Борилов Синодик (Дриновский список). Кон. XVI в. (НБКМ. 4329. Л. 200 об. - 201) Борилов Синодик (Дриновский список). Кон. XVI в. (НБКМ. 4329. Л. 200 об. - 201) В списке Палаузова также содержатся 4 нотированных песнопения, выписанных по-гречески без диакритических знаков. 1-е (Л. 2 об.: Θερος και εαρ συ επλασας ταυτα μνησθητι ταυτης - Пс 73. 17), судя по списку Дринова, следовало за аналогичным слав. текстом (                ); 2-е (Л. 2 об.-3: Δια σταυρου τε. και προ του σταυρου. και μετα τον σταυρον παθων τε και θαυματων του) вставлено в середину слав. текста (                            ) и имеет маргиналию, свидетельствующую о певч. исполнении текста (                                  ); аналогичная маргиналия (                    ) выписана рядом с 3-м песнопением (Л. 4-4 об: αυτη η πιστης την οικουμενην εστηριξεν), также следующим за соответствующим слав. текстом; греч. текст 4-го (Л. 6 об.) сильно поврежден и пока не идентифицирован. Все песнопения имеют одинаковые надписания: 4-го гласа (для 1-го песнопения оно частично утрачено) и «του αυτου» (его же - имеется в виду автор мелоса, вероятно, механически перенесено из греч. источника). Для записи пространного мелоса калофонического стиля используются невмы средневизант. и поздневизант. нотации; всего применено 28 основных знаков. Это единственный известный в наст. время болг. памятник, содержащий элементы средневизант. нотации. В отдельных местах под основной строкой нотации киноварью выписаны дополнительные невмы, обозначающие, возможно, вариант распева. Данные Б. ц. с. свидетельствуют о распространении визант. калофонического пения на Балканах во 2-й пол. XIV в. (об этом см. также ст. Болгария , разд. «Церковная музыка»). Изд.: Попруженко М. Г. Синодик царя Бориса. Од., 1899; он же. Синодик царя Борила. София, 1928. (Български старини; Кн. 8); Божилов И., Тотоманова А.-М., Билярски И. Борилов синодик. София 2010. Лит.: Дринов М. Новый церковнославянский памятник с упоминанием о славянских первоучителях//ЖМНП.

http://pravenc.ru/text/153127.html

София, 1959; он же. В коя година се е покръстил българският княз Борис//Ист. преглед. 1966. Кн. 5. С. 92-99; он же. 1100 години от покръстването на българския народ. София, 1966; он же. Българската екзархия: Произход, същност и значение. София, 1969; Попруженко М. Синодик царя Борила. София, 1928; Арнаудов М. Неофит Хилендарски Бозвели (1785-1848). София, 1930, 1971 (2 т.); он же. Непознатият Бозвели. София, 1942; он же. Екзарх Йосиф и българската културна борба за създаването на Екзархията (1870-1915). София, 1940. Т. 1; он же. Живот и дейност на екзарх Йосиф. София, 1965; Иванова В. Старобългарски надпис от с. Теке Козлуджа//ИАИ. 1933. Т. 7. С. 319-321; Цанков С. Българската Православна Църква от Освобожденето до настояще време//ГСУ, БФ. 1939. т. 16; Дуйчев Ив. Преписката на папа Иннокентий III с българите. София, 1942; он же. Рилският светец и неговата обител. София, 1947; он же. Българско средновековие. София, 1972; он же. Проучвания върху средновековната българска история и култура. София, 1981; Верюжский В. , прот. Происхождение греко-болгарского церковного вопроса и болгарской схизмы//ЖМП. 1948. 7. С. 23-32; 11. С. 47-59; 12. С. 31-44; Динков К. История на Българската църква (Четива). София, 1954; Кирил, Патриарх Български. Екзарх Антим I (1816-1888). София, 1956; он же. Граф Н. П. Игнатиев и българският църковен въпрос. София, 1958. Т. 1: Изследвания и документи (1864-1872); он же. Принос към българския църковен въпрос: Док-ти от английското консулство в Солун. София, 1964; он же. Българската екзархия в Одринско и Македония след Освободителната война (1877-1878). София, 1969-1970. Т. 1 (1878-1885). Кн. 1-2; Събев Т. Автокефалия, патриаршество и удостояване с тях//Десет години Българска патриаршия. София, 1963. С. 92-111; он же. Мисионерското дело на св. апостол Павел и неговите първи ученици на Балканския полуостров//ДК. 1967. Кн. 7/8. С. 26-32; он же. Основание на Българската църква - 870 г.: (Подгот. процес, обстановка, фактори, благоприятно решение)//ГДА. 1971.

