Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНДРОНИКОВА (ГРЕЧЕСКАЯ, МОНЕМВАСИЙСКАЯ) ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 1 мая, 22 окт.), по преданию, была вложена в 1347 г. визант. имп. Андроником III Палеологом в Монемвасийский мон-рь в Морее (сведениям о пребывании иконы в Монемвасии с 1347 противоречат как дата смерти Андроника III Палеолога - 1341, так и отсутствие упоминаний о ней среди святынь обители). В 1821 г., во время греч. восстания, настоятелем Монемвасийского мон-ря еп. Агапием А. и. была перенесена в Патры и завещана российскому генеральному консулу в Греции И. Н. Влассопуло, от сына к-рого А. И. Влассопуло в 1839 г. доставлена из Афин в С.-Петербург на Высочайшее имя имп. Николая I . 30 окт. 1839 г. А. и. была помещена в придворную ризницу и до 1868 г. хранилась в Большой ц. Зимнего дворца. С 1868 по 1877 г. находилась в Троицком соборе на Петербургской стороне. После тяжбы, затеянной конкурсным управлением по делам несостоятельного должника А. Влассопуло, икона перешла во владение петербургского жителя М. А. Фёдорова, к-рый в 1885 г. продал ее петербургскому купцу Е. Н. Сивохину. 1 мая 1885 г. Сивохин перенес икону в Вышневолоцкий в честь Казанской иконы Пресв. Богородицы жен. мон-рь . После закрытия мон-ря в 1924 г. икона находилась в Богоявленском соборе Вышнего Волочка, откуда была похищена в 1983 г. Андроникова икона Божией Матери. Кон. XIX в. (ЦАК МДА) Андроникова икона Божией Матери. Кон. XIX в. (ЦАК МДА) Предание, переданное, по-видимому, еп. Агапием, называло А. и. одним из 3 образов, писанных евангелистом Лукой (сомнения в достоверности этих данных высказал в 1866 духовник Их Императорских Величеств прот. П. Бажанов ). По сведениям, доставленным имп. Николаю I А. Влассопуло, А. и. была выполнена в технике воско-мастики; ее размер ок. 33 ´ 24 см. Иконография характерна для икон, входивших в оглавные деисусные чины,- Богородица изображена без Младенца Христа, в трехчетвертном повороте вправо, со слегка склоненной головой, в короне поверх мафория. Отличительной особенностью образа является изображение раны на шее Богоматери.

http://pravenc.ru/text/115426.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БРУНИ Сотворение мира. Эскиз стенной живописи для Исаакиевского собора. 1841–1845 гг. (ГРМ) Сотворение мира. Эскиз стенной живописи для Исаакиевского собора. 1841–1845 гг. (ГРМ) Федор Антонович (27.12.1799, Милан - 11.09.1875, С.-Петербург), рус. живописец, график. Сын итал. худож. Антонио Бруни. В 1807 г. приехал с отцом в Россию. Первоначально обучался у своего отца, в 1809-1818 гг. в С.-Петербургской имп. АХ по классу живописи у В. К. Шебуева. За картину «Улисс, потерпевший кораблекрушение, перед царицей Навзикаей» был удостоен звания классного художника. В 1818 г. на средства своего отца уехал в Италию для дальнейшего изучения живописи, где жил до 1835 г. В 1824 г. был избран членом рим. Академии св. Луки за картину «Смерть Камиллы, сестры Горация» (ГРМ), написанную по заказу кн. Барятинского. В 1834 г. в России за эту картину Б. получил звание академика. В 1836 г. был удостоен звания профессора 2-й степени, в 1846 г.- профессора 1-й степени. В 1827 г. по заказу имп. Николая Павловича копировал фрески Рафаэля «Изгнание Илиодора из Иерусалимского храма» и «Галатея». В этот период им написаны: «Моление о чаше», «Богоматерь с Предвечным Младенцем», картон с изображением Крещения св. Ольги. В 1830 г. Б. создает цикл офортов на тему рус. истории по заказу Об-ва поощрения художников. В 1836 г. Б. был вызван в С.-Петербург для выполнения живописных работ в Исаакиевском соборе, одновременно начал преподавательскую деятельность в имп. АХ. В эти годы Б. создает иконы-картины для церкви Екатерининского дворца в Царском Селе «Мадонна», «Тайная вечеря», «Св. Екатерина» и «Св. Александр»; для парусов Большой ц. в Зимнем дворце - «Четыре Евангелиста», для церкви Павловского кадетского корпуса - «Св. Архангел Михаил», копию с «Мадонны Альба» Рафаэля. Евангелист Лука. Эскиз стенной живописи для Исаакиевского собора. 1841–1845 гг. (ГРМ) Евангелист Лука. Эскиз стенной живописи для Исаакиевского собора. 1841–1845 гг. (ГРМ) В 1838 г. Б. вновь отправился в Рим, где, обращаясь к ветхозаветному сюжету, создал программное полотно «Медный змий» (1841, ГРМ). Картина, написанная по всем правилам классицистического искусства и не чуждая романтическим веяниям эпохи, произвела огромное впечатление на современников, вызвав много откликов и публикаций.

