Тем не менее хорошо известно – и тем фарисеям с книжниками, и нам, – что не все пророки погибли в Иерусалиме, а некоторые и вовсе не погибли (как Илия, например). Очевидно, что это некое обобщение, но для чего оно? Посмотрим контекст: Господь говорит, что скоро закончит Свое служение и произойдет это в Иерусалиме – понятно, что концом служения, о котором Он говорит, станет Его смерть, искупительная жертва Агнца-Христа за весь мир. Служение Мессии-Пророка ( Втор. 18: 15 ) закончится в городе, который Бог сделал духовным центром земли: «Так говорит Господь Бог: это Иерусалим! Я поставил его среди народов, и вокруг него – земли» ( Иез. 5: 5 ). Жертва Сына Божия, принесенная в Иерусалиме как центре мира, будет благом для всего мира. Именно в свете этой Жертвы Иерусалим может быть признан городом знаковым: многие ветхозаветные пророчества о будущем Израиля и мира связаны с Иерусалимом ( Зах. 8: 3 ), это духовный центр мира («пуп земли») 329 , в ближайшем будущем это Церковь -мать для всего христианского мира ( Лк. 24: 47 ) и образ Церкви Христовой (как Сион был непобежденным, несмотря на многочисленных врагов, так и Церковь «врата ада не одолеют» – Пс. 45: 2–6 ; Ис. 29: 8 330 ; Мф. 16: 18 ). Небесный Иерусалим – это место истинного пребывания христиан, они граждане неба) и, наконец, Иерусалим – это город эсхатологический, он является образом преображенного мира и Царства Божия ( Откр. 3: 12 331 ; 21: 2–3 332 и др.). Многократность попыток собрать чад иерусалимских относится и к земному служению Иисуса Христа, и в целом к попечению Бога об Израиле. Господь скорбит об этом городе и народе, избивающем и убивающем пророков и отвергающем заботу Бога. Приговор Христа над избранным народом: «Се, оставляется вам дом ваш пуст», кроме констатации оставления Богом неверующего Израиля, содержит и обетование: «Сказываю же вам, что вы не увидите Меня, пока не придет время, когда скажете: благословен грядый во имя Господне», которое святые отцы относят ко Второму Пришествию: речь идет о невольном признании иудеями мессианского достоинства Иисуса 333 и (или) об обращении к Богу еврейского народа в конце веков, накануне Второго Пришествия Христова 334 , о чем мы уже говорили ранее.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

Апостол Петр поучает: «Как послушныя дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем; но, по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят» ( 1Пет.1:14–16 . Лев.19:2 ). Вот это – один из способов единения Бога с падшим человеком: воплощение Сына Божия от Пречистой Девы Марии. А другой это распятие на кресте, о чем говорит о.Иоанн в день Воздвижения Креста Христова, или воспоминание воздвижения на крест Самого Христа Господа. «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий», то есть Иисус Христос, «сущий на небесах» ( Ин.3:13 ). Никто из человеков не восходил на небо, потому что грех не допускал никого взойти на пречистое, пресветлое небо, на котором – престол Господа Бога Вседержителя. А за грехи еще не была принесена, с начала мира до пришествия на землю Сына Божия, Пречистая Жертва для искупления мира от греха, для примирения людей с Богом. Оно (примирение) сделалось доступным для праведников и покаявшихся грешников только со времени крестной смерти за нас, за наши грехи, Сына Божия. Эта тайна, эта радостная весть, что небо теперь для нас отверсто, ежедневно нам возвещается открытием Царских врат на великой вечерне и великом входе и при выносе Св. Даров для причащения. И смотри, грешник, какая ужасная, кровавая жертва потребовалась правосудием Божиим для искупления твоего от греха и вечной погибели. Мучительнейшая, поноснейшая смерть на Кресте единородного Сына Божия! Так возлюбил Бог мир, то есть бесконечною, превосходящею всякий разум любовью, ибо дал бесконечную жертву за грехи наши – Сына Своего, Сопрестольного Ему, Богу Отцу, Собезначального, Соестественного. О, любовь Божия чудная, преславная, пресладкая, вечная! Если бы в жертву за наши грехи не дал Бог Сына Своего, – то весь мир пошел бы в муку вечную, и никто бы не спасся. А все спасенные спаслись кровию и смертию Сына Божия, все оправданы Его благодатию (то есть даром – М. В.). Святые стали святы Его святостию, правдою; украсились Его нетленною красотою; все спасающиеся ныне спасаются только кровию Сына Божия, или водою и кровию, ибо из прободенного ребра Его истекли кровь и вода, означающие два таинства: крещение и причащение.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

