В 1706 г. была построена и освящена новая деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы с Борисоглебским приделом (не сохранилась): «На погосте, у Борисоглебского озера, построена новая деревянная церковь во имя Живоначальныя Троицы с приделом св. Бориса и Глеба и ко дню освящения оной церкви, по благословенной грамоте, 1706 года октября в 14 день, выдан антиминс, под росписку тояж церкви попа Ивана». В записной книге исходящих бумаг Синодального Казённого Приказа за 1725 г. значится: «сентября в 21 день, запечатан указ о строении церкви тайному действительному советнику и сенатору графу Ивану Алексеевичу Мусину-Пушкину, велено в Московском уезде в вотчине ево, в селе Новотроицком, вместо ветхой деревянной Троицкой церкви, построить в том желе селе вновь церковь во имя Живоначальныя Троицы каменную; припись на указе казначея иеромонаха Филагрия, да секретаря Ивана Орлова». Сын владельца имения Платон Иванович Мусин-Пушкин построил в 1725-30 г.г. на другом берегу Борисоглебского озера каменную Троицкую церковь. «При церкви Живоначальной Троицы в с. Троицком, что при озере Борисоглебском, имеется 246 приходских дворов» (клировая ведомость за 1811 год). В 1850-х гг. по соседству возвели новую каменную трехпрестольную церковь на средства купца Малютина, куда и был перенесён Троицкий престол. Прежнюю церковь возобновили с изменением внешних форм, переосвятили, назвав Борисо-Глебской. Кирпичный храм принадлежит к типу «восьмерик на четверике». С запада к нему примыкает трапезная и трехъярусная колокольня, перестроенная во второй половине XIX в. В 1929 г. Борисо-Глебский храм закрыли, а его здание использовали под районный краеведческий музей. С 1999 г. при храме зарегистрирована община. С 2000 г. во дворе храма каждое воскресение совершались молебны, а в летнее время — Божественная литургия в палаточном алтаре. Администрацией Раменского района в 2005 г. здание храма возвращено Русской Православной Церкви. В нем проведены восстановительные работы. Храм освящён архиепископом Можайским Григорием (Чирковым) 14 мая 2011 года. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Борисо-Глебски...

Потом приходит отец Евстафий в алтарь, смотрит на меня понимающими глазами: это, конечно, серьезно, от отца Павла такой разгон получить у престола. Праздники заканчиваются, и у нас с архимандритом Евстафием происходит серьезный разговор о том, что он слышал обо мне от отца Павла в алтаре. Я вижу, что он расстроен, помочь мне хочет, чтобы я в чем-то покаялся, что-то изменил в жизни. Все-таки он считал меня своим помощником и многое доверял, и вот начистоту решил поговорить со мной: — Я же вижу, что отец Павел к тебе холодно относится. Бывает, с кем-то пошутит, кому-то что-то скажет, а тебя благословит и все. Может, что-то есть, о чем ты забыл, подумай. А я отцу наместнику ничего сказать не могу, просто я рад, пребываю в том состоянии, когда отец Павел меня обласкал, прижал к груди, слов-то больше не надо никаких и говорить мне не хочется ничего... Через две недели, 17 октября 1994 года, отец наместник, приехав из епархии, позвал меня к себе в приемную для обсуждения монастырских дел. Под конец разговора он говорит: — На, почитай. Дает мне документ, и я читаю указ о своем назначении игуменом Борисо-Глебского монастыря . На меня это не произвело никакого впечатления, и я сказал, что у меня на это нет здоровья. Архиепископ Михей (Хархаров), игумен Феодор (Казанов), мать Феврония, игумен Иоанн (Титов) и братия Борисо-Глебского монастыря После этого разговора отец наместник уехал на две недели на Валаам, оставив меня за старшего в монастыре. Однажды под вечер я поехал в епархию к владыке Михею с твердым намерением убедить его, что мне не по силам игуменство в Борисо-Глебском монастыре. Около часа прого­ворили мы с владыкой. Он рассказывал о своем игуменстве в Жировицком монастыре . В конце разговора владыка мне говорит: — Ну, ты попробуй, уж если не справишься... отказаться никогда не поздно. После приезда отца Евстафия мы с ним поехали к отцу Павлу по поводу указа о переводе меня в другой монастырь. Мы были уверены, что отец Павел не благословит. Я помнил его слова, сказанные тогда в алтаре, чтобы от отца Евстафия не уходить и быть вместе.

