Воронежская и Борисоглебская епархия 16 серпня 2011 р. 13:40 Епархия сегодня До середины XVIII века территория, занимаемая Воронежской губернией, в церковных делах подчинена была Рязанской и Белгородской епархиям. Сто лет спустя со времени основания города Воронежа учреждена была самостоятельная Воронежская епархия. Большой Московский Собор 1666-1667 гг. принял решение о возведении Рязанской архиепископии в статус митрополии и создании в ее составе двух епархий — Тамбовской и Воронежской. Необходимость учреждения новой епархии в Воронеже подтвердил Московский Собор 1681-1682 гг. По указу царя Феодора Алексеевича и по благословению Патриарха Иоакима 27 ноября 1681 года на новообразованную кафедру был избран игумен Макарьевского Унженского монастыря Митрофан, прославленный в дальнейшем в лике святых. 2 апреля 1682 года Патриарх Иоаким возглавил его хиротонию. Первоначально в состав Воронежской епархии вошли города: Воронеж, Елец, Костёнск и Орлов (входившие ранее в состав Рязанской епархии); Урыв, Коротояк и Землянск (Белгородская епархия). После завоевания в 1696 году Азова, границы Воронежской епархии расширились в южном направлении до Азовского моря и на ее территории оказались новопостроенные города Таганрог и Павловская крепость (ныне г. Павловск Воронежской области). По личному распоряжению Петра I, в 1699 году к ней были присоединены города, ранее относившиеся к Рязанской епархии: Усмань, Демшинск, Белоколодск и сел. Мокрый Боерак. Впоследствии епархия расширялась путем присоединения территорий Белгородской епархии (в 1699 году — г. Острогожск); в 1718-1720 гг. — земли по рекам Дон и Хопёр; в 1720 году присоединена часть земель Рязанской епархии, а после 1749 года — Тамбовской и других окрестных епархий. В 1684-1692 гг. трудами святителя Митрофана в Воронеже был воздвигнут каменный кафедральный собор в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, построено значительное число приходских храмов. По указу епископа Воронежского Феофилакта (Губанова) 31 мая 1745 года была учреждена Воронежская духовная семинария — старейшее учебное заведение Воронежского края. Епископ Воронежский и Елецкий Тихон (Соколов), будучи человеком образованным и радеющим о науках, за недолгое время своего управления епархией значительно укрепил и расширил деятельность семинарии. Он лично руководил духовной школой, вкладывал значительные средства в ее развитие: выписал учителей из Киева и Харькова, начал создавать библиотеку, которая впоследствии стала одной из лучших среди духовных учебных заведений России.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1624587...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПЕРЕСЛАВСКАЯ И УГЛИЧСКАЯ ЕПАРХИЯ РПЦ, существовала в 1353-1362 гг. как Переяславская, в 1744-1788 гг. как Переславская (Переяславская, Переславльская) и Дмитровская. П. и У. е. образована решением Синода от 24 дек. 2015 г. путем выделения из состава Ярославской (см. ст. Ярославская и Ростовская епархия и Рыбинской (см. ст. Рыбинская и Романо-Борисоглебская епархия ) епархий, в тот же день епископом Переславским и Угличским избран клирик Ярославской епархии игум. Феодор (Казанов ; 25 дек. 2015 возведен в сан архимандрита, 27 дек. состоялась архиерейская хиротония; ныне митрополит Волгоградский и Камышинский). П. и У. е. входит в состав Ярославской митрополии . Кафедральные города - Переславль-Залесский и Углич. Кафедральные соборы - переславский в честь Владимирской иконы Божией Матери и угличский в честь Преображения Господня. Правящий архиерей - еп. Переславский и Угличский Феоктист (Игумнов) . Епархия объединяет приходы в административных границах Большесельского, Борисоглебского, Мышкинского, Переславского и Угличского районов Ярославской области . Епархия разделена на 7 благочиннических округов: Большесельский, Борисоглебский, Мышкинский, Переславский и Плещеевский (Переславский р-н), Угличский и Ильинский (Угличский р-н). К апр. 2019 г. на территории П. и У. е. насчитывалось 218 храмов: 89 приходских, 97 приписных, 2 тюремных, 30 недействующих храмов; 9 мон-рей (4 мужских и 5 женских), 2 архиерейских подворья, 21 часовня; в епархии служили 121 священник и 10 диаконов; в мон-рях насчитывалось 38 монахов и 87 монахинь. При ЕУ (располагается на территории переславль-залесского во имя великомученика Феодора Стратилата женского монастыря ) работают отделы: религиозного образования и катехизации, по церковной благотворительности и социальному служению, по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами, по окормлению исправительно-трудовых учреждений, молодежный, информационно-аналитический, по взаимодействию с обществом, миссионерский, архитектурно-строительный, паломнический, по взаимодействию с казачеством, культурного наследия, культуры, финансово-хозяйственный; действует пресс-служба.

