12. Монашество «Мир Вам, отец наместник, и братии. Мир свышний да подается Вам, как насущный хлеб души, на всякий день; да умножится Вам и да не отнимется от Вас... Мир Вам и братии. Молитвам Вашим и их себя поручаю» (7:73, 31) Монашеское сословие – великая тайна, которую может уразуметь лишь принявший постриг. Мирянину, и даже благочестивому, она останется далекой от его разумения. Как можно добровольно оставить мир со всеми его прелестями? Как оставить родных, близких, знакомых и уйти в уединение, поселиться среди диких зверей? Как уйти из уютного дома и водвориться в пещере, землянке, дупле дерева? Как покинуть приятное и обречь себя на лишения, скорби, скитания?.. Приоткрывает эту тайну святой апостол Павел – она в глубокой, самоотверженной, непоколебимой вере в Бога, в искреннем желании монахов – этих земных Ангелов – жить с Богом и умереть в Бозе. «Верою, – говорит он, – победита царствия, содеяша правду, ...заградиша уста львов, угасиша силу огненную, избегоше острия меча, возмогоша в немощи,... ихже не бе достоин (весь) мир...» ( Евр. 11:33–34, 38 ). Вера влекла их в желанное Небесное Отечество, являла мир пустыней, а пустыню – раем. Вера влекла их к подвигу, который преображал их, а преображая их изменял в лучшую сторону многих других. Окружающий их мир, как правило, становился и светлее, и теплее. В их молитвах нуждались все, особенно «при умножающейся немощи, ... да не бесплодно будет продолжение дней» (9:61). Следует сразу оговорить, что «можно вести жизнь монашескую и без обета» (3:3). «Вспомните Преподобного Сергия, который отсрочил свое удаление от мира, исполняя слово родителей и их успокаивая... Знаем и инаковые примеры. Алексий человек Божий оставил семейство, несмотря ни на что – и Бог оправдал путь его. Но не у всех одна мера дара. Рассудите о сем... и изберите путь благонадежный, ограждаемый смирением» (3:81). На земле Русской изначально вводилось и утверждалось монашество, в основном, общежительного характера. К нему, по-преимуществу, и обращает свое слово святой Митрополит Филарет. Его слово составляется из наставлений:

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

В.Ф. Федоров, М.И. Шишова Н.С. Арсеньев. О миросозерцании и благочестии Православной церкви Невозможно в кратком очерке изобразить все богатство предмета, но невозможно это было бы и в большой книге. Но вместе с тем самое центральное, самое основное и решающее, смысл и содержание всего, религиозной жизни Церкви, может быть указано в нескольких словах. «Сия есть победа, победившая мир, вера наша» ( 1Ин. 5:4 ). Не от мира сего, и вместе с тем, вошло в мир и победило мир, и просвещает мир! Ибо «Слово плоть бысть», «и мы видели славу Его» ( Ин. 1:14 ) – в этих иоанновских словах сосредоточен весь смысл христианства, эти слова основоположны и для всего миросозерцания, для всей религиозной жизни, для всего благочестия Православной церкви. Ибо она неутомимо, неотрывающимся взором созерцает эту явившуюся и воплотившуюся в Иисусе Христе Полноту Божества. Единородный Сын Божий истинно «человек бывает» и «с человеками поживе», и возрождает весь род человеческий и весь мир воплощением Своим и страданием Своим, и венцом явления Своего и откровения Вечной Жизни – победой над смертью, истинным во плоти воскресением из мертвых. Потоки жизни излились в мир из пришествия в мир Вечной Жизни, и Православная церковь неустанно сосредоточивается всем вниманием своим, всем существом своим на этом явлении и на этой победе Вечной Жизни. В этом – весь смысл апостольской проповеди, этим питается все христианство вообще, и на Западе, и на Востоке, поскольку оно есть христианство, но в Православной церкви с особой силой вся жизнь духовная укоренена в этом созерцании славы и победы добровольно униженного, добровольно пострадавшего и воскресшего Сына Божия, вся жизнь ее духовная погружена в это созерцание, вытекает из этого созерцания. Созерцание славы Его! «Ангел послан бысть рещи Богородице: радуйся. И со бесплотным гласом воплощаема Тя зря, Господи, ужасашася» ... Из жития преп. Кирилла мы знаем, как он при чтении этого Матери Божией погружался душою в созерцание славы и величия воплощения Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Патриарх Кирилл: Почему мы вспоминаем о суде в день, когда поминаем умерших? 