В благодарение Богу за Его великую милость к народу нашему, Священный Синод Украинской Православной Церкви 28 октября 1997 г. постановил считать Обновленную Икону Спаса Нерукотворного Чудодейственной и праздновать это событие 20 июля. Высокопреосвященнейшим Владыкой Никодимом была составлена служба и акафист Всемилостивому Спасу, который читается в монастыре ежедневно. Поклониться Чудотворной иконе, помолиться о здравии и спасении приезжает в монастырь множество благочестивых христиан. Монастырь продолжает строиться. Сестры проводят время в трудах и молитвах, возделывая огород, ухаживая за пасекой и разной живностью. Свято-Борисо-Глебский женский монастырь начинает свою историю со строительства храма во имя святых страстотерпцев Бориса и Глеба. Строительство указанного храма было начато во второй половине XIX в. на средства местной барыни Ключаровой Серафимы Николаевны и пофессора Харьковского Императорского университета Фёдора Александровича Зеленогорского, предположительно по проекту архитектора Немкина Владимира Христофоровича. Возведенный на высоком холме на трассе Харьков – Змиёв, храм прекрасно воспринимается с большого расстояния, подчёркивает ландшафт, дополняя его вертикальным акцентом. Построен он на месте существовавшей с 1819 г. деревянной церкви Бориса и Глеба с использованием моментов византийской архитектуры. Одноглавая, крестообразная в плане одноаспидная церковь, соединена с двухъярусной колокольней. Второй ярус последней, решённый в виде легкой восьмигранной ротонды, вырастает из прямоугольного в плане объёма первого радиуса. Пространство церкви перекрывается кирпичными сводами. Внешняя оболочка купола, покоящегося на восьмигранном барабане, выполнена в деревянных конструкциях и покрыта железом. Стены выполнены из неоштукатуренного красного кирпича. В интерьере сохранились росписи начала ХХ в., представляющие определённую художественную ценность. Со слов старожилов, строительство храма длилось долгие годы. Роспись храма была поручена местному художнику – самоучке, служащему у боярыни Ключарёвой. Расписывал он этот храм около 25 лет, и умер, не закончив работы. На время работы были приостановлены, затем возобновлены, и окончательно строительство храма было закончено в 1905 г.

http://sobory.ru/article/?object=03878

В XV веке кроме названных в Гродно действовали церкви во имя святителя Николая, святого Симеона, Троицкая, Крестовоздвиженская. До конца XVI века на Гродненщине действовала довольно густая сеть православных храмов. Великим авторитетом пользовались Супрасльский Благовещенский и Заблудовский Успенский монастыри, основанные Александром и Григорием Ходкевичами в XV в. (теперь находятся на территории Республики Польша), а также Голдовский Лидского повета и Жировичский Успенский монастыри (XVI в.). Со времени принятия христианства Гродненские земли были под покровительством Киевских митрополитов, а с XIVb. церкви и монастыри относились к основанной Литовско-Новогрудской митрополии с центром в Новогрудке. После Брестской церковной унии 1596г. митрополитская кафедра в Новогрудке перешла к униатскому митрополиту. При поддержке королевской власти Речи Посполитой началось активное введение унии и ограничение прав православных. Православные монастыри, церкви и церковное имущество передавались униатам. После универсала короля Речи Посполитой Владислава IV (1633) о возвращении православным некоторых церквей и монастырей было возвращено 19 храмов. В другой половине XVI и в XVIIb. на территории Гродненщины католические ордена активно основывают свои костелы, монастыри, учебные заведения. Униатский орден базилиан основал при бывшей православной Пречистинской церкви Гродненский женский монастырь в честь Рождества Богородицы (1720), Новогрудский Борисо-Глебский (1632), Мирский (1705), Даровский (1713) монастыри. Православными оставались только монастыри Яблочинский в честь святого Ануфрия и Голдовский в честь Рождества Богородицы. На протяжении XVIIIb. преобладающее большинство храмов и монастырей Гродненщины было падначалено униатской иерархии, а в начале XIXb. в Гродно не было ни одного православного храма. Сближение унии с латинством вызвало недовольства униатского приходского духовенства, которое не разделяло взгляды ордена базилиан. После I и II разделов Речи Посполитой началось постепенное возвращение униатов к православию.

