Этим не умаяется подлинность таких проявлений, но они не имеют власти над Его духом. Они Им приемлются для того, чтобы тут же оказаться крепко схваченными духом и ему покоренными. Это не есть только высшая, какая мере человеческой вообще доступна, человеческая гениальность, и это не есть только высшее, какое человеку свойственно, человеческое благородство, парящая над землей чистота святости и безгреховности, но это есть всепобеждающая духовность, духовное бодрствование («дух бодр, плоть немощна») и непрестанно осуществляемая аскеза, – победная борьба духа с плотью, непрестанное ее преодоление и одуховление (что существенно входит в искупительный подвиг Спасителя). Он восстановляет в Себе то соотношение между духом и телом, которое есть норма для человека: не плоть властвует над духом, но ему послушествует. Благодаря падению Адама нормою стала ненормальность, – власть плоти над духом. Повернуть течение жизни в обратную сторону, восстановить норму – и при этом не силою всемогущества Божия, но свободным усилием человека, аскетическим подвигом, и составляет человеческую сторону земного служения Богочеловека. И эта внутренняя борьба никогда не ослабевала, напротив, с приближением к концу она все усиливалась. Мы присутствуем при величайшем ее напряжении в Гефсиманском борении и крестном истощании. Это не была даровая победа силою Божества над человеческой немощью, это была человеческая победа, которая только и была здесь нужна и ценна, и совершилась в Богочеловеке. Богочеловеческое сознание в течение земной жизни непрестанно напрягалось в этой борьбе духа с плотью, святости Богочеловека с греховностью мира, который Он пришел спасти во имя Божией любви к миру, взяв грехи его, и вместе с тем победить его: «мужайтесь, Я победил мир» ( Ин. 16, 33 ). Он боролся с миром, в который сам пришел «с небес», сознавая и свидетельствуя Свою ему чуждость, а вместе и связь с ним: Он был послан Отцом в мир, «чтобы мир спасен был чрез Него» ( Ин. 3, 17 ), отдать плоть Свою за жизнь мира» (6, 51), но вместе с тем Он сознавал всю Свою противоположность греховному миру: «вы от низших, Я от высших», «вы от мира сего, Я не от мира сего» (8, 23); «они не от мира, как Я не от мира» (1.7, 14).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Это видно из слов ап. Павла: Всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою (1 Тим.4:4).    Говоря о том, что мир, в котором мы существуем, является совершенным и благим, христианство не считает, что этот мир есть лучший из миров, лучше которого в принципе быть не может. Состояние нашего мира, конечно, не является «наилучшим», потому что если бы это действительно было так, то невозможно было бы никакое нравственное совершенствование. Кроме того, сам искупительный подвиг Спасителя, который и имеет своей целью совершенствование человека, а через него и всего мира, был бы лишен смысла.    Ап. Петр говорит, что христиане ожидают нового неба и новой земли, на которых обитает правда (2 Пет.3:13). Иными словами, по обетованию Божию, на смену настоящему состоянию мира придет новое состояние, более совершенное. Глава 2. Бог как Промыслитель мира 2.1. Понятие о Промысле Божием    Под Промыслом (греч. πρνοια, лат. providentia) Божиим с древнейших времен христиане понимали то попечение, которое Бог имеет о всех существах мира. В славянском переводе Библии Промысл именуется Божественным смотрением (Прем.14:3; ср.: кондак праздника Вознесения). Свв. отцы называли Божественный Промысл «попечением»: «Промысл есть Божие попечение о существующем».    В «Пространном катихизисе» дается следующее определение Промысла: «Промысл Божий есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее чрез удаление от добра зло пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям». 2.2. Действительность Промысла Божия    Христианское учение о Промысле Божием, как и другие разделы православной догматики, основывается на Божественном Откровении. В Быт.2сказано: И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. Эти слова, конечно, не нужно понимать в деистском смысле, будто Бог после окончания творения не принимает в жизни мира никакого участия.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

