Ограда. В виде кирпичной стены охватывает всю территорию монастыря. Утраченные прясла, завершение стен и четыре угловые башни восстановлены в 1993 г. Стены с внешней стороны расчленены лопатками на прясла, в которые вписаны неглубокие фигурные ниши. В северной стене ограды находятся Святые ворота, перестроенные в нач. 20 в. в русском стиле. Арочные ворота и калитки на других сторонах ограды (местами переложенные) намного проще. Просфорная. Небольшое прямоугольное одноэтажное кирпичное здание у северной стены монастыря. В южной и восточной стенах прорезаны по два оконных проема с лучковыми перемычками. Основная плоскость фасадов оформлена в виде неглубокой прямоугольной ниши. С западной стороны примыкал деревянный прируб, замененный в 1990 г. кирпичной пристройкой. Дом настоятеля . Деревянное одноэтажное здание у восточной стены монастыря. Прямоугольный сруб был обшит тесом. В четырехскатной кровле с западной стороны (по главному фасаду) было устроено большое слуховое окно. Шесть окон западного фасада были украшены наличниками с накладной резьбой. Здание сгорело в 1984 г., и в 1993 г. на старом фундаменте возвели нынешнюю постройку в прежних объемах. При строительных работах 1991-97 гг. под братские кельи был приспособлен бывший дом казначея (к востоку от трапезной палаты) и появились два новых келейных корпуса - в северо-восточной и в западной частях монастырской территории. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Смоленская область. Москва, «Наука», 2001 г. Болдин Свято-Троицкий монастырь, 3 класса, в 15 верстах от города Дорогобужа, при реке Болдинке. Основан в 1528 году подвижником Герасимом Болдинским, который скончался 1 мая 1554 года и покоится здесь. С 1611 года по 1655 год монастырь находился во власти иезуитов; возобновлен в 1656 году. В монастыре находится чудотворная Казанская икона Божией Матери. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Болдинский монастырь - наиболее древний из существующих и действующих сегодня монастырей в Смоленской области. Располагается примерно в 15 километрах на восток от города Дорогобужа. Недалеко от монастыря проходит старая Смоленская дорога. Болдинский монастырь был основан преподобным Герасимом в 1530 году. Герасим ставил своей подвижнеческой целью содание православных монастырей на землях, перешедших от Литовского княжества к Московскому государству. Спустя некоторое время Болдинский Свято-Троицкий монастырь превратился в очень влиятельный и богатый православный монастырь Смоленщины. Богатство Болдинского монастыря росло и пополнялось за счет крупных пожертвований бояр, пожалования государем земель, собственной достаточно активной экономической деятельности.

http://sobory.ru/article/?object=10903

В 1941—1943 Смоленская епархия включала в себя Смоленщину и Брянщину и входила в состав Белорусской Православной Церкви. Правящим архиереем был епископ Смоленский и Брянский Стефан (Севбо). После освобождения Смоленской области от немцев, в 1943—1944 гг., Смоленская епархия возглавлялась архиепископом Калининским (Тверским) Василием (Ратмировым), носившим титул «Калининский и Смоленский». С 1984 по 2008 год, в период управления митрополита Кирилла (Гундяева) (ныне Патриарх Кирилл) в Смоленской и Калининградской епархии было построено 143 храма, 65 восстановлено. Настоящее время [ править править код ] Решением Священного Синода от 31 марта 2009 года на территории Калининградской области образована епархия Русской Православной Церкви. Правящий архиерей вновь образованной епархии получил титул «Калининградский и Балтийский», правящий архиерей Смоленской епархии именуется «Смоленский и Вяземский». Решением Священного Синода от 5 мая 2015 г. из состава епархии выделена Вяземская епархия. Правящему архиерею Синод постановил иметь титул «Смоленский и Рославльский». Смоленская епархия включена в состав Смоленской митрополии. Населённые пункты [ править править код ] Святые [ править править код ] С первых веков христианства Смоленская земля просияла праведниками, вошедшими в сонм святых земли Русской. Вот только некоторые имена: Святыни [ править править код ] Монастыри [ править править код ] Все монастыри Смоленской области Болдин Троицкий мужской монастырь [ править править код ] Дата основания : 1530 Адрес : Смоленская обл., Дорогобужский р-н, д. Болдино Мужской монастырь, основанный в 1530 прп. Герасимом Болдинским, учеником прп. Даниила Переяславского. Во 2-й пол. XVI в. многолюдный и богатый монастырь, в котором велось каменное строительство. В Смутное время покинут братией, ок. 1621 передан смоленскому коллегиуму иезуитов. Восстановлен в 1656, но долгое время оставался небогатым. Ограда с башнями выстроена в 1770-х, кельи XIX в. Закрыт в 1920, церкви закрыты в 1931 (по другим данным в 1929). В 1920-1929 в монастыре действовал филиал дорогобужского музея. В марте 1943 большинство построек взорвано немцами, руины частично разобраны. Консервационные работы начаты в 1964. В 1987 восстановлена шестигранная колокольня кон. XVI в., взорванная в 1943. Восстановлен в 1991.

