поиск:   разделы   рассылка Патриарх Кирилл Слово перед началом молебна в защиту веры, поруганных святынь, Церкви и ее доброго имени " Когда у человека открывается перспектива Божиего Царства, в его жизни появляются знаки присутствия этого Царства " 22 апреля 2012 года, в неделю 2-ю по Пасхе, апостола Фомы, перед Храмом Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил молебное пение в защиту веры, поруганных святынь, Церкви и ее доброго имени. Перед началом молебна Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Только что мы слышали слова Евангелия от Иоанна, которыми завершается повествование об уверении Фомы – того самого Фомы, который не поверил в Воскресение Христово и потребовал, чтобы ему была дана возможность пальцами своими прикоснуться к распятому и Воскресшему Спасителю, осязать Его раны. Тот самый Фома встретился со Спасителем своим, Который сказал: " Вложи свои пальцы в Мои ребра и осяжи раны Мои, и не будь неверующим, но верующим " (см. Ин. 20:27). И замечательное окончание этого евангельского текста: " Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Сын Божий, и, веруя, имели жизнь вечную " (Ин. 20:31). Это, может быть, самые главные, самые важные, самые концентрированные слова Евангелия, в которых открывается всё – небо и земля, прошедшее, настоящее и будущее, в которых пульсирует нерв мировой истории. Если человек верит, что Иисус есть Сын Божий, то ему открывается жизнь вечная. Мы привыкли к обычной жизненной перспективе: образование, воспитание, карьера, зарплата, успех, старение, пенсия, в лучшем случае – добрая старость, в худшем – старость несчастная и конец... Сколько же сил и энергии мы употребляем ради вращения в этом временнОм круге, не видя главного, не видя подлинной перспективы! Но тому, кто верит в Сына Божия Иисуса Христа, дано верить в жизнь вечную. Вечная жизнь – это не только жизнь после смерти. Вечная жизнь начинается здесь, на земле. Вечная жизнь – это способность видеть самого себя, окружающий мир, историю, свое общество, свой народ, весь род человеческий сквозь призму Божественного откровения. Можно смотреть на мир и просто так, своими собственными глазами, но как же много факторов мешают этому зрению! Либо яркое солнце, либо тьма, либо сильный ветер – всё это в прямом и в переносном смысле влияет на мировоззрение человека, уклоняет его мысленный взор, его целеполагание в ту или иную сторону. Но если мы взираем на мир Божий, на самих себя, на народ, на человечество через призму Божественного откровения, нам дается видение, которого не имеют другие.

http://religare.ru/2_94002.html

Вторая весть предпасхального оглашения: древнее Григория Паламы (+Видео) 30 марта, 2013. Иеромонах Димитрий (Першин) На этой седмице, именуемой в честь Григория Паламы, сквозь многовековую историю Православия вновь проступает древнее предание Церкви, адресованное оглашенным — людям, которые в предпасхальную четыредесятницу проходили школу оглашения. Готовясь к таинству крещения, они изучали истины веры и укреплялись в молитвах и посте. Какое отношение имеет исцеление расслабленного к Великому Посту? Если никакого, то почему именно это чтение предлагает нам Церковь на второй седмице поста? А какое отношение имеет этот евангельский эпизод к святителю Григорию Паламе? Перед нами сочетание очень разных пластов церковной истории, в которой загадок больше чем ответов. Но тем интереснее их искать.  