Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АГРЕЦИЙ [Агрикий, Агриций; лат. Agroecius, Agricius, Agritius] († ок. 333), св. (пам. зап. 13 или 19 янв.), еп. Трирский. Род. в Гаскони (Юго-Зап. Франция). Первый из достоверно известных епископов г. Августа Треверов ( Трир , Зап. Германия). В 314 г. А. принимал участие в Соборе в Арле, под документами к-рого его подпись стоит сразу после председательствовавшего на Соборе епископа Арелатского. При А. Трир был столицей рим. провинции Бельгика, главным городом Галлии и одной из имп. резиденций. С IX в. существует местное предание о том, что А. будто бы был Патриархом Антиохийским и явился в Трир по приглашению равноап. царицы Елены , матери Константина Великого , к-рая отдала ему часть своего дворца под строительство собора; с собой он принес обретенную св. Еленой тунику Христову, являющуюся с тех пор главной святыней трирского кафедрального собора. А. приписывается также перенесение в Трир мощей св. ап. Матфия , находящихся сейчас в бенедиктинском мон-ре. При А. в Трире начали создаваться первые школы, велось большое церковное строительство. Иконография На миниатюре Псалтири Эгберта из Трира (980 г. Cividale. Museo Archeol. Naz. 136 Fol. 66v) А. изображен в епископском облачении с небольшой бородой, на голове тонзура ; представлен в молении ( орант ). Ист.: BHL, N 178-179; ActaSS. Jan. T. 1. P. 773-781; MGH, SS. T. 8. P. 211-212; PL. T. 154. Col. 1248-1249. Лит.: Marx J. Der Biograph des Bischofs Agricius//Westd. Zschr. f. Geschichte u. Kunst. 1893. Bd. 12. S. 37-50; Allmang G. Agrecius (Agricius) (1)//DHGE. T. 1. Col. 1014; LTK. T. 1. Sp. 207. Иконогр.: LCI. Bd. 5. Sp. 63; Menzel K. , Corssen P. Die Trierer Ada-Handschrift. Lpz., 1889. S. 114. Tf. 1; Sauerland H. V. , Haseloff A. Der Psalterium Erzbischoffs Egberts von Trier. Trier, 1901. Tf. 13; Irsch. S. 14-15. А. И. Макаров, Е. А. Луковникова Рубрики: Ключевые слова: МАРТИН (316/7 или 336/7 - 397), еп. г. Туроны (ныне Тур, Франция), считается основоположником зап. монашества, св. (пам. зап. 11 нояб.) АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви

http://pravenc.ru/text/63374.html

Это не противоречит тому, что кто-то из отцов первенствовал на Соборе. Евсевий неопределенно говорит о «председателях» (προδροις - Euseb. Vita Const. III 13), а также о «первенствующих» каждой из двух «партий» (πρωτεων το τϒματος - Ibid. III 11). Возможно, председательствовал свт. Осий, однако, безусловно, не как представитель епископа Рима, каковым он не был, но как главный в то время церковный советник имп. св. Константина. Именно свт. Осий значится в списках отцов Собора на 1-м месте. На 2-м месте стоят посланцы епископа Рима, но они не играли на Соборе заметной роли. Высказывались предположения о председательстве свт. Евстафия Антиохийского, Евсевия Кесарийского. Офиц. заседания происходили в самой большой зале имп. дворца. При их открытии все собравшиеся безмолвно ждали имп. св. Константина. Вошли немногие придворные, затем возвестили о приходе императора, и все встали. Выйдя на середину, имп. св. Константин сел в поданное ему золотое кресло; затем сели и остальные. Один из епископов приветствовал императора краткой благодарственной речью. Затем имп. св. Константин обратился к Собору по-латыни, призывая к единству. Краткая его речь была переведена Собору на греч. язык, после чего император передал слово «председателям». «Тогда одни начали обвинять своих ближних, другие защищались и порицали друг друга. В то время как с той и другой стороны сделано было множество возражений и поначалу возник великий спор, царь выслушивал всех терпеливо, внимательно принимал предложения, и, разбирая в частностях сказанное той и другой стороной, мало-помалу примирил упорно состязавшихся... Одних убеждая, других усовещивая словом, иных, говоривших хорошо, хваля, и каждого склоняя к единомыслию, он сообразовал понятия и мнения всех касательно спорных предметов» (Euseb. Vita Const. III 10-13). Имп. св. Константин, т. о., действовал как «примиритель», за к-рым, впрочем, стояла вся полнота имперской власти. В первую очередь было рассмотрено откровенно арианское исповедание веры Евсевия Никомидийского.

