Начались окрики конвойных и щелканье затворов, и этап двинулся. Пользуясь тем, что этап шел по трамвайной линии «Б», провожающие, когда конвойные уж очень ругались и грозили арестовать, садились на трамвай, проезжали одну остановку, и опять встречали этап. Когда линия «Б» кончилась, то, опытные в тюремных делах, мы поспешили скорее встать около той платформы, где сажают заключенных в тюремные вагоны, и стали ждать прибытия этапа. Когда митрополиты стали подниматься на платформу, мы смогли их разглядеть. Бледные особой тюремной бледностью в подрясниках и скуфьях они несли каждый свои вещи в двух мешках на перевес через плечо. Но лица у них были радостные. И мы не плакали, провожая их, а громко, сколько было сил, крикнули: – Христос Воскресе! И услышали ответ не только от них, но и от близ их стоящих заключенных: – Воистину Воскресе! Позже, в ответ на посылаемые посылки митрополитам, я и другие сестры получали очень интересные письма, но из-за постоянных обысков мы не могли их хранить. Была у нас только тетрадь, которая называлась «Слова и изречения достопамятного старца Димитрия Борисо-Глебской пустыни», но куда делась эта тетрадь, существует ли или сожжена от страха теми, кто хранил ее, или руками ГПУ, – не знаю. А много было в ней назидательного. Через много лет мне удалось, не совсем легально, приехать, по поручению церковному, в Москву. В то время московским правящим архиереем был архиепископ Питирим, отбывший, так же как и я, срок в Соловецком лагере. Решить дело, по которому я приехала, мог только Блаженнейший митрополит Сергий, а Владыка Питирим жил в том же доме. Радостно встретившись с Владыкой Питиримом, я просила как можно скорее доложить обо мне Блаженнейшему, т.к. мне долго оставаться в Москве было нельзя. Владыка Питирим пошел обо мне докладывать и, придя, сказал: – Сейчас у Блаженнейшего есть посетитель, а Вы побеседуйте со старцами. Вы их рады будете видеть. Они у нас живут. Старцами оказались приехавшие на сессию Синода митрополит Арсений, теперь уже не Новгородский, а Ташкентский, и митрополит Анатолий Одесский.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

1042 ВУАГШ., 1223, лл. 308. 318. – ВУАГШ., 1220, л. 49. – ВУАГШ., 1219. Распоряжения графа Н. А. Румянцева 16 и 21 июня. 1043 По особой просьбе Берхмана, Суворов отрядил в Смилянщину, для удержания порядка, два эскадрона 30 июня. – ВУАГШ., 1220, л. 62. 1045 Обнародование грамоты сопровождалось иногда непредвиденными обстоятельствами. Слуцкий городничий, ротмистр Бибиков, получив от губернатора (при предписании 5 июля) 34 экземпляра грамоты для обнародования «надлежащим образом по долгу полиции» в Слуцке и во всей его части, – АМДК., 624, л. 27 – один экземпляр грамоты прислал в Слуцкую реформаторскую гимназию. Но так как ни в этой гимназии, ни в соседнем иезуитском учебном заведении «никто не мог читать российским диалектом», то ректор реформаторской гимназии явился лично к кафедральному протоиерею Белозору и просил его «отрядить кого-нибудь из духовных для прочтения грамоты в их и иезуитском костёлах» Белозор «отрядил» священника Сампсона Соловьева, и тот «обнародовал» грамоту и реформаторам, и иезуитам. Впоследствии учёное сословие узнав, что оно могло у себя грамоты не обнародовать, не могло простить себе своей ошибки и в досаде стало распространять слухи, будто это сам Белозор «от себя посылал священника в латинские и лютеранские костёлы» для обнародования грамоты. Белозору пришлось отписываться. АМДК., 661. 1053 Преосвященный Иерофей Малицкий родился в 1727 г. Получмл образование в Воронежской семинарии, в которой был, по окончании курса, «учителем, проповедником, префектом». Принял монашество в 1758 г. С 1762 г. игумен Рождественского Домницкого монастыря, 1772 г. – настоятель Черниговского кафедрального Борисо-Глебского монастыря; с 1774 г. – Черниговского Успенского Елецкого. Хиротонисан во епископа Черниговского 6 декабря 1788 г. С 1 апреля 1796 г. – митрополит Киевский. Скончался 2 сентября 1799 г. – АСС., 1788 г. 84, 85. – АСС., 1796 г., 126. – АСС, 1799 г., 240 – «Историч.– статист. опис. черниг. епархии», I, 91; II, 208; III, 27.266 IV, 106. – КЕВ., 1874 г., 235245. «Дело, возникшее вследствие оскорбительного письма Иеренея Фальковского митр. Иерофею», С. Г-ва.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Следует, однако, отметить, что абсолютная историческая достоверность в деталях никогда не являлась критерием художественности произведения искусства – таким критерием в первую очередь выступает адекватность выраженности смысла в пластическом материале. Художественная форма неизбежно предполагает некую степень условности, причем повышение этой степени условности всегда ведет к углублению символического звучания образа. Пластическая интерпретация образа подчиняется законам, вытекающим из характера материала и специфики художественного языка искусства, в данном случае скульптуры, и в этом творческий процесс художника принципиально отличается от процесса изготовления музейного муляжа, имитирующего исторический предмет. Обыденное сознание чаще всего не ощущает этой разницы и подходит к художественному произведению с критериями, абсолютно чуждыми его природе. 3. Оппоненты, судя по всему, не слишком компетентные в вопросах художественного творчества, выступают не столько против самого проекта, оценить который по достоинству они просто не в состоянии, сколько против его автора на основании того факта, что кому-то не понравилось какое-то другое произведение этого автора, которое сами они не видели, а также на основании голословного утверждения об отсутствии у него таланта. Опыт, однако, показывает, что знание имени автора не является обязательным условием для художественного восприятия произведения искусства. В данном случае независимо от имени автора мы признаем высокие художественные достоинства представленных проектов памятников русским святым, и надеемся, что они станут достойным украшением поселка, расположившегося у стен того древнего монастыря, с которым их связала судьба. Только что вся страна отметила 60-летие Великой Победы над фашизмом, но приближается еще одна знаменательная дата – 625 годовщина Куликовской битвы. Такие события всегда сопровождаются подъемом национального самосознания. Мы надеемся, что установка памятников русским святым будет способствовать укреплению патриотических чувств и религиозного духа жителей поселка и его многочисленных гостей и выражаем благодарность всемирно известному мастеру за его интерес и внимание, проявленные к святыням ярославской земли.

