Имп. Маврикий. Бронзовая монета. Аверс. Реверс. V–VI вв. [Флавий Маврикий Тиверий; греч. Θλβιος Μαυρκιος Τιβριος; лат. Flavius Mauricius Tiberius] (14.08.582 - 21.11.602). М.- сын Павла, выходец из состоятельной греч. семьи. Семья М. приписывала себе знатное рим. просхождение, но в реальности, вероятно, имела арм. корни ( Charanis. 1965). М. появился в К-поле примерно в кон. 60-х гг. VI в. при дворе имп. Юстина II (565-578) и стал секретарем Тиверия , комита экскувиторов (начальник дворцовой стражи; император в 578-582). В дек. 574 г., после того как Тиверий был провозглашен соправителем имп. Юстина II, М. занял пост комита экскувиторов. В кон. 577 г., когда реальная власть в К-поле перешла к Тиверию, М. был назначен комитом Востока и возглавил визант. армию в войне против Персии, к-рая велась с 571 г. Первоначально его ставка находилась близ Кесарии Каппадокийской , в родных для него местах. Действия М. на востоке были в основном успешными, определившими постепенный переход инициативы в военных действиях от персов к византийцам. Летом 578 г. М. возглавил поход в персид. приграничную провинцию Арзанену, овладел неск. крепостями, переселил оттуда христиан на Кипр. В 579 г. осаждал крепость Хломарон в Арзанене (близ совр. Малабади, Юго-Вост. Турция), но успеха не добился. Летом 581 г. одержал победу над персами у крепости Монокарт (ныне Кызылтепе, Юго-Вост. Турция), причем в сражении был убит персид. полководец Тамхосров. Осенью 581 г. М. праздновал триумф в К-поле, в честь побед Монокарт был переименован в Тивериополь ( Theoph. Chron. P. 251-252). Весной следующего года в связи с болезнью имп. Тиверия М. был вызван в К-поль; 5 авг. 582 г. был провозглашен кесарем, 13 авг., за день до смерти Тиверия, был коронован Тиверием во дворе Трибунала Большого дворца в К-поле. Вскоре после коронации М. женился на дочери имп. Тиверия Константине ( Evagr. Schol. Hist. eccl. V 22, VI 1; Theoph. Chron. P. 252). Соправителем М. остался Герман, женатый на Харито, сестре жены М., и провозглашенный кесарем еще при жизни Тиверия в 582 г., однако его влияние на политику М. было незначительным. Формирование правительства М. завершилось его вступлением в должность консула, которое состоялось 25 дек. 583 г., хотя по традиции консулат начинался 1 янв. ( Theophyl. Sym. Hist. I 12; Theoph. Chron. P. 253).

http://pravenc.ru/text/2561152.html

[Kitzinger] Эрнст (27.12.1912, Мюнхен, Германия - 22.01.2003, Пекипси, США), историк позднеантичного, средневекового и визант. искусства. Отец - Вильгельм Натан Китцингер - известный адвокат; мать - Элизабет Китцингер, в девичестве Мерцбахер,- одна из первых сотрудниц социальной службы, помогавшей детям из евр. семей, беженцам и эмигрантам из Вост. Европы. В 1931 г. К. поступил в Мюнхенский ун-т; в том же году впервые приехал в Рим с целью изучения позднеантичного и средневекового искусства и архитектуры. В 1934 г., после прихода к власти в Германии национал-социалистов, успел защитить диссертацию под рук. В. Пиндера об эволюции стиля рим. живописи с нач. VII по сер. VIII в.; недолго прожив в Риме, уехал в Лондон, где работал в Британском музее в отделе британских и средневековых древностей, получая финансовую поддержку от зам. главного хранителя, а впосл. директора музея Т. Д. Кендрика. К. стал участником музейного проекта по изучению памятников англосакс. искусства. Результатом этой работы и исследовательских поездок по Сев. Англии и Юж. Шотландии явились неск. публикаций, наиболее известные из к-рых посвящены орнаменту в виде завитков виноградной лозы в англосакс. искусстве и на гробнице св. Кутберта в Дареме (Anglo-Saxon Vinescroll Ornament//Antiquity. Oxf., 1936. Vol. 10. P. 67-71; предисловие к кн. «The Coffin of Saint Cuthbert». Oxf., 1950). К. впервые предпринял попытку рассмотреть англосакс. искусство в общеевропейском, прежде всего средиземноморском, контексте. Летом 1939 г. был раскопан курганный некрополь VII в. в Саттон-Ху, графство Суффолк; К. выполнил профессиональную реконструкцию извлеченного из него позднеантичного (или ранневизантийского) серебряного блюда. Наибольшую известность в период работы К. в Британском музее принесла ему научно-популярная кн. «Раннесредневековое искусство в Британском музее» (Early Medieval Art at the British Museum. 1940), выдержавшая несколько переизданий и переведенная в 1987 г. на нем. язык. Уже в ранних работах К. просматривается один из лейтмотивов его дальнейшей научной деятельности - интерес к развитию художественных идей и образов и обмен ими между византийским Востоком и европ. Западом. Весной 1937 г. К. совершил 2-месячную поездку в Египет для изучения коптской скульптуры; на обратном пути впервые посетил Стамбул, где его внимание привлекли напольные мозаики Большого имп. дворца и мозаики Св. Софии, находившиеся тогда в стадии раскрытия.

