Во времена унии монастырь был базилианским и к православию воссоединен лишь в 1795 году, как и все обители этого края. В 1848 году он из Винницы был перенесен в местечко Браилов, на его нынешнее место. В настоящее время храмов в обители три, и все они каменные: во имя Св. Троицы, с приделами в честь Благовещения и Св. вмчц. Варвары; подземный во имя Свв. Антония и Феодосия Печерских чудотворцев, и храм во имя Св. Николая. В обители местно чтятся иконы Богоматери Браиловская и Почаево- Браиловская, перенесенная сюда из Почаевской лавры. При монастыре существует двухклассная церковноприходская школа для девочек. Обитель довольно многолюдна. Управляет ею ныне игуменья. Рожецкая Александро-Мариинская пустынь при Троицком Виннице-Браиловском монастыре. Эта пустынь, приписная к предыдущему монастырю, находится от него в 15 в., при деревне Рожок, от которой и получила свое первое наименование. Раньше на месте, где ныне стоит Александро-Мариинская пустынь, находился еще с XII века Рожецкий Микулинский мужской монастырь. Сожженный татарскими шайками в половине столетия, он прекратил навсегда свое существование, и спустя немного времени, в XVIII веке, здесь возник женский монастырь, обращенный в униатский в 1730 году, а в 1738 году – упраздненный совершенно. Но на хуторе этой обители поселилось несколько монахинь, которые и образовали здесь новый небольшой монастырь. И хотя униатские власти его не признали, но он существовал вплоть до 1795 г. самостоятельно, когда под именем Рожецкой Александро-Мариинской пустыни и был приписан к Троицкому Виннице-Браиловскому монастырю. В настоящее время в ней один храм во имя Св. блгв. Александра Невского. В нем хранятся иконы Богоматери: Рожецкая и Казанская. Смоленская губерния Обителей мужских 11, женских 6. Мужские обители Болдин Троицкий монастырь в Дорогобужском уезде. Этот монастырь находится на берегу р. Болдинки, в 15 верстах от своего уездного города и в 28 верстах от станции «Дорогобуж» Московско-Брестской жел. дороги. Основана обитель в 1522 году преподобным Герасимом, Болдинским чудотворцем.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

При поддержке гранта «Православная инициатива» на Смоленщине реализуется проект «Маршруты православного молодежного туризма» 17 августа 2017 г. 12:51 С 20 апреля 2017 года в Смоленском государственном институте искусств (СГИИ) реализуется проект «Маршруты православного молодежного туризма», который стал победителем Международного открытого грантового конкурса «Православная инициатива 2016-2017» в конкурсном направлении «Культура». Руководитель проекта — Е.С. Мертенс, заведующая кафедрой библиотечно-информационной деятельности и музеологии, кандидат педагогических наук, доцент СГИИ. Подготовка экскурсионных маршрутов студентов направления «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» проходит во взаимодействии со Смоленской епархией , Смоленской православной духовной семинарией, светскими учебными заведениями, библиотеками города. Консультацию по составлению экскурсии в семинарском храме Покрова Пресвятой Богородицы провели настоятель, первый проректор СПДС игумен Тарасий (Ланге), руководитель отдела по учебно-методической работе СПДС, кандидат филологических наук Т.А. Матаненкова; Е.С. Мертенс. В процессе разработки концепции экскурсионного маршрута «Спасо-Преображенский Авраамиев мужской монастырь — центр духовности и культуры» были проведены консультации настоятелем обители игуменом Хрисанфом (Шадроновым), руководителем проекта Е.