Мон-ри жили автономно от епархиальной власти и зависели только от своих вкладчиков, монастырское начальство обращалось в Москву либо напрямую, минуя епархиального архиерея, либо через войсковой круг. Рязанские епископы должны были противостоять самоуправству землевладельцев и войсковых старост, защищая приходское духовенство и мон-ри. С 1633 г. наместником Рязанского архиерея в Воронеже являлся архимандрит Успенского мон-ря, впосл. представителем архиерея стал воронежский поповский староста. 27 нояб. 1681 г. указом царя Феодора Алексеевича была образована Воронежская епархия (см. Воронежская и Борисоглебская епархия ). После ряда изменений совр. границы епархия получила в 2003 г., когда 7 мая определением Свящ. Синода из ее состава была выделена Липецкая и Елецкая епархия в границах Липецкой обл . Русская православная Церковь за границей (РПЦЗ). С нач. 90-х гг. XX в. в В. о. действовали без регистрации 2 прихода РПЦЗ - в честь Иверской иконы Божией Матери и в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» (в юрисдикции митр. Лавра (Шкурлы)). Жен. иноческая община и приход Российской истинно православной церкви до мая 2002 г. находились в подчинении митр. Виталия (Устинова), в наст. время подчиняются Бостонскому еп. Михаилу. В 1999 г. группа прихожан РПЦЗ заявила о своем переходе в Греческую истинно православную старостильную Церковь Калиникитского синода (в юрисдикции митр. Макария). Старообрядчество в пределах совр. В. о. состояло из местных жителей, не принявших проведенных при Патриархе Никоне исправлений церковных книг и обрядов, и переселенцев, бежавших со 2-й пол. XVII-XVIII в. из Москвы, разных мест Центр. России на Дон; как правило, именно они начинали заселять территорию буд. В. о. Старообрядцев в верховьях Дона было немного, тем не менее, согласно донесениям воронежских священников 2-й пол. XVIII в., «вверх по Дону и Донцу расколу в станицах немалое число оказалось», в станицах жители «по вси годы на исповеди и причастии не бывают и двуперстное крестное знамение на себе изображают».

http://pravenc.ru/text/155256.html

Вильнюсский в честь Сошествия Святого Духа на апостолов мужской монастырь ). После принятия Брестской унии духовенство литовско-белорус. части Киевской епархии сразу же почти в полном составе присоединилось к унии, поскольку здесь была сильна власть митрополита, жившего в Новогрудке (униат. митрополиты жили в городе до сер. XVIII в.). Однако местная шляхта и большинство магнатов до сер. XVII в. оставались православными или протестантами. Сразу после Брестского Собора 1596 г. униат. Киевский митр. Михаил (Рагоза) подчинил себе виленский клирос и клирос Новогрудка. Митрополит отнял в пользу униат. митрополичьей кафедры обширные владения Дятловичского мон-ря в Полесье, в нач. XVII в. они были возвращены архим. Киево-Печерского мон-ря Елисеем (Плетенецким) при помощи казаков. 20-26 июля 1617 г. в Новогрудке собрался 1-й капитул униат. монашества, что считается офиц. учреждением ордена св. Василия Великого (см. Василиане ). В этом же году при Борисоглебском соборе в Новогрудке была создана муж. община василиан, в сер. XVII в. в городе появились василианки. В 1617, 1671, 1684, 1686 гг. в Новогрудке прошли съезды ордена св. Василия Великого. К 1793 г. униат. Церковь имела в Новогрудском воеводстве мон-ри: Новогрудский, Лавришевский, Жировицкий, Бытенский, Фуровицкий, Даревский, Вольненский, Мирский, Циперский, Лысковский, Новодворский. В XVII-XVIII вв. существовал Новогрудский собор (адм. округ) униат. митрополичьей епархии. В 1793 г. была учреждена правосл. Минская епархия с центром в Слуцке, в состав к-рой вошли присоединенные к России по 2-му разделу Речи Посполитой (1793) белорус. земли; в 1798 г. епископская кафедра из Слуцка была перенесена в Минск. По 3-му разделу Польши (1795) центры униат. Киевско-Виленской митрополичьей епархии - Вильно и Новогрудок - присоединились к Российской империи. Минская епархия включала благочиния, впосл. составившие территорию Новогрудской и Лидской епархии: Лидское, Любчанское, Новогрудское, Ошмянское и Слонимское. С 1840 г. зап. часть буд.

