Почитание Н. О. в чине преподобных возникло на юго-западе Болгарии в X в., до завоевания страны Византией. В XI-XIII вв. оно развивалось на территории Охридской архиепископии , а после возобновилось в Болгарском царстве Иоанна Асеня II (1218-1241). Его память вместе с памятями Кирилла и Мефодия и их самых известных учеников включена в Борила царя синодик . В XIV-XVIII вв. Н. О. вместе с равноап. Климентом почитался в Охридской архиепископии как чудотворец и целитель, с XVII в.- в составе Седмочисленников , учеников слав. первоучителей. Рассказы о деяниях Н. О. как «великого чудотворца и лечителя» еще при его жизни распространились в областях вокруг Охрида. Нек-рые из рассказов вошли в славянские и греческие Жития. В устных местных преданиях он представлен более ярко по сравнению с письменной традицией, к-рая отдает предпочтение равноап. Клименту. Центром почитания Н. О. стал основанный им мон-рь. Среди паломников, стремившихся получить исцеление у мощей Н. О., прежде всего от «душевных» болезней, были болгары, албанцы, греки, валахи и много мусульман, о чем свидетельствуют дарственные записи. После упразднения Охридской архиепископии его почитание сохранилось в Македонии, Греции, Албании и Болгарии. Целебные свойства мощей святого обусловили его широкое почитание не только на Балканах, но и в империи Габсбургов, где переселенцами в его честь был основан храм в г. Мишкольц (совр. Венгрия). Болг. издания о Седмочисленниках XVIII-XIX вв. способствовали распространению почитания в Болгарии. В контексте почитания равноапостольных Кирилла и Мефодия и их учеников Н. О. стал известен в XIX в. в России и др. странах. Агиография и гимнография В балканской книжности о Н. О. сохранились агиографические и гимнографические тексты. По наказу ученика равноап. Климента - Марка, «четвертого епископа славянского языка» г. Девола, вероятно, уже в X в. было составлено краткое Житие Н. О., к-рое большинство исследователей считают извлечением из несохранившегося обширного Жития равноап. Климента. Это Житие рассказывает и о судьбе учеников первоучителей после смерти равноап. Мефодия. По словам автора Жития, оно было написано после кончины Н. О., «чтобы не остался без почитания брат сего блаженного Климента, и сподвижник, и сострадалец, с которым пресвитер Наум перенес многие беды и страсти от еретиков». Его единственный список сохранился в стишном Прологе нач. XVI в. (Ath. Zogr. Slav. 47), но текст Жития не является частью Пролога, а был прибавлен к концу рукописи свящ. Иоанном Милошевым из Дебра. Существование текста Жития в этой местности в нач. XVI в. указывает на длительное почитание здесь святого.