22 апреля, 2015. Святейший Патриарх Кирилл Суд состоит в том, что свет явился миру. 22 апреля. ПРАВМИР. 21 апреля 2015 года, во вторник 2-й седмицы по Пасхе, день Радоницы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию и пасхальное поминовение усопших в Архангельском соборе Московского Кремля. По окончании Литургии Святейший Владыка обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Во вторник второй седмицы по Пасхе мы молимся об умерших. Это особая служба, когда заупокойные молитвы соединяются с прославлением Воскресшего Господа, и в этот же день читается Евангелие (Ин. 3:16-21), которое, казалось бы, ничего не говорит ни о смерти, ни о загробной жизни, однако дает очень многое для понимания того, как должен жить человек, чтобы обрести бессмертие в Царствии Небесном. В небольшом отрывке из Евангелия от Иоанна есть такие слова: «не пришел Господь в мир, чтобы судить мир, но чтобы спасти мир». Да, действительно, нигде в Евангелии не сказано, что Господь принял на себя миссию Судии. Может быть, когда Он взошел на холм вблизи Галилейского моря, чтобы обратиться к народу с Нагорной проповедью, тогда и было уместно, вместо того чтобы произнести эти слова, сесть и судить мир. Однако ничего подобного не произошло и никогда не происходило в дни Его земной жизни. Даже когда Господь, будучи ни в чем не виновным, подвергся страшным истязаниям и был несправедливо осужден на смерть, — уж казалось бы, на Голгофе можно было произнести слово суда, — однако и этого не было, Господь лишь сказал: «Прости им, потому что не знают, что творят». Для чего же пришел Господь в мир? Не для того чтобы судить мир, но чтобы спасти мир. И буквально двумя предложениями позже евангелист Иоанн говорит нам о том, что есть суд Божий: «Суд состоит в том, что явился свет миру». Не слова Судии, не грозный взор, обращенный к грешникам, а свет, который принес Спаситель и, в первую очередь, свет Его учения действительно стал судом для мира.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-pochem...

Слово в день Святителя и Чудотворца Николая 69 Всяк рожденный от Бога побеждает мир: и сия есть победа, победившая мир, вера наша ( 1Ин. 5:4 ). В сию священную минуту предстоят пред мысленным взором нашим, Россияне, два рожденные от Бога чрез Св. крещение: Великий Святитель и Чудотворец Николай, коего св. жизнь и чудеса чтит и прославляет весь христианский мир, и украшенный Его именем великий помазанник Божий, Благочестивейший Государь Император Николай Павлович, в котором видят своего благосердого отца миллионы людей. Один ревностию по вере давно уже победил лжемудрие мира в лице ересеначальника Ария и увенчан победным венцем славы на небесах; другой правдою веры еще продолжает побеждать своеволие и вольнодумство, оскорбляющее веру и вредящее порядку общественной жизни. При таковом воззрении на великих победителей мира, не будет не соответственно настоящему торжеству и духу времени, если представим несколько опытов победоносной веры и извлечем для себя убеждение в необходимости побеждать верою мятежный дух века. Вера, победившая и побеждающая мир, есть не что иное, как Евангельское учение, исполненное духа и истины, света и жизни. Быв принято с убеждением и чувством, оно не может не