http://pravenc.ru/text/149675.html

45 . [Неизв. автор X в.] Народное житие Ивана Рильского//Родник златоструйный. Памятники болг. литературы IX-XVIII вв. М. 1990. 322–330. 46 . Попруженко М. Синодик царя Борила. Одесса 1899. XV, 82, 175. же: София 1928. (Български старини. 8). 47 . Попруженко М. Из истории религиозного движения в Болгарии в XIV в.//Slavia 1928. 7(3). 536–548. 48 . Прохоров Г. М. Из литературного наследия митрополита Киприана//Славянские литературы: X международный съезд славистов. София, сентябрь 1988 г. Доклады советской делегации. М. 1988. 66–81. 49 . Прохоров Г. М. Киприан (ок. 1330–16.1Х.1406) – митрополит киевский и всея Руси, писатель, редактор, переводчик, книгописец//ТОДРЛ 1985. 39. 53–71. 50 . Радченко К. Религиозное и литературное движение в Болгарии в эпоху перед турецким завоеванием. Киев 1896. 344, VII. 51 . Радченко К. Отчет магистранта К. Ф. Радченко о занятиях рукописями в библиотеках... Москвы и С.-Петербурга//Университетские известия. Киев 1898. 4. 1–68. 52 . Радченко К. К истории философско-религиозного движения в Византии и Болгарии XIV в.//Науч.-лит. сб. Галицко-русской матицы. Львов 1902. 2(1–7). 7. 53 . Робинсон А. Н. Историография славянского Возрождения и Паисий Хиландарский. Вопросы литературно-исторической типологии. М. 1963. 143. 54 . Русев П. Место и роль Тырновской Евфимиевской школы в культурном общении на Балканах и в Восточной Европе в средние века//Славянские культуры и Балканы. София 1978. 1. 348–361. 55 . Русев П. Литературное наследие Григория Цамблака//ЕВ 1980. 2. 124–137. 56 . Снегаров Ив. К истории культурных связей между Болгарией и Россией в конце XIV-haчaлe XV вв.//Международные связи России. М. 1961. 200–269. 57 . Соболевский А. И. Южнославянское влияние на русскую письменность в XIV-XV веках: Речь. СПб. 1894. 30. 58 . Соколов П. Киевский Митрополит Григорий Цамблак//БВ 1895. 7. 52–72; 8. 157–199. 59 . Сырку П. Новый взгляд на жизнь и деятельность Григория Цамблака//ЖМНП 1888. 236. 106–153. 60 . Сырку П. К вопросу об исправлении книг в Болгарии в XIV в. По поводу одного малоизвестного литургично-литературного труда последнего Болгарско-Терновского патриарха Евфимия//ЖМНП 1888. 245. 303–348; 247. 29–57.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Синодик царя Борила (Палаузовский список). Кон. XIV в. (НБКМ. 289) Синодик царя Борила (Палаузовский список). Кон. XIV в. (НБКМ. 289) В 1211 г. в Тырнове царем Борилом был созван Церковный Собор против богомилов и составлена новая редакция Синодика в Неделю Православия (Синодик царя Борила), к-рая неоднократно дополнялась и перерабатывалась в течение XIII-XIV вв. и служит важным источником по истории Болгарской Церкви. В связи с упрочением положения Болгарии в правление Иоанна Асеня II (1218-1241) встал вопрос не только о признании самостоятельности ее Церкви, но и о возведении ее предстоятеля в ранг Патриарха. Это произошло после заключения Иоанном Асенем II с никейским имп. Иоанном III Дукой Ватацем договора о военном союзе против Латинской империи. В 1234 г., после смерти архиеп. Василия, болг. Архиерейский Собор остановил свой выбор на иером. Иоакиме. Выбор был одобрен царем, и Иоаким отправился в Никею, где была совершена его хиротония. Этим были продемонстрированы принадлежность Болгарской архиепископии к Вост. Церкви, каноническое общение с Вселенской К-польской Патриархией (временно находившейся в Никее) и окончательный разрыв с рим. курией. В 1235 г. был созван Церковный Собор в г. Лампсаке под председательством К-польского Патриарха Германа II, на к-ром за Тырновским архиеп. Иоакимом I было признано патриаршее достоинство (ГИБИ. Т. 8. С. 163). Новому Патриарху помимо Тырновского и Охридского диоцезов были подчинены 14 епархий, 10 из к-рых возглавлялись митрополитами (митрополии Преславская, Червенская, Ловчанская, Средецкая, Овечская (Проватская), Дристрская, Серрская, Видинская, Филиппийская (Драмская), Месемврийская; епископии Вельбуждская, Браничевская, Белградская и Нишская) ( Попруженко. 1928. С. 92-93). Воссозданию Болгарского Патриархата посвящено 2 летописных рассказа, совр. событию: один в составе дополнений к Синодику Борила, второй в составе особой повести о перенесении мощей прп. Параскевы (Петки) в Тырнов ( Кожухаров. 1974. 2. С. 126-129). Как отметил И. Снегаров, такого обширного диоцеза Болгарская Церковь не имела ни до этого, ни после до конца 2-го Болгарского царства.

