Местоположение Находился на левом берегу Сухоны, в месте выхода реки из Кубенского озера. В настоящее время на этом месте - село Погост Лука Высоковского поселения Усть-Кубинского района Вологодской области. Монастырек существовал здесь ещё в 13 веке, поэтому и местность - лука - называлась святой. В начале 15 века века запустелая обитель была восстановлена монахами Спасо-Каменного монастыря Дионисием и Пахомием. Преподобные Дионисий Глушицкий и Пахомий Великоезерский Вологодский уроженец Дмитрий постригся в монашество с именем Дионисий в Спасо-Каменном монастыре и прожил там несколько лет. В этом же монастыре подвизался и Пахомий. В начале 15 века Дионисий и Пахомий получили благословение от игумена Спасо-Каменного монастыря Дионисия Святогорца на отшельническую жизнь и покинули монастырь. В поисках подходящего места пришли на излучину Сухоны, там увидели они развалины бывшей монастырской Николаевской церкви. Монахи поставили келью, срубили новую церковь. Пахомий остался в Святолуцкой пустыни, Дионисий ушел дальше, на реку Глушица. Там он в 1403 году основал первый из трех глушицких монастырей. Дионисий скончался в 1437 году, канонизирован к общецерковному празднованию, день памяти 14 июня (1 июня по старому стилю). Когда почил преподобный Пахомий Великоезерский (Каменский), неизвестно. Мощи его в начале 20-го века покоились под спудом в Святолуцкой церкви. Память празднуется местно, в день вологодских святых. Святолуцкий Николаевский монастырь и великая княгиня Мария Ярославовна Великая княгиня Мария Ярославовна после смерти своего мужа Василия Темного в 1462 году получила в наследство Ростов и Пошехонье. Мария Ярославовна покровительствовала Борисо-Глебскому монастырю, он находился на дороге, ведущей из Ростова в Углич. Младший сын Андрей Васильевич Меньшой получил в наследство вологодские волости, в том числе, расположенные за Кубенским озером. Андрей Меньшой покровительствовал Спасо-Каменному монастырю. Каменный Спасо-Преображенский собор в островной обители построен на вклад Андрея Васильевича. В 1479 году Мария Ярославовна передает Святолуцкий монастырь вместе с его деревнями Спасо-Каменному монастырю. В жалованной грамоте игумену Спасо-Каменного монастыря Лонгину княгиня сообщает о своем решении и просит прислать старца для описи имущества Святолуцкой обители и учета хлеба, как на корню, так и в закромах. Мария Ярославовна также извещает Лонгина, что часть монастырского добра она намерена пожертвовать в Ростовский Борисоглебский монастырь.

http://sobory.ru/article/?object=53497

После вокняжения в Киеве Владимира Мономаха (1113) из Киево-Печерского монастыря в К. В. м. было перенесено ведение летописания. Согласно А. А. Шахматову , автором 2-й (после редакции прп. Никона Киево-Печерского) редакции «Повести временных лет» (ПВЛ) был выдубицкий игум. Сильвестр (в 1118-1123 епископ Переяславский), к-рый оставил соответствующую запись под 1110 г.: «Игумен Силивестр святаго Михаила написах книгы си Летописец, надеяся от Бога милость прияти, при князи Володимере, княжащю ему Кыева, а мне в то время игуменящю у святаго Михаила в 6624, индикта 9 лета; а иже чтеть книгы сия, то буди ми в молитвах» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 286; ПВЛ. 1996. С. 121). Ряд исследователей отводят игум. Сильвестру значительно большую роль в летописании нач. XII в., считая К. В. м. главным центром составления ПВЛ в 1116 и 1117 гг. В частности, по их мнению, именно игум. Сильвестр, близкий к вел. кн. Владимиру Мономаху, вставил в летопись договоры Руси с греками, хранившиеся, несомненно, в княжеском архиве (см.: Гиппиус А. А. К проблеме редакций Повести временных лет//Славяноведение. 2007. 5. С. 20-44; 2008. 2. С. 3-24; Михеев С. М. Кто писал «Повесть временных лет»? М., 2011. С. 140-154, 156; подробнее см. Летописание ). Согласно этой т. зр., при игум. Сильвестре обитель становится значительным книжным центром. В монастырь свозятся и в нем переписываются рукописи. По гипотезе Е. В. Ухановой, в К. В. м. действовал скрипторий, в котором было создано неск. сохранившихся рукописей (в т. ч. ГИМ. Чуд. 12 (сборник эсхатологических сочинений Ипполита , папы Римского) и ГИМ. Син. 262 (Учительное Евангелие Константина Преславского)). По предположению С. М. Михеева, в монастырской б-ке имелась иллюминированная рукопись славянского перевода «Хроники» Георгия Амартола . Она использовалась при составлении в обители редакции ПВЛ 1117 г., представлявшей собой лицевую рукопись ( Уханова Е. В. Древнейшие изображения св. кн. Бориса: К истории б-ки Владимира Мономаха//Борисо-Глебский сб. П., 2009. Вып. 1. С. 117-152; Михеев С. М. Кто писал «Повесть временных лет»? М., 2011. С. 147-148, 153-154).