http://azbyka.ru/palomnik/Смоленская_обл...

Высокий шатёр церкви восстанавливать не стали, ограничились лишь невысоким шатриком, установленным на восьмигранник храма. Возрождённый из руин Введенский трапезный храм освящён митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом 7 декабря 1997 года. По материалам книги " Свято-Троицкий Болдин монастырь " . Издание Свято-Троицкого Болдина монастыря, 2016 г. Введенская трапезная церковь, восстановленная в упрощённом виде, к сожалению, не вполне отвечает формам прежнего храма, построенного в 1580-е годы, - он был шатровым. " Эта исконная и любимая, - пишет П. Д. Барановский, - глубоко народная форма русских деревянных сооружений выразилась в каменных храмах того же шатрового типа с середины XVI до середины XVII в. и подверглась затем гонению со стороны духовенства, желавшего возвратиться к сооружениям византийского типа. Введенская церковь, единственная из одношатровых церквей Смоленской области, свидетельствует, что и здесь в былое время жила форма шатровых завершений... " А вот как знаменитый архитектор-реставратор описывает в 1918 году Введенский храм: " Храм, находящийся во втором этаже, или стоящий " на подклетях " ... представляет из себя в плане квадрат, переходящий в восьмигранник, на котором возвышается каменный шатёр на восьмигранном барабане. С восточной стороны к основному четверику примыкает одноапсидный полукруглый алтарь, с западной обширный корпус старой трапезной с папертью, а с южной помещение бывшего придела преподобного Митрофана... Вход в трапезную и церковь был с северной стороны через паперть, к которой примыкало громадное крыльцо... " Отметим, что до 1843 года в Митрофановском приделе находилась келарская палата, а в 1881 году на его месте были устроены кельи. Приступая к восстановлению Введенского храма, строители ориентировались на прежний его вид. Средств тогда не хватило лишь на сам шатёр - барабан со шлемовидной главкой поставили прямо на восьмерик. В 1997 году работы были завершены, и 4 декабря митрополит Смоленский и Калининградский (ныне Патриарх Московский и всея Руси) Кирилл освятил храм. Внутри Введенская церковь и бывшая трапезная палата сейчас выглядят куда лучше, нежели в те времена, когда молодой П. Д. Барановский готовил свою диссертацию. Тогда храм был практически заброшен за ненадобностью - росписей не имелось, даже иконостаса не было... В наши дни здешние интерьеры впечатляют гостей и паломников - в 1999-2001 годах в церкви и трапезной работала бригада иконописцев во главе с С. Н. Петровым. Они то и создали эти прекрасные интерьеры. Из журнала: " Православные Монастыри. Путешествие по святым местам " . Выпуск ООО " Де Агостини " , 2011 Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=11063

В Троицком соборе разместилось зернохранилище, во Введенском храме - колхозный сырзавод. Во время Великой Отечественной войны Болдинский монастырь был базой партизанских отрядов: в зданиях бывшей обители были размещены ремонтные мастерские. Вскоре сюда пришли немецкие войска, которые в марте 1943 года при отступлении заминировали и взорвали Введенский храм вместе с Троицким собором и колокольней. Болдин монастырь был самой большой любовью выдающегося русского учёного-реставратора Петра Дмитриевича Барановского. После разрушения Болдинского монастыря он писал другу: " Я не переставал страдать за него, вспоминая... Бывало так, что видел во сне существующим и возрождённым... Я принял все зависящие от меня меры, чтобы сохранить оставшееся... Однако сам я ...поехать туда, переломить своё сердце, не мог... Я узнал, что руины монастыря ... пустили на ...кирпич. И вот я должен был взять себя в руки и поехать ...на могилу величайшего из памятников нашего древнего искусства. Я увидел разрушенные останки памятников, которые видел раньше во всём великолепии, которым посвятил много лет жизни, труда, любви и забот, чтобы сделать их ещё более прекрасными... " . Эти строчки были написаны Петром Дмитриевичем 16 сентября 1962 года. Летом 1969 года на руины монастыря, оставшиеся после взорванных в 1943 году немецкими войсками храмов и колокольни, пришёл первый студенческий реставрационный отряд. И на протяжении двух десятилетий смоленские студенты возрождали святыню своей земли. Реставрационные работы по восстановлению храмов производились тогда под руководством ученика Барановского Александра Пономарёва по сохранившимся обмерам и фотографиям самого Петра Дмитриевича. Первым делом был восстановлен первый этаж Введенской церкви, а уже в 1988 году была воссоздана шестигранная колокольня. Неоценимую помощь в воссоздании Введенского храма и трапезной палаты оказал командир воинской части, полковник Валерий Вячеславович Корниенко вместе со своими солдатами. Восстановительные работы в храме продолжились в 1995-1997 годах.

