Шиомгвиме. Шио-Мгвимский монастырь. Церковь Иоанна Предтечи. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь Иоанна Крестителя построена между 560 и 580 годами, ещё при жизни Святого Шио. При освящении храма присутствовал католикос Макарий (553-569), Иоанн Задазенский и с ним ещё некоторые ассирийские отцы. Возле храма Святой Шио вырыл колодец и 15 лет прожил в нём в формате затворничества, питаясь водой и просфирами. Шио умер здесь же, и мощи его хранились в монастыре до недавнего времени, и только в советский период их зачем-то сожгли. Небольшая часть уцелела и сейчас находится в храме Самтавро в Мцхете. Про перестройки храма история ничего не говорит, так что, похоже, он дошёл до нас в своём почти изначальном виде. Архитектурно сооружение очень сложное, входить надо через колокольню и внутри будет несколько тёмных залов. Про запрет фотографировать ничего не написано. Когда-то там был красивый иконостас, но сейчас его вывезли в столичный музей. Это одно из первых сооружений купольного типа в Грузии, и это же первый крестовый храм. Через полвека будет построен уже более сложный храм Джвари, а затем и Атенский Сион. Все эти храмы конструктивно похожи друг на друга. Если мысленно сравнить храм Иоанна с Болнисским Сионом, построенным на полвека раньше, то разница видна существенная. Странно то, что храм такого типа был построен первым, и в каком-то смысле последним. Впоследствии крестовые храмы строили в виде тетраконхов, затем, с 630 года, в виде крестовых храмов с опорой купола на столбы, а этот так и остался редким случаем храма с опорой купола на угловые выступы стен. Это своего рода храм-эксперимент, который не породил серии себе подобных. Колокольня перед храмом выглядит очень архаично, однако её построил Гиви Амилахвари в 1733 году - в том же году, когда за хребтом в Мухрани построили Мухранскую крепость. http://www.travelgeorgia.ru/255/ Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=36881

Галерея ц. прор. Илии в Фессалонике. 1360 г. Галерея ц. прор. Илии в Фессалонике. 1360 г. С IX в. нек-рые визант. церкви имели внешние крытые Г.: храм Христа Акаталепта в К-поле (сер.- 2-я пол. IX в.) окружала с 3 сторон Г., сообщавшаяся тройными аркадами на колоннах с юж. и сев. ветвями планового креста; к ц. св. Феодора (Килисе-джами) в К-поле (XI в.) с сев. и юж. сторон примыкали Г., открывавшиеся высоким проемом в храм, а с зап. стороны соединявшиеся с нартексом. В палеологовскую эпоху внешние Г. трансформировались в полуоткрытые портики с чередованием проемов в виде аркад с тонкими полуколонками и нишами (храмы святых Пантелеимона, XII в., и Екатерины, кон. XIII в., в Фессалонике). Открытые Г. примыкали снаружи к сев. (1-я пол. XII в.) и юж. (до 1180) церквам мон-ря Пантократора (Зейрек-джами) в К-поле, к сев. фасаду храма Афендико мон-ря Вронтохион, к ц. Богородицы Пантанассы в Мистре (ок. 1430). В Закавказье внешние Г. известны уже с V в.: так, Болнисский Сион (478-493) имел открытую Г. с сев. стороны; к храмам в Текоре (V в.), Ереруйке (V в.), Двине (кон. V в.), Одзуне (VII в.) примыкали Г., сооружавшиеся с 1, 2 или 3 сторон зданий; собор Светицховели в Мцхете (1010-1029, зодчий Арсукидзе) имел открытые Г. по продольным фасадам здания (утрачены в XIX в.). Хоры в храмах Грузии появились с VII в.: в Цроми (626-634) они располагались над нартексом. В X-XI вв. такие Г. являлись обязательной частью кафедральных соборов: ц. Квелацминда в Гурджаани (VIII-IX вв.) имела И-образные в плане хоры; в соборе Баграта в Кутаиси хоры (построены в 1003) располагались с 3 сторон планового зап. рукава; в ц. св. Георгия в Алаверди (нач. XI в.) хоры находились во 2-м ярусе боковых нефов. Внешние Г., располагавшиеся выше боковых нефов, имели нек-рые базилики в Сирии, а также, по одной из версий, ц. Богородицы мон-ря Липса в К-поле (908). В церковных постройках Запада Г. появились в каролингской архитектуре: дворцовая капелла Карла Великого в Ахене (ок. 800), построенная в подражание ц. Сан-Витале в Равенне, имела Г. в верхнем ярусе. В оттоновский период Г. над боковыми нефами базилик использовали для размещения дополнительных алтарей, мест для певчих и т. д. (ц. св. Кириака в Гернроде, XI в.). Г. над боковыми нефами сооружали в романских храмах (ц. Сен-Реми в Реймсе, 1005-1045; ц. Сент-Этьен в Кале, 1065-1081); И-образную планировку имела Г. ц. Сен-Сернен в Тулузе (1096-1250). Важной особенностью романской архитектуры является «карликовая» Г. (dwarf) с аркадой, идущая вдоль стены снаружи здания, явившаяся прообразом аркатурных поясов.

