За свечным ящиком сидела бабушка. " Пенсия 18 лари (9 долларов). Да и дают раз в три месяца. Раньше хватало к детям на Украину съездить, а теперь на хлеб нет " . Люди простые, как и в русских деревнях, живут воспоминаниями о былом советском благополучии. От материальной стороны жизни грузин потрясению моему не было предела – действительно, нет света и не течет теплая вода из крана. Будто смерч войны пронесся по стране, опустошивший дома, заводы, предприятия, выбивший стекла и двери сорвавший с петлей; курортные места, пансионаты, санатории, гостиницы предлагают воспоминания о своем былом уюте разве что паукам да летучим мышам. Если бы я своими глазами не видела в этих краях 15 лет назад изобилия благ и роскоши, то не поверила, что столь крутые повороты может делать жизнь на своем пути. Цугругашени (1213-1222). Находится в Болнисском районе, в 2 км от Болнисского Сиона. В плане прямоугольной формы с куполом из тесанных камней золотистых, желтых, коричневых и голубых оттенков. Барабан купола украшен двойным орнаментированным карнизом, фасады декорированы двойными окнами, треуголными нишами и крестами. В постройке угадывается почерк двух мастеров – изящно украшенные купол и окно южного фасада и сухость всего остального. 26 мая. Кахетия: Ниноцминда. Гурджиани. Кахетия – это район восточной Грузии, центр виноделия. Здесь изготавливают Цинандали, Мукузани, Гурджаани. Но в Грузии обычно покупаешь самодельное дешевое вино в баллончиках из под пепси-колы и т.п. и поэтому название не знаешь. Я помню меру своего изумления, когда в Москве в винном магазине я увидела на этикетках вин весь наш маршрут: Вазисубани, Кинцвиси, Гурждаани. После нашествия арабов в середине VII в., культурное развитие сместилось из столицы и центральной провинции Картлии в периферийные районы – Абхазию, Джванетию, Тао, Кларджетию, Кахетию. Памятники Кахетии отличаются суровостью форм и безразличием к декору, строили из булыжника, другого материала не было. Памятники Кахетии датированы плохо, потому что мало археологического материала. Преимущественно это трехцерковные базилики, зальные церкви.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Поэтому я и пошел в монастырь. Разумеется, я не думал об архиерействе. И новость о предстоящей епископской хиротонии застала меня врасплох. В один зимний день, когда все было завалено снегом, в том числе и дорога в монастырь, митрополит Иов вместе с епископом Сванетским Иларионом (Китиашвили) все же добрались сюда. Надо сказать, что в Козипском монастыре не было телефона, так как линиям связи туда не дотянуться, а значит, предупрежден об их визите я не был. А тут еще такая новость: Священный Синод Грузинской Православной Церкви выбрал меня для рукоположения в архиерея. От удивления я не мог ничего сказать. Я воспринял это как милость Господа, Который удостоил меня, многогрешного, такой чести. Епископство – это новая степень ответственности, масштабность которой трудно себе представить. Если было бы мое желание, я остался бы в монастыре, но Священный Синод уже все решил. После этого известия я, конечно, встречался со Святейшим Патриархом Илией, который сказал: «Господь милостив, и нужно подчиниться воли Божией, ведь желание Церкви состоит в том, чтобы ты принял епископство как послушание». В декабре 2007 года я был хиротонисан в архиерея. – Когда была основана окормляемая вами Болнисская епархия? Загрузить увеличенное изображение. 800 x 533 px. Размер файла 200795 b. Болнисский СиониБолнисская епархия имеет давнюю историю. Она была основана в V веке; в это время, при святом царе Вахтанге Горгасале, Грузинская Православная Церковь получила автокефалию. Тогда возникло двенадцать епархий и одна из них – Болнисская. До настоящего времени сохранился древнейший кафедральный собор – Болнисский Сиони. Епархия, как и вся Грузия, на протяжении своего существования видела разное. Здесь служили великие подвижники. Было время, когда Православие в Болнисси искоренялось, но потом здесь снова поселялись православные грузины, и молитва Христова звучала еще громче. Сегодня Болнисская епархия является неотъемлемой частью Грузинской Православной Церкви. Епархия находится в самой крайней части Грузии – на границе с Азербайджаном.

