Следует, однако, отметить, что абсолютная историческая достоверность в деталях никогда не являлась критерием художественности произведения искусства – таким критерием в первую очередь выступает адекватность выраженности смысла в пластическом материале. Художественная форма неизбежно предполагает некую степень условности, причем повышение этой степени условности всегда ведет к углублению символического звучания образа. Пластическая интерпретация образа подчиняется законам, вытекающим из характера материала и специфики художественного языка искусства, в данном случае скульптуры, и в этом творческий процесс художника принципиально отличается от процесса изготовления музейного муляжа, имитирующего исторический предмет. Обыденное сознание чаще всего не ощущает этой разницы и подходит к художественному произведению с критериями, абсолютно чуждыми его природе. 3. Оппоненты, судя по всему, не слишком компетентные в вопросах художественного творчества, выступают не столько против самого проекта, оценить который по достоинству они просто не в состоянии, сколько против его автора на основании того факта, что кому-то не понравилось какое-то другое произведение этого автора, которое сами они не видели, а также на основании голословного утверждения об отсутствии у него таланта. Опыт, однако, показывает, что знание имени автора не является обязательным условием для художественного восприятия произведения искусства. В данном случае независимо от имени автора мы признаем высокие художественные достоинства представленных проектов памятников русским святым, и надеемся, что они станут достойным украшением поселка, расположившегося у стен того древнего монастыря, с которым их связала судьба. Только что вся страна отметила 60-летие Великой Победы над фашизмом, но приближается еще одна знаменательная дата – 625 годовщина Куликовской битвы. Такие события всегда сопровождаются подъемом национального самосознания. Мы надеемся, что установка памятников русским святым будет способствовать укреплению патриотических чувств и религиозного духа жителей поселка и его многочисленных гостей и выражаем благодарность всемирно известному мастеру за его интерес и внимание, проявленные к святыням ярославской земли.

http://pravoslavie.ru/13605.html

Поэтому кораблям экспедиции предстояло обойти, неся неизбежные потери вокруг ледового континента, открыв еще две базы древнейшей цивилизации. Первую из них, в районе нынешней станции Новолазаревская назвали «Станицей Борисо-Глебская», в честь ангелов-хранителей командира «12 апостолов», возглавлявшего этот поход. Еще одна станица – Царская – возникла там, где находится теперь полярная станция Мирный. Существуют косвенные данные, что была открыта и задействована еще одна база на Южно-Сандвичевых островах. Однако о названии ее можно только догадываться. Так же определенно можно сказать, что были приблизительно дислоцированы по крайней мере еще две базы в районе нынешней Земли Королевы Мод. Так как названия им не были даны, назовем их базами 4 и 5. К сожалению, нашим первопоходникам при существовавших у них средствах передвижения добраться до баз 4 и 5 не удалось. А жаль! 13.2. А в самом южном океане − шторма, шторма… Следует сказать хоть несколько слов об особенностях плавания в самом южном океане планеты, чтобы читатель смог лучше оценить подвиг далеких предков. Южный океан по справедливости считается самым бурным районом мирового океана. Одним их опаснейших для мореплавания океанов планеты. Даже в XXI веке. Что говорить про XVI! В Южном океане достаточно типичная высота волн во время штормов достигает 10-15 метров, а максимально отмеченная – до 23 метров. Следует отметить, что уже высоты волн в 10-15 метров являются опасными для кораблей класса эскадренных броненосцев начала XX века, имевшими водоизмещение в 15 тысяч тонн и водонепроницаемые переборки. Средняя высота приливов в Южном океане 1-2 метра, максимальная – более 3-х метров. Многочисленные айсберги достигают в длину до 170 километров, а их типичная высота от 50 до более 100 метров. Море Уэдделла, например, даже летом покрыто льдами. Однолетние льды достигают толщины 1,5 – 2 метров . Чтобы совершить переход от Свято-Владимирской базы к материковым базам атлантов, русским судам пришлось двумя колоннами подняться к северу примерно до 60° южной широты. Здесь суда попали, выражаясь современным стилем, в мощный поток воздушных и водных масс, образуемый северными частями квазистационарных местных циркуляций в морях Уэдделла и Росса , направленный с запада на восток.

http://ruskline.ru/analitika/2020/11/05/...