http://pravenc.ru/text/149675.html

    1558 Мнение о том, что богомильство образовалось от слияния манихейства (т. е. павликианства) и мессалианства, высказывалось и другими византийскими, а также и болгарскими авторами. Прямо об этом говорится в «Синодике царя Борила» 1211 г. (см. Попруженко, Синодик царя Борила, стр. 31). Евфимий Зигавин называет богомильство отраслью мессалианской ереси (Zygab., XXVII, praef.) и в то же время отмечает у богомилов заимствования из учения павликиан (ibid., XXVII, 1). В этих трех ересях, как известно, действительно было немало общего; в учении они исходили из дуалистических представлений о природе мира, в социальном отношении они одинаково были опасны для ортодоксальной церкви и государства (см. Липшиц, Павликианское движение..., стр. 63—64). Непосредственная зависимость богомильства от мессалианства и павликианства безусловна, тем более что первое развивалось в непосредственной географической близости от последних. Во Фракии было много павликиан (см. прим. 1469), там же весьма активно действовала секта мессалиан или евхитов (Psellos, De operatione daemonum, р. 3 sq.). О связи между этими ересями см. Ангелов, Влияния на чужди ереси...     1559 Богомильство возникло в Болгарии в царствование Петра I (927—967), т. е. примерно за полтора века до вступления на престол Алексея Комнина. Основателем секты источники называют попа Богомила (см. Попруженко: Святого Козмы пресвитера слово..., стр. 2; Синодик царя Борила, стр. 32. Ср. Ангелов, Богомилството, стр. 84—86).    Византийские источники прямо не упоминают о богомилах Χ-XI вв., сама Анна лишь делает предположение, что богомильство появилось до воцарения ее отца. Это объясняется плохой осведомленностью византийских авторов, которые не видят различия между еретическими сектами. В действительности же в многочисленных еретических и антивизантийских движениях, особенно конца XI в., наряду с другими еретиками принимали участие и богомилы (см.: Литаврин, Болгария и Византия, стр. 416—417; Ангелов, Богомилството, стр. 202, 226).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3432...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОРИЛА ЦАРЯ СИНОДИК Борилов Синодик (Палаузовский список). Кон. XIV в. (НБКМ. 289. Л. 26) Борилов Синодик (Палаузовский список). Кон. XIV в. (НБКМ. 289. Л. 26) [Борилов Синодик], болг. редакция нач. XIII в. перевода на слав. язык к-польского патриаршего Синодика в Неделю Православия 843 г., источник по истории средневек. Болгарии, памятник антиеретической лит-ры эпохи 2-го Болгарского царства. Выполнена в связи с созывом в 1211 г. в Тырнове царем Борилом церковного Собора для осуждения и искоренения широко распространившейся в Болгарии ереси богомильства и существенно дополнена болг. материалами. Начальная часть Б. ц. с. носит догматико-полемический характер, идейно близкий «Беседе на новоявльшуюся ересь Богумилову» Козьмы Пресвитера . В следующем разделе помещены тексты, обличающие иконоборцев, статьи, осуждающие учение богомилов и их обряды, анафематствования ересиарху, его ученикам и последователям, далее - повествование о созыве и ходе Собора 1211 г. Заключительную часть Б. ц. с. составляет поминание болг. архиепископов (позднее Патриархов), митрополитов, князей и царей (начиная с Бориса-Михаила), слав. апостолов св. Кирилла и Мефодия, их учеников (св. седмочисленников) для подтверждения преемственности церковной иерархии и светской власти от 1-го Болгарского царства. В XIII-XIV вв. Б. ц. с. оказал значительное влияние на серб. и рус. редакции Синодика в Неделю Православия. Оригинал Б. ц. с. не сохранился, текст с позднейшими дополнениями дошел до наст. времени в Палаузовском (София. НБКМ. 289, нач. 80-х гг. XIV в.) и Дриновском (там же. 432, кон. XVI в.) списках, получивших названия по фамилиям их владельцев в XIX в. (С. Н. Палаузов и М. С. Дринов ). Младший лишен конца, обрывается на рассказе о соборе 1211 г. Палаузовский список содержит редакцию, созданную при царе Иоанне Асене II (между 1235 и 1241) и дополненную при Тырновском патриархе свт. Евфимии (1375-1393), за текстом Б. ц. с. следуют рассказ о восстановлении Патриаршества в Болгарии в 1235 г., помянники позднейших болг. царей, цариц, Патриархов, митрополитов, бояр и воевод. Далее помещены решения Вселенских соборов в Халкидоне, Никее и К-поле, многолетия царю Иоанну Шишману и его царице, патриарху Евфимию, анафематствования еретикам. На полях кодекса в XV-XVI вв. приписаны помянники валашских и молдав. воевод.