http://pravenc.ru/text/1684561.html

Отец Николай с первого же года своего священнического слу­жения показал себя энергичным и ревностным пастырем и усерд­ным тружеником на поприще народного просвещения. 25 ноября 1883 года духовенство избрало его депутатом на училищные съез­ды, которым он и состоял в течение двух лет. Он был покровите­лем учащихся и щедрым жертвователем на нужды бедных воспитанников семинарии. 23 октября 1884 года отец Николай был назначен исполняю­щим должность благочинного, 22 апреля 1885 года он был утвер­жден в этой должности. Сначала в храме, где он служил, а вскоре по его примеру и в других храмах благочиния стали проводиться внебогослужебные беседы, дело по тому времени довольно новое. Отец Николай писал о беседах, что они посещаются «с большою охотою и народ для этого собирается в значительном количестве даже в летнее рабочее время». 7 февраля 1888 года в Заоникиевской Богородице-Владимирской мужской пустыни отец Николай был пострижен в монаше­ство с именем Антоний и 18 февраля того же года назначен управ­ляющим Кадниковским Григориево-Пельшемским Лопотовым монастырем. 24 ноября 1889 года «ввиду безупречности иноческой жизни и распорядительности» в деле управления монасты­рем он был утвержден в должности настоятеля. 19 декабря 1890 года иеромонах Антоний был назначен управ­ляющим Корнилиево-Комельским монастырем, а 12 октября 1891 года – настоятелем монастыря; 22 октября он был возведен в сан игумена. Все это время он оставался деятельным участником Миссионерского общества и Попечительства о бедных студентах Вологодской духовной семинарии, на нужды последнего он жерт­вовал тогда едва ли не больше всех других жертвователей. 21 января 1893 года игумен Антоний был назначен дирек­тором Грязовецкого тюремного комитета и попечителем Ельниковского Борисо-Глебского земского училища, 18 сентября 1896 года – членом Грязовецкого отделения Вологодского епар­хиального училищного совета; в 1897 году он был награжден на­персным крестом. Летом 1897 года братия Корнилиево-Комельского монастыря отмечала 400летие основания обители. Всенощное бдение воз­главил игумен Антоний. Утром 10 июня в монастырь прибыли крестные ходы из Павло-Обнорского монастыря и соседних при­ходов. Литургию совершал епископ Вологодский Алексий (Собо­лев) в сослужении сонма прибывших на торжества священнослу­жителей. Богослужение закончилось около двух часов дня, после чего епископ в сопровождении игумена Антония и вологодского губернатора направился к расставленным под открытым небом столам для бедных и нищих, за которыми расположилось 570 че­ловек – живое напоминание о днях преподобного Корнилия, ко­торый проявлял особую заботу о людях бедных и неимущих.

