Как это событие преднаписует нынешний праздник! Мудрый Соломон это – царь царствующих и Господь, Вседержитель Бог, бесконечная премудрость Которого излита на всем – земном и небесном, видимом и невидимом: вся премудростью сотворил еси ( Псал. 103:24 ); поэтому пророк Давид говорит: во всю землю изыде вещание Его, и в концы вселенныя глаголы Его ( Пс. 18:5 ). Царица Савская это – Царица неба и земли, Владычица ангелов, Богоотроковица Мария, Которая ныне встав пошла, направляясь из Своей страны, из отеческого дома, в сопровождении не вооруженных воинов, но свещеносных дев: приведутся Царю девы в след Ея, в веселии и радовании введутся в храм царев ( Пс. 44:15, 16 ). Она шествует в дом таинственного Соломона, во храм Божий, и здесь приносит Ему в дар цветы, то есть человеческую плоть, которая, как цветок, увядает: человек, яко трава дние его, яко цвет сельный тако оцветет ( Пс. 102:15 ). Этой плоти не было в небесном царстве Божием, так как на небе все невещественно и нетленно. В ответ Дева получает от Бога книгу божественной благодати, чрез посредство которой легко входить на небо, в рай сладости. О, благословен час, в который входит в храм Божий Дева, ведущая нас к божественной благодати! О, благодатный день, в который Предвечный Отец принимает в Своем доме Свою Дщерь, Сына – Матерь, Дух Святой – Невесту! О, радостный праздник, в который Иоаким и Анна веселятся, приводя в храм Дщерь, Которая сделается вместилищем Божества! Святое святых украшается, дабы принять Святейшую святых: небесное сорадуется земному и весь мир таинственно торжествует. И как тогда, входя в храм Божий, Дева услышала целование и приветствие Захарии, так и мне подобает приветствовать Ее ныне торжественным словом. Но так как у меня нет достаточной силы, то я прибегну к Той, Которая, имея в будущем стать Материю Слова, дарует устам моим слова для Ее же прославления. Итак, я говорю: «Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание: в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той же и мы велегласно возопиим: радуйся смотрения Зиждилева исполнение»!

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Литургия оглашенных На литургии оглашенных воспоминаются события от воплощения Сына Божия до Его страданий, до последних дней Его жизни. Священник начинает литургию прославлением благодатного Царства Святой троицы. Он возглашает: «Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святаго Духа» и т.д. Затем на литургии (как в начале утрени и вечерни) следует мирная ектения. В ней просим прежде всего мира, так как без мира не услышится молитва , молим о благосостоянии всего мира и о всех христианах. Священник, прочитав тайно молитву во время ектении мирной, конец ее («Яко подобает Тебе») возглашает после ектении. После великой, иначе мирной, ектении поются антифоны, песнопения, возвещающие главным образом о воплощении Сына Божия, пришедшего на землю даровать мир. Антифоны состоят из трех частей, в честь Святой Троицы. После первого антифона, во время которого священник читает тайно молитву, бывает малая ектения. И после нее священник возгласом славит Господа Бога как Творца и Вседержителя: «Яко Твоя держава и Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святаго Духа». После второго антифона и тайной молитвы священника также бывает малая ектения. После нее священник славит Господа как Искупителя мира: «Яко благ и человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем Отцу, и Сыну, и Святому Духу». Возгласы после сих ектений суть окончания молитв, читаемых тайно священником. После 3-й части песнопений антифонов бывает вход. После второго антифона всегда поется песнь (на «и ныне») Единородный Сыне, в честь Сына Божия, воплотившегося от святой Богородицы и приснодевы Марии. Эта песнь воспоминает то время, когда глас Бога Отца