выражать в действиях человека силу духа и истины, действие света и жизни. Мир, побежденный и побеждаемый верою, – это суть люди, мудрствующие по стихиям мира, а не по Христе, – люди, живущие в плену твари и в рабстве страстей. Легко понять, может ли чистое и святое учение веры быть приятно для мира? И может ли мир, нечистый и грешный, жить в согласии с верою? Ненависть мира против веры неизбежна; брань веры с миром необходима. Кто же побеждает? – И сия есть победа, победившая мир, вера наша. Откуда сила веры? Божественный основатель и наставник веры есть Господь наш Иисус Христос. Он неоднократно говорит в Евангелии: Мое учение несть Мое, но пославшаго Мя Отца. Аще кто хощет волю Его творити, разумеет о учении, кое от Бога есть, или Аз о Себе глаголю; пославый Мя истинен есть и Аз еже слышах от Него, сия глаголю в мире ( Ин. 7:16–17 ; Ин. 8:26 ). Итак, вот откуда учение веры и сила веры – от Бога. Как в семени заключается все – стебель и листья, и цвет и плод, так в Божественной вере содержится премудрость Божия и сила во спасении верующих, Его правда и благость. Кого же и что не победит такая вера, обильная силою Божиею?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Беседа XX. О первом члене символа веры. Промысл Божий о мире и человеке Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимыми же всем и невидимым. Мы знаем с вами, братие, что Бог сотворил мир в шесть дней. В седьмой день Он почил от дел Своих, т.е. перестал творить вновь. Но, сотворив мир, Бог не оставил его; Он продолжает заботиться, или, как принято говорить, промышляет о нем. Отец мой доселе делает, и Аз делаю, ( Ин.5:17 ) говорил Иисус Христос иудеям, указывая на промысл Божий о мире. Таким образом Бог не есть только Творец мира, но, как говорится в символе веры , и Вседержитель, потому что Он все содержит и в Своей силе и в Своей воле. Всемогущий, премудрый и благий Бог сохраняет созданный Им мир, управляет им, поддерживает жизнь тварей и все направляет к назначенной Им цели. Всякому добру Он вспомоществует, а зло пресекает, или исправляет и обращает к добрым последствиям. Что Бог действительно промышляет о мире, в этом мы убеждаемся и соображениями своего разума. Если для сохранения порядка в доме необходим хозяин, и для сохранения порядка и спокойствия в государстве необходимы власти, то и для сохранения порядка во вселенной необходим также промысл Божий. Бесчисленное множество тварей при помощи Божией живет, размножается, находит себе пищу и жилище. Вся к Тебе, обращаясь к Богу, говорит Давид, чают, дати пищу им во благо время ( Пс.103:27 ). Очи всех на Тя уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты руку Твою и исполняеши всякое животное благоволения ( Пс.144:15–16 ). Призывая людей к прославлению Бога, он восклицает: пойте Богови нашему в гуслех, одевающему небо облаки, уготовляющему земли дождь, прозябающему на горах траву и злак на службу человекам, дающему скотом пищу их и птенцем врановым, призывающим его ( Пс.146:7–9 ). Но особенно промышляет Бог о человеке, даруя ему все необходимое для жизни. Сам Иисус Христос, укрепляя в народе веру, говорил: воззрите на птицы небесныя, яко не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, и Отец ваш небесный питает их: не вы ли паче лучше их есте ( Мф.6:26 ); смотрите крин силъных, како растут: не труждаются, не прядут.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