http://pravenc.ru/text/153483.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «НИКОПЕЯ» Аллегория мудрости: Божия Матерь типа «Никопея», с императором и епископом. Миниатюра из сир. Библии. VII в. (Paris. syr. 341. Fol. 118r) Аллегория мудрости: Божия Матерь типа «Никопея», с императором и епископом. Миниатюра из сир. Библии. VII в. (Paris. syr. 341. Fol. 118r) [Греч. Νικπεια - Победоносная], иконографический тип Богородичных образов, на к-рых Божия Матерь представлена фронтально (в рост, по пояс, сидящей на престоле), держащей прямо перед грудью Младенца Христа (в медальоне-овале или в руках) так, как будто Она несет на руках щит с образом Младенца, являя Его миру; Богомладенец также представлен в строго фронтальной позе с благословляющим жестом. Медальон с Христом напоминает об античных изображениях на воинских щитах, т. н. imago clipeata. Изображения Богоматери «Н.» в визант. искусстве встречаются редко; по числу они уступают иконографическим типам «Одигитрия» и «Умиление», могут не иметь соответствующего надписания. Название «Никопея» закрепилось в научной лит-ре за Богородичными образами этого типа благодаря Н. П. Лихачёву ( Лихачёв. 1911. С. 68-82). Выделив визант. печати с погрудным изображением Богоматери с Младенцем в медальоне, он обратил внимание на то, что образ, помещенный на одной из них, принадлежавшей имп. постельничему Иоанну (X-XI вв.), сопровождается эпитетом «Никопея» (Там же. Рис. 165. С. 78). В дальнейшем Лихачёв использовал этот эпитет для обозначения аналогичных по иконографии изображений на др. печатях и произведениях визант. искусства. Божия Матерь типа «Никопея». Икона. VI в. (Галерея Темпл, Лондон) Божия Матерь типа «Никопея». Икона. VI в. (Галерея Темпл, Лондон) История происхождения и почитания в Византии образа Богоматери типа «Н.» достаточно запутанная. Это связано с тем, что визант. авторы наделяли единым названием 2 почитаемые в столице Богородичные иконы, а именно «Н.» и «Одигитрию», происходившие из разных храмов К-поля ( Кондаков. 1998. С. 124-125). Предположительно икона Богоматери «Н.» находилась в одном из помещений Большого имп. дворца, в особой часовне. Образ почитался как палладий визант. императоров, эмблема воинского триумфа.