http://pravenc.ru/text/2577813.html

Борисо-Глебский храм прославился чудотворной иконой «Коложской Богоматери». В летописи Борисо-Глебского мужского монастыря имеются сообщения о чудесных исцелениях. А накануне революции 1917 г. образ был перевезен в Россию, после чего следы его безнадежно потерялись. Уже много лет Гродненская епархия православной церкви и городские власти занимаются поисками древней иконы, но найти ее пока не удалось. В настоящее время в церкви находятся три копии чудотворной иконы: вышитая икона, представляющая неточный список с иконы Одигитрии, привезенной в 1495 г. в Вильну дочерью великого князя Иоанна III, Еленою; икона Богоматери, выполненная минским иконописцем; список древней иконы, выполненный по историческим описаниям в мастерской Московской патриархии в точном соответствии с размерами оригинала. http://piligrim.by/content/view/438/581/ В живописном месте на берегу р. Неман в г. Гродно расположена церковь периода Древней Руси. Это Борисоглебская или, как её ещё называют, Коложская церковь, датируемая XII веком. Вместе с комплексом памятников Замковой горы Борисоглебская церковь объявлена историко-архитектурным заповедником, включена в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Строение относят к древнерусской архитектуре, романскому стилю. Коложская церковь — единственный сохранившийся (в искажённом виде) памятник чёрнорусского зодчества. По плану Коложа – шестистолпный, трехапсидный храм с пространством перед алтарем. Стены сделаны из плоского кирпича. Во время кладки кирпичей использовали дополнительно глыбы из гранита и необычных камней, которые были срезаны и отполированы с внешней стороны, встроены в стены кресты, сделанные из плоских камней с нанесенной на них разноцветной эмалью. Еще одна уникальная особенность – керамические сосуды-голосники, встроенные в своды стен и выходящие наружу горлышками, поэтому в храме всегда отличная акустика. http://www.guidebook.by/architecture/ Точное время возникновения монастыря при Коложском Борисоглебском храме неизвестно. Предполагается, что православный монастырь основан при церкви в 1480 году, а архимандрия учреждена с 1500 года. В 1635 году на сейме православный монастырь на Коложе был отдан униатам, а в 1697 году передан виленским базилианам и их братству. В 1701-1709 годах положение монастыря настолько плачевным, что для покупки хлеба братии приходилось закладывать церковную утварь.

http://sobory.ru/article/?object=03898

Мощи воронежского первопрестольника святителя Митрофана помещены в раку, изготовленную из малахита уральскими мастерами. В Благовещенском соборе также пребывают часть мощей святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского, всея России чудотворца, и мощи священномученика Петра (Зверева), архиепископа Воронежского, являя всем помощь и заступление. Величественный Благовещенский собор Воронежской и Борисоглебской епархии – не только место молитвы и украшение центра Черноземья, но и символ народного покаяния и духовного единства и возрождения. Святыни [ править править код ] Около трёх миллионов верующих со всей страны не так давно выстаивали километровые очереди, чтобы хотя бы на секунду приложиться к великой православной реликвии из Афона — поясу Пресвятой Богородицы, который пробыл в нашей стране 40 дней. Среди желающих поклониться поясу Богородицы было много воронежцев. А между тем немало значимых православных святынь — святых мощей, почитаемых икон и т. д. — есть и в нашем городе. О самых главных из них рассказали в Воронежской и Борисоглебской епархии. Свт. Митрофан Воронежский [ править править код ] Небесным покровителем Воронежской земли и одним из самых почитаемых воронежских святых является святитель Митрофан. Когда в 1682 году была образована Воронежская епархия, царь Фёдор Алексеевич предложил первым её епископом назначить игумена Митрофана. За время его деятельности в епархии было возведено множество новых храмов. Святитель поддерживал строительство флота в Воронеже, начатое Петром I, жертвовал средства на кораблестроение. Святитель Митрофан скончался в 1703 году. Его похоронили в Благовещенском соборе (он располагался на месте главного корпуса ВГУ) с большими почестями. Сам царь Пётр I помогал нести гроб святителя. Спустя около 100 лет после кончины святителя люди стали сообщать о многочисленных чудесах, связанных с его заступничеством. В 1832 году по решению Синода гроб Митрофана был открыт, а сам святитель Митрофан канонизирован. Вскоре после революции 1917 года в Благовещенский собор ворвались большевики и попытались осквернить мощи Митрофана.

http://azbyka.ru/palomnik/Благовещенский...

