Туровская епархия Дата создания: 1005 г. Описание: Входит в состав  Белорусского экзархата Туровская епископская кафедра была основана в 1005 г. и является второй по древности среди православных епархий в Белоруссии. Также, как и Полоцкие, Туровские епископы поставлялись на кафедру Киевскими митрополитами. Туровская епархия была обширной и охватывала территории, принадлежащие сегодня к Минской, Гомельской, Гродненской и Брестской областям. В 1241 г. кафедра была перенесена в г. Пинск, титул правящих архиереев был «Туровский и Пинский». Имена епископов с 1182 по 1390 гг. нам неизвестны; возможно, было время, что епископская кафедра не была занята, и архипастырское попечение над паствой Туровской епархии осуществляли митрополиты Киевские и всея Руси. Поэтому в синодике названы имена митрополитов Петра, Алексия, Киприана и Ионы. Двое из Туровских святителей — епископ Кирилл II и его преемник епископ Лаврентий — причислены Церковью к числу угодников Божиих. Особенно глубоко почитается местными жителями епископ Туровский Кирилл, день памяти которого 28 апреля (11 мая по новому стилю). Этот день традиционно является духовным и государственным праздником всего Полесья. Во второй половине XII века Туровское княжество, распавшись на более мелкие уделы, постепенно потеряло свое могущество. В 1241 году в результате опустошительного набега татар Туров, в котором насчитывалось около 50 церквей и монастырей, был сожжен дотла. В конце XIII – начале XIV веков Туров вошел в состав Великого княжества Литовского и на протяжении веков принадлежал разным княжеским родам. В XVI веке в г. Турове, по свидетельству некоторых источников, было 80 церквей, продолжал действовать древний Борисоглебский монастырь. По великой вере православным были явлены чудотворные иконы Божией Матери «Конковичская» и «Васьковская» (Мозырский уезд). В акте подписания Брестской унии 1596 г. принял участие и епископ Пинский и Туровский Леонтий (Пельчицкий), после чего православная Пинско-Туровская епархия перестала существовать. Но православные жители Туровщины и Пинщины отказались подчиниться униатам и добились поставления в Туров православных епископов, которые действовали одновременно с униатскими.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1244368...

Известные черниговские и брянские епископы со времени разделения митрополии: Исаакий; в 1397 г. сопутствовал митрополиту Киприану в Москву (Карамз. V пр. 254); в 1414 г. участвовал в избрании западно-русского митрополита Григория Цамвлака. Евфимий упом. в 1458–1465 гг. В летописи под 1465 г. сказано: «прибежа в Москву Евфимий епископ брянский и черниговский, покиня свою епископию, и даша ему Суждаль и Колугу и Торусу». (Карамз. VI пр. 629). Феофан – Федор 1465–1473. Иона с 1499 г. (А. 3. Р. I, 168). В 1500 г. взят русскими в плен при занятии ими г. Брянска. 4) Полоцкая епархия Полоцкая епархия, одна из древних западнорусских епархий, 278 обнимала, в рассматриваемый период времени, воеводства: Полоцкое, Витебское и Мстиславское. 1) Полоцк после покорения литовцами, оставался под литовским и потом литовско-польским правительством до 1563 г. – В начале этого года, во время войны Uoahha IV с Польшей, Полоцк взят был русскими, но не долго оставался под русской властью. В 1579 г. он взят был Баторием. Удел племени Владимира и Рогнеды, легко взятый, бесславно утраченный Иоанном, быв 18 лет областью государства Московского, сделался вновь собственностью Литвы до царствования Екатерины бессмертной. 279 В Полоцке в XV–XVI в. было много монастырей: Предтеченский на Двинском острове: существовал уже в XIV веке. По силе несудимой грамоты, пожалованный сему монастырю основателем его, полоцким князем Онуфрием, он не подлежал управе местных владык. 280 Из настоятелей его многие возведены были в сан полоцких епископов. 281 Ныне нет его. Борисоглебский или Бельчицкий за р. Двиной, над ручьем Бельчицей, основанный, одновременно с софийским собором, полоцким князем Борисом Гинвиловичем, внуком литовско-новорудского князя Мингайла, овдадевшего Полоцком в 1190 г. Монастырь снабжен был угодьями, землями и населенными имениями и состоял под покровительством полоцких князей, а по прекращении сих последних, под покровительством бояр-вкладчиков, кои, с согласия архимандрита, избрали из среды себя, на известное число лет, двух монастырских старост, обязанных пещись о благосостоянии монастыря и целости принадлежащих ему имений. Полоцкие архиепископы были настоятелями этого монастыря. Из них Герасим Корсак роздал многие имения монастыря своим братьям и зятьям, отчего монастырь начал приходить в упадок. После разных превратностей во время и после унии, Борисоглебский монастырь недавно упразднен. 282

