, будет жить во век; хлеб же, который Я дам есть плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира». Иудеи с недоумением отнеслись к только что приведенным словам Господа: «как Он может, говорили они, дать нам есть плоть Свою»? (ст. 52, 6 гл.) Но Христос ответил им: «истинно, истинно говорю вам: если не будете есть плоти Сына человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь, имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо плоть Моя истинно есть пища, и кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою плоть и пиюший Мою кровь. пребывает во Мне, и Я в нем» (ст. 53 – 56). Таким образом, Сам Христос чрезвычайно ясно подтвердил буквальное понимание Своих слов, записанных в 51 ст., 6 гл. Иоанна 593 . Буквально понимает приведенные места и православная Церковь . Относительно ссылки сектантов на 18 – 24 ст. 1 гл. 1 посл. ап. Петра, особенно же ст. 23 – 24, которые сектанты имеют в виду для подтверждения своего ложного учения, нужно заметить, что в указанном месте апостол Петр, призывая христиан к братолюбию внушает им о преимуществах любви духовной пред любовию, основанною на кровном родстве. «Всякая плоть, говорит, св. апостол, как трава, как цвет на траве; засохла трава и цвет ее опал». О духовном причащении здесь нет речи. Итак, из рассмотренных мест Св. Писания видно, то, что одни из этих мест не подтверждают сектантского мнения о таинстве св. причащения, а другие – не только не подтверждают означенного мнения, но чрезвычайно ясно подтверждают истинное учение православной Церкви о таинстве св. причащения. Отвергая таинство покаяния, сектанты ссылаются на 10 ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Rozhde...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010