http://sobory.ru/article/?object=11063

Надо думать, что за полтора века до этого всё было ещё " скучнее " . Много скорбей пришлось испытать преподобному Герасиму в первые месяцы своей жизни в этих местах - по большей части, от местных жителей, не желавших принимать " чужака " . Но понемногу всё устроилось, и на живописной поляне у речки Болдинки святой основал Троицкий монастырь, началом которого стала постройка деревянной церкви, освящённой 9 мая 1530 года. Подвижник не жил постоянно в обители, подолгу отсутствуя в ней, - отходил из монастыря для основания новых монашеских общин, - однако Троицкий Болдин монастырь быстро рос, сюда устремлялись ищущие иноческой жизни, и к концу земного пути преподобного Герасима (а преставился он в 1554 году) братии в обители насчитывалось 127 человек. Немало! К началу XVII века Болдин монастырь успел обзавестись уникальным каменным архитектурным ансамблем и превратиться в крупнейший центр русской книжности с замечательной библиотекой. Бразды управления обителью после кончины её основателя принял в свои руки игумен Иосиф Краснописец - его прозвище говорит само за себя. В 1570-80-е годы здесь настоятельствовал святитель Антоний (в будущем епископ Вологодский и Великопермский), также не чуждый писательских трудов, - он, в частности, составил Житие преподобного Герасима Болдинского, сохранившее для нас важнейшие подробности начальной истории обители. Показательный факт: когда в конце XVI столетия устроитель Нило-Столобенской пустыни на Селигере преподобный Герман пожелал иметь в обители Житие преподобного Нила Столобенского, он передал свои " предварительные " записки именно в Болдин монастырь, монаху Филофею, - с просьбой " правильно " написать житийный текст. Заказ был выполнен. В первые же десятилетия существования монастыря у старой Смоленской дороги у него объявились знатные благотворители, что неудивительно: уже преподобного Герасима хорошо знал великий князь Московский Василий III. Впоследствии щедрыми вкладчиками Болдинского монастыря являлись русские самодержцы Фёдор Иоаннович, Борис Годунов, Михаил Фёдорович, Алексей Михайлович, Пётр I, а также князья Звенигородские, бояре Плещеевы, Пушкины, Салтыковы... Всё это превратило его в богатейшую обитель (имевшую, к слову, собственное подворье в Москве ещё при жизни преподобного Герасима) и позволило в 1580-е годы начать обширное каменное строительство - до конца XVI столетия в монастыре были возведены величественный Троицкий собор, трапезная палата с Введенским храмом, выразительная колокольня. Архитектор-реставратор П. Д. Барановский высказал предположение, что тут дело не обошлось без знаменитого русского зодчего Фёдора Коня, предложив очень серьёзные аргументы в пользу своей позиции. Есть тому и косвенное подтверждение - известно, что Фёдор Конь и его пасынок были вкладчиками Болдинского монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=10903