http://pravoslavie.ru/41637.html

Он находится в семи километрах от города Болнисси. Я лично возглавляю в соборе все воскресные и праздничные службы. В эти дни храм переполнен молящимися. Болнисский Сиони уникален тем, что на его стене сохранилась надпись V века, в которой говорится о времени создания собора и называется имя строителя. Это епископ Давид (470–480). Предполагается, что по его благословению и под его непосредственным руководством и был построен Болнисский Сиони. Надо отметить, что надпись на стене ценна сама по себе: она является образцом древней грузинской письменность хуцури. Также на стенах есть изображение креста, именуемого Болнисским, а в алтарной части сохранились красивые фрески. Необходимо сказать, что, несмотря на то, что в Грузии много старых храмов, исконные изображения в них почти утрачены. В этом смысле Болнисский Сиони уникален. Люди приезжают к нам не только со всей Грузии, но и со всего мира, чтобы посмотреть на этот памятник архитектуры и духовности, памятник, который потрясает своим величием на протяжении полутора тысяч лет. Понятно, что Болнисский Сиони – очень ветхий собор, со следами разрушения от времени. Из источников известны такие факты: в XVII веке обвалилась крыша, в связи с этим начались регулярные ремонтные работы. А в XIV столетии, во время татаро-монгольского нашествия, в соборе заперли 500 человек и сожгли их заживо. Следы от того пожара можно увидеть на стенах храма и сейчас. Останки мучеников долгое время хранили в костнице, под собором. В советское время они бесследно исчезли и до сих пор не найдены. – Какими еще храмами и монастырями славится Болнисси? – Широко известен мужской монастырь Цугругашени XII века, храм Казаретской Троицы XIII столетия, храм святителя Николая в Тандзиэ XVII века, а также Питарецкая мужская обитель. Всего на территории Болнисской епархии 200 храмов и монастырей. Мы делаем все возможное, чтобы восстановить их, чтобы в них служилась Божественная литургия. В этом году мы планируем открыть два монастыря. По всей епархии на данный момент действуют 16 храмов, где богослужения совершаются постоянно.

http://pravoslavie.ru/41637.html

Понятно, что в этой области проживает много азербайджанцев-мусульман. В общем, все непросто. На нас возложена ответственная миссия – донести слово Божие до всех людей. Чтобы вера, несмотря на национальные различия, соединяла каждого человека с Богом, чтобы укрепляла его духовные и телесные силы. Наконец, мы должны бережно хранить и преумножать традиции наших великих предков, которые мужественно исповедовали Православие в этом многоконфессиональном крае. Назову хотя бы известного грузинского писателя, ученого и политического деятеля Сулхан-Саба Орбелиани, который был воспитателем будущего царя Вахтанга IV. В нашей епархии расположено немало старинных монастырей: пять – мужских и один – женский. В последние три года в них идет активная реставрация. Одновременно умножается число духовенства и монашествующих. Есть у нас своя духовная гимназия, издательство, издается «Епархиальный вестник». – Какие архиереи управляли Болнисской епархией за время ее существования? – Архиереев, которые в разное время управляли епархией, много, однако сведения о них зачастую весьма обрывочны. Я хотел бы назвать одного из них – владыку Иоанна Болнели. Он подвизался на рубеже IX–X веков и был известен как образованнейший богослов и блестящий проповедник. Его творения изданы, но, к сожалению, почти не востребованы широкой православной аудиторией. Меж тем из них можно почерпнуть много полезного, они обладают сильным духовным зарядом. Мы сейчас тщательно исследуем жизнь этого архиерея и хотим ходатайствовать перед Священным Синодом о причислении владыки Иоанна к лику святых. Также кафедрой управляли архиепископы Иосиф Болнели и Николай Болнели. Однако о них мы знаем совсем мало. Пробелы в истории Болнисской епархии ощутимы, и наш долг – их восполнить. – На территории вашей епархии расположен архитектурный памятник мирового значения – собор Болнисский Сиони, который датируется V веком. В каком состоянии он находится в настоящее время? Совершаются ли в нем богослужения? Изображение креста на стене храма Болнисский Сиони (V в.) Изображение креста на стене храма Болнисский Сиони (V в.) – Как я уже сказал, Болнисский Сиони является кафедральным собором епархии.

