Ни Немкину, ни Уткину, как ни прискорбно, не суждено было увидеть результатов своей работы: ещё в начале строительства, в 1908 г., после долгой болезни, ушёл из жизни архитектор храма, а за год до окончания работ скончался и сам Уткин. Тем не менее, этому самому молодому из дореволюционных харьковских храмов, на время лихолетий была уготована счастливая судьба: Казанский храм - единственный в Харькове и один из немногих в Харьковской епархии, где с 1912 г. и до наших дней не прекращались Богослужения, а престольная икона Богородицы никогда не покидала стен храма. За месяц до освящения храма в газете Южный Край появилась такая заметка: «Занимая чудное местоположение на высокой горе, с крутым спуском на восток, он производит чарующее впечатление и со стороны полотна железной дороги и города, резко вычерчиваясь на горизонте величиной и законченностью стиля. Проект храма принадлежит покойному епархиальному архитектору Немкину (он же строил и Николаевский храм), а самая постройка его и доставление средств покойному кафедральному старосте К.П. Уткину. Закончить храм, а также отделать его внутри пришлось приемной дочери Е.К. Уткиной, ныне состоящей председателем строительного комитета. Храм уже совершенно отделан, установлен иконостас работы В.И. Гетмана и иконы хорошаго письма Троице-Сергиевой Лавры. Приобретена также из Москвы и церковная утварь. В непродолжительном времени предстоит освящение новаго Казанскаго храма на Лысой горе. Роспись храма внутри по техническим соображениям отложена на будущее время». (Орфография не сохранена). Добавить комментарий Комментарии и обсуждение По воспоминаниям родственников, бригадой рабочих на строительстве Казанской церкви руководил и был старостой Болдин Трофим Яковлевич. Имеется фото при открытии храма 1912 г., где Болдин Т.Я. с меценатом Константином Уткиным, его супругой и тремя священниками. На этом фото Болдин Т.Я. с почетным орденом (медалью), награждён во время подношения царю хлеб-соли от имени города. 10 июня 2017. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/article/?object=03887

Преподобный же, не окончив дела своего, поспешил в Болдин монастырь. Ученики его удивлялись этому, но спросить не смели. Святой же сказал им: «Сегодня должны мы поспешить, чтобы посетить приведенного к нам». Подивились ученики, что так скоро спешит святой в Болдин монастырь, сказанного же преподобным не уразумели. И вот, когда шел преподобный и был уже близ монастыря, увидел он сильно бесновавшегося, (ведомого) от монастыря. Святой, встретив человека того, взял его за руку – и тот замолчал. Вернул его преподобный опять в монастырь, ввел в церковь и помолился Богу о нем со слезами. И больной тотчас осмысленно говорить начал и, припав к ногам преподобного, стал просить его, чтобы помолил Бога о нем. И выздоровел он, будто никогда и не болел, и прожил долгое время (в монастыре), не теряя разума. Отпуская же его, сказал ему преподобный: «Не рассказывай об этом, чадо, никому и живи по заповедям Господним, как христианам следует жить». И ушел тот домой, радуясь, славя Бога и угодника его, преподобного Герасима, кратко восхваляя. Об озере Абрамовском Было недалеко от монастыря озеро, называемое Абрамовское, по величине небольшое, но очень глубокое; и протекала через него маленькая речка, называемая Озеречка, и было в ней много рыбы. Жившие тут поселяне много раз ходили ловить рыбу на то озеро. И если кто приходил на лов или мимо шел и на помощь Бога призывал, то случались с ним на том озере наваждения дьявольские, великий ужас и беды – одни сами тонули, у других лодки разбивало, у третьих сети в воде пропадали, на иных же болезни находили на том озере. И