http://sedmitza.ru/text/758904.html

Последний период расцвета Б. д. связан с правлением династии Комнинов (1081-1185). Имп. Алексей I в кон. XI в. начал активное строительство в дворцовом комплексе во Влахернах, однако и он, и его наследники в XII в. продолжали использовать Б. д. как офиц. резиденцию. Старый Лавсиак был перестроен имп. Мануилом I Комнином и переименован в Мануилов триклин. Кроме того, был построен особый комплекс, оформленный в оригинальном вост. стиле, получивший название «персидский дом» (περσικς δμος). К кон. XII в. Б. д. начинает пустеть; в нек-рых местах дворцового района возникают свалки. Имп. Исаак II Ангел (1185-1195) использует строительный материал из старых зданий Б. д. для возведения в столице новой ц. св. Михаила, в т. ч. снимает бронзовые ворота Халка и часть украшений с Неа-Экклесиа и ц. св. Георгия в Манганах (Nik. Chon. P. 580-582). В апр. 1204 г., после захвата К-поля рыцарями 4-го крестового похода, район Б. д. был занят и разграблен отрядом Бонифация Монферратского, одного из предводителей крестоносцев. В период Латинской империи (1204-1261) Б. д. использовался лишь частично, наряду с дворцом во Влахернах. Большое значение у латинян приобрели ц. Богородицы Фара и мон-рь св. Георгия в Манганах. После освобождения К-поля, в эпоху Палеологов, Б. д. полностью опустел и в дальнейшем разрушался или разбирался для строительства новых зданий в столице; подвалы использовались как тюрьма. Уже в 1289 г. во время бури рухнул триклин Юстиниана II , однако часть церквей с уцелевшими реликвиями и святынями продолжала действовать до сер. XV в. Сохранял свое значение лишь комплекс в Манганах: еще в нач. XV в. мон-рь был богато украшен мрамором и мозаикой, здесь содержались различные реликвии, привлекавшие множество паломников, была широко известна дворцовая б-ка. Есть сведения о ремонтных работах и, возможно, нек-рых перестройках, проводившихся в Манганах при имп. Иоанне VIII Палеологе (1425-1448). После завоевания К-поля турками в 1453 г. район Б. д. превратился в жилые кварталы, где были построены многочисленные частные дома, мечети и улицы без всякого учета прежней планировки комплекса; при многочисленных строительных работах Б. д. продолжал разбираться. Ок. 1490 г. остатки дворца, как и частные дома, сильно пострадали в результате взрыва расположенного рядом арсенала. В 1609-1617 гг. в районе местоположения прежнего дворца Дафна и ц. св. Стефана после сноса частной застройки была возведена мечеть султана Ахмета I - Ахмедие (Голубая мечеть). В 70-х гг. XIX в. вдоль всего берега Мраморного м. и Босфора была построена железная дорога, в результате чего особенно сильно пострадали прибрежные комплексы Вуколеон и Манганы.

