(Ипатская летопись, 2 издание стр. 447 fin.). 2 . Лелесов, находившейся неизвестно где в области, на дороге из Угор или Венгрии к городу Галичу, упоминаемый под 1210г. (Ипатская летопись, 2 издание стр. 487). 3 . Синеволодский или Синеводский Богородицы, находившийся недалеко на юг от города Стрыя, при впадении речки Опора в реку Стрый (ныне тут селение Синовуск или Синовуско), упоминаемый под 1240г. (Ипатская летопись, 2 издание стр. 523). 4 . Даниловский в Угровске, построенный князем Даниилом Романовичем в честь своего ангела, незадолго до нашествия Монголов (Ипатская летопись под 1268г., 2 издание стр. 573, об Угровске см. выше в списке епархий). 5 . Полонинский, бывший в городе или селении Полонине, которое находилось неизвестно где в юго-западной Руси – в Галиции или на Волыни (по Шематизму провинции Св. Спасителя – близь города Галича, стр. 163 начало). Упоминается под 1262г. (Ипатская летопись 2 издание стр. 567 fin.). Основан неизвестно когда, но вероятно или незадолго до нашествия Монголов или вскоре после него тем Григорием святым человеком, который был его настоятелем в помянутом году (ibid.) и о котором мы говорили выше ( сноска 1085 ). 6. Туров. Единственный известный в Турове и его области монастырь есть епископский монастырь святых мучеников Бориса и Глеба, находившийся близь г. Турова на болоньи, т. е. на городском поле, и упоминаемый во второй половине XII века. (Сказание о мнихе Мартыне,– у преосвященного Макария в Истории, т. 3, издание 2 стр. 300 fin.; по местному Туровскому преданию, монастырь находился на нынешнем местечковом кладбище,– Калайдовича Памятники Российской Словесности XII века, предисловие стр. XXI). 7. Полоцк. 1 . Спасский, женский и 2. Богородицкий, мужской, построенные преподобной Евфросинией. См. о них сноска 1172 и далее . 3 . Борисо-Глебский, находившийся вне города и близь него, за Двиной, над речкой Бельчицей (от чего Бельчицкий). Построение усвояется князю Борису Гинвиловичу, внуку Мингайла, Литовского покорителя Полоцка, и относится к разным годам первой четверти XIII века (Турчанинова Обозрение Белоруссии, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

По «Царским местам» России пройдет Крестный ход «Духовное возрождение», посвященный 90-летию обретения иконы Божией Матери «Державная». 26 апреля 2007 г. 15:34 По благословению архиепископа Курского и Рыльского Германа , правящих архиереев других епархий 25 апреля из Курска начался Всероссийский Крестный ход «Духовное возрождение», посвященный 90-летию обретения иконы Божией Матери, именуемой «Державная». Как рассказал руководитель и организатор Крестного хода Сергей Ракутин, Крестный ход в память об этом событии, начавшийся на родине преподобного Серафима Саровского, пройдет по «Царским местам» России. По словам С. Ракутина, многие из участников Крестного хода «Духовное возрождение» прошли уже ранее не одну тысячу километров. Например: из Курска в Дивеево, из Москвы через Минск в Киев, из Одессы в Троице-Сергиеву Лавру, участвовали в других Всероссийских и международных Крестных ходах. Еще до начала Крестного хода «Духовное возрождение» икона Божией Матери «Державная» из Храма-на-Крови г. Екатеринбурга посетила храмы и монастыри Белгородской области, где их жители смогли помолиться перед чудотворным образом. 21 апреля икона Божией Матери «Державная», а также мироточивый образ святого Царя-мученика Николая II, переданный из США московскому храму Николая Чудотворца в Пыжах, и икона Царственных мучеников из Франции были доставлены в Воскресенско-Ильинский Храм города Курска. Сюда для поклонения во время Крестного хода прибыли и другие святыни — икона «Знамение» Курская-Коренная из Знаменского Собора г. Курска, «Умиление» Серафимо-Дивеевская, преподобного Серафима Саровского из Рождества Пресвятой Богородицы Курской-Коренной пустыни. 25 апреля Крестный ход прибудет в Орёл. 26 апреля Крестный ход посетит Владычный женский монастырь в Серпухове. 27 апреля — Троице-Сергиева Лавра; Годеново, где в 1423 году был явлен нерукотворный Животворящий Крест Господень; Борисо-Глебский монастырь, где подвизался преподобный Иринарх Затворник; Толгский женский монастырь г. Ярославля, где находится чудотворная икона Божией Матери «Толгская» и мощи святителя Игнатия Брянчанинова.

http://patriarchia.ru/db/text/232618.htm...

