Духовник . Для того, чтобы понять то, о чем ты говоришь, надо сначала уяснить себе по-настоящему характер церковного единства. Единство Церкви совсем не то, что организационное или материальное единство видимого мира. Разница в том, что церковное единство имеет совершенно иную природу. Когда мы утверждаем, что единство Церкви подобно единству Пресвятой Троицы, мы употребляем не простое сравнение, а устанавливаем действительное подобие, уясняющее нам тайну существа Церкви. Неизвестный . Все это так отвлеченно, что мне трудно понять, о чем именно ты говоришь Духовник . Вспомни слова Спасителя: «Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы». «...Да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино...». «И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино» ( Ин. 17, 11, 21, 22 ). Вот где основа и сущность и тайна единства Церкви. Разве не видишь ты, что это единство есть то же, что и Единство Ипостасей Троицы при видимой их раздельности? Неизвестный . Но в чем же его сущность? Духовник . В том же, в чем и сущность Единого Бога, имеющего три Ипостаси. Эта сущность Божественного единства – Любовь. Любовь составляет сущность и таинственного единства Церкви. Читаем в Божественном откровении: «...Да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них» ( Ин. 17, 26 ). «...Да любите друг друга, как Я возлюбил вас» ( Ин. 15, 12 ). Неизвестный . Но разве люди не любят друг друга и вне Церкви? Духовник . Любят. Но, когда мы говорим о любви как о сущности Церкви, – мы говорим совсем о другом. Речь идет не об отдельных чувствованиях отдельных людей, а о целом живом организме, слагающемся из человеческих душ, рожденных свыше. В церковное единство нельзя войти силой, своим, хотя бы и любвеобильным сердцем. Для того, чтобы соединиться с существенным единством Церкви, – надо преодолеть естественную греховную природу падшего человека через новое рождение. Церковь в основе своей имеет искупительную жертву Христа, дающую нам возможность через веру, путем нового рождения быть сопричастниками любви Божественной, сопричастниками существа Божия. Поэтому, хотя жизнь Церкви и протекает в естественных внешних условиях и имеет видимые внешние формы, но она по существу своему сверхъестественна. Это объясняет те странные для неверующих слова, которые сказал Спаситель о положении верующих в мирской жизни: «...мир возненавидел их, потому что они не от мира, как и Я не от мира» ( Ин. 17, 14 ). «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» ( Ин. 15, 19 ). «Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду» ( Ин. 17, 11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

е. Христос) 2403 . Любовь к ближним, составляя характеристическую черту последователей Христа, должна выражаться, по учению Апостола, в деятельной и, между прочим, в материальной помощи им. «Кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое: как пребывает в том любовь Божия» 2404 . Следовательно, материальные средства, достаток «в мире» – дело вполне естественное для христианина и даже – в известном смысле – необходимое. «Скверн мира» христианин избегает не путем внешнего, так сказать, упразднения мира, внешнего отторжение от него. а через внутренне свободный и вместе благодатный процесс коренного изменения направления своей жизни в отношении к Богу и ближним, а это, в свою очередь, достигается через «познание Господа и Спасителя Иисуса Христа» 2405 , т. е. вследствие действительного жизненного последование Ему, когда христианин «поступает в мире сем, как Он». Христианин удаляется самым свойством своей жизни, проникнутой «любовью», основным направлением своей деятельности – « от господствующего в мире растления похотью» 2406 . Христос молился не о том, чтобы Бог Отец « взял» Его учеников и вообще истинных последователей « от мира, но чтобы сохранил их от зла» 2407 мира. Следовательно, и пребывая в мире, христиане могут я должны быть свободны от зла, господствующего в мире, – они получают к тому полную возможность и действительную способность, путем достижения живого богообщения. «Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцом есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира» 2408 . По учению св. Ап. Павла, выйти из мира, порвать житейские связи и общественные отношения – дело и невозможное и нежелательное 2409 , 2410 . « Чтобы свидетельствовать о истине», Христос « родился и пришел в мир» 2411 . Бог Отец « послал» Его « в мир», а Он, в свою очередь, послал в этот мир Своих учеников 2412 , чтобы открыть миру пути к достижению богообщения. Таким образом, христианин может жить и действовать не иначе, как « в мире», в его обычных н естественных условиях осуществляя действительное последование Христу 2413 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

