семьей до 20 окт.- дня смерти имп. Александра III. 21 окт. в церкви ливадийского дворца принцесса Алиса была принята в лоно правосл. Церкви через Миропомазание и наречена Александрой Феодоровной в честь мц. царицы Александры. 14 нояб. 1894 г., в день рождения императрицы Марии Феодоровны, когда были дозволены отступления от строгого траура, состоялось бракосочетание имп. Николая II и А. Ф. в церкви Зимнего дворца. 14 мая 1896 г. в Успенском соборе Московского Кремля состоялось коронование царственной четы. Императрица стремилась стать «настоящей помощницей во всех отношениях» своему самодержавному супругу. Протопр. военного и морского духовенства Георгий Шавельский писал, что государыня видела «в лице своего мужа священного Помазанника Божия. Став русской царицей, она сумела возлюбить Россию выше своей первой родины» (Шавельский. Т. 2. С. 294). В семье родились 4 дочери: святые мученицы вел. княжны Ольга Николаевна (3 нояб. 1895), Татиана Николаевна(29 мая 1897), Мария Николаевна (14 июня 1899), Анастасия Николаевна (5 июня 1901). 30 июля 1904 г. на свет появился долгожданный, вымоленный у Бога наследник престола - св. мч. цесаревич вел. кн. Алексий Николаевич, к-рому передалась наследственная болезнь потомков королевы Виктории - гемофилия. Государыня несла заботы о воспитании и обучении детей, о здоровье всех членов семьи, особенно сына. Первоначальное обучение наследника она вела самостоятельно, позже пригласила к нему выдающихся педагогов и наблюдала за ходом учения. Благодаря большому такту императрицы болезнь цесаревича была семейной тайной. Постоянное беспокойство за жизнь Алексия стало одной из причин появления при имп. дворе Г. Е. Распутина. По мнению врачей, состоявших при наследнике, Распутин обладал способностью останавливать кровотечение с помощью гипноза, поэтому в опасные моменты болезни он становился последней надеждой на спасение ребенка. Второй причиной появления Распутина при дворе были его личные качества «тонкого эксплуататора доверия Высоких Особ к его святости» (Руднев.

http://pravicon.com/info-1709

29 сент. 1773 г. вел. кн. Павел вступил в брак с принцессой Гессен-Дармштадтской Августой Вильгельминой Луизой, принявшей при переходе в Православие имя Наталия Алексеевна (скончалась 15 апр. 1776 во время родов вместе с ребенком). 26 сент. 1776 г. он венчался 2-м браком с принцессой Софией Доротеей Августой Луизой Вюртембергской, принявшей имя Мария Феодоровна . Для сватовства к принцессе Вюртембергской и помолвки с ней П. П. посетил Пруссию, где с разрешения кор. Фридриха II Великого ознакомился с прусским гос. устройством и организацией военного дела, к-рые произвели на вел. князя большое впечатление и впосл. стали политическим идеалом, в т. ч. и после вступления на престол. В 1781-1782 гг. П. П. вместе с супругой под именами графа и графини Северных посетил Речь Посполитую, Австрию, Италию, Францию, Нидерланды, Швейцарию и Юж. Германию, встречался с королем Франции Людовиком XVI, австр. имп. Иосифом II , папой Римским Пием VI . В ходе этого путешествия П. П. ознакомился с принципами и организацией гос. управления в странах Европы, расширил художественное образование и закупил произведения искусства для Павловского дворца, к-рый был построен на земле, подаренной имп. Екатериной II в 1777 г. С кон. 80-х гг. XVIII в. ухудшились отношения П. П. и имп. Екатерины II из-за политических разногласий и нежелания императрицы шире привлечь сына к управлению гос-вом, вслед. чего вел. князь стремился бывать при имп. дворе только на офиц. церемониях. Большую часть времени он находился в своих имениях Павловск и Гатчина, рассматривая их как полигон для апробации собственной политической программы: детально регламентировал адм. устройство имений, хозяйственные занятия, правила поведения и одежду жителей. С разрешения матери он сформировал в Гатчине и Павловске собственные войска, включавшие пехоту (к 1796 - 6 батальонов, 74 офицера и 1601 нижний чин), кавалерию (4 полка, 40 офицеров и 584 нижних чина), полевую и крепостную артиллерию (14 офицеров и 214 нижних чинов). П. П. резко критиковал екатерининскую гвардию за распущенность, за основу военного дела взял инструкции Фридриха II Великого, ввел строгую дисциплину, а также военную форму по прусскому образцу, лично руководил боевой подготовкой войск, смотрами и парадами. В Гатчине сложился круг доверенных лиц вел. князя, на к-рых он опирался при проведении реформ после вступления на престол: Александр Борисович Куракин и его брат Алексей, Ф. В. Растопчин, И. П. Кутайсов, А. А. Аракчеев. С началом русско-тур. войны 1787-1791 гг., а затем русско-швед. войны 1788-1790 гг. П. П. просил у Екатерины II разрешения принять участие в боевых действиях и, получив согласие, в 1788 г. во главе кирасирского полка участвовал в русско-швед. войне (вскоре был отозван в Россию).

