Храм мон-ря Цилкани В памятнике церковного права XIII в. «Освящение мира» содержатся сведения о том, что царь мч. Арчил I и католикос К. Михаил II (774-780) установили иерархический порядок архиереев ГПЦ. Однако историки считают, что документ отражает более позднюю ситуацию. Согласно источнику, «когда коронуют царя и [он] садится на трон, епископы садятся согласно такому чину: прикажет католикос Картлийский и сядет справа от царя, на троне с сафьяном и подушкой; войдет Чкондидели и сядет слева от царя, с сафьяном и подушкой; войдет великий митрополит Сомхитский и сядет ниже католикоса, с сафьяном и подушкой; войдет архиепископ и сядет ниже митрополита, с сафьяном, без подушки» (ПГП. 1965. Т. 2. С. 47-48; Груз. док-ты IX-XV вв. 1982. С. 82). Т. о., высшее положение в иерархии ГПЦ занимали архиереи К.: митрополит Сомхитский и архиепископ Картлийский (Самтаврский). Далее в документе перечислены архиереи К., Кахети-Эрети, Тао-Кларджети и Сев. Армении. Согласно «Распорядку...», епископы К. занимали в иерархии следующие места: манглели (Манглисский) - 16-е, цинцкароели (Цинцкаройский) - 17-е, цилкнели (Цилканский) - 19-е, урбнели (Урбнисский) - 21-е, мровели (Руисский) - 22-е, самтавнели (Самтависский) - 23-е, никозели (Никозский) - 24-е, болнели (Болнисский) - 26-е, тбилели (Тбилисский) - 29-е, цалкели (Цалкский) - 30-е, дманели (Дманисский) - 33-е. Всего в источнике перечислены 35 архиереев, включая католикоса. С течением времени грузинская иерархия в связи с возвышением и падением отдельных архиереев, а также с введением различных должностных институтов претерпевала изменения. В кон. XVIII в. Самтаврский, Тбилисский, Руисский и Цилканский архиереи имели титул митрополита, Манглисский - архиепископа, Урбнисский, Самтависский и Никозский - епископа. На протяжении всего средневековья границы епархий ни разу не совпадали с адм. делением, что является одной из особенностей церковной географии Грузии. Нашествия монголов и других кочевых племен; образование царства К. Храм Эртацминда, во имя вмч. Евстафия Плакиды

http://pravenc.ru/text/1681187.html

Храм в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря Манглиси Храм в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря Манглиси На рубеже V и VI вв. в составе Квемо-Картли были Тбилисская, Манглисская, Дманисская, Болнисская, Цуртавская и Агаракская (Хунанская) епархии. Местоположение Цуртавского и Агаракского кафедральних соборов точно неизвестно. Предположительно Цуртави находился на правом берегу р. Дебеда, в районе крепости Агджакала-Гаги, а Хунани - близ слияния рек Таузчай и Мтквари. Границы епархий того времени определяются лишь приблизительно: паства Тбилисского епископа находилась в Тбилиси, в ущелье р. Вере и южнее Тбилиси, до р. Кциа; Манглисскому епископу подчинялись проживавшие в селениях ущелий Алгети, Кциа и Триалети; Дманисский епископ окормлял верующих, проживавших в ущельях Машавера, Кциа и Ташири; Болнисский - тех, кто жили в ущельях Поладаури и Шулавери; Агаракский - жителей провинций Гардабани (Хунанское эриставство или гавары Колбопор и Дзорапор в арм. источниках); паства Цуртавского епископа должна была находиться в ущелье р. Дебеда. Цуртавская и Агаракская епархии включали не только грузинскую, но и арм. паству, часть которой придерживалась монофизитства. В отличие от Шида-Картли церковная география Квемо-Картли вслед. политических и этнокультурных преобразований претерпела существенные изменения. Храм Самцевриси Храм Самцевриси На рубеже V и VI вв. св. Вахтанг Горгасали перенес столицу К. в Тбилиси, ставший крупным христианским центром. Здесь при св. Вахтанге и его преемниках были построены храмы Метехи (сохранилась более поздняя постройка), Бетлеми (Вифлеем), Мариамцминда (ныне Анчисхати ), а позднее - ц. Квашвети (Кашвети, сохранилась более поздняя постройка) и Тбилисский Сиони (рубеж VI и VII вв.). В кон. 70-х гг. IV в. персид. Сасаниды подчинили себе всю Вост. Грузию, посадив в Тбилиси своего военачальника, а в Мцхете - «епископа огнепоклонников». Жрецы служили огню в Мцхете и Тбилиси. Последователями маздеизма стали как представители знати, так и «мелкого люда», среди священнослужителей тоже оказывались «жрецы безверные и возмутители нравов» ( Джуаншер Джуаншериани.