Итак, на этой седмице, именуемой в честь Григория Паламы, сквозь многовековую историю Православия вновь проступает древнее предание Церкви, адресованное оглашенным — людям, которые в предпасхальную четыредесятницу проходили школу оглашения. Готовясь к таинству крещения, они изучали истины веры и укреплялись в молитвах и посте. Именно к ним обращены те новозаветные чтения, что звучали в храмах задолго до четырнадцатого века, когда был прославлен святитель Григорий Палама. В это воскресение на литургии оглашенных мы услышим чтения из Послания к евреям и Евангелия от Марка. Развивая тему недоумения Нафанаила, поднятую в прошлое воскресение, эти тексты ставят перед нами отнюдь не аскетические, но именно богословские вопросы: а кто такой, собственно, Христос? В чем Его отличие от нас? Что дает Его ученикам, коими в меру своей любви призываны быть и мы, возможность видеть Небо отверстым? И в каких событиях это чудо о Небе было явлено им? Из Послания апостола Павла к евреям читается практически самое начало — о том, что Христос не просто посланник, пришедший в этот мир, не просто пророк, возвещающий некие истины, волю Божию нам открывающий, но — Сын Божий, Единосущный Отцу. По слову апостола Павла, мир сей, вся Вселенная закончат свой путь когда-то, изменят свой образ бытия, ко дню Суда небеса обветшают как ризы, совьются и погибнут, но Ты, Господи, Тот же, Ты не изменишься. Тот, кто призывает Нафанаила, когда-то сотворил этот мир, всех нас, само бытие. И поэтому Он вечен, а мир изменится. И поэтому, если перед нами не ангел, не вестник, а сам Сын Божий, тем важнее нам прийти к Нему, потому что именно Ему Бог Отец покорил вселенную. Именно к Нему устремлены надежды всего творения. Именно в Нем – наше спасение.

http://pravmir.ru/vtoraya-vest-predpasxa...

И.Ц. Миронович Лекция 2. Беседы Иисуса Христа с Никодимом и Самарянкой Всех приветствую, присаживайтесь, и мы с вами рассматриваем программу, как программу-минимум, которую вы должны приготовить к экзаменам. Но все атрибуты экзаменов – билеты и прочее – не будет. Буду спрашивать так: ну, что вы приготовили? Что вы можете сказать? А вот нужны бы билеты! Потому что при билетах-то и вскрывается, знаете, какая удивительная картина – Промысл Божий: вот приготовил человек 30-ть билетов, а 31-й нет – выходит брать билет и берёт 31-й. Вот вам Промысл Божий: уж если готовить, так надо готовить всё, а не выборочно. Ну а здесь, у нас вот уже отношения такие, более благостные, потому что всё-таки вас надо пожалеть в известной мере. Вы трудитесь на производстве, приходите сюда, уходите после 9-ти, и после многие ещё 2 часа в пути находятся, и строжничать никак невозможно. Всё будете сдавать пред Господом Богом! Экзамен наш – пред Господом Богом. И посмотрите, чем бы нам надо с вами заниматься и чем был озабочен пастырь Церкви Вселенской Апостол Павел. Вот если сравнить то, чем он был озабочен, и наши прошения к Богу, знаете, я вам скажу: Богу с нами неинтересно. Неинтересно! Ну такой примитивизм! Такой, что прямо не знаю, как и сказать вам. Вот давайте сейчас Послание к Колосянам откроем. Господи, помилуй! Вот это бы и надо. Читаю вам Послание к Колосянам, 1-я глава, читаю с 3-го стиха: «Благодать вам и мир [это не пацифизм – мир, – а внутренний мир, такое умирение души в Боге, упокоение души в Боге, вот мир Мой даю вам, мир Мой, не так, как дает, Я даю вам (см. Ин 14:27 )], от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа». Что же он дальше пишет? – «Благодарим Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа [во-первых], всегда молясь о вас [вот пастырская озабоченность: молитва о своей пастве], услышав о вере вашей во Христа Иисуса и о любви ко всем святым [имеются в виду члены общины, они назывались святыми по святой их жизни], в надежде на уготованное вам на небесах [вот мы питаемся этой надеждой], о чем вы прежде слышали в истинном слове благовествования [свою проповедь он называет истинным словом евангельским, истинной благой вестью], которое пребывает у вас, как и во всем плод, и возрастает, как и между вами, с того дня, как вы услышали и познали благодать Божию в истине ».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