http://azbyka.ru/palomnik/Гродно

Каменная колокольня построена в 1888 году. На втором её этаже устроена однопрестольная церковь в честь Иверской иконы Божией Матери по обету игумении Таисии с сёстрами в память и благодарность за избавление обители от губительного пожара 1879 года, истребившего почти весь Оренбург. Иверский храм освящён 19 сентября 1893 года с благословения епископа Макария при игумении Иннокентии (1892–1913). В 1906 году тщанием иеромонаха Дмитриевского Борисо-Глебского монастыря Московской епархии о. Виталия на колокольне сооружены башенные часы на его средства. На святых воротах церкви – живописные изображения преподобных Антония и Феодосия Печерских, Архангела Михаила и свт. Николая Чудотворца. Позднее купол Иверской церкви и колокольни был украшен позолоченными звёздами. Третий храм – на монастырском хуторе, деревянный, во имя Архистратига Михаила, начат постройкой в 1901 году, окончен в 1904 году, освящён епископом Оренбургским и Уральским Иоакимом 6 сентября 1904 года. В 1910 году, при игумении Иннокентии, он был украшен стенною живописью сёстрами-живописцами. Хутор расположен в 35 верстах от монастыря на речке Каргалке. В монастыре проводились храмовые праздники: главный – 15 августа, посвящён Успению Пресвятой Богородицы, накануне славословия бывал крестный ход с обнесением вокруг храма Плащаницы Успения Богоматери при чтении «заупокойнаго трисвятаго»; 14 сентября – праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня; 9 мая – праздник свт. и Чудотворца Николая, на котором бывало великое скопление народа из окрестных сёл; 8 июля – явление Казанской иконы Божией Матери; 20 июля – св. пророка Илии; праздник Иверской иконы Божией Матери справлялся в день спасения обители от пожара –16 апреля; 27 июля – св. вмч. и целителя Пантелеимона. Особо чтимых икон было три. Из них наибольшим почитанием оренбуржцев пользовалась икона Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали»; празднование в честь неё совершалось торжественно 25 января. Эта икона была написана в Оренбурге живописцем Михаилом, учеником Строгановых (впоследствии подвижник Святой Афонской Горы схимонах Макарий). Монастырю икона пожертвована купчихой Анастасией Антоновной Килимовой в 1864 году. Иверская икона Божией Матери, спасшая обитель от пожара, написана на Афоне в русском Пантелеимоновском монастыре и прислана оренбургскому монастырю в дар крестьянской девицей Анной Суркиной в 1874 году. Козельщанская икона Божией Матери прислана в дар монастырю 8 октября 1870 года из села Козельщины от графини Марии Владимировны Капнист по благословению о. Иоанна Кронштадского. В ковчеге-гробнице хранились частицы мощей святых мучеников Евфимия, Игнатия, Аккакия и Древа Животворящего Креста Господня, присланные в 1874 году с Афона старанием иеросхимонаха Вассоя (Балабанова) настоятелем афонского Пантелеимоновского монастыря игуменом Макарием.

http://sobory.ru/article/?object=36047

Некоторые правила святителя Василия определяют принципы, призванные оградить монашествующих от соблазна и смущения. Так, в 110 кратком правиле святителя Василия сказано: «Когда сестра исповедуется пресвитеру; надобно ли быть при сем и старице [игумении]? Ответ. Гораздо благоприличнее и безопаснее такая исповедь, которая бывает при старице [игумении] пред пресвитером, способным предложить благоразумный способ покаяния и исправления». Это правило, а также краткое правило 108, в котором говорится о том, что беседы клирика с сестрами должны проходить в присутствии настоятельницы, призваны исключить ситуацию, когда бы клирик оставался с одной из сестер наедине. Это указание сохраняет свою актуальность. При этом, в соответствии с церковными установлениями, сама исповедь сестры должна быть выслушиваема только исповедающим пресвитером. Исторические прецеденты В истории Церкви известны как практика служения монашествующих пресвитеров в женских обителях, так и практика, служения в таковых обителях только белого духовенства. Церковно-правовые установления также фиксируют обе практики. Так в России законодательно служение монахов и их духовничество в женских монастырях было запрещено Собором 1503 года, что подтверждено постановлением Стоглавого собора 1551 года. Но позднее, в XIX веке, такие жесткие правила уже не действовали. К примеру, в «Правилах для Борисо-Глебского Аносина общежития», составленных святителем Филаретом, митрополитом Московским, предписывалось: «Духовник общежития избирается из монашествующего или из белого духовенства, зрелых лет, назидательного поведения и сведущий в деле духовного руководства» В женский Троице-Параскевиевский Топловский монастырь в 1864 году был прислан указ Святейшего Синода, которым предписывалось при монастырской церкви иметь одного священнослужителя из заштатных священников или престарелых иеромонахов I Всероссийский съезд монашествующих 1909 года относительно женских монастырей постановил: «Если есть в епархии строгие и опытные старцы из иноков, то назначать духовниками их, а не священников из белого духовенства, мало сведущих в монашеской жизни»

http://patriarchia.ru/md/db/text/5333067...