http://pravenc.ru/text/1681187.html

В архетип М. входили годовые чтения, посвященные только Господским и Богородичным праздникам. Древнейший пласт чтений М. был заимствован из соответствующих визант. литургических сборников; со временем груз. переводчики и составители пополняли его др. материалом гомилетического и агиографического характера, поэтому содержание поздних М. не имеет аналогов в христ. лит-ре. Ни один из грузинских М. не является единовременным переводом с иноязычного памятника; М. представляют собой разновременные переводы текстов разных эпох. Сохранившиеся М. можно разделить на 2 группы, отражающие 2 этапа их развития: древнейшие, т. н. годичные, содержащие цикл чтений на год, и т. н. полугодичные, отражающие следующий этап развития М. Некоторые полугодичные М. (Пархальский, Тбетский (Сванский), Кларджетский) следуют за календарным кругом Иерусалимского Лекционария. В полугодичных М. отражена система недели позднего происхождения, в то время как годичные М., исходя из представления о Страстной седмице в архаической литургической практике, довольствуются отдельными чтениями, предназначенными для Вербной недели и Лазаревой субботы. Чтения М. большей частью представлены тематическими гомилиями на праздники, разъяснениями отдельных глав Евангелия. Материалы каждой рукописи отличаются друг от друга; есть гомилии, к-рые представлены только в одной рукописи и не повторяются в др. списках. Реже встречаются морально-нравственные проповеди, широко распространенные в поздних гомилетических и аскетических сборниках. В М. помещены также гомилетические сочинения груз. авторов. Напр., в Афонский Многоглав внесены проповеди Иоане Болнели - свт. Иоанна, еп. Болнисского. Тбетский Многлав. Х в. (НЦРГ. А 19. Л. 202 об.) Тбетский Многлав. Х в. (НЦРГ. А 19. Л. 202 об.) Грузинский М. сходен с визант. панегириком ( Ehrhard. Uberlieferung. 1937. Bd. 2; Esbroeck. 1975. P. 18-19; Майсурадзе. 2005; Церадзе. 2005). По мнению М. ван Эсбрука, греч. сборник, соответствующий М., мог относиться к кон. V в. На основании сопоставления М.

http://pravenc.ru/text/2563866.html

Интерьер ц. прп. Симеона Столпника с росписью. Нач. XXI в. Интерьер ц. прп. Симеона Столпника с росписью. Нач. XXI в. Другие строения на столпе. В зап. стороне верхней площадки был расположен марани, найдено 8 зарытых в землю квеври (больших амфор для хранения вина и воды). Верхняя площадка столпа, окруженная оградой, выстроена из добытых на хребте камней на известковом растворе, в нижнем ряду кладки сохранились впадины диаметром 20-25 см: возможно, это отверстия для крепежа столбов, использовавшихся для установки здесь небольшого балкона. Неск. лет назад на столпе была построена монашеская келья малых размеров. С зап. стороны столпа, на 10 м ниже уровня верхней площадки, в скале высечена т. н. келья столпника (2,6×2 м) прямоугольной формы с входом и 2 окнами. Ее исследовали в 2005 г. Строения под столпом. Однонефная ц. во имя прп. Симеона Столпника реконструирована на древнем фундаменте и расписана. У подножия столпа находится небольшая пещера, где ставят свечи женщины (им запрещено подниматься наверх). Исследователи считают, что здесь была крипта (археологический материал отсутствует). Возле столпа находится частично руинированная келья. Рядом с церковью выстроены гостевой дом и здание для братии мон-ря и работников. Возведена ограда. Святыни. Т. н. болнисский крест высечен на скале с вост. стороны столпа на уровне земли. Он установлен на вертикальной основе, под которой находятся 3 горизонтальные линии, что соответствует изображению ступенчатого постамента. По сторонам черенка к постаменту спускаются 2 прерывистые линии. Окружность, в к-рую вписан крест, орнаментирована зигзагообразной линией, что схоже с декором др. болнисских крестов (в Болнисском Сионе , в Джвари и в др. церквах Картли ). В монастыре хранятся 2 реликвии XVI-XVII вв., найденные во время раскопок: сребропозлащенные с растительным стилизованным орнаментом накладки на Евангелие, украшенные агатом, и глиняный кувшин для воды. Лит.: Церетели Г. Кацхис Свети//Квали (Наследие). Тифлис, 1895. 40. С. 10 (на груз. яз.); он же. Археол. прогулка по Квирильскому ущелью//МАК. 1898. Вып. 7. С. 82-92; Готуа Л. Тайна Кацхис Свети//Мнатоби (Светоч). Тбилиси, 1945. 1. С. 36-54 (на груз. яз.); Цинцадзе В. Кацхис Свети//Моамбе (Бюллетень)/АН Груз. ССР. Тбилиси, 1946. Вып. 8. С. 557-564 (на груз. яз.); он же. Кацхис Свети - памятник груз. зодчества V-VI вв.//Дзеглис мегобари (Друзья памятников древности). Тбилиси, 1964. 3. С. 52-55, 91 (на груз. яз.); он же. Нек-рые вопросы защиты ансамбля Кацхис Свети//Там же. Тбилиси, 1974. 35. С. 58-61 (на груз. яз.); Беридзе В. Древнегруз. зодчество. Тбилиси, 1974 (на груз. яз.); Гуниа И. Муж. мон-рь Кацхис Свети// Он же. Мон-ри Грузии. Тбилиси, 2005. С. 154-155 (на груз. яз.); Цабадзе З. Кацхис Свети: Мон-рь//Натлиа (Крещение). Тбилиси, 2009. 3. С. 37-38; 4. С. 31 (на груз. яз.); Гагошидзе Г. Кацхис Свети//Academia. Тбилиси, 2010. 1. С. 55-68 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/1683963.html