Очень рано культ Вячеслава (вместе с культом Людмилы) получает известность в Киевской Руси. Уже в сентябрьской служебной минее 1095–1096 г. помещен канон Вячеславу. Посвященные ему житийные тексты оказали воздействие на памятники агиографии борисо-глебского цикла. С почитанием на Руси Вячеслава Чешского исследователи связывают наречение этим именем сына Ярослава Мудрого, родившегося в 1036 г. Не позднее XIII в. на Руси были составлены краткие версии житий Вячеслава и Людмилы Чешских, включенные в состав Пролога. Особая редакция «Убиения», возникшая не позднее первой трети XVI в., получившая в науке название Минейной (так как она помещается обычно в составе миней четьих), широко известна в русской рукописной традиции XVI–XVII вв. В самой Чехии из-за неблагоприятной для развития славянской письменности и богослужения в XII–XIII вв. культурно-исторической ситуации славянские тексты житий князей-мучеников не сохранились: они дошли только в русских и хорватских (глаголических) списках (славянское житие Людмилы известно лишь в сокращенной проложной версии). Лишь в 1827 г., когда известный русский филолог А. X. Востоков опубликовал «Убиение Вячеслава» по румянцевскому списку, была открыта неизвестная до той поры страница древнейшей истории чешской литературы и кирилло-мефодиевской традиции. Текст «Убиения Вячеслава, князя Чешского» (или Востоковской легенды) известен (в древнейшем своем кириллическом варианте) в четырех списках: РГБ, ф. 256 (собр. Н. П. Румянцева), 436 (открыт А. X. Востоковым), нач. XVI в.; БАН, Архангельское собр., Д. 142, втор. пол. XVI в.; ГИМ, собр. Е. В. Барсова , 1466, кон. XVI – нач. XVII в.; РГБ, ф. 556 (собр. Вифанской духовной семинарии), 91, втор. четв. XVII в. (обнаружены в последнее время). Все известные списки памятника содержат (с мелкими разночтениями) единый текст, отражающий общий протограф. Здесь текст публикуется по Румянцевскому списку – древнейшему и наиболее исправному. Для исправления отдельных испорченных чтений привлекаются тексты Минейной редакции и глаголических списков памятника.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иринарховский крестный ход 2007 г. В Смутное время в Ростовском Борисо-Глебском монастыре подвизался прп. Иринарх Затворник, всея России чудотворец. Святой предсказал нашествие поляков на Москву, он же благословил кн. Димитрия Пожарского на борьбу с иноплеменниками. Ежегодно в память о преподобном братия и паломники обители шли крестным ходом от стен Борисо-Глебского монастыря на родину святого в село Кондаково. Крестный ход длился неделю, у каждого из встречавшихся на пути храмов делались остановки на ночлег, служились молебны. 300-летняя традиция прервалась с закрытием обители большевиками. Почти все храмы на пути крестного хода были разрушены. В 1994 г. в Борисо-Глебский монастырь вернулась братия, стараниями которой с 1997 г. был возобновлен традиционный Иринарховский Крестный Ход. Сейчас паломники проходят около 70 км за три дня пути, останавливаясь на ночлег у восстановленных храмов. В разрушенных церквях и на сельских погостах служатся молебны и панихиды. Четвертый день заканчивается молебном на источнике прп. Иринарха у села Кондаково. День первый. 19 июля. Борисо-Глебский монастырь – Павлово село Надвратная Сергиевская церковь Ростовского Борисо-Глебского монастыря Символическая рака прп. Иринарха Затворника и чтимая икона святого, которую пронесут крестным ходом У кельи прп. Иринарха Затворника Божественная литургия перед началом крестного хода Божественная литургия в Борисо-Глебском монастыре перед началом крестного хода Паломницы. Позади – келья прп. Иринарха Юный крестоходец Мишка Трапеза перед выходом Надо еще подкрепиться! Идти три дня… Молебен перед ракой прп. Иринарха Затворника Начало крестного хода. Молебен у храма Начало крестного хода. Напутственное слово наместника Борисо-Глебского монастыря игумена Иоанна (Титова) Начало крестного хода. Молебен у храма Пошли! Впереди 3 дня пути и 70 км дорог Выход из ворот святой обители В сосновом бору. Когда-то монастырь окружали непроходимые дубовые чащи По борисоглебскому лесу с чтимой иконой прп. Иринарха Паломники на пути к св. источнику

http://pravoslavie.ru/gallery/gallery34....

