1824-й год стал для П. трагическим - преждевременная кончина горячо любимой жены оставила его вдовцом с 2 малолетними дочерьми. В 1826 г. его педагогические дарования получают Высочайшее признание - ему было доверено стать законоучителем наследника престола. В. А. Жуковский, инспектор классов наследника, так объяснял П. мотив этого предложения: «Ваша религия - друг просвещения, такая именно, которая должна жить в душе Государя» ( Барсов. Т. 27. С. 270). Тогда же он был переведен на священническое служение в штат Большого собора Зимнего дворца. За 8,5 лет работы при имп. дворе П. был отмечен орденами св. Анны 2-й степени с алмазными знаками, св. кн. Владимира 3-й степени, наперсным крестом с бриллиантами и 2 бриллиантовыми перстнями. В 1835 г. П. был вынужден уволиться с должности законоучителя наследника, оставить преподавание в академии и уйти на покой. Причиной отставки П. стали необоснованные подозрения в предосудительном образе мыслей. Как писал архим. Юрьевского мон-ря Фотий (Спасский) мн. священнослужители отмечали, что П. приносит вред Церкви: «Иные считают его неблагочестивым, иные безбожником, иные благим и иные еретиком» (Автобиография Юрьевского архим. Фотия//РС. 1896. Авг. С. 440). П. обвиняли в приверженности «неологии» (букв. «новое учение»), которым в XIX в. называли новое направление в протестант. богословии XVIII в., противопоставлявшееся старой, традиционалистской школе (см. подробнее в ст. Библеистика ). Учение сложилось на основе применения историко-критического метода к исследованиям в области догматики и Свящ. Писания, в результате были подвергнуты пересмотру основные положения христ. вероучения, догматы перестали рассматриваться как истины абсолютного порядка. Развитие библейской критики поставило под сомнение мн. прежние традиц. представления об авторстве библейских книг, времени их написания и др. Эти выводы стали вызовом для традиц. церковного сознания, и в этом отношении первоначальная реакция их отторжения была закономерной. По инициативе недоброжелателей П., среди к-рых были первенствующий член Свящ.

http://pravenc.ru/text/Павского.html

9 августа 1848 г. вышло «Высочайшее повеление» В. Б. Бажанову «заведовать придворным духовенством», и он стал духовником императорской фамилии и имп. Николая I. Высочайшим указом Св. Синоду от 5 декабря 1848 г. Бажанов «всемилостивейше пожалован духовником их императорских величеств и награжден митрою», а через неделю, 12 декабря, получил назначение состоять управляющим придворным духовенством и протопресвитером придворных соборов: Свв. Петра и Павла, во имя Спаса Нерукотворного образа Зимнего дворца и московского Благовещенского. С 5 августа 1849 – обер-священник главного штаба гвардейских и гренадерского корпусов, назначен членом Св. Синода. Бажанов был последним священнослужителем, совмещавшим обязанности протопресвитера придворного духовенства и обер-священника гвардии. По долгу службы он также был членом Военно-походной канцелярии императора. С 1850 г. его назначили законоучителем и духовником к внуку императора Николая I, цесаревичу Николаю Александровичу, с 1852 – к Вел. кн. Александру Александровичу, будущему императору Александру III. Таким образом, на протяжении более 30 лет он был духовником трех Императоров. Перед смертью Николая I – Государь просил читать над ним отходную, поцеловал Бажанову руку, прощаясь с ним, и знаком попросил его благословить цесаревича и Государыню, поручая их его молитвам…», как писала фрейлина А. Ф. Тютчева. Через несколько дней о. Бажанов впервые пришел на урок: «Он побеседовал с Великими князьями о том, что произошло, и спросил, какие мысли и чувства вызвало у них это событие. Великий князь Александр ответил: «Оно научило меня пятой заповеди: Возлюби отца своего». Бажанов был избран почетным членом Санкт-Петербургской и Казанской Духовных академий (1854), Академии Наук и Санкт-Петербургского университета (1856). При восшествии Александра II на престол 26 августа 1856 отец В. Б. Бажанов был награжден орденом Св. Александра Невского, а спустя три года – бриллиантовыми знаками ордена. В царствование Александра II Бажанов, прекрасный катехизатор и переводчик, оказывал большое влияние на формирование законодательства в области канонического права. При издании Св. Синодом полного перевода русской Библии наибольшее участие принимал, наряду с митрополитом Исидором, и протопресвитер В. Б. Бажанов, под наблюдением которого производилось и опубликование Библии в синодальной типографии. Первая часть русской Библии, «Пятикнижие Моисея», вышла в свет в 1868 г., затем непрерывно продолжалась по частям, а все издание закончили летом 1876 г. В 1873 г. по указанию императора праздновался 50-летний юбилей педагогической деятельности В. Б. Бажанова. В честь пятидесятилетия служения он первым из православного белого духовенства был удостоен ордена Св. Владимира 1-й степени. По желанию своих духовных дочерей, русских Великих княгинь, он стал кавалером греческого, баденского, ольденбургского орденов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bazhan...