http://pravoslavie.ru/136677.html

В Борисо-Глебском монастыре отмечается память преподобного Иринарха Затворника Москва, 26 января 2005 г. 26 января Православная Церковь чтит память преподобного Иринарха Затворника. Удивительным образом переплетаются события. Совсем недавно российским правительством был учрежден День народного единства, в честь освобождения Москвы от польских интервентов, который будет отмечаться 4 ноября. 4 ноября – день основания Ростовского Борисо-Глебского на Устье мужского монастыря (Ярославская епархия), в котором подвизался в XVII веке преподобный Иринарх, всея России чудотворец. Преподобный был непосредственным участником событий смутного времени. Вчера в Борисо-Глебском монастыре начались празднования в честь преподобного Иринарха. Игумен Иоанн (Титов) в сослужении священников Ярославской епархии отслужил всенощную, сегодня будет отслужена праздничная литургия. В феврале в Борисоглебском откроются ежегодные Иринарховские чтения. Вериги преподобного Иринарха Еще до нашествия Литвы, как пишет о преподобном святитель Димитрий Ростовский, во время тонкого сна Иринарху было видение: город Москва разорена Литвою, все Российское царство пленено и пожжено по местам. Проснувшись, он стал неутешно плакать о предстоящем пленении и разорении святых Божьих церквей. Чудесный голос повелел ему пойти в Москву и поведать о своем видении. Старец Иринарх отправился в путь. В Москве царь Василий Шуйский любезно принял старца и подивился великим " трудам " , которые он носил на себе. На плечах и груди преподобного висели вериги, на шее– железное путо, на ногах – цепи, на голове тяжелый обруч… Старец сказал царю: «Господь Бог открыл мне, грешному старцу: я видел город Москву, плененную ляхами, и все Российское государство, И вот, оставя многолетнее сиденье в темнице, я сам пришел к тебе возвестить сие. И ты стой за веру Христову мужеством и храбростью». Келья Иринарха Затворника Спустя немного времени после путешествия преподобного Иринарха в Москву и предсказания бедствий, явилась в русскую землю литва. Князь Михаил Скопин-Шуйский получил благословение преподобного Иринарха – медный крест.

http://pravoslavie.ru/12470.html

24 июля начнётся Иринарховский крестный ход Иринарховский крестный ход. Фото: А. Поспелов/Православие.Ru Пос. Борисоглебский, 19 июля 2019 года    В 2019 г. традиционный Иринарховский крестный ход из Борисо-Глебского, что на Устье, монастыря в село Кондаково начнётся в среду 24 июля и продлится 5 дней. Паломники пройдут около 70 км по живописным местам ярославского края, останавливаясь на ночлег у действующих и восстанавливающихся храмов. По сложившейся традиции, каждый день будет начинаться божественной литургией, а у всех встречающихся погостов и разрушенных церквей будут служиться молебны и панихиды. Маршрут пути В Смутное время в Ростовском Борисо-Глебском монастыре подвизался прп. Иринарх Затворник, всея России чудотворец. Святой предсказал нашествие поляков на Москву, он же благословил кн. Димитрия Пожарского на борьбу с иноплеменниками. Ежегодно в память о преподобном братия и паломники обители шли крестным ходом от стен Борисо-Глебского монастыря на родину святого в село Кондаково. Крестный ход длился неделю, у каждого из встречавшихся на пути храмов делались остановки на ночлег, служились молебны. 300-летняя традиция прервалась с закрытием обители большевиками. Почти все храмы на пути крестного хода были разрушены. В 1994 г. в Борисо-Глебский монастырь вернулась братия, стараниями которой с 1997 г. был возобновлен традиционный Иринарховский Крестный Ход . Сейчас паломники проходят около 70 км за пять дней пути, останавливаясь на ночлег у восстановленных храмов. В разрушенных церквях и на сельских погостах служатся молебны и панихиды. Пятый день заканчивается молебном на источнике прп. Иринарха у села Кондаково. 19 июля 2019 г. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Валентина 20 июля 2019, 12:22 Господи, помоги всем, кто может пройти этот путь. А мы, работающие помолимся о вас. Богородица Одигитрия помоги и отведи тучи от идущих по Святому пути. Бог вам в помощь. НА 20 июля 2019, 06:04 Низкий поклон всем участникам Иринарховского крестного хода! Божией помощи Вам! Слава Богу! Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/122557.html