торжественно свидетельствовал на Иордане о Сыне, что Сей есть Сын Его возлюбленный, или, как сказано в песне: «Един сый от Святыя Троицы». На литургии поются троякого рода антифоны, а именно: 1) антифоны вседневные, 2) антифоны изобразительные и 3) антифоны праздничные. I. Вседневные антифоны состоят из стихов псалмов. Первый антифон – «Благо есть исповедатися». К стихам псалма присоединяется припев «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас». Второй антифон – «Господь воцарися, в лепоту облечеся». К стихам этого антифона присоединяется припев «Молитвами святых Твоих, Спасе, спаси нас». На «Слава и ныне» поется тропарь «Единородный Сыне и Слове Божий». Третий антифон – «Приидите возрадуемся Господеви». Припев к стихам третьего антифона, если день недельный (воскресный), поется такой: «Спаси ны, Сыне Божий, воскресый из мертвых, поющия Ти, аллилуиа»; если иной день: «Спаси ны, Сыне Божий, во святых дивен сый, поющия Ти, аллилуиа». Вседневные антифоны поются во все седмичные дни, в которые не случится никакого праздника или в которые Типикон не назначает петь песни канона на так называемые «Блаженны». Сами антифоны печатаются в богослужебных книгах – Ирмологионе и Апостоле, в конце.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

М.Г. Жукова Труды Схиигумена Саввы. Путь к совершенной радости Душа человеческая Душа есть тварь умная, великая и чудная, исполненная красоты, подобие и образ Божий. Преподобный Макарий Великий Из всех ценностей, которыми обладает человек, одна несравненно ценнее других – это душа человека. Душа есть образ Божий, который начертал Сам Бог . Она – дух. Она свободная и бессмертная и должна быть чиста, светла и полна любви, как образ Божий. Усилия христианина прежде всего должны быть направлены к изучению своей души, «к познанию самого себя». И тем, кто будет следовать этому указанию, облегчится достижение главной цели своей жизни: стяжание Духа Святаго Божия и преображение через это своей души, ее богоуподобление. От степени самопознания зависит и понимание человеком окружающего. «Через обращение человеческого духа внутрь себя и затем к Богу ум отходит от бесконечной множественности явлений мира и всей силой обращается к Богу и, пребывая в Боге, видит и себя, и весь мир» (схиархимандрит Софроний). Душа и тело Только душа человека вечна и потому единственно всецело реальна; существованию же современного материального мира придет неминуемый конец: «Земля и все дела на ней сгорят», – говорит Священное Писание . Итак, тело наш друг, но этот друг все же – «осёл». Надо учитывать его нрав, причуды, упрямство, низменность стремлений, чтобы обезопасить себя от них. Попробуйте распустить тело (осла), приучить к самоволию, и оно само захочет господствовать над нами. Оно будет требовать излишнее количество изысканной пищи и будет назойливо напоминать об удовлетворении своих животных потребностей. Откормленное тело – враг, а не друг человека. Иоанн С.: «Эта самая плоть, которую мы столько лелеем, покоим, услаждаем, украшаем, есть враг души нашей, весьма коварный и опасный. Она непрестанно противится любви Божией, воле Божией, и порывается исполнить свою волю почти всегда, разве когда сильное препятствие противопоставляет Господь Бог в благом Промысле Своем. Не питай пристрастно плоть твою, не ласкай ее, не угощай и не усиливай ее тем против духа. Иначе она не даст встать ему и войти в силу. Невольником будет дух у плоти. Плоть должно всегда распинать со страстьми и похотьми, а не лелеять, ее надо умерщвлять постом, бдением, молитвою и трудом».