Крупными успехами В. М. в борьбе с ересью павликиан , движение к-рых переживало в IX в. наивысший подъем, явились захват и разрушение византийцами их столицы Тефрики, др. крепостей и гибель полководца павликиан Хрисохира (872 или 878). Внешняя политика Усилия В. М. были направлены на укрепление существующих границ империи в противовес идее о борьбе за возвращение утраченных некогда территорий, высказывавшейся в кругах, близких к Варде и Фотию. С болгарами и Русью были заключены мирные соглашения. Установились тесные связи с Арменией. Военные действия на Востоке (873-882) не были отмечены крупными успехами, кроме победы над павликианами. На Западе борьба против арабов велась более удачно. При помощи франкского имп. Людовика II был освобожден г. Бари (871). Взятие арабами Сиракуз (878) предотвратить не удалось, но впосл. был одержан ряд побед на море и на суше в Юж. Италии и Сицилии (879-886). Политическую зависимость от Византии признали Неаполь, Гаэта, Амальфи, Беневент и Салерно. Был восстановлен визант. контроль над вост. побережьем Адриатики. Внутренняя политика Правление В. М. ознаменовано оживлением законотворческой деятельности. Было положено начало полномасштабному пересмотру и «очищению» законов (см. ст. Анакатарсис ). В качестве начального этапа комиссия во главе с Патриархом Фотием подготовила ок. 886 г. законодательный сборник, названный «Исагогой» (от греч. Εσαγωγ - введение) из 40 титулов, где впервые в визант. праве была предпринята попытка провести идею о четком разграничении власти императора и Патриарха. К концу правления В. М. была закончена большая часть работы над созданием пересмотренного корпуса законов - «Василик» . Титульный лист из «Тестамента Василия, царя греческого, к сыну своему Льву Философу». Киев, 1680 (РГБ) Титульный лист из «Тестамента Василия, царя греческого, к сыну своему Льву Философу». Киев, 1680 (РГБ) Правительство В. М. пыталось упорядочить взимание налогов. Офиц. биография представляет императора защитником бедных. При нем на территории Большого дворца был построен зал Кенургий (греч. Καινοργειον, собственно «новосозданный») и Новая ц. (греч. Να κκλησα), а после землетрясения 869 г. отреставрирован центральный неф собора Св. Софии.

http://pravenc.ru/text/Василием I ...

Прп. Исаия исцеляет дочь императора. Роспись галереи Киккского мон-ря, Кипр. мастера М. и Г. Молошан. 1989 г. Прп. Исаия исцеляет дочь императора. Роспись галереи Киккского мон-ря, Кипр. мастера М. и Г. Молошан. 1989 г. Однажды во время охоты дука Мануил Вутомит заблудился в лесах Троодоса и на горе Коккос встретил монаха-отшельника И., одетого в козью шкуру. Разгневавшись на инока, к-рый не хотел отвечать на вопросы, Мануил жестоко избил его. Вернувшись в резиденцию в Лефкосии, дука заболел. Поняв, что Бог наказал его за избиение инока, Мануил раскаялся и получил исцеление. Когда он решил отправиться к И., чтобы просить прощения, Пресв. Богородица в царском облачении явилась И. во сне, сообщила ему о намерении Мануила и велела, чтобы в качестве епитимии тот привез Ее икону из царского дворца в К-поле. Дука попросил И. сопровождать его в этой поездке. Вскоре император назначил на Кипр наместника по имени Георгий (неизв. по др. источникам), а Мануилу велел вернуться в К-поль. Прибыв ко двору, Мануил не смог найти подходящий момент, чтобы изложить свою просьбу, и И. решил возвратиться на Кипр, т. к. его тяготила жизнь в столице. Мануил заказал для И. 2 иконы (Христа на престоле и 2-частную: Св. Троицы и Божией Матери с Младенцем и предстоящими ктиторами - Мануилом Вутомитом и И.) и дал деньги на постройку ц. во имя Св. Троицы на горе Коккос. Избиение Исаии Мануилом Вутомитом. Роспись галереи Киккского мон-ря, Кипр. мастера М. и Г. Молошан. 1989 г. Избиение Исаии Мануилом Вутомитом. Роспись галереи Киккского мон-ря, Кипр. мастера М. и Г. Молошан. 1989 г. Во сне И. явился ангел и утешил его, сказав, что вскоре император пришлет ему икону. Вернувшись на Кипр, И. построил церковь, кельи и основал мон-рь. В это время единственная дочь императора заболела тем же недугом, к-рым страдал Мануил, и ни один врач не мог исцелить ее. Мануил рассказал императору о своей болезни, об исцелении и обете, и тот дал слово отправить икону на Кипр, после чего его дочь сразу же выздоровела. Однако император не сдержал обещания, и вскоре та же болезнь настигла и его. Ночью ему явилась Пресв. Богородица и укоряла за нарушение обета. Раскаявшись, император снарядил корабль и отправил икону на Кипр с кодикеллом (имп. диплом о назначении на должность или о пожаловании титула; видимо, имеется в виду предоставление Киккскому монастырю статуса императорского). Кипрскому наместнику император велел выделить средства для постройки ц. во имя Пресв. Богородицы. Икона была доставлена на остров в 5-й год правления императора, и от нее сразу же стали происходить чудеса. И. построил большой собор, новые кельи и назначил игумена. По версии Ефрема Афинянина, И. также составил монастырский Типикон (Ibid. Σ. 34).

