Здесь под спудом покоятся мощи прп. Павла Обнорского. 47 Умерла 29 января 2004 г. Хоронили ее 31 января, в день святителей Афанасия и Кирилла, архиепископов Александрийских. 48 Основан в 1363 г. по благословению прп. Сергия Радонежского, указавшего пустынникам Федору и Павлу место для постройки храма во имя свв. блгвв. кнн. Бориса и Глеба. Монастырь процветал под покровительством царского рода Рюриковичей, связанного со свв. страстотерпцами кровными родственными узами, но с 1764 г. начал быстро приходить в упадок. После 1917 г. обитель была упразднена, в 1995 г. возвращена РПЦ. 49 В 16 в. в Борисо-Глебском монастыре подвизался в иноческом чине прп. Иринарх. Стяжав подвижнической жизнью благодатные дары, прп. Иринарх был вознагражден и даром прозорливости. Его мощи почивают под спудом. Память 13 (26) января. 50 В русском народе издревле существовал обычай накануне Великого Четверга ставить в избе под иконами решето с зерном, печеным хлебом и солонкой особо приготовленной в печи соли (она называлась «четверговой»). Помолившись Богу, хозяева оставляли все это в святом углу до первого дня Пасхи. Зерно высыпали в закрома, чтобы не было недостатка в хлебе. Печеный хлеб давали скоту, выпуская его весной в первый раз на пастбище, чтобы не было пропажи скотины. Четверговую соль использовали как лекарство и во избежание разных несчастий. 54 Спасо-Преображенский Валаамский ставропигиальный мужской монастырь распо­ложен на Валаамском архипелаге, основан в начале 14 в. В нижней церкви Спасо-Преображенского собора под спудом покоятся мощи прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. Из числа Валаамского братства вышли знаменитые подвижники и основатели многих монастырей: прпп. Александр Свирский , Арсений Коневский, Корнилий Палеостровский, Савватий Соловецкий, Герман Аляскинский. Обитель возрождается с 1989 г. Возрождается жизнь и в 10 монастырских скитах. 55 Архимандрит Серафим – настоятель Варлаамо-Хутынского Спасо-Преображенского монастыря в Новгороде. 56 Высокопреосвященный Иоанн (Снычев; 1927–1995), митрополит Ленинградский и Новгородский с 1990 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/arh...

Отец Николай с первого же года своего священнического слу­жения показал себя энергичным и ревностным пастырем и усерд­ным тружеником на поприще народного просвещения. 25 ноября 1883 года духовенство избрало его депутатом на училищные съез­ды, которым он и состоял в течение двух лет. Он был покровите­лем учащихся и щедрым жертвователем на нужды бедных воспитанников семинарии. 23 октября 1884 года отец Николай был назначен исполняю­щим должность благочинного, 22 апреля 1885 года он был утвер­жден в этой должности. Сначала в храме, где он служил, а вскоре по его примеру и в других храмах благочиния стали проводиться внебогослужебные беседы, дело по тому времени довольно новое. Отец Николай писал о беседах, что они посещаются «с большою охотою и народ для этого собирается в значительном количестве даже в летнее рабочее время». 7 февраля 1888 года в Заоникиевской Богородице-Владимирской мужской пустыни отец Николай был пострижен в монаше­ство с именем Антоний и 18 февраля того же года назначен управ­ляющим Кадниковским Григориево-Пельшемским Лопотовым монастырем. 24 ноября 1889 года «ввиду безупречности иноческой жизни и распорядительности» в деле управления монасты­рем он был утвержден в должности настоятеля. 19 декабря 1890 года иеромонах Антоний был назначен управ­ляющим Корнилиево-Комельским монастырем, а 12 октября 1891 года – настоятелем монастыря; 22 октября он был возведен в сан игумена. Все это время он оставался деятельным участником Миссионерского общества и Попечительства о бедных студентах Вологодской духовной семинарии, на нужды последнего он жерт­вовал тогда едва ли не больше всех других жертвователей. 21 января 1893 года игумен Антоний был назначен дирек­тором Грязовецкого тюремного комитета и попечителем Ельниковского Борисо-Глебского земского училища, 18 сентября 1896 года – членом Грязовецкого отделения Вологодского епар­хиального училищного совета; в 1897 году он был награжден на­персным крестом. Летом 1897 года братия Корнилиево-Комельского монастыря отмечала 400летие основания обители. Всенощное бдение воз­главил игумен Антоний. Утром 10 июня в монастырь прибыли крестные ходы из Павло-Обнорского монастыря и соседних при­ходов. Литургию совершал епископ Вологодский Алексий (Собо­лев) в сослужении сонма прибывших на торжества священнослу­жителей. Богослужение закончилось около двух часов дня, после чего епископ в сопровождении игумена Антония и вологодского губернатора направился к расставленным под открытым небом столам для бедных и нищих, за которыми расположилось 570 че­ловек – живое напоминание о днях преподобного Корнилия, ко­торый проявлял особую заботу о людях бедных и неимущих.