http://pravenc.ru/text/2564754.html

Вопрос о признании Болгарской Церкви был деликатным, так как с точки зрения православных канонов Болгарская Терновская Церковь являлась неканонической в силу своевольного и насильственного поставления Архиепископа Василия в 1186 г. В 1217–20 гг. Болгарская Охридская Архиепископия созвала собор под председательством Охридского Архиепископа Димитрия Хоматиана для рассмотрения вопроса о неканонической Велико Терновской болгарской иерархии и о ее неканонических рукоположениях, а также заявила свои права на диоцез Терновской Архиепископии в силу своей преемственности от первой Болгарской Патриархии (Ив. Снегаров, История на Охридската архиепископия, т. I, с. 131–4, C., 1924). В силу этого обстоятельства, чтобы восстановить каноническую преемственность с Православной Церковью, по совету Анкирского Митрополита Христофора (Письмо Анкирского Митрополита Христофора Царю Иоанну Асеню II от 1233 г.), в 1234 г. после смерти Архиепископа Василия в Велико Терново был созван церковный собор, на котором главой Терновской Болгарской Церкви был избран не Архиерей, а монах по имени Иоаким. В том же году он отправился в гор. Никею для рукоположения в Архиереи в сане Архиепископа и в качестве предстоятеля Болгарской Церкви. Стремление Царя разрешить болгарский церковный вопрос совпало со стремлением Никейского Императора обрести сильного союзника против Латинской империи. Весной 1235 г. переговоры о союзе между Болгарией и Никейской империей закончились успешно. На них было оговорено согласие Вселенской Патриархии о признании автокефалии Болгарской Церкви и о ее возведении в патриаршеское достоинство. Сразу же после заключения союзного договора, в малоазийском городе Лампсак был созван церковный собор, на котором в присутствии всех восточных православных Патриархов Терновский Архиепископ Иоаким был провозглашен Велико-Терновским Патриархом и Болгарская Церковь была восстановлена в своем патриаршеском достоинстве и в своей автокефалии (Г. Акрополит; Синодик Царя Борила Проложный рассказ о перенесении мощей св. преп. Параскевы-Петки (Пятницы) Епиватской в XIII в.). Вселенский Патриарх Герман вручил Патриарху Иоакиму утвердительную грамоту, скрепленную подписями и печатями всех восточных Патриархов с золотой печатью Вселенской Патриархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Во время обучения в Москве опубликовал работы по истории средних веков Чешского (Иоанн Гус и его последователи//Москвитянин. М., 1845. 7/8. С. 60) и Сербского гос-в (Ист. очерк Сербского гос-ва до кон. XV столетия. М., 1845), в первые годы пребывания в С.-Петербурге издал исследование о деятельности в Болгарии и Венгрии в XIII в. Ростислава, сына блгв. Михаила Всеволодовича, кн. Черниговского (Ростислав Михайлович, рус. удельный князь на Дунае в XIII в.: С табл., показывающей родственную связь слав. владетельных домов в XIII в. СПб., 1851). Первым значительным трудом П. по истории Болгарии стала магист. дис. «Век болгарского царя Симеона» (СПб., 1852): помимо раздела с описанием политической и церковной истории Болгарии IX-X вв. в нее вошел раздел о болг. книжности со сведениями о творчестве равноап. Климента Охридского , еп. Преславского Константина и Иоанна Экзарха , а также текст трактата Храбра Черноризца по списку, хранящемуся в МДА. Много лет он собирал материалы для составления сборника по истории Болгарской Православной Церкви, но успел издать на русском и болгарском языках лишь отдельные части: из них особенно важна посмертная публикация Синодика Болгарской Церкви по списку XIV в. (Синодик царя Борила. М., 1887). В 1860-1868 гг. писал статьи по болг. церковному вопросу для журналов «Русское слово» и «Северная пчела». В последние годы жизни подготовил к изданию 2 октябрьских тома Четьих-Миней свт. Макария (ВМЧ. Окт. Дни 1-3, 4-18), в к-рые включил тексты из Рильского панегирика Владислава Грамматика , также готовил издание Ипатьевской летописи (Летопись по Ипатскому списку. СПб., 1871). П. занимался также историей Византии, Валахии, Молдавии, Габсбургской монархии, Венгрии и Греции, публиковал популярные историко-политические и биографические очерки. Научное творчество П. способствовало становлению национальной болг. историографии, прежде всего медиевистики. Б-ка П. была выкуплена Болгарским правительством и легла в основу собрания Народной б-ки в Софии (ныне НБКМ).