http://pravenc.ru/text/149715.html

По источникам X в. известно о некоторых особых литургических церемониях, проходивших в И. х. 23 янв. здесь совершалось поминовение мч. Климента Анкирского (SynCP. Col. 417); освящение храма праздновалось 27 или 28 апр. (Ibid. P. 631-632); в Великую пятницу патриарх совершал службу для катехуменов, т. е. оглашенных ( Const. Porphyr. De cerem. I 43 (34)). Также в Великую пятницу из реликвария имп. Большого дворца (или храма Богородицы Фара) в И. х. выносили для поклонения св. копие ( Дмитриевский А. А. Древнейшие патриаршие типиконы. К., 1907. С. 137-138). После X в. И. х. почти не упоминается в визант. источниках. Вероятно, храм потерял значение после того, как в XII-XIII вв. политический центр К-поля и частично Патриаршая резиденция постепенно переместились во Влахерны . Тем не менее до 1453 г. И. х. сохранял свое положение одного из древнейших храмов К-поля. С 1464 г., в эпоху османского правления, храм был включен в территорию султанского дворца Топкапы и использовался как казарма для дворцовой стражи янычар. В 1726 г., при султане Ахмеде III, в И. х. складировали оружие; здание в обиходе получило название Ич Джебехане (Арсенал). К стенам в ряде мест были подведены укрепляющие их контрфорсы. В 1846 г. в храме был размещен музей тур. военных трофеев. В 1875 г. при музее был организован отдел древностей, среди к-рых демонстрировались визант. саркофаги, цепь, протянутая через Золотой Рог во время осады 1453 г., памятник возничему ипподрома Порфирию, постамент для серебряной статуи имп. Евдокии. В 1894 г. рус. исследователь Д. Ф. Беляев в составе научной миссии РАИК посещал музей в сопровождении турецких гидов и послов. Он описал архитектуру храма, а также старинное оружие, развешанное на стенах алтаря и разложенное на синтроне, к-рый был обшит деревом вместо мраморного покрытия. В И. х. миссию застало землетрясение; храм от сильных подземных толчков быстро покрылся трещинами до самого барабана, но при этом никто не пострадал. В 1939 г. из И. х. была убрана турецкая экспозиция и он был передан в состав музея собора Св. Софии. В XX в. в ходе археологических исследований южнее храма обнаружены захоронения византийской эпохи, к юго-востоку от него - большая цистерна для воды. В наст. время храм частично открыт для посещения как филиал музея собора Св. Софии. Архитектура

http://pravenc.ru/text/674053.html

Strasbourg, 1932. Vol. 4; Sempels V. Barbe (1)//DHGE. T. 5. Col. 627-628; ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 608-612; Vecellio Segate G. Santa Barbara nella tradizione, nella leggenda e nell " arte. S. l., 1977; Crimi C. Santa Barbara nella tradizione orientale. Paterno, 1999; Αγα Βαρβρα. Λευκωσα, 1999; Grano A. Santa Barbara: il mito, la leggenda, la storia, la passione, la morte. Napoli, 2000. А. В. Бугаевский Мощи и почитание Некий благочестивый муж Валентиниан (Галентиан, Валентин) взял останки В. и Иулиании и похоронил их в сел. Геласий, находившемся в 12 милях от Евхаит в Пафлагонии (М. Азия). На этом месте был воздвигнут храм, а мощи святых исцеляли больных проказой. Мон-рь, посвященный В., находился в Эдессе (Месопотамия), где, вероятно, хранилась часть ее мощей. В К-поле, в квартале Василиска, Вириной, вдовой визант. имп. Льва Великого, была построена ц. во имя В. В VI в. при визант. имп. Юстине (по др. версии, еще в IV в.) мощи В. были перенесены в К-поль и положены в этом храме. Здесь, согласно Синаксарю К-польской церкви, торжественно совершалось ежегодное празднование ее памяти (SynCP. Col. 278). Этот храм упоминается в лат. описании К-поля XII в. («Аноним Меркати») и в Хождении Антония Новгородца (1200), где говорится также о хранившейся там окаменевшей груди В., из к-рой сочились кровь и молоко (Описание святынь К-поля. С. 453; Книга Паломник. С. 30). Святые Параскева, Варвара и Иулиания. Икона из ц. вмц. Варвары в Пскове. Кон. XIV - нач. XV в. (ГТГ) Святые Параскева, Варвара и Иулиания. Икона из ц. вмц. Варвары в Пскове. Кон. XIV - нач. XV в. (ГТГ) В К-поле известны еще неск. храмов в честь великомученицы, один из них был расположен в юж. части главной к-польской улицы Меса, между форумами Тавра и Константина, около «Хлебосырного дома». Др. храм находился в Манганах, ок. ворот св. Варвары. Кроме того, имп. Лев VI Мудрый построил во имя этой святой церковь или часовню в сев.-зап. части Большого дворца (Прод. Феоф. С. 139). Из «Хроникона» Андреа Дандоло известно, что большая часть мощей В.