1794 г. (по др. источникам, в окт. 1793: НЦРГ. Q 845. Л. 256) его перевели в Некресскую епархию. В 1799 г. в мон-ре Давидгареджи в Гареджи проживали на покое 3 архиерея, среди них манглели Даниил. Ираклий II особенно заботился о М. е.: по его приказу церковных крепостных, рассеянных по разным краям Картли, возвращали в Манглисское ущелье, предоставляли им льготы, защищали от притеснений, строго следили за «исправным» выполнением крестьянами своих обязанностей перед манглели. Церковные доходы и имущество, присвоенные князьями и крестьянами, были возвращены М. е. ( Пурцеладзе. 1881. С. 12-13; ПГП. 1974. Т. 5. С. 633-635; 1981. Т. 7. С. 557-558; 1985. Т. 8. С. 254; Груз. док-ты IX-XV вв. 1982. С. 228). К моменту упразднения царства Картли-Кахети Манглисский архиепископ еще числился среди архиереев Вост. Грузии (АКавАК. 1866. Т. 1. С. 530), но вскоре «архиерейские епархии... Манглисская и Болнисская, кои давно уже разорены от неприятеля», вошли в состав Тбилисской епархии (Там же. 1870. Т. 4. С. 143). Постановление от 3 янв. 1805 г. «о разводе царевича Давида с супругой Еленой» скрепил подписью уже «митрополит Тифлисский, Манглисский и Болнисский и кавалер Арсений» (ПГП. 1977. Т. 6. С. 342). После упразднения автокефалии Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата ГПЦ (30 июня 1811) территории Тбилисско-Манглисско-Болнисской епархии вошли в состав вновь образованной Мцхетско-Карталинской епархии Грузинского Экзархата Русской Православной Церкви (АКавАК. 1870. Т. 4. С. 169), затем - Карталино-Кахетинской епархии Экзархата. Архиереи древней М. е. Манглисские: Елагес (ок. 505/506), Кириак (Квирике) (ок. 1020), Афанасий (ок. 1027), Антоний (Туалаис-дзе) (не позже 1047-1048), неизв. по имени современник католикоса-патриарха Георгия III Таоэли (50-60-е гг. XI в.), Даниил (ок. 1200), Арсений (Мшвидаис-дзе) (40-60-е гг. XIII в.), Антоний (кон. XIII - нач. XIV в.), неизв. по имени, отец Николая, писца царя Андроника (1-я пол. XIV в), Иосиф (Джавахишвили) (рубеж XIV и XV вв.); Манглисско-Тбилисские (Тбилисско-Манглисские): Иоанн (I) (1-я пол XV в.- не позже 1441), Григорий (ок.