http://fond.ru/kalendar/537/antoniy/

С кон. 1932 г. при строительстве канала Москва-Волга вся территория и помещения Д. м. передавались управлению Дмитлага. Выступивший против этой инициативы директор музея К. А. Соловьёв предложил использовать под управление просторный дом Тугариновых в Заречье, на что начальник управления Дмитлага Л. И. Коган заявил: «И не подумаю, и не вам диктовать мне, только попробуйте задержать мой переезд». В янв. 1933 г. в музей приехала правительственная комиссия во главе с Н. В. Крыленко и П. Г. Смидовичем, решившая «оставить музей на месте, то есть в монастыре». Но на следующий день после отъезда комиссии, 19 янв. 1933 г., Соловьёв и почти все сотрудники музея были арестованы и помещены в Бутырскую тюрьму. После янв. 1933 г. экспонаты были перевезены в закрытый в нояб. 1932 г. Успенский собор г. Дмитрова, где вновь открылся музей. Судьба большей части древних монастырских святынь неизвестна. Белокаменный крест XV в. находится в Дмитровском краеведческом музее. Дмитлаг занимал территорию Д. м. до окончания строительства канала. С 1941 г. в Д. м. размещались воинские части, склады, затем жилые помещения, светские учреждения и организации. Решением Свящ. Синода РПЦ от 23 февр. 1993 г. Д. м. был возрожден, настоятелем назначен игум. Роман (Гаврилов) , с 6 окт. 2005 г.- игум. Августин (Шорников). К 2007 г. в Д. м. проживает ок. 10 насельников. Сохранились и восстановлены: Борисоглебский собор (6 авг. 2004 освящен; восстановлен 4-ярусный иконостас и роспись) с приделом во имя Алексия, человека Божия, и колокольней XVII в., надвратная ц. во имя свт. Николая Чудотворца (1687) с Феодоровским приделом (1834), трапезная, братский корпус, стены с 4 угловыми башнями XVII в., настоятельский корпус XIX в. Среди святынь Д. м.- чтимые иконы св. блгв. князей Бориса и Глеба, прп. Серафима Саровского (1903) с частицей мощей, ковчежец с частицами Креста Господня, мощей апостолов Луки и Матфея, великомучеников Георгия Победоносца и Феодора Стратилата, святителей Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Иоанна Суздальского, Леонтия, Игнатия и Исаии Ростовских, Феофана Затворника, прп. Иоанна Дамаскина и др. В 1997 г. у стен Д. м. была установлена памятная гранитная стела: «Здесь, в Борисо-Глебском монастыре, в период строительства канала Москва - Волга находилось Управление Дмитлага ОГПУ - НКВД СССР». Братия Д. м. проводит экскурсии для паломников, участвует в выпуске правосл. приложения к районной газ. «Дмитровский вестник», ведет благотворительную деятельность в детских приютах и Икшинской колонии для несовершеннолетних.