http://pravenc.ru/text/674810.html

С IX в. до 1797 г. (период существования Венецианской республики) базилика Сан-Марко представляла собой дворцовую церковь-капеллу венецианских дожей ( Sinding-Larsen. 2001. P. 54-82), часть Дворца дожей. Здесь совершались офиц. гос. церемонии Венецианской республики. После выборов, к-рые происходили во Дворце, новоизбранный дож (обладавший высшей гражданской властью и носивший также титул «глава и истинный правитель церкви и капеллы св. Марка» (Patronus et verus gubernator ecclesiae et capellae nostrae Sancti Marci)) направлялся в Сан-Марко, чтобы получить офиц. подтверждение своего назначения перед главным алтарем базилики. Затем его представляли жителям города и сообщали об избрании с большого амвона (pergolo grande). После этого дож выходил на площадь перед храмом и совершал соответствующие данному случаю публичные ритуалы и церемонии. Дож принимал активное участие в главных богослужениях, совершавшихся в базилике, назначал главу церкви Венеции (primicerio) в епископском сане и других священнослужителей храма ( Miele. 2010). В Сан-Марко совершались и другие церемонии: благословение участников военных походов, представление флагов и воинских штандартов, захваченных у врагов, молитвенные собрания по случаю избавления от бедствий, в частности от эпидемий чумы 1575 и 1630 гг. Базилика ап. Марка Базилика ап. Марка В 1177 г. в Сан-Марко был заключен т. н. Венецианский мир между императором Свящ. Римской империи Фридрихом I Барбароссой и папой Римским Александром III. В память об этом событии на мраморном полу в нартексе базилики были выгравированы имена главных участников - папы Александра, имп. Фридриха и дожа Себастьяно Дзиани, который вел мирные переговоры. Управление базиликой венецианская Синьория доверила одной из своих магистратур - прокураторам Сан-Марко (Procuratori di San Marco di supra). Строительными работами в базилике занимались лучшие архитекторы Венеции, которым присваивали титул «главный архитектор Сан-Марко» (самые известные среди них - Якопо Сансовино (XVI в.) и Бальдассаре Лонгена (XVII в.)).

