Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а так как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир ( Ин. 15:18–19 ). И еще: Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам ( Ин. 14:21 ). Что может быть утешительнее этих слов для христианской души? Ненавидит ее мир, но Бог любит ее. Чуждается ее мир, но Бог избирает ее и принимает. Скажи, скажи, пожалуйста, что лучше – быть любимым Богом или миром? Весь мир в сравнении с Богом ничто. Горька любовь мира сего, и к еще большей горести ведет. Кажется нечто снаружи, как красное яблоко, а внутри гнилости и горести исполнено. Сладка Божия любовь, утешительна и радостотворна, и к вечной радости и сладости ведет. Лучше, и несравненно лучше, быть любимым одним Богом, чем всем миром. Я желаю и выбираю это. Пусть меня весь мир ненавидит, если хочет, и делает мне, что хочет, только бы один Бог любил и по милости Своей хранил меня. Любовь и милость Его для меня больше любви и милости всего мира. Блага, Господи, милость Твоя ( Пс. 68:17 ). Для меня же к Богу приближаться – это благо ( Пс. 72:28 ). Не хочу я ничего ни на земле, ни на небе, кроме Тебя одного и любви Твоей ( Пс. 72:25–26 ). С Тобою и в сени смертной жив буду и блажен ( Пс. 22:4 ), а без Тебя и небо ничто ( Пс. 72:25 ). Призри на мя и помилуй мя, по суду любящих имя Твое ( Пс. 118:132 ). 4) Ты говоришь, что живущие по Евангелию в презрении находятся, и стыдно тебе презренным быть? Ответ: Истинно и то, что благочестивые души презренны в мнении мира. Но и об этом для нашего предостережения сказано Христом: Кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда придет в славе Отца Своего со святыми Ангелами ( Мк. 8:38 ). Стыдно тогда будет услышать от Христа: Не знаю вас, откуда вы ( Лк 13:27 ). Вы Меня не знали – и Я вас не знаю. Меня и Моего смирения стыдились – и Я вас ныне стыжусь. Стыдно будет тогда слышать, христиане, слова эти, слышать перед всем светом, слышать от Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

каким именно обра­зом крестная смерть Иисуса Христа может действительно уничто­жить собою все и всякие грехи людей, когда сами-то люди вовсе не уничтожают своих грехов и даже не имеют никакой возможности их уничтожить? Но это серьёзное недоумение прекрасно разреша­ется апостольским учением о лице Христа. По объяснению апосто­ла, мы имеем во Христе искупление кровию Его, ибо, – говорит апостол, – Им создано все, что на небесах и что на земле, види­мое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли: все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего и все Им стоит ( Кол. 1:14, 16–17 ). Из этого учения апостола в высшей степени ясно, что искупительное значение крестной смер­ти И. Христа определяется особенным отношением Его к миру как божественного Творца мира. Если бы Христос был только обыкно­венным человеком, то при всей Его великой праведности Он, ко­нечно, не мог бы спасти грешного мира, потому что в этом случае Он мог бы только желать пострадать за мир, чтобы сделаться це­ною выкупа за него, но таким путём мир не может быть спасён, так как в этом случае все грехи мира, очевидно, всё-таки остались бы на мире и только бы сделались ненаказуемыми. Значит, если бы Христос, как великий праведник, пожелал бы искупить мир Своею смертию и на самом деле умер бы для искупления мира, то смерть Его в действительности не имела бы решительно никакого значе­ния и была бы делом совершенно напрасным. Таким же напрасным делом она, разумеется, оказалась бы и в том случае, если бы Хри­стос был не простой человек, а один из ангелов Божиих и даже са­мый высший из всех ангелов Божиих, потому что и в этом случае Он мог бы только пострадать за мир, принять же на Себя все грехи мира, т.е. считать грехи мира Своими грехами и потому именно Своею смертию уничтожить их, Он бы никаким образом не мог, и значит – Его смерть необходимо оказалась бы для мира делом совершенно бесполезным. Это положение вполне устраняется лишь церковно-христианским учением о божеской природе И. Хри­ста и о творчески-промыслительном отношении Его к грешному миру.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Конечно все эти речи о премудрости никоим образом не могут быть понимаемы как учение о личной премудрости – душе мира, в софианском смысле. Человек ею владеет, приобретает, теряет ее, она служит ему, началом ее называется «страх Господень;» рядом с премудростью называются также «разум» и «наказание,» «познание.» Откуда же премудрость исходит? Она, как все в мире имеет один источник – в Боге. «Господь дает мудрость, из уст Его – знание и разум» ( Притч.2:6 ). – Бог «есть руководитель к мудрости и исправитель мудрых» (Прем. Солом. 