http://pravenc.ru/text/2577583.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТРОПОВ Портрет Сильвестра (Кулябки), архиеп. С.-Петербургского. Худож. А. П. Антропов 1760 г. (ГРМ) Портрет Сильвестра (Кулябки), архиеп. С.-Петербургского. Худож. А. П. Антропов 1760 г. (ГРМ) Алексей Петрович (14.03.1716, С.-Петербург - 12.06. 1795, там же), рус. живописец. Отец - потомственный мастер Оружейной палаты. С 1732 г. А. обучался у Л. Каравака, А. М. Матвеева , И. Я. Вишнякова; в 50-х гг. XVIII в. брал уроки у итал. живописца П. Ротари, оказавшего на А. сильное влияние. В 1739 г. был определен в живописную команду Канцелярии от строений; в 1749 г. произведен в подмастерья. Участвовал в декоративных росписях Зимнего (1744-1745), Летнего (1748), Царскосельского (1749), Аничкова, Петергофского (1750) и др. дворцов. Под руководством Дж. Валериани и А. Перезинотти с 1750 г. писал декорации для Оперного дома. В 1752 г. послан в Киев для росписи Андреевского собора. В 1755-1758 гг. работал в Москве над росписями Головинского дворца. С 1761 г. официально зачислен на службу в Святейший Синод; получил чин подпоручика и должность надзирателя за иконописцами и живописцами в Синоде. Написал большое количество икон, иконостасы в кладбищенских церквах (на Васильевском о-ве и Выборгской стороне в С.-Петербурге), в церквах Аничкова и Екатерининского дворцов, Златоустовской (Феодоровской) ц. Александро-Невской лавры , Рождественской ц. в С.-Петербурге и др. Писал иконы по заказам двора, нередко по случаю торжественных дат (напр., для венчания вел. кн. Павла Петровича). В 1762 г. А. был направлен в Москву для работ, связанных с коронацией императрицы Екатерины II . В 1767 и 1769 гг. дважды направлялся в Москву для изучения икон и росписей в кремлевских соборах, московских церквах и мон-рях. Сохранились подробные отчеты А. о состоянии росписей и икон. С 50-х гг. XVIII в. А. работал как портретист. Писал портреты членов имп. фамилии и высшей российской аристократии. Особое место в творчестве А. занимают портреты архиереев. Первый по времени - портрет Сильвестра (Кулябки) (1760; ГРМ), архиеп. С.-Петербургского и Шлиссельбургского. Позднее художником были созданы портреты Гавриила (Петрова) (1774; ГРМ), архиеп. С.-Петербургского и Ревельского, с 1783 г. митр. С.-Петербургского и Новгородского, прот. Ф. Я. Дубянского, духовника императрицы Елизаветы Петровны (ГЭ), и Платона (Левшина) , митр. Московского (ТОКГ). Большинство портретов первоначально находилось в трапезной Александро-Невской лавры, затем в древлехранилище. Кисти А. традиционно приписывают и др. изображения архиереев.

http://pravenc.ru/text/114064.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОРОВИКОВСКИЙ В. Л. Боровиковский. Фототипия с портрета худож. И. В. Бугаевского-Благодарного (РГБ) В. Л. Боровиковский. Фототипия с портрета худож. И. В. Бугаевского-Благодарного (РГБ) Владимир Лукич (24.07.1757, г. Миргород - 6.04.1825, С.-Петербург), рус. живописец, иконописец. Род. в семье казачьего старшины, потомственного иконописца, получившего в 1796 г. дворянство. Первые уроки живописи брал у своего отца вместе с братьями Иваном и Петром. В 1774 г. вступил в Миргородский полк, в 1783 г. в чине поручика вышел в отставку и занялся иконописью, составившей значительную часть его живописного наследия укр. периода (большинство работ не сохр.). В 1784 г. Б. исполнил иконостас для Троицкой ц. в Миргороде и ряд икон. Все работы написаны маслом, в их стиле заметно влияние как зап. иконных образцов («Неувядаемый Цвет», 1787, Киевский художественный музей), так и светского искусства («Царь Давид», 1787, ГРМ). Богоматерь с Младенцем. 1-я четв. XIX в. Худож. В. Л. Боровиковский (ГРМ) Богоматерь с Младенцем. 1-я четв. XIX в. Худож. В. Л. Боровиковский (ГРМ) В 1787 г. предводитель миргородского дворянства поэт В. В. Капнист привлек Б. к оформлению дворца, в к-ром должна была остановиться имп. Екатерина II во время путешествия в Крым. Императрице понравились аллегорические композиции мастера (не сохр.), и она пригласила его в С.-Петербург. В дек. 1788 г. Б. приехал в С.-Петербург, где первое время жил в доме архит. Н. А. Львова. Большое влияние на формирование мировоззрения и эстетических взглядов Б. оказал литературно-художественный кружок Львова, один из значительных центров просветительства в рус. культуре XVIII в., куда входили Г. Р. Державин, М. М. Херасков , Д. Г. Левицкий и др. С 1792 г. Б. занимался живописью у австр. худож. И. Б. Лампи Старшего, пользовался советами Левицкого. В ранний петербургский период Б. писал миниатюрные портреты, получившие распространение в рус. культуре кон. XVIII в. (напр., портрет В. В. Капниста, нач. 90-х гг. XVIII в., ГРМ). В 1794 г. за портрет «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке» (1794, ГТГ) он получил звание «назначенного» в академики, за портрет вел. кн. Константина Павловича (Чувашский гос. художественный музей, Чебоксары) был удостоен звания академика (1795); с 1802 г. советник АХ.