В ноябре 1955 года управляющий Ростовской кафедрой митрополит Вениамин (Федченков) разослал всем настоятелям церквей архипастырское послание с необычным заголовком – «Утешительное слово благочинническому съезду». Вскоре после этого владыку перевели на новую кафедру – в Саратовскую епархию. Уже во второй раз власти реагировали на открытое письменное послание митрополита Вениамина к своей пастве требованием его перевода или увольнения на покой. Еще будучи управляющим Латвийской кафедрой, владыка Вениамин в начале 1951 года распространил по епархии письменное приветствие с заглавием «Вместо поздравления», в котором подробно остановился на вопросе… «мира». «Мир Христов – совсем не земной мир, – писал он в приветствии, – а Божий, Христов, благодатный, мир от Духа Святого, Который и назван Господом Духом Утешителем» . Это послание, а также другие проповеди и речи митрополита Вениамина на данную тему были расценены местным уполномоченным А.А. Сахаровым как «прямые выступления против дела мира» . Он писал в Совет по делам Русской Православной Церкви: «Считаю необходимым, учитывая активизацию антисоветской проповеднической деятельности митрополита Вениамина, вылившуюся в прямое выступление против дела мира, – митрополита Вениамина из Латвийской ССР – удалить» . Причиной такой реакции было то, что в послевоенные годы Советский Союз инициировал широкое международное движение за мир, которое могло помочь выиграть время для того, чтобы компенсировать отставание СССР по военному и экономическому потенциалу от стран Запада. Возможная военная конфронтация с Североатлантическим альянсом, созданным в 1949 году, была крайне несвоевременна и нежелательна, особенно принимая во внимание существовавшую на тот момент ядерную монополию США, для ликвидации которой необходимы были годы. Именно поэтому «для наиболее эффективного использования возможностей международного движения за мир советское руководство инициировало участие в нем Русской Церкви, тем более что идеология этого движения вполне гармонировала с православным вероучением, осуждающим насилие» .

http://bogoslov.ru/article/3099477

Закрыть itemscope itemtype="" > Украинская геополитика и Теополитика Размышления Георгия Тодорова о последствиях действий патриарха Варфоломея 17.10.2018 1141 Время на чтение 5 минут В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир (Ин. 16: 33) Геополитический удар, который США нанесли России через патриарха Варфоломея посредством проекта украинс кой «автокефалии», является сильным, болезненным, долгосрочным, историческим. Он принесёт ещё большие страдания, скорби и тяжкий крест православным украинцам. Есть два подхода к осмыслению [этого] явления: геополитический, который раскрывает видимый смысл (светский, поверхностный, горизонтальный); и теополитический - который раскрывает сущность. Мир закономерно ошибается, когда пытается по-светски объяснить церковные явления. Мир закономерно грешит, когда пробует использовать Церковь для своих светских (то есть нецерковных, антицерковных) целей. Потому что Церковь - это Богочеловеческое учреждение. Она побеждает мир, даже когда она унижена, страдает и распята - и именно когда она унижена, страдает и распята. Нет непострадавшего христианского святого. Церковные события в Украине прискорбны, но они предвещают конец одного векового пагубного отклонения в истории земной Церкви - секулярного, модернистского, экуменического, продажного, отступнического, [полного] самообмана, самодовольного... Это смертоносное в своей банальности отклонение олицетворяется сегодня патриархом Варфоломеем, но мы называем это мелетизмом - по его «отцу» Мелетию (Метаксакису). Наиболее опасный враг земной Церкви - не яростные атеисты-гонители, а тихий секуляризм: тысячелетний, всепроникающий, энтропийный. В последние века вместо того, чтобы воцерковлять мир, земные церковные институции становятся всё более мирскими. Мы, Божий народ, становимся более мирскими. Этот процесс протекал, нарастая, в целом более тысячи лет и особенно в последние столетия. Апогей был достигнут после Второй Мировой войны. Ключевым является 1948 год, когда кристаллизовался послевоенный новый мировой порядок. Тогда столкнулись два светских политических проекта относительно Православия.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/10/17/uk...