http://fond.ru/foto/537/Antoniy/

Село Кондаково, находящееся в 20 верстах от монастыря, — родина преподобного Иринарха затворника, великого подвижника 16-17 столетий, оказавшего своими молитвами и советами незабвенные услуги нашему Отечеству в тяжелую годину Смутного времени. Здесь в июле 1548 года у крестьян Акиндина и Ирины родился сын. Во святом крещении наречено ему было имя Илья. В 6 лет он пророчески сказал, что когда вырастет, будет монахом, и будет трудиться для Бога, возложив на себя железные вериги... В этом селе прожиты 18 лет юной жизни будущего знаменитого затворника. Пост, молитва и подвиги наполняли жизнь Ильи тою верой, которая, по слову Спасителя, может творить чудеса. В возрасте 30 лет он отправляется в монастырь святых страстотерпцев Бориса и Глеба, что на реке Устье и принимает иноческий постриг с именем Иринарх. Борисо-Глебский на Устье мужской монастырь Из 38 лет монашеской жизни 30 лет провёл преподобный в затворе. Повсюду- на Русской земле дивились стойкому затворнику, что подчинил плоть душе, являя пример добровольного мученичества. В годы страшных бедствий людских, в разгар погибельной Смуты - прибавлял себе преподобный Иринарх оков и тяжестей. Силой духа вооружал он соплеменников, дабы противостояли они лиходейству, пагубе и растлению. Были на нём плечные и нагрудные вериги, шейное путо и путы ножные, пудовые поясные связни, многие оковцы для рук и перстов, обруч для головы, 142 небольших кованных креста. Далеко разносились пророческие слова преподобного Иринарха из его убогой кельи. И слышала эти слова вся Русь. В XVII веке появились иконы преподобного Иринарха. Сохранились многочисленные молитвы к нему обращённые. Особым поклонением почитались мощи преподобного, его " труды " и все места связанные с его земной жизнью. Одно из таких мест находится в полукилометре от села Кондаково. Это место, где любил уединяться для молитвы юный подвижник Илья. Здесь его руками был выкопан колодчик из которого вот уже более 4-х веков бьет источник чистой воды. В 1998 году по благословению ахиепископа Ярославского и Ростовского была возобновлена традиция совершать пешие крестные ходы из обители Борисо-Глебской к источнику преподобного Иринарха у села Кондаково.

http://pravoslavie.ru/10496.html

«Здесь спасешься» К 10-летию возрождения обители страстотерпцев Бориса и Глеба Борисо-Глебский на Устье мужской монастырь 10 лет назад, в день празднования Казанской иконе Божией Матери, к престолу Борисо-Глебского на Устье мужского монастыря впервые встал игумен. Так было положено начало возрождению молитвенной жизни, прерванной богоборцами в 1923 году. В этот праздничный день Божественную литургию возглавил архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл, ему сослужило духовенство Ростовского и Борисоглебского благочиния. После молебна владыка благословил всех молящихся Казанской иконой Божией Матери. По случаю 10-летия возрождения обители архиепископ Кирилл удостоил наместника монастыря игумена Иоанна (Титова) епархиальной награды - медали Ярославских чудотворцев благоверных князей Феодора и чад его Давида и Константина и Василия и Константина. Борисо-Глебский монастырь, третий (после Лавры и Кержачского монастыря) из основанных преподобным Сергием Радонежским, возник в 1363 году на том месте, которое указал преподобный своим собеседникам и ученикам Феодору и Павлу, первостроителям обители. В истории Борисо-Глебского монастыря много замечательных страниц, но особенно памятна та из них, которая повествует о роли Борисо-Глебского монастыря в спасении Отечества от польско-литовского нашествия. Преподобный Иринарх-затворник, подвизавшийся в Борисо-Глебском монастыре, дал благословение на поход на Москву и медный поклонный крест вождям русского ополчения князю Димитрию Пожарскому и Козьме Минину. Крест преподобного и его молитвы сопровождали воинов-освободителей до самого Кремля. С этим крестом и Казанской иконой Божией Матери была одержана победа. Эти две святыни стояли вместе у кремлевских стен как свидетельство небесного заступничества и помощи в прекращении великой смуты в русском царстве. За десять лет возрождения монастырь стал центром духовной жизни для многих и многих православных людей из разных мест России и зарубежья. Начиная с 1997 года, дважды в год, в зимнюю и летнюю пору сюда стекается православный народ на Иринарховский крестный ход и для участия в научно-практических и краеведческих чтениях, посвященных памяти преподобного Иринарха.