http://pravoslavie.ru/41637.html

стран (Византия, Сирия, Палестина), а также традиции местного чеканного искусства. На вост. фасаде Болнисского Сиони (478-493), над алтарным окном, помещена плита с вписанным в полукруг равноконечным крестом и строительной надписью, исполненной древнегруз. заглавным письмом асомтаврули. В центральном нефе, на капителях пилястр алтарной апсиды, среди растительных и геометрических орнаментов изображены горный козел между 2 львами и медведь в погоне за зайцем - раннехрист. сюжеты, связанные с темой спасения души от демонических сил. Капители юж. пилястры баптистерия украшены изображениями 2 павлинов по сторонам креста (аналогичный мотив встречается в церкви в Акаурте, V в.), виноградной лозы, головы быка с крестом между рогами, оленей, щиплющих листья, на гранях др. капителей - олени среди деревьев. На капителях сев. и юж. галерей высечены фигуры оленей и птиц, клюющих плоды: они символизируют приверженность христианству и в разных вариациях встречаются в груз. искусстве (церкви в Акаурте, Теловани (VIII в.), Акванеба (VI в.), Атени Сиони (VII в.) и др.). Рельефы Болнисского Сиони выполнены в плоскостно-графическом стиле, изображения выступают на 1 см, рисунок львиных грив на пилястрах апсиды напоминает орнамент, близкий к орнаменту памятников искусства сасанидского Ирана. В отличие от др. рельефов изображение головы быка в баптистерии выполнено в горельефе. Вознесение креста. Композиция в тимпане портала ц. Джвари. 586/7–604 гг. Вознесение креста. Композиция в тимпане портала ц. Джвари. 586/7–604 гг. Декор интерьера церкви в Акаурте состоит из резных листьев аканфа, кругов и ромбов на импостах по сторонам апсиды, декор юж. фасада, обращенного к дороге, посвящен теме Воскресения Христа. На мощном архитраве портала, обрамленного орнаментом из виноградных лоз, изображены прор. Даниил среди львов, олени, пальмы. В углублении округлой формы рядом с окном помещена плита с изображением павлина. Рельефы плоскостны, фон вокруг них углублен на 1 см. Тонкая силуэтная линия подобна рисунку на камне.

