Богослужения в Крестовоздвиженском храме совершались до сер. 30-х гг. Ок. 1935 г. храм закрыли, служивший в нем сщмч. Косма Коротких в нояб. 1937 г. был арестован, 8 дек. расстрелян. В др. храмах и корпусах В. м. в разное время размещались табачная фабрика, общежитие, в годы Великой Отечественной войны - госпиталь, с 1950 г. санаторий «Горки Ленинские», с 1970 г. реабилитационный центр для детей-инвалидов. Монастырское кладбище было уничтожено. Указом Свящ. Синода 25 сент. 1991 г. В. м. был возобновлен как ставропигиальный. 25 окт. 2001 г. состоялось освящение отремонтированного Иерусалимского храма, куда перенесли чудотворную Иерусалимскую икону (по др. сведениям, один из списков с нее), находившуюся в Рождество-Богородицком храме с. В. Мячково Раменского р-на. 25 окт. 2002 г. Патриарх Алексий II освятил в обители Крестовоздвиженский храм. В Иерусалимской ц. хранится ковчег с частицами мощей Киево-Печерских святых, а также благословение Святейшего Патриарха Алексия II - икона свт. Иннокентия (Вениаминова) с частицей его мощей. В февр. 2005 г. в мон-ре жили ок. 30 сестер, настоятельница - игум. Екатерина (Чайникова). Арх.: РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 875. Л. 6-12; ЦГИАМ. Ф. 203. Оп. 163. Д. 2. Л. 125-130; Оп. 426. Д. 13; Оп. 428. Д. 584; Оп. 744. Д. 2644. Л. 491-493. Ист.: СУРП. 1865. 55; 1887. 90; Пимен (Благово), архим. Воспоминания. М., 1877; Евгения (Озерова), игум. Памятные записки//«Женская Оптина»: Мат-лы к летописи Борисо-Глебского жен. Аносина мон-ря. М., 1997. С. 197-201, 208, 303. Лит.: Фрязинов В. Н. Крестовоздвиженский Иерусалимский жен. мон-рь. М., 1889; Добров И. Чудотворная икона Божией Матери Иерусалимской в г. Бронницах Моск. губ. М., 1916; Обитель на берегу Пахры//Правосл. Москва. 1995. 27 (51). С. 4; Хлуденцов А. Тихий уголок//Там же. 1996. 17 (77). С. 6-7; Козлов В. Ф. Духовные традиции Подольского у.//Моск. журнал. 1999. 10. С. 39-42; Памятники архитектуры Моск. обл. М., 1999. Вып. 3. С. 173-176; Гарин Г. Ф. История с. Ям и храма св. Флора и Лавра. Б. м., 2002; Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный жен. мон-рь. М., 2002; Патриарх Алексий на 165-летии Крестовоздвиженского мон-ря//Церк. вестн. М., 2002. Окт. 21.

http://pravenc.ru/text/155083.html

Некоторые правила святителя Василия определяют принципы, призванные оградить монашествующих от соблазна и смущения. Так, в 110 кратком правиле святителя Василия сказано: «Когда сестра исповедуется пресвитеру; надобно ли быть при сем и старице [игумении]? Ответ. Гораздо благоприличнее и безопаснее такая исповедь, которая бывает при старице [игумении] пред пресвитером, способным предложить благоразумный способ покаяния и исправления». Это правило, а также краткое правило 108, в котором говорится о том, что беседы клирика с сестрами должны проходить в присутствии настоятельницы, призваны исключить ситуацию, когда бы клирик оставался с одной из сестер наедине. Это указание сохраняет свою актуальность. При этом, в соответствии с церковными установлениями, сама исповедь сестры должна быть выслушиваема только исповедающим пресвитером. Исторические прецеденты В истории Церкви известны как практика служения монашествующих пресвитеров в женских обителях, так и практика, служения в таковых обителях только белого духовенства. Церковно-правовые установления также фиксируют обе практики. Так в России законодательно служение монахов и их духовничество в женских монастырях было запрещено Собором 1503 года, что подтверждено постановлением Стоглавого собора 1551 года. Но позднее, в XIX веке, такие жесткие правила уже не действовали. К примеру, в «Правилах для Борисо-Глебского Аносина общежития», составленных святителем Филаретом, митрополитом Московским, предписывалось: «Духовник общежития избирается из монашествующего или из белого духовенства, зрелых лет, назидательного поведения и сведущий в деле духовного руководства» В женский Троице-Параскевиевский Топловский монастырь в 1864 году был прислан указ Святейшего Синода, которым предписывалось при монастырской церкви иметь одного священнослужителя из заштатных священников или престарелых иеромонахов I Всероссийский съезд монашествующих 1909 года относительно женских монастырей постановил: «Если есть в епархии строгие и опытные старцы из иноков, то назначать духовниками их, а не священников из белого духовенства, мало сведущих в монашеской жизни»

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5333065...