В 1768 г. в Черниговской епархии считалось 11 протопопий, три правления экономических и одно поместническое. Из протопопий того времени известны: машевская, березинская, седневская, сосницкая, семеновская, новгородская, почевская, мглинская и черниговская. Экономические правления были: уманское, свержское, улановское, и наместничество мринское 22 . 27 марта 1785 г. в Черниговской епархии, сверх собственно Черниговской, открыта другая под названием Новгородо-Северской, причем половина Переяславской епархии была приписана к Черниговской. Архипастырем новой епархии был перемещенный из Переяславля епископ Иларион Кондратовский, нареченный епископом новгородо-северским и глуховским. Указом 1 сентября 1797 г. Новгород-Северская епархия была закрыта и опять соединена с Черниговской, а Кондратовский перемещен в Могилев. При этом открытии, новгородо-северской кафедрой был учинен Новгородосеверский Спасо-Преображенский монастырь, где ранее жили Лазарь Баранович и Арсений Могилянский 23 . Причиной открыть Новгородосеверскую епархию было то, что на пространстве Черниговской епархии были открыты по гражданской части около этого времени (в 1781 г.) два наместничества – Черниговское и Новгородосеверское, под главным управлением генерал-губернатора киевского, черниговского и новгородо-северского. В 1738 г. в Черниговской епархии было 16 монастырей мужских и 4 женских. Из них кафедральный Борисоглебский, Новгородосеверский, Ильинский, Елецкий, Пятницкий (женский) и Картожинский были богаты и владели обширными вотчинами; Макошенский, Рыхловская пустынь, Домницкий и Каменский – по средствам достаточны; остальные 6 – скудны 24 . В таком положении эти монастыри оставались до реформы 1786 г. В 1786 году, по указу Императрицы Екатерины II, церковные имения по всей Малороссии были отобраны в ведомство казны, подобно тому, как в 1764 г. в Великой России. Поместим здесь распоряжения, учиненные по именному повелению, от 10 апр. того 1786 г. 25 : «Черниговскому архиерею иметь свое пребывание по прежнему в кафедральном Борисоглебском монастыре, на содержание же его и дома его производить сумму по штатам на архиерейские домы второго класса.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Diev/ch...

В универсале киевского митрополита Дионисия Балабана, от 20 ноября 1658 г, с его подписью и печатью сказано, что он поручил Лазарю Барановичу в его ведение пастырское управление протопопии: черниговскую, новгородскую, минскую, стародубскую, борзенскую, глуховскую и конотопскую (о. Диев в своем исследовании упоминает только о трех последних). «Абы от того часу, – писал м. Дионисий относительно указанных протопопий, – его милости отцу епископови Черниговскому, як пастыру своему, во всём так, як пред тым нам, повиновалися, доходы куничные, албо столовые, ведлуг звычаю давного, отдавали; дяки зо всех помененных протопопий на иерейство, чрез его милость рукоположение, благословение брали и вси во всем послушними були» 16 . Но около 1687–1690 года протопопии: глуховская, борзенская и конотопская опять отобраны были в ведение киевского митрополита. Во второй половине XVII в., после ареста Мефодия, епископа нежинского, его епархия была присоединена к Черниговской. Последнюю тогда составляли города: 1) Чернигов, 2) Новгород Северский, 3)Севск, 4) Березна, 5) Соспица, 6) Стародуб, 7) Погар, 8) Почеп, 9) Мглин, 25 монастырей и 571 церковь 17 . Архиепископ Лазарь Баранович и его заместители титуловались иногда просто черниговскими и новгородскими 18 , иногда – черниговскими, новгородскими и всего севера 19 . При Зосиме Прокоповиче, со времени возобновления епархии, кафедрой черниговских архиереев был в Чернигове Борисоглебский монастырь. В первые годы святительства Лазаря Барановича архиерейской кафедрой был в Новгороде Северском Преображенский монастырь. В 1672 г. Лазарь Баранович, приведя в совершенство архиерейский дом в Черниговском Борисоглебском монастыре, основанный при Зосиме Прокоповиче, перенёс сюда свою кафедру, которой данная обитель постоянно и пребывала. На соборе святителей в июне 1667 г. предположено было основать два епископства – одно в Чернигове, а другое в Севере, в Брянске; но, неизвестно почему, открытия Северо-Брянской епархии не последовало 20 . Ниже в определении того же собора, сказано: «в Черниговской епархии, вместо епископа, благословихом архиепископу быти» 21 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Diev/ch...