К концу 80-х годов XX века Болдин мужской монастырь , основанный в XVI веке преподобным Герасимом Болдинским, находился в руинах. От него осталась лишь колокольня, восстановленная в 1960-х гг. По благословению архиепископа Кирилла в 1989 г. был отремонтирован маленький храм Тихвинской иконы Божией Матери, а уже в следующем году на территории обители было совершено первое богослужение. Спустя год возрождающийся монастырь был освящен митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом. В июле 2001 г. в обители произошло знаменательное событие: при расчистке руин взорванного храма Святой Троицы были обретены всечестные останки преподобного Герасима Болдинского. Об этом сообщили правящему архиерею, который в ответном послании, в частности, сказал: «Верим, что в этом чудесном событии даруется всем нам знак Божия благоволения, дабы возрождалась в народе нашем вера и благочестие, а через эти добродетели менялась и самая жизнь, наполняясь светом Божией правды, миром, покоем и процветанием». Восстановление этой древней обители было увенчано освящением Троицкого собора Болдинского монастыря и Божественной литургией в нем, которые были совершены 6 июня 2010 г. Святейшим Патриархом Кириллом во время его визита в Смоленскую епархию. По окончании богослужения Предстоятель поделился с собравшимися своими воспоминаниями : «Никогда не забуду, как приехав в Липецы и подойдя к храму, я спросил отца Антония: " Так это открытый храм или закрытый? " Он отвечает: " Открытый храм, здесь священник служит " . Я говорю: " Такого быть не может " — перед нами был полуразрушенный храм. Да и область была в тяжелом состоянии. Часто мы с отцом Антонием шли по колено в грязи, на лошади добирались, на тракторе, потому что даже машины повышенной проходимости пройти по тем местам к нашим приходам не могли. Но самое, может быть, трудное, что было тогда для меня как для правящего архипастыря Смоленской земли — это духовная бедность. В храмах не было народа — особенно в храмах сельских, да и в городских. И вот однажды я приехал сюда, в это место, где, как мне сказали, раньше был монастырь. Что же я увидел здесь? Я увидел развалины. Не просто остовы полуразрушенных храмов, а кучи битого кирпича. Мы знаем, что враг, отступая из этих мест, взорвал Свято-Троицкий Герасимо-Болдинский монастырь, не пощадив и этого собора, который, по мнению ученых, был построен Федором Конем, знаменитым средневековым русским архитектором, — тем, кто воздвиг крепостную стену вокруг Смоленска. Все было разрушено. Я действительно не могу вспомнить никакого другого монастыря Русской Церкви, который бы полностью лежал в руинах. Через несколько лет после этого первого посещения я принял решение возобновить здесь монашескую жизнь. Отец Антоний был назначен на эти руины — и жить-то здесь было негде, — с тем чтобы начать собирать братию и восстанавливать обитель.

http://patriarch.patriarchia.ru/vosstano...

После революции Болдин монастырь продолжал действовать - в нём оставалось 13 монахов. В 1921 г. П.Д. Барановский начал здесь реставрацию. К несчастью, не один Барановский интересовался монастырем. В 1922 г. власти конфисковали монастырское имущество, кощунственно вскрыли мощи св. Герасима. В 1928 г. прекратилась реставрация, а еще через год репрессировали всех монахов и директора музея. В обитель вселялись «трудовые коммуны», сельхозартели. Во время Великой Отечественной войны монастырь был разрушен. Но жив был П.Д. Барановский. Обмерив руины, он заметил, что древние здания обрушились не по кирпичику, а большими фрагментами - их можно было вновь «собрать». В 1964 г. началось восстановление. Барановский умер в 1984 г., успев увидеть возрожденной одну лишь Трапезную палату. Но дело его продолжалось. В 1987 г. уже поднялась колокольня. Много сил в деле воссоздания монастыря отдает архитектор-реставратор ученик П.Д. Барановского - А.М. Пономарев. 14 мая 1990 г. в Болдине состоялась первая церковная служба - вечерня в храме XIX в. на месте пещерки св. Герасима. А еще через год, в день памяти св. Герасима, возродился сам монастырь. Наместником его назначен был игум. Антоний. Сегодня в монастыре 20 насельников. Сохранились и возрождены: трапезная и колокольня (1585-1592 гг.); ограда и башня (XVIII в.); дом казначея (XIX в.); дом игумена (XIX в.); просворня (XIX в.); стены монастыря с башенками по углам (XVIII в.). Построен новый братский корпус в 1994 г. По материалам сайта В далёком 1528 году в окрестности города Дорогобужа пришёл преподобный Герасим Болдинский, ученик другого великого русского святого - преподобного Даниила Переславского. Было тогда подвижнику 39 лет. Места для пустынножительства он выбрал " непростые " . Около ста лет здесь хозяйничали литовцы, и лишь незадолго до появления на этой земле преподобного Герасима, в 1500 году, Дорогобуж вошёл в состав Московского государства. Таким образом, это было пограничье, причём пограничье с католическим миром. Литовцы вели себя неспокойно, то и дело совершая попытки вернуть эту территорию под свою власть; население за столетие католического владычества заметно " пошатнулось " в православной вере; тут хватало лихих людей, чему способствовало то, что сторона эта была лесная, глухая. Приведём любопытное свидетельство, относящееся к более позднему времени, - один из иностранных послов, проезжая по старому Смоленскому тракту (а преподобный Герасим обосновался неподалёку от него) в 1676 году, так характеризовал его: " Путь от Смоленска до Москвы сколько опасен от медведей, столько скучен по причине непрерывных лесов. Единственная между этими городами дорога идёт по полосе вырубленного леса, шириною около 30 футов (около 9 метров) с бревенчатою по болотам настилкою... "