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВОПЛОЩЕНИЕ [греч. νσρκωσις, лат. incarnatio], ключевое событие истории спасения, состоящее в том, что предвечное Слово (Логос), Сын Божий, Второе Лицо Пресв. Троицы, восприняло человеческую природу. Вера в факт В. служит основанием христ. исповедания Иисуса Христа как истинного Бога и истинного человека. Систематическое изложение учения об Иисусе Христе как конкретном историческом Лице, соединившем в Себе Божество и человечество, и рассмотрение связанной с этим утверждением богословской и исторической проблематики составляют задачу и содержание христологии . Новый Завет о В. Свидетельство древнехрист. предания о тайне В. запечатлено в НЗ в виде повествований о событиях земной жизни, Крестных страданиях, смерти и Воскресении Господа Иисуса Христа, вероисповедных формул и молитв. В своей проповеди о явлении Сына Божия в мир древняя Церковь использовала язык представлений и понятий, характерных прежде всего для иудейской традиции, как она сформировалась к нач. I в. н. э. Так, в НЗ Иисусу усваиваются различные символические наименования, называемые в совр. библейских исследованиях христологическими титулами,- Христос , или Мессия (греч. Χριστς, Μεσσας), Сын Божий (υς θεου; или «Сын», υς), Сын Человеческий (υς νθρπου), Агнец (μνς; ρνον), Господь (κριος), Отрок Божий (πας θεο), Сын Давидов (υς Δαυδ), Спаситель (σωτρ) и др. Каждый из этих титулов имел для современников первохрист. проповеди определенное содержание, связанное с мессианскими ожиданиями и эсхатологическими представлениями той эпохи (см. статьи Апокалиптика , Мессия ). Хотя история этих титулов, объем и содержание связанных с ними понятий остаются предметом исследований (см.: Hahn F. Christologische Hoheitstitel. Göttingen, 1963), очевидно, что в своем дохрист. значении они не могли передать всю исключительность факта В., поскольку ни одно из связанных с ними традиц. представлений не предполагало преодоления преграды, разделяющей Бога и человека.

http://pravenc.ru/text/воплощение.html

Молитвы о вразумлении Как молиться о том, чтобы Господь вразумил? 30 июля, 2011 Как молиться о том, чтобы Господь вразумил? Помогают ли молитвы о вразумлении? Молитвы о вразумлении Молитвы о вразумлении — какие они? Для чего они существуют и в чём помогают? В статье на портале «Правмир» Вы найдёте все необходимые молитвы. Молитва святителя Иоанна Златоуста Дай, Господи, моему недостоинству благодать разумения, чтобы распознавать приятное для Тебя, а для меня полезное, и не только распознавать, но и совершать, чтобы не увлекаться и не прилепляться к пустому, чтобы сострадать страдающим и снисходить к грешникам. Иисусова молитва Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго. Молитва Преподобному Силуану Афонскому О предивный угодниче Божий, отче Силуане! По благодати, тебе от Бога данной, слезно молитися о всей вселенней — мертвых, живых и грядущих — не премолчи за нас ко Господу, к тебе усердно припадающих и твоего предстательства умильно просящих (имена). Подвигни, о всеблаженне, на молитву Усердную Заступницу рода христианского, Преблагословенную Богородицу и Приснодеву Марию, чудно призвавшую тя быти верным делателем в Ея земном вертограде, идеже избранницы Божии о гресех наших милостива и долготерпелива быти Бога умоляют, во еже не помянута неправд и беззаконий наших, но по неизреченной благости Господа нашего Иисуса Христа ущедрити и спасти нас по велицей Его милости. Ей, угодниче Божий, с Преблагословенною Владычицею мира — Святейшею Игумениею Афона и святыми подвижниками Ея земнаго жребия испроси у святых святейшего Слова святей горе Афонской и боголюбивым пустынножителем ея от всех бед и наветов вражиих в мире сохранитися. Да Ангелы святыми от зол избавляеми и Духом Святым в вере и братолюбии укрепляеми, до скончания века о Единей, Святей, Соборней и Апостольстей Церкви молитвы творят и всем спасительный путь указуют, да Церковь Земная и Небесная непрестанно славословит Творца и Отца Светов, просвещающи и освещающи мир в вечной правде и благости Божией.