http://pravenc.ru/text/2562278.html

Comp. hist. Vol. 1. P. 815) и Иоанна Зонары ( Zonara. Annales. XV 8)) ставят эту информацию под сомнение. Стефан Новгородский и др. рус. паломники XIV-XV вв. дают разноречивые сведения, на основании к-рых все-таки можно сделать вывод о том, что церковь «на ипподроме» оставалась действующей до самого падения К-поля в 1453 г. Это также подтверждается неск. документами К-польского Патриархата. Возможно, к клиру этой церкви принадлежал ученый и писатель Евстафий (впосл. митрополит Фессалоникийский). В кон. XIV в. возник спор о том, в чьей юрисдикции находится церковь, поскольку патриарх К-польский Нил признал права на нее за митр. Матфеем Кизическим и Халкидонским. Однако Соборы, созванные патриархом К-польским Антонием IV в 1389 г. и патриархом К-польским Макарием в 1390 г., эти права не признали. В 1942 г. в районе ипподрома были проведены археологические раскопки, в ходе к-рых в 45 м от ипподрома были вскрыты руины церкви IV в. с фресками, изображающими мученичество Е. В. и св. воинов (Виктора и Сосфена?). Известны и др. церкви, посвященные Е. В. в К-поле. В церкви в Дафни (часть Большого имп. дворца) ересиарх Севир, патриарх Антиохийский, произнес проповедь против Халкидонского Собора, упомянутую в деяниях Собора 536 г. Согласно Синаксарю К-польской ц. (кон. X в.), в церкви близ ворот Неорион память мученицы отмечалась 16 мая, однако, возможно, церковь была посвящена не Е. В., а св. Силам бесплотным (SynCP. Col. 689). Церковь в квартале Петра могла быть построена в кон. V - нач. VI в. имп. Анастасием I Дикором и его женой Ариадной. Кроме храмов в К-поле предположительно было 2 мон-ря, посвященные Е. В. О дате основания мон-ря в квартале Петрион точных сведений нет. Сохранилось явно недостоверное свидетельство (Chron. Pasch. 92. Col. 1069) о постройке церкви, посвященной Е. В., в 230-240 гг., т. е. до рождения святой. Наиболее вероятно предположение, что мон-рь был основан имп. Василием I Македонянином (2-я пол. IX в.), обитель перестала упоминаться в документах и др.

http://pravenc.ru/text/187812.html

Е. П. ценила науку, образование, искусство, особенно музыку и живопись, любила оперы, балы и маскарады. Ее вкусы и увлечения в значительной степени способствовали развитию отечественной культуры и просвещения. В среде с.-петербургского дворянства получило распространение домашнее образование у иностранных учителей. С этого времени франц. язык и этикет заняли прочное место в обиходе столичного общества, двор императрицы стал одним из самых блестящих в Европе. На ее время пришелся расцвет барокко в архитектуре. В 1754-1762 гг. архит. Б. Ф. Растрелли возвел новый Зимний дворец в С.-Петербурге. По инициативе И. И. Шувалова и при деятельном участии М. В. Ломоносова был основан Московский ун-т, принимавший студентов всех сословий, кроме крепостных крестьян, и 2 гимназии при нем: для дворян и разночинцев. 12 янв. 1755 г. был подписан указ Е. П. об открытии ун-та, Шувалов стал его 1-м куратором, он заботился о качестве преподавания, приглашал иностранных профессоров. При ун-те с 1756 г. стала выходить 1-я городская газ. «Московские ведомости» , а с 1760 г.- 1-й московский ж. «Полезное увеселение» М. М. Хераскова . Шувалов инициировал открытие Академии художеств в С.-Петербурге в 1757 г. (стал ее 1-м президентом), а также Казанской гимназии в 1758 г. 30 авг. 1756 г. указом Е. П. в С.-Петербурге на основе ярославской труппы Ф. Г. Волкова был создан Российский гос. театр, директором которого стал А. П. Сумароков . Гуманизация общественной жизни проявилась и в указах о строительстве инвалидных домов и богаделен. Е. П. уладила вопрос о престолонаследии. В 1742 г. в Россию привезли ее племянника, Гольштейн-Готторпского герц. Карла Петра Ульриха (впосл. имп. Петр III ), к-рый после принятия Православия был объявлен наследником престола. Религиозная политика Современники, по свидетельству А. Т. Болотова , утверждали, что Е. П. «была набожна без лицемерства и уважала много публичное богослужение». Она строго соблюдала посты, исполняла церковные обряды, пела в церковном хоре, хранила у себя мощи святых. Ездила на богомолье, в т. ч. в тихвинский Большой в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь . Совершала пешие паломничества в Троице-Сергиев мон-рь, на что требовались недели, а иногда и месяцы (в 1748 богомолье заняло почти все лето). Случалось, что, утомившись, Е. П. не могла дойти 3-4 версты до путевого дворца, специально построенного для ее отдыха. Тогда она доезжала до него в экипаже, но на следующий день вновь начинала путь с того места, где прервала его накануне.