„Тайна сокровенная от веков и родов, говорит Апостол Павел, ныне открыта святым Его” ( Кол. 2, 26 ). Ибо благоугодно было Отцу, чтобы во Христе обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворить чрез Него кровью креста Его и земное и небесное” (20). Итак, не только прежде падения человека, но и прежде создания его, в тайне Пресвятой Троицы предназначено было средство для его спасения. Эту тайну открыл нам и Сам Иисус Христос, когда он как Богочеловек, пред своими страданиями молился Отцу своему за верующих в Него: “Отче, которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира” ( Иоан. 17, 27 ). Творцу угодно было по образу и подобию Своему создать разумно-свободные существа и предназначить их к вечной жизни и блаженству в общении с Ним, Творцом своим. Но по самой природе, как твари, ограниченные в своих силах, при данной им свободе они не безопасны были от падения. Поэтому, как дает нам понять слово Божие, искупительная жертва Сына Божия входила в самый план сотворения видимого мира и человека. В бесконечной любви Сына Божия готово было средство спасения могущего пасть создания под условием возврата его к Богу не прямым путем исполнения закона, а уже путем покаяния и возрождения для вечной жизни. Пред ходатаем Бога и человеков (И Тим. 2, 5), воплощенным и пострадавшим за грехи всего мира единородным Сыном Божиим, меч подъятый на грешников в деснице правды Божией опускается и поклоняются Ему небесные ревнители правды, вси Ангели Божии ( Евр. 1, 6 ). Правда Божия дает мир искупленному человечеству и Ангелы Божии радуются на небесах о каждом грешнике кающемся ( Лук. 15, 7 ). В применении к жизни этих начал и оснований промышления Божия о спасении человечества действует премудрость Божия. Нам нет надобности подробно раскрывать здесь дела премудрости Божией, явленные в общем домостроительстве нашего спасения; в сохранении истинного богопознания в растленном грехом мире; в постепенном сообщении богооткровенного учения Его проповедниками в течение тысячелетий с пророчествами, чудесами и знамениями, единодушно и единомысленно, без колебаний, уклонений и противоречий, свойственных разуму человеческому; в устроении церкви и ее законов; в сохранении богоизбранной отрасли народа Божия, в которой уготовано было человеческое естество для Сына Божия; преимущественно же в земной жизни и делах Богочеловека, в чудесном распространении Евангелия во всем мире и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Суд Божий над преступным родом человеческим открывается теперь в последних семи язвах, которыми оканчивается ярость Божия пред чудным обновлением мира. «Отверзается Храм скинии свидетельства на небе; и вот вышли из храма семь Ангелов, имеющие семь язв, облеченные в чистую и светлую льняную одежду, опоясанные по персям золотыми поясами» ( Откр. 15:5–6 ). Почему Тайнозритель касается подробностей и указывает, как были облечены исполнители, власть которых надобно было ограничить указанием кого щадить, кого наказывать, ибо то было еще время долготерпения Божия, время наказаний исправительных, отеческих. Теперь же не то, ибо правда Божия приготовила под конец такие мучения, которые по своей лютости должны превзойти вечную муку, и, несмотря на свою краткость, удовлетворить оскорбленное правосудие Божие в той мере, чтобы этому правосудию было возможно смягчить нескончаемые муки отверженцев Божиих. Видим из этого, что самая ярость Божия на отверженцев растворена жалостью к заблудшему созданию Своему. Эта жалость находит способ уменьшить то самое зло, какое по правде Божией не подлежит смягчению. Св. Андрей Кесарийский говорит: «Чтобы уменьшить нескончаемые муки в будущем веке, Бог допускает, чтобы и в настоящей жизни на заслуживших посланы были наказующие язвы к умеренному облегчению согрешивших». «И одно из четырех животных дало семи Ангелам семь золотых чаш, наполненных гневом Бога, живущего во веке веков» ( Откр. 15:7 ). Припомним, что в Откровении Иоанна и в пророческих книгах Исайи и Иезекииля возвещается, что посреди престола Божия на небе и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади ( Откр. 4:7–8 ). Это Херувимы или Серафимы, которые непрестанно «воздают славу, честь и благодарение Сидящему на престоле, Живущему во веки веков» ( Откр. 4:9 ). Из этого видим, что верховные силы небесные, получив повеление от Бога, уполномочивают Ангелов излить на землю семь чаш гнева Божия, который и будет уже последним пред окончательным судом живых и мертвых. Эти верховные ревнители славы Божией, многоочимые Херувимы и шестокрылые Серафимы исполнены глубочайшего ведения судеб Божиих, как бывших, так и грядущих, на что указывает самый вид этих существ, составляющих из себя престол Божий, исполнены глубокого таинственного значения, ибо соответствуют четырем Евангелиям, пронесшим славу Божию в концы вселенной, причем в каждом из четырех есть особенности, отвечающие тому либо другому служению Мессии, Христа Бога нашего на земле, человеческого ради спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nachal...