http://pravoslavie.ru/13605.html

Поэтому кораблям экспедиции предстояло обойти, неся неизбежные потери вокруг ледового континента, открыв еще две базы древнейшей цивилизации. Первую из них, в районе нынешней станции Новолазаревская назвали «Станицей Борисо-Глебская», в честь ангелов-хранителей командира «12 апостолов», возглавлявшего этот поход. Еще одна станица – Царская – возникла там, где находится теперь полярная станция Мирный. Существуют косвенные данные, что была открыта и задействована еще одна база на Южно-Сандвичевых островах. Однако о названии ее можно только догадываться. Так же определенно можно сказать, что были приблизительно дислоцированы по крайней мере еще две базы в районе нынешней Земли Королевы Мод. Так как названия им не были даны, назовем их базами 4 и 5. К сожалению, нашим первопоходникам при существовавших у них средствах передвижения добраться до баз 4 и 5 не удалось. А жаль! 13.2. А в самом южном океане − шторма, шторма… Следует сказать хоть несколько слов об особенностях плавания в самом южном океане планеты, чтобы читатель смог лучше оценить подвиг далеких предков. Южный океан по справедливости считается самым бурным районом мирового океана. Одним их опаснейших для мореплавания океанов планеты. Даже в XXI веке. Что говорить про XVI! В Южном океане достаточно типичная высота волн во время штормов достигает 10-15 метров, а максимально отмеченная – до 23 метров. Следует отметить, что уже высоты волн в 10-15 метров являются опасными для кораблей класса эскадренных броненосцев начала XX века, имевшими водоизмещение в 15 тысяч тонн и водонепроницаемые переборки. Средняя высота приливов в Южном океане 1-2 метра, максимальная – более 3-х метров. Многочисленные айсберги достигают в длину до 170 километров, а их типичная высота от 50 до более 100 метров. Море Уэдделла, например, даже летом покрыто льдами. Однолетние льды достигают толщины 1,5 – 2 метров . Чтобы совершить переход от Свято-Владимирской базы к материковым базам атлантов, русским судам пришлось двумя колоннами подняться к северу примерно до 60° южной широты. Здесь суда попали, выражаясь современным стилем, в мощный поток воздушных и водных масс, образуемый северными частями квазистационарных местных циркуляций в морях Уэдделла и Росса , направленный с запада на восток.

http://ruskline.ru/analitika/2020/11/05/...