По просьбе верующих в 1804г. гродненский фарный костел, опустевший после пожара, был переосвящен в Софийский собор. В 1843г. создан Гродненский православный женский монастырь в честь Рождества Богородицы. В 1900г. из части Литовской православной епархии создана Гродненская православная епархия с титулом правящего архиерея «епископа Гродненского и Брестского». В 1900-1901гг. в Гродненской губернии насчитывалось 654 церкви, 4 монастыря, 1296 церковных школ. Православные насчитывали преобладающую часть населения (896914 чел. на 1600000 всего населения). В 1904-1915гг. в Гродно действовал церковно-археологический комитет, который занимался сбором, изучением и популяризацией церковной письменной и материальной культуры. Был создан музей («хранилища древностей»), который располагался в помещении Борисо-Глебского монастыря. О результатах деятельности церковно-археологического комитета постоянно сообщали «Гродненские епархиальные ведомости». В 1923г. часть Гродненской епархии (территория Белостокского и Новогрудского воеводств) вошла в состав Польской православной автокефальной церкви. Много церквей польскими властями было закрыто или передано католикам. У Гродненской епархии было забрано около 100 храмов, в том числе и кафедральный собор в Гродно, древняя Мурованковская церковь, городской собор в Лиде. В начале 1920-х гг. приходов в епархии насчитывалось не более чем 200, действовали два монастыря – Жировичский Успенский и Рождество-Богородичный в Гродно. В условиях политики полонизации и окатоличивания белорусского населения православные иерархи и часть священничества стали на путь сотрудничества с властями и были втянуты в процесс полонизации Православной Церкви. Богослужения на польском языке осуществились в 1935г. в кафедральном соборе Белостока и в гарнизонной церкви в Гродно. В 1938г. в Гродно был создан Православный научно-издательский институт, который занимался издательством пропагандистских брошюр исключительно на польском языке и в польском национальном духе. В 1938г. по распоряжению польского правительства были разрушены воинская гарнизонная церковь Александра Невского в Гродно и недостроенный собор в Белостоке.

http://azbyka.ru/palomnik/Гродно

Свято-Борисо-Глебский храм, как с внешней, так и с внутренней стороны не является большим строением. Не является храм и слишком высоким. Ему свойственна компактная пластичность. Некоторую приземлённость и массивность храма смягчает сравнительно невысокая колокольня. В архитектурном плане Свято-Борисо-Глебский храм является отпечатком почти забытого византийского стиля кресто-купольной формы сооружения. Однако этот храм не полностью представляет византийский стиль, в нём сохранены черты традиционной древнерусской культуры. По мнению специалистов Свято-Борисо-Глебский храм, в общем, в архитектурном стиле – элегантен, в нём нет ничего схематичного, вычерченного. Храм подобен органическому существу в своей энергичной и мощной пластике. Такая оценка специалистов свидетельствует о профессионализме и вкусе устроителей Свято-Борисо-Глебского храма. В 1906 г. и устроительница храма барыня Ключарёва и профессор Зеленогорский закончили свой земной путь, и оба были похоронены на территории недавно отстроенного храма, о чём свидетельствуют надгробные плиты. В годы гонений надгробные плиты были выброшены на свалку, найдены при строительстве обители и установлены справа от алтаря с наружной стороны храма. После революции 1917 г. в Свято-Борисо-Глебском храме продолжалось богослужение до 1932 г. Последним, кто вёл богослужение до разорения храма, был священник отец Афанасий, который проживал в сторожке рядом с храмом. В годы гонений сторожка, подвал, относящийся к храму, ограда из красного кирпича были снесены. В том же 1932 г. были сняты пять колоколов, при снятии один из них – самый большой – упал и разбился, остальные были увезены. На территории храма, в нынешнем здании трапезной и кухни была церковноприходская школа, закрытая при закрытии храма. Во время Великой Отечественной Войны в этой местности проходила линия фронта. На стенах храма и ныне видны пулевые воронки. В 1942 году на короткое время были возобновлены богослужения в храме. Вёл их священник отец Емельян, у которого основной приход был в Боровом. В 1943 г. храм был вновь закрыт.

