Амфилохий , 1855–8. Алексий , 1859–69. 4 Болдин Троицкий, от Дорогобужа в 15 верстах, основан св. Герасимом в 1528 г. Ныне 3-го класса. [III,413.] Игумены Св. Герасим Болдинский, 1528, 42. Иосиф , бывший 1569. Антоний 11 окт. 1585 хирот. в епископа Вологодского. Георгий , 1585–87. Феогност , 1598. Феоктист , 1602 и 3; 15 янв. хирот. в архиепископа Тверского. Корнилий , 1603 и 4. Нил (строит.) 25 янв. 1616. Ефрем Потемкин (строит.) 1660. Феодосий (строит.) определён 26 апр. 1661; упом. 1663, 65, 68, 1665–88. Виктор , 1686–99, окт. Архимандриты Сергий , 1713. Артемий , 18 мая 1739. Лука Чигиринский (игум.) 1739–40, перев. в Смоленский Троицкий. Исаия Залескович , 1765–67. Игумены Поликарп Павловский , 1767–70, перев. в Смоленский Троицкий. Варлаам Заворицкий , 1770–80. Иоасаф Рагозинский , архим. (Ист. Uep. III, 414 ). Никодим , 1838–59. Авраамий , 1860–69. 5 Бизюков Крестовоздвиженский, от Дорогобужа в 9 верстах, основан около 1621 г., 29 окт. 1688 приписан к патриаршему дому (Ист. Uep. II, 579 ). Некогда ставропигиальный. Упразднён 4 дек. 1803 и перев. в Екатеринославский Григорьевский. [II, 570; III, 351.] Игумены Гедеон , в дек. 1647. Кирилл (строит.) 31 мар., апр. 1655. Сергий Салтыков (строит.) 1648, 1655, 1666. 171 Феофил , 1683. Дионисий , 1688. Варфоломей , 1688–90. Евфимий , 1692–98. Архимандриты Иоасаф Дранник перев. из Буйницкого Святодухова, игум. с 1699; архим. с 25 янв. 1705; в 1712 перев. в Колязин. Иоаким , в 1712 и 13. Иоасаф , 1718–20. Иннокентий Лапицкий , 1720–31. Иоасаф Маевский в 1731 перев. из Колязина, а в 1735, преданный суду, лишён сана; произведён, и с 1745 архим. Киево-Межигорского. Артемий , 1739 и 40. Феофилакт , 1742 и 43. Мельхиседек Борщов , бывший архим. Пафнутиевский, с 1744; † 1748. Авраамий Галицкий , 1748–57. Панкратий Чарныйский , из Лужецкого, с 1757, а 4 сент. 1761 перев. в Черниговский Елецкий. Гедеон Сломинский 4 сент. 1761 перев. из Черниговского Елецкого, и вскоре в Пустынно-Николаевский. Геннадий , 1761 и 62. Иов Малеевский 2И февр. 1763 перев. из Черниговского Елецкого, а в 1766 уволен на покой в тот же мнтрь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Выехав из Дорогобужа пред вечером, с приятностью взирали мы с возвышенного места на положение Дорогобужа и на окрестность его, Днепром орошаемую. Как, напротив, трогались, находя по дороге селения скудные, и то редкие. Хотя земля к плодородию казалась быть не способна. По сему пути, влево, недалеко от проезда, увидали мы монастырь Болдин, третьеклассный, рассудили его посмотреть. Он ограждён стеною каменною, не худою, и церковь в нём немалая и пространная, другая трапезная, каменные, вид имеют хороший. Кельи деревянные, есть и каменные. Монастырь сей, для жилища Богу себя посвятивших, приличен, яко стоит в уединении и окружается водою, и близ протекает река Уфа. Но живущих в нём число скудное. Пожелав лучшего сему святому месту устройства и продолжая путь, увидели в правой стороне дороги, яко вёрст на семь, на возвышенном месте белеющийся Бизюков монастырь, который в сие самое время уже был упразднён и Архимандрит той обители, сдав монастырь, по случаю встретился с нами, и с нами вместе продолжал свой путь до Смоленска. Сожалели об упразднении сего монастыря, тем более что, может быть, самая живущих в нём скудость