http://pravenc.ru/text/178614.html

Ключаревым. Восхищает и внутреннее убранство Никольского собора: полы из белого полированного мрамора и гранита разных пород, золочёный иконостас с иконами, искусно выполненный мастерами Троице-Сергиевой лавры, мраморный и резной иконостасы в приделах. Верующие стремятся приложиться здесь к мощам двух переславских святых - князя Андрея Смоленского и преподобного Корнилия Молчальника. Чаяния многих людей обращены и к имеющимся в соборе старинным иконам, особое место среди которых занимает образ Святителя Николая с клеймами и частицей мощей чудотворца. За собором - несколько ухоженных могил с простыми, но одновременно изящными крестами над ними, рядом несколько надгробий. Это маленькое кладбище располагается на месте прежнего, " ликвидированного " в 1929 году. Издавна здесь хоронили не только священнослужителей, но и благочестивых мирян, имевших какое-либо отношение к монастырю. Летом многочисленных паломников и прихожан, идущих по аккуратным монастырским дорожкам, окружают благоухающие цветами клумбы, с любовью созданные сёстрами. Из книги: Ермакова Н.Н. Древний, многоликий православный Переславль. Переславль-Залесский, 2017 Никольский монастырь основал уроженец Переславской земли преподобный Димитрий Прилуцкий (+1392) в 1348 году на месте, называемом «на Болоте», поставив церковь во имя святого Николая Чудотворца. Основанный святым Димитрием мужской монастырь быстро приобрел известность и стал привлекать множество молящихся. В 1609 году обитель подверглась полному разорению от польско-литовских захватчиков и лишь в 1613 году возобновилась монашеская жизнь. В 1613 году на место разрушенной обители пришел старец Дионисий, в последствии схимонах и затворник(+1645), сподобившийся увидеть в сонном видении святителя Николая Чудотворца, повелевшего ему возобновить обитель его имени.Его приемником стал ближайший сподвижник игумен Варлаам, который ,по преданию, стал духовником преподобного Корнилия Молчальника, подвизавшегося в соседнем Борисо-Глебском, что на Песках, монастыре.

http://sobory.ru/article/?object=00232

После вокняжения в Киеве Владимира Мономаха (1113) из Киево-Печерского монастыря в К. В. м. было перенесено ведение летописания. Согласно А. А. Шахматову , автором 2-й (после редакции прп. Никона Киево-Печерского) редакции «Повести временных лет» (ПВЛ) был выдубицкий игум. Сильвестр (в 1118-1123 епископ Переяславский), к-рый оставил соответствующую запись под 1110 г.: «Игумен Силивестр святаго Михаила написах книгы си Летописец, надеяся от Бога милость прияти, при князи Володимере, княжащю ему Кыева, а мне в то время игуменящю у святаго Михаила в 6624, индикта 9 лета; а иже чтеть книгы сия, то буди ми в молитвах» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 286; ПВЛ. 1996. С. 121). Ряд исследователей отводят игум. Сильвестру значительно большую роль в летописании нач. XII в., считая К. В. м. главным центром составления ПВЛ в 1116 и 1117 гг. В частности, по их мнению, именно игум. Сильвестр, близкий к вел. кн. Владимиру Мономаху, вставил в летопись договоры Руси с греками, хранившиеся, несомненно, в княжеском архиве (см.: Гиппиус А. А. К проблеме редакций Повести временных лет//Славяноведение. 2007. 5. С. 20-44; 2008. 2. С. 3-24; Михеев С. М. Кто писал «Повесть временных лет»? М., 2011. С. 140-154, 156; подробнее см. Летописание ). Согласно этой т. зр., при игум. Сильвестре обитель становится значительным книжным центром. В монастырь свозятся и в нем переписываются рукописи. По гипотезе Е. В. Ухановой, в К. В. м. действовал скрипторий, в котором было создано неск. сохранившихся рукописей (в т. ч. ГИМ. Чуд. 12 (сборник эсхатологических сочинений Ипполита , папы Римского) и ГИМ. Син. 262 (Учительное Евангелие Константина Преславского)). По предположению С. М. Михеева, в монастырской б-ке имелась иллюминированная рукопись славянского перевода «Хроники» Георгия Амартола . Она использовалась при составлении в обители редакции ПВЛ 1117 г., представлявшей собой лицевую рукопись ( Уханова Е. В. Древнейшие изображения св. кн. Бориса: К истории б-ки Владимира Мономаха//Борисо-Глебский сб. П., 2009. Вып. 1. С. 117-152; Михеев С. М. Кто писал «Повесть временных лет»? М., 2011. С. 147-148, 153-154).