http://sobory.ru/article/?object=03878

Долгие годы храм был в полном запустении. Он был превращён в склад, где хранились минеральные удобрения, мел, стройматериалы и прочее. В 1984-1985 г.г. председателем Харьковского облисполкома Бездетко А.П. было дано указание председателю Змиевского райисполкома Белашову П.И. взорвать храм. Указание было спущено ниже, председателю совхоза «Третий решающий» (название совхоза) Грещуку В.П., который, побеседовав с местным населением, отказался выполнить указание. Мотив отказа был следующий: православные христиане, бывшие прихожане Свято-Борисо-Глебского храма, утверждали, что за содеянное зло (взрыв храма) обязательно последует кара Божья, и речка, протекающая близ храма, затопит всё село. Это возымело действие: храм уцелел, указ был отменён. Так Господь сохранил Свято-Борисо-Глебский храм для будущей обители. Храм продолжал оставаться в запустении и использоваться под склад до 1991 г. В 1991 г. делается первая попытка реставрации и открытия храма. По благословению митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима настоятелем Свято-Борисо-Глебского храма по совместительству был назначен священник Александр (Таняшкин), имевший основной приход в селе Боровая. Примерно через два года настоятелем Свято-Борисо-Глебский храма был благословлён отец Григорий (Луженцов), у которого основной приход был в Змиёве. В связи с тем, что у назначенных священников Свято-Борисо-Глебский храм не являлся основным приходом, восстановление и реставрация велись очень медленно. В 1995 г. по благословлению митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима настоятелем Свято-Борисо-Глебский храма назначен иеромонах Севастиан (Щербаков). В этом же году отец Севастиан приступил, а в 1996 г. завершил работы по реставрации храма во имя страстотерпцев Бориса и Глеба. По завершению восстановительных работ высокопреосвященнейшим митрополитом Харьковским и Богодуховским Никодимом отец Севастиан был возведён в сан игумена и благословлён на строительство первого монашеского корпуса. 15 апреля 1997 г. Священным Синодом УПЦ был утверждён Свято-Борисо-Глебская женская обитель (монастырь), духовным пастырем которого благословлён игумен отец Севастиан. До официального утверждения монастыря обитель являла из себя религиозную общину. Первой насельницей храма была послушница Ирина (Мерлан).

http://sobory.ru/article/?object=03878

После осмотра помещений, в которых в настоящее время располагаются Служба единого заказчика, Служба протокольного обеспечения мероприятий и подразделения Учебного комитета Русской Православной Церкви, Святейший Патриарх Кирилл посетил редакцию портала «Патриархия.ru» и ознакомился с работой редакции. Сотрудники редакции преподнесли в дар Святейшему Патриарху альбом с фотографиями, сделанными во время Поместного Собора и на церемонии интронизации нового Предстоятеля. Патриарх Кирилл благословил сотрудников редакции и пожелал им помощи Божией в их трудах. Святейшего Патриарха сопровождали председатель Финансово-хозяйственного управления Московской Патриархии архимандрит Тихон (Зайцев), начальник Службы протокольного обеспечения мероприятий протоиерей Александр Абрамов и руководитель Пресс-службы Московской Патриархии священник Владимир Вигилянский. 14 апреля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Борисо-Глебский Аносин ставропигиальный женский монастырь, где совершил утреню Великой среды. После прибытия в обитель Патриарх Кирилл осмотрел различные монастырские постройки, подсобное хозяйство, библиотеку, и благословил детей из местной воскресной школы. Затем Святейший Патриарх направился в Троицкий собор, где совершил утреню Великой среды в левом приделе храма, освященном в честь святых благоверных князей Бориса и Глеба. По окончании богослужения Предстоятель обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Настоятельница монастыря монахиня Мария (Солодовникова) от лица всех сестер и прихожан обители выразила глубокую признательность Его Святейшеству за приезд и совершенное богослужение. Святейший Патриарх Кирилл сердечно поблагодарил монахиню Марию за теплые слова, а всех сестер, тружеников, помощников и паломников Борисо-Глебского Аносина монастыря – за все те добрые дела, которые здесь совершаются. 15 апреля, в Великую среду, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя.

http://e-vestnik.ru/news/sluzhenie_patri...