http://pravenc.ru/text/189799.html

Н. Ф., племянник известного подвижника прп. Михаила Малеина , и сам был не чужд аскетических настроений: незадолго до воцарения, потеряв жену и сына, он одел власяницу, отказался от мясной пищи и стал помышлять о принятии пострига. В обители дяди на Киминской горе в Вифинии Н. Ф. познакомился с прп. Афанасием Афонским, к-рый стал его другом и духовным наставником и убедил будущего императора нести свое служение Богу в миру. При активной поддержке Н. Ф. была построена Великая Лавра прп. Афанасия на Афоне, регулярная финансовая помощь (руга) оказывалась не только афонским мон-рям, но и др. монастырским центрам, среди к-рых Олимп Вифинский и гора Кимин. К концу правления Н. Ф. в значительной степени растратил свой когда-то незыблемый авторитет. Особенное негодование народа вызвало поведение Н. Ф. и его родственников во время голода, охватившего империю зимой 968/9 г.: вместо помощи нуждавшимся император воспользовался повышением цен на продовольствие для пополнения казны, а его брат, куропалат Лев Фока, использовал ситуацию для личного обогащения. Возвращаясь с публичной процессии в день Пасхи, Н. Ф. подвергся насмешкам и нападкам со стороны столичной толпы. Опасаясь за свою жизнь, он приказал окружить комплекс Большого дворца дополнительными стенами. Обострились также отношения Н. Ф. с его бывш. соратниками: Иоанн Цимисхий был отстранен от командования и выслан в свое имение, а герой Антиохии Михаил Вурца был не только лишен почестей, но и подвергся взысканию (по уверению Иоанна Скилицы , за самовольное взятие «столицы Востока»). Под влиянием матери Цимисхия имп. Феофано уговорила Н. Ф. вернуть его в столицу, а затем сама приняла участие в организации дворцового переворота. В ночь с 10 на 11 дек. 969 г. группа заговорщиков из высшего генералитета, куда входили Иоанн Цимисхий и Михаил Вурца, при помощи Феофано проникла во дворец, поднявшись в грузовых корзинах из гавани Вуколеонта; Н. Ф., обнаруженный спящим на полу на звериной шкуре под монашеской мантией своего дяди, был тяжело ранен ударом в голову и после побоев и унижений обезглавлен.

http://pravenc.ru/text/2565520.html

С 70-х гг. VI в. центром офиц. придворной жизни стал Хрисотриклин - тронный зал Б. д., построенный возле дворца Дафна по типу октагонального купольного храма (церковный престол был заменен имп. троном). Возведение такого здания для императоров означало определенный разрыв с традицией Римской империи, где для ритуально-политических целей использовались здания типа базилики. Хрисотриклин стал одним из богатейших зданий дворца и всего К-поля, его интерьер был украшен мозаикой, в конхе апсиды над имп. троном помещалось изображение Христа на престоле. В зале находились изысканная мебель, в т. ч. пентапиргий, специальный резной «стенд» в виде 5 башен для имп. регалий и различных сосудов, служивших украшением, неск. столов для торжественных приемов, главный, золотой или серебряный с позолотой, предназначался для императора и стоял отдельно от др. Важнейшей сферой придворной жизни Византии был имп. церемониал - сложная система офиц. торжественных приемов и шествий, большая часть к-рых проводилась в Б. д. История и эволюция визант. придворного церемониала от античной империи к христ. царству остается неразрешенной исследовательской проблемой. Считается, что его общие принципы сложились в VI в., в эпоху имп. Юстиниана Великого, и затем прошли в своем развитии неск. этапов, но в документах они зафиксированы лишь фрагментарно. Наиболее полные сведения о церемониале находятся в трактате «О церемониях византийского двора», созданном в сер. X в. при имп. Константине VII Багрянородном и отражающем в основном состояние традиции в 1-й пол. X в. (хотя отдельные разделы восходят к VI-VII вв.). Можно предполагать, что позднее, в XII в., церемониал неск. видоизменялся, упрощался и даже пришел в упадок, поскольку его исполнение требовало постоянного присутствия императора в Б. д., что к тому времени было невозможно. В X в. в Хрисотриклине проводились ежедневные утренние и вечерние приемы ближайших придворных и гос. чинов империи (De cer. I 1-2). Утренний прием длился с 6 до 9 ч. утра, вечерний - с 3 до 6 ч.