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Вокруг установки памятника у стен Борисо-Глебского монастыря разгорается скандал Ярославль, 26 мая 2005 г. В поселке Борисоглебский, Ярославской области, у стен древнего Борисо-Глебского монастыря решено установить два памятника – преподобному Иринарху, Затворнику Борисо-Глебской обители и святому иноку Александру (Пересвету) – герою Куликовской битвы. Автор памятников – известный скульптор Зураб Церетели. Однако благое дело вызвало в обществе скандал. Некоторые деятели культуры считают, что творчество Церетели не вписывается в традиционные российские каноны. В открытом письме они призывают Церетели отказаться от монументализации древнерусских поселков. Нашлись противники начинания и среди официальных лиц Ярославской области. В связи с вышеуказанным, пресс-служба Ярославской епархии распространила заявление по поводу установки памятников в поселке Борисоглебский. В газете «Новое время» от 18 мая была опубликована статья Н.П. Катащенко, где не точно высказано мнение Ярославской епархии в вопросе установки памятников. Речь в данном случае идет о доработке образов. Ярославская епархия является одним из инициаторов установки памятников двум русским святым – преподобному Иринарху Затворнику и святому иноку Александру (Пересвету). Ярославская епархия считает возможным запечатлеть в бронзе величие духа и веры этих подвижников, давших пример высокого служения Богу и Отечеству. Проект памятников выполнен известным скульптором Зурабом Церетелли, который передает бронзовые изваяния в дар поселку Борисоглебскому. Реализация проекта происходило в сотрудничестве с Ярославской епархией. Высказанные епархией замечания были приняты и отражены в конечном результате. Однако это неординарное событие, благое по сути своей начинание встретило неожиданно негативную реакцию со стороны некоторых официальных лиц и определенных кругов общественности, что нашло свое отражение на страницах прессы. Нагнетание обстановки, грозящее перерасти в большой скандал, вынуждает Ярославскую епархию высказать свою точку зрения по некоторым вопросам, возникающим в ходе продолжающихся дискуссий.

http://pravoslavie.ru/13605.html

Мон-ри жили автономно от епархиальной власти и зависели только от своих вкладчиков, монастырское начальство обращалось в Москву либо напрямую, минуя епархиального архиерея, либо через войсковой круг. Рязанские епископы должны были противостоять самоуправству землевладельцев и войсковых старост, защищая приходское духовенство и мон-ри. С 1633 г. наместником Рязанского архиерея в Воронеже являлся архимандрит Успенского мон-ря, впосл. представителем архиерея стал воронежский поповский староста. 27 нояб. 1681 г. указом царя Феодора Алексеевича была образована Воронежская епархия (см. Воронежская и Борисоглебская епархия ). После ряда изменений совр. границы епархия получила в 2003 г., когда 7 мая определением Свящ. Синода из ее состава была выделена Липецкая и Елецкая епархия в границах Липецкой обл . Русская православная Церковь за границей (РПЦЗ). С нач. 90-х гг. XX в. в В. о. действовали без регистрации 2 прихода РПЦЗ - в честь Иверской иконы Божией Матери и в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» (в юрисдикции митр. Лавра (Шкурлы)). Жен. иноческая община и приход Российской истинно православной церкви до мая 2002 г. находились в подчинении митр. Виталия (Устинова), в наст. время подчиняются Бостонскому еп. Михаилу. В 1999 г. группа прихожан РПЦЗ заявила о своем переходе в Греческую истинно православную старостильную Церковь Калиникитского синода (в юрисдикции митр. Макария). Старообрядчество в пределах совр. В. о. состояло из местных жителей, не принявших проведенных при Патриархе Никоне исправлений церковных книг и обрядов, и переселенцев, бежавших со 2-й пол. XVII-XVIII в. из Москвы, разных мест Центр. России на Дон; как правило, именно они начинали заселять территорию буд. В. о. Старообрядцев в верховьях Дона было немного, тем не менее, согласно донесениям воронежских священников 2-й пол. XVIII в., «вверх по Дону и Донцу расколу в станицах немалое число оказалось», в станицах жители «по вси годы на исповеди и причастии не бывают и двуперстное крестное знамение на себе изображают».