http://pravenc.ru/text/1841161.html

К. род. в небогатой семье подканцеляриста Кригскомиссариата. В 1751 г., после смерти отца, он, еще в школе обнаруживший склонность к рисованию, был определен учеником в архитектурную команду кн. Д. В. Ухтомского на казенный счет. В школе Ухтомского К. познакомился с классическими трудами по теории архитектуры Витрувия, А. Палладио, Дж. да Виньолы, Ж. Ф. Блонделя, О. Ш. Давилье, Л. К. Штурма; большое влияние на учеников школы оказывали работы Ухтомского, напр. грандиозный проект храма для московского Инвалидного дома (1758-1759) в духе Смольного собора Б. Ф. Растрелли . В 1753-1754 гг. после теоретической подготовки К. в качестве полноценного члена команды участвовал в постройке сгоревшего Головинского дворца имп. Елизаветы Петровны в Лефортове. По окончании работ он получил чин сержанта архитектуры. В это же время на лефортовской стройке в команде Ухтомского работал вольнонаемный живописец 2-го класса Баженов: вероятно, тогда и познакомились зодчие. В 1754 г. К. был аттестован в школе Ухтомского архитекторским учеником 2-го класса. В 1755 г. определен в ведомство Берг-коллегии, в 1756 г. копировал чертежи «магазейнов Камнемостовского питейного дома в Москве». В 1758 г. К. снова работал с Ухтомским, исправляя чертежи. Получил чин прапорщика архитектуры. К этому времени он уже обучал учеников в школе рисунку. К 1761 г. относится первая самостоятельная работа К.- обследование старой деревянной и проект новой каменной церкви в Яблонове. Идентифицировать постройку не представляется возможным, т. к. неизвестны ни посвящение церкви, ни регион, к к-рому относилось название населенного пункта. В 1762 г. К. работал на постройках для предстоящей коронации Екатерины II, помогая Ухтомскому, составлял чертежи палат Сибирского приказа, старого и нового гостиных дворов и проч. В февр. 1763 г. К. произведен в поручики архитектуры. В 1763 г. он успел поработать на строительстве мастерских Оружейной палаты в Московском Кремле, затем поучаствовать в постройке колокольни Троице-Сергиевой лавры в качестве помощника Ухтомского. В сент. того же года получил назначение в Тверь, в команду П. Р. Никитина.