В 1786 году Максаковская обитель была уничтожена и помещено здесь заведение для умалишенных; в последствии времени она обращена в женский Единоверческий монастырь, который, по Высочайше-конфирмованному 18 декабря 1843 года положению Святейшего Синода, возведен во 2 класс. Здесь церковь Преображения Господня, с приделами Успения Богородицы и Архидиакона Стефана. КАМЕНСКИЙ-УСПЕНСКИЙ, женский 3 класса, в Стародубском уезде, на берегу реки Сновы. Существует с 1687 года и был сначала мужским, под настоятельством игумена, а в женский обращен в 1786 году. Здесь две церкви: 1) Успения Пресвятой Богородицы, в которой находится древний список с чудотворного образа Новодвордской Божией Матери (празднество 20 декабря) и 2) Иоанна Предтечи. УСПЕНСКИЙ, женский, заштатный, в уездном городе Глухове. Основан в 1670 году. В нем две церкви: 1) Соб. Успения Богородицы, 2) Рождества Христова. МИРОНОВСКИЙ-БОГОСЛОВСКИЙ, женский, заштатный, близ бывшего города Березны. Основан в 1690 году иеромонахом Мироном, и до 1750 года был мужским. Здесь церковь Иоанна Богослова. УНИЧТОЖЕННЫЕ МОНАСТЫРИ: БОРИСОГЛЕБСКИЙ, муж., в Чернигове, бывший с 1785 по 1799 год кафедральным Новгородо-Северских архиереев. (См. церковь Борисоглебская, в Чернигове). ИЛЬИНСКИЙ-ТРОИЦКИЙ, муж., в 1 версте от Чернигова. Основан в 1079 году. Здесь две церкви: 1) Живоначальной Троицы, построенная по образцу древних греческих храмов, имеет богатую утварь; 2) Пророка Илии, в которой находится чудотворная икона Божией Матери, именуемая Ильинскою-Черниговскою; она просияла чудотворениями в 1658 году; празднество ей совершается 10 марта и 16 апреля. В 1785 году, когда Малороссийская епархия разделена на две: Новгородо-Северскую и Черниговскую, то обитель эта, тогда упраздненная, назначена для пребывания Черниговских архиереев – и при сем случае древние ее здания, пришедшие в ветхость, возобновлены. ПЯТНИЦКИЙ, женский, существовавший некогда в Чернигове. О времени основания его известий нет, а уничтожен в 1786 году. Здешняя церковь , во имя св. Параскевы, именуемой Пятницею, весьма древней архитектуры.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

В 2002 году Указом Святейшего Патриарха было установлено празднование Собора Воронежских святых (4/17 сентября). В 2003 году в лике местночтимых святых был прославлен архиепископ Антоний (Смирницкий) . Деяние о прославлении святителя Антония в лике общецерковных святых было совершено на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2008 году. В мае 2003 года определением Священного Синода Липецкая область была выведена из состава Воронежской епархии; правящему архиерею определено иметь титул «Воронежский и Борисоглебский». За период 2003-2011 гг. число действующих приходов на территории епархии увеличилось почти вдвое. Только в 2010 году было образовано 56 приходов, в состав действующих введен 61 храм, число штатных клириков увеличилось на 22 священнослужителя. В декабре 2009 года начались регулярные богослужения во вновь созданном Благовещенском кафедральном соборе, а 6 декабря 2009 года в него были перенесены мощи святителя Митрофана, первого епископа Воронежского, часть мощей святителя Тихона епископа Воронежского, Задонского чудотворца и мощи священномученика архиепископа Петра (Зверева), переданные Воронежской епархии из Соловецкой обители в 2009 году. Изменения названия: Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815). Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мч. Бояна, кн. Болгарского (ок. 830). Св. Николая Постникова исп., пресвитера (1931); сщмч. Василия Малинина пресвитера (1938); мч. Иоанна Чернова (1939). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XXVI, 21 – XXVII, 9 . На веч.: Быт. IX, 18 – X, 1 . Притч. XII, 23 – XIII, 9 . Утреня совершается только по Триоди. Рядовая служба Минеи поется на повечерии. На 1-м часе поклонение Кресту. На часах и изобразительных кондак «Не ктому пламенное оружие...». Начиная с этого дня до Великой Среды на всех литургиях Преждеосвященных Даров добавляется ектения о «готовящихся ко Святому Просвещению» (Крещению).

http://patriarchia.ru/db/text/1624585.ht...