и несоответственное их святым обетам благоустройство подали к тому случай. В продолжение пути перевезлись мы через реку Днепр в ночной темноте, и поутру рано воссиявшее солнце открыло нам лицо Смоленска. К Смоленску за несколько вёрст встретили нас немалые горы. Но путь проложен между горами, по большей части, по берегу Днепра. Между гор на низких местах трудности проезда облегчили хорошо обделанные гати, и мы, проезжая между высокими горами, из сих ущелин, яко из окна, прежде всего усмотрели обширную по высокой горе устроенную каменную крепость. Въехав в город 26 дня поутру, в седьмом часу, нашли в нём строение деревянное, мелкое, и то, по большей части, обветшалое; только, близ самой крепости, ряды торговые не худо устроены; ибо вообще примечается, что жители в нём не весьма достаточны. В крепость въехали по мосту, через Днепр, по весьма крутой горе, с которой вниз спуститься не без опасности, и стали в Троицком монастыре, близ самого Архиерейского дома, который монастырь строением не худ, и церквами и оградою каменными, и числится третьеклассным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Вотчины: в 1655 г. признаны царем данные Сергием в монастырь в 1650 г. земли (5 дер. и 15 пустошей при монастыре, село Усвятье с 9 дер. и 3 пуст.); в 1656 г. пожалованы сельцо Борисково и село Пушкино с более чем 20 дер. и пуст. По переписи 1744 г. монастырь имел крупнейшие на Смоленщине владения с 3219 душами м.п. В период расцвета в вотчинах было 4 села (Подмонастырная слобода, Сверколучье, Усвятье, Пушкино), 68 деревень. После освобождения края монастырь восстанавливал православные обители в уезде, в 1655-1656 гг. к монастырю приписали Сверколуцкий монастырь с вотчиной (9 дер.,8 пуст.), а монах Бизюкова монастыря Ефрем Потемкин в 1660 г. возглавил Болдин монастырь. Храмы: дер. собор Воздвижения Креста с приделом Всех святых (предположительно обновлен в 1658 г., сгорел в 1762 г.), Успения Богородицы (дер., в 1728 г. возобновлена, в 1762 г. сгорела, с 1774 г. каменная), Архистратига Михаила (каменный, с 1759 г.), домовая каменная при келиях Великомученицы Варвары (с 1794 г., имелась частица мощей), деревянные приходские Живоносного источника (ок. 1718-1728 гг.) и Георгиевская (с 1729 г., в 19 веке перевезена в Усвятье). Около Успенской церкви была каменная колокольня, сблокированная с каменной каплицей- усыпальницей (покоился о. Сергий Салтыков); монастырская ограда частью каменной и деревянной. Покровители: Федор и рано умерший Петр Салтыковы, царь Алексей Михайлович, внуки Петра Василий Федорович (кравчий, граф), Прасковья Федоровна (жена царя Иоанна V), Анастасия Федоровна (замужем за сыном князь-кесаря Ромодановского), дочь Прасковьи императрица Анна Иоанновна. Монастырь в 1764 г. при секуляризации потерял вотчины, в 1803 г. упразднен за убыточностью, два сохранившихся каменных храма были обращены в приходские новообразованного села Бизюково. В Великую Отечественную войну церкви разрушены, усыпальница ограблена. К настоящему времени сохранились только остатки фундаментов и подвалов построек на северной окраине деревни, а также кладбище. К монастырским рукописям обращался историк В.Н. Татищев, монастырскую историю пропагандировал в публикациях П. Строганов, родственник священника с. Бизюково Иакова Строганова.