7:15). К этой премудрости Божией, премудрости в Самом Боге, относится вторая группа изречений. Мысли о премудрости в Боге перемежаются с мыслями о премудрости в человеке. Если так высоко достоинство разума и мудрости в человеке, как же величественны они в Самом Боге! Писатель прибегает к возможно более величественным выражениям, что бы представить силу и величие Божией премудрости. Он и здесь широко применяет олицетворения. Он говорит о величии планов Божиих, по нашему человеческому представлению как бы предшествовавших творению; так как премудрость Божия лежит в основе всего, что существует, так она – прежде всего, раньше всего существующего. «Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони, от века я помазана, от начала, прежде бытия земли. Я родилась когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою... Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов... Когда Он уготовлял небеса, я была там...» Автор говорит о красоте мира, выражая образно то же, что было сказано о творении в книге Бытия («все очень хорошо»). Он говорит от лица Премудрости: «Тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицом Его во все время» ( Притч. 8:22–30 ). Во всех приведенных и подобных им образах премудрости нет основания видеть в прямом смысле некое духовное существо, личное, отличное от Самого Бога, душу мира или идею мира. Этому не соответствуют данные здесь образы: идейная «сущность мира» не могла быть названа «присутствующей» при творении мира (см. Прем. Сол. 9:9), – присутствовать может только постороннее Творящему и творимому; равно, она не могла бы быть орудием творения, если бы составляла сама душу творимого мира. Таким образом, в приведенных выражениях естественно видеть олицетворения, хотя настолько выразительные, что они близки к ипостасировинию.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Священномученик Мефодий (Красноперов), епископ Петропавловский, викарий Омской епархии. Солнце мира духовного. Опубликовано: 26 марта 2023 Солнце мира духовного «Многие ныне и много говорят и пишут о просвещении, образовании, воспитании, всеобщем обучении, о распространении научных знаний среди народных масс. «Побольше света, побольше знания, в знании – сила, в образовании – свобода!» Такие восклицания вместе с другими громкими словами: прогресс, культура, цивилизация – можно слышать и в устных беседах, и читать на страницах печати. Действительно, что же можно сказать вопреки таким добрым пожеланиям и заботам? Разве можно возражать против не-обходимости света вообще? Кто станет защищать тьму и мрак? Разве слепец только? Света ищут все. К свету стремится всякое живое и живущее существо – человек, животное и всякое растение. Лишь только родится младенец, он уже, хотя и бессознательно, но инстинктом стремится поворотиться к свету. Растение чуть из земли выйдет, уже наклоняется к свету – к солнцу. В свете заключается для всех тварей жизнь и теплота. Поэтому все давно согласны в том, что свет есть жизнь для творений Божиих, а мрак – смерть. Таковы условия жизни физического мира. Не то же ли надо сказать и о духовной жизни? Говорим, конечно, тем, кто не отрицает существования духа и духовной жизни. Есть солнце мира физического, освещающее и со-гревающее нашу землю и обитателей ее. Есть и Солнце мира духовного, нравственного, освещающее наш духовный, внутренний мир лучами божественного света и согревающее благодатью души разумных творений. Бог, повелевший, по слову Апостола, в начале мира из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца (2 Кор. 4, 6), то есть наш внутренний мир. Яви-лось в мире Солнце Правды – Христос – образ Бога невидимого, из недр Самого Отца (Кол. 1, 15; Ин. 1, 18). Через Христа Иисуса, Сына Божия воплотившегося, воссиял в духовном мире человечества Божий Свет, тот Свет, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир (Ин. 1, 9). Христос является в мире как Свет истинный, Который Сам о Себе сказал: Я есмь путь и истина и жизнь (Ин. 14, 6). Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни (Ин. 8, 12). Апостол Иоанн, возвещая о Нем, прибавляет: В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков (Ин. 1, 4).