http://pravenc.ru/text/1684561.html

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ , чудотворный образ. Получила название по местонахождению в Коложской ц. святых Бориса и Глеба в Гродно, Белоруссия. Строительство во 2-й пол. XII в. каменной церкви на высоком правом берегу р. Неман в посаде Коложа в древнем Городене (Гродно) связывают с городенскими князьями Всеволодовичами, внуками вел. кн. Владимира Мономаха. При церкви до 1480 г. был основан мон-рь (см. Гродненский Коложский во имя мучеников Бориса и Глеба мужской монастырь ). Главной святыней Борисоглебского храма была К. и. Первое упоминание об иконе (без определения «Коложская») содержится в «Инвентаре Гродненского Коложского базилианского монастыря», составленном в 1738 г. архим. Игнатием (Кульчинским) (АСЗР. Т. 9. С. 411-412). Он сообщает, что икона Божией Матери находилась в алтаре древнего храма, стоявшего в то время без иконостаса, от к-рого остались «следы несомненного существования», а также приводит предание о ней. Так, со слов «старых людей» икона принадлежала некоему нищему, к-рый по обету всегда носил ее с собой. Незадолго до смерти в сонном видении ему было веление поместить икону в Борисоглебскую ц. Он исполнил требуемое и изъявил желание быть похороненным возле храма. О времени этого события в предании ничего не говорится; считается, что икона находилось в храме на протяжении неск. веков. Однако известно, что в период войны России с Польшей в 1654-1667 гг. мон-рь был разорен; расхищение его имущества продолжилось в посл. четв. XVII в.: «...в то время церковь стояла пустою, без дверей и окон, летом служила логовищем для скота» (Там же. С. 442). К нач. XVIII в. под натиском католич. шляхты обитель пришла в упадок, храм «не имел покрытия, но только четыре стены» (Там же. С. 444). Ко времени настоятельства архим. Игнатия (Кульчинского) храм уже получил новую гонтовую кровлю с 3 куполами, при его предшественниках в возобновленной церкви появилась и икона - единственная, упомянутая в «Инвентаре...». По крайней мере известно, что обустройством алтаря занимался управлявший монастырем в 1732-1736 гг. один из старших братьев обители, мон. Яков (Яхимович) (Там же. С. 453). Вскоре после возвращения обители в Православие (1839) Борисоглебская ц. была опечатана из-за опасности обвала берега, и с осени 1845 г. богослужения совершались во временной церкви на территории мон-ря ( Диковский Н., прот. Из летописи Гродненского Борисо-Глебского муж. мон-ря. Гродно, 1906. С. 6). 13 апр. 1853 г., после сильного разлива Немана, произошло обрушение южной и части зап. стен церкви. Храмовую ризницу, иконостас, богослужебную утварь вынесли и временно разместили в других монастырских строениях. В 1854 г. мон-рь был переведен в помещения бывшего католич. мон-ря бернардинок в центре Гродно. На новом месте устроили и освятили 3 нояб. 1854 г. ц. во имя святых Бориса и Глеба, накануне туда торжественно перенесли К. и.