http://pravenc.ru/text/2580008.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛИПЕЦКАЯ И ЗАДОНСКАЯ ЕПАРХИЯ РПЦ, образована решением Синода от 7 мая 2003 г. как Липецкая и Елецкая в границах Липецкой обл. , отделена от Воронежской и Липецкой епархии (см. Воронежская и Борисоглебская епархия ). С 29 мая 2013 г. имеет совр. название, вместе с Елецкой и Лебедянской епархией входит в образованную тогда же Липецкую митрополию . Кафедральный город - Липецк. Кафедральный собор - в честь Рождества Христова. Правящий архиерей - митр. Липецкий и Задонский Арсений (Епифанов ; с 9 июля 2019), глава Липецкой митрополии. Территория епархии включает городской округ г. Липецк и Воловский, Грязинский, Добринский, Добровский, Задонский, Липецкий, Тербунский, Усманский, Хлевенский районы Липецкой обл. Л. и З. е. разделена на 8 благочиний: 1-е и 2-е Липецкие, Грязинское, Добринское, Добровское, Задонское, Тербунское и Усманское. К 2015 г. имелось 5 мон-рей (2 мужских, 3 женских), 164 прихода; в клире состояли 256 священников и 35 диаконов. При ЕУ действуют следующие комиссии и отделы: по религиозному образованию и катехизации, по социальному служению и благотворительности, по связям с медицинскими учреждениями, по миссионерской и антисектантской деятельности, по пастырской работе среди молодежи, по пастырской работе в исправительных учреждениях, по пастырской работе с Вооруженными силами и правоохранительными органами, по реставрации и строительству храмов, по работе с казачеством, по взаимоотношениям Церкви и общества, по вопросам защиты семьи, материнства и детства, епархиальных средств массовой информации и коммуникации, паломнический. Кафедральный Христорождественский собор г. Липецка. 1791–1842 гг. Фотография. 2013 г. Кафедральный Христорождественский собор г. Липецка. 1791–1842 гг. Фотография. 2013 г. С кон. XI в. территория Л. и З. е. входила в Черниговскую (до 1198; см. Черниговская и Новгород-Северская епархия ) и Рязанскую (с 1198; см. Рязанская и Михайловская епархия ) епархии.