http://pravenc.ru/text/168199.html

Первые сведения о епархиальном делении К. появляются в 1-й пол. V в.: в лапидарной надписи храма Урбниси упоминяется еп. Урбнисский «отец Микаел». В Житии Месропа Маштоца, созданном его учеником Корюном в сер. V в., сообщается, что еп. Самуилу (возможно, имеется в виду епископ Дманисский) была вручена Таширская паства ( Koriwn. 2005/2007. P. 83-84). Корюн был выходцем из К. и носил сан епископа, но неизвестно, какой епархии. Во владении Картлийских питиахшей, согласно Мученичеству вмц. Шушаник Якова Цуртавели (между 476 и 483), было неск. епархий; среди них - Цуртавская, архипастырь которой назывался также «епископом дома питиахша». В эпиграфических памятниках 2-й пол. V в. упоминаются «первоепископ» Никозский Захария (надпись на церкви Гвтаеба, Земо-Никози) и еп. Болнисский Давид (надписи Болнисского Сиони). При царе св. Вахтанге Горгасали Грузинская Православная Церковь (ГПЦ) стала автокефальной. Глава Картлийской Церкви, носивший до этого титул архиепископа Картлийского, получил титул католикоса. Архиепископом Картлийским стал именоваться епископ Самтаврский. В источниках этого времени также упоминается «епископ царского дома» ( Koriwn. 2005/2007. P. 78; Книга посланий. 1968. С. 97), однако не совсем ясно, был ли он епископом царского домена (И. Джавахишвили , С. Какабадзе) или придворным епископом, к-рый благословлял царскую трапезу (акад. прот. К. Кекелидзе ). В 70-х гг. V в. царь св. Вахтанг провел реформу ГПЦ и учредил новые епархии, среди них в К.- Мцхетскую (Самтаврская), Никозскую (Шида-Картли); Манглисскую, Болнисскую, Агаракскую (Хунанская) (Квемо-Картли). Церковная организация быстро развивалась, и уже в нач. VI в., по сведениям епископа Сирийской монофизитской церкви Симеона Бет-Аршамского (510-525), в ГПЦ насчитывалось 33 епископа ( Simeon. 1719. P. 355). 22 епископа, епископ царского дома и католикос, присутствовавшие на I Двинском Соборе (505-506) и подписавшиеся под постановлениями Собора, упоминаются в «Книге посланий», в частности епископы К.- Самтаврский, Дманисский, Болнисский, Цуртавский, Тбилисский, Манглисский, Руисский, Самтависский, Цилканский и Хунанский (Книга посланий. 1968. С. 97-98).

http://pravenc.ru/text/1681187.html

Храм Георгия Победоносца в Болниси (Цугругашени) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Цугругашени (храм Георгия Победоносца) — храм XIII века в Болнисском районе Грузии. Храм находится в 11 километрах от города Болниси и в 2-х километрах от села Болниси - на восток за рекой Его хорошо видно из села Болниси и с дороги Болниси-Поладаури. Содержание История [ править править код ] Цугругашени - храм XIII века в Болнисском районе Грузии. Храм находится в 11 километрах от города Болниси и в 2-х километрах от села Болниси - на восток за рекой Его хорошо видно из села Болниси и с дороги Болниси-Поладаури. Рядом почти никаких строений, место довольно безлюдное. Сейчас здесь можно видеть храм и храмовую ограду с двумя воротами: основными южными (малоинтересными) и старыми западными. Фактически это монастырь, монастырские постройки находятся с северной стороны, они малозаметны. Известно, что храм построен где-то между 1212 и 1222 годом, в период правления Георгия IV. Храм отличается особенно утонченными пропорциями архитектурных объемов, что позволяет причислить его к финальному аккорду грузинской архитектуры эпохи Золотого века. Есть предположение, что позже он слегка перестраивался, потому что филигранная каменная резьба высокого подкупольного барабана по стилю несколько отличается от декора фасадов. Внутри есть росписи, но их немного. Иконостас очень скромный, в нем всего две крупные иконы. Верх храма в интерьере тоже почти не расписан, в куполе – большой крест. Престольные праздники [ править править код ] Георгий Победоносец, великомученик - 6 мая Как добраться [ править править код ] Адрес: Грузия, Квемо-Картли, село Болниси Проезд: Храм находится в 11 километрах от города Болниси и в 2х километрах от села Болниси - на восток за рекой. Его хорошо видно из села Болниси и с дороги Болниси-Поладаури. Рядом почти никаких строений, место довольно безлюдное. Фото [ править править код ] Ссылки [ править править код ] Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Георгия_П...