Если сравнить уставы, написанные святителем Филаретом для Борисо-Глебского и Троице-Одигитриевского общежития, видно, как тщательно рассматривал владыка особенности каждой обители. Для новоначальной, только начинающей свою монашескую жизнь Борисо-Глебской пустыньки он дал очень умеренный устав. Как пишет об этом митрополит Иоанн (Снычев), «нет сомнения, что Филарет держался такого правила: лучше начинать с малого, но твердо, чем с большего, но слабо и непостоянно. Для Аносинской обители было достаточно и тех правил, которые составил московский архипастырь. Ими она руководствовалась и мудро вела к благочестию своих насельниц» 359 . Что касается Троице-Одигитриевской обители, то к моменту утверждения общежития в 1841 году десять пустынниц имели уже почти двадцатилетний опыт монашеской жизни, из которых первые одиннадцать лет – под окормлением преподобного Зосимы. Еще двенадцать насельннц обители прожили к тому времени не менее семи лет в обители – в самой настоящей пустыни, среди лесов, разделяя с остальными сестрами все лишения отшельнической жизни. Для Троице-Одигитриевской обители Владыка составил довольно суровый 360 устав, сообразуясь с наставлениями святителя Василия Великого . Митрополит Филарет утвердил в Зосимовой пустыни более строгий распорядок дня, строгие посты, строгие правила нестяжания, отсечения воли и откровение помыслов. Сам митрополит Филарет отзывался несколько позже о составленных им уставах так: «Правила общежития Борисо-Глебского сделались потом правилами общежития Бородинского, прежде нежели оно преобразовалось в монастырь, и теперь служит правилом общежития Одигитриевского. Перейдя от одного общежития к другому, они пересматривались и получали изменение или дополнение в некоторых частях. Первые [два] писаны для новоначальных, а другие для имевших уже некоторые опыты жизни по подобию монастырской» 361 . Прежде чем утвердить устав, по резолюции владыки были препровождены в пустыньку «два списка правил общежития, с тем чтобы, по соображении оных с порядком уже принятых в общежитии и с прочими обстоятельствами и по совещании с сестрами общежития, представлено было заключение владыке немедленно» 362 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