И однако же, как часто семя это не созревает в наших сердцах и не приносит плода! Отчего это? Чаще всего оттого, что мы, имея уши слышати, не слышим – как будто мы вовсе не слышим вещаний слова Божия, оттого, что сердца своего не приготовили к восприятию слова Божия, не прониклись желанием слушать его именно как спасительное для нас вещание Самого Спасителя нашего и Его апостолов, просвещенных Духом Святым; или же оттого, что сердце свое наклонили к предметам тленного мира, не думаем об исполнении слова Божия и позволяем своим страстям и похотям заглушать в нас семя слова Божия. В самом деле, братья, как часто случается с нами то, что мы слушаем или читаем слово Божье, и между тем как бы вовсе не слушали его или не читали! Тут у нас и мысли многоразличные являются на уме, тут и как бы некоторая скука овладевает нами, является желание уйти из церкви от проповеди или чтения Евангелия на Страстной неделе, тут и усталость и другие немощи овладевают нами. Откуда все это вдруг является? О, знай, христианин, что в это время пришел к тебе диавол со своими искушениями и коварством и похищает у тебя из сердца все те слова, которые ты слышишь в проповеди или Евангелии! Но и он потому приблизился к тебе и потому похищает слышанное из сердца твоего, что сердце твое подобно дороге не вспаханной, не приготовленной тобой заранее к тому, чтобы принять в себя семя слова Божия и принести плоды добрых дел. Как часто с нами случается и то, что мы слушаем слово Божие, принимаем его, начинаем исполнять его; но вот, случается с нами какая-нибудь беда, и мы впадаем в уныние, забываем об учении евангельском и не приносим плодов, каких требует от нас Божественное Слово. Отчего это происходит? Оттого что сердце наше недостаточно приготовлено к принятию и возращению слова Божия, подобно каменистой, едва прикрытой землей, почве, не твердо в вере, не проникнуто истинною надеждою на Бога и любовью к Богу и ближним. Как часто с нами бывает и то, что мы слушаем или читаем слово Божие, даже понимаем все его требования и между тем заботимся только об исполнении требований телесной природы, всем сердцем прилепляемся к богатству, почестям и удовольствиям мира сего, а об исполнении слова Божия и не думаем! Сердце наше тогда бывает подобно земле, поросшей разного рода терниями: семя хлебное, упав посреди терния, не приносит плода, потому что терние вырастает очень быстро и совершенно заглушает хлебное растение; так что и слово Божие остается в нас бесплодным, если мы имеем большое пристрастие к земным вещам и служим злым страстям своим и похотям.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

5. Ибо всякая обувь воина во время брани и одежда, обагренная кровью, будут отданы на сожжение, в пищу огню. (Яко всякую одежду собранну лестию и ризу с примирением отдадут, и восхотят, да быша огнем сожжены были). Во время битвы воин сильным ударом меча рассекает своего врага и брызгами свежей крови его обагряет свои одежды; в пылу ярого одушевления он попирает труп убитого противника и оставляет следы крови на своей обуви. Так будет и во время войны Евреев с Вавилонянами. А когда прекратятся войны народа Божия с иноплеменниками, настанет мирное, радостное время «светлых дней» (ст. 2–3); то всякая одежда и обувь, приобретенные «лестью» – обманом и насилием и обагренные кровью, будут возвращены их собственникам или, ради очищения, преданы огню и сожжены без малейшего остатка. Так радость будущих счастливых дней мирной жизни народа не омрачится никаким воспоминанием войны: все следы кровопролития и жестокостей уничтожатся (ср. Иез.39:8–10 ). 6. Ибо младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. (Яко отроча родися нам, Сын, и дадеся нам, егоже началство бысть на раме его: и нарицается имя его: велика совета ангел, чуден, советник, Бог крпкий, властелин, князь мира, Отец будущаго века: приведу бо мир на князи, мир и здравие ему). Наступление будущих отрадных дней мира, свободы и славы народа Израильского предопределяется в силу исполнения обетования Божия о рождении Спасителя мира. Пред озаренным взором боговдохновенного пророка является обетованный Младенец-Спаситель: он видит исполнение знаменательного пророчества о зачатии от Девы Младенца – Еммануила (гл. 7:14). Зачатый по наитию святого Духа во чреве Девы, Младенец родился... совершилась величайшая тайна веков. Младенец есть Сын. Этим наименованием определяется Его высокое достоинство по происхождению: Он родился в то время, когда цари еврейские и подданные их сделались рабами языческих завоевателей и повелителей; но Младенец-Спаситель есть Сын, а не раб, ибо Он родился от Бога, в Его природе соединено божество с человечеством, ибо Он есть обетованный Еммануил.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

   ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от Луки (Лк.15:11-32). Предсказания Иисуса Христа о кончине мира и о втором Его при...    Иисус Христос предсказал о том, что ожидает в будущем весь наш мир и всех людей. Он учил, что наступит конец миру, и земная жизнь человеческого рода окончится; тогда Он во второй раз придет на землю, и воскресит всех людей (тогда тела всех людей снова соединятся со своими душами и оживут), и произведет тогда Иисус Христос суд над людьми и воздаст каждому по делам его. «Не дивитесь этому, — говорил Иисус Христос, — ибо наступает время, в которое все, находящееся в гробах, услышат голос Сына Божия и услышавши оживут; и выйдут из могил — одни, которые творили добро, для вечной, блаженной жизни, а другие, делавшие зло, для осуждения».    Ученики Его спрашивали: «скажи нам, когда это будет, и какой признак Твоего (второго) пришествия и конца мира?»    В ответ на это Иисус Христос предупреждал их, что прежде пришествия Его, во славе, на землю, наступят такие тяжелые для людей времена, каких еще не бывало от начала мира. Будут разные бедствия: голод, мор, землетрясения, частые войны. Умножатся беззакония; вера ослабеет; у многих не станет любви друг к другу. Появится много ложных пророков и учителей, которые будут обольщать людей и развращать их своим пагубным учением. Но сперва будет проповедано Евангелие Христово по всей земле, во свидетельство всем народам.    Перед самою же кончиною мира будут великие, ужасающие знамения в небе; море возшумит и возмутится; уныние и недоумение овладеет людьми, так что они будут издыхать от страха и от ожидания бедствий для всего мира. В те дни, после скорби той, солнце, померкнет, луна не даст света своего, звезды спадут с неба и силы небесные поколеблются. Тогда явится на небе знамение Иисуса Христа (крест Его); тогда восплачут все племена земные (от страха суда Божия) и увидят Иисуса Христа, идущего на облаках небесных с силою и славою великою. Как молния блистает на небе от востока до запада (и сразу видима бывает повсюду), так (видимо для всех, вдруг) будет пришествие Сына Божия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

Документ, принятый Собором 10 Поместных Православных Церквей, проходившим 16-27 июня на греческом острове Крит Вклад Православной Церкви в достижение мира, справедливости, свободы, братства и любви между народами и устранение расовой и прочих дискриминаций « Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную » (Ин. 3:16). Церковь Христова живет « в мире », но она « не от мира » (ср. Ин. 17:11 и 14-15). Церковь как Тело воплотившегося Бога Слова (свт. Иоанн Златоуст, Беседа перед отправлением в ссылку , 2, PG 52, 429) является живым «присутствием», знамением и образом Царствия Троичного Бога в истории, благовествуя о « новой твари » (2 Кор. 5:17), о « новом небе и новой земле, на которых обитает правда » (2 Петр. 3:13), о мире, в котором « отрет Бог всякую слезу с очей людей, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет » (Откр. 21:4-5). Этим чаянием Церковь уже живет и предвкушает его в особенности при совершении Божественной Евхаристии, собирая « вкупе » (1 Кор. 11:20) рассеянных чад Божиих (Ин. 11:52) без различия расы, пола, возраста, социального или иного положения во единое тело, где « нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского » (Гал. 3:28, ср. Кол. 3:11), в единую реальность примирения, мира и любви. Этим предвкушением «новой твари», преображенного мира Церковь живет также в лице своих святых, которые путем подвижничества и добродетели во Христе уже в этой жизни явили образ Царствия Божия, доказывая и подтверждая тем, что чаяние мира, справедливости и любви – не утопия, а « осуществление ожидаемого » (Евр. 11:1), достижимое по благодати Божией и посредством духовного подвига человека. Находя постоянное вдохновение в этом чаянии и предвкушении Царствия Божия, Церковь не остается безучастной к проблемам человека в каждую эпоху, но разделяет его озабоченность и насущные проблемы, принимая на себя, подобно своему Господу, боль и раны, причина которых – действующее в мире зло, и, подобно доброму самарянину, словом « терпения и утешения » (Рим. 15:4, Евр. 13:22) и действенной любовью возливая на раны его елей и вино (Лк. 10:34). Ее слово, обращенное к миру, имеет целью в первую очередь не судить и осуждать мир (ср. Ин. 3:17 и 12:47), но предложить ему в качестве руководства Евангелие Царствия Божия, надежду и уверенность в том, что последнее слово в истории не за злом, под каким бы видом оно ни выступало, и что нельзя позволять ему направлять ее ход.

http://pravmir.ru/missiya-pravoslavnoy-t...