В новой епархии насчитывалось ок. 100 храмов. Из них в самом С.-Петербурге при населении ок. 70 тыс. чел. имелось 35 церквей (не считая домовых), в т. ч. 10 полковых. Статус кафедрального получил Петропавловский собор (1712-1733), служивший царской усыпальницей. Кроме него в городе было всего 5 каменных храмов. 7 нояб. 1742 г. Н. вступил в управление епархией. В первый же месяц по прибытии в С.-Петербург, 19 нояб., Н. организовал торжество по случаю объявления наследником престола племянника императрицы вел. кн. Петра Феодоровича (впосл. имп. Петр III Феодорович ). Из-за сильного ледохода архиерей совершил литургию в церкви Зимнего дворца, куда он собрал духовенство левобережных частей столицы, тогда как еп. Вологодский Пимен с духовенством Петербургской и Выборгской сторон служил в кафедральном соборе. Н. учредил духовную консисторию, присутствовать в к-рой был назначен кафедральный прот. Михаил Слонский († 16 мая 1754). 28 февр. 1743 г. возвел в сан протоиерея настоятеля Благовещенского собора Шлиссельбурга и «заказчика» (благочинного) свящ. Иоанна Ануфриева «за доброе житие и исправление духовных дел» и в связи с тем, что город входит в епархиальный титул. 22 июня 1743 г. Н. доносил Синоду: «...вновь за благодатию Божиею в потребных и нужных местах св. церкви умножаются». 26 июня 1743 г. он осмотрел большой зал в бывш. Меншиковском дворце, переданном Кадетскому корпусу, где предполагалось разместить церковь, утвердил размещение икон в иконостасе и велел позаботиться об искусных иконописцах, «ибо таковых в Петербурге не найдется». В том же году на Морском полковом дворе в С.-Петербурге была построена деревянная ц. во имя свт. Николая Чудотворца (на ее месте позже был воздвигнут Николо-Богоявленский Морской собор). Летом 1743 г. Н. рукоположил к ней во диакона Гавриила Вершнецкого (впосл. ключарь московского Благовещенского собора). 17 июля 1743 г. Н. освятил деревянную ц. во имя св. Илии Пророка на Охтинских пороховых заводах и 24 июля - «полковую» ц. в честь Воскресения Христова «на Санкт-Петербургском острову при Инженерном доме» (впосл. 2-й Кадетский корпус). 20 июля того же года, в день св. Илии Пророка, был совершён крестный ход из Петропавловского собора в Охтинскую слободу: Н. встретил его у ц. во имя св. Иосифа Обручника. Вступив в процессию, «он трудился до самых пороховых заводов пешком» и совершил литургию в Илиинской ц.