Ему еще предстоит полнота этого проявления, прозрачность для Духа, явление во славе, прославление. Это прославление связано не с новым пришествием Духа, ибо Он уже пребывает в мире, но с полнотой Его действия. Эта полнота есть преображение мира в связи с Парусией, те новое небо и новая земля, в которые Христос приходит. То, что Парусия в Слове Божием приурочивается к мировому пожару, разрушению мира, за которым следует его преображение, не есть рядоположение или временное совпадение двух параллельных событий. Это есть одно и то же свершение, – пришествие Христа во Славе и явление Славы миру, – действие Духа Св. Этот «огонь», которому «сберегаются нынешние небеса и земля» ( 2Петр. 3, 7 ), ко дню Божию, когда «воспламененные небеса разрушатся и стихии растают», есть прохождение мира чрез Пятидесятницу. Огненные языки ее становятся пламенем мирового пожара, не сожигающим, но переплавляющим мир. 256 В этом образе мы имеем иероглиф мировой Пятидесятницы. Если Парусия есть второе пришествие Христа в мир во Славе, то она же есть и новое явление Св. Духа, Славы Божией на Христе и в мире. Оно не есть новое Его пришествие, ибо пришедший в Пятидесятницу Дух Св. не оставляет мира, хотя в нем до времени как бы сокрывается. Об этом говорится на символическом языке Откровения, как о граде св. Иерусалиме, нисходящем с неба от Бога: «храма я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель – храм его и Агнец. И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо Слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец» (21, 22–3). Воспламенение и разрушение стихий, вообще гибель старого мира, его катастрофа, не должны быть понимаемы, как физическое действие сил, принадлежащих этому миру, наступающее эволюционно в силу имманентного его развития, хотя и катастрофически по образу своего свершения. (Мир уже знал и знает подобные катаклизмы в своей истории). Конец мира есть не физический, но мета-физический. Мир и не кончается, но лишь преображается в новое бытие, в новое небо и новую землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Между тем в послании к колоссянам говорится: «ибо Им (то есть Сыном Божиим) создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое; престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли; все Им и для Него создано». Точно так же и в известном уже нам изречении 1 главы, стихах 1–2 послания к евреям говорится, что Бог «в последние дни сии говорил нам в Сыне, которого поставил наследником всего, через которого и веки сотворил». Изречения эти ясно показывают, что при сотворении мира действовал и Сын Божий, что мир именно создал Бог Отец, но через Сына Своего. Кроме того, в истории творения говорится также и о Духе Святом, ибо там прямо сказано: «и дух Божий носился над водою». Он носился именно как Дух животворящий, сообщая жизненные силы водам бездонной глубины, подобно тому, как теперь Он носится над водою крещения, превращая ее в благодатную воду возрождения. Таким образом, по свидетельству слова Божия, при сотворении мира действовали все три лица Пресвятой Троицы вместе; но по преимуществу сотворение мира исходило от воли, хотения Бога Отца, и в этом смысле мы исповедуем в первом члене символа веры , что Бог Отец есть Творец мира. Бог Отец именно восхотел сотворить весь мир и сотворил через Сына при участии Духа Святого. «Изделие хвалится по руке художника», – говорит премудрый, и это совершенно справедливо. Если дело обдумано хорошо и выполнено искусно, то и виновника его мы считаем мужем разумным и искусным. Но сотворенный Богом мир есть чудное дело, бесконечно превосходящее мудрость и разум всех духов. Поэтому он ясно показывает нам, как чуден Господь наш в Своем высочайшем существе. Остановимся немного на этом. «В начале сотворил Бог небо и землю», – таковы первые слова Библии, и эти слова уже научают нас, что Бог был прежде мира. Самое творение имеет начало во времени, и все в мире, даже самое время, имеет свое начало; между тем Творец мира начала не имеет: Он безначален и потому вечен. Все существующее получило свое бытие от Бога и без Него ничто не произошло, что существует; между тем Бог ни от кого не получил Своего бытия и есть Дух несотворенный.