http://sobory.ru/article/?object=10903

Арх.: РГИА. Ф. 834. Оп. 2. Д. 1797. Л. 43-48 об.; РГБ ОР. Ф. 303/I. 530. Грамота 2. Л. 28 об. [Копийная кн.]; ГА Смоленской обл. Ф. 19. Оп. 1. Д. 499. Л. 15; Д. 622. Л. 95. Ист.: Житие прп. Герасима Болдинского чудотворца и ист. описание Смоленской епархии Дорогобужского Св.-Троицкого Болдина муж. мон-ря 3 кл. М., 1868; [Приходно-расходные книги Болдина мон-ря]//РИБ. СПб., 1875. Вып. 1. Ч. 2. 102. С. 290-313; Л., 1924. Т. 37. Вып. 1. С. 13-264; Смоленская старина. Смоленск, 1911. Вып. 1. Ч. 2; [Опись монастырского имущества]//Памятники обороны Смоленска 1609-1611. М., 1912; Крушельницкая Е. В. Завещание-устав Герасима Болдинского//ТОДРЛ. 1993. Т. 48. С. 264-270; она же. Автобиография и житие в древнерус. лит-ре. СПб., 1996. С. 67-107, 210-212 [«Изустная память»], 213-266 ред. Жития], 266-284 ред. Жития]. Лит.: Болдин Св.-Троицкий мон-рь//Смоленские ЕВ. 1871. 3. С. 80-87; Лавровский [Л. Я. ], прот. Ист. очерк о состоянии Смоленской епархии//Там же. 1884. 16. С. 719-720; Санковский А. В. Краткое описание церквей Смоленской епархии. Смоленск, 1898. Вып. 1. С. 276-278; Будовниц И. У. Мон-ри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV-XVI вв. М., 1966. С. 342-348; Косточкин В. В. Старым Смоленским трактом. М., 1972. С. 167-168; Пастухова З. И. По Смоленщине. М., 1985. С. 93-95; Баталов А. Л. О времени построения собора Болдино-Дорогобужского мон-ря//ПКНО, 1985. М., 1987. С. 442-447; Дмитриева Р. П. Антоний//СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 46-47; П. Барановский: Тр., восп. современников/Сост.: Ю. А. Бычков и др. М., 1996. С. 94-98, 218-232; Даниил (Сычев), иером. Вязьма: Очерки истории. М., 1997. С. 62-78; он же. Св.-Троицкий Герасимо-Болдинский мон-рь//Макариевские чт. Можайск, 2002. Вып. 9: Соборы Рус. Церкви. С. 171-180; Смоленские ЕВ. 2001. 3. С. 2-5. Д. Б. Кочетов Архитектура Первой постройкой Г. Б. м. была деревянная Троицкая ц. с приделом во имя прп. Сергия Радонежского. Освящение храма состоялось 9 мая 1530 г., эта дата и считается датой основания обители. Из текста завещания прп. Герасима известно, что 14 дек. 1540 г. была освящена «просторнее того» церковь, что скорее всего отражает сооружение первой кирпичной Троицкой ц.; у юж. стены придела во имя прп. Сергия Радонежского этого храма находилось погребение прп. Герасима († 1 мая 1554).

http://pravenc.ru/text/Герасимов ...

