В согласии с учением Церкви мы веруем и исповедуем, что по Своему бесконечному милосердию Бог стал человеком, дабы исцелить и обновить истлевшее грехом человеческое естество, преобразить и нравственно возродить тварный мир. Священномученик Ириней Лионский говорит: «Слово Божие сделалось человеком и Сын Божий — Сыном Человеческим, чтобы человек... сделался сыном Божиим». По словам святителя Афанасия Александрийского, «Слово воплотилось, чтобы мы обожились». Событие Боговоплощения совершилось в реальной исторической обстановке — в географических пределах Римской империи, в Палестине. Рожденный в пастушеском вертепе Сын Божий явил миру неизреченное чудо божественной любви и недоступное разуму домостроительство нашего спасения. Воплощением Христа Спасителя была упразднена онтологическая богооставленность человеческого рода, совершилась непостижимая встреча великого Бога и страждущего, измученного грехом, подверженного смерти и тлению тварного мира, ибо воспринятое Господом человеческое естество является средоточием всего сотворенного космоса. Рождество Богомладенца стало точкой отсчета нового исторического времени, положило начало богатейшей христианской культуре. В Своем вочеловечении Сын Божий не восхотел божественным всемогуществом превосходить границ тварного естества. Он пришел в область бытия, отравленного грехом, где на всех человеческих судьбах лежала печать смерти и тления. Подчинившись законам человеческой жизни, Спаситель мира не отстранил от Себя и неизбежную для всякого человека смерть. По слову святого Кирилла Иерусалимского, «притекла Жизнь, чтобы, наконец, прекратить действие смерти». Воплотившийся Господь явил в Себе самую глубокую и сокровенную сущность человеческого естества, оправдал путь человека на земле и стал Новым Адамом, Начальником обновленного и спасаемого Им человечества. Первый Адам, сотворенный из девственной земли, своим грехом обрек человеческий род на возвращение в прах земной. Новый Адам, воплотившийся от Пресвятой Девы Богородицы, возводит человеческий род от земли на Небо. Как в Адаме все становятся наследниками смерти и тления, так во Христе все становятся наследниками воскресения и вечной жизни. Вся земная история от Адама до Христа – это горестное безнадежное пребывание в мире, где царствует смерть, это трагический, бессильный порыв человеческого духа к обретению истинной, нетленной жизни. Великие мыслители древности мучительно стремились осмыслить и преодолеть трагизм жизни человека, найти утешение его скорбящей душе. Бытие мира воспринимались ими как несчастье, ошибка или непостижимая случайность. Только воплощением Сына Божия, Его крестной смертью, сошествием в глубины ада побеждаются силы зла и сокрушается всевластная держава смерти, становится возможным восхождение человечества к вечной жизни.

http://mospat.ru/archive/86569-doklad-sv...