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Настолько замкнуто в себе наше сердце, что ни Бог , ни наш ближний, не могут найти в нем приюта. Но когда мы оставляем себя беззащитными перед остальными, принимая всю боль и страдания, которые провидение Божие попускает в нашей жизни, наше сердце понемногу раширяется, и мы становимся подобными Христу. Страдание является большим благословением, так как оно углубляет наше понимание жизни и расширяет наше сердце. Через наше собственное страдание мы начинаем понимать страдания нашего ближнего и становимся его со-страдальцами, прощающими и снисходительными, и начинаем молиться за спасение всего мира, как за самих себя. Таким образом, мы больше не порабощены духу этого мира, но приобретаем ум Христов. Не стремимся руководствоваться мудростью мира сего, «ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом» ( 1Кор. 3, 19 ), но стараемся обрести Божию мудрость, духовное рассуждение. Как мы читаем в Послании к Коринфянам: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» ( 1Кор. 2, 14 ). И в том же послании мы читаем: «Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога» ( 1Кор. 2, 12 ). Я сказал, что дух мира проявляется через гордость и неблагодарность, в то время как сущностью Духа, который вдохновляет монаха, являются смирение и благодарность. Приобрести «премудрость Божию» означает понять, что не человек есть центр жизни и мера всех вещей, но Бог; и что все существующее и то, чем обладает человек, – простой дар его Творца и Благодетеля. Монах также знает, что Бог обильно оделяет Своими дарами по мере благодарности и признательности, с которыми мы их получаем, и что мы владеем только тем, за что благодарим Бога. Таким образом, он горит желанием непрестанно благодарить Бога за все. Он доходит до того, что приносит горячую благодарность Богу за каждый глоток воздуха, полученный от Него в дар. И печалится только потому, что не может в полной мере принести достойного благодарения. Это благодарение рождает покаяние, которое не имеет конца на этой земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

«Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих» ( 1Кор. 1:20–21 ). Что значит премудрость мира сего? Это премудрость стихийная, земная, которая далее тесных для духа пределов земли ничего не видит и не понимает, которая премудра на зло человеку, на устроение ему вечной погибели и совершенно слепа и глупа, чтобы вести его к истинному счастью. Так как по своей слепоте она не видит света небесной премудрости и не может принять его, то в своей глупой самомнительности почитает небесную премудрость буйством, чем-то нездравомысленным, нелепым. Но терпит ли что от этого премудрость Божия, спасающая людей? Нисколько. Так как человек в первобытном своем состоянии, когда обладал премудростью Божией и имел ясный и светлый ум, не уразумел Бога посредством этой премудрости и пал, то Бог благоизволил спасти верующих в конце веков буйством проповеди; кто не умел пользоваться как должно премудростью Божией для познания Бога, того надо было предать «превратному уму – делать непотребства» ( Рим. 1:28 ), чтобы он узнал, какое великое сокровище для человека премудрость, и уже не через премудрость, а через буйство проповеди вести его к познанию о Боге, о делах Его домостроительства. Кроме того, перед людьми всегда была открыта полная премудрости Божией вселенная; перед ними были исполненные премудрости Писания: Закон, Пророки и Псалмы. Если они в этих делах премудрости Божией не уразумели Бога, то чем же нужно было их привести к спасительному познанию о Нем? Не чем другим, как буйством проповеди – средством, противоположным для премудрых мира, но в существе своем самым премудрым у Бога: «немудрое Божие премудрее человеков... Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, – для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом» ( 1Кор. 1:25, 27–29 ) (2).