с Божиею помощью никто никогда не обретал рыбы в озере том. Но те невежи, которые приходили на озеро без Божией помощи, а с колдовством, всегда здоровы бывали и много рыбы ловили. Преподобный Герасим, узнав об этом, очень огорчился. Много своих ловцов посылал он с Божией помощью, но и с ними также случались наваждения – никогда не могли они наловить нисколько рыбы, а только напасти испытывали многие. Долго преподобный со многими слезами молил Бога о том, чтобы победить козни дьявольские, и захотел он сам идти на озеро то с ловцами монастырскими. Повелел преподобный петь в церкви молебен, а сам долго со слезами молился, и ночью молился Богу перед тем, как наутро идти к озеру.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Краткое сказание о приходе отца нашего Герасима в пустынь в Брынском лесу, о Жиздринском монастыре и о дорогобужском городовом приказчике Возлюбив отшельническое безмолвное житие, уходит преподобный Герасим из обители Пресвятой Троицы в пустынь в Брынский лес, расстоянием от Болдина монастыря в 300 верст, а может быть, меньше или больше этого. И с Божией помощью устраивает он там на реке Жиздре монастырь во имя Пресвятой Живоначальной Троицы, честного и славного Введения во храм Пречистой Богородицы и преподобного Сергия чудотворца, и братию собирает. Как поведать по порядку о трудах и подвигах его, о том, что претерпел он в Брынском лесу от разбойников и злых людей, причинявших ему лютые беды, и от зверей опасность, ибо место то было безлюдное, кругом лес! И был на том месте притон разбойников, так же как и в сей пустыни, и даже больше. Если же подробно писать, то не смогу окончить я повести до конца дней моих. Но разумным и богобоязненным людям довольно будет и того немногого, что прежде я рассказал на пользу слышащим и разумеющим о том, как пришел преподобный на безлюдное место в Дорогобужский уезд, где лежат ныне честные и целебные мощи, и как страдал он от врага дьявола, от разбойников, от жителей тех мест, от проходивших мимо людей и от городских наместников. Тому же подобное испытал старец и в Брянском уезде в Брынском лесу на реке Жиздре. Все скорбное он терпел, но все это скорбное силой Христовой миновало по слову псалмописца: «Сеющие слезами радостью пожнут». В те времена в городе Дорогобуже был городовой приказчик именем Лаврик Соколов, и дьявольским наущением ругал он монастырь преподобного Болдин и старца бранил и укорял, как безумный. И случилось так, что сына его, именем Леонтия, за прегрешения отца постиг недуг: лишившись ума, бесился он и тяжко страдал, и не могли связать его железными узами, ибо даже железные узы он сокрушал и бился. Иногда вшедший в него бес повергал его на землю, и било его так, что зубы скрежетали, а иногда он, как мертвый, лежал долгие часы. И привели его в монастырь Болдин. Преподобного же Герасима не было тогда здесь в монастыре, ибо, как прежде мы сказали, строил он в то время монастырь на реке Жиздре. Священники и вся братия пели молебны о беснующемся и много молили Бога о нем. Больной же в свой разум никак не приходил и сильно бесновался. И много времени жил он в монастыре, но болезнь его нисколько не облегчалась.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Князь Щербатов рекомендовал меня в собрание, и меня выбрали на его место. Мы всегда оставались с ним друзьями и сотрудниками. Я очень ценил князя Алексея Павловича, который был настоящим русским интеллигентом, с большими историческими знаниями о Российской империи. Он навсегда останется в памяти как добрый и хороший человек. – Вы часто бываете на исторической родине. Как вы смотрите на возрождение духовной жизни в России? Что вас больше всего поражает? – Я глубоко удивлен и поражен тем, что после гонений на Православную Церковь с 20-х и до 80-х годов прошлого столетия, вопреки всем попыткам разрушить и разбить православную традицию в России, это не удалось. Сегодня, приезжая в Россию, я вижу, что многие российские жители приходят к Православию – начиная от В.