http://pravenc.ru/text/149715.html

После пожара 64 г. Н. уделил большое внимание новой застройке уничтоженной части центра Рима. По его приказу было начато строительство увеселительного Золотого дворца (дома; Domus Aurea) на обширной территории к востоку от Палатина. Строительством руководили архитекторы Север и Целер, в отделке интерьеров участвовал знаменитый в то время худож. Фамул (Фабулл). Дворец Н. считается крупнейшей в истории по площади городской резиденцией монарха в Европе (от 40 до 120 га). При жизни Н. был, вероятно, возведен лишь центральный комплекс из 300 комнат, основу к-рого составлял тронный зал, увенчанный золоченым куполом из бетона. В интерьере широко применялся мозаичный декор, причем впервые достоверно были использованы не только напольные, но и настенные и потолочные мозаики, частично с золотыми фонами. Купольные конструкции, а также мозаичные работы такого типа воспринимались в то время в Риме как значительное и экстравагантное новшество, в нек-рой степени они предвосхитили позднейшие эстетические достижения христ. искусства поздней античности и Византии. В переднем атриуме дворца была установлена бронзовая статуя Н. (колосс) работы скульптора Зенодора (высота по Плинию Старшему 30,3 м; по Светонию 35,5 м), к-рая изображала императора в образе солярного божества. Предполагалось, что дворец должен был быть окружен обширными парками, к-рые еще более увеличили бы его территорию. До гибели Н. строительство не было завершено, затем заброшено. При правлении династии Флавиев в кон. I в. территорию дворца перепланировали для возведения амфитеатра (Колизея), затем новых форума и терм, получивших имя имп. Траяна. При имп. Адриане колосс был перенесен на площадь перед Колизеем; при имп. Коммоде голова Н. была заменена головой Коммода. Фундаменты, на к-рых был установлен колосс, разобраны в 30-х гг. XX в. Несмотря на незавершенность дворца, архитектурные проекты Н. привели к резкому изменению облика Рима, стали основой нового стиля городского планирования и строительства. Центральная часть города с того времени постепенно приобрела вид сложной системы взаимосвязанных площадей, дворцов и комплексов общественных зданий, к-рые вышли далеко за пределы прежнего республиканского Форума. В научной литературе эти явления получили наименование «архитектурная революция Нерона» ( Ward-Perkins. 1956; Idem. 1981). В наст. время сохранились остатки дворца Н. со значительной частью его помещений и фундаментов, украшенные настенной фресковой живописью, но существует октагональный зал Н. с бетонным куполом диаметром 14 м, к-рый полностью утратил внутреннее убранство.

http://pravenc.ru/text/Нерон.html

Изображение Иерихона на мозаичной карте из Мадабы, Иордания. Ок. 565 г. Изображение Иерихона на мозаичной карте из Мадабы, Иордания. Ок. 565 г. При Хасмонеях (ок. 140-37 гг. до Р. Х.) к западу от И., на сев. склоне Вади-Кельт, был построен комплекс зимних дворцов и создана система акведуков (к источникам - в Вади-Кельт и к северо-западу - в Эд-Дуюк и Эн-Нувайима), завершенная при Ироде и функционирующая по сей день. Ирод первоначально не владел И., подаренным Марком Антонием егип. царице Клеопатре, но получал доходы от продажи опобальзама; он построил большой зимний дворец к югу от комплекса Хасмонеев. Последний из хасмонейской династии, первосвящ. Аристовул III, был утоплен в 36 г. до Р. Х. по приказанию Ирода в одном из бассейнов дворца. Став владельцем И. после падения власти Антония и Клеопатры (30 г. до Р. Х.), Ирод Великий (37-4 гг. до Р. Х.) создал новый дворцовый комплекс по берегам Вади-Кельт. К северу от него были построены ипподром и театр (их руины - в 600 м к юго-западу от Телль-эс-Султана; археологически мало изучены). Ирод также обновил укрепление на юж. стороне входа в Вади-Кельт, назвав его в честь своей матери Кипрос (Телль-эль-Акаба). Ирод скончался в И. в 4 г. до Р. Х., отсюда его тело было перенесено торжественной процессией в Иродион. После смерти Ирода один из его рабов - Симеон - попытался провозгласить себя царем, а затем сжег дворец. Царь Архелай (4 г. до Р. Х.- 6 г. по Р. Х.) восстановил дворец; при нем город значительно расширился на восток. К северу, рядом с крупнейшей плантацией финиковых пальм, было основано поселение Архелаида (ныне Хирбет-эль-Байюдат), просуществовавшее достаточно долго (обнаружена напольная мозаика церкви, датированная 570). В ходе Иудейской войны имп. Веспасиан разрушил И. и истребил всех его жителей (июнь 68 г. по Р. Х.). В кон. I в. римляне построили рядом с его развалинами военный лагерь. Во время восстания Бар-Кохбы (132-135) его, как считается, захватил отряд повстанцев, двинувшихся отсюда к Иерусалиму ( Dio Cassius. Hist. Rom. 69. 12-14).