С. 34; Такаишвили. 1951. С. 165). С именем прп. Давида связана и пещерная церковь на горе Кечути ( Вахушти Багратиони. 1973. Т. 4. С. 314). Наиболее почитаемой святыней Д. е. считалась чудотворная Дманисская икона Божией Матери, находившаяся в Дманисском Сиони (утеряна). По преданию, молитва перед ней спасла от смерти тяжелобольного царевича Георгия, сына груз. царя Давида VII Улу (1247-1270), после чего последний перевез икону в Тбилиси (Там же. С. 224). В грамоте 1586 г. царя Симеона I сохранилось изображение иконы, с которого в 2005 г. был сделан живописный список. Почитался чудотворный крест вмч. Георгия из с. Коранти с частицей мощей (лопатка) святого. В средневековье крест с торжественными крестными ходами носили в разные части Грузии (Садгери, Атоци, Чхари) (Там же. С. 756). Во 2-й пол. XVIII в. была учреждена Ахтальская епархия, куда наряду с территориями Агаракской, Цалкской и Болнисской епархий вошли и территории Д. е. После упразднения в 1811 г. автокефалии Церкви Вост. Грузии (Мцхетского Католикосата) территории Д. е. находились в составе Мцхетско-Карталинской (с 1818 Карталинско-Кахетинская (Грузинская)) епархии Грузинского Экзархата РПЦ . В 1917 г., после восстановления автокефалии ГПЦ, территории Агаракской, Цалкской, Болнисской епархий и Д. е. вошли в состав Тифлисской (1917-1920), затем Тифлисско-Мцхетской (1920-1927) епархии. В июне 1927 г. на IV Поместном Соборе ГПЦ эти территории вместе с Лоре-Ташири были включены в состав восстановленной древней Ахтальско-Пентелитарской (Бешташенской) епархии, с 50-х гг. XX в.- Агарак-Цалкской епархии. В сент. 1995 г. на XIII Поместном Соборе ГПЦ на основе Манглисской и Агарак-Цалкской епархий были созданы Манглисско-Цалкская и Болнисско-Дманисская епархии. В авг. 2003 г. на заседании Синода ГПЦ было решено разделить Болнисско-Дманисскую епархию на Болнисскую и Д. е., правящим архиереем последней стал еп. Зенон (Иараджули). 6 февр. 2006 г. Д. е. была переименована в Дманисско-Агарак-Таширскую епархию. К 2003 г. на территории Д.