http://fond.ru/slovo-novomuchenikov/830-...

Самем же званным, иудеем же и еллином, Христа, Божию силу и Божию премудрость. Зане буее Божие, премудрее человек есть, и немощное Божие крепчае человек есть. Видите бо звание ваше, братие, яко не мнози ли премудри по плоти; не мнози сильни; не мнози ли благородни. Но буяя мира избра Бог, да премудрыя посрамит, и немощная мира избра Бог, да посрамит крепкая. И худородная мира, и уничиженная избра Бог, и не сущая, да сущая упразднит, яко да не похвалится всяка плоть пред Богом. Из негоже вы есте о Христе Иисусе, иже бысть нам премудрость от Бога, правда же и освящение, и избавление. Да, якоже пишется, хваляйся, о Господе да хвалится. Братья, слово о кресте для погибающих есть безумие, для нас же, спасаемых, есть сила Божия. Ибо написано: “Погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну”. Где мудрец? Где книжник? Где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира в безумие? Ведь поскольку мир своей мудростью не познал Бога в премудрости Божией, – благоугодно было Богу безумием проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют знамений, и Эллины ищут мудрости, мы же проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для язычников безумие, для самих же призванных, как Иудеев, так и Эллинов, Христа – Божию силу и Божию премудрость, потому что безумное Божие мудрее людей, и немощное Божие сильнее людей. Ибо смотрите, братья, на призвание ваше: не много мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных. Но безумное мира избрал Бог, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное, и безродное мира и уничиженное избрал Бог, и не-сущее, чтобы упразднить сущее, дабы не похвалилась пред Богом никакая плоть. Но от Него – вы во Христе Иисусе, Который стал для нас премудростью от Бога, и праведностью, и освящением, и искуплением, чтобы, как написано: “Хвалящийся да хвалится Господом”. И аз пришед к вам, братие, приидох не по превосходному словеси, или премудрости, возвещая вам свидетельство Божие. Не судих бо ведети что в вас, точию Иисуса Христа, и Сего распята.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/strastnay...

Тогда, хотя Он не будет ходатайствовать за них пред Отцом, как ходатай внешне от них отдельный, Сам Отец возлюбит их, даст им всё просимое, и всё для них об Отце станет ясно в силу убеждения в действительности божественной жизни Учителя их. Они отвечали Ему, что и теперь в Его речах всё ясно для них, так как Он говорит с ними прямою речью, – и теперь они веруют, что Он от Бога исшёл. Христос сказал им, как раньше Петру: «теперь веруете? Вот, наступает час, и настал уже, что вы рассеетесь каждый в свою сторону и Меня оставите одного; но Я не один, потому что Отец со Мною. Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир». После сих слов Христос возвел очи Свои на небо и произнёс так называемую первосвященническую молитву. В ней Он, как посвятивший Себя Отцу за народ, молился Отцу Небесному об исполнении того, чему Он наставлял пред тем Своих учеников: о совершении в них духовной божественной жизни, о духовном соединении их с Отцом через Него, Сына Божия. Он просил Отца, чтобы Он прославил Сына Своего духовною славою, даровал людям Его вечную жизнь, к которой они приготовлены Его учением, делами и смертью и своею верою в Его божественную жизнь. Он просил Отца о верующих в Него, которых оставлял в мире, уходя Сам из мира к Отцу, чтобы Отец святый любил их в единстве, т. е. в общении Своей вечной духовной жизни, как находится в общении с Отцом Сын, имеющий в Себе Его божественную жизнь. Пока Он Сам был в мире, Он сохранял их во имя Отца и сохранил, так что никто из них не погиб, кроме сына погибели, но ныне, уходя из мира к Отцу, Он молит Отца об этом (в слух учеников), чтобы они имели в себе Его радость, которая даст им силы перенести страдания и гонения, – Он молит об этом Отца, потому что, оставаясь в мире, но будучи не от мира, как и Он, они будут терпеть ненависть мира, – Он молит не о том, чтобы Отец взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла, Он молит не только об этом, но также о том, чтобы они, уже будучи не от мира, были освящены для мира, в действительности духовной жизни ( ν τ ληθεα Ин.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