http://pravenc.ru/text/153127.html

Любарский, Расправа... – «Расправа императора Алексея Комнина с богомилами», пер. и комм. Я. Любарского, – «Вопросы истории религии и атеизма», 12, М., 1964. Любарский, Фрейденберг, Девольский договор... – Любарский Я., Фрейденберг М., Девольский договор 1108 г. между Алексеем Комнином и Боэмундом, – ВВ, 21, 1962. Никифор Вриенний, Исторические записки – Никифор Вриенний, Исторические записки (967–1087), пер. под ред. Карпова, СПб., 1858. Пападимитриу, Πρδρομος ... – Пападимитриу С., Πρδρομος το Μαρκιανο Κδικος, – ВВ, 10, 1903. Пападопуло-Керамевс, Συμβολα – Пападопуло-Керамевс Α., Συμβολα – ες τν στοραν Τραπεζοντος – ВВ, 12, 1906. Попруженко, Святого Козмы пресвитера слово... – Попруженко М., Святого Козмы пресвитера слово на еретики, – «Памятники древней письменности и искусства», 167, 1907. Попруженко, Синодик царя Борила – Попруженко М., Синодик царя Борила, Одесса, 1897. «Правила св. вселенских соборов» – «Правила св. вселенских соборов», I, М., 1912. ПСРЛ – «Полное собрание русских летописей», I, М.-Л., 1926. Сюзюмов, Книга, Эпарха – «Византийская Книга Эпарха». Вступительная статья, перевод, комментарий М. Я. Сюзюмова, М., 1962. Успенский, Делопроизводство... – Успенский Ф., Делопроизводство по обвинению Иоанна Итала в ереси, – ИРАИК, 2, 1897. Успенский, Синодик... – Успенский Ф., Синодик в неделю православия, Одесса, 1893. Aimé, Ystoire de li Normant – Aimé, Ystoire de li Normant et la chronique de Robert Viscart, Paris, 1835. Alb. Aq. – «Alberti Aquensis liber christianae expeditionis», – RHC occ., IV. Annalista Saxo – Annalista Saxo, MGH SS, VI. Anon. Bar. Chron. – «Anonymi Barensis Chronicon», – RIS, V. Anon. Syn. Chron. – «Anonymu Synopsis Chronike», Sathas, Bibl. gr., VII, 1894. Attal. – «Michaelis Attaliotae historia», rec. I. Bekkerus, Bonn, 1853. Bart. Nang. – Bartolphus Nangiensis, Gesta Francorum Iherusalem expugnantium, – RHC occ., III. Bernard. – «Bernardi Marangonis Annales Pisani ab anno 1104 ad 1175», – MGH SS, XIX. Bernoldus – Bernoldus, Chronicon – MHG SS, V.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Другие древние редакции и переводы Первоначальный текст IX в.: 612 . Synodicon Vetus/Ed., transl. Duffy J., Parker J.//Dumbarton Oaks Texts. 5. 1979. пер.: см. Успенский Ф. И. 6 .617). Позднейшие редакции: 613 . Петухов Е. В. Очерки по литературной истории Синодика. СПб. 1895. Судьбы Чина Православия на русской почве до половины XVIII века. 2: Литературные элементы Синодика как народной книги в XVII и XVIII веках. Историко-литературные наблюдения и материалы. (Парал. тексты древнейшей версии: слав. по Синод. ркп 667 и греч. в осн. по Монфокону на с. 10–42; о Варлааме и Акиндине лишь общее определение, ср. с. 62)]. Соболевский А. И.//ЖМНП 1895. 300:8. 185–193. 614 . Моисеева Н. Г. Пергаменный синодик Государственного Исторического Музея в издании Н. И. Новикова//ТОДРЛ 1971. 26. 100–108. Болг. ред.: 615 . Синодик царя Борила/Греч. текст и слав. изд. Попруженко М. Г.//Изв. Рус. археол. ин-та в Константинополе. Одесса. 2. 82; 5. XV, 175, 55. изд: Попруженко М. Г. Синодик царя Борила. Одесса 1897. 1: Текст. Серб. ред. см. 12 .29. Гомилии греческих отцов в Неделю православия Полный перечень в BHG III, Appendix V. 183–190. Литература 616 . Никольский К. Анафематствование (отлучение от церкви), совершаемое в первую неделю Великого поста. Историческое исследование о Чине Православия. СПб. 1879. 617 . Успенский Ф. И. Синодик в неделю Православия (состав и происхождение частей его)//ЖМНП 1891. 274. Апр. Отд. 2. 267–323. [Ср.: Записки Новороссийского ун-та. 1893. 59. 407–502]. же. Очерки по истории византийской образованности 3 .86). изд. (с доп.): Одесса 1893. 6, 98. [Греч. и церк.-сл. тексты]. Безобразов П. В.//ВВ 1895. 3. 125–150. 618 . Gouillard J. Nouveaux témoins du Synodicon de l " orthodoxie//AB 1982. 100. 459–462. 619 . Halkin F. Un nouveau témoin du Synodicon de l " Orthodoxie//AB 1968. 86:1/2. 322–323. //Koutsouris D. G. 6 .592). 100–113. 620 . Дунаев А. Г. О статусе паламизма в Русской Православной Церкви (Паламитские исследования, 1). М. 2004 (в печ.). Собор 1368 г. (против Прохора Кидониса)