http://pravenc.ru/text/2561816.html

Перед утреней трапезой отец Максим предоставил мне молодого монаха, в связке с которым мы должны были подняться на 40-метровую высоту. Это произошло как-то чудесно. С молитвой, без остановки, на одном дыхании, не смотря вниз, за какие-то 5-7 минут я оказался на вершине, не успев испугаться и запыхаться… Будто невидимая сила Ангела-хранителя помогала мне. «Так всегда бывает с тем, кто поднимается сюда с верой и благоговением», – объяснил мне сопровождающий. Главное – не смотреть вниз…      Келья столпника      Я увидел площадку приблизительно в 100 кв. м, напоминающую уютный дачный дворик с миниатюрным храмом и кельей. Внутри небольшой кельи с печуркой – аскетический порядок и уют. Рядом с ней – древний винный погреб и склеп. Здесь же на территории растет хвойное дерево, высажена смородина, виноград, цветы. Площадка ограждена легким заборчиком. Нет ощущения высоты. В храме тишина и благодать. Рядом на дереве висит колокол. В углу территории – бачок рукомойника. Как я узнал, вода, питание и другие жизненно необходимые вещи поднимаются сюда ручной лебедкой. У храма Симеона Столпника      Потрясающий красоты вид монастыря сверху дополняет эту идиллию. Отсюда видны монастырские кельи, Вознесенский храм, гостевой дом, трапезная, фруктовый сад. Посреди двора на камне Болнисский крест, датируемый VI веком… Я подумал тогда: а как на столпе зимой, в стужу, снегопады, бураны и затяжные грузинские дожди? И представил, как о. Максим встает на ночную молитву, зажигает лампаду, свечи и молится… Между небом и землей о всем мире… Может, благодаря таким подвижникам – афонским, грузинским, почаевским, киево-печерским, египетским, сербским, русским – всей нашей Православной Церкви, и хранится эта маленькая планета Земля и все живущие на ней… Здесь подвизается о. Максим и летают орлы…      Попадая сюда, забываешь о своих проблемах. В народе это святое место называют «Крепостью одиночества». Неизвестно ни имя человека, которому пришла идея так назвать этот столп, ни имя христианина, который много веков назад воздвиг здесь храм. Однако дошло его послание, высеченное на камне древнегрузинской вязью: «Я огромный грешник, поэтому построю на столпе два дома: один для Бога, один для монахов».

http://pravoslavie.ru/94372.html

С Иверским мон-рем связана также деятельность свт. Иоанна Хахульского (Окропири, т. е. Златоуста). Во время правления царя Баграта III Куропалата (975-1014) он сначала занимал Болнисскую кафедру, затем подвизался в мон-рях: Хахули, основанном во 2-й пол. X в. царем Давидом Куропалатом, и в Иверском. Там он переводил духовные книги под рук. прп. Евфимия Святогорца. Сын царя Баграта III прп. Василий (Багратиони) подвизался в Хахульской обители и также занимался переводами книг. В Иверском мон-ре на Афоне он составил «Похвалу святому отцу Евфимию». С мон-рем Хахули связана также деятельность прп. Макария Постника († ок. 1034). Католикос-патриарх Мелхиседек I , происходивший из знатной семьи и воспитанный груз. царем Багратом III, возглавлял ГПЦ при Баграте III, Георгии I и Баграте IV и пользовался значительным влиянием при груз. дворе, будучи в то же время близким к визант. двору и поддерживая отношения с визант. императорами Василием II (976-1025), Константином VIII (1025-1028) и Романом III Аргиром (1028-1034). Мелхиседек I часто посещал К-поль: напр., в составе посольства, возглавляемого груз. царицей Мариам (1030), когда обратился к визант. имп. Василию II с просьбой о восстановлении мцхетского патриаршего собора Светицховели, после чего в храме были проведены значительные реставрационные работы. В т. н. Завещании Мелхиседека (отчете о деятельности Мелхиседека в период Патриаршества) католикос-патриарх описывает свои пожертвования мцхетскому собору Светицховели: золотые, серебряные, мозаичные иконы, богослужебную утварь, рукописи, в т. ч. рукопись Жития Андрея Салоса (Юродивого) (Кекел. Н 1345), подаренную католикосу его дядей, «монастыри и села», также он перечисляет пожертвования собору царя Баграта («большой скараманг» - златотканую накидку), «икону из золота, дарованную… Константином, царем греческим… покровы (над царскими вратами), что дарованы… кесарем Василием»; «дарованную… греческим царем Романом ризу златотканую» (Корпус груз. Т. 1. С. 22-28). По просьбе католикоса-патриарха царь Баграт освободил от податей принадлежавшие Светицховели деревни, что было закреплено грамотой. В этом же документе Мелхиседек отмечает, что тбилисский эмир Али освободил Светицховели от уплаты налога на овец, лошадей и вино. Т. о., документ отражает лояльность араб. властей к Грузинской Церкви. Существование между ГПЦ и Тбилисским эмиратом многосторонних торгово-экономических и политических связей подтверждается тем, что Церковь имела в Тбилиси недвижимое имущество (лавки и торговые ряды), о чем упоминает в завещании (1123-1124) Шиомгвимскому мон-рю св. царь Давид IV Строитель ( Силогава. Завещание. 2003. С. 122).