3) «Восплещите руками все народы, воскликните Богу гласом радости»( Пс.46:2 ). «Бог воцарился над народами» ( Пс.46:9 ). Вожделенное чаяние языков исполняется, звезда, от Иакова воссиявшая, озаряет все концы земли, в откровение всех языков. Языческая, не плодящая прежде церковь , т. е. не приносящая добрых плодов благочестия, ныне процвете. Восточные волхвы, или мудрецы, путеводимые звездой, как некой умной силой, приходят поклониться от Девы родшемуся Христу, Богу нашему, и тем полагают начаток обращения к истинному Богу заблуждающих чад языческого мира. «Жезлом железным упасен будеши Иудее, яко не покоривыйся и пророком не веруяй: Сыну бо рождшуся Отец наследие дает язык и одержание всея земли, тебе же отрыгнет сквернобийственне» 17 . О! глубина богатства милосердия Божия к грешному и заблудшему языческому миру! 4) «Страннообразне Христос во Своя проходит, устраним себе грехов и Сего приимем в кротких душах обитающего» 18 . Первая благодатная весть о Рождестве Бога Слова от Пресвятыя Девы Марии открыта ангелами не знатным и сильным земли, не первосвященникам и вельможам иудейским, не фарисеям и книжникам, почивающим на законе, а простым и бедным пастырям, стерегущим стадо бессловесных на поле. Простота и незлобие сердца привлекли сию милость на пастырей. Так благодать Божия всегда изливается в сердца кроткие и смиренные. «Но Бог избрал, немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее» ( 1Кор.1:27–28 ). 5) «Закона любве держащееся, братолюбия изволение да восприимем, с друг другимирствующе, и едино смудрствующе. Мира бо Податель приходит Христос, умиряяй всяческая и спасая зовущия: Господа пойте…» 19 . «Бог во Христе примирил с Собою мир» ( 2Кор.5:19 ). А примиренные с Богом, приведенные в чадство Божие и усыновленные Ему, должны жить между собой в единомыслии веры и любви как чада одного Бога и братия во Христе. Посему стяжим любовь друг к другу «И да владычествует в сердцах ваших мир Божий» ( Кол.3:14,15 ) 20 . Беседа 4. О воспоминании избавления Церкви и державы Российской от нашествия галлов и с ними двунадесяти азык

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   (Деян. 20:28). «Не тленным серебром   «Не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни   или золотом искуплены вы от суетной жизни    , – говорит апостол Петр, – но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира»   но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира»    (1 Пет. 1:18-20). «Кровь Иисуса Христа   «Кровь Иисуса Христа    , по словам апостола Иоанна Богослова, очищает нас от всякого греха»   очищает нас от всякого греха»    (1 Ин. 1:7).    Важное место в понятии искупления занимает мысль о заместительном характере смерти Господа в смысле принятия Им на Себя греха мира, то есть всех тягостных последствий грехов всего человечества.    : «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши»    «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши»    (Ис. 53:5); «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира»   «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира»    (Ин. 1:29); «Я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию»   «Я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию»    (1 Кор. 15:3).    В искупительной жертве открылось миру и Божественное правосудие и Божественное милосердие. О Божественном правосудии так говорит Святейший Патриарх Сергий (Страгородский): «Правда Божия обнаруживается и действует не так, что Бог для Своего удовольствия хочет мучения и смерти грешника, хотя бы этот последний и был способен к жизни, – а так, что Бог как именно Святый Носитель жизни и истины от вечности дал право на жизнь и блаженство только добру (Быт. 1:31) и осудил зло, как прямое отрицание Божественной жизни, на смерть и мучение. Поэтому всякое бытие, избирающее по своей воле (иначе не было бы правды, а произвол) зло, тем самым обрекает себя на определенную злу участь: грешник должен умереть. Этому-то непреложному закону вечной правды, осуждающей не грешника, а грех, руководящейся, следовательно, не чувством оскорбления и желанием отмщения, а именно нравственным достоинством бытия, – и была принесена Голгофская жертва, почему Господь Иисус Христос явился не простой, так сказать, вещественной платой за грехи людей… но именно Разрушителем власти диавола над человеком и Обновителем человеческого естества… Правда Божия не может противоречить любви, потому что она побеждается не желанием удовлетворения, исключающим любовь, а прямой невозможностью, не отрицая Себя, даровать мир и жизнь беззаконию».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3586...