В. Путина и кончая крестьянами глухой сибирской деревни. Я также удивляюсь тому, что хоровые церковные обычаи остались нетронутыми. Целью Русской Зарубежной Церкви всегда было сохранение церковных традиций и обрядов, но я с большим удивлением сегодня понимаю, что эти традиции были сохранены и в самой России, несмотря на изгнание многих миллионов соотечественников. Рейтинг: 4 Голосов: 1 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Владимир Анатольевич Болдин 21 сентября 2013, 15:34 Президенту Российского Дворянского Собрания в Америке, главному управляющему и президенту фирмы " DRG Internationl Inc. " Его Светлости доктору Гиацинтову К. Э. Уважаемый Кирилл Эрастович! Очень интересное и содержательное интервью. В нем в компактной форме отражена история России и её соотечественников, проживающих за рубежом, Это очень полезно знать нашей молодежи. Спасибо Вам! Теперь, Ваша Светлость, по существу. В целях установления деловых и дружеских контактов, а также оперативного обмена информацией прошу, насколько это возможно, сообщить мне Ваш адрес электронной почты. Конфиденциальность гарантирую. С уважением и наилучшими пожеланиями, Владимир Болдин Россия, г. Калининград (Кёнигсберг) 21.09.2013 Галина Яковенко (Измайлова) 20 ноября 2010, 23:51

http://pravoslavie.ru/33527.html

Мощи почивают под спудом в соборной церкви Троицкого Болдина монастыря, в пятнадцати верстах от города Дорогобужа. Болдин Троицкий монастырь 3-го класса (с 1764 года), Смоленской губерни, Дорогобужского уезда, при речке Болдинке. В конце XVI столетия здесь спасался и погребен затворник Аркадий, память которого уважается и поныне. 6-й день. Преподобный Михей Радонежский Михей был любимый келейник преподобного Сергия, «возливавший, по выражению Епифания, воду на руце его». Под руководством великого старца, подвизаясь в простоте сердца, Михей достиг такой высокой степени духовной чистоты, что один из всех сподвижников Сергиевых удостоился видеть Матерь Божию, посетившую своего избранника. Вот что поведает об этом посещении Небесной Гостьи другой ученик Сергиев, Епифаний. Однажды в глубокую ночь преподобный Сергий совершал свое келейное правило и пред иконой Богоматери пел акафист, что он делал, по своему обычаю, ежедневно. Часто взирал он на святую икону и усердно молил Матерь Божию о своей обители. «Пречистая Мати Христа моего, – взывал святой старец, – Ходатаица и Заступница и крепкая Помощница роду человеческому! Буди и нам недостойным Ходатаицей, присно моли Сына Твоего и Бога нашего, да призрит Он милостиво на святое место сие, посвященное в похвалу и честь Его святого имени навеки! Тебя, Матерь сладчайшего моего Христа Иисуса, призываем на помощь рабы Твои, ибо Ты имеешь великое дерзновение у Сына Твоего и Бога! Будь же всем спасительное упокоение и пристанище!» Так молился преподобный; его чистое сердце горело благодатным пламенем, его смиренный ум весь погружен был в молитву, и он, как дитя, в простоте души беседовал с Пречистой Материю всех, возлюбивших чистым сердцем Ее Божественного Сына. Окончив молитву, он сел для отдохновения; но вдруг его святая душа ощутила приближение небесного явления, и он сказал своему келейному ученику преподобному Михею: «Бодрствуй, чадо, мы будем в сей час иметь чудесное посещение». Едва сказал он это, как послышался голос: «Се, Пречистая грядет!..»