http://pravenc.ru/text/1841772.html

—33— 174. А. Миртов А. Пустованов От церкви Николаевской, в Императорском Лицее Цесаревича Николая, церкви протоиерея И. И. Соловьева: Протоиерей И. И. Соловьев Николаевской, на Арбате. Церкви священника А. Ф. Добролюбова: Священник А. Ф. Добролюбов Священник В. А, Соколов Похвальской, в Башмакове, церкви священника Д. В. Аллеманова: священник Д. В. Аллеманов Диакон А. Воинов Ржевской, у Пречистенских ворот, церкви священника И. Я. Смирнова: От причта M. М. Уланов От церкви Истомина Спасской, при Барыковском богадельном доме, церкви священникаП. А. Протопопова: Священник Π. А. Протопопов Спасо-Божедомской церкви священника A. М. Пятикрестовского: Священник A. М. Пятикрестовский —34— 182. Тихоновской, у Арбатских ворот, церкви протоиерея A. Н. Добролюбова: От церкви О. И. М… С Григорьев Троицкой, в приюте Цесаревны Марии, церкви протоиерея И. П. Троицкого: Протоиерей И. П. Троицкий Успенской, на Остоженке, церкви священника Κ. П. Орлова: Пот. Поч. Гражд. Б. Ф. Чижова. И. А. П. Стефано-Пермской, при 1-ой мужской Гимназии, церкви священника И. Вениаминова: Священник И. Вениаминов Ксениинской, в Ксениинском детском приюте, церкви протоиерея И. И. Успенского: Протоиерей И. И. Успенский Пречистенского сорока 2-го отд. Благовещенской, на Бережках, церкви протоиерея В. Ястребова: Х. Е. Сотсков С. Титов Замятин Соколов Богородице Рождественской, за Смоленскими воротами, церкви протоиерея В. А. Воскресенского: священник Д. И. Ромашков. А. Алекспндров И. Спицын Богоявленской, в Ямской Дорогомиловской слободе, церкви священника H. М. Михайловского: Свящ. H. М. Михайловский Борисо-Глебской, у Арбатских ворот, церкви протоиерея M. И. Руднева: Протоиерей M. И. Руднев Церк. староста Κ. А. Шевелев Н. В. Думнов Борисо-Глебской, на Поварской улице, церкви священника Д. Д. Виноградова: П. Д. Самарин С. К. Попов Власиевской, в Старой Конюшенной, церкви протоиерея Д. П. Некрасова: Протоиерей Д. П Некрасов Л. П. Казаков Аркадий Ив. Г… П. Ф. Опарин А Лопатин П. П. Замятин А. Рыбаков И. А. К.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В настоящее время здание церкви ничем не занято, в основном еще крепкое, только при входе разрушен пол приблизительно на 4-5 квадратных метров выбран кирпич из подвала от калориферных печей. Оборудование и церковная утварь сохранились полностью. Рядом с церковью расположена начальная школа. Верующие начали ходатайствовать, по их словам, с 1943 г. Ходатайство два раза было отклонено решениями Владимирского облисполкома. В 1945 г. решением 917 от 15/IV, отклонено по мотивам наличия неподлинных подписей, подписи лиц живущих в других городах и лиц несовершеннолетних. Второй раз ходатайство было отклонено в 1946 г. 3 апреля решением 383 по тем же мотивам. Но верующие ходатайствуют до сего времени с неослабленным упорством. Основным ходатаем и чуть ли не единственным является бывший церковный староста Сорокина Т.И. из деревни Арсаки, у которой до сего времени находятся ключи от церкви. Церковь закрыта в 1934 г. по решению самих граждан этого прихода. На расстоянии 14 км от села Волохова по железной дороге находится действующая церковь в городе Александрове и в другую сторону по железной дороге в 30 км город Загорск, Московской области и село Бакшеево, Струнинского района на расстоянии 15-16 км. В этих храмах верующие и удовлетворяют свои религиозные потребности. На основании вышеизложенного считал бы необходимым ходатайство верующих об открытии Борисо-Глебской церкви в селе Волохово, Арсаковского с/совета, Струнинского района - отклонить. Уполномоченный по делам русской православной церкви при Совете Министров Союза ССР по Владимирской области». После почти 70-летнего перерыва храм был возвращен Русской Православной Церкви. В 2003 г. подвижниками историко-краеведческого клуба «Отечество», что в Александрове, были восстановлены часовни на могилах Стромиловых. 30 сентября 2006 г. состоялось малое (иерейское) освящение основного придела храма в честь святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба игуменом Свято-Смоленской Зосимовой мужской пустыни Серафимом (Семилетовым) и первая Литургия. Стали проводиться регулярные богослужения, в храм была возвращена икона Покрова Пресвятой Богородицы.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Бориса_и_...