http://pravenc.ru/text/155256.html

Образовано четыре новых епархии и две митрополии. ПРАВМИР. 26 декабря. Священный Синод на заседании 25-26 декабря 2013 года постановил образовать четыре новых епархии и две митрополии. Постановлением Синода (журнал 137 ) в административных границах Богучарского, Верхнемамонского, Воробьевского, Калачеевского, Каменского, Кантемировского, Ольховатского, Острогожского, Павловского. Петропавловского, Подгорненского, Репьевского и Россошанского районов Воронежской области образована Россошанская епархия, выделенная из состава Воронежской епархии. Епархиальным архиереем Россошанской епархии с титулом «Россошанский и Острогожский» избран епископ Острогожский Андрей, викарий Воронежской епархии. Тем же постановлением в административных границах Аннинского, Бобровского Борисоглебского, Бутурлиновского, Грибановского, Новохоперского, Панинского, Поворинского, Таловского, Терновского и Эртильского районов Воронежской области образована Борисоглебская епархия, также выделенная из состава Воронежской епархии. Временное управление Борисоглебской епархией поручено Преосвященному митрополиту Воронежскому и Лискинскому Сергию. В пределах Воронежской области образована Воронежская митрополия, включающая в себя Воронежскую, Борисоглебскую и Россошанскую епархии. Главой Воронежской митрополии назначен Преосвященный Воронежский и Лискинский Сергий Постановлением Синода (журнал 138 ) в административных границах Алнашского, Граховского, Камбарского, Каракулинского, Киясовского, Малопургинского, Можгинского, Сарапульского районов Республики Удмуртия образована Сарапульская епархия, выделенна из состава Ижевской епархии. Епархиальным архиереем Сарапульской епархии с титулом «Сарапульский и Можгинский» избран иеромонах Викторин (Костенков), клирик Ижевской епархии. Процесс разукрупнения епархий продолжается уже несколько лет. Таким образом, на сегодняшний день в составе Русской Православной Церкви существуют 273 епархии и действуют 300 архиереев. Тем же постановлением в административных границах Балезинского, Глазовского, Дебесского, Игринского, Кезского, Красногорского, Селтинского, Сюмсинского, Шарканского, Юкаменского, Ярского районов Республики Удмуртия образована Глазовская епархия, выделенная ее из состава Ижевской епархии. Временное управление Глазовской епархией поручено Преосвященному Сарапульскому и Можгинскому.

http://pravmir.ru/svyashhennyj-sinod-obr...