http://pravenc.ru/text/2565596.html

Внутримонастырские вопросы в пустыни решались собором (или советом) братии во главе с настоятелем. Обитель находилась в управлении митрополита Новгородского, в 1672 г. перешла в ведомство Патриаршей области, а затем Синодальной области (1721-1744). В судебно-финансовом отношении с 1647 г. Н. С. п. подчинялась приказу Большого дворца, а с 1701 г.- Монастырскому приказу. Важнейшим событием в истории пустыни стало обретение мощей прп. Нила, к-рое произошло 27 мая 1667 г., когда выкапывали ров под фундамент каменного Богоявленского собора. После обретения мощей прп. Нила пустынь приобрела широкую известность. С 1672 г. ее настоятели осуществляли надзор за храмами Осташковского посада (Осташковских слобод) и Осташковской десятины ( Успенский. 1902. С. 91), с 1675 г. исполняли должность патриарших десятинников Осташковской десятины. В 1701 г. имя настоятеля пустыни было внесено в «Лествицу степенных настоятелей». В 1-й четв. XVIII в. Н. С. п. использовалась как место ссылки политических и церковных деятелей. В 1733-1735 гг. в связи с проверками исполнения указа 1723 г. имп. Петра I Алексеевича , запрещавшего постригать молодых послушников и предписывавшего принимать в мон-ри инвалидов и отставных солдат, в пустыни было выявлено 12 монахов, постриженных в нарушение этого указа. По приговору Синода от 23 авг. 1736 г. бывш. игумены обители Паисий (Бартенев; 1719-1724) и Иларион (Попов; 1724-1732), иером. Гурий, казначей Никифор были лишены сана и сосланы в Иркутскую пров. Сибирской губ.; туда же без лишения сана были отправлены иеродиаконы Ипполит, Феодосий, Макарий и мон. Анисим (в 1744 всем дожившим до этого времени даровано прощение). С 1744 г. Н. С. п. входила в состав Тверской епархии, с 1750 г. ее настоятели подчинялись непосредственно Тверской духовной консистории. В 1751-1758 и 1772-1918 гг. пустынь оказывала помощь Осташковскому духовному училищу, в 1776-1779 гг. настоятели исполняли должность его надзирателей, в 1779-1789 гг.- почетных попечителей. 18 марта 1762 г. игум. Феодосий I (Добрый) (1755-1765, 1766-1770) первым среди настоятелей пустыни был возведен в сан архимандрита. Во многом это было связано с началом общерус. почитания прп. Нила после того, как в 1756 г. указом Синода имя преподобного было включено в святцы, а службы ему на день преставления (7 дек.) и день обретения мощей (27 мая) вошли в Четьи-Минеи.

http://pravenc.ru/text/2577653.html

Овдовев, свящ. Василий 14 авг. 1908 г. в Александро-Невской лавре принял монашеский постриг от Гдовского еп. сщмч. Кирилла (Смирнова) с оставлением прежнего имени. 15 окт. назначен ректором Черниговской ДС с возведением в сан архимандрита. 26 июля 1909 г. в Александро-Невской лавре состоялась хиротония В. во епископа Сумского, вик. Харьковской епархии, к-рую возглавил С.-Петербургский митр. Антоний (Вадковский) . За 2 года пребывания на кафедре В. благоустроил Куряжский Преображенский мон-рь, служивший местопребыванием Сумского епископа, устроил при нем 2 странноприимных дома. В марте 1911 г. стал епископом Новгород-Северским, вик. Черниговской епархии. 12 мая того же года В. был назначен епископом Черниговским и Нежинским. За первые 2 года пребывания на кафедре архиерей объехал епархию, проповедовал во всех храмах, где совершал богослужения. 26 июня 1911 г. в Чернигове были заложены храм во имя св. кн. Александра Невского и епархиальный дом им. имп. Николая II, освящение к-рых состоялось 14 нояб. 1912 г. Николаевский дом стал просветительским центром епархии: его большой зал был предназначен для проведения лекций, была собрана большая б-ка, организованы музей церковной старины и школьный музей ученических работ и наглядных пособий, работал книжный магазин братства св. кн. Михаила Черниговского. В. предложил устроить аналогичные братские дома в городах и селах епархии. По благословению В. 11 апр. 1912 г. в Николаевском хуторе Новгород-Северского у. было открыто второе епархиальное жен. уч-ще (одно уже действовало в Чернигове), с сельскохозяйственным отд-нием. Уч-ще вскоре было названо Василиевским - во имя свт. Василия Великого, в нем на средства епархиального духовенства была учреждена стипендия им. В., предназначавшаяся для одной из беднейших воспитанниц. При Троицком мон-ре В. устроил духовную музыкально-певч. школу. В 1914 г. Черниговское епархиальное управление на собранные пожертвования приобрело дворец гр. Завадовского в с. Ляличи Суражского у. для размещения в нем просветительских и благотворительного учреждений; одним из первых взнос на покупку дворца (1 тыс. р.) внес Черниговский архиерей. 6 мая 1915 г. в Ляличском дворце состоялось открытие лазарета на 100 мест, его содержание осуществлялось за счет средств духовенства Черниговской епархии. 6 авг. 1915 г. по благословению В. была открыта благотворительная столовая на 300 чел. 30 дек. 1916 г. состоялось освящение храма при Ляличском дворце, были открыты второклассная учительская жен. школа и при ней начальная школа-приют для девочек, чьи отцы погибли на фронте.