http://pravenc.ru/text/2578706.html

1029 PG 130, 1309 С, 1316 С. Русский перевод: Богумильство (из бумаг С. Н. Палаузова)//Православное обозрение 1873, т. III, 7, с. 158–182; 8, с. 297–312 (перевод со с. 163; см. с. 178, 297). 1030 Славянские и греческие тексты имеются в разных изданиях. См., например: Флоринский 1883, 37=Попруженко 1897, 34 (из чина отлучения богомилов 1211 г., включенного в Синодик царя Борила: «Глаголящеи яко жена зачинает в чреве соделованием сатанином, пребываетже оттуду сатана не отступно даже и до рождьства младенцу, святыимже крещением не мощи отгнану быти, но молитвою токмо и постом. Глаголящих убо тако, анафема»); Петровский 1914, анафема 4 (не позднее 956 г.) об отвергающих брак, ср. 2 (диавол – создатель и властитель мира и тел людей). 1032 Значение «клише» для историков ересей прекрасно почувствовал Ю. К. Бегунов: «“Ярлыки” обличителей ереси, несмотря на их тенденциозный характер, имеют для историков еретических движений значение исторического источника и могут быть использованы для восстановления идеологии еретиков в той же самой степени, в какой используются нами соборные приговоры» (Бегунов 1973, 85). 1034 Помимо житийного материала, в качестве примера можно привести и официальный документ – выдержку из святогорского определения 1344 г. против монахов-богомилов (Rigo 1984а, p. 505, lin. 22–25). 1036 Ср. еще в рассказе Палладия об исцелении прп. Макарием Египетским бесноватого юноши, который, если не получал должного количества пищи, пожирал свои извержения и пил мочу (Vogüe 1992, 20, примеч. 85 указывает и другие примеры из Жития Антония и Кассиана). 1038 Ср. с позицией Bareille 1939, 1460–1461 (автор считает, что в период от Фотия до нач. XII в. ересь продолжала существовать в скрытых формах, несмотря на молчание источников). Об отношениях между мессалианством, павликианством и богомильством см. также Коев 1984. 1040 Житие сохранилось только в славянском переводе. Существует несколько изданий его, новейшее – И. В. Марчевского (1995). Русскому читателю легко доступно издание О. М. Бодянского: Житие и жизнь прп. отца нашего Феодосия, иже в Тернове постничествовавшего, ученика блаженного Григория Синаита , списано святейшим патриархом Константина града, кир Каллистом/Сообщено Х. С. Даскаловым//Чтения в Обществе истории и древностей российских (ЧОИДР) 1860, кн. 1 (январь-март), пагин. 3-я, с. I-IV (предисловие), л. 1–12 (=23 с. славяно-русской рукописи болгарского происхождения). Авторство патриарха Каллиста (1354–1362), жившего одно время в славянских странах, не оспаривается современными исследованиями (литература указана у Rigo 1989 и в ИАБ 6 , 1577–1596).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Gelzer H. Ungedruckte und wenig bekannte Bistümerverzeichnisse der orientalischen Kirche//BZ. 1893. Bd. 2. S. 44. Prinzing. G. Entstehung und Rezeption der Justiniana Prima – Theorie im Mittelater//Bbl. 1978. T. 5. P. 269–287 Pitra. Analecta Sacra Spicilegii Solesmensis. Vol. 7. Col. 43–44, 563–570. Один из них был митрополит Видинский, другие – неизвестны. Факт насилия над иерархами, в случае его доказуемости, ставил бы под определенное сомнение каноничность болгарской иерархии времени Второго Болгарского царства. Однако Димитрий Хоматиан достаточно заинтересованное лицо, чтобы быть беспристрастным. К тому же возможность насилия опровергается тем фактом, что царя Петра Асеня венчал на царство не Видинский митрополит, что было бы намного представительнее, а простой епископ болгарского происхождения. ЛИБИ. T. 3. С. 308–320, 353, 365; ГИБИ. Т. 12. С. 308, 319, 323, 336. ЛИБИ. T. 3. С. 334–340; ГИБИ. Т. 12. С. 361. С одной стороны, он находится в русле политики Иннокентия III (крестовые походы против альбигойцев, принуждение бана Кулина к борьбе против богомилов), с другой стороны, богомилы объективно представляли опасность для Церкви, и с ними боролись и православные императоры, например Алексей I Комнин. См.: Попруженко М. Синодик царя Борила. С. 23–24. См.: Флоря Б.Н. У истоков религиозного раскола славянского мира. М., 2005. Характерно, что он не упоминается в списках патриархов. «Πατριρχης ναγορεεσθαι κκριται βασιλικω και συνοδικω τω θεσπσματι, χριτας των προυχντων ποτιννντων τω Βουλγρων ρχοντι σαν του κδους νεκα και της φιλας» – «Тогда было решено, что и Тырновский первосвященник, священнодействовавший под властью Константинополя, был почтен автономией и провозглашен патриархом, решением царя и Собора, так как блага первенствующих были дарованы архонту болгар Асеню ради любви и дружбы» (Georgius Acropolites. Annales. Sect. 33; см. также: ГИБИ. Т. 8. С. 163). Попруженко М. Синодик царя Борила. С. 92–93. Българската литература. София, 1987. С. 57–58, 216–217.