При поддержке гранта «Православная инициатива» на Смоленщине реализуется проект «Маршруты православного молодежного туризма» 17 августа 2017 г. 12:51 С 20 апреля 2017 года в Смоленском государственном институте искусств (СГИИ) реализуется проект «Маршруты православного молодежного туризма», который стал победителем Международного открытого грантового конкурса «Православная инициатива 2016-2017» в конкурсном направлении «Культура». Руководитель проекта — Е.С. Мертенс, заведующая кафедрой библиотечно-информационной деятельности и музеологии, кандидат педагогических наук, доцент СГИИ. Подготовка экскурсионных маршрутов студентов направления «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» проходит во взаимодействии со Смоленской епархией , Смоленской православной духовной семинарией, светскими учебными заведениями, библиотеками города. Консультацию по составлению экскурсии в семинарском храме Покрова Пресвятой Богородицы провели настоятель, первый проректор СПДС игумен Тарасий (Ланге), руководитель отдела по учебно-методической работе СПДС, кандидат филологических наук Т.А. Матаненкова; Е.С. Мертенс. В процессе разработки концепции экскурсионного маршрута «Спасо-Преображенский Авраамиев мужской монастырь — центр духовности и культуры» были проведены консультации настоятелем обители игуменом Хрисанфом (Шадроновым), руководителем проекта Е.С. Мертенс. Рассказ для студентов представил член Союза дизайнеров России О.Н. Михайлов — автор проектов и произведений декоративно-прикладного искусства в технике художественной резьбы по дереву, в том числе, церковных иконостасов, напольных и настенных киотов для икон. Консультацию для разработки экскурсионного маршрута «Свято-Троицкий Болдин монастырь как выдающийся памятник средневекового зодчества, основанный преподобным Герасимом Болдинским», и маршрута «Архитектурные стили монастырей и храмов Смоленщины» дал иеромонах Петр (Исаков) — хранитель библиотеки и один из организаторов музея Болдина монастыря. Для авторов экскурсионных маршрутов «Строительство храмов и монастырей на средства смоленских благотворителей», «Архитектурные стили монастырей и храмов Смоленщины», «Храмы XVII-XVIII вв. в Смоленске», «Святыни Рославльской земли» консультации и рецензирование провели иеромонах Рафаил (Ивочкин), проректор по научной работе СПДС, кандидат исторических наук, кандидат богословия, автор научных и краеведческих изданий по истории храмов Смоленщины; благочинный Смоленского районного округа протоиерей Роман Павлишов.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Свято-Троицкий Болдин мужской монастырь 6 червня 2010 р. 13:10 Монастырь расположен на берегу речки Болдинки в 18 км от города Дорогобужа, на Старой Смоленской дороге. Основана обитель в 1528 г. преподобным Герасимом Болдинским. Со дня основания и до начала XVII века монастырь быстро развивался: строились храмы, собиралась братия. В 1580-1590-х гг. в Болдинском монастыре развернулось большое каменное строительство. Автором всего монастырского комплекса был известнейший московский мастер Федор Конь. В 1611 г. монастырь был захвачен поляками, в нем разместился католический орден иезуитов, во владении которых он находился до 1655 г. С 1656 г. монастырь вновь был освящен как православный. В 1919-1927 гг. в монастыре были проведены реставрационные работы под руководством П. Д. Барановского. В бывших монастырских зданиях организован историко-художественный музей. В ноябре 1929 г. монастырь был официально закрыт. В Троицком соборе разместилось зернохранилище, во Введенском храме — колхозный сырзавод, в часовне — сепаратор для переработки молока. Во время Великой Отечественной войны Болдинский монастырь был базой партизанских отрядов; в зданиях бывшей обители размещались ремонтные мастерские. В марте 1943 г. при отступлении немцы заминировали и взорвали храмы и колокольню. В 1964 г. началась реставрация монастыря по сохранившимся обмерам и фотографиям под руководством П. Д. Барановского. В 1991 г. Болдинский монастырь передан Русской Православной Церкви. В 2001 году в монастыре были обретены мощи преподобного Герасима Болдинского. В настоящее время практически все постройки монастыря восстановлены. Возрожден монастырский некрополь. Свято-Троицкий собор Деревянный соборный храм в честь Святой Троицы с приделом во имя преподобного Сергия Радонежского построен в 1530-е гг. рядом с первыми постройками обители. Каменный собор в честь Святой Троицы с приделами во имя апостола Иоанна Богослова и благоверных князей Бориса и Глеба построен в 1585-1591 гг., по преданию, на средства инока Николая, из дворянского рода Арсеньевых. Собор был расписан фресками в византийских традициях на сюжеты из евангельских притч московскими государевыми иконописцами. В соборе хранился древний почитаемый образ Казанской иконы Божией Матери. Храм взорван в 1943 г. В 1991-2000 гг. проведены раскопки руин храма. В 2009 г. закончено восстановление Троицкого собора.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1211114...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010