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

[Троицк. 1700 (?).] Астраханского Вознесенского: Игум. Сильвестр , 1670, 1671 (1675). – Иоаким , в сент. 1680. – Сергий ; 15 февр. 1790. III, 334. Астраханские четыре. III, 356. Астраханского Благовещенского: Иг-нья Анастасия , 1738 и 39. – Евпраксия , 1840–47. – Аполлинария , 1848–57. – Евгения , 1857–66. III, 412, 614. Болдин. IV, 365. Кизлярский. V, 560. Астраханского Покровского игум. Иннокентий , 1809. VI, 718. Чуркинская пустынь. VI, 1025. Моздокские два. Архим. Никанор Николев произведён 22 авг. 1793 из наместн. Троицкой Сергиевой Лавры. III, 334. Астраханского Троицкого, учреждённого 1568. VI, 455. (То же и Николаевского) в 1700 приписанного к Троицкой Сергиевой Лавре, после упразднённого: Игумены Кирилл , 1568–75. Иосиф , 22 дек. 1588. Феодосий перев. из Тольгского; упом. 1600, а 1602 хирот. в еписк. Астраханского. Иона , в апр. 1606. Иосиф , 1615 (?) сент. 1618. Рафаил упом. с 1620, а 1632 перев. в Соловецкий. Архимандриты Мисаил , в окт. 1635. Варлаам , в дек. 1637. Гермоген , 1645–48. Иосиф 3 мая 1656 хирот. в архиеп. Астраханского. Никифор определён 30 июля 1659; упом. в апр. 1662; упом. отставленным в мае 1671. Пахомий , бывший в сент. 1672. Варсонофий , 1673–77, мая. Сильвестр , 1677–80, сент. Ефрем , в авг. (sic) 1684. После в Иосифове? Сергий , игум., † в язву в исходе 1692. Рувим , в янв. 1693 (1700). Евфимий , 1700. Строители Феофилакт , в февр. 1705. Иона Сальников , в февр. 1706. После в Спасском Казанском. Георгий Дашков , 8 мар. 1706. После в Троицкой Сергиевой Лавре келарь и архимандрит. Севериан Прилуцкий , строитель, 1743. После в Белопесоцком. VII. Епархия Тобольская Тобольская епархия учреждена в 1620 г. Третья из второклассных. I. Архиепископы Сибирские и Тобольские 1. Киприан хирот. 8 сент. 1620 из архим. Новгородского Хутыня монастыря; с 14 нояб. 1624 митр. Сарский. 2. Макарий Кучин хирот. 16 дек. 1624, из игум. Костромского Богоявленского монастыря; † 24 июля 1635. 3. Нектарий Теляшин хирот. 7 февр. 1636, из строителей Нилова Столбенского монастыря; 7 янв. 1640 уволен туда-же на покой; † 15 янв. 1667.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В девичьих Игумений – 151; Наместниц и Келарниц – 73; Казначейниц – 118; Монахинь рядовых – 4.220; Итого – 4.783; Число в тех монастырях мужского пола душ крестьян – 769.610. XII. No Духовным штатам, для Великороссийских только монастырей состоявшимся, в 1764 году, Февраля 26, все мужские и женские монастыри в Великой России разделены на три класса, из коих в мужских первого и второго классов положено быть Архимандритам, а в третьем – Игуменам. В женских же во всех – Игуменьям. 14. Серпуховский Высоцкий Московской 15. Петропавловский Брянский Орловской 16. Николаевский Рыльский Курской 17. Клопский Новгородской 18. Воскресенский Деревяницкий 19. Кириллов 20. Отенский 21. Сковородский 22. Спасский Старорусский 23. Троицкий Сергиев Великолуцкий, упразднён 24. Устюженский Николаевский Моденский 25. Каргопольский Александро-Ошевенский 26. Успенский Зилантов Казанской 27. Кизический 28. Раифская пустыня 29. Богородицкая Семиезерская пустыня 30. Чебоксарский Троицкий 31. Симбирский Покровский 32. Троицкий Тюменский Тобольской 33. Верхотурский Николаевский Пермской 34. Невьянский Богоявленский, упразднён 35. Троицкий Кондинский Тобольской 36. Томский Алексеевский 37. Спасский Енисейский 38. Туруханский Троицкий 39. Успенский Долматов Пермской 40. Троицкий Рафаилов Тобольской 41. Ярославский Тольский Ярославской 42. Углицкий Покровский 43. Пошехонский Адрианов 44. Углицкий Алексевский 45. Святогорский Псковской 46. Спасо-Мирожский 47. Снятогорский 48. Велико-пустынский 49. Троицкий Смоленский Смоленской 50. Троицкий Болдин 51. Троицкий Небин Тропецкий Псковской 52. Белевский Преображенский