По утверждению обители Священным синодом, первой настоятельницей монастыря стала игуменья монахиня Серафима (Санталова), игуменство которой длилось недолго. Вскоре настоятельницей обители была назначена монахиня Мария Магдалена (Кашкина). Сбор средств на развитие монастыря вёлся с первых дней назначения игумена Севастиана настоятелем храма. Средства и помощь поступали от прихожан храма, от духовных чад отца Севастиана. Поступали средства и от личного сбора от населения. Несколько послушниц выезжали и уходили в разные города Украины, России, Белоруссии. Это был нелёгкий труд. Часто поруганные, униженные и оскорблённые, и в холод и в зной, и в дождь и в ветер, хранимые Богом, они прошли от северных рубежей Украины до южных берегов Крыма и до Дальнего Востока в России. Это был подвиг. На собранные и пожертвованные средства в 1997 г. был построен и освящён первый монашеский жилой корпус для насельниц обители, восстановлено здание для трапезной и кухни, построены вспомогательные помещения и хозяйственный двор. Усердные молитвы и старания по восстановлению и развитию Свято-Борисо-Глебской женской обители были отмечены Богом. Милость и благословение Божье монастырь ощутил вновь. Так 18 июля 1997 г. после проведения Божественной литургии и молебна в честь преподобного Сергия Радонежского, игумен Севастиан, выйдя из храма, водрузил свой крест в землю и сказал: «здесь будет колодец». Приглашённые специалисты после тщательных исследований и измерений с удивлением вынуждены были подтвердить правильность выбора источника подземных вод. Но какое было удивление специалистов, когда выяснилось, что в этом месте, у храма, стекаются три ключа подземных вод. Вырытый колодец был освящён игуменом Севастианом. К радости насельниц монастыря, паломников и мирян, вода этого Богом определённого колодца имеет не только освежающий, приятный вкус, ног она целебна. Удивительно также и то, что уровень воды в колодце не меняется. Каждый может легко представить, что у монастыря большая потребность в воде: в приготовлении пищи, для различных хозяйственных работ, для полива посаженных клумб, первых угодий. Ранее в воде монастырь испытывал большую нужду и неудобства. Приходилось носить воду из села в вёдрах на коромыслах. Сейчас проблема с водой в прошлом. По мере необходимости она используется во всех потребностях монастыря, её берут паломники, приходят и боголюбивые миряне из села. Всем хватает. Позднее в благодарение к милости Божьей и по благословению игумена Севастиана харьковским художником Николаем Масемой был расписан колодец. Центральными росписями колодца являются изображения Евангельских повествований: «беседа господа Иисуса Христа у колодца с Самарянкой», святые страстотерпцы Борис и Глеб и образ нерукотворного Спаса. О нём дальнейший рассказ.

http://sobory.ru/article/?object=03878

Николая Чудотворца в г. Голуэй (Ирландия); Пресв. Троицы в г. Корк (Ирландия); прмц. вел. кн. Елизаветы близ г. Бодиам (Ист Сассекс, Великобритания); св. Финниана Клонардского в г. Белфаст (Северная Ирландия, Великобритания); мч. короля Эдуарда в г. Уимборн (Дорсет, Великобритания); свв. Царственных страстотерпцев в г. Дуглас (о. Мэн, Великобритания); Рождества Христова в г. Кингстон-апон-Халл (Норс-Хамберсайт, Великобритания); прмцц. вел. кн. Елизаветы и ин. Варвары в г. Ньютон Аббот (Дэвон, Великобритания); прп. Силуана Афонского в г. Саусхемптон (Хампшир, Великобритания); ап. Андрея Первозванного в г. Ромфорд (Эссекс, Великобритания); прп. Макария Абердинского в г. Абердин (Шотландия, Великобритания); Благовещения Пресвятой Богородицы в г. Данди (Шотландия, Великобритания); св. Теневы Шотландской в г. Эдинбург (Шотландия, Великобритания); вмч. Георгия Победоносца в г. Ньюкасл-апон-Тайн (Тайн Энд Уэр, Великобритания); Всех британских святых в г. Бирмингем (Уэст Мидландс, Великобритания). Благочиние Патриарших приходов в Швеции: протоиерея Владимира Александрова освободить от должности настоятеля Сергиевского храма в г. Стокгольме в связи с окончанием срока командировки и направить в распоряжение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси; настоятелем Сергиевского храма в г. Стокгольме назначить священника Виталия Бабушина, клирика Московской епархии. Священный Синод произвел ряд преобразований: подворье женской Свято-Елизаветинской обители в п. Приозерье Калининградской области преобразовано в епархиальный женский монастырь во имя святой преподобномученицы Елисаветы; Свято-Елисаветинский монастырь в г. Калининграде преобразован в подворье епархиального женского монастыря во имя святой преподобномученицы Елисаветы. Священный Синод произвел следующие назначения: настоятельницей епархиального женского монастыря во имя святой преподобномученицы Елисаветы назначена игумения Елисавета (Кольцова); наместником Борисо-Глебского монастыря в г. Торжке назначен иеромонах Арсений (Леонов); наместником Нило-Столобенской пустыни назначен архимандрит Аркадий (Губанов); настоятелем Свято-Введенского Никоновского мужского монастыря г.

http://e-vestnik.ru/docs/sostoyalos_zase...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010