В 14 ст. апостол вновь повторяет свои наставления отцам и юношам, как возрастам более всего подверженным искушениям и для которых козни дьявола особенно опасны. 14 ст. Я написал вам, отцы, потому что вы познали Безначального. Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого. В этих словах апостол говорит как бы так: так вот смотрите, отцы, я вас предупредил, я написал вам, не любите мира; указал вам и побуждения, по которым вы не должны любить мира, это то, что вы познали Безначального, т. е. Господа Иисуса Христа. И вам, юноши, я сделал предупреждение и вам написал и указал основания к тому, чтобы вы не любили мира, это – то, что вы, сделавшись христианами, усвоивши Слово Божие, стали сильными чрез него и способными вступить в борьбу с дьяволом и побеждать его. 15 ст. Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Итак, я вам указал побуждения и основания, по которым вы не должны любить мир, ни того, что в мире, но скажу еще более: кто любит этот мир, не в смысле неба и земли, как творения Божия, а любит все грешное, прелюбодейное, лукавое в мире людей, любит так сказать приятность, самое сладострастие греха, влечение ко греху, в том нет любви Отчей. Кто любит грешною любовью все грешное в этом мире, тот не любит Бога и любовь Божия не почивает на нем, т. е. и Бог того не любит. 16 ст. Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. Так вот почему, говорит апостол, не любите мира, ни того, что в мире, тем более что все греховное в мире имеет в своем основании или похоть плоти, или похоть очес, или гордость житейскую. Сами по себе предметы видимого мира, одушевленные и неодушевленные, не заключают в себе ничего нравственно предосудительного и нечистого. Все зависит от самого человека, от его отношения к этим предметам, от пользования ими и употребления их. Если при взгляде на эти предметы в человеке начинаются движения похоти, в самых разнообразных ее видах, направления к удовлетворению плоти, то, разумеется, такой человек уже грешит и ему лучше удаляться от всех этих предметов, которые оживляют и пробуждают в нем греховные пожелания.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

«Все делайте без ропота и сомнения, чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире» 2414 . Препобедив в себе боговраждебное направление мира, христианин получает господство над миром, употребляя его предметы для осуществление целей царствия Божия 2415 . Христиане могут и должны « пользоваться» миром, но· только так, как бы не пользовались 2416 , т. е. они всегда должны быть готовы оставить его, разорвать с ним связи, когда долг потребует пожертвовать за христианский идеал самою жизнью. Таким образом, по самому смыслу учения св. Писания. христианство требует не отрицания и упразднения мира, а только того, чтобы христианин не принимал мира в качестве самостоятельного начала жизни, чуждался его боговраждебного направления, – живя «в мире», среди обычных условий, он не только должен быть сам «не от мира», а «от Бога», но в этом смысле и направлении должен еще действовать и на все окружающее, так чтобы и мир, восприняв в себя начала царства Божия, перестал быть отчужденным от Бога и сделался всецело Божиим. Что касается святоотеческой письменности, то и здесь κο’σμος употребляется, как и в св. Писании, в столь же многочисленных и разнообразных значениях, обозначая, в частности украшение, устройство, строй, красоту 2417 ; целокупность всего сотворенного 2418 ; землю, на которой обитают люди 2419 ; людей, которые живут в мире 2420 ; людей, – в частности не верующих, нечестивых, преданных только земным предметам и интересам 2421 . самые эти земные предметы 2422 ; стечение народа, многолюдство, толпу 2423 . Все эти значения не выражают, однако, оттенка специфически аскетического. Христианские аскеты, точнее и детальнее определяя, в каком смысле христианин должен отказаться от «мира», разумеют под этим понятием «страсти», грехи, богоотчужденный образ мыслей и поведения. Это значение можно, по справедливости, считать специально аскетическим моментом анализируемого понятия. Что же касается «мира», понимаемого в широком смысле всего земного, тварного, людей и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