http://pravenc.ru/text/638558.html

Дманисский архиерей в груз. эпиграфических и документальных источниках назван мамамтавар ( Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. C. 424) и архиепископ (Дарственная грамота Дманисскому Сиони. 1586 г.- ПГП. 1965. Т. 2. С. 49). Первое упоминание о нем, возможно, относится к VIII-IX вв.: на стеле, встроенной в церковь в с. Кианети, расположенной в ущелье р. Машавера на территории Д. е., сохранилось имя еп. Стефана, но, напр., Н. Шошиашвили отождествляет его с Болнисским епископом. В строительной надписи в ц. во имя вмч. Георгия в с. Кианети читается имя еп. Михаила. Еп. Тевдоси (Феодосий) упомянут в строительной надписи 1-й пол. XIII в. на зап. фасаде портика Дманисского Сиони ( Мусхелишвили. 1938. С. 386), в надписях кафедрала портика - неизвестный епископ (возможно, 2-я пол. XIII в.), отменивший выплаты золота за венчание ( Силогава. 2000. С. 246). Известен Дманисский епископ рубежа XIII и XIV вв. Елисей I, посетивший Св. землю и заказавший в груз. Крестовом мон-ре в Иерусалиме переплет Псалтири ( Цагарели. 1889. Т. 1. Вып. 2. С. 11). В груз. источнике XIII в. «Распорядок царского двора» дманели упомянут 34-м, между епископами Черемским и Дадашенским (ПГП. 1965. Т. 2. С. 49). В 1595 г. еп. Дманисским Иосифом (Саакадзе) была составлена грамота, по которой с. Курисубани пожертвовали мцхетскому кафедральному собору Светицховели ( Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 428). По сведениям Л. Мусхелишвили, в портике Дманисского Сиони погребен еп. Павел (XVII в.) (надгробие утеряно). Мусхелишвили также приводит данные об Иосифе (Тархнишвили), к-рый в 1662 г. перешел на Тбилисскую кафедру ( Мусхелишвили. 1938. С. 333). В одной из грамот 1665 г. упоминается еп. Дманисский Христофор (Бараташвили), совместно с братом и сыновьями купивший виноградники в Болниси ( Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 508; Мусхелишвили. 1938. С. 338). Одним из епископов, подписавших в 1673 г. клятвенную грамоту католикосу-патриарху Вост. Грузии Доментию III (Мухранбатони; 1660-1676), был еп. Дманисский Филипп (Марташвили) (Док-ты по соц.