http://pravenc.ru/text/178576.html

41 Высокочтимые благоверные святые мученики, принявшие смерть ради хри­стианской веры и спасения Грузии от разорения. О царях Арчиле и Луарсабе см. примеч. 18 в материале С. Вардосанизе. Димитрий II Самопожертвователь (1259–1289), искусный дипломат, пытаясь сдержать нашествие врага, также сам отправился в ставку персидского шаха, чье войско подошло к границам Кахетии. Ему предложили выбор: или он перейдет в ислам, и тогда персы не тронут Грузию, или смерть. Царь выбрал смерть. Он был казнен. По сведениям средневековых историков, после его кончины случилось солнечное затмение, персы истолковали его как знамение и отошли от границ Грузии. О князьях Аргветских и царице Кетеван см. примеч. 12 в материале С. Вардосанидзе. 42 Антоний I (Багратиони, 1720–1788) – вступил на патриарший престол вскоре после более чем двадцатилетней оккупации Грузии турками и персами. Активно занялся восстановлением страны. За тесные контакты с католиками, чья система образования его привлекала, был осужден церковным судом как еретик, лишен сана и заключен в крепость, где провел более полутора лет. Уехал в Россию, предстал перед судом РПЦ и был оправдан. Некоторое время служил в России, затем возвратился в Грузию, где ему вернули сан и патриаршее достоинство. Сделал очень много для развития духовного образования в Грузии. Был одним из инициаторов Георгиевского трактата – договора с Россией. Ефрем Философ, или Ефрем Мцире (ок. 1025–1101) – церковный писатель, историк, философ. Получил образование в Константинополе. Перевел и прокомментировал сочинения Иоанна Дамаскина , Ефрема Сирина , Василия Великого . Написал комментарии к Псалтири и Посланиям апостолов. Иоаннэ Петрици (XI–XII вв.), также учился в Константинополе, был близок кругу Иоанна Итала и Михаила Пселла . После их осуждения скрылся в грузинском Петрицонском монастыре в Болгарии. Поэт и гимнограф, философ-неоплатоник, перевел на грузинский язык сочинения Аристотеля, Прокла, Немесия Эмесского и сопроводил их обширными комментариями. Эти комментарии дали толчок общекультурной эволюции и развитию философской мысли в Грузии и повлияли, в частности, на Шота Руставели. Бека и Бешкен Опизари – знаменитые мастера грузинской чеканки по металлу XII– XIII вв. Выполненные ими иконы и оклады икон считаются вершиной грузинского чеканного искусства. Болнисский Сиони – трехнефная базилика конца V в. недалеко от г. Болниси, самый древний из сохранившихся грузинских храмов. Восьмистрочная надпись на восточном фасаде не только указывает точную дату сооружения храма, но и является старейшим, хорошо сохранившимся образцом древнегрузинского письма. Храм известен также особым типом креста, высеченного на фасаде и получившего название «болнисский».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Его преемником стал Николай (Манвелашвили; 40-е гг. XVII в.), далее Джуматскими епископами были Малахия II, сын гурийского кн. Кайхосро I Гуриели (50-е гг. XVII в.); Максим I (Мачутадзе; 60-е гг. XVII в.- 1676), впосл. занявший Болнисскую кафедру; Максим II (Шарвашидзе; 1677-1685); Иоанн (Беридзе; 80-е гг. XVII в.); Гавриил (Чиковани; нач. XVIII в.), одновременно занимавший также Чкондидскую и Гелатскую кафедры; Максим III (Шарвашидзе; 40-50-е гг. XVIII в.), восстановивший храм Эркети; Евфимий (Шарвашидзе; 50-60-е гг. XVIII в.) ( Бакрадзе. 1878. С. 152; Такаишвили. 1909. Т. 2. С. 522). В результате русско-тур. войны 1768-1774 гг. епархии на территории Гурии были упразднены, в т. ч. и Д. е. В 1777 г. Абхазский (Западногрузинский) католикос-патриарх Максим II (Абашидзе ; 1776-1795) с согласия гурийского кн. Георгия V Гуриели (1776-1788) восстановил Д. е. и поставил епископом Симеона II (Абашидзе; 1777-1778). В 1780 г., после захвата турками территорий Хиноцминдской епархии, еп. Хиноцминдский Иоанн (Цуцунава) перешел на Джуматскую кафедру (ПГП. Т. 6. С. 722), в 1788 г. Д. е. возглавил также преследуемый турками митр. Шемокмедский Иосиф (Такаишвили), именовавшийся митрополитом Шемокмедско-Джуматским ( Бакрадзе. 1878. С. 318, 321). Впосл. эта титулатура закрепилась и за остальными архиереями Д. е. В 1794 г. митр. Иосифа сменил митр. Максим IV (Нижарадзе), в 1811 г.- митр. Николай II (Шарвашидзе), после смерти к-рого с 1827 г. кафедрой управлял архим. мон-ря Шемокмеди Арсений (Мгалоблишвили) (ЦГИАГ. Ф. 488. Ед. хр. 1854. Л. 17). В 1833 г. Д. е. была упразднена и ее территории вошли в состав Имеретинской епархии Грузинского Экзархата РПЦ . В 1844 г. епархия была восстановлена как Гурийская с кафедрой в Джумати. В 1878 г. Гурийской епархии были подчинены территории, перешедшие от Турции России по Берлинскому миру. 12 июня 1885 г. Гурийская и Мингрельская епархии были объединены в Гурийско-Мингрельскую . После восстановления автокефалии Грузинской Православной Церкви (1917) территории Д. е. вошли в состав Батумской, а в 1920 г.- Батумско-Шемокмедской епархии. С 1995 г. территории исторической Д. е. находятся в юрисдикции Шемокмедской епархии.

http://pravenc.ru/text/171877.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010