http://pravenc.ru/text/2110526.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛИПЕЦКОЕ ВИКАРИАТСТВО Тамбовской епархии (см. Тамбовская и Рассказовская епархия ), затем Воронежской епархии (см. Воронежская и Борисоглебская епархия ), существовало в 1919-1920 и в 1926-1934 гг. Предложение о создании Л. в. было выдвинуто на прошедшем 28-29 мая 1918 г. собрании духовенства Тамбовской епархии по инициативе в. у. Тамбовской епархией Козловского еп. Зиновия (Дроздова) (на собрании еп. Зиновий был избран правящим Тамбовским архиереем, 4 июня утвержден на кафедре). 28 нояб. 1919 г. патриарх Московский и всея России св. Тихон и Высший церковный совет одобрили резолюцию Тамбовского епархиального совета о создании в епархии викарных кафедр и приняли постановление об образовании 2 полусамостоятельных викариатств: Шацкого (для Шацкого, Елатомского, Темниковского и Спасского уездов) и Липецкого (для Липецкого, Лебедянского и Усманского уездов) и об упразднении Козловского викариатства (РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 25. Л. 77-78). Еп. Зиновию было предложено выяснить наличие материальных средств и составить годовые сметы для содержания новых кафедр с 1 янв. 1920 г. Помимо Тамбовского еп. Зиновия и Козловского еп. Павла (Поспелова) , направивших соответствующее ходатайство патриарху, одним из инициаторов образования Л. в. был благочинный Липецкого городского округа прот. Алексий Архангельский. Вероятно, на содержание Л. в. средств не хватило, в связи с чем его решили временно не замещать. В 1919-1920 гг. на территории Л. в. имели место убийства духовенства большевиками. В нач. 1919 г. погиб свящ. Гавриков из с. Тюшевка Липецкого у. (Там же. Л. 237). В нояб. того же года в с. Черепянь Лебедянского у. был убит свящ. Владимир Владимиров, обвиненный в содействии казакам ген. К. К. Мамантова при нашествии их на Лебедянь. Постановлением патриарха и Синода от 29 нояб. 1919 г. имя этого клирика было внесено в список лиц, погибших «в связи с настоящим гонением на Церковь» (Там же. Д. 13. Л. 80). В марте 1922 г. в Липецком у. началась кампания по изъятию церковных ценностей . Прихожанок, собравшихся перед Христорождественским собором в Липецке, чтобы протестовать против изъятия, разогнала конная милиция (ГАТО. Ф. 840. Оп. 1. Д. 1576).

http://pravenc.ru/text/2110534.html

Чтобы каждый человек сам стал будто храм Человеку, который не занимается духовной жизнью, недоступно понимание духовного, он просто не чувствует такой потребности. 15 апреля, 2014 Человеку, который не занимается духовной жизнью, недоступно понимание духовного, он просто не чувствует такой потребности. Интервью с митрополитом Воронежским и Лискинским Сергием — Уважаемый Владыка, это наша первая встреча после образования на территории нашей области трех новых епархий, объединенных в Воронежскую митрополию. Скажите, пожалуйста, чем вызваны структурные перемены и как они меняют нашу церковную жизнь? — Задача разделения нашей епархии, как и всех епархий Русской Православной Церкви, заключается в более эффективном сотрудничестве Церкви и общества. Епископ стал ближе к народу, и это важно, поскольку вокруг него объединяется и строится вся работа: административная, просветительская, духовная. Реорганизация церковной жизни уже проведена в большинстве епархий РПЦ. Из состава Воронежской епархии выделены еще две. Таким образом, наша епархия оказалась разделенной на север, восток и юг. И те части, которые отошли к Борисоглебской и Россошанской епархиям – одинаковы по количеству приходов и численности духовенства, а Воронежская епархия будет посильнее за счёт количества городских приходов и числа прихожан. А вот задачи перед нами стоят общие. Строго говоря, это преобразование не является разделением. Напротив, это — объединение в рамках митрополии, возглавлять её поручено мне. Во главе одной из двух епархий – Россошанской — стоит Владыка Андрей. Мы каждый день с ним созваниваемся, он часто бывает в Воронеже, мы вместе обсуждаем многие вопросы. Приближается наш главный праздник Пасхи Христовой, и мы будем проводить мероприятия по всей митрополии в атмосфере взаимной помощи. Правда, пока помощь в основном исходит от Воронежской центральной епархии, потому что на периферии не всегда хватает сил образовать все отделы, которые работают в Воронеже и всесторонне охватывают церковную жизнь. Поэтому там, где это необходимо, будет оказана всесторонняя поддержка из Воронежа. Без внимания не останется ни один приход области.

http://pravmir.ru/chtobyi-kazhdyiy-chelo...