А спасаемым нам сила Божия есть. А для нас, верующих в Иисуса Христа и чрез веру надеющихся получить спасение, это слово о кресте есть сила Божия: для нас, спасаемых чрез веру в Иисуса Христа, крест, на котором распят Христос Спаситель, преисполнен спасительной силы, есть древо жизни, источник спасительной благодати; есть дивная лествица, возводящая к небу. Апостол далее объясняет это могущество простого учения о спасении чрез веру в Иисуса Христа так: «Когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией; тогда благоугодно было Богу безумием проповеди (т. е. простою, без искусственною проповедью) спасти верующих: ибо Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божью силу и Божью премудрость. Ведь безумное Божие, (эта простая, без искусственная, презираемая мудрецами мира проповедь) мудрее человеков, и немощное Божие (эта по видимому бессильная проповедь) сильнее человеков (всякой человеческой мудрости). Посмотрите, братия, кто вы призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных. Но Бог избрал безумное мира (простых, некнижных рыбарей), чтобы посрамить мудрых, и немощное мира (этих бессильных словом и значением в мире), чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего незначащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее (чтобы показать бессилие, в деле спасения, мудрых, сильных и знатных мира); для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом чтобы все люди сознавали свое бессилие в достижении спасения, и всю надежду возлагали на Бога ( 1Кор.1;21–29 ). Послушайте, братия, как святый Златоуст изображает могущество апостольской проповеди: «Когда будут говорить, что Апостолы были люди простые, тогда мы прибавим, что они были и неученые, и некнижные, и бедные, и незнатные, и немудрые, и неизвестные. Не к бесчестию, а к славе Апостолов служит то, что они, будучи такими, явились славнее всей вселенной; ибо эти простые, некнижные и неученые победили мудрых, сильных и державных, хвалившихся богатством, славою и всем внешним, победили так, как – будто эти не были люди.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Апостол указывает два духа, противные друг другу, говоря: «мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога» ( 1Кор. 2:12 ). Эти два духа: Дух Божий и дух мира, – столь различаются между собой, как восток и запад, как белое и черное, как свет и тьма, день и ночь, ибо каждый из них имеет свои действия, каждый живет и действует в свойственных ему людях, так что богоугодные люди говорят: мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, а небогоугодные если не говорят словами, то показывают на деле, что они приняли не Духа Божия, а дух мира сего и всегда имеют его в себе. Поэтому святой Иоанн Богослов советует: «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они» ( 1Ин. 4:1 ), – ибо человеческое естество склонно более ко злу, чем к добру, как сказано в Писании: «помышление сердца человеческого – зло от юности его» ( Быт. 8:21 ). Греховный человек гораздо чаще следует своей похоти, чем воле Божией, и опечаливает в себе Духа Божия, прогоняя Его от себя. И потому мало в ком из людей остается след Духа Святого, а в иных нет и никакого следа. Потому умножились в мире этом различные духи, не подобные Духу Святому, так что как бы о нас сказаны слова Господа нашего, изреченные о сынах Зеведеевых: «не знаете, какого вы духа» ( Лк. 9:55 ). Итак, надлежит рассматривать духи, от Бога ли они? Есть Дух Божий, и есть дух лести – дух мира сего. Есть дух смирения, и есть дух гордыни. Есть дух терпения и кротости, и есть дух ярости и гнева. Есть дух целомудрия, и есть дух нечистоты. Есть дух нестяжания, и есть дух сребролюбия. Есть дух правды, и есть дух неправды. Есть дух любви, и есть дух ненависти. Есть дух простоты сердечной, и есть дух коварства. И потому не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они. Но кто же может узнать их? «Подойдет такой человек, и сердце у него глубоко сокрыто» ( Пс. 63:7 ), а глубина сердечная неисследуема. «Кто из человеков знает, – говорит апостол, – что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем?» ( 1Кор. 2:11 ). Однако познать это отчасти можно, как и Христос Господь говорит о некоторых: «По плодам их узнаете их» ( Мф. 7:16 ). Дерево доброе узнается по доброму плоду, а дерево злое – по злому плоду. Добрый же человек узнается по доброте его, а злой по злобе его: «Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое» ( Мф. 12:35 ) (2).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