809 ...в мсто, еже нын зовомо Старая Рязань... – В 1237 г. во время Батыева нашествия столица Рязанского княжества – город Рязань – был разгромлен. В середине XIV в. столица княжества была перенесена в город Переяславль-Рязанский, который в 1778 г. был переименован в Рязань. В настоящее время на месте Старой Рязани, на высоком берегу реки Оки, в пятидесяти километрах юго-восточнее современного города Рязани, находится городище. 810 Князь же рязанский Олег... – В истории Рязани было два князя с этим именем: Олег Игоревич, который правил в Рязани в 1252–1258 гг., и Олег Иванович (1350–1402). 811 ...тако пребысть мурамская епископья в Рязани; нарицает же ся и по днесь Борисоглбская. – Рязанская епископия была учреждена в начале XIII в. и находилась всегда в Рязани. Епископской кафедры в Муроме, откуда якобы Василий был изгнан, на самом деле никогда не было. Муром входил в Рязанскую епископию до 1764 г., когда был переведен во владимирскую епархию. Борисо-Глебский собор был выстроен в Старой Рязани еще в XII в. (очевидно, в 1112–1115 гг.), что позднее и послужило отчасти основанием назвать рязанскую епархию – Борисоглебской. Ни в одном историческом источнике не упоминается о существовании в самом Муроме Борисо-Глебской церкви. Известен только Борисо-Глебский монастырь, находившийся в семнадцати км от города. 814 ...овогда бо оброки дающе сребром, овогда же ямская собраниа... – К середине XVI в. в России денежный оброк был наиболее обременительной формой ренты, размеры которой все возрастали. Ямская повинность была основным налогом, который поступал в царскую казну. В Русском государстве существовала ямская повинность тяглового сельского и городского населения по обеспечению перевозок администрации, послов, государственных грузов. Ямская повинность была в деньгах и в натуральной форме. По мнению Ермолая, ямскую повинность должны были бы нести те городские жители, которые занимаются торговлей. 815 ...егда б Иосиф вь Египте, строяше все Фараона-царя бытие... И емляше у жнущих жита пятую часть... Иосиф бо, пишется, продан бысть в Египет на тридесять сребреник во образ Господень. – Иосиф, сын Иакова от Рахили, согласно Библии, был продан братьями в рабство за двадцать серебреников ( Быт. 37, 28 ; Ермолай, видимо, по ошибке назвал тридцать серебреников). Впоследствии Иосиф по поручению фараона стал фактическим правителем Египта ( Быт. 41 ). Ермолай, предлагая ввести натуральную ренту для крестьян в одну пятую часть урожая, как на образец ссылается на библейский рассказ об Иосифе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть Обороним Борисо-Глебский монастырь Открытое письмо к православной общественности литератора Сергея Щербакова, или о том, как депутат А.Н.Грешневиков обманул писателя Василия Белова 15.04.2003 299 Время на чтение 15 минут В ноябре прошлого года в N 11(74) газеты " Десятина " был опубликован мой очерк " Дорога в рай " о возрождении древнего православного Борисо-Глебского на реке Устье монастыря и о том, как депутат Госдумы России А.Н.Грешневиков с другом-реставратором А.С.Рыбниковым, называющие себя православными патриотами, несколько лет ведут целенаправленную систематическую борьбу с наместником монастыря игуменом Иоанном (Титовым). В заключение я призывал депутата с заединщиками прийти в монастырь и покаяться. К большому сожалению, вместо покаяния депутат Грешневиков организовал в газете " Время " N 6(398) публикацию писателя Василия Белова " Как писарчук Щербаков хотел меня обмануть " . Что сам Василий Иванович Белов, автор " Привычного дела " , " Плотницких рассказов " мог написать подобный пасквиль, никогда не поверю - написано на уровне районного журналиста. Автор (или авторы) публикации " Как писарчук Щербаков хотел меня обмануть " обвиняют меня во лжи, в непонимании мною Православия. Ни одного аргумента, подтверждающего эти обвинения, нет, зато есть оскорбления: " писарчук " , " пройдоха " .. и всяческие восхваления депутата А.Н.Грешневикова. Метод этот неблагородный и безнравственный. В очерке " Дорога в рай " не придумано ни одного слова, ни одного факта. Просто честный рассказ о том, как война депутата А.Н.Грешневикова против монастыря проявляется в многочисленных клеветнических и очернительских публикациях. Все они у меня есть, и каждый желающий, в том числе и Василий Иванович, может с ними ознакомиться. Еще я писал о том, как по запросам депутата Грешневикова прокуратура затаскала наместника монастыря. Доказали ли авторы письма, что этого не было " Нет. Копии этих запросов также имеются и могут быть обнародованы. Много места уделено в моем очерке тому, как депутат " защищал доброе имя " тех, кого игумен Иоанн, основываясь на догматах Православия, назвал сатанистами. И в этом случае есть документальное подтверждение правдивости моего очерка - запрос депутата Грешневикова в прокуратуру, в котором он пытается доказать правосудию, что люди, носящие православные кресты в перевернутом виде, прикрепляющие к одежде сатанинскую символику, не являются сатанистами и потому наместник монастыря должен ответить за свои слова по всей строгости закона. При этом депутат обходит тот факт, что сатанисты зашли в храм в пьяном виде и с бутылкой пива в руках, нахамили наместнику; даже пришлось вызывать начальника милиции, поскольку один из сатанистов оказался капитаном юстиции. Не говорит депутат и о том, что сатанисты также ведут войну против монастыря: расклеивают на монастырских вратах листовки с угрозами монахам, распинают кошек вблизи кельи преподобного Иринарха..