http://pravenc.ru/text/1319792.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КВАСОВЫ русские архитекторы эпохи барокко и раннего классицизма. Андрей Васильевич (далее - А. В.) (не позднее нач. 20-х гг. XIX в. (1718?) - не ранее 1778, г. Глухов Черниговской обл.?) предположительно жил в С.-Петербурге, в 1734 г. был принят «архитектурным учеником» в Канцелярию от строений, работал при И. П. Давыдове и И. Я. Бланке. В качестве помощника под началом архит. М. Г. Земцова в Москве участвовал в оформлении коронации имп. Елизаветы Петровны: вместе с Бланком возводил триумфальную арку у Мясницких ворот Земляного города по проекту Земцова (1742, перестроена Д. В. Ухтомским в камне в 1753-1757); работал в Анненгофском и Лефортовском дворцах в нач. 40-х гг. XVIII в. В нач. июля 1743 г. определен имп. Елизаветой смотрителем при строительстве Царскосельского дворца по проекту Земцова. Имп. указом от 17 окт. 1743 г., вскоре после кончины Земцова, «за прилежность и полученное искусство» А. В. был удостоен звания архитектурного подмастерья (гезеля). Б. Ф. Растрелли стремился сделать его своим помощником, но тот был командирован императрицей в псковские имения ( Барышникова. 1997. С. 610). Первые самостоятельные работы А. В. связаны с Царским селом (с 1808 г. Царское Село, ныне Пушкин) - расширение Большого (Екатерининского) дворца и строительство павильонов в 1744 г. Помощником Земцова в Царском селе был Дж. Трезини, а с мая 1745 г.- С. И. Чевакинский, с к-рым А. В. трудился на строительстве дворца до 1751 г. По мнению Н. П. Новаковской, работы Земцова, А. В. и Чевакинского этого времени трудно разделить из-за отсутствия источников ( Новаковская. 1971. С. 7). Проект дворца, который приписывают А. В., известен по деревянной модели (ГМЗ «Царское Село»). Основные черты его композиции - центральный объем, соединенный галереями с 2 флигелями, на одной линии с к-рыми располагались церковь (справа) и оранжерея (слева), площадь перед дворцом, образованная полукруглыми очертаниями служебных построек,- были сохранены при перестройках, осуществленных в 1752-1756 гг. по проекту архит. Растрелли при участии Чевакинского ( Петров. 1960. С. 225). Новаковская считала недостаточно обоснованной принадлежность деревянной модели этого дворца А. В. ( Новаковская. 1971. С. 14). А. В. участвовал также в сооружении путевого дворца имп. Елизаветы Петровны в Пулкове, дворца канцлера А. П. Бестужева-Рюмина на Неве (1744-1747, на месте ныне существующего здания Сената), в строительстве Смольного мон-ря.

http://pravenc.ru/text/1684019.html

(1.07.1813, С.-Петербург - 11.12.1898, там же), архит., акад. архитектуры (1847), почетный член имп. АХ (1896); крестник имп. Марии Феодоровны; в браке с Камиллой Альбертовной, дочерью архит. А. К. Кавоса (проектировал здание Мариинского театра и др.), имел 5 сыновей и 2 дочерей (Екатерина - жена скульптора Е. А. Лансере, мать художников Е. Е. Лансере и З. Е. Серебряковой). Окончил имп. АХ с большой золотой медалью (1827-1836). В 1836-1840 гг. под рук. проф. К. А. Тона принимал участие (как чертежник) в строительстве ц. Введения во храм Пресв. Богородицы (Загородный пр.), возведении храма Христа Спасителя (как рисовальщик; с 1838), а также Большого Кремлевского дворца и Малого театра в Москве. С 1840 по 1846 г. обучался за границей на казенный счет. Посетил Германию, Австрию, Францию, Англию, Швейцарию и Италию, откуда привез альбомы и архитектурные обмеры, выполненные совместно с товарищами по АХ (нек-рые хранятся в ГРМ; часть издана в Париже в 1877). В 1847 г. по особому благоволению имп. Николая I зачислен на службу в Кабинет Его имп. величества. Выполнил ряд прикладных работ для имп. семьи, в т. ч. католич. алтарь из малахита в дар кор. Сардинии Карлу Альберту. С сер. 40-х гг. служил в Петергофском дворцовом правлении (главный архитектор), в 1-м округе Мин-ва путей сообщения (старший архитектор), в Департаменте сельского хозяйства (с 1852), был главным архитектором имп. театров (1863), гласным городской думы С.-Петербурга (с 1868) и др. В 1890-1893 гг. председатель С.-Петербургского об-ва архитекторов. Автор многочисленных гражданских сооружений (напр., здания совр. Академии им. Тимирязева в Москве), а также храмов, среди них - церковь в визант. стиле ансамбля в Лисино под С.-Петербургом (1858-1862), проект церкви в Высоком (1867-1871), церковь в имении Павлова в Екатеринославской губ. Награжден орденами св. Владимира 4-й и 3-й степени, св. Анны 1-й степени и св. Станислава 2-й степени, ему даровано право потомственного дворянства (герб внесен в 16-й т. Общего гербовника дворянских родов Российской империи за 104 от 28 мая 1897). Похоронен в семейном склепе Б. в зап. части цокольного этажа католич. ц. в честь Посещения Пресв. Девы Марии на Выборгской стороне (угол совр. Минеральной ул.), сооруженной им в 1856-1859 гг. (колокольня пристроена в 1877-1879).