33. Сотрудник Братства св. Гурия. 17 июня 1910 года О задачах Казанского миссионерского съезда 1910 года Речь на открытии этого Съезда 13 июня. Преосвященные Архипастыри, преподобные отцы и вы, братие и сестры, о Христе возлюбленные чада Церкви Православной! Сегодня в неделю всех Святых, когда вселенская Церковь Христова празднует завершение Божиих обетований грешному роду человеческому, наша церковь Казанская, в частности, перевивает свои великие минуты радости духовной. Днесь благодать святаго Духа нас собра, днесь и на нашем церковном обществе исполнилась песнь церковная о дарах Духа Святаго: вся подает Дух Святый, (точит) источает пророчествия, священники совершает, некнижныя премудрости научи, рыбари богословцы показа, весь собирает собор церковный«... Невольно хочется со псалмопевцем воскликнуть: сей день егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь. О, Господи, спаси же; о Господи, поспеши же». ( Пс. 117:24–25 ). И в эти святыя минуты церковной радости, только бы и хотелось молиться всесвятому Духу Божию, чтобы Он подкрепил всех служителей Церкви в служении их во спасение людей Божиих, кровию Христовой искупленных. Вот это и есть первая и главнейшая задача нашего собора церковного: молиться вкупе Господу, да изведет деятели на жатву свою, ибо жатва всё умножается, а деятелей мало: и ныне нас окружают народы смятени, яко овцы не имущыя пастыря ( Мф. 9:36 ). И если кто будет, как некогда в св. день Пятидесятницы, недоумевать и спрашивать о нашем молитвенном собрании, «что убо хощет сие быти», то пусть каждый твёрдо знает, что «днесь благодать святаго Духа нас собра» во спасение тех, кто послушает нас, ибо не прибегая к хитрости и не искажая слова Божия, а открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом. Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих ( 2Кор. 4:3 ). Такова первая наша задача: в радости и в смирении молиться Богу о всех и за вся. Вторая наша задача – подобна первой, – является её продолжением: мы несём всем людям Божиим только мир, по заповеди Христовой. Любя всех о Господе и желая послужить всем, во спасение, мы благодатный мир Божий хотим дать всем, кто этого мира благодатного и вместе с ним душевного обновления желает. О, если бы это услышали сердцем своим те, кто нам так мало верит! О, если бы это узнали и поняли те, кто нас даже не знает! Мы, христиане, проповедуем любовь Божию, благовествуем мир, тогда как магометане только беспокоятся, потому что не умеют любить Бога; равно и язычники тоже не знают чувства любви к Единому Богу. И в ответ на это недоверие к людям и страх пред Богом так и хочется всем сказать это святое слово Господа: мир вам, мир Божий да почиет на вас, и пусть ничто и никогда не нарушит этого святого мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf Пастырская калива 498 Ах, Феодул мой, как плохо будет мир судить обо мне и о тебе! Скажет мир, что я досадил тебе своими рассказами и не дал тебе сказать ничего. Осудит мир и тебя, потому что ты меня с таким агнчим терпением слушаешь. Но, как и всегда, мир и в этом случае заблуждается. Не знает мир, что ты мне больше досаждаешь твоими вопросами, чем я тебе моими ответами. Но это досаждение для меня слаще меда. Сегодня воскресенье. Дадим друг другу слово молчать сегодня весь день и, что нам более подобает, слушать кого-нибудь третьего. Невелик мех 499 мудрости всякого человека, быстро он опустошается. Необходимо доливать ее или из вечного и неиссыхающего источника Божественной мудрости, или от людей, напоенных Духом Божиим. Вон там виднеется какая-то пастырская калива. Пойдем туда, чтобы молчанием и размышлением наполнить свои мехи. Что ты говоришь, слуга Божий, это церковь ? Говоришь, что видишь крест на этой ветхой каливе и могилы вокруг нее? Тем лучше. Проведем этот день, как христиане, по-христиански – в храме Божием и, возможно, услышим утешительную речь служителя Божия алтаря. Действительно, это церковь . Маленькая сельская церковь. Меньше всех домов в селе. Настоящая пастырская калива. И глянь, она полна народа. Войдем, Феодул, мы немного опоздали. Вот священник выходит с крестом сказать