В заключение Владыка прочел выдержку из ноябрской книги Истор. Вестника, где передается, что по свидетельству Византийских историков в VI веке греки вели войну с аварами и взяли 3 пленных иноземца, которых допрашивал сам Император. И вот они сказали Императору, что они славяне прибалтийские, оружием владеть не умеют, но умеют играть на гуслях. Император с миром отпустил их домой. Потом Преосвященный прочел о древнейших храмах Гродненской епархии. Из них самым древнейшим должно считать Борисо-Глебский в Гродно на Коложе, обычно относимый к XII веку. Последующим должно считать храм Сынковичский в Слонимском уезде. Супрасльский монастырский храм построен в 15031512 годах, Гродненский собор в 1551, Гродненский мужск. монастырь – 1621 г., Гродненский женский монастырь 1720 г., сравнительно с которым еще насчитывается более древних около 30. Таким образом, наша епархия богата древними храмами, в которых несомненно находятся многие предметы священной старины глубокой. Далее говорил о кафедр. протоиерей H. Диковский. Он демонстрировал собранию нижеследующие предметы, принесенные им в дар Гродненскому церковному древлехранилищу: 1). Бронзовый XIIXIII в. крест-тельник со многими священными изображениями и греческими надписями, найденные в древнем могильнике близ м. Браслава, Ковен. губ. Новоалександровского уезда. 2). Воздух атласный, с вышитою серебром иконою Богоматери и молитвой «достойно есть», вышитой серебром – вязью. (Эта достопримечательность найдена при раскопках склепов и фундаментов древней (XVIXVII в.) Милейчицкой церкви Брестского уезда 3). Шелковый антиминс 1715 г., «рукодействованный» епископом Луцким и Острожским, экзархом Киевской и Галицкой митрополии, архимандритом Овручским Иосифом Выговским. Подпись: «Иосиф епископ на всяком месте владычествия его». В нимбах у «Предстоящих» греческие надписания: Ευσχημων Ιоσηφ Μ оυ, Μαια Ιαχоβоυ и пр. 4). Ксилографический портрет М.И. Поцея из книги, изданной в Супрасле М.Л. Кишкой в 1714 г. – Kazania у Homilie Meza Boiego Hypaciusza Pocieja.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

5) С введением монашества, церковь и причт должны оставаться на том положении, на каком оные существуют в прочих женских обителях, не лишаясь однако прихода, какой церковь имеет. 6) Поскольку одному священнику отправлять всегдашнее богослужение и приходские требы было бы затруднительно, то на диаконскую вакансию, для непрерывного служения и треб, определить другого священника. 7) Послушниц принимать с надлежащими видами и исключать, по-прежнему положению, может начальница заведения; но постриженных ни в каком случае не удалять из общежития, без рассмотрения епархиального начальства, на основании церковных правил и узаконений. 8) Дозволить в сие общежитие вступите и ей, княгине Мещерской, и с помощью Божией облечься в монашество». Архипастырь, представляя план местоположения показанного общежития, церкви при оном и зданиям предположенным к постройке вновь и перестройке, присовокупляет, что при личном его обозрении заведения сего, в мае прошедшего года, во время торжественного открытия оного (ибо оно еще прежде составилось из принятых попечительницей приватно), видел в оном образ жизни и порядок, свойственный монастырю и в некоторых из сестер, частью испытанных в послушнической жизни в других местах, усмотрел великое усердие ко вступлению в монашество, и потому благочестивое желание попечительницы и сестер общежития видеть оное обращенным в монастырь, не требующее от государства никаких издержек, заслуживает внимания и попечения духовного начальства. Св. Синод положил мнение: «1) Представленные от архиепископа Московского дополнительные постановления к существованию заведения, княгиней Мещерской учрежденного, утвердить. 2) Оное заведение обратить в общежительный женский монастырь, с наименованием оного Борисо-Глебским Аносинским и 3) следующие в жалованье священнику с причтом и на церковные потребы, по примеру третьеклассных женских монастырей, 150 руб. назначить из процентов капитала, внесенного княгиней Мещерской в казну». На всеподданнейший доклад св. Синода воспоследовала в Царском селе, 25 июня 1823 года, Высочайшая резолюция: «Быть по сему».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