http://pravmir.ru/molitva-o-vrazumlenii/

Надо так жить, чтобы и в сердце, и в уме всегда был Бог Скажу о главном завете отца Иоанна – о вере в Промысл Божий, ведущий человека ко спасению. Эта мысль часто согревает, утешает и направляет меня в теперешней жизни... О своем послушничестве вспоминает ученый-генетик Евгений Андронов 74 . «Я хочу поведать, как под руководством старца, благодаря его духовному опыту, святым молитвам и трудам человек меняется. Старец был, не побоюсь сказать, великий православный педагог, по словам апостола Павла, «детоводитель ко Христу», полагающий за овцы своя не только время и силы, но и жизнь свою. Но писать об этом невозможно, не рассказывая о себе, о своих грехах. Рос я в хорошей, но нерелигиозной семье. Однако Церковь всегда была где-то рядом, прежде всего в лице мой бабушки, крестившей меня и научившей первым молитвам, поившей святой водой с просфорами. Кроме того, город, где я жил, напоминал о Боге своими храмами, в том числе действующими, куда я изредка забегал. Бывал я в детстве и в Печерском монастыре. Но со взрослением многое переменилось, и враг рода человеческого начал вершить свою работу, апофеоз которой пришелся на время моей учебы в институте. Опущу подробности, скажу лишь, что оказался я на краю пропасти, расстроив совершенно не только внутреннего человека, но и отчасти повредив здоровье. Тогда неожиданно и раздался в душе моей голос Божий, который известил меня о причине моего падения. Я ужаснулся и начал сопротивляться греху. Помощью в этом явились книги святых отцов, которые открывали мне мир, доселе неизвестный. С тех пор прошло много лет, сейчас я имею возможность отстраненно взглянуть на себя тогдашнего. И вот что вижу. Молодой человек, успевший разрушить и душу, и тело, захотел эту-то разруху принести в дар Богу – то есть уйти в монастырь или, в крайнем случае, стать священником (!). Когда я все это вспоминаю, то прихожу в трепет. Скажу, забегая вперед: одна из моих великих благодарностей отцу Иоанну – та, что по его совету я, Евгений Андронов, не стал священнослужителем, хотя предлагали и даже просили меня об этом не раз.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Не терпит Бог людской гордыни. Не с теми Он, кто говорит: " Мы - соль земли, мы - столб святыни, Мы - Божий меч, мы - Божий щит " . Не с теми Он, кто звуки слова Лепечет рабским языком И мертвенный сосуд живого Душою мертв и спит умом. Но с теми Бог, в ком Божья сила, Животворящая струя Живую силу пробудила Во всех изгибах бытия. Но с тем, кто гордости лукавой В слова смиренья не рядил. Людскою не хвалился славой, Себя кумиром не творил. Он с тем, кто духа и свободы Ему возносит фимиам: Он с тем, кто все зовет народы В духовный Мир, в Господень Храм. Но с теми Бог, в ком Божья сила! Дивен Промысел Божий, чудно раскрывающийся в двухтысячелетней жизни Святой Православной Церкви. Пройден большой исторический путь, путь тяжких и суровых испытаний, когда гнет и гонения со стороны врагов Христа и противников истинной веры достигали такой силы, что, казалось, не устоит Церковь Православная, но верно исполняются слова Основателя и Главы Церкви, Господа Иисуса Христа, о том, что и врата ада не одолеют ее. Незыблемо стоит и наша Святая Русская Православная Церковь, ревностно сохраняя чистоту догматов и святоотеческого учения, невзирая на многократно усиливающийся натиск внешних и внутренних врагов истины Христовой, лжепастырей и лжехристиан, распространяющих по России тлетворные семена лжеучений. Но покров Пресвятой Богородицы простирается еще над Русью, сильна еще молитва новомучеников и исповедников Российских и всех святых Божиих земли нашей. Они сияют, как звезды, и освещают путь к Богу православному народу. По милости Божией есть еще в нашей стране истинные пастыри, способные научить вере и истине, наставляющие свою паству идти путем послушания Церкви и отцам духовным, путем покаяния, милосердия, любви к ближним и своей Отчизне. К ним, старцам Божиим, неиссякаемым потоком стекаются все, нуждающиеся в совете и духовной помощи. Каждый здесь получает духовную и молитвенную поддержку, укрепляется в вере, научается противостоять искушениям и со смирением претерпевать все ниспосылаемые нам по грехам нашим скорби.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/127/...