С. Мертенс. Рассказ для студентов представил член Союза дизайнеров России О.Н. Михайлов — автор проектов и произведений декоративно-прикладного искусства в технике художественной резьбы по дереву, в том числе, церковных иконостасов, напольных и настенных киотов для икон. Консультацию для разработки экскурсионного маршрута «Свято-Троицкий Болдин монастырь как выдающийся памятник средневекового зодчества, основанный преподобным Герасимом Болдинским», и маршрута «Архитектурные стили монастырей и храмов Смоленщины» дал иеромонах Петр (Исаков) — хранитель библиотеки и один из организаторов музея Болдина монастыря. Для авторов экскурсионных маршрутов «Строительство храмов и монастырей на средства смоленских благотворителей», «Архитектурные стили монастырей и храмов Смоленщины», «Храмы XVII-XVIII вв. в Смоленске», «Святыни Рославльской земли» консультации и рецензирование провели иеромонах Рафаил (Ивочкин), проректор по научной работе СПДС, кандидат исторических наук, кандидат богословия, автор научных и краеведческих изданий по истории храмов Смоленщины; благочинный Смоленского районного округа протоиерей Роман Павлишов.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Арх.: РГИА. Ф. 834. Оп. 2. Д. 1797. Л. 43-48 об.; РГБ ОР. Ф. 303/I. 530. Грамота 2. Л. 28 об. [Копийная кн.]; ГА Смоленской обл. Ф. 19. Оп. 1. Д. 499. Л. 15; Д. 622. Л. 95. Ист.: Житие прп. Герасима Болдинского чудотворца и ист. описание Смоленской епархии Дорогобужского Св.-Троицкого Болдина муж. мон-ря 3 кл. М., 1868; [Приходно-расходные книги Болдина мон-ря]//РИБ. СПб., 1875. Вып. 1. Ч. 2. 102. С. 290-313; Л., 1924. Т. 37. Вып. 1. С. 13-264; Смоленская старина. Смоленск, 1911. Вып. 1. Ч. 2; [Опись монастырского имущества]//Памятники обороны Смоленска 1609-1611. М., 1912; Крушельницкая Е. В. Завещание-устав Герасима Болдинского//ТОДРЛ. 1993. Т. 48. С. 264-270; она же. Автобиография и житие в древнерус. лит-ре. СПб., 1996. С. 67-107, 210-212 [«Изустная память»], 213-266 ред. Жития], 266-284 ред. Жития]. Лит.: Болдин Св.-Троицкий мон-рь//Смоленские ЕВ. 1871. 3. С. 80-87; Лавровский [Л. Я. ], прот. Ист. очерк о состоянии Смоленской епархии//Там же. 1884. 16. С. 719-720; Санковский А. В. Краткое описание церквей Смоленской епархии. Смоленск, 1898. Вып. 1. С. 276-278; Будовниц И. У. Мон-ри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV-XVI вв. М., 1966. С. 342-348; Косточкин В. В. Старым Смоленским трактом. М., 1972. С. 167-168; Пастухова З. И. По Смоленщине. М., 1985. С. 93-95; Баталов А. Л. О времени построения собора Болдино-Дорогобужского мон-ря//ПКНО, 1985. М., 1987. С. 442-447; Дмитриева Р. П. Антоний//СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 46-47; П. Барановский: Тр., восп. современников/Сост.: Ю. А. Бычков и др. М., 1996. С. 94-98, 218-232; Даниил (Сычев), иером. Вязьма: Очерки истории. М., 1997. С. 62-78; он же. Св.-Троицкий Герасимо-Болдинский мон-рь//Макариевские чт. Можайск, 2002. Вып. 9: Соборы Рус. Церкви. С. 171-180; Смоленские ЕВ. 2001. 3. С. 2-5. Д. Б. Кочетов Архитектура Первой постройкой Г. Б. м. была деревянная Троицкая ц. с приделом во имя прп. Сергия Радонежского. Освящение храма состоялось 9 мая 1530 г., эта дата и считается датой основания обители. Из текста завещания прп. Герасима известно, что 14 дек. 1540 г. была освящена «просторнее того» церковь, что скорее всего отражает сооружение первой кирпичной Троицкой ц.; у юж. стены придела во имя прп. Сергия Радонежского этого храма находилось погребение прп. Герасима († 1 мая 1554).