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

- Анна Комнина, Сокращенное сказание о делах царя Алексея Комнина (1087—1118), пер. под ред. Карпова, СПб., 1859.    Безобразов, Документы... — Безобразов П., Документы по истории византийской империи, — ЖМНП, 265, 1889.    Безобразов, Хрисовул... — Безобразов П., Хрисовул императора Михаила VII Дуки, — ВВ, 6, 1899.    Васильевский, Житие св. Мелетия... — Васильевский В., Житие св. Мелетия Μиупольского, — «Православный палестинский сборник», VI, 2, СПб., 1886.    Васильевский, Советы и рассказы... — Васильевский В., Советы и рассказы византийского боярина XI/ в. — ЖМНП, 215, 216, 1881.    «Византийская сатира „Тимарион“» — «Византийская сатира „Тимарион“», пер. С. Поляковой и И. Феленковской, предисл. Е. Липшиц, — ВВ, 6, 1953.    «Две византийские хроники» — «Две византийские хроники Χ века. Псамафийская хроника. Иоанн Камениата. Взятие Фессалоники», М., 1959.    Курц, Евстафия Фессалоникийского... — Курц Э., Евстафия Фессалоникийского и Константина Манасси монодии на кончину Никифора Комнина, — ВВ, 17, 1910.    Любарский, Расправа... — «Расправа императора Алексея Комнина с богомилами», пер. и комм. Я. Любарского, — «Вопросы истории религии и атеизма», 12, М., 1964.    Любарский, Фрейденберг, Девольский договор... — Любарский Я., Фрейденберг М., Девольский договор 1108 г. между Алексеем Комнином и Боэмундом, — ВВ, 21, 1962.    Никифор Вриенний, Исторические записки — Никифор Вриенний, Исторические записки (967—1087), пер. под ред. Карпова, СПб., 1858.    Пападимитриу, Πρδρομος ... — Пападимитриу С., Πρδρομος το Μαρκιανο Κδικος, — ВВ, 10, 1903.    Пападопуло-Керамевс, Συμβολα — Пападопуло-Керамевс Α., Συμβολα -ες τν στοραν Τραπεζοντος — ВВ, 12, 1906.    Попруженко, Святого Козмы пресвитера слово... — Попруженко М., Святого Козмы пресвитера слово на еретики, — «Памятники древней письменности и искусства», 167, 1907.    Попруженко, Синодик царя Борила — Попруженко М., Синодик царя Борила, Одесса, 1897.    «Правила св. вселенских соборов» — «Правила св. вселенских соборов», I, М., 1912.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3432...