http://pravenc.ru/text/Иерихон.html

Патриарх Николай отправил Римскому папе Иоанну X письмо с пресвитером и кубикуларием Евлогием, в к-ром просил подтвердить соборные постановления, т. е. прежде всего осуждение 4-го брака, и объявить, что 4-й брак имп. Льва был утвержден лишь по его требованию, а не по правилам Церкви. Только при этом условии имя папы могло быть снова внесено в диптихи К-польской Церкви (откуда оно было изъято вследствие того, что Римский престол поддержал нарушителей канонов; Nicol. Myst. Ep. 53//PG. 111. Col. 248-252). В 923 г., после повторного послания патриарха Николая папе Иоанну X, в К-поль прибыли папские легаты епископы Феофилакт и Кар, к-рые осудили соблазн, внесенный 4-м браком имп. Льва. Общение между К-польской и Римской Церквами было, т. о., восстановлено; в ознаменование этого патриарх и легаты совершили вместе литургию и приобщились Св. Таин. Ист.: Vita Euthym. CP; Nicol. Myst. Ep.; idem. Miscellaneous Writings/Ed.: L. G. Westerink. Wash., 1981 [P. 59-71 - «Томос единения» (критич. изд.)]. Лит.: Попов Н. Г., свящ. Имп. Лев VI Мудрый и его царствование. М., 1892, 2008р; Tougher S. The Reign of Leo VI (886-912): Politics and People. Leiden; N. Y., 1997. P. 133-163; Лебедев А. П. Очерки внутренней истории Византийско-вост. Церкви в IX, X и XI вв. СПб., 1998. Собор 963 г. К. С. (σνοδος νδημοσα), созванный по поводу вступления в брак имп. Никифора II Фоки и вдовствующей имп. Феофано. Патриарх К-польский Полиевкт считал этот брак невозможным по каноническим причинам - как из-за невозможности вступать во 2-й брак без епитимии, так и из-за того, что имп. Никифор Фока был восприемником одного из сыновей Феофано, т. е. находился с ней в духовном родстве. Патриарх Полиевкт потребовал, чтобы имп. Никифор или развелся с женой, или пребывал вне церковного общения. Тогда имп. Никифор созвал бывших в К-поле епископов и распорядился провести исследование этого вопроса. Собор заявил, что закон о запрете восприемникам вступать в брак был введен имп. Константином V и что его соблюдать необязательно, а имп. Никифору была предоставлена отпускная грамота. Однако патриарх Полиевкт тем не менее не счел это убедительным и отказывался от общения с императором. Собору было представлено удостоверение кесаря Варды (отца имп. Никифора), что Никифор не был восприемником, а также Стилиана (протоиерея Великого дворца), который поклялся, что он не видел, чтобы Варда или Никифор были восприемниками. Патриарх Полиевкт, как повествует Иоанн Скилица , «хотя и знал, что Стилиан явно дает ложную клятву, снял [с императора] обвинение в синтекнии (т. е. в нарушении духовного родства при вступлении в брак), но сохранил прежде выдвинутое требование соблюдения епитимии вступающими во второй брак, и таким образом обвинение в большом прегрешении отпало» ( Scyl. Hist. P. 261).

http://pravenc.ru/text/2057126.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010