http://pravenc.ru/text/164627.html

К концу 80-х годов XX века Болдин мужской монастырь , основанный в XVI веке преподобным Герасимом Болдинским, находился в руинах. От него осталась лишь колокольня, восстановленная в 1960-х гг. По благословению архиепископа Кирилла в 1989 г. был отремонтирован маленький храм Тихвинской иконы Божией Матери, а уже в следующем году на территории обители было совершено первое богослужение. Спустя год возрождающийся монастырь был освящен митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом. В июле 2001 г. в обители произошло знаменательное событие: при расчистке руин взорванного храма Святой Троицы были обретены всечестные останки преподобного Герасима Болдинского. Об этом сообщили правящему архиерею, который в ответном послании, в частности, сказал: «Верим, что в этом чудесном событии даруется всем нам знак Божия благоволения, дабы возрождалась в народе нашем вера и благочестие, а через эти добродетели менялась и самая жизнь, наполняясь светом Божией правды, миром, покоем и процветанием». Восстановление этой древней обители было увенчано освящением Троицкого собора Болдинского монастыря и Божественной литургией в нем, которые были совершены 6 июня 2010 г. Святейшим Патриархом Кириллом во время его визита в Смоленскую епархию. По окончании богослужения Предстоятель поделился с собравшимися своими воспоминаниями : «Никогда не забуду, как приехав в Липецы и подойдя к храму, я спросил отца Антония: " Так это открытый храм или закрытый? " Он отвечает: " Открытый храм, здесь священник служит " . Я говорю: " Такого быть не может " — перед нами был полуразрушенный храм. Да и область была в тяжелом состоянии. Часто мы с отцом Антонием шли по колено в грязи, на лошади добирались, на тракторе, потому что даже машины повышенной проходимости пройти по тем местам к нашим приходам не могли. Но самое, может быть, трудное, что было тогда для меня как для правящего архипастыря Смоленской земли — это духовная бедность. В храмах не было народа — особенно в храмах сельских, да и в городских. И вот однажды я приехал сюда, в это место, где, как мне сказали, раньше был монастырь. Что же я увидел здесь? Я увидел развалины. Не просто остовы полуразрушенных храмов, а кучи битого кирпича. Мы знаем, что враг, отступая из этих мест, взорвал Свято-Троицкий Герасимо-Болдинский монастырь, не пощадив и этого собора, который, по мнению ученых, был построен Федором Конем, знаменитым средневековым русским архитектором, — тем, кто воздвиг крепостную стену вокруг Смоленска. Все было разрушено. Я действительно не могу вспомнить никакого другого монастыря Русской Церкви, который бы полностью лежал в руинах. Через несколько лет после этого первого посещения я принял решение возобновить здесь монашескую жизнь. Отец Антоний был назначен на эти руины — и жить-то здесь было негде, — с тем чтобы начать собирать братию и восстанавливать обитель.

http://patriarch.patriarchia.ru/vosstano...

губ. вед.», 1843 г., 12 (был приписан к Шартомин. м-рю); 1844 г., 17; 1853 г., 42 (евангелие 1669 г.); 1854 г., 32 (мон. быв. во Вл. губ.); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 722 (назван Богоявлен.-Серапионова пуст.), 723 (Богоявленской слоб. строит. Мартирий определен в 1702 г.), 725 (Мстерского строит. Иоасаф, упоминаемый и на стр. 722). 668. Богоявленский – Островский, мужской, ныне погост Богоявленское, что на Острове, иначе Хапылево, Ярославской губ., Романово-Борисоглебского у., в 20 вер. к сев.– зап. от Романова, на левом берегу р. Волги. Существовал в XVII ст. и в 1609 г. в нем был игумен Лаврентий; в 1764 г. обращен в приход. “Ист. Росс. Иер.», V, 379; Журавлев, “Путев. по Яросл. губ.», 344; Крылов, “Ист. стат. обозр. Яросл. епар.», 46; Токмаков, “Указат. матер. для изуч. ист. и стат. Яросл. губ.», 18 (Подлин. межевая книга 1683 г. спорной земли м-ря и Ерм . Ефт. Кузьмина в сельце Староселье с дерев. и пустошами Вольской и Усть-Шехон. полостей); “Ярослав. губ. в.», 1854 г., 47 (Челобит. игумена Авраамия на крестьян Вольской вол. о земле); 1857 г., 45 (платежная росниска 1702 г.), 49 (челобитная игумена Феодосия 1639 г. царю Мих. Феод.); 1858 г., 2 (челобит. казначея Илариона 1671 г. царю Алексею Мих.), 4 (челобит. келаря старца Филаретища 1674 г.); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 360, 18; Иванов, “Опис. госуд. архива старых дел», 344 (в 1700 г. имел крестьян 207 двор.