[...] В 1931 г. она за пение в храме была арестована и выслана в Казахстан. В тюрьме она заболела туберкулезом. Отец Сергий как бы считал себя ответственным и за ее болезнь. Маруся была музыкально одаренным человеком, любила богослужение, умела крепко держать в руках свой хор. Происходила она из больной семьи: отец алкоголик, бросивший мать, а мать неполноценная, почти слабоумная. На фоне такой семьи Маруся выглядела тонким, изящным цветком». Надежда. Душеполезное чтение. Вып.16. С.202–203. Летом 1938 г. рядом с дачей о.Сергия в «Красном бору» под Калининым специально для нее была снята дача. Скончалась она, можно сказать, на руках о.Сергия, напутствовавшего ее в жизнь вечную. Он же ее и отпевал. 190 Схиигумения Фамарь (Тамара Александровна Марджанова, 1.4.1869 – 23.6.1936) – родилась в Тифлисе в княжеской грузинской семье. Поступила в Бодбийский женский монастырь св. равноап. Нины (1889). Здесь приняла постриг в рясофор и мантию с именем Ювеналия. Возведена в сан игумений (12.10.1902). Переведена настоятельницей Покровской общины сестер милосердия в Москве (1907). По благословению старцев основала под Москвой Серафимо-Знаменский скит (см. прим.), став его настоятельницей (1912). Пострижена в схиму с именем Фамарь (20.9.1916). После закрытия скита (1924) жила в Марфо-Мариинской обители в Москве (1926) и в Борисо-Глебском Аносинском женском монастыре (см. прим.7). После этого по приглашению духовных детей переехала в Перхушково (по Белорусской железной дороге). В 1931 г. сослана в Сибирь. Вернувшись из ссылки (1934), жила на Пионерской (также по Белорусскому направлению), где и скончалась. Похоронена на Введенском кладбище в Москве рядом с о. Алексием Мечевым . Подробнее о ней см. в кн.: «Детки мои любимые...» Схиигумения Фамарь (княжна Марджанова). Воспоминания. Письма. Стихи. Сост. С.В.Фомин. М. «Паломник». 2002. 191 Николо-Угрешский 3-го класса общежительный мужской монастырь – основан по повелению св. блгв. Вел. Кн. Димитрия Иоанновича Донского в 1380 г. в благодарность Богу и Его угоднику Николаю Чудотворцу за победу над монголо-татарами.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev...