http://pravenc.ru/text/161519.html

Самыми ранними, сохранившимися до наст. времени строениями являются часовня мон-ря Некреси (посл. четв. IV в.) с повышенным узким центральным нефом и боковыми арочными пристройками, в целом напоминающая базилику, и крипта-усыпальница в Череми (т. н. Черемский квадрат) (IV в.), представляющая собой квадратное строение, открытое с 4 сторон арками, внутри сведенное в полусферу. Церковь Пресв. Богородицы в Дзвели-Гавази. Нач. VI в. Церковь Пресв. Богородицы в Дзвели-Гавази. Нач. VI в. Построенные в V в. небольшие храмы Цхракара в Матани и в Шуамте (Кахети) - вариации на тему базилики с устоявшимися пропорциями и структурой. К кон. V в. уже строили 3-нефные базилики, к-рые являются первыми крупными постройками христ. архитектуры в Грузии. Наряду с базиликами Сирии, Месопотамии, Армении, М. Азии они составляют значительную самостоятельную группу памятников, отличающуюся как по конструктивным, так и по художественным приемам. Важнейшим считается Болнисский Сион (478-493), датируемый по высеченной на вост. фасаде надписи на груз. заглавном письме асомтаврули - древнейшей из сохранившихся строительных надписей. Храм представляет собой 3-нефную базилику с полукруглой апсидой; вдоль сев. и части юж. стены расположены арочные галереи; к юж. стене примыкает вытянутая в плане 2-апсидная крещальня (это единственный случай в груз. архитектуре, где подобное помещение включено в основную композицию плана церкви); к северу от главной апсиды пристроена часовня с входом из бокового нефа (VIII-IX вв.). Первоначально центральный неф возвышался над боковыми, имел коробовый свод; в XVII в. верхняя часть базилики реконструирована, все нефы объединены 2-скатной кровлей. План ц. Пресв. Богородицы в Дзвели-Гавази. Нач. VI в. План ц. Пресв. Богородицы в Дзвели-Гавази. Нач. VI в. В VI в. были построены базиликальные храмы: Анчисхати в Тбилиси (сооружен в период перенесения столицы Грузии из Мцхеты в Тбилиси сыном Вахтанга Горгасали Дачи Уджармели, в XVII в. перестроен); кафедральный собор в древнейшем городе (ныне село) Урбниси (собор неоднократно разрушался и восстанавливался: в XVI в. царем Симоном, в XVII в. царицей Мариам); базилика в Цкаростави (перестроена; в наст. время на территории Турции).

http://pravenc.ru/text/168199.html

Но паломники разъясняют нам одно любопытное явление, прямо не относящееся к нашей задаче, но искусственно связанное с нею в Древностях Российского Государства, где приведено известие А.Н. Муравьева, что в Грузии наименование «Сион» усвояется соборным храмам в честь Успения Богоматери, потому что Богоматерь преставилась на Сионе 51 . Известие это правдоподобно, хотя не во всей полноте. По словам Д.З. Бакрадзе, в Грузии Сионами назывались многие храмы: Тифлисский Сионский собор, храмы самшвилдский, болниский, эрцойский, кавказский у Казбека, атенский, уцерский, шилдский и другие 52 . А.А. Цагарелли сообщил нам, что у царевича Вахуштия, грузинского географа первой половины XVIII в., который служит главным и даже единственным письменным источником наших сведений о грузинских Сионах, прямо названы Сионами только Тифлисский, атепский и уцерский соборы во имя Успения Пресв. Богородицы, а Болнисский назван Сионом только на основании древней надписи на колокольне при храме. По тому же вопросу получены нами от графини П.С. Уваровой следующие сведения: 1) Сионы встречаются только в западной Грузии, в восточной же их вовсе нет, и если Бакрадзе называет церковь в Уцери «Сионом», то это ошибка. 2) Иоссельяни говорит, что «Сионами» в древней Грузии назывались храмы без куполов, но это мнение ни на чём не основано, так как большинство храмов, теперь носящих это название, все с куполами. В виду приведённых данных становится вполне достоверным, что Сионские храмы или Сионы на Кавказе и во главе их Тифлисский Сионский собор явились под влиянием Сионского храма в честь Богоматери в Иерусалиме. Косвенное подтверждение этого находится в том, что рядом с этим храмом на Сионе находился храм св. Иакова, принадлежавший прежде, по словам А.А. Цагарелли, грузинам, а теперь занятый армянами. Отсюда, казалось бы, естественно предположить – не стоят ли в родстве с этой Сионской церковью в Иерусалиме и наши русские, в частности, Софийские Сионы и не оттуда ли заимствовали они свою форму? Нет. Предположение это совершенно расходится с наличностью исторических и художественно-археологических данных.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