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», III, 1723 г., 316 (к м-рю были приписаны Александрова пустынь и Покровский в Романове), прилож., XXXIV (по описи 1723 г. в м-ре был игум. Питирим, 25 монахов, а с приписными 39; имел крестьян 81 двор, а с приписными 176; здесь кроме двух показанных м-рей значится еще Ламская пустынь); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции», I, 2045 (межев. книга 1683 г. спорной земли м-ря и Ермол. Евтих. Кузьмина в сельце Староселье Вольской и Усть-Шеховской волостей). 669. БолдинТроицкий, мужской, 3-го класса (с 1764 г.), Смоленской губ., Дорогобужского у., в 15 вер. от Дорогобужа, при рч.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Содержание этот монастырь получает от доброхотных дателей и от некоторых угодий. Начальство же в нём на основании заштатных монастырей Строительское. Божедомский монастырь Мужской, упразднённый. Находился внутри города Курска, на большой Московской дороге. Построен он был в 1619 году Корнилом Брагиным и дан вкладу в дом Курской Божьей Матери. Церковь в нём была сперва деревянная во имя св. Пророка Илии, вместо которой в 1768 году построена каменная в то же наименование. Болгарский Успенский монастырь Казанской Епархии мужской, упразднённый, ныне монастырским подворьем именуемый. Находился в восточном краю бывшего знатного города, наконец, в бедное сельцо превратившегося, Болгар или по Татищеву, Боогард, отчего и монастырь именуется Болгарским, близ безуездного города Тетюш, на возвышенном месте, расстоянием от Казани в 90 вёрстах. Строения в оном находятся ныне: 1) ЦЕРКОВЬ во имя Успения Божьей Матери каменная изрядного зодчества, по которой монастырь называется ещё и Успенским; 2) ЦЕРКОВЬ тёплая во имя св. Николая Чудотворца, превращённая и освящённая из Магометанской древней небольшой палатки, построенной из одного камня. Начальство в монастыре сем было сперва Игуменское, потом с 1764 года до самого упразднения оного, последовавшего в конце XVIII столетия, Строительское. Болдинский или Балдинский Воскресенский монастырь Мужской, Астраханской Епархии, заштатный, иначе именуемый Астраханская на Облондином острове Воскресенская пустынь, находится против города Астрахани на Болдинском или Облондинском, окружаемом реками от севера к востоку Болдой, к югу Катумовой, а от Запада Волгой, острове, по которому и монастырь именуется Болдинским, Облондинским или что на Облондинском острове. Прежде сего была здесь одна только деревянная церковь , которая в 1768 году перенесена к берегу реки Волги, а вместо оной построена каменная во имя Воскресения Христова, почему монастырь называется ещё и Воскресенским, и сооружена каменная же вокруг оной ограда. Начальство в монастыре сем с 1764 года Строительское. Болдин Святотроицкий монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Богоявленский Братский мужской, заштатный, в Губернском городе Могилеве; построен в 1691 году. В нем церковь соборная во имя Богоявления Господня. Состоит под управлением Архимандрита, который есть Ректор учрежденной здесь Семинарии. Богоявленский женский, 3-го класса, Черниговской Епархии в городе Козельце. Богоявленский девичий, 3-го класса, в городе Угличе Ярославской Епархии. В нем соборная церковь о двух этажах: верхняя во имя Богоявления Господня, а нижняя во имя Св. Апостол Иоанна Богослова и Андрея Первозванного. Богоявленский братский мужеский заштатный, Могилевской Епархии в городе Полоцке. В нем соборная церковь во имя Богоявления Господня; теплая во имя Св. Великомученицы Екатерины. Состоит под управлением Архимандрита. Богоявленский мужеский, 2-го класса степенью 8, в Москве, в Китае городе; начат строиться при В. К. Данииле Александровиче в 1296 году, а окончен около 1304 г.. Ныне в сем монастыре церкви: 1) Соборная двухэтажная: верхняя во имя Богоявления Господня, а нижняя во имя Казанской Богородицы с приделом во имя Св. Алексея Митрополита, постр. в 1696 г. 2) Церковь над вратами во имя Св. Иоанна Предтечи. 