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Привлечение учеников к полноте богообщения (15:16) означает их избрание, отделение от мира. Мир любит лишь своих, его любовь обращена только на ему подобных, таких же, как он 190 : «Если бы вы от мира были, мир любил бы свое. А так как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, поэтому ненавидит вас мир» (15:19). Церкви как союзу любви противостоит ненависть мира. Иисус уже говорил, что мир Его ненавидит (7:7). Теперь эта ненависть к Нему перейдёт на учеников: «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня он прежде вас возненавидел» (15:18). Иисус напоминает слова, произнесённые Им ранее (13:16): рабы не вправе рассчитывать на то, что к ним будут относиться лучше, чем к их господину: «Если Меня гнали, и вас будут гнать; если слово Мое соблюли, и ваше будут соблюдать» (15:20). Мир не отзовётся на их проповедь. Ученикам нет смысла надеяться на то, что все люди прислушаются к их учению. Но как некоторые приняли слова Иисуса, так будут и те, кто пойдёт за ними. Иисус уходит, и мир обратит на учеников свою ненависть, как на носителей Его имени. Причина будущих гонений заключается в неведении (15:21), в неспособности понять, что Иисус выполнял поручение Отца. Приход Сына Божия к людям возложил на людей моральную ответственность. За отказ и нежелание поверить в то, что Бог всецело явил себя в Иисусе Христе, иудеи навлекли на себя осуждение: «Если бы Я не пришел и не говорил им, они не имели бы греха; теперь же извинения не имеют в грехе своем» (15:22) 191 . Возненавидев Сына, они возненавидели и Отца: «Ненавидящий Меня и Отца Моего ненавидит. Если бы я не сотворил между ними дел, каких никто другой не сотворил, они не имели бы греха; теперь же и видели и возненавидели и Меня и Отца Моего» (15:23 – 24). Происшедшее отвержение подтверждается Писанием (Пс 34:19, 68:5) 192 : «Но да исполнится слово, в Законе их написанное: “Возненавидели Меня напрасно " » (15:25) 193 . Однако перед лицом грядущих гонений ученики останутся не одни, с ними будет Утешитель: «Он будет свидетельствовать о Мне. Но и Вы свидетельствуйте, потому что от начала вы со Мною» (15:26 – 27). Эти свидетельства нельзя понимать как раздельные. Они станут совместными. Ведь Св. Дух будет присутствовать в самих апостолах 194 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/lektsi...

Таким же образом воспринимает его через века и Церковь, называя в молитве освящения великой и животворящей тайной . Как уже было ранее сказано, помазание-хризму следует рассматривать как неотъемлемую часть таинства воцерковления (крещения), начиная с самого установления этого таинства Господом нашим Иисусом Христом на реке Иордан: «И крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, и се, отверзлись Ему небеса, и увидел [ Иоанн. – прим. перев .] Духа Божия, который сходил как голубь, и нисходил на Него» (Мф. 3, 16); а также при ниспослании Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы (Деян 2, 1-4). Более того, излиянием Святого Духа апостолы, будучи ранее крещены Иоанновым крещением, получили не только Таинство (миро)помазания, но и власть возложением рук передавать дары Церкви другим, то есть мирянам, епископам и диаконам. «Деяния апостолов» уверяют нас, что хризма (миропомазание) первоначально совершалась путем возложения рук святыми апостолами на новокрещенных: «Тогда возлагали на них руки, и они принимали Святого Духа» (Деян. 8, 17). Такой способ совершения хризмы вскоре был заменен введением мира, так как по словам святого Симеона, «миро подается через возложение рук» . Замена произошла с назначением апостолами первых епископов, которые использовали елей для совершения хризмы. Это был «не простой елей, но освященный на жертвеннике молитвами архиереев Христовых, облеченных силой апостолов, или, лучше сказать, Самого Христа» . В соответствии с этим святой Симеон приходит к выводу, что мы христианами называемся и ими являемся из-за мира, «которое хризмой называется, потому что и Христос так называется, ради телесного помазания Святым Духом» . Хризма – помазание, Христос – Помазанник, христиане – помазанники. Диахроническое развитие освящения и использования святого мира мы можем наблюдать в четыре этапа: 1) время святых апостолов; 2) освящение святого мира епископом при каждом чине Таинства крещения и миропомазания; 3) периодическое освящение мира местным епископом и раздача его областным пресвитерам; 4) освящение мира предстоятелями Поместных Церквей и его раздача епископам. 1) Как уже было указано, Святые апостолы миропомазаны непосредственным излиянием Святого Духа на них в день Пятидесятницы (Деян. 2, 1-4), тогда как они «помазывали» новокрещенных, возлагая руки на их головы: «Тогда возлагали на них руки, и они принимали Духа Святого» (Деян. 8, 17).