http://pravoslavie.ru/33796.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИМИТРИЙ патриарх (?) Преславский, кон. IX или 1-я четв. Х в. Упоминается в Палаузовском списке «Борила царя синодика» XIV в. (НБКМ. 289. Л. 36а) на 2-м месте в поминальном списке из 4 имен (Леонтий, Д., Сергий, Григорий) с пометкой на полях «Патриархи Преславские». Издатель текста С. Палаузов считал, что упомянутые в этом списке иерархи возглавляли Преславскую кафедру при царе Симеоне (913-927). В. Н. Златарский , напротив, полагал, что Д., а не Дамиан , упоминаемый в т. н. списке Дюканжа, был первым патриархом Болгарской Православной Церкви, чье достоинство было признано К-полем в 927 г. Первую точку зрения разделяют большинство совр. исследователей (В. Тыпкова-Заимова, Г. Г. Литаврин и др.). Включение в кон. XIII в. данного списка в Синодик (имена Преславских патриархов следуют после возглашения вечной памяти К-польским патриархам св. Арсению Авториану (1273) и Иосифу I (1283)) объясняется тем, что в этот период Преславская митрополичья кафедра считалась «великой», «прототронной» и «первопрестольной» в память о ее достоинстве в прошлом. Ист.: Попруженко М. Г. Синодик на цар Борил. София, 1928. С. 91. Лит.: Златарски В. Български архиепископи-патриарси през първото царство (до падането на източната му половина)//ИБИД. 1924. Т. 6. С. 49-76; Палаузов С. Синодикът на цар Борил//Избр. трудове: Изслед. по историят на България и европейския Югоизток през Средновековие. София, 1974. Т. 1. С. 251-271; Тъпкова-Заимова В. Дюканжов списък//Старобългаристика. София, 2000. 3. С. 21-49. Д. И. Полывянный Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/178133.html

Я воскликнул: “Во имя Господа Нашего Иисуса Христа приказываю бесу ненависти выйти из твоей души!” Борила, дрожа, упал на колени, и мы начали громко молиться. Он не знал молитв. Он просто просил снова и снова о прощении и сказал, что надеется и знает, что оно будет дано ему. Долгое время мы вместе стояли на коленях. Потом поднялись и обнялись. Я сказал: “Я обещал тебе провести эксперимент. Я сдержу свое слово”. Я пошел в другую комнату и застал свою жену все еще спящей. В то время она была очень слабой. Я осторожно разбудил ее и сказал: “Здесь находится один человек, с которым ты должна познакомиться. Мы думаем, что он убил твою семью, но он раскаялся и теперь он — наш брат”. Она вышла в халате и протянула руки, чтобы обнять его. Потом они вдвоем начали плакать и снова целовать друг друга. Я никогда не видел, чтобы новобрачные целовались с такой любовью, сердечностью и чистотой, как этот убийца и оставшаяся в живых одна из ее жертв. Потом, как я предсказал, Сабина направилась на кухню, чтобы принести что-то поесть. Пока ее не было, мне в голову пришла мысль, что преступления Борила были такими ужасными, что была необходима еще одна лекция. Я пошел в другую комнату и вернулся назад с моим, тогда еще двухлетним сыном, Михаем. Он продолжал спать на моих руках. Только несколько часов тому назад Борила хвастался в том, что убивал еврейских детей на руках их родителей. Теперь он был вне себя от ужаса. Вид ребенка был для него невыносимым обвинением. Он думал, что я хотел обвинить его. Но я сказал: “Посмотрите, как спокойно он спит. Вы — тоже заново рожденный ребенок, который может успокоиться на руках своего Отца. Кровь, которую пролил Христос, очистила вас”. Радость Борила трогала сердце. Он остался у нас ночевать. А когда проснулся на следующее утро, сказал: “Уже давно я не спал так хорошо”. Августин говорит: “Anima humana naturaliter christiana est” — “Человеческая душа христианка от природы”. Преступления противоречат натуре человека. Они являются результатом общественных обстоятельств или каких-либо иных причин. Какое же это освобождение — сбросить их, как это сделал Борила.

http://azbyka.ru/fiction/xristos-spuskae...