http://pravoslavie.ru/222.html

Гродно. Церковь Бориса и Глеба (Коложская). Борисоглебская Коложская церковь Карта и ближайшие объекты Памятник православного зодчества XII века, Борисо-Глебская церковь в Гродно - жемчужина белорусской культуры. Она не имеет прямых аналогов ни в древнерусской, ни в балканской архитектуре. По своей планировочной схеме (шестистолпный, трехаспидный храм с дополнительным пространством в предалтарной части) гродненский памятник близок греческой архитектурной школе. На этом основании можно предположить, что в XII веке белорусская православная культура была непосредственно связана с великой культурой Византии. При церкви с незапамятных времен существовал мужской монастырь. Об этом говорят галереи (хоры) в северной стене, проход на которые находится в алтарной части. Как и другие храмы той эпохи, церковь имела купол (купола?), который давал освещение. Во время одной из войн церковь потеряла купол и была перестроена. В конце 14 века князь Витовт ходил походом на Псков. Он захватил один из пограничных городов - Коложу, а жителей города отвел в Гродно. Коложане поселились возле Борисо-Глебской церкви. С тех пор у храма появилось другое имя - Коложа. Одной из святынь храма была чудотворная Коложская икона Богородицы. Ее носил на себе один нищий. Перед смертью он пожертвовал икону храму и пожелал быть погребенным на паперти. Во время I Мировой войны икона была эвакуирована в Москву, где и потерялась. В настоящее время в церкви находится вышитая увеличенная копия чудотворной иконы. В ночь на 2 апреля 1853 года Неман подмыл берег, на котором стоял храм. Южная и половина западной стены разрушились. В 1897 году на средства Министерства Путей Сообщения был укреплен берег Немана, а также достроена легкая деревянная стена вместо упавшей в реку. К сожалению, и в настоящее время берег продолжает оседать и угроза обвала храма существует. В советское время Коложа была закрыта и считалась одним из объектов музея. В 1991 году храм был возвращен Церкви и используется по тому назначению, для которого его строили наши благочестивые предки. Отличительная особенность храма - многоцветные поливные керамические кресты и камни на внешней поверхности стен. Издавна сложилось неправильное толкование: их считали декоративными, но полихромные кресты и камни находятся в непосредственной связи с конструкциями храма, и эти цветовые особенности являются составной частью архитектурно - символической программы, смысл которой - запечатлеть в камне идею всесозидающей силы Господа. Изначально Борисо-Глебская церковь была рассчитана на росписи, о чем свидетельствуют систематические ряды голосников (сосудов, замурованных в кладке и выходящих наружу горлышками), которые улучшали акустику в храме.

http://sobory.ru/article/?object=03898

Закрыть itemscope itemtype="" > Описание и прочтение новой ратной иконы 02.08.2005 389 Время на чтение 10 минут 1. Общие сведения: Размеры ратной иконы " Благословение преподобным Иринархом Затворником Борисо-Глебским - православного русского воинства, народных героев-вождей и спасателей Отечества - Козьмы Минина и Димитрия Пожарского в 1612 году " - 130 х 100 см., ковчега - 104 х 84 см. Цвет ратной иконы светло и темно-зеленый - защитный, воинский, " ратный " . Цвет наградного ордена Святого Сергия Радонежского (1314-1392) - зоркого стража и игумена Земли Русской, благословившего на Куликовскую битву (1380) святого князя Димитрия Донского и победные русские рати и не раз спасавшего Россию в годину смут и бед народных, о котором сказано удивительно точно - " Время общественных бедствий - есть его время! " Радонежский молитвенник и чудотворец является также святым покровителем ратных сил и русской артиллерии. В Смутное лихолетье 17-го века Сергий Радонежский трижды являлся нижегородцу Козьме Минину и звал к спасению гибнущей Отчизны. По благословению и молитвам преподобного Сергия в 14-м веке был основан и Борисо-Глебский мужской монастырь, где прославился святой молитвенник и чудотворец Иринарх Затворник (1547-1616) - ангел-хранитель Земли Русской в Смутное время. Подобно Сергию Радонежскому, святой воинский покровитель Иринарх благословил на ратный подвиг и спасение Отечества Михаила Скопина-Шуйского (1609), народных героев-вождей Минина и Пожарского (1612) и князя-воеводу Бориса Лыкова (1614), вручив им свой медный поклонный крест - святое и необоримое победное оружие. Это знаменательное событие и было положено в основу сюжета ратной иконы, созданной к 9 мая 2005 года - в год и день 60-летия Победы народов России в Великой Отечественной войне (1941-1945). Ратная икона-благословение насыщена воинскими образами, атрибутами и символами, напоминающими о мужестве, доблести и ратной славе наших великих предков, не раз поднимавшихся " на брань " и спасавших Русскую Землю от врагов, изменников и поработителей, побеждая их верой, мужеством и оружием! Вокруг ковчега ратной иконы идет золотая лавровая гирлянда, перевитая золотой лентой и символизирующая ратную славу предков и победы России. Венчает ратную икону православный спасительный крест и перекрещенные у его основания лавровая и пальмовая ветви (символы ратной славы и вечной памяти народной) и слова всесокрушающего и победного девиза - " Сим победиши! " На святых хоругвях и боевых штандартах и знаменах этот девиз означает победу России и русского духа - над многочисленными врагами и силами зла и тьмы, торжество Православия и общенационального русского дела. Служение Богу, вере православной и своему народу и Отечеству - первые всего! Сим победиши!