слово. Мы как раз этого и хотели. Сам Бог привел нас сюда. Проповедь в маленькой сельской церкви Христолюбивые братия! Мало село наше и неизвестно. Но велик Творец, создавший его и просвещающий его Своим солнцем, как просвещает Он и самые большие города на свете. Малы и мы все в этом селе, малы и нищи. Но богат и пребогат Отец наш Небесный, Который нас через Сына Своего, Господа Иисуса Христа, призвал к тому, чтобы стать нам причастниками и наследниками Его вечного богатства славы, жизни и радости. Если мы теперь малы и нищи в этом веке, то будем великими и богатыми в Небесном Царстве, по слову Господню 500 , если только сохраним веру, надежду и любовь: веру в Сына Божия, Спасителя людей; надежду на жизнь вечную, приходящую от Него и через Него; и любовь к Богу и к ближним. Потому нам заповедано святыми апостолами и святыми отцами, близкими друзьями Христовыми, чтобы мы тесно прильнули всем сердцем и всей душой к Отцу любви, к Сыну мудрости и к Духу силы, а это значит ко Святой Троице, Единосущной, Нераздельной и Животворящей, Богу Единому, Живому, всесильному и всемилостивому.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

        Вообще, ангелы сопровождают все этапы важнейших деяний Христа Спасителя и событий, с Ним связанных. Вот Христос зачинается, архангел благовествует: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!». Христос рождается, ангелы поют: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» Христос испытывает угрозу от Ирода, ангел Божий является во сне Иосифу: «Возьми Отроча, возьми Матерь, и беги в Египет». Угроза проходит, опять ангел вразумляет Иосифа во сне, говоря «Возьми Отроча, возьми Матерь и иди обратно в землю Израилеву». Дальнейшая жизнь Христа Евангелием не показана, но это не значит, что ангелы Божии не были сопутствующи всякому делу воплотившегося Сына Божия. Потом Он уходит на проповедь, и после крещения в Иордани от Иоанна идёт в пустыню, где ангел Божий укрепляет Его в период длительного сорокадневного поста. Затем мы видим ангела, например, в Гефсимании, когда Христос молится до кровавого пота, и ангел Божий укрепляет Его. Мы видим, что ангелы Божии возвещают мироносицам Христа Воскресшего. Напоминают апостолам Слова Господни: «Помяните, якоже глагола вам, еще сый с вами». Т.е. вспомните, что Он говорил вам, когда ещё был с вами. Это означает, что они хорошо знали, что Он говорил, они слушали, они ходили за Ним. Вознесение Христово с Елеонской горы на небеса сопровождалось явлением ангелов, которые сказали апостолам, чтобы они смотрели на небо, ибо сей Иисус, вознесшийся от них, Он также как вознёсся, придёт на землю второй раз. Дальше книга Деяний явление ангелов описывает многократно. Ангел Божий Филиппа ведет на дорогу в Газу, ангел Божий является после выхода Петра из темницы, и т. д. Т.е. ангелы Божьи являются участниками, спутниками Благовещения, зачатия, Рождества, Гефсиманской молитвы, воскресения из мёртвых, вознесения и дальнейшей истории Церкви. Они везде. Там, где мы -  там и они. То, что мы их не видим, это слава Богу, потому что увидавши ангела, потом вряд ли проживёшь всю жизнь нормально. Страшно будет. Явление с Небес меняет человека, оно настолько сильно действует на него, что можно умереть. Об этом говорится в Апокалипсисе, где Иоанн Богослов, видя ангелов, которые являлись ему, открывая те или иные тайны Божьи, изнемогал, ужасался, падал на колени, приходил в трепет и т. д. Это Иоанн Богослов, у которого грехов с булавочную головку! А если грешный человек будет всё это лицезреть, то он сгорит как свечка в огне Божественных явлений. Но факт остаётся фактом, и смысл остаётся смыслом. Совершается История, совершаются дела Божьи, и ангелы сопутствуют им.

http://radonezh.ru/analytics/21-11-2014-...