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2003/0...

Знаменателен на ратной иконе и символ " троицы " - три ратных образа над преподобным Иринархом Затворником, три воина-богатыря и Москва - русская столица, державный град и " Третий Рим " . Да и сама ратная икона была освящена 19 июня 2005 года - в Праздник Святой Троицы. 4. Нижняя часть ратной иконы: В центре символы подвига и ратной славы - боевой шлем, сабля, топор и лавровые ветви. И слова памятной разделенной надписи - " Благословение преподобным Иринархом Затворником Борисо-Глебским - православного Русского воинства, народных героев-вождей и спасителей Отечества - Козьмы Минина и Димитрия Пожарского в 1612 году " . 5. Оборотная сторона ратной иконы: " Ратная икона-благословение посвящена духовным и ратным вождям, национальным героям и спасителям Отечества в 1612 году. Создана трудами иконописца Константина Назарова и радетелей русской воинской славы Владимира Максимова (Москва) и Юрия Каштанова (Смоленск). По благословению игумена Иоанна (Титова) и братии Ростовского Борисо-Глебского монастыря. В Царствующем граде Москва лета от Рождества Христова 2005, месяца мая 9 дня - в год 60-летия победы народов России в Великой Отечественной войне (1941-1945). Надеясь на грядущую нашу Победу и возрождение Великой России, мы вновь обращаемся к святому воинскому покровителю, молитвеннику и чудотворцу преподобному Иринарху (1547-1616) - ангелу-хранителю Земли Русской в Смутное время, имя которого с новой силой заблистало на русской небосклоне: " Святый Чудотворец и Победный Вождь Иринарх Затворник Борисо-Глебский! Моли Господа-Вседержителя и Пречистую Богородицу о сохранении и спасении Державы Российской - от иноземных нашествий и войн, междоусобной брани и потрясений, бедствий и смут. Помогай своими святыми молитвами - общенациональному возрождению и согласию, единению и державной соборности. Укрепляй веру, мужество и силу духа православного воинства. Благослови русское победное оружие, поднятое на благо и спасение Родины - России - Отечества. Сим победиши! " # # # Оборонители, собиратели и спасители Державы Российской - Михаил Скопин-Шуйский, Козьма Минин и Димитрий Пожарский побеждали врагов Отечества своего верой, мужеством и оружием! Их имена и подвиги, вознесенные на волне национально-освободительного подъема, золотыми буквами выбиты на скрижалях Российской истории.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Сербские дети проводили пограничников в Чечню и посадили сад в Борисо-Глебском монастыре Ярославская область, 24 июня 2004 г. Вот и закончились три недели отдыха сербских детей в России. Из Борисоглебского поселка 40 ребят уехали в Москву, а оттуда улетели к себе на родину. Увезли с собой сувениры и подарки в рюкзаках и сумках, а впечатления и благодарность - в сердце. Некоторые даже не хотели уезжать. А те ребята, у которых в Сербии остались родители, конечно, стремились к ним. Радостно встретились они со сверстниками в столичном аэропорту Домодедово. Успели гости Ярославской земли посетить лосиную ферму. Лосиная ферма, расположенная в деревне Сумароково Красносельского района Костромской области, является одной из интереснейших достопримечательностей Золотого кольца России. Ребята с интересом посмотрели на лосей, сделали фотографии на память. В субботу,12 июня, в Борисоглебском районе, в селе Вощажниково, иерей Борис (Украинцев) крестил солдат-пограничников. 34 солдата приняли Святое Крещение прямо в речке. В воскресенье на Божественной литургии все они причастились Святых Христовых Таин. В конце службы иерей Борис прочитал проповедь-напутствие. Ведь пограничникам предстоит отправка в Чечню. Сербские ребята, присутствовавшие на этих знаковых для обновляющейся России мероприятиях, получили урок веры и любви, мужества и патриотизма. Руководителей группы такие проводы потрясли до глубины души. «Если бы наши солдаты так уходили в армию, мы не потеряли бы столько своей земли», - сокрушались они. О впечатлениях сербских учителей можно сказать особо. Как говорит Людмила Павловна Данилова, представитель Славянского Фонда, если в первые дни ни о вере, ни о Церкви одна из руководителей группы Анкисица Люсефович и говорить не хотела, то побывав на службах, увидев как крепнет и растет в россиянах вера, и она поняла, что без Православия ни большая Россия, ни маленькая Сербия не выживут. Дай Бог, чтобы вместо настроения иных сербов, что у их страны нет будущего, появилась вера, что будет процветать православная Сербия. Вторник, 22 июня, начался для ребят с митинга в Борисоглебском у памятника погибшим на фронтах Великой Отечественной войны. Ребята возложили цветы. В тот же день игумен Борисо-Глебского монастыря Иоанн (Титов) благословил ребят на очень трогательную и символичную акцию. Сербы посадили на территории монастыря небольшой сад. Есть там яблони, орешник и туя с кедром. Будет расти Сад Дружбы и напоминать борисоглебцам о Сербии. Чтобы не черствели сердца и молились бы мы о православных братьях в маленькой раздираемой хищниками Сербии. Помоги им, Господи! Даруй им веру, любовь и надежду… 24 июня 2004 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/10275.html