http://bogoslov.ru/article/6177400

Три столетия продолжались страшные гонения на христиан со стороны языческих императоров, триста лет лилась невинная кровь христианских мучеников. И врагами были человеку домашние его. Диоскор, например, сам обезглавил свою единственную, горячо любимую дочь, великомученицу Варвару, за ее веру во Христа. Жестокий гонитель христиан Диоклетиан свою жену, тайную христианку царицу Александру, приговорил к смертной казни. Где же причина такой страшной сатанинской ненависти, такой непримиримой вражды ко Христу и Его последователям со стороны неверующих евреев и язычников? Христос объясняет Своим ученикам: «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» ( Ин.15:19 ). Таким образом, указав ученикам причину, Христос вместе с тем дает им понять всю неизбежность для них лишений и страданий за имя Его. В прощальной беседе с учениками Христос так сказал о Своем благодатном мире: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» ( Ин.14:27 ). Под действием благодатного мира Христова истинно верующие во Христа без всякого смущения и страха переносили, и будут переносить всевозможные лишения, преследования и даже смерть за имя Христово. Да не смущается и ваше сердце и да не устрашается, но да возрадуется о рождении Христа, ибо для всех нас родился Спаситель мира. Род же Его кто исповесть? Ис.53:8 В наш век неверия и скептицизма счастлив тот, кто может вполне сознательно и с полным убеждением сказать: Велик Бог христианский, велика и «победившая мир вера наша» ( 1Ин.5:4 )». Как гранитная скала, несокрушимо стоит Церковь Божия, построенная на твердом камне исповедания Христа Сыном Божиим, «и врата ада не одолеют ее» ( Мф.16:18 ). Проходят века, в общем потоке истории одно поколение сменяется другим, перекраивается карта земного шара, старая культура уступает место новой, до неузнаваемости меняется лицо цивилизованного мира, научные достижения в области физики, химии, техники, авиации опережают друг друга – все проходит, все изменяется, а жизненные принципы Христова учения остаются все те же: идеал Богочеловека еще никем не достигнут, никем не превзойден.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sharap...

Чтобы говорить о месте благодатных средств Церкви, в том числе и в первую очередь святой Евхаристии, в процессе промыслительного преобразования мира, необходимо остановиться еще раз на неоднократно подвергавшейся дискуссии, волнующей проблеме должного отношения к миру христиан и христианской Церкви. Наибольшее раскрытие этой проблемы мы находим в писаниях евангелиста Иоанна. Во многих местах мы находим у него не только резко отрицательную оценку мира, но и утверждение о неизбежной и необходимой конфронтации между миром, с одной стороны, христианами и Церковью  – с другой. «Весь мир лежит во зле» ( 1Ин.5:19 ), не знает Бога ( Ин.17:25 ; 1Ин.3:1 ), ненавидит христиан, поскольку они не от мира ( Ин.15:19; 17:14 ; 1Ин.3:13 ), и преследует их ( Ин.15:19–25; 16:33 ). Христианин, правда, не призывается к ненависти к миру, но и любить его ему не следует ( 1Ин.2:15–16 ); мало того, в навязанной со стороны мира борьбе христианину дается победа: «Всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; сия есть победа, победившая мир, вера наша. Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий?» ( 1Ин.5:4–5 ). Эта победа обусловлена той первичной победой над миром, которую одержал Сам Христос ( Ин.16:33 ); в ней находит свою гарантию и победа каждого христианина. И вот, как это ни парадоксально, по свидетельству того же апостола, более того – по свидетельству Самого Христа, Бог любит этот падший и ненавидящий Его мир столь сильно, что Сын Божий послан в мир ( Ин.3:16 ) и не для того, чтобы его судить, «но чтобы мир спасен был чрез Него» ( Ин.3:17 ; срав. Ин.12:47 ). Налицо противоречие, на первый взгляд, казалось бы, непреодолимое. Однако необходимо вспомнить, что Бог сотворил мир «весьма хорошим» ( Быт.1:31 ), человека чистым, безгрешным и высокоодаренным. Грехопадение в очах Божиих не может быть чем-либо иным, как эпизодом, ибо Господь знает мир до грехопадения и после спасительного преобразования, которое совершается Самим Богом и потому не может закончиться неудачей. Находясь с греховным миром в спасающем общении, которое достигает своей кульминации во втором пришествии Сына Божия, Бог воздействует на мир односторонне, Сам не подвергаясь в Своей неизменной и вседовольной Сущности какому-либо воздействию со стороны мира. Поэтому Бог, Который есть Любовь ( 1Ин. 4:16 ), любит мир и каждого отдельного грешника независимо от степени его уклонения в грех и Своей любовью преобразует и спасает.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugi...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010