http://pravenc.ru/text/153205.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАТФЕЙ ВЛАСТАРЬ Иером. Матфей Властарь в предстоянии Иисусу Христу. Миниатюра из рукописного сборника. XV в. (Ath. Vatop. 483. Fol. 2r) Иером. Матфей Властарь в предстоянии Иисусу Христу. Миниатюра из рукописного сборника. XV в. (Ath. Vatop. 483. Fol. 2r) [Греч. Ματθαος Βλσταρις] (ок. 1280 - ок. 1350), канонист, богослов, гимнограф; известен прежде всего как автор «Алфавитной Синтагмы» - энциклопедии канонического права. М. В. был иеромонахом в мон-ре Перивлептос («ту кир Исаак») в Фессалонике, в к-ром провел большую часть жизни и скончался; по-видимому, какое-то время находился на Афоне. О его жизни известно не много; в рукописи ГИМ. Син. греч. 290(236). Л. 243 автором соч. «О Божественной благодати, или О Божественном свете» назван Матфей, к-рый был «в Солуни монахом и пресвитером, муж благоговейный и образованный, сведущий и в предметах божественных; был учеником чудного оного между монахами кир Исаака, и в его монастыре восприял конец жития своего» ( Арсений (Иващенко), архим. Письмо Матфея Властаря, иером. Солунского и писателя XIV в., к принцу Кипрскому Гюи-де-Лузиньяну, с обличением латинского неправомыслия: Сведения о жизни писателя и его произведениях. М., 1891. С. 1; см. также: Владимир (Филантропов). Описание. С. 308). В результате некорректного прочтения рукописей в некоторых изданиях М. В. назван врачом: издатели читали так первое слово в заголовке стихотворного произведения «О должностях Константинопольского дворца» οκτρο μοναχο ταυτ Ματθαου θτου как ατρο (PG. 157. P. 129, 236). Эта ошибка отмечена и исправлена в изд.: Fabricius J. A. Bibliotheca Graeca. Hamburg, 1721. Vol. 10. P. 493-494. Достоверно подтвердить медицинские занятия М. В. не удается, хотя анализ источников показывает, что он был знаком с медицинской тематикой ( Πσχος . 1978. Σ. 69-72). М. В. был прекрасно образован, что видно из его сочинений, к-рые не только не сводятся к «Алфавитной Синтагме», но и не ограничиваются сферой права. Он был знаком как со светским (императорским) законодательством, с церковными правилами, святоотеческими творениями, а также с сочинениями античных авторов: М. В. ссылается, в частности, на Гомера, Софокла, Иосифа Флавия. В «Алфавитной Синтагме», составленной в 1355 г., он использует «Номоканон XIV титулов», комментарии Иоанна Зонары и патриарха Феодора IV Вальсамона , «Эклогу» , «Исагогу» , «Прохирон» , новеллы имп. Льва VI Мудрого , «Василики» , а также различные юридические сборники, составленные в IX-X вв. или в более поздний период, такие как «Частная эклога Пространной редакции», Большой синопсис «Василик», «Исагога Пространной редакции», «Прохирон Пространной редакции», Ecloga ad Prochiron mutata (Эклога, измененная по Прохирону), Πνημα νομικν (Руководство к изучению законов) Михаила Атталиата .