Неделя по Рождестве Христовом «Спаситель мой, Спаситель мой, к Тебе стремлюсь я всей душой!» Так взывает душа верующего человека в дни Рождественского поста, готовясь к встрече великого дня явления в мир наш Любви Божией в Лице Богочеловека Иисуса Христа. Не умолкает этот молитвенный вопль в сердце верующего и во все дни жизни его. И вместе с тем пытливый ум испытует всемирное событие Рождества Христова в деталях его. Почему Сын Божий, Спаситель мира, возлег в яслях убогой пещеры, а не в чертогах богатых? Дорогие мои братья и сестры, если бы Его при, рождении окружали роскошь и богатство, люди бы приняли это как благословение свыше роскоши и суеты человеческой. Возлегши в убогих яслях, Божественный Младенец изобличает суету жизни тех, кто, отрывая свой взор от Горнего Иерусалима, не заботится о пище духовной, стремится к мирской славе. Почему Сын Божий пришел в уничижении, а не в славе Своей? Мы знаем из Священного Писанияо том, как возгордился и осуетился в мыслях своих Адам – первый человек Библии . В нем звучали фальшивые нотки искусителя: не слушай Бога, вкуси от древа познания добра и зла, ты все будешь знать и сам станешь «богом»... Сын Божий, второй Адам, приходит в уничиженном виде, в смирении и этим указывает нам, людям, что путь к Богу – это путь смирения, послушания и кротости, что противны Богу гордость и тщеславие, самомнение и самопревозношение, ибо они поначалу удаляют человека от Бога, а затем сам человек становится на место Бога. Это печальное явление мы наблюдаем нашим невооруженным глазом. Мы видим у яслей Богомладенца Марию и Иосифа; в лице их дивно сочетаются смирение и бедность со славой; уничижение и материальное убожество – с высотой духа. И свидетельствуют они, у яслей предстоящие, о том, что в очах Божиих имеют цену не внешние преимущества, а вера и чистота сердца. Не приближает нас к Богу высокое положение в обществе или государстве, и не удаляет нас от Бога самое скромное, даже уничиженное положение. В своем земном положении все люди пред очами Божиими равны. И снизошла на землю Любовь Божия, чтобы всех осиять Светом Своей Любви, ибо люди – дети одной Семьи чад Божиих; все во Христе родные, а не чужаки друг другу. Этому поучает нас великое и радостное всемирное событие – Рождество Христово.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Несвятой философ Платон и святой философ Иустин Святой мученик Иустин Философ Христианство принимали самые разнообразные люди: простые и ученые, эллины и скифы. Иустин был философом, и свою веру он запечатлел мученичеством. Этого святого так и называют: то Иустин Мученик, то Иустин Философ. Ни от чего не отказался святой Иустин. Ни от философии, ни от Христа. От веры в языческих богов он, правда, отказался, но это не в счет, потому что – пустое. А философия не пустое. Благодаря философии Иустин подготовил себя к принятию Христа и отказу от идолов. И не он один, как мы знаем. Для Иустина философия была хорошим подспорьем и в новой христианской жизни. Он пользовался философскими знаниями, когда богословствовал об апостольской вере. Одну из самых сложных тем богословия и тогда и сейчас составляет учение о триединстве Бога. Для Иустина Сын Божий есть Бог, как и Отец, в том же смысле. Но от этого Единый Бог не становится двумя богами, тремя богами. Это не означает возврата к языческому многобожию. Нет, Бог Един. Но Сын отличается от Отца – особенным «нумерическим» отличием («арифмо етерон ти ести». – Разговор с Трифоном иудеем. 