5. Преобразовать приход Казанского храма с. Колычево Егорьевского района Московской области в женский монастырь и назначить монахиню Маргариту (Феоктистову) настоятельницей этой обители с возложением наперсного креста — по должности. 6. Освободить игумена Бориса (Петрухина) от должности настоятеля Лужецкого Ферапонтова мужского монастыря г. Можайска и назначить настоятелем этой обители насельника Борисо-Глебского мужского монастыря г. Дмитрова Московской области иеромонаха Мефодия (Соколова) с возведением в сан игумена. ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЙ Члены Священного Синода: митрополит Киевский и всея Украины ВЛАДИМИР   митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский ВЛАДИМИР   митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший экзарх всея Беларуси ФИЛАРЕТ        митрополит Крутицкий и Коломенский ЮВЕНАЛИЙ     митрополит Смоленский и Калининградский, председатель Отдела внешних церковных связей КИРИЛЛ   митрополит Кишиневский и всея Молдовы ВЛАДИМИР митрополит Екатеринодарский и Кубанский ИСИДОР архиепископ Пинский и Лунинецкий СТЕФАН архиепископ Мурманский и Мончегорский СИМОН епископ Петропавловский и Камчатский ИГНАТИЙ епископ Нижегородский и Арзамасский ГЕОРГИЙ митрополит Калужский и Боровский, Управляющий делами Московской Патриархии КЛИМЕНТ ЖУРНАЛ 76 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного митрополита Кишиневского и всея Молдовы Владимира следующего содержания: «Ваше Святейшество! При сем представляю Вам кандидатуру архимандрита Петра (Мустяцэ), дабы по Вашему изволению быть ему викарным епископом митрополита Кишиневского и всея Молодвы с титулом " Ниспоренский " . Автобиография и фотографии архимандрита Петра (Мустяцэ) прилагаются». После обсуждения и беседы с архимандритом Петром (Мустяцэ), в которых приняли участие члены Священного Синода, — ПОСТАНОВИЛИ: Епископом Ниспоренским, викарием Кишиневской епархии, избрать архимандрита Петра (Мустяцэ). Наречение и хиротонию архимандрита Петра (Мустяцэ) во епископский сан совершить в городе Кишиневе, о чем и послать соответствующие Указы.

http://patriarchia.ru/db/text/51765.html

Ключаревым. Восхищает и внутреннее убранство Никольского собора: полы из белого полированного мрамора и гранита разных пород, золочёный иконостас с иконами, искусно выполненный мастерами Троице-Сергиевой лавры, мраморный и резной иконостасы в приделах. Верующие стремятся приложиться здесь к мощам двух переславских святых - князя Андрея Смоленского и преподобного Корнилия Молчальника. Чаяния многих людей обращены и к имеющимся в соборе старинным иконам, особое место среди которых занимает образ Святителя Николая с клеймами и частицей мощей чудотворца. За собором - несколько ухоженных могил с простыми, но одновременно изящными крестами над ними, рядом несколько надгробий. Это маленькое кладбище располагается на месте прежнего, " ликвидированного " в 1929 году. Издавна здесь хоронили не только священнослужителей, но и благочестивых мирян, имевших какое-либо отношение к монастырю. Летом многочисленных паломников и прихожан, идущих по аккуратным монастырским дорожкам, окружают благоухающие цветами клумбы, с любовью созданные сёстрами. Из книги: Ермакова Н.Н. Древний, многоликий православный Переславль. Переславль-Залесский, 2017 Никольский монастырь основал уроженец Переславской земли преподобный Димитрий Прилуцкий (+1392) в 1348 году на месте, называемом «на Болоте», поставив церковь во имя святого Николая Чудотворца. Основанный святым Димитрием мужской монастырь быстро приобрел известность и стал привлекать множество молящихся. В 1609 году обитель подверглась полному разорению от польско-литовских захватчиков и лишь в 1613 году возобновилась монашеская жизнь. В 1613 году на место разрушенной обители пришел старец Дионисий, в последствии схимонах и затворник(+1645), сподобившийся увидеть в сонном видении святителя Николая Чудотворца, повелевшего ему возобновить обитель его имени.Его приемником стал ближайший сподвижник игумен Варлаам, который ,по преданию, стал духовником преподобного Корнилия Молчальника, подвизавшегося в соседнем Борисо-Глебском, что на Песках, монастыре.