Во время Великой Отечественной войны в этой местности проходила линия фронта. На стенах храма и ныне видны пулевые воронки. В 1942 г. на короткое время были возобновлены богослужения в храме. Вёл их священник отец Емельян, у которого основной приход был в Боровом. В 1943 г. храм был вновь закрыт. Долгие годы храм был в полном запустении. Он был превращён в склад, где хранились минеральные удобрения, мел, стройматериалы и прочее. В 1984-1985 г.г. председателем Харьковского облисполкома Бездетко А.П. было дано указание председателю Змиевского райисполкома Белашову П.И. взорвать храм. Указание было спущено ниже, председателю совхоза «Третий решающий» (название совхоза) Грещуку В.П., который, побеседовав с местным населением, отказался выполнить указание. Мотив отказа был следующий: православные христиане, бывшие прихожане Свято-Борисо-Глебского храма, утверждали, что за содеянное зло (взрыв храма) обязательно последует кара Божья, и речка, протекающая близ храма, затопит всё село. Это возымело действие: храм уцелел, указ был отменён. Так Господь сохранил Свято-Борисо-Глебский храм для будущей обители. Храм продолжал оставаться в запустении и использоваться под склад до 1991 г. В 1991 г. делается первая попытка реставрации и открытия храма. По благословению митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима настоятелем Свято-Борисо-Глебского храма по совместительству был назначен священник Александр (Таняшкин), имевший основной приход в селе Боровая. Примерно через два года настоятелем Свято-Борисо-Глебский храма был благословлён отец Григорий (Луженцов), у которого основной приход был в Змиёве. В связи с тем, что у назначенных священников Свято-Борисо-Глебский храм не являлся основным приходом, восстановление и реставрация велись очень медленно. В 1995 г. по благословлению митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима настоятелем Свято-Борисо-Глебский храма назначен иеромонах Севастиан (Щербаков). В этом же году отец Севастиан приступил, а в 1996 г. завершил работы по реставрации храма во имя страстотерпцев Бориса и Глеба. По завершению восстановительных работ высокопреосвященнейшим митрополитом Харьковским и Богодуховским Никодимом отец Севастиан был возведён в сан игумена и благословлён на строительство первого монашеского корпуса.

http://sobory.ru/article/?object=05742

Борисо-Глебский на Устье монастырь отметил 10-летие своего возрождения Борисоглебский, 4 ноября 2004 г. Крестный ход вокруг стен монастыря совершается каждое воскресенье. В Ростовском Борисо-Глебском на Устье мужском монастыре сегодня день особый. Вместе со всем православным миром братия монастыря, многочисленные прихожане и паломники празднуют в честь Казанской иконы Божией Матери. Сегодня же, 4 ноября, в монастыре чтят память преподобных Феодора и Павла – первостроителей монастыря. Ровно десять лет назад, 4 ноября 1994 года, игумен Иоанн (Титов) отслужил первую литургию в соборе Бориса и Глеба. Этот день стал началом возрождения монашеской жизни в Борисо-Глебском монастыре. Сегодня праздничную литургию возглавил архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл. После литургии архиепископ поздравил всех присутствовавших. Труды игумена Иоанна (Титова) были отмечены наградой Ярославской епархии. Преподобные Феодор и Павел были первостроителями Борисо-Глебского на Устье мужского монастыря. Они погребены в северной угловой части соборной монастырской церкви Бориса и Глеба. К началу XVI века монастырь стал одним из самых крупных. И ныне поражают его размеры и мощь... Протяженность монастырских стен более 1 км, а их высота более 10,5 метра. Два высоких надвратных храма с севера и юга и 14 башен придают стенам вид грозной крепости. Но еще надежнее, крепче камня, был и остается дух обители. Историки И. Е. Забелин и А. Д. Нечволодов, давая определение значения Борисо-Глебской обители, выразились следующим образом: " На сем месте начинались победы почти над каждой русской смутой... " Связь монастыря с праздником Казанской Божией Матери прослеживается с XVII века. Сегодняшнее празднование Казанской иконе установлено в память о победе народного ополчения под предводительством гражданина Минина и князя Пожарского над польско-литовскими захватчиками в 1612 году. Именно в это время подвизался в монастыре преподобный Иринарх Затворник. Его советам и предсказаниям внимал Василий Шуйский. Молодой полководец князь Михаил Скопин-Шуйский получил от преподобного Иринарха крест и благословение на борьбу с поляками. С этим крестом князь победоносно прошел до самой Москвы, спас ее от погибели и навеки оставил славный след в истории.