Спорными считаются сведения визант. историка Георгия Пахимера о том, что Феодор Святослав повелел сбросить И. с высокого обрыва холма Царевец в р. Янтру, т. к. давно подозревал, что тот «желал его предать татарам» ( Georgii Pachymeris. 1835. С. 265). Выдвинуто много гипотез о причинах этой беспрецедентной в болг. истории казни. Нек-рые историки буквально воспринимали слова источника и обвиняли И. не только в связи с татарами, но и в том, что он был виновником нашествий татар на Болгарию 1285 и 1292 гг. Также они считали, что имя И. как недостойного первоиерарха не было включено в Борила царя синодик и что в нем упоминается др. болг. одноименный предстоятель ( Гюзелев, Йончев. 1982. С. 300, 318). Защитники И. полагали, что имя патриарха было включено в помянник, а казнь стала результатом либо внутренней болг. политики ( Попруженко М. Г. Синодик царя Борила. София, 1928. С. 91), либо связей патриарха с Римом ( Андреев. 1974. С. 313; Он же. 1994. С. 178). Также есть мнение, что И. навлек на себя гнев Феодора Святослава либо выступлением против его похода на Тырново, либо участием в заговоре о смещении Феодора с престола ( Павлов. 1992. С. 32-33; Он же. 1994. С. 531). Ист.: Georgii Pachymeris De Michaele et Andronico Palaeologis. Bonnae, 1835; Delorme F. M., Tautu A. L. Acta Romanorum Pontificum, ab Innocentio V ad Benedictum XI (1276-1304). Vat., 1954. Лит.: Андреев Й. Народностно-патриотични тенденции в Синодика на Българската църква//Търновска книжовна школа. София, 1974. Т. 1. С. 311-316; он же. Йоаким III// Андреев Й., Лазаров И., Павлов П. Кой кой е в средновек. България. София, 1994. С. 178-179; Гюзелев В., Йончев Л. България в края на XIII и първите две десетилетия на XIV в.//История на България. София, 1982. Т. 3. С. 290-308; Павлов П. Патриарх Йоаким III, татарският хан Чака и цар Теодор Светослав//ДК. 1992. Кн. 6. С. 27-33; он же. Бележки към събитията в България и в средновек. столица Търново в края на XIII - нач. на XIV в.//Търновска книжовна школа. Вел. Търново, 1994. Т. 5. С. 527-534; Петков К. Средновековна България и Лионската уния: Един малко известен епизод от политическите биографии на патриарх Йоаким III и папа Николай IV//Палеобалканистика и старобългаристика: Първи есенни национални четения «Проф. И. Гълъбов». Вел. Търново, 1995; Гюзелев В. Папството и българите през средновековието (IX-XV в.). Пловдив, 2009.

http://pravenc.ru/text/468927.html

  001     002    003    004    005    006    007    008