http://pravenc.ru/text/178576.html

Священный Синод Грузинской Православной Церкви HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Священный Синод Грузинской Православной Церкви Священный Синод Грузинской Православной Церкви Председатель Священного Синода: Святейший и Блаженнейший ИЛИЯ II, архиепископ Мцхетский и Тбилисский, Католикос-Патриарх всея Грузии . Члены Священного Синода: 1. Афанасий (Чахвашвили), митрополит Руставский и Марнеульский 2. Каллистрат (Маргалиташвили), митрополит Кутаисский и Гаэнатский 3. Анания (Джапаридзе), митрополит Манглисский и Цалкский 4. Георгий ( Шаламберидзе), митрополит Ткибульский и Терджельский 5. Иов (Акиашвили), митрополит Руисс-Урбнисский 6. Даниил (Датуашвили), митрополит Цхум-Абхазский 7. Давид (Махарадзе), митрополит Авва Алавердский 8. Авраам (Гармелиа), митрополит Западно-Европейский 9. Сергей (Чекуришвили), митрополит Некресский и Еретский 10. Иосиф (Киквадзе), митрополит Шемокмедский 11. Исаия (Чантуриа), митрополит Никозский и Цхинвальский 12. Елисей (Джохадзе), митрополит Никорцминдский 13. Григорий (Бербичашвили), митрополит Потийский и Хобский 14. Николай (Пачуашвили), митрополит Ахалкалакский и Кумурдский 15. Феодор (Чуадзе), митрополит Ахалцихский и Тао-Кларджетский. Первый хорепископ Каталикоса-Патриарха. 16. Савва (Гигибериа), митрополит Хонский и Самтредский 17. Дмитрий (Шиолашвили), митрополит Батумский и Лазетский ( Лазский) 18. Герасим (Шарашенидзе), митрополит Зугдидский и Цаишский 19. Фадей (Иорамашвили), архиепископ Тианетский и Пшав-Хевсуретский 20. Вахтанг (Ахвледиани), архиепископ Маргветский 21. Зосим (Шиошвили), архиепископ Цилканский и Душетский 22. Серафим (Джоджуа), архиепископ Борджомский и Бакурианский 23. Антоний (Булухиа), архиепископ Ванский и Багдатский 24. Давид (Тикарадзе), архиепископ Бодбийский 25. Андрей (Гвазава), архиепископ Самтависский и Горийский 26. Петр (Цаава), архиепископ Чкондидский 27. Стефан (Калаиджишвили), епископ Цагерский и Лентехский 28. Иларион (Китиашвили), епископ Местийский и Верхне-Сванетский 29. Евфимий (Лежава), епископ Гурджаанский и Велисцихский 30. Лука (Ломидзе ), епископ Ниноцминдский и Сагареджейский 31. Зенон (Иараджули), епископ Дманисский и Лоре-Таширский 32. Егудииль (Табатадзе), епископ Стефанцминдский и Хевский 33. Шио (Муджири), епископ Сенакский и Чкороцкуский 34.Спиридон (Абуладзе), епископ Схалтский 35. Ефрем (Гамрекелидзе), епископ Болнисский 36. Иоанн (Гамрекели), епископ Цуртавский. Второй хорепископ Каталикоса-Патриарха. Также в этом разделе

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Наша Церковь была основана в то время, когда в Византии, как яркие звезды, воссияли десятки и сотни тысяч мучеников, когда в египетских и иорданских пустынях подвизались преподобные отцы, чей аскетический и молитвенный подвиг всегда будет удивлять каждого реально мыслящего человека; наша Церковь зародилась в то время, когда всему миру стали известны труды глубоких богословов и философов: святых Иустина Философа , Климента Александрийского , святых Василия Великого , Григория Богослова , Иоанна Златоустог о и многих других. Наш народ впитал весь этот духовный нектар, ощутил по-своему и создал совершенно новые шедевры духовной сокровищницы. Что представляла бы собой Грузия, если бы не было подвигов святой Нины, святых Вахтанга Горгасали, Давида Строителя, Давида и Константина, Шота Руставели, Католикоса-Патриарха Антония I, Ефрема Философа, Петра Ивера, Иоанна Петрици и многих других; кто бы знал сегодня о Грузии, если бы мы не имели Бека Опизари, Джвари, болнисского Сиони 42 , Светицховели, если бы не было у нас фресок монаха Дамиана и известных всему миру уникальных икон из перегородчатой эмали? Подобных примеров можно привести тысячи. Сегодня наша Церковь , полная Божественной энергии и проистекающих отсюда благодатных дарований, принимает активное участие в жизни народа, в миротворческой деятельности и в служении обществу в духе христианской любви, взаимопонимания и справедливости. В объединяющей роли Церкви мы видим ее нравственную задачу. Нас очень радуют те большие позитивные сдвиги, которые произошли в последние годы в жизни нашей Грузинской Советской Социалистической Республики. Эти сдвиги видны во всем; в правопорядке, в литературе, искусстве, в жизни города и села. Но нас волнуют не только наши внутренние проблемы. Все, кому не безразлична наша родина, думают и о судьбе тех наших братьев и сестер, которые оказались за пределами нашего отечества, будь то христиане или мусульмане. Я с особой любовью и самыми теплыми чувствами обращаюсь к вам, наши братья, находящиеся за пределами нашей родины, обращаюсь к вам, мусульманам и христианам: у нас различные религиозные взгляды, но мы едины по плоти и крови, помните, что ваши предки погребены в священной грузинской земле, помните, кто вы и откуда, помните наш благословенный грузинский язык и освященные веками наши традиции, помните, что дух разделения и ненависти можно победить только любовью, которой так щедро одарил нас Всевышний. Мы всегда помним вас и молимся о вас.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010