Реставрация теплой Благовещенской церкви с Никольским приделом сейчас завершается. К ней уже подведен газ. «К 25 октября надо завершить все работы и обязательно запустить котельную, — планирует отец Иоанн. — В следующем году — Борисо-Глебский собор». Реставрационные работы идут за счет подпрограммы «Наследие» федеральной целевой программы «Культура России» (весь монастырский ансамбль охраняется государством как архитектурный памятник). К 700-летию со дня преподобного Сергия Радонежского удалось привести в порядок южный надвратный Сергиевский храм. Внутрь же него реставраторы пока не заходили: там даже пола нет. Он, как и северная Сретенская церковь, ждет своего часа. Есть в центре каре еще один примечательный памятник: трехъярусная звонница. Нижние уровни этой постройки XVI столетия занимали кладовая и ризница, а наверху расположены ярус звона и часы с курантами. Частично их первозданный механизм, связывавший часобой со всеми колоколами звонницы, в конце XIX века был отправлен в ремонт, но в последствии утерян. Поэтому теперь специалисты из подмосковной Черноголовки изготовили новые куранты. К Пасхе 2009 года на звонницу Борисо-Глебского монастыря было поднято десять новых колоколов, отлитых на колокололитейном заводе «Италмас» в Романове-Борисоглебском (Ярославская область). Вериги преподобного Иринарха Мощи первостроителей монастыря преподобных Феодора и Павла почивают под спудом в северо-западной части Борисо-Глебского собора. Среди проживавших здесь иерархов Церкви числится святитель Тихон (Малышкин), архиепископ Ростовский и Ярославский (†1511, память 16/29 октября). В XVII веке подвизался в обители блаженный Алексий, Христа ради юродивый Борисоглебский (память в тот же день). В 2002 году к лику святых причислен иеродиакон Феофан (Графов) из числа последней послереволюционной братии (память 5/18 марта). Поистине же общенародную известность получил еще один здешний угодник Божий — преподобный Иринарх Затворник. Три десятка лет он пробыл в строжайшем затворе с веригами, общая масса которых под конец его земной жизни достигала полутора сотен килограммов. После преставившегося 13/26 января 1616 года в 68-летнем возрасте святого старца остались 142 медных креста, семь наплечных вериг, 20-саженная цепь весом более 4 пудов (одно ее кольцо он носил на шее, другое было намертво приковано к березовому комлю), 27-фунтовые железные ножные путы, 18 ручных оков, железные гирьки для перстов, обруч для головы, носимые на поясе пудовые «связни» и железная палка, которой он избивал, прогоняя бесов, свое тело...

http://e-vestnik.ru/reports/borisoglebsk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010