24 дек. того же года избран епископом Новгород-Северским, викарием Черниговской епархии. 31 янв. 1899 г. Киевский и Галицкий митр. Иоанникий (Руднев) возглавил в С.-Петербурге архиерейскую хиротонию М. 20 окт. того же года М. переведен на Ковенскую викарную кафедру Литовской епархии. 6 сент. 1903 г. назначен епископом Омским и Семипалатинским. Во время его управления епархией в Омске был построен новый Архиерейский дом с домовым храмом, начал работать епархиальный свечной завод. 9 дек. М. был назначен епископом Гродненским и Брестским. В 1907 г. добился учреждения в епархии викарной кафедры в Белостоке. 6 мая 1912 г. возведен в сан архиепископа. Участвовал в сессиях Синода, читал лекции в СПбДА. Во время первой мировой войны при приближении нем. войск М. ежедневно совершал богослужения в кафедральном соборе. 14 февр. 1915 г. архиерей прибыл на рус. оборонительные позиции близ Гродно, совершил торжественное богослужение и произнес речь перед защитниками города; обошел под артиллерийским обстрелом противника укрепления, окропляя их защитников св. водой и благословляя Коложской иконой Божией Матери. Тогда нем. наступление было остановлено, но в авг. 1915 г. рус. войска были вынуждены оставить Гродно. Еще до этого М. был эвакуирован в Москву с братией гродненского Борисоглебского мон-ря. Он вывез с собой епархиальные святыни - фоб с частицей мощей мч. Гавриила Белостокского и Жировицкую икону Божией Матери, помещенные в храм Василия Блаженного. М. проживал в митрополичьих покоях Чудова мон-ря, проводил богослужения в храмах на Мясницкой ул., где в штате состояли эвакуированные гродненские священнослужители. После Февральской революции 1917 г., 14 апр. того же года, уволен Временным правительством из состава Синода вместе с др. его членами. Был участником Предсоборного Совета в Петрограде в июне-июле 1917 г. и Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. в Москве В окт.-нояб. 1917 г., во время боев между отрядами большевиков и войсками Временного правительства, находился в кремлевском Чудовом мон-ре. Под артиллерийским обстрелом вместе с Петроградским митр. сщмч. Вениамином (Казанским) и иноками перенес мощи митр. свт. Алексия в пещерную Ермогеновскую ц. и отслужил молебен. Во время гражданской войны М. оставался в Москве, принимал участие в заседаниях Синода под председательством патриарха Московского и всея России свт. Тихона (Беллавина) . Управление Гродненской епархией с сент. 1918 г. взял на себя викарий М. Белостокский еп. Владимир (Тихоницкий ; впосл. митрополит, глава Западноевропейского Экзархата рус. правосл. приходов К-польского Патриархата). После советско-польск. войны 1920 г. Гродненская епархия оказалась на территории Польского гос-ва и в дальнейшем была включена в состав неканонично провозглашенной автокефальной Православной Церкви в Польше. Возвращение М. на Гродненскую кафедру стало невозможным. В нач. 1921 г. он был назначен настоятелем московского Донского мон-ря.

http://pravenc.ru/text/2563636.html

27 декабря 1995 года указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия на Кольском полуострове была учреждена Мурманская и Мончегорская епархия. Ее управляющим был назначен епископ Симон (Гетя). История Православия на Кольском полуострове связана с именем преподобного Трифона Печенгского, который до сих пор почитается саамами и лопарями. Он родился в Торжке, в семье священника, в 1485 году, в миру носил имя Митрофан. Однажды, услышав голос Свыше, преподобный направился в полуночные земли к язычникам лопарям, чтобы просвещать их и крестить в православную веру. В 1532-1533 годах на берегу реки Печенги он построил церковь Святой Троицы и основал монастырь, а на левом берегу реки Паз — Борисоглебскую церковь. Преподобный Трифон умер 15 декабря 1583 года в возрасте 98 лет. В 1589 году шведы разрушили древний Печенгский монастырь. Затем по указу царя Феодора Иоанновича обитель перенесли за реку Колу — «против острога на острову». На месте разрушенного монастыря построили церковь во имя преподобного Трифона, «страны северныя просветителя, Печенгского чудотворца», а над могилой святого — храм Сретения Господня. В 1764 году монастырь был закрыт, а в 1885 году восстановлен «для противодействия пропаганде католиков, лютеран и раскольников и для распространения Православия среди лопарей». Большой вклад в дело просвещения саамов внес и монах Соловецкого монастыря преподобный Феодорит Кольский. В Софийской летописи за 1526 год говорится о том, что он успешно проповедовал среди язычников лопарей и построил на берегу реки Нивы, в Кандалакше, первый православный храм в честь Рождества Иоанна Предтечи. В1548 году на другом берегу реки преподобный основал мужской Богородице-Рождественский (Кокуев) монастырь и стал его настоятелем. Долгие годы эта обитель была центром просветительной и хозяйственной жизни Кандалакшского края. В «Соловецком патерике» говорится, что преподобный Феодорит принял на себя апостольский подвиг, отправившись «на устье Колы, в землю диких лопарей». С их языком он успел познакомиться в Соловецком монастыре, где, по свидетельству жития преподобных Зосимы и Савватия, среди монахов было много инородцев. Образованный человек, замечательный проповедник, он нес свет и добро «темным язычникам Севера».