http://pravenc.ru/text/150523.html

Полученные средства шли не только на жизнеобеспечение монахов, поддержание в должном порядке строений П.-З. Г. м., но и на содержание монастырских работников, нищих и столичных приказных, к-рые в Приказе Большого Дворца ведали делами обители, а также гостиниц для паломников. В XIV-XVI вв. складывался основной комплекс владений П.-З. Г. м., к-рый включал в свой состав вотчины, расположенные во Владимирском, Дмитровском, Костромском, Ростовском, Переславль-Залесском и Юрьев-Польском уездах. В 20-х гг. XVI в. в мон-ре велось каменное строительство на средства вел. кн. Василия III Иоанновича ( Воронин. 1948. С. 47). Обитель посещали и делали в ее пользу вклады Московский вел. кн. Василий III Иоаннович , его сын царь Иоанн IV Васильевич Грозный и Феодор Иоаннович . Покровительство монастырю оказывал и царь Борис Феодорович Годунов . В XVII в. П.-З. Г. м., имевшему в то время статус лавры, уделяли внимание первые Романовы. В кон. 90-х гг. XVII в. в связи с поездками на Плещеево оз. обитель посещал царь Петр I Алексеевич . В то время П.-З. Г. м. являлся крупным вотчинником, на землях к-рого трудилось ок. 5 тыс. крестьян. Обитель располагала осадными дворами в Переславле-Залесском и Москве. В сер. XVII в. на территории мон-ря был выкопан пожарный пруд, к к-рому шли трубы из водоема, находившегося за монастырскими стенами. Берега пруда были укреплены бревнами. В посл. десятилетия XVII в. на территории мон-ря велось большое строительство на средства монастырских вкладчиков, среди к-рых, судя по монастырским синодикам, встречались представители знати, богатейшего купечества. Вкладчиком был и царский изограф Симон Ушаков , писавший иконы для монастырского собора ( Сукина Л. Б. К биографии Симона Ушакова//ПКНО, 1993. М., 1994. С. 152-154). В 1720-1727 гг. настоятелем П.-З. Г. м. был архим. Лев (Юрлов) , бывш. комнатный стольник царицы Марфы Матвеевны Апраксиной, вдовы государя Феодора Алексеевича , сохранивший, несмотря на постриг, связи при дворе. В 1720 г. в числе др. настоятелей он подписал «Духовный регламент» . В 1724 г. архим. Лев попал под суд за растрату в астраханском во имя Святой Троицы монастыре , в к-ром прежде был строителем; он сумел оправдаться и продолжил игуменствовать в П.-З. Г. м. До конца своего пребывания в мон-ре он энергично боролся с руководством Монастырского приказа за право распоряжения крупными земельными вотчинами и хлебными запасами. В 1725 г. архим. Лев участвовал в погребении имп. Петра I. В 1727 г. был назначен на епископскую Воронежскую кафедру.

http://pravenc.ru/text/2580002.html

При архиерейских палатах устроил «контору церковных дел». Поддержал начинание кн. И. А. Урусова по возведению в с. Чечкине Суздальского у. храма в честь Владимирской иконы Божией Матери (1730-1733). При И. во время копания рвов для строительства нового Казанского храма в Суздале был найден гроб с останками иконописца инока Иоакима, написавшего в XVII в. чтимую Суздальскую Казанскую икону Божией Матери (см.: Поселянин Е. Богоматерь. М., 2002. Кн. 2. С. 74). В 1728 г. И. участвовал в торжествах по поводу коронации имп. Петра II , а спустя 2 года по распоряжению Синода с янв. 1730 г. служил панихиды в церкви Слободского дворца у гроба умершего императора (ОДДС. Т. 10. 27. С. 67). С 21 июля 1730 по апр. 1735 г. член Святейшего Синода. В сент.-окт. 1730 г. вместе с архиеп. Сарским Леонидом присутствовал при допросе в Сенате митр. Игнатия (Смолы) и архиеп. Георгия (Дашкова) по делу Воронежского еп. Льва (Юрлова) , вовремя не объявившего пастве манифест о воцарении императрицы и не упомянувшего ее имени на литургии (Там же. 117. С. 241). В июле-нояб. 1731 г. участвовал в разбирательстве по делу «о проступках» камчатского миссионера иером. Игнатия (Козыревского) (см.: Там же. 81. С. 166-179). 13 апр. 1731 г. И. был переведен на Ростовскую кафедру, 16 июня того же года возведен в сан архиепископа. В 1731-1740 гг. И. восстановил кафедральный Успенский собор, пострадавший при пожаре 1730 г. В соборе построил деревянные резные иконостасы: большой, «круг столпов», над гробницами Ростовских святителей Исаии и Игнатия , а также в приделе во имя свт. Леонтия Ростовского. Для иконостасов, вызолоченных «красным и двойным золотом», были написаны новые иконы. Устроил «сени и место архиерейское резное предивной работы». В ризницу собора вложил саккос «рудожелтой материи золотной, в середине крест вынизав жемчугом с венцами», напрестольное Евангелие («полуалександрийской бумаги, облочено бархатом червчатым»), иконы Спасителя и евангелистов, «чеканные серебряные, золоченые» (Летописец. 1890.