Тульской 53. Лихвинский Добрый, упразднён 54. Троицкий Лютиков Калужской 55. Троицкий Рязанский Рязанской 56. Богословский Рязанский 57. Николаевский Радовицкий 58. Муромский Спасов Владимирской 59. Муромский Благовещенский 60. Благовещенский Нижегородский Нижегородской 61. Алаторский Троицкий. Казанской 62. Николаевский Белоградский Курской 63. Архангельский Юрьевский Владимирской 64. Николаевский Шартомский 65. Саранский Петровский Казанской 66. Козловский Троицкий Тамбовской 67. Спасо-Каменский Вологодской 68. Арсеньев 69. Кириллов-Новоезерский Новгородской 70. Ржево-Володимирский Селижаров Тверской 71. Желтиков 72. Старицкий Успенский 73. Тульский Предтечев В 1799 году обращён в Тульский Архиерейский дом 74. Орловский Успенский Орловской 75. Спасский, упразднён 76. Крестовоздвиженский Верхочевцкий Вятской 77. Троицкий Истоминский Пермской 78. Архангельский Архангелогородской

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Черниговская Богословский-Михаиловский-Киевский Вознесенский-Переяславский Киевская Гамалеевский-Пустынно-Харлампиевский Екатерининский-Греческий-Киевский Полтавская Крестовоздвиженский- Полтавский Черниговская Петропавловский-Бутыринский-Глуховский Покровский-Училищный-Харьковский Киевская Преображенский-Спасский-Магрский Троицкий-Велико-Будищский Полтавская Хорошев-Вознесенский Черниговская Харьковская Полтавская Полтавская Харьковская 1795 год Благовещенский-Винницкий Подольская Воскресенский-Корецкий Волынская Духов-Виленский Виленская Николаевский-Немировский Подольская Спасо-Ильинский-Слуцкий Минская III-ro класса 1764 год Адрианов-Успенский или Андреянова пуст. Ярославская Александро-Ошевенский-Кириллов Алексеевский-Угличский Олонецкая Алексеевский-Богородицкий Ярославская Арсениев-Комельский-Ризположенский Томская Архангельский-Михаилов-Юрьевский Вологодская Архангельский-Михаилов-Корельский Афанасиевский-Лихвинский Владимирская Благовещенский-Муромский Архангельская Благовещенский-Нижегородский Боголюбов-Рождество-Богородицкий Калужская Богородицкий-Сретенский-Задонский Владимирская Богословский-Рязанский Нижегородская Богоявленский-Угличский Владимирская Богоявленский-Невьянский Воронежская Болдин-Троицкий Борисоглебский-Дмитровский Рязанская Брусенский-Успенский Ярославская Введенский-Сольвычегодский Пермская Введенский-Орловский Смоленская Введенский-Николаев.-Юрьевский Московская Верхочепецкий-Крестовоздвиженский Московская Владычин-Введенский-Серпуховский Вологодская Вознесенский-Смоленский Орловская Вознесенский -Тамбовский Владимирская Вознесенский-Ильинский-Великолуцкий Вятская Вознесенский-Иркутский Воскресенский-Деревяницкий Московская Высоцкий-Богородицкий-Серпуховский Георгиевский или Егорьевский-Московский Смоленская Гледенский-Троицкий Тамбовская Глушицкий-Сосновицкий-Дионисиев Псковская Горицкий-Воскресенский Горний-Успенский Иркутская Далматов-Успенский-Исетский Новгородская Данилов-Московский Московская Добрый-Покровский Духов-Новгородский Московская

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Ильинское Малоярославецкого р-на), в 2006 г. им же зарегистрировано некоммерческое партнерство «Светлодар». В 2005-2010 гг. возникли «экологические поселения» последователей движения в Малоярославецком и Дзержинском р-нах, в стадии создания подобные поселения в Козельском и Кировском р-нах. Вслед. аморфности философско-религ. основы движения в таких поселениях объединяются люди с разным мировоззрением - от близких к язычеству до близких к христианству. Арх.: ГА Калужской обл. Ф. 32. Оп. 13. Д. 703. Т. 1; ГАКО. Ф. 62. Оп. 6. Д. 559-560, 562; Там же. Ф. 62. Оп. 7. Д. 166-167, 1028. Лит.: Малинин Д. И. Калуга: Опыт ист. путев. по Калуге и главнейшим центрам губернии. Калуга, 1912, 1992; Морозова Г. М. Калуга: Прогулки по старой Калуге. Калуга, 1993; Религия, свобода совести, гос.