Оставаться в Посаде дальше нельзя. Весной Мансуровы перебрались в деревню Аносино (ныне Истринский район Московской области), сняли комнату возле тамошнего Борисо-Глебского монастыря. Сергей Павлович работал над «Очерками...», давал уроки Закона Божия. Епископ Серафим (Звездинский) любил Аносинскую обитель, часто бывал здесь. Сблизившись с Владыкой, по его благословению Сергей Павлович Мансуров принял священный сан. 4 и 5 ноября 1926 года состоялись хиротонии, совершенные архиепископом Бийским и Алтайским Иннокентием (Соколовым): во диаконы и во иереи. Назначение отец Сергий получил в Дубровский женский монастырь, находившийся в 12 километрах от Вереи. Жизнь потекла в спокойной лесной тиши, в ритме строгого монастырского устава. Ближе к осени 1927 года пришло распоряжение благочинного о поминовении на богослужениях властей и митрополита Сергия (Страгородского) как Местоблюстителя Патриаршего престола. Иерей Сергий Мансуров не посчитал это возможным и до конца своей короткой жизни продолжал служить по-старому. В начале 1928 года отец Сергий простудился. Мансуровы выехали для лечения сначала в Москву, а в мае сняли часть дома в Верее. Описание последних двух дней жизни иерея Сергия Мансурова оставила его жена Мария Федоровна: «1 марта (1929 года, старый стиль. –А. Г.) перед его (отца Сергия. –А. Г.) соборованием приобщились Св[ятых] Таин он и я вместе, в последний раз. Приобщал о[тец] С[ергий] М[ечёв] – знал, понимал, что происходит. Накануне вечером, 28-го, я ходила в дом покойного Батюшки о[тца] Алексея Мечёва и исповедовалась у о[тца] С[ергия] за всю жизнь. В таинстве соборования участвовало пять священнослужителей (отцы Сергий Мечёв , Александр Гомоновский, Борис Холчев , Петр Пушкинский; пятый, предположительно, отец Сергий Никитин, в будущем епископ Стефан. – А. Г.). Кончилось таинство. Поздравили. Все в нем было – покой. 2 марта. Стемнело совсем... Подхожу и наклоняюсь к нему близко. Он еле внятно, с волнением: „Я... хочу причаститься... я послал А[нну] В [асильевну Романову] за о[тцом] Сергием [Мечё- вым]”.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Елена 25 августа 2020, 10:28 Царствие Небесное усопшим отцам, братиям и сестрам нашим! Спасибо большое за синодик. Виктор 25 августа 2020, 09:51 середина августа - монахиня Иоанна, Борисо-Глебский женский монастырь, Водяное Харьковской области. 22 августа - Анатолий Андреевич Басаргин, староста кафедрального Благовещенского собора в Харькове, 84 года. lyudmila toll 25 августа 2020, 09:24 помяни Господи всех к Тебе пришедших во царствии Твоем Тамара 25 августа 2020, 01:30 Царствие Небесное всем усопших и вечная память!!! Pozharska Svetlana 25 августа 2020, 01:23 28 мая 2020 на праздник Вознесение отошёл ко Господу Архиепископ Штутгартский Агапит/Горачек/Вечная память Наталья Богоявленская 24 августа 2020, 22:17 Упокой, Господи, души усопших рабов Твоих! Наталия 24 августа 2020, 21:59 Епископ Валевский Милутин (Кнежевич), иерарх Сербской Православной Церкви, умер в возрасте 71 года в белградском медицинском центре «Драгиша Мишович» от заболевания, вызванного коронавирусом 30.03.20 Светлана 24 августа 2020, 21:10 Протоиерей Андрей Шохирев Настоятель храма во имя святого благоверного князя Александра Невского при Пермской Краевой клинической больнице 7 февраля 2020 Виктор 24 августа 2020, 19:39 30 марта - епископ Валевский Милутин (Кнежевич) (Сербской православной церкви), в возрасте 71 года. Мария 24 августа 2020, 17:56 12 июня. Схиигумения Елисавета (Кривошеева), 82 года, настоятельница Киево-Николаевского Новодевичьего женского монастыря, город Алатырь, Чувашская Республика. - 24 августа 2020, 15:47 17 августа Протоиерей ВЛАДИМИР (Кириченко), клирик Екатерининского кафедрального собора, г. Краснодар 24 августа Монахиня МАРИЯ (Кириченко), г. Краснодар richie 24 августа 2020, 14:31 Протоиерей АЛЕКСИЙ (Иродов) г. Винница мой духовник. Горячий поборник православия. Бог да спасёт и поимилует этого наставника благочестия. Дарья 24 августа 2020, 14:14 13 июля Прот. Евгений Абехтиков 1959 г. р. Настоятель ХРАМА ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ, Московская епархия, Богородское благочиние, село Воскресенское