http://pravenc.ru/text/154091.html

Публикую текст этого письма, имеющий и исторический интерес. Архиепископ Иоанн Сан-Францисский Ваше Высокопреосвященство, Благодарю Вас за любезное письмо. Согласно Вашему желанию, я сообщаю Вам сведения, благодаря которым Вы сможете восстановить истину в рассказе о моем Отце вел. князе Петре Николаевиче. Случай о непризнании брака не относится к моему отцу, который – в качестве члена Императорского Дома, должен был испросить разрешение царствующего Императора. Император Александр III дал моему отцу разрешение вступить в брак с княжной Милицей Николаевной Черногорской, дочерью короля Николая. Мои родители венчались в 1889 году в церкви Большого Дворца в Петергофе, в присутствии всех членов Императорской фамилии. Вероятно, упоминаемый в рассказе случай мог относиться к браку моего дяди вел. князя Николая Николаевича. Намереваясь жениться на сестре моей матери Анастасии Николаевне, которая была тогда разведена с герцогом Лейхтенбергским, – вел. кн. Николай Николаевич обратился за разрешением к Государю Николаю II, который пожелал сперва знать мнение Святейшего Синода, ввиду того, что нареченная невеста была в разводе. Члены Синода вынесли отрицательное мнение; тем не менее, – дело уладилось, и Великий Князь получил необходимое разрешение Государя Императора; он венчался в 1907 году в церкви Ливадийского дворца около Ялты. На этой свадьбе я присутствовал в роли «мальчика с образом». Другие последствия имели браки членов Императорского Дома с разведенными. В 1902 году вел. кн. Павел Александрович женился в Ливорно на разведенной жене г-на Пистолькорс, – не дождавшись разрешения Государя; за такой проступок ему было воспрещено возвращение в Россию. Аналогичный результат имел брак вел. кн. Кирилла Владимировича, который, не получив согласия Государя, женился в 1902 году на разведенной жене вел. герцога Гессенского; они венчались в Германии, в Тегернзее. Только спустя несколько лет этим Великим Князьям разрешено было вернуться в Россию с восстановлением всех своих прав. Другой случай остракизма относится к вел. кн. Михаилу Михайловичу. Он женился в 1891 году, в Сан-Ремо, на лютеранке – дочери принца Николая Нассауского и дочери поэта Пушкина, – не дождавшись разрешения имп. Александра III. С тех пор Михаил Михайлович проживал за границей и скончался в 1929 году в Лондоне – где он и погребен.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