В 1674 г. Собор принял решение о приведении границ епархий в соответствие с писцовыми книгами и установленными в них границами уездов (Там же. Д. 87; ААЭ. Т. 4. 204). Из П. о. 77 церквей были переданы в Новгородскую, Тверскую, Псковскую (см. Псковская и Порховская епархия ), Суздальскую, Рязанскую ( см. Рязанская и Михайловская епархия ), Вологодскую, Нижегородскую епархии, а 79 церквей перешли в П. о. из этих епархий. Из П. о. в Новгородскую епархию были переданы г. Архангельск, Холмогорский у., приходы на Мезени, Пинеге и в Кевроле - всего 68 церквей (ААЭ. Т. 4. 204. С. 263). В 1682 г. на этих землях была создана Архангельская и Холмогорская епархия . Из Новгородской епархии в П. о. были переданы 23 церкви. В 1681-1682 гг. разрабатывались проекты епархиальной реформы, самые радикальные из к-рых предполагали доведение числа епархий в России до 12 митрополий и 72 епископий и архиепископий (из них 69 новых). На территории П. о. предлагалось учредить 20 епархий с центрами во Владимире, в Суздале, Вологде, Костроме, Галиче, Звенигороде, Переяславле-Залесском, Белоозере, Севске, Путивле, Туле, Белёве, Темникове, Коломне, Кашире, Калуге, Серпухове, Можайске, Лухе, Юрьеве-Повольском (СГГД. Ч. 4. С. 393-394). Проект встретил сопротивление духовенства, в П. о. была открыта только Звенигородская епархия, но она просуществовала чуть более месяца - 6 нояб.- 24 дек. 1681 г. В первые 2 десятилетия XVIII в. территория П. о. претерпела серьезные изменения: в 1707 г. к ней были приписаны 42 церкви из Нижегородской митрополии, образовавшие Нижегородскую десятину. В 1710 г. 29 городов П. о. с доходами (Торопец, Ржева Володимерова (ныне Ржев), Галич с уездом, Кинешма, Путивль, Белополье, Брянск, Севск, Карачев, Рыльск, Трубчевск, Мосальск, Балахна, Гороховец, Темников, Вязники, Корсунь, Арзамас, Пенза, Юрьев-Повольский, Мокшан, Н. и В. Ломовы, Наровчатское городище, Троицкий острог, Керенск, Саранск с пригородами, Краснослободск, Борисоглебск) были расписаны по губерниям, хотя в церковном отношении продолжали находиться в ведении патриаршего Казенного приказа. В этот период территория П. о. достигла минимального размера и включала лишь ок. 20 городов (Москва, Звенигород, Руза, Верея, Серпухов, Дмитров, Можайск, Волоколамск, Боровск, Калуга, Медынь, Таруса, Оболенск, М. Ярославец (ныне Малоярославец), Алексин, Владимир, Переславль-Залесский, Кострома с пригородами и Лух). Мн. патриаршие мон-ри оказались под властью местных архиереев. При преобразовании П. о. в Синодальную обл. города, ранее входившие в ее состав, были возвращены.