http://pravoslavie.ru/11737.html

от Свято-Введенской Оптиной пустыни: игумена Пантелеймона (Аржаных; 1872 — 29 ноября 1937) и иеромонаха Евфимия (Любовичева; 1875 — 19 июля 1931). 3. Сообщить имена этих святых Предстоятелям братских Поместных Православных Церквей для включения в святцы.   ЖУРНАЛ N 75 Слушали: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, представившего кандидатуру архимандрита Романа (Гаврилова) на должность настоятеля Вознесенской Давидовой пустыни поселка Новый Быт Чеховского района Московской области в связи с трагической кончиной ее настоятеля архимандрита Германа (Хапугина) и кандидатуру иеромонаха Августина (Шорникова) на должность настоятеля Борисо-Глебского мужского монастыря города Дмитрова Московской области и о необходимых назначениях, связанных с развитием монашеской жизни в других монастырях Московской епархии. Постановили: 1. Доклад принять к сведению. 2. Назначить архимандрита Романа (Гаврилова) настоятелем Вознесенской Давидовой пустыни поселка Новый Быт Чеховского района Московской области, освободив его от должности настоятеля Борисо-Глебского мужского монастыря города Дмитрова Московской области. 3. Настоятелем Борисо-Глебского мужского монастыря города Дмитрова Московской области назначить насельника этой обители иеромонаха Августина (Шорникова) с возведением в сан игумена. 4. Настоятельницей Свято-Троицкого Белопесоцкого женского монастыря города Ступина Московской области назначить монахиню Елеазару (Батаеву) с возложением наперсного креста по должности. 5. Преобразовать приход Казанского храма села Колычева Егорьевского района Московской области в женский монастырь и назначить монахиню Маргариту (Феоктистову) настоятельницей этой обители с возложением наперсного креста по должности. 6. Освободить игумена Бориса (Петрухина) от должности настоятеля Лужецкого Ферапонтова мужского монастыря города Можайска и назначить настоятелем этой обители насельника Борисо-Глебского мужского монастыря города Дмитрова Московской области иеромонаха Мефодия (Соколова) с возведением в сан игумена.

http://mospat.ru/archive/86331-zhurnaly-...

Кирпичный, на белокаменном фундаменте Борисо-Глебский храм принадлежит к распространённому в конце XVII века типу кубовидного бесстолпного четверика, образцами которого под Серпуховом служат также Успенская церковь села Старые Кузьмёнки (1694 год) и Никольская церковь погоста Березна (1698 год). Данный храм подвергался реконструкции и до пристройки приделов в 1880-х годах, о чём свидетельствует цилиндрический объём верхнего звона колокольни, явно относящийся к 1-ой половине XIX века. В советское время Борисо-Глебский храм был закрыт; здание его сначала использовалось как зернохранилище, потом было заброшено; с 1982 года оно служило мастерской скульптору Андрею Николаевичу Волкову. Современное состояние [ править править код ] В 1997 году храм на Протве возвращен верующим, в 2000 году в качестве подворья – передан Владычнему женскому монастырю. С 2009 года Борисо-Глебский храм вновь относится к Серпуховскому благочинию, силами прихожан и местных жителей совершается реставрация. В храме есть старинные иконы, которые прихожане спасли и сохранили в своих домах во времена гонений на веру, а теперь вернули на прежнее место. Борисо-Глебский храм в настоящее время живет литургической жизнью, в нем регулярно совершаются богослужения в воскресные и праздничные дни. Действует воскресная школа для взрослых, где изучаются Священное Писание Нового Завета, православный катехизис, жития святых. В 2010 году храму пожертвовали небольшую звонницу из пяти колоколов, с Божией помощью очистили колокольню от мусора, прихожане освоили технику звона в школе звонарей Ильи Дроздихина (г. Москва) и теперь на богослужения местных жителей созывает колокольный звон. В настоящее время храм приписан к Воскресенскому храму в Серпухове . Совершить виртуальную экскурсию вокруг храма Деятельность прихода [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Контакты [ править править код ] Адрес: 142283, Московская область, Серпуховской район, деревня Дракино Телефон : +7(496)774-49-71 , +7(905)517-22-58

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_святых_Бо...