Ну, а трудности, так страшившие нас, через несколько лет будут вспоминаться с улыбкой. «Кризис - это когда человек живет не по Евангелию» Протоиерей Владимир Гамарис Протоиерей Владимир Гамарис , настоятель Борисо-Глебского храма г. Раменское (Московская епархия): - Ни в Священном Писании, ни в Священном Предании Церкви термин «кризис» не встречается в его современном понимании. В США печатают ничем не обеспеченные деньги, то есть частная корпорация - Федеральная резервная система - грешит тем, что выпускает фальшивые деньги, а на эти деньги по всему миру скупаются реальные богатства, товары, души и тела человеческие. Фактически это воровство; это общество, основанное на воровстве и обмане. Кризис - это когда «...и купцы земные восплачут и возрыдают... потому что товаров их никто уже не покупает, товаров золотых и серебряных, и камней драгоценных и жемчуга, и виссона и порфиры, и шелка и багряницы, и всякого благовонного дерева, и всяких изделий из слоновой кости, и всяких изделий из дорогих дерев, из меди и железа и мрамора, корицы и фимиама, и мира и ладана, и вина и елея, и муки и пшеницы, и скота и овец, и коней и колесниц, и тел и душ человеческих. И плодов, угодных для души твоей, не стало у тебя, и всё тучное и блистательное удалилось от тебя; ты уже не найдешь его» (Откр. 18: 11-14). Банки приглашают всех брать у них кредиты. Если кредиты «дорогие» - под большие проценты, производство может остановиться. На чем основана работа банков? На ростовщичестве, запрещенном Богом еще в Ветхом Завете, на корыстолюбии, на получении не заработанной прибыли. Вспомним евангельское чтение о мытаре Закхее. У меня и моих прихожан нет никакого кризиса. У нас сейчас Великий пост, время покаяния, время духовного делания У меня и моих прихожан нет никакого кризиса. У нас сейчас Великий пост, время покаяния, время духовного делания. Мы не банкиры, не финансисты, не экономисты. Видимо, о «кризисе» лучше расскажут выпускники Высшей партийной школы, которая теперь стала называться Высшей школой экономики.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

В интерьере сохранились росписи начала ХХ в., представляющие определённую художественную ценность. Со слов старожилов, строительство храма длилось долгие годы. Роспись храма была поручена местному художнику – самоучке, служащему у боярыни Ключарёвой. Расписывал он этот храм около 25 лет, и умер, не закончив работы. На время работы были приостановлены, затем возобновлены, и окончательно строительство храма было закончено в 1905 г. Свято-Борисо-Глебский храм, как с внешней, так и с внутренней стороны не является большим строением. Не является храм и слишком высоким. Ему свойственна компактная пластичность. Некоторую приземлённость и массивность храма смягчает сравнительно невысокая колокольня. В архитектурном плане Свято-Борисо-Глебский храм является отпечатком почти забытого византийского стиля кресто-купольной формы сооружения. Однако этот храм не полностью представляет византийский стиль, в нём сохранены черты традиционной древнерусской культуры. По мнению специалистов Свято-Борисо-Глебский храм, в общем, в архитектурном стиле – элегантен, в нём нет ничего схематичного, вычерченного. Храм подобен органическому существу в своей энергичной и мощной пластике. Такая оценка специалистов свидетельствует о профессионализме и вкусе устроителей Свято-Борисо-Глебского храма. В 1906 г. и устроительница храма барыня Ключарёва и профессор Зеленогорский закончили свой земной путь, и оба были похоронены на территории недавно отстроенного храма, о чём свидетельствуют надгробные плиты. В годы гонений надгробные плиты были выброшены на свалку, найдены при строительстве обители и установлены справа от алтаря с наружной стороны храма. После революции 1917 г. в Свято-Борисо-Глебском храме продолжалось богослужение до 1932 г. Последним, кто вёл богослужение до разорения храма, был священник отец Афанасий, который проживал в сторожке рядом с храмом. В годы гонений сторожка, подвал, относящийся к храму, ограда из красного кирпича были снесены. В том же 1932 г. были сняты пять колоколов, при снятии один из них – самый большой – упал и разбился, остальные были увезены. На территории храма, в нынешнем здании трапезной и кухни была церковноприходская школа, закрытая при закрытии храма.

http://sobory.ru/article/?object=05742

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010