http://sobory.ru/article/?object=38460

Патриаршее служение в праздник Сретения Господня в Успенском соборе Московского Кремля 15 февраля 2020 года 15 февраля 2020 года, в праздник Сретения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в  Патриаршем Успенском соборе  Московского Кремля. В этот праздник традиционно отмечается День православной молодежи. На Патриаршую Литургию в Успенский собор прибыли архиереи, представители духовенства и мирян  Тульской митрополии . В связи с празднованием Дня православной молодежи богослужение посетила большая группа молодежи из Тульской области — воспитанники Тульского суворовского военного училища, Первомайской кадетской школы, представители студенческих волонтерских движений, действующих в сфере культуры, спорта, военно-патриотического направления, социального служения. Также среди молившихся за богослужением были православные добровольцы г. Москвы. Его Святейшеству сослужили:  митрополит Воскресенский Дионисий , управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве;  митрополит Тульский и Ефремовский Алексий ;  архиепископ Каширский Феогност , председатель  Синодального отдела по монастырям и монашеству ;  епископ Белевский и Алексинский Серафим ;  протопресвитер Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Сергий Резухин, настоятель Всехсвятского и Успенского кафедральных соборов г. Тулы и Успенского собора Тульского кремля, член Епархиального совета, благочинный церквей  Тульской епархии  по Центральному округу, председатель отдела по благотворительности и социальному служению Тульской епархии; игумен Агафангел (Болдин), наместник Успенского мужского монастыря г. Новомосковска, благочинный монастырей Тульской епархии; протоиерей Павел Савельев, настоятель Покровского (Феодосиевского) храма г. Тулы, член Епархиального совета, секретарь Тульской епархии, благочинный церквей Тульской епархии по Восточному округу; протоиерей Вячеслав Шестаков, настоятель Патриаршего подворья храмов в Зарядье г. Москвы; духовенство Тульской митрополии и г. Москвы.

http://foto.patriarchia.ru/news/patriars...

699 ...Иоан достопаметный... церковь Божию окорми. – Архиепископ Иоанн занимал новгородскую кафедру в 1388–1415 гг. (при этом в течение трех лет и трех месяцев в 1401–1404 гг. он находился в Москве в заточении). Известен тем, что за годы его архиепископства и по его инициативе было основано большое число монастырей как в самом Новгороде, так и в Новгородской земле. Годы правления Uoahha II автор Сказания почерпнул, скорее всего, из летописного источника. 700 Монастырь же крестообразно четырестнно огради... от сиверныа страны на полдень по праву манастыря. – Как мы видим, современная планировка Валаамского монастыря (XVIII–XIX вв.) практически повторяет первоначальную планировку: прямоугольное каре, ориентированное по сторонам света, с храмами в центре. Традиция монастырского строительства каким-то образом сохранилась, несмотря на более чем столетний перерыв в XVII в. 703 Законъ же манастырскый по святым священым догъматом изложи... аще и от простых людей есть. – «Закон монастырский Сергия» носит характер вставки – видимо, автор Сказания включил в свой текст готовое произведение, пересказав его своими словами. Сравнение «закона монастырского Сергия» с известными древнейшими уставами общежительных монастырей (Евфросина Псковского, Иосифа Волоцкого , Корнилия Комельского, Герасима Болдин-ского, Павла Обнорского) показывает, что по своей форме он не является монастырским уставом в общепринятом смысле (скорее всего – это краткая «выжимка» из устава или же форма устава-завещания основателя монастыря), хотя также проповедует принципы общежительства, а в некоторых вопросах значительно опережает их. Так, например, только Стоглавый собор (1551 г.) принял пункты о принятии пострижеников без вкладов и о совместной трапезе игумена и всей братии. Отличие проявляется и в отношении к провинившимся – в монастырских уставах других монастырей оно значительно более суровое. Трудно сказать, действительно ли «закон монастырский» был сочинен самим Сергием или же авторство приписано ему более поздней традицией. Известно лишь, что Валаамский монастырь пользовался устойчивой репутацией обители с древними общежительными устоями, хотя как общая мера общежительство утвердилось в новгородских монастырях с начала XVI в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вторым «исполином духа», о котором рассказал митрополит Исидор, был преподобный Герасим Болдинский (первая половина XVI в.), выдающийся подвижник и основатель четырех монастырей. Главной из этих обителей стал Свято-Троицкий Болдин монастырь, который в минувшем году отметил 490-летие основания и 30-летие возрождения. Преподобный Герасим, духовный наследник преподобного Сергия Радонежского, первый распространитель почитания Игумена земли Русской, а также ученик и соратник святого Даниила Переславского, является ярким выразителем русского идеала святости. Благодаря таким личностям, подчеркнул владыка Исидор, идеал Святой Руси смог сохраниться в недрах народного сознания и в наступивший позднее период церковных реформ, гонений на монашество, внедрения секулярной культуры. «Духовная сущность и миссия русского иночества, которую Святая Русь стяжала подвигами сонма святых угодников Божиих, до сего дня остается главной духовной силой Православия», — этим утверждением архиерей завершил свое выступление. Епископ Лидский и Сморгонский Порфирий , председатель Синодального отдела по делам монастырей и монашеству Белорусского экзархата , посвятил доклад главному монашескому деланию, о чем свидетельствовало само его название «Монастырь — место молитвы». В согласии с мыслями, прозвучавшими в предыдущих выступлениях, владыка Порфирий подчеркнул: цель жизни в монастыре — это соединение с Богом через молитву. Однако молитва невозможна без послушания духовнику и братии; хорошим монахом не сможет стать человек, не расположенный к смирению и отсечению своей воли. В наше время эти добродетели подвергаются большим испытаниям в силу господствующих в миру жизненных установок. Поэтому очень важно, чтобы настоятель и старшая братия показывали новоначальным пример послушания, любви, доброго отношения друг к другу. Архиерей напомнил в связи с этим, как бережно и терпеливо относился к своим духовным чадам архимандрит Софроний (Сахаров), следуя духу своего старца — преподобного Силуана Афонского. Истинный духовник прежде всего берет на себя труд молитвы за окормляемых им людей, несет тяготы их грехов и ошибок и одновременно стремится взрастить в них видение небесной правды и красоты, которое освобождает человека от «плена миру».

http://patriarchia.ru/db/text/5928654.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРКАДИЙ ДОРОГОБУЖСКИЙ (XVI в. ?), прп. (пам. в последнюю неделю перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых), подвизался и погребен в Герасимовом Болдинском мон-ре , архиеп. Филарет (Гумилевский) считал А. Д. учеником прп. Герасима Болдинского († 1554). Упоминание об А. Д. содержится в «Описании о российских святых» (известно в списках кон. XVII-XVIII вв.). В «Описании» по списку МДА. 209 (РГБ) сказано: «Преподобный отец Аркадий затворник, Дорогобужский чудотворец» (С. 86). Почитание преподобного сохранялось в Болдин-ском мон-ре еще в 1-й пол. XIX в., однако к 1900 г., по свидетельству настоятеля архим. Макария, память об А. Д. и о местонахождении его могилы была утрачена, поэтому нек-рые агиографы кон. XIX - нач. XX в. сомневались в существовании А. Д.: архиеп. Димитрий (Самбикин) отрицал существование преподобного, этого же мнения придерживался вяземский краевед И. П. Виноградов, архим. Леонид (Кавелин) необоснованно отождествил А. Д. с прп. Аркадием Вяземским . А. Д. включен в Собор Смоленских святых, установленный в 1984 г. по инициативе архиеп. Смоленского и