Признание абсолютной ценности бытия, ценности человеческой личности и ценности мира как области бытия человека, представляет одну из принципиальных метафизических посылок, позволяющих перейти к раскрытию конкретного аспекта темы, каким является вопрос об ответственности человека за богозданный мир – космос в свете библейского понимания назначения человека как личности. Христианство является одним из самых глубоких осмыслений жизни. Оправдание бытия и его абсолютной значимости в современных условиях противопоставляет факту нависшей над человечеством смертельной угрозы. Объявляя мир творением Бога, Церковь утверждает в качестве важнейшей метафизической гарантии его бытия такой основной принцип отношения к нему Бога, каким является творческий Божественный акт. Жизнь есть откровение Божественной тайны, которая, будучи выше всех гносеологических возможностей и умозрительных постижений человека, должна быть, интерпретирована в доступных пониманию нравственных категориях. Жизнь есть первый и не имеющий себе равных дар Божий человеку, бытие – милость и дар Творца, на которые от небытия в бытие приведенные человек и весь мир могут отвечать только изумлением и слезами. Жизнь дана человеку во имя высшей, необъятно великой цели. Иерархичность, пирамидальность, устремленность к Горнему миру, к началу всякой иерархии – Пресвятой Троице – вот что представляется основной миропорядка, победой над тьмой небытия и хаосом, высшим оправданием смысла жизни, разгадкой ее многоликости и всеединства. И мир, и человек обязаны своим существованием причастности к высшей метафизической основе бытия, содержащейся в Боге. Тварь, говорит митрополит Московский Филарет, содержится под бездной Божией бесконечности, над бездной собственного ничтожества. Творческим Зиждительным ловом человек привязывает из бездны «ничто» в бытие, и это значит, человек есть ответ на Зиждительное Слово, что он ответственен за свое бытие. Жажда бытия онтологически присуща человеческой личности; человек, являясь в мир, осознает неустранимую потребность осмыслить и оправдать свою жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon-Igumnov...

Святителя Иннокентия, апостола Сибири и Америки НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ На Господи, воззвах: стихиры на 8, глас 1. Подобен: О, дивное чудо: О, преславное чудо:/новоявленный апостол Сибири и Америки является нам/и молитвенник теплый к Богу – Иннокентий пречудный нам бывает;/веселися, обитель преподобнаго Сергия,/имущи в себе мощи святителя,/взыграйте, православных множества,/предивнаго Иннокентия имуще в бедах заступника и вопиюще к нему:/радуйся, светильниче Российский земли,/Господеви молися/даровати душам нашим мир и велию милость. О, дивное чудо:/се бо воистинну в Российстей стране/православия столп непоколебимый –/равноапостольный Иннокентий является нам,/темже, Богомудрых собори,/на высоту духом возноситеся, святителю вопиюще:/радуйся, апостоле наш,/Господеви молися/даровати душам нашим мир и велию милость. Дивны Твоя тайны, Христе Боже,/яко даровал еси нам новаго светильника веры и благочестия,/возсиявшаго на небеси церковнем/в лице святых, Богу угодивших,/апостола Сибири и Америки,/святителя Иннокентия, к немуже возопиим:/святче Божий, Господеви молися/даровати душам нашим мир и велию милость. Днесь ликуют собори верных/в память твою, святителю Иннокентие,/и велегласно вопиют:/ты, любве ради Христовы страну свою оставив,/вселился еси на морских островех,/да просветиши светом Евангелия неведущия Христа,/идеже апостольски потрудился еси,/языческая племена крестив,/доброделанию их научил,/человеческия обычаи украсил еси, вопиющих ти:/радуйся, просветителю наш,/Господеви молися/даровати душам нашим мир и велию милость. Твое славят успение иерархов собери,/иноков лицы и вся языцы, тобою просвещеннии,/радуются земнороднии о твоей славе и воспевают:/святителю Христов Иннокентие,/Господеви молися/даровати душам нашим мир и велию милость. Глас 2: Киими похвальными венцы/венчаем святителя,/предстоящаго на Небеси Богу,/не оставляющаго же нас духом,/священнопроповедника Богомудра, нравов/апостольских подражателя,/сей бо воистинну есть достоин безсмертныя славы,/егоже венчает на Небеси Христос Бог наш,/имеяй велию милость.