Очень рано культ Вячеслава (вместе с культом Людмилы) получает известность в Киевской Руси. Уже в сентябрьской служебной минее 1095–1096 г. помещен канон Вячеславу. Посвященные ему житийные тексты оказали воздействие на памятники агиографии борисо-глебского цикла. С почитанием на Руси Вячеслава Чешского исследователи связывают наречение этим именем сына Ярослава Мудрого, родившегося в 1036 г. Не позднее XIII в. на Руси были составлены краткие версии житий Вячеслава и Людмилы Чешских, включенные в состав Пролога. Особая редакция «Убиения», возникшая не позднее первой трети XVI в., получившая в науке название Минейной (так как она помещается обычно в составе миней четьих), широко известна в русской рукописной традиции XVI–XVII вв. В самой Чехии из-за неблагоприятной для развития славянской письменности и богослужения в XII–XIII вв. культурно-исторической ситуации славянские тексты житий князей-мучеников не сохранились: они дошли только в русских и хорватских (глаголических) списках (славянское житие Людмилы известно лишь в сокращенной проложной версии). Лишь в 1827 г., когда известный русский филолог А. X. Востоков опубликовал «Убиение Вячеслава» по румянцевскому списку, была открыта неизвестная до той поры страница древнейшей истории чешской литературы и кирилло-мефодиевской традиции. Текст «Убиения Вячеслава, князя Чешского» (или Востоковской легенды) известен (в древнейшем своем кириллическом варианте) в четырех списках: РГБ, ф. 256 (собр. Н. П. Румянцева), 436 (открыт А. X. Востоковым), нач. XVI в.; БАН, Архангельское собр., Д. 142, втор. пол. XVI в.; ГИМ, собр. Е. В. Барсова , 1466, кон. XVI – нач. XVII в.; РГБ, ф. 556 (собр. Вифанской духовной семинарии), 91, втор. четв. XVII в. (обнаружены в последнее время). Все известные списки памятника содержат (с мелкими разночтениями) единый текст, отражающий общий протограф. Здесь текст публикуется по Румянцевскому списку – древнейшему и наиболее исправному. Для исправления отдельных испорченных чтений привлекаются тексты Минейной редакции и глаголических списков памятника.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иринарховский крестный ход 2007 г. В Смутное время в Ростовском Борисо-Глебском монастыре подвизался прп. Иринарх Затворник, всея России чудотворец. Святой предсказал нашествие поляков на Москву, он же благословил кн. Димитрия Пожарского на борьбу с иноплеменниками. Ежегодно в память о преподобном братия и паломники обители шли крестным ходом от стен Борисо-Глебского монастыря на родину святого в село Кондаково. Крестный ход длился неделю, у каждого из встречавшихся на пути храмов делались остановки на ночлег, служились молебны. 300-летняя традиция прервалась с закрытием обители большевиками. Почти все храмы на пути крестного хода были разрушены. В 1994 г. в Борисо-Глебский монастырь вернулась братия, стараниями которой с 1997 г. был возобновлен традиционный Иринарховский Крестный Ход. Сейчас паломники проходят около 70 км за три дня пути, останавливаясь на ночлег у восстановленных храмов. В разрушенных церквях и на сельских погостах служатся молебны и панихиды. Четвертый день заканчивается молебном на источнике прп. Иринарха у села Кондаково. День первый. 19 июля. Борисо-Глебский монастырь – Павлово село Надвратная Сергиевская церковь Ростовского Борисо-Глебского монастыря Символическая рака прп. Иринарха Затворника и чтимая икона святого, которую пронесут крестным ходом У кельи прп. Иринарха Затворника Божественная литургия перед началом крестного хода Божественная литургия в Борисо-Глебском монастыре перед началом крестного хода Паломницы. Позади – келья прп. Иринарха Юный крестоходец Мишка Трапеза перед выходом Надо еще подкрепиться! Идти три дня… Молебен перед ракой прп. Иринарха Затворника Начало крестного хода. Молебен у храма Начало крестного хода. Напутственное слово наместника Борисо-Глебского монастыря игумена Иоанна (Титова) Начало крестного хода. Молебен у храма Пошли! Впереди 3 дня пути и 70 км дорог Выход из ворот святой обители В сосновом бору. Когда-то монастырь окружали непроходимые дубовые чащи По борисоглебскому лесу с чтимой иконой прп. Иринарха Паломники на пути к св. источнику

http://pravoslavie.ru/gallery/gallery34....