http://pravenc.ru/text/78098.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОДИГОН Мон-рь Богородицы в Константинополе [греч. Μον τς Θεοτκου τν Οδηγν, Οδηγητρας], место пребывания чудотворной иконы Божией Матери «Одигитрия» в V-XV вв. Происхождение топонима «одигон» неясно. В К-поле было принято считать, что это название напоминает о провожатых, которые приводили к иконе слепых, и те по молитвам получали здесь исцеление (δηγς - проводник) (Patria CP. Vol. 3. P. 223). О. находился юго-восточнее Софии Святой собора в Константинополе , на улице, соединявшей пл. Августеон с пристанью на берегу прол. Боспор (Босфор); с северо-востока О. соседствовал с районом имп. Большого дворца . Древнейший рассказ об О. содержался в «Церковной истории» Феодора Чтеца (рубеж V и VI вв.), к-рая сохранилась до наст. времени в пересказах позднейших визант. авторов ( Theodoros Anagnostes. Kirchengeschichte/Hrsg. G. C. Hansen. B.; N. Y., 1995. P. 100, 102; PG. 86а. Col. 166-168). Из этих текстов известно, что ок. 450 г. икона Божией Матери, к-рая, как считалось, была написана самим ап. Лукой, была прислана в К-поль из Иерусалима имп. св. Евдокией и подарена имп. св. Пульхерии . Вместе с иконой в столицу прибыли также молоко Богородицы, ее веретено и пеленки Младенца Христа, к-рые отправила из Иерусалима имп. св. Евдокия. Пульхерия поместила святыни в новый храм и установила в нем празднование в честь Богородицы каждый вторник. В течение следующих 400 лет достоверных сведений о монастыре О. крайне мало. В визант. традиции сохранилось упоминание о том, что в 717 г., во время осады К-поля арабами, икону «Одигитрия» носили по городским стенам вместе с реликвией Животворящего Древа Креста Господня. Сведения об этом эпизоде содержатся только в визант. Триоди (данные источника могут быть недостоверны - см. Τριδιον κατανυκτικν. Εν Αθναις, 1915. Σ. 427). Известно также письмо, неверно приписанное в рукописи св. Иоанну Дамаскину, обращенное к визант. имп. Феофилу (829-842). В нем упоминается некий Иоанн, живший в К-поле в нач. IX в., к-рому предсказательница открыла, что скоро Лев Армянин станет императором (имп. Лев V в 813-820), а сам он займет высокий пост чтеца в мон-ре О. ( Ioan. Damasc. Ep. ad Theophilum//PG. 95. Col. 368). Время появления этого письма неизвестно. Вероятно, в период 1-го правления иконопочитателей в К-поле (787-813) мон-рь приобрел известность, но никаких подробностей об этом периоде развития храма и монастыря неизвестно.

http://pravenc.ru/text/2578201.html

Святыня храма Св. мощи св. вмц. Варвары Илиопольской Мощи (часть от руки) св. великомученицы Варвары доступны для поклонения в монастыре Симонопетра на Афоне . Находятся они в одном ковчеге с частицей Честного и Животворящего Креста Господня, а также с частицами мощей святой равноапостольной Марии Магдалины. Мощи и почитание св. великомуч. Варвары. Некий благочестивый муж Валентиниан (Галентиан, Валентин) взял останки св. великомуч. Варвары и Иулиании и похоронил их в сел. Геласии, находившемся в 12 милях от Евхаит в Пафлагонии (М. Азия). На этом месте был воздвигнут храм, а мощи святых исцеляли больных проказой. Монастырь посвященный св. великомуч. Варваре находился в Эдессе (Месопотамия), где, вероятно, хранилась часть ее мощей. В Константинополе, в квартале Василиска, Вириной, вдовой визант. имп. Льва Великого, была построена церковь во имя св. великомуч. Варвары. В VI в. при визант. имп. Юстине (по др. версии, еще в IV в.) мощи св. великомуч. Варвары были перенесены в Константинополь и положены в этом храме. Здесь, согласно Синаксарю Константинопольской церкви, торжественно совершалось ежегодное празднование ее памяти (SynCP. Col. 278). Этот храм упоминается в лат. описании Константинополя XII в. («Аноним Меркати») и в Хождении Антония Новгородца (1200), где говорится также о хранившейся там окаменевшей груди св. великомуч. Варвары, из которой сочились кровь и молоко (Описание святынь Константинополя. С. 453; Книга Паломник. С. 30). В Константинополе известны еще неск. храмов в честь великомученицы, один из них был расположен в юж. части главной константинопольской улицы Меса, между форумами Тавра и Константина, около «Хлебосырного дома». Другой храм находился в Манганах, около ворот св. Варвары. Кроме того, имп. Лев VI Мудрый построил во имя этой святой церковь или часовню в северо-зап. части Большого дворца (Прод. Феоф. С. 139). Из «Хроникона» Андреа Дандоло известно, что большая часть мощей св. великомуч. Варвары была подарена венецианскому дожу по случаю бракосочетания его сына Джованни Орсеоло с Марией Аргиропулиной, родственницей визант.