В Грузии строительство храмов началось сразу же после ее крещения в 326 году. Первые грузинские храмы строились мастерами, приглашенными из Греции. Наиболее ранние из сохранившихся грузинских храмов – часовня монастыря Некреси (последняя четверть IV в.), Болнисский Сион (478–493), Анчисхати в Тбилиси (VI в.) и др. – имели форму базилики. Со второй половины VI века основным типом становится центральнокупольный храм: примером такого храма является мцхетская церковь Джвари (586/7–604). Храмоздательство не прекращалось в период раздробленности, междоусобиц и арабских нашествий (со 2-й пол. VII по X вв.). Однако наивысшего расцвета грузинское церковное зодчество достигло после политического объединения Грузии на рубеже X и XI веков. В 1010–1029 годах во Мцхете был построен грандиозный собор Светицховели, где с XII века грузинские цари венчались на царство. Кафедральные соборы возникают и в других городах Грузии (Ошки, Кутаиси, Картли, Кахети). Величественные соборы и небольшие сельские и монастырские храмы продолжали строиться в Грузии в XII-XIV веках. Выдающимися памятниками грузинского зодчества являются храм монастыря Гелати (XII в.), храмы в Бетаниа, Кинцвиси и Тимотесубани (рубеж XII и XIII вв.), монастырь Зарзма (нач. XIV в.). Вторая половина XIV и весь XV век стали временем упадка в церковной архитектуре. Строительство храмов возобновилось лишь в XVI веке. В архитектуре XVI-XVIII веков преобладали традиционные для грузинского зодчества стандарты; иноземные влияния (в частности, иранское) были незначительными и касались лишь отдельных элементов архитектуры и декора. Характерной и наиболее бросающейся в глаза особенностью грузинских храмов является конусообразный купол (подобные купола встречаются только в армянской архитектуре). Развитие этой формы купола происходило постепенно: как и в Византии, купол вместе с барабаном постепенно увеличивался в высоту. В храмах VI-VII веков, таких как Джвари, невысокие, как бы приплюснутые купола, стоят на низких барабанах. К XII веку высота барабана и купола увеличивается в несколько раз. В строениях же XVI века, таких как Ахали-Шуамта, барабан становится непропорционально высоким; храм приобретает вертикальные, подчеркнуто вытянутые в высоту очертания.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Мон-рь Тимотесубани. Общий вид. Фотография С. М. Прокудина-Горского. Нач. ХХ в. Мон-рь Тимотесубани. Общий вид. Фотография С. М. Прокудина-Горского. Нач. ХХ в. Картлийское царство (позднее - эрисмтаварство) охватывало помимо собственно территорий К. также юго-зап. (Месхети (Тао-Кларджети)) и вост. (Кахети-Эрети) провинции Грузии. В IX-X вв. в понятие Картли входила как Вост., так и Зап. Грузия. К концу X в. это название сменилось более емким культурно-политическим Сакартвело ( - груз. наименование Грузии, т. е. страна грузин). История Древнейшие верования картлийцев - см. «Дохристианские верования древних грузин: I. Картли» в разд. «История» ст. Грузия . Христианизация К. Христианство стало распространяться в К. в I в. по Р. Х., с проповедью ап. Андрея Первозванного (подробнее см. «Распространение христианства в Иверии в первые века по Р. Х.» в разд. «История» ст. Грузия ). В 326 г. в результате проповеди св. равноап. Нины К. приняла Крещение; христианство стало гос. религией. Первые церкви в К. были воздвигнуты в Манглиси (Квемо-Картли) и в столице царства Мцхете ( Светицховели и Самтавро ). В IV в., согласно груз. летописям, были выстроены церкви в Цилкани (Шида-Картли) и Болнисский Сион (Квемо-Картли) (ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 91-92; КЦ. 1955. Т. 1. С. 131-132, 137-138). В IV-V вв. в К. появилось монашество; из греч. надписи на гробнице в Цилкани известны имена первых монахов: это амба (отец) Фаранусес, Тикас, Паприупас (?) и Исдигердес (?) ( Каухчишвили. 2004. С. 213-214). Сравнительно медленно распространялось Православие в горных областях К. По сведениям грузинской летописи «Мокцеваи Картлисай» (Обращение Картли), когда св. Нина, свящ. Иаков (в 60-70-х гг. IV в. епископ Картли (Мцхетский)) и эристав прибыли в Цобени, они «призвали горцев… чартальцев, пховцев, цилканцев и гудамакарцев, проповедали им веру Христову истинную… но те не пожелали принять Крещения» (ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 88-89). Распространение христианства в сев. частях Вост. Грузии связано с деятельностью 12 сирийских отцов (VI в.), пришедших под предводительством прп. Иоанна Зедазнийского из Антиохии и проповедовавших в разных регионах К. и Кахети . Артефакты из Стирфазского и Едисского могильников свидетельствуют о постепенной христианизации горных областей Шида-Картли (верхнее течение р. Лиахви) в V-VII вв.