http://pravoslavie.ru/133481.html

Со временем здоровье матушки вновь пошатнулось. Возобновился абсцесс легкого. Прибавились артрит, фурункулез. Она со смирением старалась лечиться. На время ей стало легче, но болезнь не прошла. В церковь удавалось ходить все реже и реже. Она потеряла квартиру в городе, и пришлось переехать в деревню Бирлово . Больная нуждалась в уходе, который там никто не мог ей обеспечить. С ней случился паралич, и она стала совсем беспомощной. Страдания матушки были очень велики, особенно от нарывов и пролежней. Испытывая большие боли, прикованная к постели, матушка Параскева не только терпеливо сама их переносила, молилась, но ободряла всех ее посещавших и призывала на молитву. Инокиня Параскева скончалась 4 декабря 1953 года и была погребена на кладбище города Дмитрова. Всю свою жизнь она осуществляла то, чему была научена и чему всех постоянно учила: " Будьте смиренны, Христу Спасу подобны " . Причислена к лику новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2000 года. 11 сентября 2001 года были обретены святые мощи преподобноисповедницы Параскевы. 30 сентября состоялось их торжественное перенесение из Борисо-Глебского Дмитровского монастыря в Спасо-Влахернский женский монастырь в селе Деденево Дмитровского района. Молитвословия Тропарь, глас 3 Ангельскому житию поревновавши, славословие Богу на земли приносила еси; красоту мира презревши, веру истинную в гонениих исповедала еси, преподобная мати Параскево. Ныне же, в Небесных кровех Господа воспевающи, поминай нас, любовию чтущих тя. Кондак, глас 4 Заповедь любве в сердце крепко приемши, Богу единому от юности прилепилася еси, скорбьми же и болезньми душу твою очистивши, дарованьми многими обогатилася еси. Темже и Господь возлюби тя и венец жизни вечныя дарова, преподобная мати Параскево. Использованные материалы Редакция текста от: 25.07.2020 11:21:20 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13673982.h...

Вскоре после революции ее перевели игуменией в Борисо-Глебский Аносин женский монастырь, в котором она оставалась вплоть до его закрытия (1928). После этого последовали три года ссылки на Север. Вернувшись из ссылки, поселилась у благодетелей Аносина монастыря Лобовых в Москве на Большой Полянке, рядом с церковью Григория Кессарийского (зима 1931–1932 гг.), а с весны – на их даче в пяти километрах от Кубинки по Белорусской железной дороге. В 1930-е годы сообщалась со схиигуменией Фамарью, жившей на ст.Пионерская. Пострижена в схиму с именем Евгения. Скончалась и погребена рядом с домом, в котором жила (Воспоминания схим. Анны Тепляковой). 291 Скорее всего, речь идет о митрополите Трифоне (кн. Борисе Петровиче Туркестанове, 29.11.1861 – 1/14.7.1934). По окончании гимназии в Москве (1883) назначен учителем Александровского Осетинского училища. Пострижен в монашество (31.12.1889); рукоположен во иеромонахи (6.1.1890). Окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия (1895) и назначен смотрителем Донского духовного училища. Ректор Вифанской духовной семинарии в сане архимандрита (1897); ректор Московской духовной семинарии (1899). Хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии (1.7.1901). С началом Германской войны был полковым священником на передовых позициях. Награжден панагией на Георгиевской ленте (26.2.1915). По болезни уволен на покой с пребыванием в Ново-Иерусалимском монастыре (2.6.1916). С 1918 г. проживал в Москве. В 1923 г. возведен в сан архиепископа, 14.7.1931 – в сан митрополита с правом ношения белого клобука и креста на митре по случаю 30-летия архиерейского служения. Скончался в Москве. Погребен на Введенском кладбище. Составитель благодарственного акафиста «Слава Богу за все». 292 Храм Преподобного Сергия в Рогожской – основан в начале XVII в.; в начале XVIII в. значится уже как каменный. В 1800 г. выстроена новая трапезная, а в 1818 г. нынешняя главная церковь . В 1838 г. обновлялся после пожара. В 1864 г. построена колокольня. В 1922 г. после закрытия Гефсиманского скита близ Троице-Сергиевой Лавры сюда, по ходатайству рабочих, была перенесена чудотворная Чернигово-Гефсиманская икона Божией Матери. Храм был закрыт в 1938 г. В храме пел известный хор слепых (возможно, перешедший сюда с Маросейки), у которых были ноты, специально изготовленные для незрячих. Слепые умоляли женщину, хлопотавшую о закрытии храма, а после кидавшую в разведенный ею огонь иконы и богослужебные книги, – не жечь их ноты, но та их сожгла, несмотря на мольбы. В 1990 г. храм возвращен верующим. 293 Храм Святителя Николая в Песках – впервые упоминается под 1635 г., в 1657 г. значится как каменный. Обновлялся в 1901 г. Разрушен в 1932 г. Читать далее Источник: «Пастырь добрый» : Жизнь и труды московского старца протоиерея А. Мечева : [Сборник/Сост. С. Фомин; Вступ. ст. С. Дурылина]. - Москва : Паломник, 1997. - 782 с. (Русское православие XX века). Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev...