1) основательница Серафимо-Дивеевской обители Агафья Мельгунова, в иночестве Александра (†1789), 2) дочь имп. Елисаветы княжна Августа Тараканова (затворница Досифея), наставительница будущих отцов Оптинских Моисея и Исайи († 1810), 3) затворник Досифей в Киево-Печерской Лавре, как выяснилось после кончины (†1776) – девица Дарья Тяпкина, 4) в Задонском монастыре подвизался схимонах Митрофан, близкий святителю Тихону Задонскому (†1783). Афон и Молдавия дали более 200 подвижников, среди которых и Паисий Величковский . В это же время протекала подвижническая жизнь преп. Серафима Саровского . С монашеством связаны имена первого графа Российской Империи Бориса Шереметева и его дочери Наталии, в иночестве Нектарии. В своем имении он устроил девическую обитель в честь Тихвинской иконы Божией Матери и сам составил “Завет”, которым определялась внутренняя жизнь обители. Для жизни духа нет внешних преград, и XVIII век, в общем-то не очень благоприятный для Церкви, дал сонм великих подвижников, святителей, иночествующих и мирян, которые украшают нашу историю и наш месяцеслов. Секуляризация церковных имуществ В XVIII веке последовало, наконец, разрешение церковно-земельной проблемы, не раз возникавшей в предыдущие столетия. К неудовольствию гражданской власти, обширный церковный “удел”, составлявший около 1/3 всей государственной территории, на совершенно законных основаниях конкурировал с государственным хозяйством. Населенные монастырско-церковные земли издавна создавали большие осложнения в области гражданского суда. С давних времен епископские и монастырские владения выхлопатывали для себя у княжеской власти “жалованные” и “несудимые” грамоты, предоставлявшие им право судиться не в гражданском суде, а у “своих господ” – владык, архимандритов и игуменов. Некоторые церкви и монастыри судились даже не у своего епархиального владыка, а у патриарха, в Приказе Большого Дворца (своего рода ставропигии). Некоторые – не в своей епархии, а у других владык или у местных гражданских властей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архитектура и внутреннее убранство Пятиглавый собор имеет план в виде усложненного равноконечного креста. Стены украшают 68 коринфских колонн, сгруппированных по 3, и богатый лепной декор в виде горельефов и круглой скульптуры. Оконные и дверные проемы полуциркульные и лучковые, украшены головками херувимов, гирляндами, кронштейнами. По осям здания расположены выходы на балконы с 2 ярусами овальных окон над ними. Выступающие углы здания оформлены 3 колоннами, из которых средняя стоит по биссектрисе угла. Богатую пластику фасада дополняют балконы с узорными коваными решетками и кронштейнами на 3 фасадах, в их рисунке использован растительный орнамент. Для карнизов и колонн коринфского ордера на барабанах пятиглавия использовалась путиловская плита, базы колонн на фасадах сделаны из гранита. Металлоконструкции куполов изготовлены в Туле на заводе П. А. Демидова по протекции кн. Голицына (1757). Колокола отлиты в Москве на заводе С. Г. Мозжухина (мастером К. М. Слизовым) в 1757-1758 гг. Для скульптурных фасадных работ, в частности для исполнения «сияния с облаками и херувимами» в тимпанах 4 фронтонов, Чевакинский рекомендовал лепного мастера Фридриха Партира, работавшего на строительстве Большого Царскосельского дворца. Договор с ним датирован июлем 1756 г. Три яруса колокольни украшены колоннами на постаментах, несущими раскрепованный, сложно профилированный антаблемент. Два нижних яруса имеют криволинейные вогнутые очертания, верхний, круглый в плане, завершен полусферическим куполом, барабаном и высоким шпилем. Интерьер верхнего храма в честь Богоявления. Фотография. 2016 г. Интерьер верхнего храма в честь Богоявления. Фотография. 2016 г. Интерьер просторной и светлой верхней Богоявленской ц. разделяется пилонами на 7 нефов. У юго-вост. столба устроено царское место, украшенное золоченой резьбой, где молились представители царствующего дома. В парусах центрального барабана помещены российский имп. герб, поддерживаемый ангелами, и вензеля императриц Елизаветы Петровны и Екатерины II (утрачен).