http://pravenc.ru/text/2562688.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИЛЬИН Иван Александрович (28.03.1883, Москва - 21.12.1954, Цолликон, близ Цюриха), рус. религ. философ, правовед, публицист, общественный деятель. Жизненный путь Подразделяется на 3 периода - московский, берлинский и цюрихский. Москва (1883-1922) И. род. в дворянской семье губернского секретаря, присяжного поверенного округа Московской судебной палаты А. И. Ильина и Е. Ю. Ильиной (урожд. Швейкерт). Дед И. участвовал в строительстве Большого Кремлевского дворца, впосл. был его смотрителем и комендантом. Крестным отца И. был имп. Александр II . По окончании в 1901 г. 1-й московской классической гимназии (с золотой медалью) И. поступил на юридический фак-т Московского ун-та, где сформировался его интерес к философии, в значительной степени под влиянием П. И. Новгородцева. На его занятиях, по воспоминаниям И., «закладывались основы духовного понимания жизни, общественности и политики» ( Ильин И. А. Памяти П. И. Новгородцева//Собр. соч. Т. 9/10. С. 249). Кандидатские сочинения И. были посвящены идеальному гос-ву Платона и учению И. Канта о вещи в себе . Закончил в 1906 г. ун-т с дипломом 1-й степени, был оставлен на фак-те для подготовки к профессорскому званию по кафедре энциклопедии права и истории философии права. В том же году женился на Н. Н. Вокач (1882-1963). И. А. Ильин. Фотография. 1931 г. И. А. Ильин. Фотография. 1931 г. События рус. революции 1905 г. нашли отклик в брошюрах И. «Свобода собраний и народное представительство», «Что такое политическая партия», «Из русской старины: Бунт Стеньки Разина» (под псевд. Н. Иванов; М., 1906; Собр. соч. Т. 9/10). В последней работе, написанной на основе книги Н. И. Костомарова, анализировалась иррациональная природа «бунта» как временного, бурного восстания, посредством к-рого нельзя переустроить гос-во. Беспорядочному «бунту» И. противопоставлял «революцию» как «планомерную и организованную борьбу за новые, справедливые законы», ведущую народ к участию в гос. власти (после публикации брошюры вышло постановление о ее конфискации, к-рое было вскоре отменено; в 1917 г. было осуществлено 2-е изд. работы). В эти же годы сделал переводы с немецкого брошюры Р. Штаммлера «Анархизм: Теория и критика», книги П. Эльцбахера «Анархизм» (совместно с Вокач, с ней же перевел работу Г. Зиммеля «О социальной дифференциации»). Вместе с тем И. впосл. категорически отрицал свою принадлежность к к.-л. политической партии.

http://pravenc.ru/text/389451.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ (? — 1099 или 1110/11), богомил, ересиарх. Место рождения и этническая принадлежность точно неизвестны. По словам Евфимия Зигабена (Panopl. dogm. XXVII 52), В. изучал ересь богомильства 15 лет и 40 лет ее проповедовал. Возможно, вначале он был монахом, а затем стал врачом, но носил монашескую одежду; Анна Комнина приняла его за монаха (Alexias. XV 8), поскольку все богомилы носили одежду черного цвета и закрывали лицо. В., как и др. богомильские учители, имел 12 учеников-«апостолов». Имп. Алексей I Комнин (1081–1118), к к-рому был приведен схваченный В., принял его приветливо и убедил ересиарха, что хочет лучше узнать его веру. Поддавшийся на хитрость В. подробно изложил богомильское учение императору, а стоявший за завесой писец записал его слова. Впосл. эта запись в переработанном виде вошла в 27-ю гл. «Догматического всеоружия» Евфимия Зигабена. Собор под председательством Патриарха Николая III Грамматика (1084–1111) осудил ересиарха. В. ничего не отрицал и заявлял, что готов к любому виду смерти. Его посадили в темницу, пытали, увещевали, духовенство и император пытались обратить его в правосл. веру, но он остался верен богомильскому учению. Тогда по приказу Алексея I и Патриарха он был сожжен на костре на ипподроме Большого дворца, а те его ученики, кто не отреклись от ереси, пожизненно остались в темницах. Эти события, по мнению большинства ученых, происходили в 1110/11 г., хотя нек-рые датируют их 1099 г. Ист.: Anna Comnène. Alexiade. XV 8–10/Ed. B. Leib. P., 1945. T. 3; Eythimii Zygabeni Panoplia dogmatica//PG. 130. Col. 1298–1332. Лит.: Obolensky D. The Bogomils. Camb., 1948. P. 199–205, 222, 275–276; Любарский Я. Н.Расправа имп. Алексея Комнина с богомилами//ВИРА. 1964. 12; Rigo A. Il processo del Bogomilo Basilio (1099 ca.): una riconsiderazione//OCP. 1992. T. 58. Р. 185–211; Ангелов Д. Богомилството. София, 1993. С. 314–326. И. И. Жаворонков . Рубрики: Ключевые слова: ЕВДОКСИЙ († 370/1), еп. Германикийский (после 327-357), Антиохийский (358 - 359), К-польский (360 - 370/1), один из ересиархов арианства ЕРЕСЬ [греч. - выбор, направление, учение, школа], ошибочное учение, искажающее фундаментальные основы христ. веры

http://pravenc.ru/text/679219.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРГУНОВ Спаситель. Икона из иконостаса ц. Воскресения Христова Воскресенского Новоиерусалимского мон-ря. 175(3?) г. (ГРМ) Спаситель. Икона из иконостаса ц. Воскресения Христова Воскресенского Новоиерусалимского мон-ря. 175(3?) г. (ГРМ) Богородица с Младенцем. Икона из иконостаса ц. Воскресения Христова Воскресенского Новоиерусалимского мон-ря. 175(3?) г. (ГРМ) Богородица с Младенцем. Икона из иконостаса ц. Воскресения Христова Воскресенского Новоиерусалимского мон-ря. 175(3?) г. (ГРМ) Иван Петрович (1727 или 1729-1802, усадьба Кусково Московской губ.), рус. живописец, иконописец, педагог; крепостной кн. А. М. Черкасского, с 1743 г.- гр. П. Б. Шереметева, на протяжении мн. лет был управителем городскими домами графа в С.-Петербурге и Москве (с 1788). Обучался живописи у нем. худож. Г. Х. Гроота, работавшего в 40-х гг. XVIII в. в России при высочайшем дворе. С 1753 г., еще до образования Академии художеств , А. начал преподавать живопись в С.-Петербурге, его учениками были А. П. Лосенко, К. И. Головачевский, И. С. Саблуков. В последние годы жизни обучал живописи своих сыновей; впосл. Николай и Яков стали художниками, Павел - архитектором. В 1747 г. вместе с Гроотом А. писал иконы для церкви Большого Царскосельского дворца (в наст. время - Екатерининский дворец-музей, г. Пушкин), в т. ч. запрестольный образ св. Иоанна Дамаскина. Сохранились 2 подписные иконы 1753 г. (?) из иконостаса собора Воскресенского Новоиерусалимского мон-ря - «Спаситель» и «Богоматерь» (ГРМ), др. иконописные работы в наст. время не известны. В творческом наследии А. преобладают портреты имп. особ и представителей дворянских родов России, прежде всего Шереметевых Б. П. и В. А. (1760, оба портрета - Московский музей-усадьба «Останкино»). В 1762 г. он написал портрет императрицы Екатерины II (ГРМ) по заказу Сената. А. является создателем нового в России типа камерного портрета (К. А. и X. М. Хрипуновых (1757; Московский музей-усадьба «Останкино»)), а также он один из первых обратился к написанию портретов простых людей. Среди поздних работ А. наиболее знаменит в этом направлении «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» (1784; ГТГ). Лит.: Станюкович В. Семья Аргуновых. Л., 1926; Данилова И. Е. И. Аргунов. Русский крепостной художник XVIII века. М.; Л., 1948; Антонова Л. В. Крепостные таланты в усадьбе Шереметевых. Л., 1964 Антонова Л. В. Крепостные таланты в усадьбе Шереметевых. Л., 1964; Селинова Т. И. П. Аргунов. М., 1973; Шарандак Н. П. И. Аргунов. Л., 1977; Вдовин В. Г. Становление «я» в русской культуре XVIII века и искусство портрета. М., 1999. Е. И. Столбова Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/75872.