http://pravenc.ru/text/468885.html

Имп. Юстиниан (или Трибониан - подробнее см. в ст. Corpus iuris civilis ) предусматривал возможность издания новых постановлений в случае необходимости регулирования новых общественных отношений или же для улучшения действующего законодательства (Cordi. 4). Н. Ю. издавались на всем протяжении правления имп. Юстиниана. Вместе с тем наиболее активная законотворческая деятельность императора совпадает со временем квесторства «последнего римского юриста» ( Honor é . 1978. P. 256) Трибониана. Автором большого числа постановлений Юстиниана мог быть именно Трибониан, хотя император, возможно, составил несколько новых конституций самостоятельно; в любом случае Трибониан, официально занимая пост quaestor sacri palatii (квестор священного дворца) или выступая в качестве консультанта по юридическим вопросам, в течение длительного времени (529-542) создавал законоположения имп. Юстиниана, в т. ч. возглавлял комиссии по созданию «Институций», «Дигест» и Кодекса Юстиниана. По всей видимости, Трибониан ответственен и за составление части новелл, принятых в правление императора (Ibid. P. XIII.). По мнению англ. исследователя Т. Оноре, с 529 по 542 г. принято 275 датируемых лат. постановлений и 16 постановлений без указания даты, к-рые можно также отнести к этому периоду; Трибониан, по-видимому, был автором 258 датируемых лат. постановлений (и 13 постановлений без указания даты), последнее из них издано в нояб. 541 г. (Ibid. P. 120). Авторство греческих Н. Ю. не устанавливается с такой же определенностью, как авторство лат. постановлений; тем не менее бóльшая часть греч. новелл, принятых с 1 янв. 535 по 1 мая 542 г., вероятно, составлена Трибонианом (Ibid. P. 137). Форма Большинство сохранившихся Н. Ю. представляют собой письма (лат. epistulae) императора различным чиновникам империи или же церковным сановникам. Нормы, устанавливаемые в новеллах, могли действовать в отдельной провинции (провинциях) или во всей империи. Копии (лат. scripta exemplaria, греч. γρφη τ στυπον) одной и той же новеллы могли направляться помимо основного адресата разным чиновникам, при этом тексты новелл могли различаться в зависимости от служебных полномочий адресата. Так, новелла от 18 марта 536 г. адресована префекту претория Иоанну Каппадокийскому, копии - префекту города (К-поля), магистру оффиций, комиту священных щедрот, квестору священного дворца (т. е. Трибониану), комиту частного (императорского) имущества и др. лицам (Nov. 22// Sch ö ll, Kroll. 1895. P. 146, 186-187). Знаменитая Nov. 6 адресована патриарху К-поля Епифанию , а ее копии - патриархам Александрии, Антиохии, Иерусалима и префектам претория Востока (Иоанну Каппадокийскому) и Иллирика ( Sch ö ll, Kroll. 1895. P. 35, 47).