Журнал заседания Священного Синода от 6 октября 2005 года 6 жовтня 2005 р. 16:06 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия , представившего кандидатуру архимандрита Романа (Гаврилова) на должность настоятеля Вознесенской Давидовой пустыни поселка Новый Быт Чеховского района Московской области в связи с трагической кончиной ее настоятеля архимандрита Германа (Хапугина) и кандидатуру иеромонаха Августина (Шорникова) на должность настоятеля Борисо-Глебского мужского монастыря города Дмитрова Московской области и о необходимых назначениях в других монастырях, связанных с развитием монашеской жизни Московской епархии. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению. 2. Назначить архимандрита Романа (Гаврилова) настоятелем Вознесенской Давидовой пустыни поселка Новый Быт Чеховского района Московской области, освободив его от должности настоятеля Борисо-Глебского мужского монастыря города Дмитрова Московской области. 3. Настоятелем Борисо-Глебского мужского монастыря города Дмитрова Московской области назначить насельника этой обители иеромонаха Августина (Шорникова) с возведением в сан игумена. монастыря города Ступино Московской области назначить монахиню Елеазару (Батаеву) с возложением наперсного креста — по должности. 5. Преобразовать приход Казанского храма с. Колычево Егорьевского района Московской области в женский монастырь и назначить монахиню Маргариту (Феоктистову) настоятельницей этой обители с возложением наперсного креста — по должности. 6. Освободить игумена Бориса (Петрухина) от должности настоятеля Лужецкого Ферапонтова мужского   монастыря г. Можайска и назначить настоятелем этой обители насельника Борисо-Глебского мужского монастыря города Дмитрова Московской области иеромонаха Мефодия (Соколова) с возведением в сан игумена. ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЙ Члены Священного Синода: митрополит Киевский и всея Украины ВЛАДИМИР   митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский ВЛАДИМИР   митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший экзарх всея Беларуси ФИЛАРЕТ       митрополит Крутицкий и Коломенский ЮВЕНАЛИЙ    митрополит Смоленский и Калининградский, Председатель Отдела внешних церковных связей КИРИЛЛ   митрополит Кишиневский и всея Молдовы ВЛАДИМИР митрополит Екатеринодарский и Кубанский ИСИДОР архиепископ Пинский и Лунинецкий СТЕФАН архиепископ Мурманский и Мончегорский СИМОН епископ Петропавловский и Камчатский ИГНАТИЙ епископ Нижегородский и Арзамасский ГЕОРГИЙ митрополит Калужский и Боровский, Управляющий делами Московской Патриархии КЛИМЕНТ Пресс-служба Московской Патриархии Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1202043...

23-27 июля 2008 года пройдёт традиционный Крестный ход из Борисо-Глебского монастыря к колодчику преподобного Иринарха затворника у села Кондаково Пос. Борисоглебский, 9 июля 2008 г. В 2008 г. традиционный Иринарховский крестный ход из Борисо-Глебского, что на Устье, монастыря в село  Кондаково начнётся в среду 23 июля и продлится 5 дней. Паломники пройдут около 70 км по живописным местам ярославского края, останавливаясь на ночлег у действующих и восстанавливающихся храмов. По сложившейся традиции, каждый день будет начинаться божественной литургией, а у всех встречающихся погостов и разрушенных церквей будут служиться молебны и панихиды. В Зубарево впервые за последние годы будет сделана остановка на ночлег рядом с полуразрушенным свято-Никольским храмом. Расписание Иринарховского крестного хода 2008 г. 23 июля (среда) 8:00 Божественная Литургия в соборе святых Бориса и Глеба Лёгкий обед 13:30 – 14:00 Молебен у раки преп. Иринарха затворника, в пределе пророка Илии. Крестный ход к келье прп. Иринарха Выход из Борисо-Глебского монастыря 14:30 – 15:00 Водосвятный молебен у святого источника в Троице на Бору 15:30 – 16:00 Молебен и заупокойная лития на месте бывшего Троицкого женского монастыря (Троица на Бору) 20:00 – 22:00 Вечерня, утреня, 1 час в храме с. Павлово Ужин, вечернее правило и ночлег в с. Павлово 24 июля (четверг) 5:00 Подъём 5:30 – 12:00 Утренние молитвы, часы, исповедь, Божественная Литургия 12:00 – 13:30 Завтрак, подготовка к выходу 13:30 – 14:00 Молебен, крестный ход вокруг храма, заупокойная лития на кладбище с. Павлово 14:00 – 16:30 Молебен в храме с. Ильинское, заупокойная лития на погосте, кратковременный привал 17:30 – 18:00 Молебен в с. Красный Октябрь 20:00 – 22:00 Вечерня, утреня, 1 час в с. Ивановское Ужин, вечернее правило и ночлег в с. Ивановское 25 июля (пятница) 5:00 Подъём 5:30 – 12:00 Утренние молитвы, часы, исповедь, Божественная Литургия 12:00 – 13:30 Завтрак, подготовка к выходу 13:30 – 14:00 Молебен, заупокойная лития на кладбище с. Ивановское

http://pravoslavie.ru/27121.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010