Борисо-Глебский монастырь готовится к крестному ходу пос. Борисоглебский, 16 июля 2004 г. Игумен Иоанн (Титов) с участниками Крестного хода В 2004 году Крестный ход из Борисо-Глебской обители к колодчику преподобного Иринарха продлится 4 дня. Начнется Крестный ход после литургии и молебна в четверг 22 июля и закончится литургией в селе Кондаково 25 июля. Насельники Борисо-Глебского монастыря, благочестивые прихожане и паломники, которые уже начинают съезжаться в поселок Борисоглебский, готовятся к Крестному ходу. Составлены расписания богослужений и карты маршрута, чтобы все, кто не может идти с Крестным ходом от начала до конца не унывали и присоединялись на любом этапе. Как очень мудро и утешительно сказал игумен Иоанн, участники Крестного хода – не только те, кого мы видим рядом зримо, но и все те, за кого мы молимся в пути и на богослужениях Крестного хода. Историческая справка: Ростовский Борисо-Глебский на Устье мужской монастырь находится в 18 километрах от Ростова Великого по дороге на Углич. Он был основан в 1363 году по благословению преподобного Сергия, игумена Радонежского, указавшего место для постройки храма во имя святых мучеников Бориса и Глеба. Как дорогая святыня сохранился в монастыре простой деревянный крест, подобный монашескому постригальному, данный преподобным Сергием монахам пустынникам Федору и Павлу со словами; " Призрит Господь Бог и Пречистая Богородица на место сие, и великие страстотерпцы Христовы в помощь вам будут. И место сие вельми возградится и в предбудущие времена будет превозносимо под большими лаврами " . Эти пророческие слова сбылись в дальнейшей истории обители, прославленной многими её насельниками благочестивыми мирянами. Преподобные Федор и Павел были первоначальниками и первостроителями Борисо-Глебского на Устье мужского монастыря. Они погребены в северной угловой части соборной монастырской церкви Бориса и Глеба. Их память почитается 22 октября (4 ноября), в один день с празднованием в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы.

http://pravoslavie.ru/10496.html

Борисо-Глебский на Устье монастырь отметил 10-летие своего возрождения Борисоглебский, 4 ноября 2004 г. Крестный ход вокруг стен монастыря совершается каждое воскресенье. В Ростовском Борисо-Глебском на Устье мужском монастыре сегодня день особый. Вместе со всем православным миром братия монастыря, многочисленные прихожане и паломники празднуют в честь Казанской иконы Божией Матери. Сегодня же, 4 ноября, в монастыре чтят память преподобных Феодора и Павла – первостроителей монастыря. Ровно десять лет назад, 4 ноября 1994 года, игумен Иоанн (Титов) отслужил первую литургию в соборе Бориса и Глеба. Этот день стал началом возрождения монашеской жизни в Борисо-Глебском монастыре. Сегодня праздничную литургию возглавил архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл. После литургии архиепископ поздравил всех присутствовавших. Труды игумена Иоанна (Титова) были отмечены наградой Ярославской епархии. Преподобные Феодор и Павел были первостроителями Борисо-Глебского на Устье мужского монастыря. Они погребены в северной угловой части соборной монастырской церкви Бориса и Глеба. К началу XVI века монастырь стал одним из самых крупных. И ныне поражают его размеры и мощь... Протяженность монастырских стен более 1 км, а их высота более 10,5 метра. Два высоких надвратных храма с севера и юга и 14 башен придают стенам вид грозной крепости. Но еще надежнее, крепче камня, был и остается дух обители. Историки И. Е. Забелин и А. Д. Нечволодов, давая определение значения Борисо-Глебской обители, выразились следующим образом: " На сем месте начинались победы почти над каждой русской смутой... " Связь монастыря с праздником Казанской Божией Матери прослеживается с XVII века. Сегодняшнее празднование Казанской иконе установлено в память о победе народного ополчения под предводительством гражданина Минина и князя Пожарского над польско-литовскими захватчиками в 1612 году. Именно в это время подвизался в монастыре преподобный Иринарх Затворник. Его советам и предсказаниям внимал Василий Шуйский. Молодой полководец князь Михаил Скопин-Шуйский получил от преподобного Иринарха крест и благословение на борьбу с поляками. С этим крестом князь победоносно прошел до самой Москвы, спас ее от погибели и навеки оставил славный след в истории.