3) Под колокольней во имя Нерукотворенного Образа. В сем монастыре пострижен во иноческий чин Св. Алексей Митрополит Игуменом Стефаном, братом Преподобного Сергия. Богоявленский мужеский, 2-го класса степенью 7, в Костроме; основан при Великом Князе Василии Васильевиче Темном. В нем главная церковь во имя Богоявления Господня, построена в 1559 году. Весь монастырь обнесен высокой каменной оградой в окружности на 450 сажен. Божие Дело заштатная мужеская пустынь, приписная к Ниловой Осташковской пустыне, отстоящая от оной в 40 верстах. В ней церковь во имя Покрова Богородицы. Болдинский Воскресенский мужеский, заштатный, Астраханской Епархии, против города Астрахани на Болдинском острове. В нем церковь во имя Воскресения Христова. Болдин Святотроицкий мужеский, 3-го класса, Смоленской Епархии, в 15 верстах от Дорогобужа близ реки Болдины; построен в 1528 году Преподобным Герасимом. В нем церковь соборная во имя Св. Троицы, 2) во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Муром, 2001. С. 178-182; Козлов В. Ф. Трагедия Пафнутьев-Боровского мон-ря в 1931-1932 гг.//Малоярославец: Проблемы истории и возрождения. Малоярославец, 2001. С. 211-216; Бессонова Т. Ф., Гребёнкин А. Р. Княжеский список Шемячичей в синодике Пафнутьево-Боровского мон-ря//Вопр. археологии, истории, культуры и природы В. Поочья. Калуга, 2003. С. 156-163; Маясова Н. А. Древнерус. лицевое шитье. М., 2004; Королёв Г. И. Занятия жителей подборовских слобод Пафнутьева мон-ря в XVII в.//Боровск: Страницы истории. Боровск, 2005. Вып. 5. C. 87-93; Печников М. В. Сборник XVI в.: Вклад митр. Макария в Пафнутьев-Боровский мон-рь//Там же. С. 94-107; Хохлова Т. М. Вкладные дары в Пафнутьев Боровский мон-рь из собр. Калужского обл. краевед. музея//Там же. С. 108-113; Алексеев А. И. О «Просветителе» и посланиях прп. Иосифа Волоцкого//ВЦИ. 2008. 2(10). С. 121-220; Болдин И. В., Массалитина Г. А., Бессонова Т. Ф. Белокаменные надгробия Пафнутьев-Боровского мон-ря кон. XV - нач. XVIII вв.//Вопр. археологии, истории, культуры и природы В. Поочья. Калуга, 2008. С. 33-37; Сарабьянов В. Д. Прообразовательные и ветхозаветные темы в росписях трапезной ц. Пафнутиева Боровского мон-ря//Иконогр. новации и традиция в рус. искусстве XVI в. М., 2008. С. 199-216; он же. Росписи сер. XVI в. в трапезной ц. Пафнутиева Боровского мон-ря//Царский храм: Благовещенский собор Моск. Кремля в истории рус. культуры. М., 2008. С. 116-143; Синодик священнослужителей, монашеств. братии и благотворителей. Калуга, 2008. Кн. 1. Ч. 2: Боровский у.; Святые свидетели вечности: Храмы и мон-ри г. Боровска. Калуга, 2009; Рус. святые в иконе, шитье, книжной миниатюре, мелкой пластике из собр. Музея им. А. Рублева. М., 2011; Сорокина Л. Б. Святыни окрестностей Обнинска. Калининград, 2011; Синелобов А. П. Я. Змеев и А. Челищев: история одной «измены»//Рос. ист. 2013. 6. С. 105-110; Забелин И. Е. Домашний быт рус. царей в XVI и XVII ст. М., 2014; Кириллин В. М. Соц. воззрения прп. Иосифа Волоцкого//ДРВМ. 2015. 4(62). С. 44-50; Легостаев В.

http://pravenc.ru/text/2579798.html

XVII в.; он же. Пафнутьев-Боровский мон-рь: страницы истории. Боровск, 2018; Пуцко В. Г. Боровские иконы 16 в.//Боровский краевед. Боровск, 1990. С. 16-28; он же. Серебр. литург. сосуды из Пафнутьев Боровского мон-ря//Боровск: страницы истории. Боровск, 2002. 4. С. 28-36; Сафонова Г. Б. Худож. шитье 17-19 вв. из Пафнутьев-Боровского мон-ря//Боровский краевед. Боровск, 1990. Вып. 2. С. 66-71; Осипова А. И. Миссионерская деятельность церк. Братства Прп. Пафнутия Боровского Чудотворца среди старообрядцев (посл. четв. XIX - нач. ХХ вв.)//Боровский краевед. Боровск, 1991. Вып. 3. С. 35-42; Зайцев А. А. Археол. исследования Свято Пафнутьев-Боровского мон-ря: предварительные итоги (1961-1991 гг.)