В Повельском стане Дмитровского уезда отмечены подмосковные вотчины Успенского Горицкого монастыря города Переславля: бывшее село Новое на реке Веле и бывший Ильинский погост. В XVII веке на этих двух пустошах были поселены монастырские крестьяне, а на старом месте вновь была отстроена Ильинская церковь, взамен обветшавшей. В 1737 году церковь сильно пострадала от пожара, возникшего от удара молнии. Крестьяне успели вынести святые образа, иконы из иконостаса и антиминс. В 1738 году Синодальный казённый приказ велел архимандриту Горицкого монастыря Авраамию вновь освятить Ильинскую церковь в своей вотчине, в селе Ильине. Для этого был выдан из Синодального дома новый антиминс, освящённый епископом Коломенским и Каширским Вениамином. В 1755 году Ильинская церковь была обновлена. Как известно, Успенский Горицкий монастырь в Переславле был упразднён в 1744 году в царствование Елизаветы Петровны и превращён в архирейскую резиденцию созданную в том же году Переславской епархии. Для удобства административного управления из большой Московской епархии была отделена примерно её пятая часть. К новой епархии были приписаны следующие города Московской губернии: Клин, Руза, Верея, Волоколамск и Дмитров (включая Борисоглебский и Николо-Пешношский монастыри). В Переславской епархии насчитывалось более 700 приходских и монастырских церквей, располагавшихся дугой вокруг Москвы от Гжатска Смоленской губернии до Покрова Владимирской губернии. В 1788 году по указу императрицы Екатерины II необычная по своей географии Переславская епархия была упразднена, просуществовав, таким образом, всего 44 года. Относившиеся к ней города отошли обратно в епархии тех губерний, где они состояли. В частности, город Дмитров и уезд был причислен вновь к Московской епархии. Обращаясь к истории Ильинской церкви, то она в XIX веке была разобрана и по инициативе уже упомянутого купца Киселёва и прихожан, была отстроена в камне. Освящение сего храма состоялось в 1868 году, о чём свидетельствует надпись на части старой ограды, сохранившаяся вместе с фрагментами псалма. Основной престол был переосвящён в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Два других придела в трапезной были освящены в честь Илии Пророка и Обретения главы Иоанна Предтечи. Кирпич для храма жители Ильина и относящихся к приходу деревень обжигали из местной глины. В 1911 году по проекту архитектора Н. Н. Благовещенского церковь была расширена в западной части и соединена с колокольней. Так же устроено водяное отопление, настланы полы из метлахской плитки. В 1913 году интерьер храма был украшен сюжетной и орнаментальной живописью богомазом С. С. Долотовым.

http://sobory.ru/article/?object=06871

В середине 1980-х гг. началось восстановление приходской и монастырской жизни. 4 ноября 1990 года была совершена первая после возрождения обители Божественная литургия в Акатовом монастыре, в июне 1994 года — в Толшевском Преображенском женском монастыре; в 1997 году возобновилась иноческая жизнь в Дивногорском Успенском мужском монастыре, в 1998 году — в Костомаровском в честь Нерукотворного образа Спасителя женском монастыре; 12 сентября 2004 года, в день престольного праздника пещерного храма (единственного из сохранившихся в обители), совершена первая Литургия в Воскресенском Белогорском мужском монастыре. На территории Акатова монастыря были перезахоронены с городских кладбищ останки Воронежских архипастырей: сщмч. Тихона (Никанорова), митрополита Пахомия (Шпаковского), митрополита Владимира (Шимкович), архиепископов Анастасия (Добрадина) и Серафима (Аретинского), епископов Арсения (Москвина) и Вениамина (Смирнова). В 1990 году был освящен памятный знак на месте массовых расстрелов репрессированных в пос. Дубовка под Воронежем. Позже подобные памятные знаки и поклонные кресты были установлены и в других населенных пунктах епархии. В июле 1993 года постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви было открыто Воронежское епархиальное духовное училище при храме Успения Пресвятой Богородицы (левый берег города). В августе 1994 году открыто и регентское отделение при училище для подготовки руководителей церковных хоров. Постановлением Священного Синода 17 июля 1997 года училище было преобразовано в Воронежскую духовную семинарию. 4 марта 2000 года семинария переименована в Воронежскую православную духовную семинарию, в январе 2003 года — получила статус высшего профессионального учебного заведения. На переданном в распоряжение правящего архиерея земельном участке был построен Свято-Серафимовский мужской монастырь; 1 августа 1998 года был освящен первый монастырский храм. В ноябре 1998 года состоялся первый в истории Воронежской епархии визит Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II . Святейший Владыка освятил закладной камень в основание строящегося Благовещенского собора (в память о трех разрушенных в XX веке соборах Воронежа — Благовещенском в Митрофановом монастыре, Троице-Смоленском и Князь-Владимирском), посетил Акатов женский монастырь, Воронежскую духовную семинарию, Успенский Адмиралтейский и Казанский храмы Воронежа.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1624587...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010