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВСТАФИЙ I [греч. Εστθιος] († кон. 1025), свт. (пам. греч. 31 мая), патриарх К-польский (июль 1019 - нояб./дек. 1025). Сведений о его жизни сохранилось немного. Е. был протопресвитером церквей Большого дворца в К-поле и взошел на Патриарший престол после смерти патриарха Сергия II . По свидетельству визант. хрониста Георгия Кедрина , Е. был в преклонном возрасте и с трудом выдерживал длительные патриаршие службы ( Cedrenus G. Comp. hist. Vol. 2. P. 479). Ок. 1024 г. Е. по указанию имп. Василия II Болгаробойцы отправил посольство в Рим к папе Иоанну XIX с богатыми дарами с целью добиться от папы признания за К-польским патриархом титула «Вселенский» ( Rodulfus Glaber. Historiae sui temporis. IV 1//PL. 142. Col. 669-672). Предположительно папа Иоанн XIX согласился признать за К-польским патриархом этот титул. Однако известие об этом вызвало недовольство на Западе, сообщал в письме папе аббат мон-ря Сен-Бенинь в Дижоне (Франция) Вильгельм . Не желая идти против мнения собственной паствы, папа был вынужден отказаться от этого предложения, и посольство византийцев вернулось, ничего не добившись ( Hugo Flavinicensis. Chronicon. II 17//PL. 154. Col. 240-242). Сведения об этих переговорах сохранились только в лат. источниках. От Патриаршества Е. сохранились синодальная грамота от 12 сент. 1019 г. о снятии запрета с Николая Агиоматика на служение в пределах столицы ( Laurent V. Act du patriarche Sergius II. Acte du patriarche Eustathe. Acte du patriarche Anchialos//EO. 1934. Vol. 33. P. 305-309), датируемое маем 1024 г. синодальное постановление о монастыре св. Епифания в Керасунте ( Ficker G. Das Epiphanios Kloster in Kerasus und der Mitropolit Alaniens//BNGJ. 1922. Bd. 3. S. 94-95) и др. (см.: RegPatr, N 825-828). Сохранилось также Жизнеописание Е., составленное неизвестным автором (BG. Vol. 10. P. 226). Лит.: Hergenr ö ther J. Photius Patriarch von Constantinopel: Sein Leben, seine Schriften und das griechische Schisma. Regensburg, 1869. Bd. 3. S. 729-730; Γεδεν. Πνακες. 1890. Σ. 317; Darrouz è s J. Eustathe de Constantinople//DHGE. T. 16. Col. 23-24; Κωνσταντινδης Ι. Χ. Εστθιος//ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 1090-1091; Бармин А. В. Полемика и схизма: История греко-лат. споров IX-XII вв. М., 2006. С. 107-121. Р. Б. Буганов Рубрики: Ключевые слова: АФАНАСИЙ I (1235 - 1315), свт. (пам. 24 окт. и в Соборе Афонских преподобных, пам. греч. 28 окт.), Патриарх К-польский (1289 - 1293) ДИОНИСИЙ I (до 1410 - 1492), свт. (пам. греч. 23 нояб.), патриарх К-польский (1467 - 1471 или 1472, 1488 - 1490) ИОАНН II КАППАДОКИЕЦ († 520), свт. (пам. греч. 25 авг.), патриарх К-польский (с 17 апр. 518), один из организаторов преодоления Акакианской схизмы ИОАНН III СХОЛАСТИК [Иоанн Антиохиец, Иоанн Сиримийский], патриарх К-польский (с 15 апр. 565), канонист, , свт. (пам. греч. 21 февр.)

http://pravenc.ru/text/187464.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010