http://pravenc.ru/text/2578535.html

19 февр. 1770 г. имп. Екатерина II повелела «для Высочайшей своей особы… быть духовником находящемуся при соборе Богоявления Господня, что в Морской, протоиерею Иоанну Панфилову». С 25 февр. 1770 г. по должности царского духовника П. стал настоятелем Благовещенского собора Московского Кремля. 1 марта 1770 г. Синод благословил его на совершение богослужений с палицей - по примеру предшественника, протопр. Ф. Дубянского († 27 нояб. 1769). 19 апр. 1774 г. пожалован золотым наперсным крестом, осыпанным бриллиантами, на голубой ленте. 21 июня 1774 г. императрица повелела «Нашему духовнику… присутствовать в Нашем Синоде» (стал членом Синода по должности царского духовника впервые в его истории). Кроме должностного оклада «с пожалования его в синодальные члены» получал по 1000 р. в год (указ от 30 сент. 1774). В янв. 1775 г. приводил к присяге архиеп. С.-Петербургского Гавриила (Петрова) при назначении его «совокупно» и на Новгородскую кафедру. В 1774-1788 гг., когда синодальное присутствие сокращалось до 4 членов, при соблюдении в нем паритета архиереев и белого духовенства П. наряду с 2 архиереями, Гавриилом (Петровым) и Иннокентием (Нечаевым), оставался его бессменным членом. Проф. прот. М. И. Горчаков особую заслугу П. видит в том, что «в продолжение всей своей службы в Синоде он употреблял свои усилия к поднятию белого духовенства из его приниженного нравственного, экономического и юридического положения». Зная изнутри нужды рядовых пастырей и мирян, он активно содействовал проведению политики императрицы по ликвидации тяглового положения приходского духовенства в отношении епархиальных архиереев. С участием П. совершенствовалось рус. церковное законодательство по брачному праву, принимались меры к улучшению дело- и судопроизводства в епархиальных учреждениях. Согласно свидетельствам, собранным П. И. Бартеневым , П. тайно обвенчал имп. Екатерину и Г. А. Потёмкина в Сампсониевской ц. С.-Петербурга; наиболее вероятная дата - июнь 1774 г. ( Лопатин В. С. Светлейший кн. Потёмкин. М., 2005. С. 273-274, 304-306). 20 дек. 1777 г. в Большом соборе Зимнего дворца крестил вел. кн. Александра Павловича (род. 12 дек.). В том же соборе он крестил вел. княжон Елену Павловну (род. 13 дек. 1784) и Марию Павловну (род. 4 февр. 1786). Второй внук императрицы, Константин Павлович (род. 27 апр. 1779, крещен 5 мая), и 3 внучки, родившиеся в весенние и летние месяцы, когда она пребывала в Царском с. (г. Царское Село с 1808), были крещены П. в церкви царскосельского Екатерининского дворца. В Царском с. имелся «дом духовника», в к-ром в назначенные дни давали обеды от двора для духовных чинов.