http://pravenc.ru/text/2566170.html

Г. написаны исторические сочинения: «De Antiquitate Reipublicae Batavicae» (О древности и строе Батавской республики, 1610), «De origine gentium americanarum dissertatio» (Исследование о происхождении американских народов, 1642-1643), «Annales et historiae de rebus Belgicis» (Анналы и история о бельгийских делах, изд. 1657). Большое значение имеет также деятельность Г. по научному изданию античных авторов: кроме упомянутых им были изданы: «Изборник Стобея» ( Ioannes Stobaeus. Anthologium; греч. текст с лат. переводом Г., 1622), «Отрывки из греческих трагедий и комедий» (1625), сочинения историков Иордана и Павла Диакона (Варнефрида) под заглавием «История готов, вандалов и лангобардов» (1655) и др. В Гааге в одной из крупнейших мировых б-к по вопросам международного публичного права - б-ке Дворца мира - хранится т. н. Grotius Collection - собрание многочисленных изданий сочинений Г. и книг о нем. Учение Разносторонняя творческая и политическая деятельность Г., характеризовавшая его как человека «возрожденческого типа», снискала ему славу одного из основоположников теории естественного права и науки международного права, а также библейской исторической критики. В условиях утверждения в Нидерландах Реформации, борьбы за национальную независимость и, как следствие, умаления авторитетов высших духовной и светской властей средневек. Европы - Римского папы и римско-герм. императора - Г. пытался найти объективное обоснование обязательности норм международного права в естественном стремлении человека к мирно и разумно устроенному общежитию. Его взгляды в области теории права претерпевали изменения в связи с жизненными коллизиями, что позволяет сопоставить написанные им в разные годы, но отчасти тематически повторяющие друг друга наиболее важные правовые трактаты «О праве добычи» и «О праве войны и мира». Обладая огромной эрудицией, Г. в большинстве юридических сочинений помимо Библии активно использовал материалы Свода гражданского права имп. св. Юстиниана и др. древних источников, а также древнегреч., рим. авторов. В соч. «О праве войны и мира» прослеживается также влияние позднестоической этики, в частности сочинений имп. Марка Аврелия.

http://pravenc.ru/text/Гроций.html

IV в. «провинциальный» форум сохранял прежние функции. Население Кордубы уменьшилось: город покидали прежде всего богатые и влиятельные жители. В кон. III в. к западу от городских стен, на месте 2-го городского цирка, был возведен большой дворцовый комплекс, т. н. дворец Серкадилья, где позднее располагалась резиденция местных властей. У исследователей нет единого мнения о первоначальном предназначении дворца. Согласно самой распространенной гипотезе, он был построен для имп. Максимиана Геркулия (август Запада в 286-305), к-рый в 296-297 гг. находился в Испании и готовил военную экспедицию в Сев. Африку для усмирения мавританских племен. Основное здание дворца (длина 400 м, ширина 200 м) замыкало собой огромный полукруглый портик, оставшийся от прежнего цирка; по периметру портика размещались парадные залы, помещения для аудиенций и др. ( Hidalgo. 1996). Внутри городских стен масштабного строительства не велось, а для небольших жилых построек, к-рыми застраивались форумы, использовали материал старых зданий. Сокращение численности населения привело к появлению пустырей, где находились сады и огороды; к VI в. в сев. части города возникли кладбища. В это время центр города сместился к югу, ближе к реке. По-видимому, христ. община существовала в Кордубе с III в. На рубеже IV и V вв. Пруденций упоминал о мучениках, пострадавших в Кордубе, - Ацискле, Зоиле и «трех венцах» ( Prudent. Perist. IV 19-20), под которыми, вероятно, подразумеваются мученики Фавст, Ианнуарий и Марциал. Дни памяти этих мучеников указаны в Иеронимовом Мартирологе (V-VI вв.). Согласно более поздним агиографическим сказаниям, мученики пострадали во время «великого гонения» в кон. III - нач. IV в. О почитании этих мучеников в Юж. Испании в эпоху поздней Римской империи и господства вестготов свидетельствуют данные эпиграфики, ранних календарей и др. литургических источников, а также упоминания в трудах испанских авторов (напр., Исидора Севильского ). В 1-й пол. IV в. христианскую общину Кордубы возглавлял еп.

http://pravenc.ru/text/2057236.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010