128, 4). То есть по природе Отец, Сын и Святой Дух – одно. Божественная природа одна. При этом святой Иустин отличает Отца от Сына и от Духа Святого – это троичность Бога. Через 200 лет после кончины святого Философа об этом будут говорить так: мы различаем три Лица (то есть Личности) в Едином Боге. Учение о Троице было открыто нам свыше, оно не придумано досужим кружком интеллектуалов. Его исповедовали те, кто понимал, что Христос не просто великий Человек. Христос и Человек, и Бог. Во Христе они видели Сына Божия, Который пришел спасти мир по воле небесного Отца. Благодаря подвигу Христа на апостолов и многих-многих учеников сошел Дух Святой Божий. Итак, Сын Божий, Бог Отец и Святой Дух – вот наш Бог. Христиане живут в полноте общения с Всевышним, они на опыте знают, что Бог – Троица. И хотя троичное богословие было сформулировано через два века после кончины святого Иустина, мы видим, как на удивление корректно он учит о Троице. Подобное утонченное представление о Боге не было у Иустина Философа каким-то абстрактным умствованием, каким-то концептом, оторванным от жизни. С Отцом и Сыном в Духе Святом общался Иустин вживую – на литургии. Его описание Божественной службы уникально. Его цитируют все, кто пишет о церковной жизни и мысли во II веке. Не буду повторять классических цитат, каждый может их найти в первоисточнике: Иустин Философ, святой. Первая апология. 65–67. Платон написал проникновенную апологию Сократа, Иустин – апологию христианства. Святой Иустин известен, прежде всего, как значительный раннехристианский апологет. Его апологетические труды давно переведены на русский, много переиздавались.

http://pravoslavie.ru/54236.html

О Вопр. Как святитель Тихон говорит об Обрезании? Отв. (Книга VII, стр. 297). Наконец, возсияло Солнце правды, из девственной утробы: родился от Девы Сын Божий , явился на земли Царь небесный; Слово плоть бысть и Ветхий деньми, яко младенец, пеленами повился; показался Невидимый, и питаяй всякую плоть – матерним млеком питается. При рождении Его, Ангели святые воспели славу и хвалу Божию: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Рождество по плоти Сына Божия Спаса нашего празднует Церковь декабря 25. Рожденный Сын Божий в осьмый день обрезан по закону Моисееву, и наречено имя Ему Иисус, нареченное Ангелом, прежде даже не зачатся во чреве ( Мф. 1:21 ). Иисус значит Спаситель, яко спасает людей Своих от грех их. Постоим здесь, любезный читатель, и почудимся благости Божией. Обрезался Тот, Который не имеет скверны; приял нарицание и имя Тот, Котораго род и имя неизреченно; нарекся Иисус, да сим именем покажет, что Он есть Спаситель мира и ведет людей своих не в Хананею, как Иисус Навин, но в Небесное царствие; нарекся сыном человеческим Тот, Который на земли не знает Отца; зачался Тот, Который начала не имеет; видим стал Тот, Который по естеству Своему не видим; осязался матерними руками Тот, Который Ангелам неприступен; повился пеленами Тот, Который одевает небо облаками. Мене ради и тебе, человече, восприял Сын Божий великое сие посольство. Благослови, душе моя Господа. Когда прошло четыредесять дней от рождения, святою Материю Он принесен во храм Господень по закону Моисееву. В то время, по смотрению Божию, пришел во храм Господень Симеон праведный, муж престарелый, которому обещано было не видеть смерти, пока не увидит Христа Господня. Только что он увидел младенца Иисуса, Духом Святым узнал, что младенец тот есть Мессия, от Бога обещанный и пророками проповеданный; итак, взявши Его с благословением на руки свои, благословил Бога и с радостию воскликнул: ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видесте очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей ( Лк. 2:29, 31 ). И сие то значит праздник Сретения Господня, бывающий 2 Февраля.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010