«Наше же жительство – на небесах – говорит апостол Павел, – откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа», т. е. верующие предназначены для жизни небесной( Фил.3:20 ). Настоящая жизнь есть место пресельничества, место странствования нашего к небеси. Но странничество это не должно быть праздным шатанием по распутьям мира, а должно быть вместе с тем подвижничеством, борьбой странников с врагами нашего спасения. В настоящем мире есть много привлекательных предметов, на которых останавливаются небрежные путники и забывают о своем небесном отечестве; некоторые путники – миролюбцы – обременяют себя излишними заботами мирскими; но вся красная мира сего не достойна души человеческой: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» ( Мф.16:26 ). В предостережении от пристрастия к земным предметам Господь заповедал Своим последователям иметь самоотвержение; для той же цели Он отнял всякую цену у мирских честей, у славы и богатства мира сего, так что имеющие сии блага мира ничего не приобретают для Царствия Божия и не имеющие их ничего не теряют, кроме того, что первые встречают больше препятствий и больше затруднений на пути в Царствие Небесное. Предметы желаний и исканий человеческих Господь указал в искании прежде всего и паче всего Царствия Божия: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его» ( Мф.6:33 ). И потому скажем словами апостола, «не любите мира, ни того, что в мире» ( 1Ин.2:15 ). «Ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога» ( Кол.3:1 ). «Ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» ( Евр.13:14 ). «Возшед на небеса, отонудуже и сошел еси, не остави нас сирых Господи: да приидет Твой Дух нося мир мирови» 79 . Б. Из церковных песнопений в день Вознесения а) На Господи воззвах. «Господь вознесеся на небеса, да послет Утешителя миру, небеса уготоваша (составили) престол Его, облацы – восхождение Его, ангели дивятся, человека зряще превыше себе. Отец ждет, егоже в недрах имать соприсносущна (совечна), Дух же Святый велит всем ангелом Его: возмите врата князи (верхи) ваша, вси языцы восплещите руками, яко взыде Христос, идеже (где) бе первее (прежде)».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Святой апостол Павел говорит: " Крестом мир для меня распят, и я для мира " (Гал. 6, 14) ( " ...Крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым мир распят, и я для мира " (Гал. 6,14) - Прим. ред.), т.е. я умер для мира, а мир умер для меня. Христианин продолжает жить в мире, но мир уже не манит его; мира со всеми его утехами он не любит, он ничего не желает от мира, ибо " кто любит мир, в том нет любви Отчей " (1 Ин.2,15). Когда человека крестят, то во время погружения в воду крещаемый умирает для греха, " спогребается " Христу и, подобно тому как Он затем воскрес, из воды выходит человек - как уже новая тварь; это новое рождение из Христа и происходит посредством Духа Святого и веры: " Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие " (Ин. 3, 5). " Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден " (1 Ин. 5, 1). В конце обряда, сопровождающего таинства крещения и миропомазания, когда крещаемого трижды обносят вокруг купели (если он взрослый, то сам обходит вокруг купели), поется: " Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся " (т.е. которые крестились, - во Христа облеклись). С этого момента он делается " Христов " , ибо в нем живет Христос, и почиет Дух премудрости, разума, совета и ведения, силы и крепости, и страха Божия, как на самом Христе. Благодать света и познания Божия могут снизойти лишь к человеку, ходящему в святой жизни, и дальнейшая жизнь человека поэтому должна с детства быть направлена так, чтобы, начиная с усвоения одной добродетели, по благодати Божией, возрастать, успевать и в другой, так как все добродетели зависят одна от другой. " Если это в вас есть и умножается, - говорит ап. Петр во Втором своем послании, - то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа " (2 Петр 1, 8). Родившись вновь " водою и Духом " , мы должны затем " возрасти в мужа совершенна " (Еф. 4, 13) ( " ..Доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова.. " (Еф. 4,13). - Прим. ред.), т.е. как дитя прибавляется в величине тела, так христиане должны возрастать в вере и добродетельной жизни, чтобы сделаться мужами совершенными во Христе, памятуя, что тот, кто не следует Христу верою, святою жизнью и непрестанным покаянием, тот не имеет с Ним общения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/442/...