http://pravenc.ru/text/2578896.html

Убийство Варды на глазах у имп. Михаила III. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XII в. (Matrit. gr. 2. Fol. 80) До 855 г. влияния М. на внутреннюю политику не было. Однако первые же его самостоятельные действия как императора имели далеко идущие последствия. Феодора была чрезвычайно разгневана убийством Феоктиста. М. пытался умилостивить ее, но т. к. она оставалась непреклонной, он пришел в ярость и начал притеснять ее, что в конце концов и привело к открытому конфликту с патриархом Игнатием (враждебность М. по отношению к этому патриарху из источников очевидна). Дальнейшие действия М. предоставил Варде, к-рый обошелся с Игнатием и его сторонниками весьма жестоко. В то же время Фотий всегда поддерживал М., даже после убийства Варды. К-польский Собор, осудивший Римского папу Николая I за ересь, в ответ на низложение папой Фотия, состоялся в авг.-сент. 867 г., когда Василий уже был соправителем. Оставшись же единоличным государем, Василий немедленно встал на сторону игнатиан, сместил Фотия и отменил решения Собора. Т. о., по крайней мере в этом случае между М. и его преемником были реальные политические разногласия. Если общий источник Псевдо-Симеона, Генесия и Продолжателя Феофана был игнатианской ориентации, это может объяснить изначально враждебное отношение к М. всех 3 текстов. Ко времени единоличного правления М. относится реализация некоторых роскошных архитектурных проектов в К-поле: украшенного новыми мозаиками имп. тронного зала Христотриклина в комплексе Большого дворца в Константинополе , вновь отстроенного г. Анкира (ныне Анкара, Турция) и укреплений в г. Никея (ныне Изник, Турция). Великолепные дискос, потир и паникадило, вложенные М. в собор Св. Софии, позитивно упоминает даже Продолжатель Феофана ( Theoph. Contin. P. 210.16-211.5). Археологи обнаружили следы строительной деятельности, относящиеся ко времени правления М. во Фракии. В имп. дворце, в зале Магнавра, была основана школа (иногда не вполне корректно описывается как ун-т), в к-рой преподавали такие ученые, как Лев Математик. Буд. патриарх Фотий до 858 г. вел преподавательскую деятельность у себя дома. Именно к периоду правления М. обычно относят начало т. н. Македонского возрождения. М. как литературный персонаж

http://pravenc.ru/text/2563704.html

Однако христ. осмысление народного обряда венчания далеко не сразу привело к превращению его в часть церковного чинопоследования благословения брака. Вероятно, первоначально венчание вошло как обязательная часть в церковное чинопоследование только при бракосочетании визант. императоров и высокопоставленных чиновников - в рукописях чин В. б. нередко надписывается как «Венчание князей (в греч. оригинале Βασιλων - царей) и бояр, и всех православных христиан» или подобным образом (слова «и всех православных христиан», видимо, прибавлены к первоначальному варианту названия чина), а также из нек-рых косвенных источников. В частности, подробное описание церемонии царского В. б. содержится у Феофилакта Симокатты (Hist. I 10), к-рый пишет о состоявшемся в 582 г. бракосочетании имп. Маврикия. Церемония проходила во дворце Дафна (часть Большого дворца в К-поле ) и началась с того, что Патриарх провел торжественное богослужение (вероятно, в дворцовой ц. св. Стефана), во время к-рого соединил руки новобрачных, повенчал их и причастил Св. Таин. Праздник продолжился в одной из зал дворца, где император снял перед всеми покров с лица супруги и была воспета брачная песнь. Невестоводитель подал новобрачным кубок с вином, и начался пир. Во время пира, как отмечает Феофилакт, на молодоженов «не возлагались венки, так как новобрачные, не будучи простолюдинами» были уже повенчаны заранее. Из этих слов следует, что в VI в. среди простых людей обряд брачного венчания еще был связан не с церковным чином, а с праздничной трапезой. Воцерковление брачного венчания императора, возможно, было связано с процессом воцерковления церемонии венчания на царство. В то же самое время необходимо отметить, что описанный Феофилактом чин соответствует тому порядку, какой изложен в позднейших правосл. богослужебных книгах применительно к В. б. всех христиан. К IX в. церковное чинопоследование благословения брака, включающее в свой состав обряд венчания, в Византии уже было широко распространено и В. б., вероятно, совершалось над всеми желающими.