http://pravmir.ru/murmanskaya-eparhia-15...

Архиепископ Гродненский и Волковысский Антоний ЖМП 11 ноябрь 2023 /  25 декабря 2023 г. 14:00 В единстве с Русской Православной Церковью ЖИЗНЬ НА ЗАПАДНЫХ РУБЕЖАХ ПРАВОСЛАВИЯ Гродно, отметивший в 2023 году 895 лет со дня основания, наряду с Брестом является одним из самых западных городов Беларуси, на границе с Польшей. Близость к Польше и Литве и исторические перипетии определили для жителей этого региона непростую судьбу. Об истории, современной жизни и деятельности Гродненской епархии , сосуществовании православных и римо-католиков на западе Беларуси и о личности выдающегося белорусского иерарха митрополита Филарета (Вахромеева) «Журналу Московской Патриархии» рассказал глава епархии архиепископ Гродненский и Волковысский Антоний . PDF-bepcuя. Свыше 1000 лет со Христом - Владыка, расскажите, пожалуйста, об основных вехах в истории Гродненской епархии.  - Гродненская епархия была образована в 1900 году. До этого времени она входила в состав Виленской епархии, которая объединяла Виленскую, Гродненскую и Ковенскую губернии Российской империи. Однако Православие пришло на эту землю вскоре после Крещения Руси. Тогда здесь массово строились храмы. Самым лучшим свидетельством присутствия Православия на этих землях является Борисоглебская (Коложская) церковь XII века, построенная на высоком берегу Немана. В отличие от множества других городов Древней Руси, Гродно XII века имел свою архитектурную школу. Помимо упомянутой Коложской церкви, к ней относились Нижняя, Пречистенская, Воскресенская и Малая церкви. Некоторые из них, как Нижняя и Пречистенская, дошли до нас в остатках стен и фундаментов, остальные известны по летописям. Нижняя церковь находилась на территории Старого замка (также памятника гродненской архитектурной школы XII века) и, вероятно, была посвящена Успению Пресвятой Богородицы, так как в древности все главные храмы называли по примеру Успенской Киево-Печерской лавры . Еще один памятник гродненской школы — недостроенная церковь в Волковыске. В XII веке на одном из холмов этого города был заложен фундамент храма, заготовлены известь и плинфа, но по неизвестным причинам строительство прекратилось.

http://e-vestnik.ru/interviews/arhciepis...