Из этого видно, что сроки Страшного Суда Божия имеют условный характер. Поэтому Господь и сказал: " О дне же том и часе никто не знает, даже и Сын, а знает только Отец мой небесный " . Этим отличается не всеведение Сына, а зависимость последнего решения от Отца. О признаках второго пришествия Господа Иисуса Христа и их значение Отрицая с насмешкой и глумлением ожидание верующими кончины мира, неверующие говорят: " Кончину мира христиане ожидают со времен апостольских [ 1 ], а она все не приходит, мир как стоял, так и продолжает стоять до наших дней " . Этому замечанию нельзя придавать серьезного значения. Из того, что кто-нибудь из нас прожил благополучно, скажем 60 лет, совсем не следует, что он проживет благополучно и 61-й год. Признаки кончины мира указывались не только в апостольские времена, но и самим Господом Иисусом Христом. Но само время кончины никем не указывалось. По признакам кончины мы можем судить о неизбежности кончины, но не о сроке ее. Значение признаков заключается не в том, чтобы определять срок кончины, а в том, чтобы быть уверенным в ее неизбежности. Срок кончины зависит от воли Божией и может быть приближаем и отдаляем. Признаки кончины мира даются нам для того, чтобы мы не сомневались в ее наступлении. Как исполнились признаки кончины, так придет и само исполнение кончины, но они не связаны друг с другом механически, как это видно из примера ниневитян или Содома и Гоморры. Между появившимся признаком кончины и наступлением самой кончины может пройти неопределенный срок, в зависимости от усмотрения Божия и от состояния человечества, как это и было с ниневитянами. Они покаялись, и назначенная им казнь была отменена. Признаки кончины мира указываются Богом для того, чтобы в людях жила и не угасала уверенность в ее неизбежности. Признаки кончины были и во времена апостолов и во времена самого Господа Иисуса Христа. " Не успеете обойти городов Израилевых, как придет Сын Человеческий " . Но в каком смысле придет? И разве разрушение Иерусалима и храма Иерусалимского, еще при земной жизни апостолов, не было указанием крушения мира, которое придет так же неизбежно, как и крушение храма Иерусалима.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Сегодня же два святых Божия угодника, призванные Христом к сему служению каждый в свое время и безукоризненно прошедшие этим страшным и славным путем до святости, вместе стоят у Престола Божия, ходатайствуя о всех тех, чьих сердец коснулся труд их апостольского слова, пример их жизни и тепло их молитв. Святой апостол–евангелист Иоанн Богослов и святитель и исповедник Патриарх Российский Тихон, I и XX века. Они не случайно ныне стоят рядом в равной славе, ибо оба пронесли сквозь зло враждебного Богу мира слово истины, слово любви, слово спасения — слово жизни. Иоанн трудился на заре христианства во мраке и тьме еще не пробужденного к свету истины мира, Тихон — среди ужасов насилия, сокрушений последнего времени, мира, отступающего от Бога в бездну погибели. А это значит, что оба они шли путем жертвенной любви, ценой своей жизни и смерти свидетельствуя о Боге. Один — открывая миру тайну Спасения, другой — утверждая ее, как подвиг жизни во Христе, в лукавые дни отступления, обличая тайну беззакония, восстающую на Спасение. И общность их подвига любви и всецелой преданности Богу соделала их чадами Божьими и светильниками миру. И эта общность в утешение нам свидетельствует, что Бог и вчера, и днесь, и во веки Тот же, и всякий, творящий правду во всякое время, любезен Ему. Святой апостол Иоанн Богослов, от Самого Христа осиянный светом Божественной истины и на груди Его переродившийся в Духе Божественной благодати из юноши–рыбака в апостола любви, оставил миру учение Христово во всей возможной полноте. Любовью своей Иоанн пребыл со Христом неотступно от первых дней Его служения до последнего вздоха со Креста: « Совершишася», — когда потряслись основания вселенной в величии таинства Искупления мира. Непорочная чистота сердца Иоаннова соделала его достойным т а инственных откровений Господних, и он проповедал их миру своим Святым Евангелием, тремя посланиями и Откровением о грядущих судьбах мира и Церкви Христовой к концу времен. Святой апостол любви, подобно великому Моисею, видевшему рождение земли и человечества на ней, зрел последние дни мира и победу Победившего мир. И Иоанн засвидетельствовал слова Божии, « ибо слова сии истинны и верны» (Откр. 21:5). « Совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой: Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном ». (Откр. 21:6—7).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010