http://pravenc.ru/text/150353.html

Дальнейшие сведения о К. с. противоречивы. По свидетельству Адомнана, аббата Ионы , в 80-х гг. VII в. еп. Аркульф видел реликвию в Иерусалиме, где она хранилась в портике храма Гроба Господня (базилики Константина). Речь шла о целом копье, древко которого было расколото на 2 части ( Adamnan " s «De Locis Sanctis»/Ed. D. Meehan. Dublin, 1958. P. 48-51). По др. сведениям, после разорения Иерусалима персами (614) К. с. было вывезено в К-поль. В Пасхальной хронике под 614 г. сообщается, что святыню доставили из Иерусалима в К-поль и на несколько дней выставили для поклонения в соборе Св. Софии (Chron. Pasch.//PG. 92. Col. 987-990). Возможно, это свидетельство на самом деле относится к событиям 629-630 гг., когда византийцы одержали верх над персами и заставили их вернуть святыни, захваченные в Иерусалиме. По указанию имп. Ираклия часть Св. Креста, губку и К. с. скорее всего отправили для поклонения в К-поль, затем вернули в Иерусалим, но после взятия города арабами (637) снова вывезли в столицу империи (см.: Klein. 2001; Idem. 2006. S. 88). Впосл. К. с. хранилось в ц. Пресв. Богородицы Фара, построенной в сер. VIII в. и входившей в комплекс Большого дворца в К-поле . Об этом упоминается в трактате «О церемониях», составленном по указанию имп. Константина VII Багрянородного (944-959): обряд выхода императора в Великую пятницу включал поклонение К. с. ( Const. Porphyr. De cerem. I 43 (34); о реликвиях Фаросской церкви см.: Bacci M. Relics of the Pharos Chapel: A View from the Latin West//Восточнохрист. реликвии/Сост.: А. М. Лидов. М., 2003. С. 234-248). Самое подробное описание реликвии принадлежит Николаю Месариту (1201). По его свидетельству, К. с. имело «вид обоюдоострого меча... в форме крестного знамения», на его наконечнике были заметны следы засохшей крови (Реликвии в Византии и Др. Руси: Письменные источники/Сост.: А. М. Лидов. М., 2006. С. 204). Среди реликвий, обнаруженных крестоносцами в дворцовой капелле визант. императоров, Робер де Клари называл «железный наконечник от копья» (le fer de la Lanche - Робер де Клари. Завоевание К-поля/Пер.: М. А. Заборов. М., 1986. С. 59).

http://pravenc.ru/text/2057216.html

конфессией на территории Персии. Монофизитами были самая влиятельная из жен Хосрова, Ширин, к-рая инициировала строительство мон-ря близ дворца шаха в Ктесифоне (ок. 598), а также главный придворный врач (друстбед) Гавриил Шигарский. Однако после смерти последнего придворные мон-ри яковитов были разрушены, и М. был вынужден переехать в Куфу, где поселился в мон-ре Раббан-Шабур. Положение монофизитов на территории Персии вновь укрепилось лишь к 627-628 гг., когда войска византийского имп. Ираклия (610-641), участвовавшие в его большом Восточном походе против персов, оккупировали верховья р. Тигр вплоть до Тагрита, что открыло им дорогу ко всей персидской Месопотамии. Имп. Ираклий стремился к консолидации всех противостоящих христологических групп, в т. ч. для более успешной борьбы с Персией, он также был инициатором диалога с сир. севирианами, целью которого должно было стать заключение унии между халкидонитами и монофизитами. В ходе дворцового переворота (24-25 февр. 628), организованного полководцем Шахрбаразом, Хосров II был свергнут и вскоре убит, а новым шаханшахом стал его старший сын Кавад II (Широе) (25 февр.- 15 сент. 628). После заключения византийцами мирного договора с послами Кавада II (июнь 628), к-рый в 629 г. был подтвержден Шахрбаразом, патриарх Сирийской яковитской Церкви Афанасий I Гаммала утвердил М. в должности своего наместника в Персии (мафриана). Активная деятельность М. в качестве мафриана проявилась в делах благотворительности, а также в основании новых мон-рей, в частности муж. мон-ря Мар Саргиса и жен. мон-ря Бет-Эвре, посвященного Пресв. Богородице. Из лит. наследия М. сохранились его проповедь на освящение воды в день Богоявления (изд.: Brock. 1982), фрагменты библейских толкований в составе катен и письмо (вошло в «Хронику» Михаила Сирийца: Mich. Syr. Chron. Vol. 2. P. 435-440) к яковитскому патриарху Иоанну II (631-648), в к-ром он по просьбе патриарха рассказывает о преследованиях персид. монофизитов при Бар Сауме , митр. Нисибинском († 492/5).