http://pravoslavie.ru/11737.html

«Здесь спасешься» К 10-летию возрождения обители страстотерпцев Бориса и Глеба Борисо-Глебский на Устье мужской монастырь 10 лет назад, в день празднования Казанской иконе Божией Матери, к престолу Борисо-Глебского на Устье мужского монастыря впервые встал игумен. Так было положено начало возрождению молитвенной жизни, прерванной богоборцами в 1923 году. В этот праздничный день Божественную литургию возглавил архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл, ему сослужило духовенство Ростовского и Борисоглебского благочиния. После молебна владыка благословил всех молящихся Казанской иконой Божией Матери. По случаю 10-летия возрождения обители архиепископ Кирилл удостоил наместника монастыря игумена Иоанна (Титова) епархиальной награды - медали Ярославских чудотворцев благоверных князей Феодора и чад его Давида и Константина и Василия и Константина. Борисо-Глебский монастырь, третий (после Лавры и Кержачского монастыря) из основанных преподобным Сергием Радонежским, возник в 1363 году на том месте, которое указал преподобный своим собеседникам и ученикам Феодору и Павлу, первостроителям обители. В истории Борисо-Глебского монастыря много замечательных страниц, но особенно памятна та из них, которая повествует о роли Борисо-Глебского монастыря в спасении Отечества от польско-литовского нашествия. Преподобный Иринарх-затворник, подвизавшийся в Борисо-Глебском монастыре, дал благословение на поход на Москву и медный поклонный крест вождям русского ополчения князю Димитрию Пожарскому и Козьме Минину. Крест преподобного и его молитвы сопровождали воинов-освободителей до самого Кремля. С этим крестом и Казанской иконой Божией Матери была одержана победа. Эти две святыни стояли вместе у кремлевских стен как свидетельство небесного заступничества и помощи в прекращении великой смуты в русском царстве. За десять лет возрождения монастырь стал центром духовной жизни для многих и многих православных людей из разных мест России и зарубежья. Начиная с 1997 года, дважды в год, в зимнюю и летнюю пору сюда стекается православный народ на Иринарховский крестный ход и для участия в научно-практических и краеведческих чтениях, посвященных памяти преподобного Иринарха.

http://pravoslavie.ru/222.html

Кирпичный, на белокаменном фундаменте Борисо-Глебский храм принадлежит к распространённому в конце XVII века типу кубовидного бесстолпного четверика, образцами которого под Серпуховом служат также Успенская церковь села Старые Кузьмёнки (1694 год) и Никольская церковь погоста Березна (1698 год). Данный храм подвергался реконструкции и до пристройки приделов в 1880-х годах, о чём свидетельствует цилиндрический объём верхнего звона колокольни, явно относящийся к 1-ой половине XIX века. В советское время Борисо-Глебский храм был закрыт; здание его сначала использовалось как зернохранилище, потом было заброшено; с 1982 года оно служило мастерской скульптору Андрею Николаевичу Волкову. Современное состояние [ править править код ] В 1997 году храм на Протве возвращен верующим, в 2000 году в качестве подворья – передан Владычнему женскому монастырю. С 2009 года Борисо-Глебский храм вновь относится к Серпуховскому благочинию, силами прихожан и местных жителей совершается реставрация. В храме есть старинные иконы, которые прихожане спасли и сохранили в своих домах во времена гонений на веру, а теперь вернули на прежнее место. Борисо-Глебский храм в настоящее время живет литургической жизнью, в нем регулярно совершаются богослужения в воскресные и праздничные дни. Действует воскресная школа для взрослых, где изучаются Священное Писание Нового Завета, православный катехизис, жития святых. В 2010 году храму пожертвовали небольшую звонницу из пяти колоколов, с Божией помощью очистили колокольню от мусора, прихожане освоили технику звона в школе звонарей Ильи Дроздихина (г. Москва) и теперь на богослужения местных жителей созывает колокольный звон. В настоящее время храм приписан к Воскресенскому храму в Серпухове . Совершить виртуальную экскурсию вокруг храма Деятельность прихода [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Контакты [ править править код ] Адрес: 142283, Московская область, Серпуховской район, деревня Дракино Телефон : +7(496)774-49-71 , +7(905)517-22-58

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_святых_Бо...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010