Смерть Калоянна (1207) оказалась настоящей катастрофой для его царства. Законный малолетний наследник Иван Асень, сын Асеня I, был спасен от гибели верными боярами; они увезли ребенка сначала к дунайским куманам, потом на Русь. Престолом овладел племянник Калоянна Борил, женившийся на его вдове, которую обвиняли в заговоре против мужа. Но управление наследством Калоянна оказалось не по плечу Борилу, хотя он занимал престол довольно долго (1207 – 1218). Его царство вышло бесславное, слабое, для поддержания своего престола Борил призывал в свою страну то одних, то других из ее исконных врагов. Он являлся к тому же узурпатором престола. Немедленно после убийства Калоянна деспот Святослав, или Слав, владетель Мельника в Родопских горах, провозгласил себя независимым и, будучи родственником Асеней, стал добиваться болгарского престола при помощи латинского императора. Севастократор Стрез, славный князь крепости Просека, захватил большую часть Западной Болгарии, т. е. Македонии, не без помощи сербов. Внутренние враги Борила, бояре, поддержавшие законного наследника, представители национальной партии, засели в дунайской крепости Видине, ставшей очагом движения против узурпатора. Венгры вновь завладели областями Белградской и Браничевской, которые у них отнял Калоянн в 1203 г., и царь Борил не только примирился с этой утратой, но призывал короля венгерского Андрея против бояр в Видине. Венгры действительно завоевали ему Видин, опустошив Северную Болгарию. Те же самые черты – сначала поражение, потом союз на неравных началах – имели отношения Борила к Генриху. На Троицу 1208 г. император Генрих получил в своей столице известие о вторжении половцев и влахов Борила. Созвав немедленно войско, Генрих выступил к Адрианополю и решил вместе со своим советом, что надлежит франкам идти разорять страну Борила, чтобы отомстить наконец за смерть императора Балдуина, «бывшую большой бедой для рода Фландрии и Геннегау». Под Веррией у подножия Балкан франки встретились с силами Борила. Влахи напали на рассвете, когда у франков были под оружием лишь передовой и тыловой отряды. Все войско едва не погибло, а под знаменами Генриха были собраны все рыцари Романии и новые, прибывшие из Фландрии, Франции и Нормандии. Рыцарь Лионар по безрассудной гордости бросился один на влахов и погиб бы, но император «по великому благородству сердца и большой храбрости» бросился на своем черном коне один выручать своего человека. Пробившись к нему, он сказал: «Лионар, Лионар! Бог меня да простит, но, кто бы ни считал вас разумным, я считаю вас за безумца и хорошо знаю, что и сам из-за вас подвергнусь порицанию». И император поскакал в одних наножниках, и, когда он возвратился с Лионаром весь окровавленный, дружина была смущена. Старик Петр Дуэ подошел к нему прямо и сказал:

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

В то утро Борила хотел познакомиться с нашими еврейскими друзьями, и я водил его с собой во многие еврейско-христианские семьи. Везде он рассказывал свою историю, и его принимали, как вернувшегося блудного сына. Снабженный Новым Заветом, который я дал ему, он уехал в другой город, чтобы снова присоединиться к своему полку. Позднее Борила снова приехал к нам и сообщил, что его часть посылают на фронт. “Что мне делать, — спросил он, — я должен буду снова убивать”. Я сказал ему: “Нет, вы уже убили больше людей, чем требуется для одного солдата. Я не сторонник того, что христианин не должен защищать свою страну, если на нее напали. Но лично вы не должны больше убивать. Предоставьте лучше, чтобы вас убили другие. Этого Библия не запрещает”. Пока я рассказывал эту историю, Гастон на глазах становился спокойнее. Под конец он рассмеялся, схватил меня за руку и крепко пожал ее. Так он заснул спокойным сном. Когда наступило утро, нас вместе с ним перевели в другую камеру. Среди заключенных я обнаружил Григоре, который также был военным преступником и отвечал за массовое убийство евреев. Он знал Борила. Я сказал Гастону: “В рассказе о человеке, который убил семью моей жены, существует эпилог. Этот человек может вам его рассказать”. Григоре сообщил, как он вместе с Борила нес службу в Приднестровье. Там они убивали евреев сотнями. “Но когда мы снова отправились в Россию, это был уже совершенно другой человек. Мы не могли этого понять. Он больше не пользовался своим оружием. Вместо того чтобы убивать, он пытался спасать. Он вызвался стать добровольцем — для спасения раненных, лежащих под обстрелом. Наконец, он спас жизнь своему офицеру”. Массовое промывание мозгов Во время последующих образовательных докладов я сделал следующее заключение: хотя по содержанию они были детскими, за ними все же скрывался утонченный план. Докладчики оставили политику и апеллировали непосредственно к наиболее низменным способностям человеческой натуры, жаждущей удовольствий и развлечений, названной сторонниками Фрейда “идом”. Они обращали наше внимание на то, сколько мы потеряли в жизни. Они говорили о еде, питье, сексе. Эти темы были знакомы докладчикам лучше, чем марксистская диалектика. Однако, последнее не забывалось. Одно из выступлений снова было посвящено теме дарвинских обезьян. Молодой политработник, воспользовавшись резюме, с трудом пробился к дарвинской теории развития. Затем, прибегнув к искаженным цитатам из Маркса, Ленина и Дарвина о противоречиях между наукой и христианством, он привел нас к печальным обстоятельствам жизни в Америке, где в настоящее время “голодают” миллионы людей.

http://azbyka.ru/fiction/xristos-spuskae...

Моя жена, которая разделяет мою христианскую веру, тоже еврейка. Мы жили в Бухаресте, откуда не был депортирован ни один еврей. Но ее родители, один из ее братьев, три сестры и еще другие родственники, жившие в Буковине (районе Восточных Карпат) были отправлены в Приднестровье, приграничную территорию, которую Румыния завоевала в России. Евреев, которых не уничтожили в конце этого путешествия, заставили просто голодать. Там умерла семья Сабины. Я должен был передать ей эту новость. Когда она снова взяла себя в руки, то сказала: “я не хочу плакать. Ты имеешь право на веселую жену, Михай — на веселую мать, а наша община — на мужественного слугу”. Я не знаю, проливала ли она слезы тайком, но с этого дня я, во всяком случае, никогда не видел Сабину плачущей. Через некоторое время наш владелец дома, добрый христианин, с сожалением рассказал мне об одном человеке, который жил у нас в доме во время военного отпуска. “Я знал его до войны, — сказал наш домовладелец, — но он полностью изменился. Он превратился в чудовище и с удовольствием хвастался, что добровольно представил себя в распоряжение Приднестровья для уничтожения евреев и сотни из них застрелил своими руками”. Я был глубоко опечален и решил провести ночь в молитве. Чтобы не мешать Сабине, которая неважно себя чувствовала, хотя охотно бодрствовала со мной, я пошел после ужина в квартиру нашего домовладельца, чтобы помолиться. Вытянувшись в кресле, там сидел человек огромного роста, хозяин назвал его имя: Борила. Итак, это был убийца евреев в Приднестровье. Когда он встал, я заметил, что он был даже выше, чем я, и что вокруг него распространялась атмосфера ужаса. Она действовала как запах крови. Вскоре он рассказал нам о военных приключениях и о евреях, которых убил. “Да — это история, возбуждающая страх, — сказал я. — Но я не беспокоюсь за евреев, Господь вознаградит их за их страдания. Напротив, с большим страхом я спрашиваю себя, что случится с их убийцами, когда однажды они предстанут перед судом Божьим”. Наш хозяин предотвратил неприятную сцену. Он сказал, что мы оба — его гости и перевел разговор на нейтральную тему. Обнаружилось, что убийца был не только убийцей. Он оказался приятным собеседником, и, наконец, выяснилось, что у него была большая любовь к музыке. Он упомянул, что во время своей службы на Украине был просто очарован украинскими народными песнями. “Я бы хотел их еще раз послушать”, — сказал он. Я посмотрел на Борила и подумал про себя: “Рыбка попалась в мои сети!”

http://azbyka.ru/fiction/xristos-spuskae...

   001    002   003     004    005    006    007    008