е. воскресения тел. Эти слова апостола ясно дают видеть, что имеющее совершиться прославление природы будет состоять не в уничтожении мира, а в освобождена твари от рабства тлению, или от суеты, и совершится это по крайней мере не прежде прославления сынов Божиих. По словам того же апостола: преходит бо образ (σχμα) мира сего ( 1Кор. 7, 31 ), но не мир, его сущность или природа. При этом выражение преходит (παργει – наст, вр.) может указывать на то, что мир уже и теперь находится в таком состоянии, которое ведет его к погибели. В послании к евреям, указав на данное Богом чрез пророка обетование: еще раз поколеблю не только землю, но и небо ( Агг. 2, 7 ), апостол объясняет далее: слова, «еще раз», означают изменение колеблемого, как сотворенного, чтобы пребыло непоколебимое ( Евр. 12, 26–27 ). Новое небо и новая земля, следовательно, в целом будут существовать вечно, не подвергаясь новым изменениям, конечно, потому, что вполне соответствуя непоколебимому царству Божию (ст. 28), не будут нуждаться в них. Тайнозритель будущих судеб мира и царства Божия пишет, что он видел, как от лица Седящего на престол бежа небо и земля, и место не обретеся им ( Апок. 20, 10 ), т. е. в настоящем их состоянии, и увидел ново небо и землю нову; первое бо небо и земля первая преидоша, и моря несть ктому (21, 1). Кроме того, он описывает Иерусалим новый, приготовленный, как невеста, украшенная для мужа своего; говорит, что он слышал голос с неба; се скиния Божия с человеки, и вселится (Бог) с ними: и ти людие Его будут, и Сам Бог будет с ними Бог их; и отимет Бог всяку слезу от очей их ( Апок. 21, 2–4 ). Итак, по ясному учению откровения, действительно последует в день Господень, день пришествия Христова, кончина мира – стихийных неба и земли, кончина не в смысле совершенного уничтожения, но решительного преобразования или обновления мира посредством огня. Из прежних неба и земли и вместо их явятся новое небо и новая земля, которые будут существовать вечно, не подвергаясь новым потрясениям; в них не будет рабства тлению, как нетленны будут и тела воскресших, и будет на новых небе и земле обитать правда.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Иисус не отвергал ни того, что Он – Мессия, ни того, что Он   – Царь. Он принимает   65.266           Апокалиптика и социализм Булгаков: Два Града, 230   исповедание Петра, и Сам свидетельствует пред Пилатом (Мф. 27, 11, Марк. 15,2, Лк. 23, 38, Иоан. 19. 19 – 22), что Он – Царь. И Его мессианское самосознание, как бы к нему ни относиться, есть центральный факт Евангельской истории, все более признаваемый и рационалистической наукой. Но в то же время царство Его – не от мира сего, и основная апрокалиптическая идея о том, что Мессия сверхъестественнуюсвою силу должен употребить на устроение земного царства, на исторические и человеческие цели, решительно отвергается и осуждается Им вместе со всей концепцией иудейского хилиазма. Эта сверхъестественная помощь отвергается Им и в страшную ночь Гефсиманского предательства: " Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более нежели 12 легионов Ангелов? Как же сбудутся Писания, что так должно быть? " (Мф. 26, 53 – 54). Он говорит Пилату: " Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям, но ныне царство Мое не отсюда " (Иоан. 18, 36). Отвергая мессианскую идею в      ее хилиастическом истолковании, Иисус в то же   65.267           Апокалиптика и социализм Булгаков: Два Града, 230   время санкционирует эсхатологические идеи апокалиптики. Но при этом Евангелие вносит ясное различение в сливавшиеся до сих пор хилиастический и эсхатологический планы, и, устраняя первый, тем отчетливее вскрывает последний. " Царствие Божие " , это столь многозначное выражение, получает в Евангелии свой специфический, именно двоякий смысл: во–первых, Царствия Божия внутри нас , как религиозного блага общения с Богом в Церкви, как непосредственного переживания вечности в волнах временности, свободы в оковах необходимости и, во–вторых, " Царствия Божия, приходящего в силе " , вследствие приближения нуменального, а не эмпирического только переворота Бога к твари и преображения мира. Царство Божие есть лично–религиозное, мистическое прикосновение души к религиозной реальности – Церкви и в ней к Христу, но вместе с тем его окончательное наступление обозначает прекращение теперешней эмпирии, переворот метафизического характера, изменение самой основы мира в его отношении Богу. Далеко не случайно, что одним и тем же именем – ап. Иоанна, надписываются  и " пневматическое " Евангелие от Иоанна, где наиболее ясно раскрывается имманентно–религиозный характер

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=976...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010