-церковные отношения в России: Справ./РАГС. М., 1997. С. 233; Болдин И. В. и др. Археология Калужской области. Калуга, 1999; Вощенкова Н. С., Гусев А. А., Писаренко И. С. Церковь и гос-во: Калужская епархия в синодальный период развития РПЦ. Калуга, 2000; Калужская энциклопедия: Справ. Калуга, 2000; Береснев И. А., Красин В. М. Социальная деятельность религиозных объединений в Калужской обл.//Гос.-конфессиональные отношения в регионах России: Опыт соц. партнерства и профилактики религ.-полит. экстремизма: Мат-лы Всерос. науч.-практ. конф., 8-9 февр. 2008 г. М., 2008. С. 227-232; Зубов Д. Ю. Народы Востока и Калужский край: Ссыльные и военнопленные мусульмане в Калужской губ. во 2-й пол. XIX - нач. ХХ в. Калуга, 2009; Ислам в центрально-европ. части России: Энцикл. словарь. М., 2009. С. 103-104; Красин В. М. Высылка с Кавказа суфийских шейхов тариката кадирийя: (По мат-лам регион. архивов)//Восток: Афро-азиатские общества: История и современность. 2010. 4. С. 134-138; Пуцко В. Г. Храмы Калуги по данным церковных описей 1800 г.//Мат-лы науч. конф., посвящ. 90-летию Гос. архива Калужской обл. Калуга, 2010. С. 455-477; «Храм этот по своему великолепию может быть поставлен наряду с московскими»: К 100-летию Никольской старообрядческой церкви в с.

http://pravenc.ru/text/1320159.html

Таковы труды преподобного Герасима, таковы страдания, испытанные им в разных местах. И когда создал преподобный по пустыням и в городе Вязьме монастыри, тогда и братию собрал, и весь порядок монастырский устроил, как подобает в общежительных монастырях: в Вязьме на посаде устроил монастырь чудесно и братию собрал числом до сорока двух, и поставил им игумена из учеников своих, именем Семена; в пустыни в Брынском лесу на Жиздре реке также монастырь устроил чудесно и братии собрал столько же числом, и поручил ученику своему, именем Петру Коростелеву; также чудесно устроил все и в пустыни в Свирковых Луках, братию собрал числом до тридцати пяти и поручил их ученику своему, именем Сергию. О посещении преподобного отца нашего Герасима созданных им монастырей и всей братии о Христе Посещал всегда преподобный Герасим монастыри свои, что создал он по пустыням и во граде, укрепляя и поучая братию, говорил им: «Не поленимся, братья, совершать подвиг поста. Поплачем ныне о грехах своих и не убоимся кратковременного сего постнического подвижничества, зато от страшного мучения в Геенне огненной избавлены будем и получим от Господа милость в день Суда». И еще говорил: «Братья и чада, не унывайте и не скорбите, но утешайтесь слушанием чтения Божественного Писания и помните изреченное: „Быстротечна битва для воина, а для инока – до отшествия его к Богу, ибо лучше в трудах умереть, нежели в грехопадении жить”». О бдении преподобного, молитвах его и трудах мы уже вспоминали, теперь же вспомним о мудром его воздержании. Вкушал преподобный один раз в день, и были ему пищей хлеб и соль, а питьем – одна вода, и все это умеренно, ибо всегда основой всего было у него воздержание. О преставлении преподобного Герасима Прожил преподобный Герасим в пустынях лет довольно. Поняв, что скоро отойдет к Богу, созвал он братию изо всех монастырей своих в большой монастырь Болдин, где ныне лежит честное его тело. И когда собрались братья из монастырей, стал святой говорить им: «Вот уже, братья, конец жизни моей приближается, и я ухожу от вас, но духом с вами неотступно буду. И пусть будет вам известно, что если обрели мы благодать пред Богом, то монастырь этот после моей смерти ничем не оскудеет, но еще увеличится; также и другие монастыри, которые я с Божией помощью создал, – если и постигнут их несчастья, то беда эта в радость обратится, и те монастыри не оскудеют ничем, если любовь будет среди вас».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010