http://pravenc.ru/text/2579756.html

Чернигов, со всею Северскою страной, подпал под власть Литвы с 1320 г. Только в 1503 г. вел. кн. Иоанн III отобрал у литовцев Северскую землю. Черниговские епископы, именовавшиеся с 1215 г. и брянскими, до 1415 г. зависели от московского митрополита, с 1415 – от киевского, с 1503 г. опять перешли под власть московской митрополии. Когда в 1515 г. возвращен был России Смоленск, черниговская епархия присоединена была к Смоленской. Епископы именовались Смоленскими и Брянскими до 1549 г., когда вновь была восстановлена Черниговская епархия. В Смоленской епархии было 11 обителей, из которых особенно знамениты Троицкий Болдинский мон. (с 1526) и Предтечев Вяземский (с 1542). Полоцкая епархия обнимала в рассматриваемое время воеводства Полоцкое, Витебское и Мстиславское. Полоцк, захваченный литовцами, в 1563 г. был отобран царем Иоанном IV, но в 1579 г. снова завоеван королем Стефаном Баторием. В нем было много монастырей, в числе их древние: Спасский в урочище Сельце, из которого пр. Евфросиния предприняла паломничество в Иерусалим, где и преставилась; Петровский, основанный кн. Михаилом около 1235 г.; Борисоглебский или Бельчицкий, сооруженный кн. Борисом Гинвиловичем, внуком литовско-новогрудского кн. Мингайла, овладевшего Полоцком в 1190 г. Витебское княжество было присоединено к Литве в 1320 году по смерти кн. Ярослава Васильевича, выдавшего дочь свою Марию за Ольгерда. В Витебске был Пречистенский жен. мон. В Мстиславле, подпавшем в 1359 г. под литовское владычество, и вблизи его, были монастыри: Нагорный Николаевский, Пустынский, Онуфриевский. В Могилеве, входившем в состав Мстиславского воеводства, находился Спасский мон. В Полоцкой земле, больше чем в других местах России, было монастырей. Полоцкому архиепископу подчинено было православное население г. Риги, которое имело свою Николаевскую церковь . Кафедрой полоцких епископов был Софиевский собор ( И. Чистович ). После татарского разгрома епископская кафедра была перенесена из Турова в Пинск. Пинск входил сначала в состав Туровской епархии. Епископы пинские пребывали большею частью в Лещинском мон., потом имели свой дом при Дмитриевской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОРИСОГЛЕБСКАЯ И БУТУРЛИНСКАЯ ЕПАРХИЯ Образована решением Свящ. Синода от 25-26 дек. 2013 г. путем выделения из состава Воронежской епархии. Включена в состав Воронежской митрополии . Правящему архиерею Синод постановил иметь титул «Борисоглебский и Бутурлиновский». Временно управлять новообразованной епархией было поручено митр. Воронежскому Сергию (Фомину) . 3 дек. 2013 г. на Борисоглебскую кафедру назначен еп. Семилукский, викарий Воронежской епархии Сергий (Копылов) . Объединяет приходы в административных границах Аннинского, Бобровского, Борисоглебского, Бутурлиновского, Грибановского, Новохоперского, Панинского, Поворинского, Таловского, Терновского и Эртильского районов Воронежской области. Кафедральный город - Борисоглебск, кафедральный собор - в честь Знамения Божией Матери в Борисоглебске. Правящий архиерей - еп. Сергий (Копылов). Епархия разделена на благочиния: Архиерейское, Борисоглебское, Бутурлинское, Аннинское, Новохопёрское, Грибановское. При ЕУ работают отделы: архитектурно-строительный, по работе с правоохранительными органами, молодежный, по церковной благотворительности и социальному служению, миссионерский, по тюремному служению, религиозного образования и катехизации, по работе с казачеством, по культуре, по взаимодействию с региональными МЧС, по утверждению трезвости и противодействию наркомании и алкоголизму, по заците материнства и детства, издательский и паломнический. Также работают комиссии: по имуществу религиозного назначения, по культуре, по канозации святых и историко-архивная комиссия. Святыни и крестные ходы. В Б. и Б. е. в конце июля проходит ежегодный трехдневный крестный ход из г. Борисоглебска и г. Новохопёрска в Серафимо-Саровский монастырь. Крестный ход приурочен к монастырскому престольному празднику обретение мощей прп. Серафима Саровского (1 авг.). В монастыре находятся 2 святых целебных источника. Также святыней епархии является чудотворная икона Божией Матери " Скоропослушница " . Архиереи: временно управляющий епархией - митр. Сергий (Фомин; 26 дек. 2013 г.-3 июня 2016 г.); Сергий (Копылов; с 3 июня 2016 г.). Действующие монастыри: Серафима Саровского преподобного мужской монастырь , близ с. Новомакарово Грибановского р-на Воронежской обл. (основан в 1995 г., открыт в 1998 г.). Недействующие монастыри: Троицкий Битюцкий мужской монастырь (основан в 1699 г., закрыт в 1764 г.), Лысогорский Успенский женский монастырь в с. Троицкое Новохопёрского р-на (основан как монашеская община в 1860 г., открыт в 1890 г., закрыт в 1922 г.); Казанский Таволжанский женский монастырь в с. Таволжанка Грибановского р-на (открыт в 1884 г., закрыт в 1922 г.). Лит.: Определения Свящ. Синода//ЖМП. 2014. 8. С. 9; Определения Свящ. Синода//Там же. 2014. 11. С. 8. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2072227.html