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ , чудотворный образ. Получила название по местонахождению в Коложской ц. святых Бориса и Глеба в Гродно, Белоруссия. Строительство во 2-й пол. XII в. каменной церкви на высоком правом берегу р. Неман в посаде Коложа в древнем Городене (Гродно) связывают с городенскими князьями Всеволодовичами, внуками вел. кн. Владимира Мономаха. При церкви до 1480 г. был основан мон-рь (см. Гродненский Коложский во имя мучеников Бориса и Глеба мужской монастырь ). Главной святыней Борисоглебского храма была К. и. Первое упоминание об иконе (без определения «Коложская») содержится в «Инвентаре Гродненского Коложского базилианского монастыря», составленном в 1738 г. архим. Игнатием (Кульчинским) (АСЗР. Т. 9. С. 411-412). Он сообщает, что икона Божией Матери находилась в алтаре древнего храма, стоявшего в то время без иконостаса, от к-рого остались «следы несомненного существования», а также приводит предание о ней. Так, со слов «старых людей» икона принадлежала некоему нищему, к-рый по обету всегда носил ее с собой. Незадолго до смерти в сонном видении ему было веление поместить икону в Борисоглебскую ц. Он исполнил требуемое и изъявил желание быть похороненным возле храма. О времени этого события в предании ничего не говорится; считается, что икона находилось в храме на протяжении неск. веков. Однако известно, что в период войны России с Польшей в 1654-1667 гг. мон-рь был разорен; расхищение его имущества продолжилось в посл. четв. XVII в.: «...в то время церковь стояла пустою, без дверей и окон, летом служила логовищем для скота» (Там же. С. 442). К нач. XVIII в. под натиском католич. шляхты обитель пришла в упадок, храм «не имел покрытия, но только четыре стены» (Там же. С. 444). Ко времени настоятельства архим. Игнатия (Кульчинского) храм уже получил новую гонтовую кровлю с 3 куполами, при его предшественниках в возобновленной церкви появилась и икона - единственная, упомянутая в «Инвентаре...». По крайней мере известно, что обустройством алтаря занимался управлявший монастырем в 1732-1736 гг. один из старших братьев обители, мон. Яков (Яхимович) (Там же. С. 453). Вскоре после возвращения обители в Православие (1839) Борисоглебская ц. была опечатана из-за опасности обвала берега, и с осени 1845 г. богослужения совершались во временной церкви на территории мон-ря ( Диковский Н., прот. Из летописи Гродненского Борисо-Глебского муж. мон-ря. Гродно, 1906. С. 6). 13 апр. 1853 г., после сильного разлива Немана, произошло обрушение южной и части зап. стен церкви. Храмовую ризницу, иконостас, богослужебную утварь вынесли и временно разместили в других монастырских строениях. В 1854 г. мон-рь был переведен в помещения бывшего католич. мон-ря бернардинок в центре Гродно. На новом месте устроили и освятили 3 нояб. 1854 г. ц. во имя святых Бориса и Глеба, накануне туда торжественно перенесли К. и.