Марина Журинская: Не любите мира? Чтение на каждый день поста 29 ноября, 2014 Чтение на каждый день поста Рубрика Правмира – «Чтение на каждый день поста», – это проповеди, слова и главы из книг лучших мыслителей, богословов и проповедников. Аудиобеседы на 10-20 минут, сопровождаемые текстом — можно успеть прослушать даже между делом. Мы отбираем недлинные и глубокие фрагменты, чтобы у каждого была возможность хотя бы 10 минут в день подумать о главном. Сказано в Писании : «Не любите мира, ни того, что в мире». Из этого производят массу каких-то следствий, которые хочется назвать человеконенавистническими. А нужно подумать, так ли на самом деле это или нет. Не сказано одной вещи при этом: «Не любите Божьего мира», потому что мы не должны забывать, что мир создан Господом, Который увидел, что это хорошо, и даже хорошо весьма. Так стоит ли нам не любить этот мир, который «Господня земля и исполнение ея, Вселенная и все, живущие в ней», как сказано в псалме? Конечно, нет! Божий мир прекрасен, и люди, Божьи дети, наполняют этот мир, и Господь не отменил того, что Он сказал: «Плодитесь, размножайтесь, заполняйте Землю и живите!», — это же совершенно не отменено. В каком же смысле «не любите мира»? А немножко в другом. Речь идет о том мире, у которого лукавый князь мира сего… «Не любите мира» значит — не любите то, что внесено в этот мир порчей первородного греха. В очень многих вещах, в очень многих случаях дьявол диктует свои правила для людей. И это понятно, потому что у него нет другого выхода. Он ничто. Он пуст. У него нет сил, у него нет средств, у него ничего нет. Единственное, что он может делать — это пленять людей и действовать через них, действовать человеческим языком, человеческими руками, человеческим сознанием. Вот этого мира — действительно — любить нельзя. Склоняться перед теми правилами, которые привнес в мир сатана, — нельзя. Поэтому всякие слова типа «знаете, так уж повелось, не нами это началось, не нами это кончится», может быть, в какой-то степени, так оно и есть, но очень хочется сказать, что это все на самом деле — большая ложь. Мы не должны спускаться до нисхождения к сатане, до потворства сатане.

http://pravmir.ru/ne-lyubite-mira/

Подробного сравнительно обзора Четвероевангелия в хронологическом порядке отдел первый I. Евангелие о пришествии в мир Христа-Спасителя Предисловие Евангелия Ин. (20,) 1. Достоверность Евангельской истории. а. Свидетельство очевидцев. Как уже многие начали описывать происшествия, известные между нами Как то предали нам первоначальные самовидцы и служители Слова (снес. 2Петр. 1, 16 . 1Иоан. 1. 2. 3 ): б. Предварительное исследование Евангельских событий. Рассудилось и мне, по точном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, – 2. Цель Евангельской истории. а) Сие же написано, – чтобы удостоверить тебя в том, чему ты был поучаем, дабы вы (есть, внимающие слову Евангельскому) уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и б) дабы веруя, имели жизнь во имя Его (см. 1Иоан. 1, 3. 4 ). 31– . . . . —31— –31. 1. Существенные свойства Сына Божия. Вечное бытие, рождение от Отца и Божеское достоинство. Оно было в начале у Бога. 2. Его действия. Творчество и Промысл. Все Им получило бытие и без Него не получило бытия ничто, что ни получило бытие. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит: но тьма не объяла его. 3. Его Предтеча. Был человек, посланный от Бога, именем Иоанн. Сей пришел для свидетельства, чтобы засвидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. Не сам он был Свет, но был послан, чтобы засвидетельствовать о Свете. 4. Его всегдашнее присутствие и действия в мире. а) До пришествия в мир. Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. Был в мире, и мир Им получил бытие, но мир Его не познал. б) По пришествии в мир. Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть соделоваться чадами Божиими, Которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. 5. Воплощение Сына Божия и Его слава между верующими. И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010