http://pravenc.ru/text/1681187.html

Жизнь Вахтанга Горгасали//КЦ. 1955. Т. 1. С. 142; Он же. То же. 2008. С. 76). От персов в К. пострадали первые мученики ГПЦ: мч. Ражден († 457), царица вмц. Шушаник († 475), царь Вахтанг Горгасали († 502), сщмч. Авив , еп. Некресский (60-е гг. VI в.), мч. Евстафий Мцхетский († 589). Центрами паломничества в К. в раннее средневековье являлись мцхетский Джвари , Манглиси, где хранились подножные доски Креста Христова, и Цуртави, в к-ром были упокоены мощи царицы вмц. Шушаник; в XII в., после перенесения мощей вмц. Шушаник в Тбилиси, Цуртави утратил значение церковно-политического центра Квемо-Картли. Джвари считался символом государственности Грузии, здесь располагалась усыпальница Картлийских эрисмтаваров и находившихся с ними в родстве Багратиони, выдвинувшихся на политическое поприще Грузии уже в VI в. (З. Алексидзе). Также в этот период в К. были сооружены такие памятники грузинской церковной архитектуры, как Цроми (626-634/5), Самцевриси (30-е гг. VII в.), Атени Сиони (1-я пол. VII в.) и др. На стенах соборов Болнисский Сион, Джвари и Цроми эпиграфически зафиксированы древнейшие образцы груз. письменности, выполненные асомтаврули . В период владычества арабов в Грузии (в 30-х гг. VIII в. был образован Тбилисский эмират Арабского халифата) мученическую смерть в К. приняли св. царь Арчил I († ок. 744), мч. Або Тбилисский († 757/8), вмч. Константи-Каха († 853). В К. сохранились исторические свидетельства того, что провизантийски настроенные представители груз. аристократии К. открыто демонстрировали свою независимость от центральной араб. власти, приверженность христианству и провизант. настрой. Так, о феодале, изображенном на стеле VIII в. из с. Кавтисхеви (муниципалитет Каспи), известно, что он носил визант. титул ипатия; коленопреклонному вельможе, представленному на стеле из с. Усанети (близ Хашури, VIII в.), ангел протягивает корону визант. образца (КГН. 1980. Т. 1. С. 118-130). В 759-777 гг. в Квемо-Картли представители дома питиахшей Вараз-Бакур и Иоанн возвели Самшвилдский Сиони , один из самих больших храмов т.

http://pravenc.ru/text/1681187.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Для размещения этой иллюстрации в статье в нужном месте укажите такой код: @3161@ Подпись к иллюстрации: Болнисский Сион Размер файла: 37.24 Кб Кто разместил: Харин, Илья Николаевич Дата размещения 26.03.2010 09:02:45 Эта иллюстрация использована на страницах:

http://drevo-info.ru/pictures/3161.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Использованные материалы БОЛНИССКАЯ ЕПАРХИЯ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Болнисский Сион Редакция текста от: 08.05.2018 15:49:13 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/14730.html

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Сионий» найдены статьи: АТЕНИ СИОНИ храм в честь Успения Пресвятой Богородицы (Груз.) БОЛНИССКИЙ СИОН кафедральный собор ДМАНИССКИЙ СИОНИ собор в честь Успения Пресв. Богородицы (IX в.), кафедра Дманисской и Дманисско-Агарак-Таширской епархий Грузинской Православной Церкви МАНУИЛ, ГЕОРГИЙ, ПЕТР, ЛЕОНТИЙ, СИОНИЙ, ГАВРИИЛ, ИОАНН, ЛЕОНТ, ПАРОД И ДРУГИЕ 377 МУЧЕНИКОВ (вскоре после 813), мученики (пам. 22 янв.; пам. визант. 22 и 23 янв.), пострадавшие в Болгарии во время войны с Византией (809-816) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/Сионий.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010