http://pravenc.ru/text/1841772.html

Борисо-Глебский монастырь готовится к крестному ходу пос. Борисоглебский, 16 июля 2004 г. Игумен Иоанн (Титов) с участниками Крестного хода В 2004 году Крестный ход из Борисо-Глебской обители к колодчику преподобного Иринарха продлится 4 дня. Начнется Крестный ход после литургии и молебна в четверг 22 июля и закончится литургией в селе Кондаково 25 июля. Насельники Борисо-Глебского монастыря, благочестивые прихожане и паломники, которые уже начинают съезжаться в поселок Борисоглебский, готовятся к Крестному ходу. Составлены расписания богослужений и карты маршрута, чтобы все, кто не может идти с Крестным ходом от начала до конца не унывали и присоединялись на любом этапе. Как очень мудро и утешительно сказал игумен Иоанн, участники Крестного хода – не только те, кого мы видим рядом зримо, но и все те, за кого мы молимся в пути и на богослужениях Крестного хода. Историческая справка: Ростовский Борисо-Глебский на Устье мужской монастырь находится в 18 километрах от Ростова Великого по дороге на Углич. Он был основан в 1363 году по благословению преподобного Сергия, игумена Радонежского, указавшего место для постройки храма во имя святых мучеников Бориса и Глеба. Как дорогая святыня сохранился в монастыре простой деревянный крест, подобный монашескому постригальному, данный преподобным Сергием монахам пустынникам Федору и Павлу со словами; " Призрит Господь Бог и Пречистая Богородица на место сие, и великие страстотерпцы Христовы в помощь вам будут. И место сие вельми возградится и в предбудущие времена будет превозносимо под большими лаврами " . Эти пророческие слова сбылись в дальнейшей истории обители, прославленной многими её насельниками благочестивыми мирянами. Преподобные Федор и Павел были первоначальниками и первостроителями Борисо-Глебского на Устье мужского монастыря. Они погребены в северной угловой части соборной монастырской церкви Бориса и Глеба. Их память почитается 22 октября (4 ноября), в один день с празднованием в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы.

http://pravoslavie.ru/10496.html

В Борисо-Глебском монастыре началось празднование Лиддской иконе Божией Матери Борисоглебский (Ярославская область), 8 июля 2004 г. В 2001 году по благословению служившего тогда архиепископа Ярославского и Ростовского Михея в Ростовский Борисо-Глебский на Устье мужской монастырь была написана Лиддская икона Пресвятой Богородицы с лицевым сказанием об истории и чудесах. Эта икона является списком с особо чтимой святыни Борисо-Глебской обители, сегодня хранящейся в Ростовском музее. Согласно преданию, Лиддская икона Божией Матери явилась следующим необычайным образом. Когда апостолы Петр и Иоанн Богослов проповедовали Евангелие в Лидде, недалеко от Иерусалима, там был сооружен для новообращенных храм во имя Пречистой Богородицы. Придя в Иерусалим, апостолы просили Божию Матерь посетить и Своим присутствием благословить церковь. Пресвятая Дева Мария на это отвечала им: «Идите с радостью, Я буду там с вами». Вернувшись в Лиддский храм, апостолы на одном из его столбов обнаружили нерукотворное изображение Богородицы, лик Ее и одежды были совершенно сходны с действительностью. Затем Матерь Божия Сама посетила Лиддский храм и даровала образу благодать и силу чудотворения. В IV веке по приказу римского императора Юлиана Отступника образ несколько раз пытались уничтожить - его вырубали каменотесы, - но краска лишь глубже врезалась внутрь столба. Весть об этом чуде быстро распространилась, и отовсюду в Лидду стали стекаться паломники. В VIII веке Константинопольский патриарх Герман велел снять список с чудотворной иконы и молился перед ним ежедневно. Во времена иконоборческой ереси патриарх был низложен как ревностный защитник икон. В изгнании, предчувствуя скорую кончину, он вложил в икону письмо папе Римскому Григорию и пустил ее в море со словами: «Гряди, Владычице, и спасайся ныне не от Ирода в Египет, но от звероименитого врага (греческого императора Льва Исаврянина) в Рим к благочестивым христианам». На другой день икона чудесным образом достигла Рима, о чем папа Григорий II был извещен в сонном видении.

http://pravoslavie.ru/10409.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010