http://sobory.ru/article/?object=00232

848 Полн. Собр. Русск. лет. т. VI стр. 300. Сказание летописи, по значению археологическому, приведена нами сполна. 849 В описи 1748 года сказано, «что церковь построена тщанием и радением новгор. посадских людей: Афанасия Димитриева Закрышкина, Григория Мартынова Ковшина, Михаила Иванова сына Высокова, Ивана Кузмина Маслова, Константина Иванова Варенида, 7025 (1517) года при В. К. Иоанне Васильевиче, благословением архиепископа Макария.» 855 А на юг во 100 саж. был еще женский Евфимиин монастырь, переведенный вместе с Сокольницким в Духов. О монастыре Евфимиине напоминает небольшой переулок, известный под именем Евфимиина. Ист. Росс. Иерарх. ч. IV. стр. 97. 858 Придел этот давно разобран и обращен в кладовую. Антиминсы холстинные как на сем, так и на другом престоле, освященные в 1536 году архиепископом Макарием недавно сняты из-под срачицы и переданы для хранения в ризницу новг. Соф. собора. 860 Тамже, ч. V. стр. 661. От Радоговицкого монастыря осталась при Борисоглебской церкви водосвятная, медная, луженая чаша 1598 год. 862 Ист. Рсс. Иерарх. ч. III. стр. 395. О существования Троицкого престола в Богословской церкви известно по надписи на медном луженом блюде 1575 года: «Сие блюдо Троичи Живоначальныи и Ивана Богослова лета 7083, Игнат Григорьев сын.» Блюдо находится в Борисо-Глебской церкви. 863 Новг. I лет. под 6642 год. В XVI веке церковь писалась просто на Федорове улице, как видно из приписки, сделанной на письм. Служебнике в 1591 году. «На Федорову улицу в церкви Феодора Стратилата.» Письм. Служеб. в Новг. Соф. библиот. N 65. 867 Роспись Новг. Ружн. церквей в Новг. Соф. библиотеке. Временн. Моск. Ист. Общ. кн. 24, отд. III. стр. 33. 868 О пятинах и погостах Новг. в XVI в. К. Неволина, 1853 г. прил. IX стр. 262: «Вотчины св. мученика Феодора Стратилата, что в Новегороде на Федорове улицы, дер. Боровичи Середние на речке на Сытине» и т. д. Взято из писцовой книги Веревской пятины за 1582 год. 869 Из 6-ти колоколов один 1680 года с латинскою надписью, два 1697 г. с русскою и наконец большой 1782 года также с русскою надписью.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

По просьбе верующих в 1804г. гродненский фарный костел, опустевший после пожара, был переосвящен в Софийский собор. В 1843г. создан Гродненский православный женский монастырь в честь Рождества Богородицы. В 1900г. из части Литовской православной епархии создана Гродненская православная епархия с титулом правящего архиерея «епископа Гродненского и Брестского». В 1900-1901гг. в Гродненской губернии насчитывалось 654 церкви, 4 монастыря, 1296 церковных школ. Православные насчитывали преобладающую часть населения (896914 чел. на 1600000 всего населения). В 1904-1915гг. в Гродно действовал церковно-археологический комитет, который занимался сбором, изучением и популяризацией церковной письменной и материальной культуры. Был создан музей («хранилища древностей»), который располагался в помещении Борисо-Глебского монастыря. О результатах деятельности церковно-археологического комитета постоянно сообщали «Гродненские епархиальные ведомости». В 1923г. часть Гродненской епархии (территория Белостокского и Новогрудского воеводств) вошла в состав Польской православной автокефальной церкви. Много церквей польскими властями было закрыто или передано католикам. У Гродненской епархии было забрано около 100 храмов, в том числе и кафедральный собор в Гродно, древняя Мурованковская церковь, городской собор в Лиде. В начале 1920-х гг. приходов в епархии насчитывалось не более чем 200, действовали два монастыря – Жировичский Успенский и Рождество-Богородичный в Гродно. В условиях политики полонизации и окатоличивания белорусского населения православные иерархи и часть священничества стали на путь сотрудничества с властями и были втянуты в процесс полонизации Православной Церкви. Богослужения на польском языке осуществились в 1935г. в кафедральном соборе Белостока и в гарнизонной церкви в Гродно. В 1938г. в Гродно был создан Православный научно-издательский институт, который занимался издательством пропагандистских брошюр исключительно на польском языке и в польском национальном духе. В 1938г. по распоряжению польского правительства были разрушены воинская гарнизонная церковь Александра Невского в Гродно и недостроенный собор в Белостоке.