Вяземского Феодосия (Процюка) . Ист.: Описание о российских святых. Лит.: Зверинский. Ч. 2. С. 77; Филарет (Гумилевский). РСв. Май. С. 29; Леонид (Кавелин). Святая Русь. С. 200, 776; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 42, 549; Виноградов. Прп. Аркадий Вяземский Новоторжский чудотворец. Тверь, 1905; Димитрий (Самбикин), архиеп. Тверской патерик. Каз., 1907. С. 95-96; Минея (МП). Июль. Ч. 3. С. 247. Е. В. Романенко Рубрики: Ключевые слова: ГЕРАСИМ (Григорий Михайлович; 1488/89-1554), прп. Болдинский (пам. 1 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) ЕФРЕМ Новоторжский, прп. (пам. 28 янв., 11 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) АВКСЕНТИЙ, АКСИЙ, ТАРАСИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, КАШКАРАНСКИЕ преподобные (пам. 9 авг. - в Соборе Соловецких святых, в Соборе Кольских святых и в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/76056.html

Устюг Великий. (На полях: В Устюжской чети октября 17). Архангелской монастырь. Троецкой Телегов монастырь; Троецкой Гляденов монастырь, Николской Прилутской монастырь, Ивановской монастырь. 190-го (1681) году октября в 28 день преосвященного Симеона, митрополита Смоленского И Дорогобужского, стряпчей Василей Истомин в приказе Болшого Дворца боярину и дворецкому князю Василью Феодоровичю Одоевскому с товарищи сказал, что есть в пастве преосвященного митрополита монастырей. В городе Смоленску: Аврамьевской монастырь, Троецкой монастырь, Вознесенской девич монастырь. В Дорогобужском уезде: Болдин монастырь, Бизюков монастырь, да пустыня Свирсковы Луки. В городе Рословле заводится Спаской монастырь вновь, а в нем живут четыре брата. А в городе Белой и в уезде монастырей нет. А что есть за теми монастыри великого государя жалованья крестьянских и бобылских дворов, того мне неведомо, а отказные книги тех монастырских вотчин в приказе княжества Смоленской, то моя и скаска, а скаску писал митрополья казенного приказу подьячей Родка Стефанов. Роспись Суздальской архиепископии городам и монастырем. В Суздале монастыри с вотчинами: Спаской Еуфимиев монастырь, Покровской девич монастырь. Без вотчин: Васильевской монастырь, Ризположенской девич монастырь, Троецкой девич монастырь, Александровской девич монастырь, Николаевской девич монастырь. В Суздалском уезде монастыри с вотчинами: Спаской-Кункоцкой монастырь, Борисоглебской Кидекоцкой монастырь. Без вотчин: Успенской монастырь, Золотниковская пустыня, Макарьевская пустыня, Богоявленская пустыня на Мстере, Ивановской девич монастырь, Кузмодемьянская пустыня, Николаевской монастырь, Пищикова пустыня, Петропавловской монастырь, Покровская пустыня, что в селе Иванове, Городецкая пустыня – девич монастырь, Покровской девич монастырь, что на Куксе, Богородицкой девич монастырь, что на Котме. Святозерская пустыня, Ламская пустыня, Холуйская пустыня. В Юрьеве: Архангелской монастырь с вотчинами, в уезде Черевской (Георгиевской?) монастырь, Дубовые церкви с вотчиною, Введенской девич монастырь без вотчин. В Шуе: Троицкой монастырь с вотчиною. В уезде: Николаевской Шартомской монастырь с вотчинами, Введенской девич монастырь без вотчин.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Впервые в Новомосковске прошла Литургия на жестовом языке 13 апреля 2021 г. 09:36 В Успенском мужском монастыре города Новомосковска (Тульская область) впервые прошла Божественная литургия для глухих и слабослышащих людей. На Литургии молились люди с инвалидностью по слуху из Тулы, Новомосковска и Узловой. Организатором проведения богослужения выступил наместник обители игумен Агафангел (Болдин). Он обратился к переводчикам Тульской православной общины глухих с просьбой приехать и провести такую службу для представителей Новомосковского отделения Всероссийского общества глухих. «Мы несем свой крест, являющийся залогом нашего спасения. Это могут быть любые жизненные испытания, касающиеся лично вас или