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Четвертый день. Поучение 4-ое. Св. великомученица Варвара. (Природа есть великая книга Божия, понятная и для неграмотных). I. В день св. великомученицы Варвары, познавшей единого истинного Бога из рассматривания природы и вследствие этого отвергшей идолов и принявшей христианскую веру, за что она и пострадала мученически, уместно будет, братие мои возлюбл., побеседовать с вами о том, что природа есть действительно великая книга Божия, понятная и для неграмотных, ясно и громко говорящая о Боге. II. Действительно, природа или мир Божий есть книга, – не писанная, а Самим Господом созданная, книга живая и великая, книга всегда и везде для всех открытая, – книга, которую всякий человек с разумом может читать и научиться добру. Мы видим небо, на небе солнце, месяц, звезды, облака, тучи; видим землю, на земле горы, долины, поля, луга, города и села, реки и озера, травы, деревья, птиц, зверей, скот и людей; слышим гром, бурю, шум дождя, стук града и т. д., – все это вместе есть и называется одним словом: мир. Святые отцы весьма часто называют природу или мир книгою. «Якоже сочинитель книги, – учит св. Тихон воронежский, – из разума своего износит слова, и написует их на бумаге, и сим образом сочиняет книгу, и как бы из ничего делает; тако Премудрый и Всемогущий Создатель, что в Божественном разуме Своем имел, и что восхотел, все сотворил, и как бы книгу из двух листов, т. е. неба и земли состоящую, сочинил, в которой книге видим Божие всемогущество, премудрость и благость» (Сокровище духовн. час. 1. «Мир)». «Каждая вещь и все творения Божии, пишет св. Василий Великий , суть тоже, что буквы, по которым мы читаем провидение и высочайшую премудрость Творца.» – Итак, мир есть книга, а все вещи в мире суть как бы письмена, или буквы и целыя слова, которые можно складывать и читать почти так же, как они читаются в писанных и печатных книгах. Спросите: как читать? – Отвечаю: видением, слышанием, рассуждением. а) «Видишь», например, «небо», и на небе множество «звезд»; видишь «землю», и на земле многое множество всяких вещей. Откуда все это взялось, и как стало быть? Ты мне скажешь просто: Бог знает – откуда и как. Вот ты уже и прочел самое главное и самое великое слово «Бог»; уже понял, что если есть небо и земля, то понятно – есть Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

1857–1858 годы 3аписи на второй стороне переплета дневниковой тетради за 1857–1858 годы О Промысле ( Лк.12–13 ). Ты – раб человеческий, а не раб Божий. Служебник, Требник и церковные книги после Священного Писания да будут у тебя главным источником и руководством при составлении катехизических бесед. NB Взять из церкви Триодь Постную и один Служебник. Сказать проповеди : о неперемене духовника без крайней надобности; о том, как приступать к исповеди и причастию; о несписывании бессмысленных рукописей. Археология человека и человечества. Хочешь убедиться, что Источник человеческой жизни есть Сын Божий или Бог в Троице – читай от Луки главу 7 и о Лазаре. Несомненно, что душа моя – создание Божие, но как она создана – не знаю: Творец мне этого не открыл; так точно и хлеб и вино – Тело и Кровь; но как это сотворено из хлеба и вина – не знаю; знаю только несомненно то, что это Тело и Кровь моего Жизнодавца, потому что я душевно и телесно преисполняюсь жизнию по принятии их. Ты хочешь знать, точно ли Сын Божий сотворил море – смотри: Он велит ему перестать от бури – и оно перестает. Хочешь убедиться, что Творец света есть Сын Божий – посмотри на фаворское преображение ( Мк.9 ). Хочешь убедиться, Кто сотворил мир невидимый, – посмотри на Господа, как Он обращается с духами, как добрые Ангелы служат Ему, а злые трепещут. Хочешь убедиться, что рыбы сотворены Сыном Божиим, – читай от Луки главу 5 и от Иоанна 21 ; ...