Каменная колокольня построена в 1888 году. На втором её этаже устроена однопрестольная церковь в честь Иверской иконы Божией Матери по обету игумении Таисии с сёстрами в память и благодарность за избавление обители от губительного пожара 1879 года, истребившего почти весь Оренбург. Иверский храм освящён 19 сентября 1893 года с благословения епископа Макария при игумении Иннокентии (1892–1913). В 1906 году тщанием иеромонаха Дмитриевского Борисо-Глебского монастыря Московской епархии о. Виталия на колокольне сооружены башенные часы на его средства. На святых воротах церкви – живописные изображения преподобных Антония и Феодосия Печерских, Архангела Михаила и свт. Николая Чудотворца. Позднее купол Иверской церкви и колокольни был украшен позолоченными звёздами. Третий храм – на монастырском хуторе, деревянный, во имя Архистратига Михаила, начат постройкой в 1901 году, окончен в 1904 году, освящён епископом Оренбургским и Уральским Иоакимом 6 сентября 1904 года. В 1910 году, при игумении Иннокентии, он был украшен стенною живописью сёстрами-живописцами. Хутор расположен в 35 верстах от монастыря на речке Каргалке. В монастыре проводились храмовые праздники: главный – 15 августа, посвящён Успению Пресвятой Богородицы, накануне славословия бывал крестный ход с обнесением вокруг храма Плащаницы Успения Богоматери при чтении «заупокойнаго трисвятаго»; 14 сентября – праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня; 9 мая – праздник свт. и Чудотворца Николая, на котором бывало великое скопление народа из окрестных сёл; 8 июля – явление Казанской иконы Божией Матери; 20 июля – св. пророка Илии; праздник Иверской иконы Божией Матери справлялся в день спасения обители от пожара –16 апреля; 27 июля – св. вмч. и целителя Пантелеимона. Особо чтимых икон было три. Из них наибольшим почитанием оренбуржцев пользовалась икона Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали»; празднование в честь неё совершалось торжественно 25 января. Эта икона была написана в Оренбурге живописцем Михаилом, учеником Строгановых (впоследствии подвижник Святой Афонской Горы схимонах Макарий). Монастырю икона пожертвована купчихой Анастасией Антоновной Килимовой в 1864 году. Иверская икона Божией Матери, спасшая обитель от пожара, написана на Афоне в русском Пантелеимоновском монастыре и прислана оренбургскому монастырю в дар крестьянской девицей Анной Суркиной в 1874 году. Козельщанская икона Божией Матери прислана в дар монастырю 8 октября 1870 года из села Козельщины от графини Марии Владимировны Капнист по благословению о. Иоанна Кронштадского. В ковчеге-гробнице хранились частицы мощей святых мучеников Евфимия, Игнатия, Аккакия и Древа Животворящего Креста Господня, присланные в 1874 году с Афона старанием иеросхимонаха Вассоя (Балабанова) настоятелем афонского Пантелеимоновского монастыря игуменом Макарием.

http://sobory.ru/article/?object=36047

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010