Arhiva La mnstirea „Sfinii Boris i Gleb”, or. Dmitrov, a fost pomenit în rugciunea aniversarea a 1000 de ani de la sfâritul mucenicesc al binecredincioilor cnezi Boris i Gleb 8 august 2015 12:56 6 августа 2015 года Патриарший наместник Московской епархии митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий возглавил торжества в Борисоглебском монастыре г. Дмитрова по случаю 1000-летия мученической кончины благоверных князей Бориса и Глеба. Его Высокопреосвященству сослужили: епископ Видновский Тихон , благочинный монастырей Московской епархии епископ Серпуховской Роман , игумены всех мужских обителей Московской епархии, благочинный Дмитровского округа протоиерей Афанасий Чорногуз, благочинный Рогачевского округа священник Алексей Суриков и духовенство Дмитровского благочиния. За богослужением молились глава Дмитровского района В.В. Гаврилов, заместитель главы района Е.А. Виноградова, начальник районного управления культуры А.Ф. Садова, настоятельница Спасо-Влахернского женского монастыря игумения Александра (Балабанова) и настоятельница Казанского женского монастыря игумения Мария (Макарова). После сугубой ектении митрополит Ювеналий вознес молитву о мире на Украине. За Литургией архиерей рукоположил в сан диакона Василия Костеркина. По окончании богослужения был совершен крестный ход вокруг Борисоглебского собора монастыря, после чего на паперти собора митрополит Ювеналий прочитал молитву святым Борису и Глебу. Затем митрополита Ювеналия и всех верующих приветствовали глава Дмитровского района В.В. Гаврилов и настоятель Борисоглебского монастыря игумен Августин (Шорников). Патриарший наместник Московской епархии тепло поздравил верующих с праздником и произнес проповедь , в которой, в частности, отметил: «В этом году по решению Святейшего Патриарха и Священного Синода в течении всего года мы отмечаем 1000-летие со дня блаженной кончины великого и равноапостольного князя Владимира — Крестителя Руси. И в этом же году исполняется 1000 лет со дня мученической кончины его двух младших сыновей — страстотерпцев Бориса и Глеба. По благословению Святейшего Патриарха во всей Русской Православной Церкви, где есть обители, посвященные святым Борису и Глебу, епархиальные архиереи совершают в них богослужения, и я с особым и трепетным чувством нахожусь сегодня среди вас, так же, как и всегда, когда посещаю древний Дмитров». В заключение митрополит Ювеналий передал в дар В.В. Гаврилову и игумену Августину альбомы с записью песнопений в исполнении хора духовенства Московской епархии. Московская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/4192818...

Так, наконец, определилась епархиальная подведомственность обширной церковной области, в продолжение 35-ти лет не знавшей епархиального постоянства. В четырех городах и шести её уездах в 1738 г. насчитывалось – 468 церквей. 309 С приписными синодальными церквами в Нижегородской епархии значилось – 961 ц. В это число, вероятно, включены храмы 37 монастырей и 19 пустынь. 310 При таком количестве церквей и монастырей, Нижегородская епархия становилась в ряду самых многолюдных епархий. Ее превосходили только Синодальная область, Новгородская, Рязанская и Белоградская епархии; с отпиской синодальных церквей она уступила еще восьми епархиям, становясь в ряд малолюдных епархий. 311 Одно это могло служить для Питирима сильным побуждением просить о подчинении ему синодальных городов и уездов. Помимо того, нельзя упускать из внимания отменной ревности Питирима по раскольническим делам и ставленических интересов. Следственные дела также приносили доход епархиальной администрации, не говоря о разных акциденциях. После 1738 г. все это поступило в доход Синода и его администрации... Таким образом, с 1738 г. северо-восточная граница Синодальной области опять дошла до самых крайних своих пределов, определившихся еще в 1672 г., при открытии Нижегородской епархии. К 1738 году на западе в Синодальной области образовалась новая Ивановская десятина с 40 церквами, возвращенными от Киевской митрополии, получившая свое название от Ивановской волости. 312 Этим и закончился территориальный рост Синодальной области за время управления ей Св. Синодом, при помощи Московской Дикастерии. Синодальный Казенный Приказ, ведавший сборы с церквей и духовенства бывшей Патриаршей области, был закрыт в 1740 году, почти накануне распадения её вследствие открытия нескольких самостоятельных епархий в пределах бывшей Патриаршей области. Приписка от Воронежской епархии г. Борисоглебска к южной территории Синодальней области имела за собой некоторое основание в прошлом, 313 даже помимо желания самих борисоглебцев. Остальное пространство по бассейну среднего Дона и по Донцу, южнее Борисоглебска, осталось в ведении воронежских епископов. 314

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010