животных четвероногих ... (как Он взял осла молодого... 3 ). О необходимости бдения над собой. Multa fiunt eadem sed aliter Многие становятся (одним и) тем же, но по-разному (лат). Вдумываться при молитве. Дарование Святого Духа на пользу душевную. Место, кипящее медом и млеком, дал мне Бог: et quidem incontentus и все же я недоволен (неудовлетворен) (лат). Духовные опыты, наблюдения, мысли и советы начинающего с Божиею помощью познавать себя или ходить духом, по Апостолу. Светлые и мрачные минуты жизни. Беседовать о прелюбодейцах, о рукописях бестолковых. Сначала христиане не говорили: я Павлов, я Аполлосов, я Кифин, а было все – одно. Кто виноват в разделении, знает история: «Христианское чтение» за 58-й и др. годы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Глава X Состояние нравов людей допотопного мира. Каинитское безбожие, натурализм и развитие «исполинства». Сифиты в каинитстве. Праведный Ной, место его поселения и его семейство. Духовно-нравственная личность Ноя. Суд Божий над допотопным миром. Третье Лице Святой Троицы – Дух Божий в отношении к миру и в особенности к человеку. Тайна бытия мира и человека в Боге. Мир видимый в его бытии и зиждительство Духа Божия в нем; человек и духовно-нравственная индивидуальная ответность его Богу в Духе Божием. Тезис и антитезис в духовно-нравственной жизни человека. Выводы о допотопном мире. Точнейшее определение тайны суда Божия о людях: гнев Божий, «раскаяние» Божие о людях и совершающийся суд Божий. Состояние нравов поколения людей допотопного мира Св. Писание характеризует весьма определенно, изображая нравственную атмосферу хотя в общих, однако таких чертах, которые сами по себе содержат указания на все частные обнаружения воли и поведения человека, а равно свидетельствуют о его миросозерцании. «Не вечно Духу Моему , – говорит Господь о допотопном мире, – быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет... И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время... И воззрел [Господь] Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле. И сказал [Господь] Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред Лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями» ( Быт.6:3–5,12–13 ). Таково свидетельство Св. Писания о нравственном состоянии людей допотопного мира. Спаситель, говоря о последних днях мира и о времени второго Своего пришествия, нравственное состояние человеческого рода допотопного мира уподобляет нравственному состоянию людей последних дней существования человеков на земле и дополняет картину состояния нравов допотопного мира следующими знаменательными словами: люди «во дни пред потопом , – говорит Иисус Христос, – ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп, и не истребил всех» ( Мф.24:38–39 ; Лк.17:27 ). Присоединяя к этому свидетельству указание книги Иова о преждевременно истребленных водою, которые «говорили Богу: отойди от нас! и что сделает им Вседержитель»? ( Иов.22:16–17 ), мы имеем чудовищную картину нравственного растления человеческого рода в допотопном мире. Зло сделалось не частным только падением человека в отдельных случаях, не обольщением слабой воли и не отдельным увлечением страсти, а стихийным воплощением жизни, и поведение человека сделалось сплошным пороком и беззаконием, до некоторой степени нормальным порядком образа жизни человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010