http://elitsy.ru/holy/2349/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла В. Н. Николаев. Литография. 1877 г. Владимир Николаевич (19.02.1847, г. Царское Село (ныне Пушкин) - 11.11.1911, Киев), архитектор. Род. в мещанской семье. Образование получал в рисовальной школе Петербургского об-ва поощрения художеств (60-е гг. XIX в.), с 1864 г.- в имп. Академии художеств (ИАХ), где учился у Р. Б. Бернгарда, Д. И. Гримма, А. И. Резанова. Во время учебы удостоен поощрительной медали за расчет церковных сводов. В 1867-1868 гг. являлся помощником архит. акад. И. М. Федюшкина на строительстве ц. во имя арх. Михаила с приделом во имя св. Иоанна Предтечи в дер. Вышегороде (ныне Дедовичский р-н Псковской обл., 1863-1873; строилась при участии архитекторов А. И. Долотова, И. С. Богомолова). Заказчиком оригинальной красно-кирпичной шатровой постройки по типу восьмерик на четверике в московско-ярославском варианте рус. стиля был владелец соседнего имения полковник П. И. Бибиков. Под рук. Гримма в 1870 г. Н. участвовал в сооружении памятника имп. Екатерине II в С.-Петербурге, в следующем году служил в конторе по постройке дворца вел. кн. Владимира Александровича. В 1871 г. окончил ИАХ с большой серебряной медалью (проект концертного зала) и со званием классного художника 3-й степени. В 1872 г. вступил в Петербургское об-во архитекторов. В том же году технический директор нового пивного завода инженер А. Ф. Термен пригласил Н. в Киев для строительства заводских корпусов акционерного Об-ва пивоваренных заводов Киева (совр. ул. Фрунзе, 41, пивзавод «Подол»). С мая 1872 г. до конца жизни Н. проживал в Киеве. Он занимал должности городского (1873-1887) и епархиального (9 февр. 1875-1898) архитектора. С 1875 г. по поручительству Бернгарда руководил работами по укреплению здания Владимирского собора (архитекторы А. В. Беретти, П. И. Спарро, И. В. Штром), которое дало трещины. Под его руководством было закончено сооружение собора (вчерне в 1882) и выполнен проект внутренней отделки в рус. стиле, который одобрило Церковно-археологическое общество, однако реализована была художественная программа А. В. Прахова (1882-1896). За работы в соборе Н. был награжден орденом св. Владимира 4-й степени, что дало ему право на потомственное дворянство (имел чин действительного статского советника). В числе др. наград Н.- орден св. Анны 3-й степени и знак Красного Креста за строительство больниц и приютов (1877). В 70-х гг. XIX в. с ознакомительной целью посетил Германию. В 1880 г. был удостоен серебряной медали выставки Юго-Западного края за художественные изделия из терракоты, изготовленные на собственном заводе.