http://pravenc.ru/text/2562486.html

После смерти Романа III на престол взошел имп. Михаил IV Пафлагон (1034-1041), также ставший мужем Зои. Он увидел в К., как и в ряде др. придворных лиц, опасного для себя конкурента и в 1035 г. распорядился отправить К. в ссылку в Митилину (о-в Лесбос); Мария Склирена сопровождала его. К. прожил там 7 лет, не подвергаясь заключению и сохранив имущество, но не имея права покидать остров. Визант. историки приписывали К. даже стремление принять монашество в этот период, хотя, возможно, эти сведения также недостоверны. Их распространяли в период правления К., когда необходимо было подчеркнуть суровые условия ссылки К. и его отчаяние. В кон. весны 1042 г., после свержения имп. Михаила V Калафата (1041-1042), К., хорошо известный императрицам Зое и Феодоре, был возвращен из ссылки и назначен судьей фемы Эллада. Однако вступить в новую должность не успел, т. к. Зоя, избрав К. из нескольких претендентов, предложила ему жениться на ней и т. о. вступить на престол. 11 июня 1042 г. состоялась свадьба К. и 64-летней Зои; для каждого из них это был 3-й брак. Патриарх Алексей I Студит (1025-1043) отказался венчать их на основании запрета троебрачия, но неформально К. и Зою поддержал; венчание совершил Стипа, свящ. Фаросской ц. Пресв. Богородицы. 12 июня К. был коронован в соборе Св. Софии ( Mich. Psell. Chron. VI 110-113, 126-130; Mich. Attal. Hist. P. 18; Scyl. Hist. P. 422-423; Cedrenus G. Comp. hist. Vol. 2. P. 542; Zonara. Epit. hist. Bd. 3. P. 616). Брак К. и Зои был политическим; порфирородные императрицы Зоя и Феодора неизменно считались соправительницами К., не находились под его тесной опекой и фактически пользовались самостоятельностью в ряде частных решений; во многих случаях К. учитывал мнения и настроения императриц. Согласие внутри правящей семьи было столь прочным, что императрицы вскоре после коронации К. разрешили ему перевезти с Лесбоса Марию Склирену и поселить ее в отдельных дворцовых покоях. На специальной церемонии в присутствии членов синклита Зоя и Мария заключили союз дружбы; Мария получила высокий титул севасты и во время дворцовых церемоний занимала 3-е место среди дам, после Зои и Феодоры ( Mich. Psell. Chron. VI 58-59; Zonara. Epit. hist. Bd. 3. P. 618-621). В 1043 г. для Склирены был заложен новый дворец в Манганах, к востоку от собора Св. Софии и Большого дворца в К-поле. После смерти Зои в 1050 г. К. продолжал править совместно с Феодорой.