ваших близких. Если, не ропща и не отчаиваясь, мы видим в это волю Божию и Его Промысл, возможно для нас и не понятный, но принимаемый с благодарностью, то мы находимся на правильном христианском пути, и этот путь откроет для нас вход в Царствие Небесное», — сказал отец Агафангел после Литургии. Председатель Новомосковского общества глухих Светлана Серебрякова отметила, что, приходя в храм, глухие люди не имеют возможности задать волнующие их вопросы и не понимают происходящего, так как не слышат пение хора и то, что говорит священник. «Хочется, чтобы в храме был переводчик, в том числе и в свечной лавке. Без их помощи нам сложнее узнавать о Боге. Прекрасно, что сегодня у нас такое общение — приехали общины глухих из Тулы и Узловой. Таких встреч в этом монастырском храме должно быть больше, чтобы мы молились за Литургией, исповедовались и причащались, создавая полную доступную среду для слабослышащих людей», — сказала Светлана Серебрякова. Сегодня в Тульской области идет строительство инклюзивного Никольского храма в Пролетарском районе Тулы. Больше новостей и историй о церковном социальном служении — в  Telegram-kahaлe «Дела Церкви» , в группе Синодального отдела в  Facebook ,  VK ,  ОК , в  УоиТиве-канале  и аккаунте Отдела в  Instagram Диакония.ru /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

29. По весьма неровной дороге доехали мы до Вязьмы. Город и крепость довольно обширны; постройка деревянная. Здешний воевода из рода Букиновых; он ни одного из нас не хотел пустить в город, основываясь на указе царя Михаила Федоровича, уже устарелом и почти вышедшем из употребления при новом устройстве государства. Здесь получили мы вторую перемену подвод и первую конвоя солдат. Господин посол во внимание того, что сопровождавшие нас до этого места солдаты принадлежат Гордону, дал им несколько империалов. Река Угра течет под этим городом; переправившись через эту реку, проезжали мы мост, называемый полуторамилевый, да и вся дорога за Вяземкой до крепости Смоленска усеяна бесчисленными, весьма длинными мостами. Мы ночевали в лесу. 30. К обеду приехали мы в Семлево. Русские праздновали день св. Илии: они приводят поводом к этому празднику то, что одно время в продолжение трех лет с половиной нигде в этой части Московского государства не было дождя, но что наконец Бог, вняв мольбам жителей, ниспослал в этот день свою благодать. К вечеру мы доехали до села Чеботово, которое Викарт называет Соботево. Следующий пример покажет, как москвитяне бывают иногда бесчеловечны и необходительны. У нас сломалась повозка, и для починки оной позвали мы какого-то поселянина; тот, вообразив себе, что здесь угрожает ему что-то очень недоброе, бросился в воду, вынул нож и уверял, что если кто осмелится приступить к нему, то он, чтобы спасти себя, будет им защищаться. 31. Сегодня день рождения господина посла. Поздравив его, как того требует приличие, мы обедали за монастырем чина св. Василия, называемым Болдин, за селом Мадиловым, в палатках на берегу Днепра. Три брата, дворяне, владеют этим селом. Они отказывались починить на свой счет мост на Днепре, но когда господин посол пригрозил им, что пожалуется его царскому величеству и что за этим непременно последует или кнут, или виселица, то, испугавшись такого жестокого наказания, сделались они гораздо обходительнее, потчевали нас молоком и занялись очень усердно починкой моста. Мы ночевали за Дорогобужем, городом, лежащим на берегу Днепра. Угра, река очень глубокая, начинается недалеко от этого места, в каком-то лесу, и вливается в Оку между Калугой и Воротынском. Эта река прежде отделяла Литву от Русии. Один из сменявшихся подводчиков (здесь была третья перемена подвод) утащил у другого седло и мешок овса, но был пойман в этом преступлении и получил за эту кражу много ударов палками (называемыми батоги).

http://sedmitza.ru/lib/text/439227/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010