http://azbyka.ru/palomnik/Гродно

В XV веке кроме названных в Гродно действовали церкви во имя святителя Николая, святого Симеона, Троицкая, Крестовоздвиженская. До конца XVI века на Гродненщине действовала довольно густая сеть православных храмов. Великим авторитетом пользовались Супрасльский Благовещенский и Заблудовский Успенский монастыри, основанные Александром и Григорием Ходкевичами в XV в. (теперь находятся на территории Республики Польша), а также Голдовский Лидского повета и Жировичский Успенский монастыри (XVI в.). Со времени принятия христианства Гродненские земли были под покровительством Киевских митрополитов, а с XIVb. церкви и монастыри относились к основанной Литовско-Новогрудской митрополии с центром в Новогрудке. После Брестской церковной унии 1596г. митрополитская кафедра в Новогрудке перешла к униатскому митрополиту. При поддержке королевской власти Речи Посполитой началось активное введение унии и ограничение прав православных. Православные монастыри, церкви и церковное имущество передавались униатам. После универсала короля Речи Посполитой Владислава IV (1633) о возвращении православным некоторых церквей и монастырей было возвращено 19 храмов. В другой половине XVI и в XVIIb. на территории Гродненщины католические ордена активно основывают свои костелы, монастыри, учебные заведения. Униатский орден базилиан основал при бывшей православной Пречистинской церкви Гродненский женский монастырь в честь Рождества Богородицы (1720), Новогрудский Борисо-Глебский (1632), Мирский (1705), Даровский (1713) монастыри. Православными оставались только монастыри Яблочинский в честь святого Ануфрия и Голдовский в честь Рождества Богородицы. На протяжении XVIIIb. преобладающее большинство храмов и монастырей Гродненщины было падначалено униатской иерархии, а в начале XIXb. в Гродно не было ни одного православного храма. Сближение унии с латинством вызвало недовольства униатского приходского духовенства, которое не разделяло взгляды ордена базилиан. После I и II разделов Речи Посполитой началось постепенное возвращение униатов к православию.

http://azbyka.ru/palomnik/Гродно

7 . «Послушниц принимать с надлежащими видами и исключать, по-прежнему положению, может начальница заведения; но постриженных ни в каком случае не удалять из общежития без рассмотрения епархиального начальства, на основании церковных правил и узаконений». 8 . «Дозволить в сие общежитие вступить и ей, княгине Мещерской, и с помощью Божией, облещись в монашество» 25 . «Архиепископ Московский, представляя план местоположению показанного общежития, церкви при оном и зданиям, предположенным к постройке вновь и перестройке, – присовокупляет, что при личном его обозрении заведения сего, в мае прошедшего года, во время торжественного открытая оного, ибо оно еще прежде составилось из принятых попечительницей приватно, видел в оном образе жизни и порядок, свойственный монастырю, и в некоторых из сестер, частью испытанных в послушнической жизни в других местах, усмотрел великое усердие ко вступлению в монашество и потому благочестивое усердие попечительницы и сестер общежития, не требующее от государства никаких издержек, признавая он, архиепископ, заслуживающим внимания и попечения духовного начальства, испрашивает в разрешение указа». «При женских монастырях 3 класса по штату положено быть нижеследующему числу священно-церковнослужителей и им жалованья: священников 2, каждому по 40 р. – 80 р.; церковников 2, каждому по 20 р. – 40 р.; на церковные потребы, на просфоры и на дрова – 30 р. Итого: 150 р.» «Синод, не находя препятствий ко введению в упоминаемое женское общежитие пострижения монашества, с дополнительными постановлениями, какие изложены в представлении архиепископа Московского, и признавая оные полезным к утверждению сего общежития на прочих правилах и расположена через то обитающих в нем к ревностному служению Богу и Святой Его Церкви, полагает мнение»: I. «Представленные от архиепископа Московского дополнительные постановления к существованию заведения, княгиней Мещерской учрежденного, утвердить». II. «Оное заведение обратить в общежительный женский монастырь, с наименованием оного Борисо-Глебским Аносинским и