Таковые все погибают и ввергаются в вечные муки геенны – смерть вторую. Или же, как говорит Андрей Кесарийский , это семь тысяч евреев, поверивших антихристу, покорившихся ему и воцаривших его. Часть евреев, обращенная Илией и Енохом, спасется, а другая часть, принявшая антихриста, – погибнет. Со взятия пророков с земли начинается время безраздельного и беспрепятственного господства антихриста на земле. Но землетрясение и гибель части столичного города показывают, что это и начало крушения его царства, преддверие суда Божия. И прочие объяты были страхом и воздали славу Богу небесному. Это не славословие Бога покаявшимися грешниками. Покаяния мы уже не видим. Мы видим только то, что ужас происходящих событий, Божественного возмездия повергает людей в страх . И не возрожденные сердца, а мятущиеся перед неминуемой гибелью, воздают славу Богу. Это славословие – вопль нечестивца, сознающего свою гибель и боящегося ее. Откр.11:14 Второе горе прошло; вот, идет скоро третье горе. Это была труба шестого ангела. Она отзвучала, и идет скоро третье горе – труба седьмого ангела. Седьмой трубный глас. Третье горе Откр.11:15 И седьмой Ангел вострубил, и раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира соделалось царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков. И седьмой Ангел вострубил , возвещая третье и последнее горе, настигшее вселенную. По ангельской клятве труба седьмого ангела возвестит конец нынешнему существованию мира (10,6–7). В ответ на трубный глас седьмого ангела раздались на небе громкие голоса . Иоанн слышит эти голоса на небе, но не сообщает нам, кому они принадлежали. Лучше всего полагать, что это именно те голоса, которые всегда слышимы были у престола Божия – голоса четырех животных, 24 старцев, сонмов ангелов и святых. Царство мира , где владычествовал антихрист, окончилось и соделалось царством Господа нашего (Бога-Отца) и Христа Его (Сына Божия). Это – кончина века, когда, наконец, окончательно повергается древний змий, сатана, и царство мира , данное ему в последний раз на короткое время (3,5 года), отымается от него и переходит к Богу, ко Христу. С другой стороны, вспоминается Голгофа, когда «князь мира сего изгнан был вон» ( Ин. 12:31 ) и Христос основал Свое царство на земле, соделав верующих в Него царями и священниками (1,6). И будет царствовать во веки веков – «и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» ( Лк. 1:32–33 ). Царство Христово, начатое на Голгофе, победившее и охватившее собой всю вселенную в кончину века, никогда не кончится, но будет во веки веков .

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

За пределами Церкви также происходит постоянное обновление мира, хотя оно и не имеет здесь таинственно благодатного характера. Происходит оно потому, что и после грехопадения в человеческой природе сохранились многие черты нетленного образа Божия и осталось врожденное стремление к совершенствованию. Деятельность Духа Божия не ограничена конфессиональными рамками. Проявление Его полно и более всего, безусловно, обнаруживается в Церкви, но следы Его пребывания видны повсюду, где имеются плоды духовной жизни: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, целомудрие и другие нравственные добродетели, ведущие мир к нравственной чистоте и совершенству 553 . Все это принадлежит Богу, и «невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы 554 ». «Апостол и евангелист Иоанн Богослов писал: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» 555 . Где действует любовь, там действует Евангелие и Христос. Любовь мы не вправе ограничивать только рамками христианской конфессиональной принадлежности, хотя всякий рожденный от Бога, т.е. всякий христианин, имеет то преимущество, что он обязан, он должен, он испытывает потребность пребывать в любви к ближним своим, ибо в противном случае он лжец, а не ученик Христа. 556 Любовь Небесного Отца свободно изливается в мир, и так же свободно мир, т.е. люди, принимает или отвергает ее. Церковь должна быть всегда с теми, кто сознательно или бессознательно принимает любовь Божию и откликается на призыв делами истинной любви, нравственного совершенствования и мира, т.е. плодами Духа, деятельность Которого в мире открывает пути сотрудничества христиан со всеми людьми доброй воли, стремящимися послужить своим братьям людям в достижении всеобщего братства, блага и мира». 557 Сравнение Утверждения о действии Духа Божия вне Церкви требуют пояснения и раскрытия, так как полнота присутствия Духа Божия имеется только в Церкви: «И умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010