http://pravenc.ru/text/2577789.html

По итогам Собора 1667-1668 гг. М. п. был лишен судебных полномочий, но продолжил существовать, сохранив финансовые и адм. функции. Лишь после смерти царя Алексея Михайловича по челобитью патриарха Московского и всея Руси Иоакима (Савёлова) именным указом царя Феодора Алексеевича 19 дек. 1677 г. было предписано «Монастырскому приказу не быть». Его дела были переданы в Приказ Большого дворца, а «денежные всякие доимки… и доимочные деньги» - в Новую четверть (2 ПСЗ. Т. 2. 711. С. 148). В XVIII в. Возрождение М. п. в нач. XVIII в. исследователи рассматривают в общем контексте церковной и податной реформ царя Петра I Алексеевича , когда первостепенной задачей стало пополнение казны в условиях Северной войны и создавались армия и флот. 24 янв. 1701 г. именным царским указом М. п. был восстановлен; его разместили на патриаршем дворе, «где был Патриарший разряд» (Там же. Т. 4. 1829. С. 133). В его ведение вновь были переданы все монастырские дела и дела архиерейских домов из Приказа Большого дворца. В судебную компетенцию М. п. вошли гражданские и уголовные дела в отношении духовенства и населения церковных вотчин. Духовные дела остались в ведении Патриаршего Духовного приказа. Впервые в компетенции М. п. оказались дела «дома Святейшего патриарха», переданные из Патриаршего Дворцового приказа. В основном М. п. занимался финансами: сбором государевых податей с монастырских и церковных земель, ведением приходо-расходных книг, составлением описей монастырского имущества. М. п. собирал и церковные пошлины (подати, сборы, десятильничий доход, богаделенные деньги, «на подмогу» полковым священникам, ставленные, епитрахильные, орарные, с «венечных памятей», славленные и т. д.). Вплоть до 1722 г. полномочия М. п. четко оформлены не были, по мере развития гос. реформы имп. Петра I в компетенции М. п. оказывались новые вопросы: сборы стрелецких денег, корабельный сбор, сбор на строение мостов, распределение земельных дач за службу из церковных вотчин, забота о раненых и увечных солдатах, содержание госпиталя в Москве, поставка драгунских лошадей и фуража, содержание полка, сыск и возврат беглых на церковных землях и др. (Там же. Т. 6. 4081). В 1701-1707 и 1710 гг. М. п. проводил переписи монастырских владений, однако удовлетворительных окончательных результатов они не дали. В 10-х гг. XVIII в. в М. п. вели работу по составлению штатов для патриаршего и архиерейских домов и мон-рей, к-рая из-за отрицательного отношения духовенства не была завершена.

http://pravenc.ru/text/2564104.html

С 1848 г. на выделявшиеся казной средства об-во проводило археологические раскопки: под рук. гр. А. С. Уварова в Юж. России (1848), К. Н. Тихонравова во Владимирской губ. (1858), Л. К. Ивановского в Царскосельском, Петергофском, Ямбургском, Гдовском и Лужском уездах и др. (1870-1880). Русское А. о. являлось организатором конкурсов на соискание премий за лучшие исследования и разработку малоизученной и актуальной проблематики в различных областях археологии. Специальная комиссия утверждала тематику конкурсов и сроки предоставления рукописей. Сочинения, получившие премии, публиковались в периодических изданиях об-ва. Первой премией в 1851 г. по инициативе гр. Уварова была отмечена рукопись И. Е. Забелина «О металлическом производстве в России до конца XVI века в отношении к искусствам, художествам и ремеслам». Благодаря конкурсам были осуществлены такие основополагающие труды, как «История русских школ иконописания до конца XVIII века» Д. А. Ровинского (премия 1852), «Систематический обзор главных частей большого дворца по сочинению Константина Багрянородного о церемониях византийского двора» и «Ежедневные приемы византийских царей и праздничные выходы их в храм Св. Софии в IX-X веках» Д. Ф. Беляева (премии 1891). Развитию отечественной науки в немалой степени способствовало присуждение золотых и серебряных медалей за лучшие археологические сочинения. Среди награжденных работ были монографии «О древних христианских надписях в Афинах» архим. Антонина (Капустина) , «История византийского искусства и иконографии по миниатюрам греческих рукописей» Н. П. Кондакова , работы В. А. Прохорова , Забелина, Ровинского и др. После смерти в 1884 г. гр. Уварова об-во учредило медаль его имени за лучшие сочинения по рус. археологии. Председателями об-ва в разное время были члены имп. фамилии: вел. кн. герцог Максимилиан Лейхтенбергский (1846-1852), вел. кн. Константин Николаевич (1852-1892), вел. кн. Константин Константинович (1892-1915). Членами об-ва являлись известные археологи, историки архитектуры, визант. и древнерус. живописи, историки Церкви: архим. Антонин (Капустин), архим. Леонид (Кавелин) , Ф. И. Буслаев , А. Ф. Бычков, кн. Гагарин и др., действительными членами были Е. В. Барсов , Л. Н. Бенуа, Беляев, П. С. Уварова , Н. В. Султанов , К. Н. Тихонравов и др.

http://pravenc.ru/text/76468.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010