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вещи выкупались по весу на драгоценный металл. Во время проведения этой меры в жизнь бывали в некоторых храмах столкновения с исполнителями декрета, проявляющими иногда резкость и неуважение к чувствам верующего человека. В храм Николы-Кленники комиссия по изъятию ценностей прибыла весной 1922 года, во второй половине дня. Дорого стоил этот день батюшке о. Алексею. Помимо личных переживаний он, знавший горячность о.Сергия, присутствовавшего вместе с ним в храме, все время старался успокоить его, уберечь от каких бы то ни было проявлений возмущения и резких слов, которые при сложившихся обстоятельствах могли только обострить и усложнить и без того трудный момент. Когда все было закончено и грузовая машина с заколоченными ящиками выехала со двора, Батюшка направился домой. Во дворе его ожидали несколько сестер и пошли проводить до квартиры. Измученный физически и нравственно, он едва шел, по-прежнему был ласков и даже как будто покоен, по-прежнему благословлял и подбадривал провожавших, как будто ничего не случилось. Жизнеописание... С.139. 273 Из архиереев, приходивших на исповедь к о. Алексию, можно назвать епископа Германа (Ряшенцева). См. прим. 280 Мч.Иоанн Воин – при Иулиане Отступнике был послан преследовать христиан, но, будучи сам христианином, чем мог, помогал им. Был ввергнут в темницу, по смерти императора получив свободу. Память 30 июля. В Москве существует храм Мч.Иоанна Воина на Большой Якиманке. 285 Татиана Васильевна Фомина (31.12.1900 – 7/20.7.1980) – дочь профессора-медика, депутата Верховного Совета. Училась в гимназии Е.В.Винклер, где учителем был о. Алексий Мечев (см. прим.). Тайно от родителей ходила на Маросейку. По благословению прп. Алексия Зосимовского поступила в Борисо-Глебский Аносин женский монастырь (1922). В мантию с именем Магдалина ее постриг епископ Серафим (Звездинский , †1937) на ст.Пионерская в доме схиигумении Фамари (Марджановой). Дважды сидела в тюрьме. Своей пламенной молитвой привела к вере своих родных: мать и младшую сестру Людмилу.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev...

ПОСТАНОВИЛИ: Создать Центр подготовки церковных специалистов Тверской епархии.   ЖУРНАЛ 169 СЛУШАЛИ: Прошение Преосвященного митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия в сопровождении рапорта протоиерея Максима Козлова, председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, о назначении ректора Вологодской духовной семинарии. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Освободить Преосвященного митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия от должности ректора Вологодской духовной семинарии. 2. Назначить ректором Вологодской духовной семинарии протоиерея Алексия Ольховникова, проректора по катехизаторскому и регентскому отделениям упомянутой семинарии.   ЖУРНАЛ 170 СЛУШАЛИ: Прошение Преосвященного епископа Енисейского и Лесосибирского Игнатия об утверждении его в должности священноархимандрита особо значимой обители Енисейской епархии. ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить Преосвященного епископа Енисейского и Лесосибирского Игнатия в должности священноархимандрита Спасского мужского монастыря города Енисейска.   ЖУРНАЛ 171 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного архиепископа Каширского Феогноста, председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, относительно поступивших прошений епархиальных Преосвященных об открытии монастырей, назначении и освобождении от должности игуменов/игумений монастырей. ПОСТАНОВИЛИ: 1. В связи с прошением Преосвященного митрополита Владимирского и Суздальского Тихона назначить на должность игумении Успенского Княгинина женского монастыря города Владимира монахиню Нину (Соколюк). 2. В связи с прошением Преосвященного митрополита Брянского и Севского Александра открыть Спасо-Преображенский женский монастырь города Севска Брянской области и назначить на должность игумении этого монастыря монахиню Макарию (Швец). 3. В связи с прошением Преосвященного митрополита Тверского и Кашинского Саввы освободить игумена Арсения (Леонова) от должности наместника Борисо-Глебского мужского монастыря города Торжка Тверской области. 4. В связи с прошением Преосвященного митрополита Псковского и Порховского Тихона:

http://patriarchia.ru/db/text/5553804.ht...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010