http://pravenc.ru/text/2565618.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОСМЫ МОНАХА ВИДЕНИЕ [Греч. Οπτασα Κοσμ μοναχο], эсхатологическое произведение Х в. Косма был монахом, а затем игуменом мон-ря Пресв. Богородицы «ту Евсевиу» (το Εσεβου), находившегося в феме Оптиматов. Он жил в царствование имп. Романа I Лакапина (920-944), до принятия пострига занимал должность кувикулария (постельничего) в имп. дворце в К-поле. Во время тяжелой болезни Косма увидел загробный мир: разнообразные муки грешников, лоно Авраамово и Рай, в к-рый его привели апостолы Андрей Первозванный и Иоанн Богослов. В Раю Косма встретил нек-рых знакомых из царского дворца и иноков из своего мон-ря, удостоился участия в чудесной трапезе с праведниками в небесных чертогах. Там он услышал, что Царь велел призвать к Нему мон. Афанасия из Траянова мон-ря (το Τραανο). Возвращаясь иным путем, Косма увидел души грешников, мучающихся в огненных озерах. Очнувшись, Косма все рассказал братии и отправился в Траянов мон-рь, где застал погребение мон. Афанасия. После видения, происшедшего «в 13-й год царствования императора Романа», т. е. в 933 г., Косма прожил еще 30 лет, управляя обоими мон-рями. К. м. в. (BHG, N 2084, 2085) является эсхатологическим текстом к-польского происхождения, к-рый был создан после 963 г., предполагаемой даты кончины Космы ( Angelidi. 1983. P. 75-77). Он тесно связан с к-польскими агиографическими произведениями 2-й пол. Х - нач. XI в., характеризующимися наличием апокалиптических элементов (видений); к ним относятся также Житие Василия Нового (BHG, N 263) и Житие Андрея Юродивого (BHG, N 115), Видение мон. Анастасии (BHG, N 1870) и др. Текст К. м. в. особо близок по содержанию к Житию Василия Нового, в К. м. в. кратко повествуется о сюжетах, к-рые в этом Житии обсуждаются подробно: посмертный путь души (ср. мытарства Феодоры), посещение праведников и грешников (ср. т. н. малое и большое Видения Григория) ( Angelidi. 1983. P. 73). Наконец, в обоих текстах имеются сходные мотивы, связанные с дворцовой жизнью К-поля. Причиной усиления интереса к данной тематике послужило напряженное ожидание конца света, который, по различным расчетам, должен был наступить в сер. VII тыс. от сотворения мира, т. е. в кон. Х в.

http://pravenc.ru/text/2458855.html

Е.И. Жерихина Отец Василий Борисович Бажанов , протопресвитер военного и придворного духовенства, известный педагог и автор многих духовно-назидательных трудов, родился 7 марта 1800 года в семье диакона, в Алексинском уезде Тульской губернии. Образование получил в Тульской семинарии, куда отдан был в десятилетнем возрасте, и в 1819 г. Санкт-Петербургской Духовной академии. Затем, получив в 1823 г. степень магистра богословия, в должности бакалавра преподавал в Духовной академии немецкий язык. Женился он на дочери священника Александра Федоровича Горянского. В 1826 г. Бажанов рукоположен в священники, и стал законоучителем и настоятелем храма св. Александра Невского Второго кадетского корпуса и Дворянского полка. Годом позже, заменив отца Г. П. Павского, получил назначение настоятелем церкви и преподавателя Университета, университетского Благородного пансиона и СПб. высшего училища (позже преобразованного во 2-ю СПб. гимназию), где преподавал до 1831 г. В 1829 г. он занял кафедру профессора богословия в Главном педагогическом институте, но оставил работу в Академии. Преподавательская деятельность отца Бажанова в институте была плодотворна. Руководство признавало «отлично-усердную службу и особые труды в приготовлении выпущенных в первый раз из Главного педагогического института студентов» Бажанова. За успехи учащихся и за первое издание сочиненных им по поручению министерства народного просвещения «Нравоучительных повестей» он в январе 1836 г. был награжден орденом св. Анны 3 степени. Уволился Бажанов из института только в сентябре 1845 г., с награждением орденом св. Владимира 3 степени. Преподавая Закон Божий, В. Б. Бажанов получил известность, как прекрасный педагог, способный комментировать Священное Писание детям, что было в те годы большой редкостью. Как записано в его «Формулярном Списке служб и достоинств», 1 февраля 1835 г. он «по Высочайшему повелению определен законоучить и духовником его имп. высочества наследника цесаревича Александра Николаевича и младших великих князей». Одновременно переведен «к Малой церкви Зимнего дворца». 16 апреля 1835 г. «за отличную и усердную службу в епархиальном ведомстве награжден званием протоиерея». 6 февраля 1836 г. Бажанов был избран действительным членом Академии наук.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bazhan...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010