Глава третья Малочисленность и вдовство епархий перед учреждением Св. Синода. Тяжелое положение местоблюстителя м. Стефана и неудовлетворительность епархиального управления в бывшей Патриаршей области, временно порученной ведению крутицкого митрополита. Мысль об учреждении Духовной Коллегии для исправления великих церковных дел. Работы Петра по введению коллегиального управления в Государстве и по второму переделу России на губернии (1719 г.), предшествующие учреждению Духовной Коллегии. Составление Регламента для духовной Коллегии и меры к упорядочению епархиального управления (епископские дела), выработанные составителем Регламента. Непригодность этих мер для достижения цели без увеличения числа самостоятельных епархий или, в крайнем случае, викариатств. Сомнительный проект увеличения числа русских епархий, приписываемый Петру историком В. Н. Татищевым. Открытие Св. Синода (14 февр. 1721 г.). Вопрос о состоянии епархий на первом заседании Св. Синода. Возвращение управления церковными вотчинами духовным властям, осложнившее епархиальное управление. Духовное инквизиторство, введенное Св. Синодом в целях упорядочения епархиальной жизни. Разделение епархий по двум протоинквизиторским округам. Вред от инквизиторства, ослабившего права епархиальных архиереев. Неосуществившийся проект учреждения викариатств у синодальных членов для заведывания земскими делами. Бывшая Патриаршая, теперь Синодальная, область в ведении Св. Синода, но без самостоятельного архиерея. Неудобства управления ей «чужестранных архиереев» и поручение её Леониду (Крутицкому). Сложность обязанностей последнего по управлению двумя епархиями. Увеличение состава Синодальной области по смерти м. Стефана Яворского (27 ноября 1722 г.) присоединением к ней от Рязанской епархии Тамбовской (1723 г.) и г. Борисоглебска от Воронежской, а также 19 ржевских приходов из Новгородской (1725 г.); образование в 1738 г. новой Ивановской десятины. Состав Синодальной области в 1724 году. Отношение донских казаков к Воронежской епархии в начале существования Св. Синода. Состав Воронежской епархии в 1724 г. и расширение южных пределов её вследствие колонизации придонских областей. Смежность границ Воронежской и Астраханской епархий в нижнем придонском бассейне. Расширение южных границ Астраханской епархии, особенно вследствие персидских походов, по побережью Каспийского моря. Малочисленность церквей Астраханской епархии. Спорное дело о вновь поселенных казачьих слободах, принадлежавших Астраханской епархии. Колонизация в пределах Казанской епархии (Оренбургский край). Состав Казанской епархии. Присоединение городов Синодальной области (Арзамас, Гороховец, Яропольч, Вязниковская слобода) к Нижегородской епархии. Колонизация в Приуралье и Вятская епархия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОСТРОГОЖСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Воронежской епархии (см. ст. Воронежская и Борисоглебская епархия ), существовало в 1841-1853, 1866-1923 гг., в 1926 г. и в 2011-2013 гг. Получило название по г. Острогожску Воронежской губ. (ныне адм. центр Острогожского р-на Воронежской области ). В кон. 30-х - нач. 40-х гг. XIX в. архиепископ Воронежский и Задонский свт. Антоний (Смирницкий) дважды подавал прошения имп. Николаю I Павловичу и обер-прокурору Синода Н. А. Протасову об увольнении «по преклонности лет» и по состоянию здоровья на покой с «перемещением на жительство» в Киево-Печерскую лавру. Однако прошения не были удовлетворены. Вместо этого в помощь архиеп. свт. Антонию было решено назначить викарного епископа. Синод запросил Воронежского архиерея, «на каком быть положении новому викарию и какое получать ему содержание». Архиеп. свт. Антоний предложил определить местопребывание викарию в Задонском в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужском монастыре с правом управления обителью, в Воронеже викарию предлагалось останавливаться на принадлежавшем этому мон-рю подворье. Однако Синод не одобрил эти предложения, вероятно, потому, что Задонск входил в титулатуру правящего архиерея. Синод определил местопребывание викарному епископу в воронежском Алексеевском Акатовом муж. мон-ре (см. ст. Акатов во имя святителя Алексия женский монастырь ); викарий должен был титуловаться епископом Острогожским - по названию крупнейшего уездного города. 28 окт. 1841 г. епископом Острогожским определен бывш. Рижский еп. Иринарх (Попов ; впосл. архиепископ). Поскольку еп. Иринарх был назначен в Воронежскую епархию «не на штатную вакансию, но по особенному Высочайшему вниманию к преклонным летам… архиепископа Антония, для пособия ему в отправлении епархиальных дел», особого штата при викарии (должностей иподиаконов, певчих) учреждено не было. По причине того что участие Острогожского епископа в богослужениях и «отправление епархиальных дел» должны были осуществляться им по указаниям Воронежского архиерея, викарий обязан был получать богослужебные предметы из ризницы Воронежской кафедры по распоряжению архиеп. свт. Антония. 19 дек. 1841 г. предложения Синода о статусе Острогожского епископа были утверждены императором.

http://pravenc.ru/text/2581669.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010