//Вопросы археологии, истории, культуры и природы В. Поочья. Калуга, 1993. С. 38-39; Антипов А. А. Живые корни России. Боровск, 1994, 20073; он же. Монастырские были. Боровск, 2002; Баталов А. Л. Моление о чадородии и обетное строительство царя Феодора Иоанновича//Архив архитектуры. М., 1994. Вып. 5(1). С. 117-140; Подъяпольский С. С. О малоизвестном типе папертей кон. XV- нач. XVI в.//Рос. Арх. 1994. 3. С. 186-207; Болдин И. В. Археол. раскопки в Пафнутьев-Боровском мон-ре (1993 г.)//Монастыри в жизни России. Боровск; Калуга, 1997. С. 218-220; Лошкарёва Н. П. Гос. ист.-худож. и краевед. музей на территории Пафнутьев-Боровского мон-ря (1924-1930 гг.)//Там же. С. 195-212; она же. Из истории Боровского музея. 1919-1954 гг.//Боровский краевед. Боровск, 1997. Вып. 7. С. 5-36; она же. Пафнутьевская сельскохозяйственная коммуна на землях Пафнутьев-Боровского мон-ря//Монастыри в жизни России. Боровск; Калуга, 1997. С. 191-194; Миркина И. А. Гос. политика по отношению к Пафнутьев-Боровскому мон-рю в 1920-30 гг. (по док-там ГА РФ)//Там же. С. 213-217; Никулина С. А. Некрополь Пафнутьев-Боровского мон-ря XVI-XVIII вв.: Исслед. последних лет//Вопр. археологии, истории, культуры и природы В. Поочья. Калуга, 1998. С. 135-138; Добров С. А. Пафнутьев-Боровский мон-рь как ист.-культ. центр России XV-XIX вв.//Уваровские чm.-III.

http://pravenc.ru/text/2579798.html

К 1864 г. обитель владела 267 дес. 1222 саж. земли в Калужском, Козельском, Малоярославецком, Перемышльском уездах, которые в основном сдавались в аренду. Также Л. К. м. принадлежали мельница на р. Яченке, рыбные ловли на реках Оке и Жиздре и в 29 озерах рядом с Жиздрой. На содержание монастыря отпускалось 3453 р. 88 к., а также взамен угодий - 57 р. 12 к. Банковские капиталы Л. К. м. в 1873 г. достигали 59 801 р. ( Ростиславов Д. И. Опыт исследования об имуществах и доходах наших мон-рей. СПб., 1876. С. 242). В 80-х гг. XIX в. в здании братских келий и училища для детей штатных монастырских служителей находился епархиальный свечной завод, перемещенный из Козельска. Много средств шло на строительство и ремонт. Так, в 1768-1779 гг. Л. К. м., согласно приходо-расходным книгам, получал ежегодно ок. 800 р., и четверть этой суммы шла на поддержание построек и пополнение ризницы. Из 20 096 р. неокладных доходов Калужского архиерейского дома за 1832-1841 гг. на строительные работы в мон-ре израсходовано 9632 р. ( Болдин. 1996. С. 15). В обители в XIX в. разводили коров холмогорской породы. В монастырском саду было посажено более 1000 фруктовых деревьев. Крестные ходы, святыни и реликвии 10 авг., в день памяти блж. Лаврентия, был «исстари установлен» крестный ход из Калуги в Л. К. м. с чудотворными и особо чтимыми иконами городских церквей. Др. крестный ход, из церквей Калуги в мон-рь, совершался на праздник Вознесения Господня. Крест и часовня над местом погребения блж. Лаврентия. Фотография. 2009 г. Крест и часовня над местом погребения блж. Лаврентия. Фотография. 2009 г. Главной святыней обители были мощи блж. Лаврентия, почивавшие под спудом под нижней церковью собора у сев. стены, на месте левого клироса. В нижней церкви над этим местом была установлена рака, велась запись чудесных исцелений, самое раннее датировано 1621 г. Рака в 1750 г. была обита медным посеребренным окладом (не сохр.), наверху было помещено иконописное изображение блж. Лаврентия в рост в серебряном чеканном окладе. Над ракой располагался балдахин на 4 золоченых столбах с подзорами из малинового бархата, расшитыми золотом. В 1860 г. вел. кн. Константин Николаевич пожертвовал к раке золотую лампаду и внес денежный вклад 10 авг. 1858 г., в день памяти святого и в честь рождения сына - вел. кн. Константина Константиновича. В 1887 г. сам вел. кн. Константин Константинович по примеру отца пожертвовал к раке прав. Лаврентия серебряную лампаду, выполненную по образцу лампады XV в. из ризницы Софийского собора в Новгороде, и внес денежный вклад.

http://pravenc.ru/text/2462415.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010