http://pravenc.ru/text/2057052.html

С 1877 г. начался курс домашнего обучения Н. А. Первый его этап соответствовал 8-летнему курсу гимназии с некоторыми изменениями: древние языки не преподавались, были введены курсы рус. лит-ры, политической истории, минералогии, ботаники, зоологии, анатомии и физиологии. Большое внимание уделялось изучению совр. иностранных языков: французского, немецкого и английского, к к-рым Н. А. проявил большие способности; на английском он говорил, как на родном. Определенной новацией в воспитании Н. А. было особое внимание к занятиям спортивными упражнениями и закаливанием по «английской методике». В молодости ему привили любовь к спорту, на протяжении всей дальнейшей жизни он регулярно и активно занимался ходьбой, верховой ездой, ездой на велосипеде, игрой в теннис, в кегли, а также греблей и плаванием. Не обладая прирожденными выдающимися физическими способностями, Н. А. имел отличное здоровье, редко простужался и болел. Офиц. воспитатель Н. А. с 1877 г.- ген. Г. Г. Данилович, бывш. директор 2-й С.-Петербургской военной гимназии, являлся скорее организатором, чем вдохновителем образовательного процесса. Мн. современники негативно оценивали деятельность ген. Даниловича, к-рый, по их мнению, делал из своего питомца «умеренного, аккуратного старичка, а не бойкого юношу». С влиянием воспитателя связывали «сдержанность, которая была основным отличительным признаком характера Николая». Но даже недоброжелатели отмечали воспитанность Н. А. и высокую культуру поведения в общении с людьми. 1 марта 1881 г., в день гибели от рук революционеров из террористической орг-ции «Народная воля» деда, имп. Александра II, и вступления на престол отца, имп. Александра III, Н. А. был объявлен наследником. Во время трагических событий 12-летний цесаревич сохранял большую выдержку и силу духа. После прощания с умиравшим дедом в Зимнем дворце он был отослан отцом в Аничков дворец; экипаж должен был сопровождать отряд казаков, но наследник лично отменил конвой и выехал без него. В дальнейшем он решительно выступал против личной охраны или полицейского наблюдения; современники не раз отмечали полное бесстрашие Н. А., хотя нек-рые были склонны считать это проявлением фатализма. С 1882 г. Н. А. начал записывать в дневник лаконичное изложение происходивших с ним событий и продолжал вести эти записи до конца жизни. 6 мая 1884 г., по достижении совершеннолетия, принес присягу в Большой ц. Зимнего дворца. В качестве наследника Н. А. выполнял официальные поручения, напр., состоял почетным членом различных об-в. С авг. 1884 г. считался поступившим на военную службу, получил 1-й действительный офицерский чин гвардии поручика (ранее ему формально присваивались чины гвардии прапорщика в 1875 и подпоручика в 1880).

http://pravenc.ru/text/Николай II ...

Из Никеи И. К. во главе большого войска двинулся к К-полю. Узнав об этом, Михаил VI также собрал войско, которым командовали доместик схол Феодор, магистр Аарон (шурин И. К.) и стратилат Запада Василий Тарханиот. Переправившись через Босфор у Хрисополя, их силы двинулись к Никее. 20 авг. 1057 г. в сражении при местечке Полемон, или Аид, имп. войско было разгромлено (Ibid. S. 494-495; Mich. Attal. Hist. P. 55-56). Через неск. дней после битвы в Никомидию, где расположился И. К., в качестве послов от императора прибыли ипат философов Михаил Пселл и проедры Константин Лихуд (буд. патриарх К-польский Константин III Лихуд ) и Феодор Алоп. Они передали И. К., что Михаил VI готов усыновить его, сделать кесарем и утвердить все совершенные им назначения. И. К. согласился сложить оружие при условии, что протосинкелл Лев Параспондил будет отстранен от власти и император клятвенно подтвердит, что не будет преследовать сторонников И. К. и не передаст власть никому, кроме него. Когда послы вернулись в К-поль, Михаил VI письменно согласился с этим условием и в секретном пункте соглашения пообещал в ближайшее время объявить И. К. соправителем ( Mich. Psell. Chron. VII 30-33). Однако это обещание не удалось сохранить в тайне, и весть о нем взволновала жителей К-поля, т. к. незадолго до этого император потребовал от них клятвы, что они никогда не признают И. К. своим императором. Толпа во главе с патрикиями Феодором Хрисилием и Христофором Пирром собралась у собора Св. Софии и, взяв в заложники племянников патриарха Михаила I Кирулария (1043-1058), вынудила его освободить их от клятвы Михаилу VI. После этого патриарх, перешедший на сторону восставших, отправил к Михаилу VI митрополитов с предложением покинуть покои Большого дворца, отказаться ради собственной безопасности от власти и принять постриг. Михаил VI уступил требованию патриарха и отрекся от престола ( Scyl. Hist. S. 498-500). Согласно Пселлу, известие о перевороте прервало очередной этап переговоров, в ходе которых И. К. был готов пойти на мирное урегулирование конфликта ( Mich. Psell. Chron. VII 36-37). Узнав об отречении Михаила VI, И. К. назначил одного из заговорщиков, магистра Катакалона Кекавмена, куропалатом и отправил в столицу, чтобы тот подготовил торжественный въезд. 3 сент. 1057 г. И. К. вступил в К-поль и на следующий день был коронован ( Schreiner. 1977. Tl. 2. S. 150-151). Затем он наградил своих солдат и распустил их по домам, чтобы обезопасить гражданское население столицы.

http://pravenc.ru/text/674139.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010