Гнев Божий Не тетива напрягает Божий лук, но карающая сила, которая иногда напряжена, а иногда ослаблена. Посему слово (см.: Пс. 7, 14 ) грозит грешнику тем, что готово ожидающее его наказание, если пребудет во грехе, потому что в луке уготованы сосуды смертные, а сосуды смертные суть силы, потребляющие врагов Божиих... Как огонь произведен для сгораемого вещества, создан не для алмаза, который не расплавляется в огне, а для возгорающихся дров, так и стрелы Божии соделаны для душ удобосгораемых, в которых собрано много вещественного и годного к истреблению. Посему, которые имеют уже в себе предварительно разжженные стрелы диавола, те приемлют на себя и стрелы Божии (свт. Василий Великий , 5, 181 –182). Источник. ...Чем умилостивляется Бог, когда во гневе хочет Он истребить грешников? – Избранною жертвою кадила, любовью и смирением примиряется Он, если прогневали мы Его (прп. Ефрем Сирин , 33, 314–315). Источник. Ты, , не смущаешься, когда негодуешь, и не гневаешься, когда наказываешь. Если бы разгневался Ты, когда наказываешь, то мир не стерпел бы гнева Твоего (прп. Ефрем Сирин , 33, 330). Когда мы грешим, Бог иногда гневается, а иногда долготерпит, ожидая нашего покаяния. И притом Свой гнев и праведный суд Он обнаруживает с целью вразумить нас и исправить, чтобы мы не оставались во грехе (свт. Иоанн Златоуст , 48, 804). ...О гневе или ярости Божией когда читаем, то должны разуметь нечеловекообразно, т. е. по подобию человеческого возмущения, но достойно Бога, Который чужд всякого возмущения, именно под этим можем понимать, что он есть Судия и отмститель за все, что неправильно делается в этом мире, и, боясь означаемого этими словами страшного воздаяния за наши дела, должны опасаться сделать что-нибудь против Его воли (прп. Иоанн Кассиан , 56, 102–103). Источник. Усиление грехов... даже Божественное и бесстрастное естество как бы принуждает из естественной благости переходить в противоестественный гнев, Божию естеству не благоугодный, для нас же при всем этом полезный (прп. Исидор Пелусиот , 60, 217). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Двадцать третий день. Поучение 4-ое. Преподобный Амфилохий Иконийский. (Иисус Христос есть истинный Сын Божий). I. Преподобный Амфилохий, память коего ныне, жил в IV веке и был современником и другом Василия Великого и Григория Богослова . Первоначально он занимал должность адвоката в каппадокийском городе Деокесарии. В 373 году он оставил мир и удалился в пустыню. Но не долго пробыл он в уединении; через год иконийские христиане пожелали иметь его епископом. Амфилохий сначала отказывался, чувствуя себя недостойным священного сана; но так как друзья его настаивали на избрании и особенно Василий Великий советовал ему принять епископство, то Амфилохий уступил общему желанию. Деятельность Амфилохия на пользу церкви была поистине неутомима. В 381 году он присутствовал на втором вселенском соборе для утверждения истинной веры против Македония, нечестиво учившего о Св. Духе, в 383 году он предпринял путешествие в Константинополь и просил императора Феодосия запретить арианам (отвергавшим божественное достоинство Сына Божия) публичные собрания. Император нашел эту меру слишком строгою и отказался исполнить просьбу святителя. Тогда Амфилохий поступил очень смело. Прийдя во дворец, он приветствовал Феодосия как должно, а сына его Аркадия небрежно потрепал по щеке, сказав: «здравствуй, дитя». Феодосий остался очень недоволен и приказал Амфилохию приветствовать Аркадия, как царского сына: но Амфилохий отвечал, что достаточно чести, оказанной ему самому. Разгневанный император приказал Амфилохию немедленно оставить дворец. «Видишь, государь», сказал святитель, «как оскорбляет тебя то, что я не оказал должной почести твоему сыну; поверь же, что и Бог не потерпит тех, которые унижают Сына Его Единороднаго». Феодосий понял урок, просил извинения у Амфилохия и затем издал указ, которого тот желал. II. Так, братие, преподобный Амфилохий твердо исповедывал догмат о том, что Спаситель наш Иисус Христос есть истинный Сын Божий. О сем будет и наше слово. а) Иисус Христос есть Сын Божий. Когда архангел благовествовал Деве Марии преестественное зачатие, тогда объявил Ей, что рожденный от Нея Сын Иисус наречется Сыном Вышняго или Сыном Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Духовная жизнь сербов Сербский характеролог и духовник, епископ Николай Велимирович однажды сказал: «История сербского народа – особенно духовная история – не может писаться лишь словами или чернилами, но и кровью, и слезами сердца» 20 октября, 2009 Сербский характеролог и духовник, епископ Николай Велимирович однажды сказал: «История сербского народа – особенно духовная история – не может писаться лишь словами или чернилами, но и кровью, и слезами сердца» Говорить об определенном народе, его характеристиках и его духовной жизни в целом – вовсе не легкое дело. Если взять в качестве примера библейский избранный народ – евреев, то из Священного Писания совершенно очевидно, что народ этот имел самые разные характеристики, позитивные и негативные, так что трудно дать единую картину его характерных особенностей и его духовной жизни. А библейский народ в известном смысле является «прототипом» и «мерой» всех иных народов на земле, и каждый народ мог бы, пусть отчасти, узнать себя в Израиле, прежде всего по своему отношению к Богу – по этому, в конце концов, каждый народ и определяется, оценивается. Статья Епископа Афанасия (Евтича), в переводе Ивана А.Чароты. КАЖДЫЙ НАРОД – «НАРОД ИЗБРАННЫЙ» Безусловно, библейский народ, Израиль – особым образом избранный народ Божий, но это не значит, что любой другой народ на земле не является Божьим народом и по-своему – богопромыслительно – избранным народом. Ибо мы верим в Божий промысл об исторической жизни и пути каждого народа, верим в Божий спасоносный план – «домострой» (икономию) – для каждого народа и каждого человеческого существа. Об этом свидетельствует нам Святое Откровение, особенно слова Апостола Павла, сказанные народу-многобожцу в Афинах: «Бог, сотворивший мир и все, что в нем…, Сам дающий всем жизнь и дыхание и все. Он от одного (человека, или: одной крови) создал всякий народ человеческий/все народы человеческие, чтобы жили по всему лицу земли, и предопределил назначенные времена и границы их проживания – дабы они искали Бога, не коснутся ли Его и не найдут ли Его, хотя Он и не далеко ни от кого из нас; ибо Им живем и движемся и существуем…, ибо мы и род Его» (Деян. 17, 24-29).

http://pravmir.ru/duxovnaya-zhizn-serbov...

Евангелие, с греческого языка – благовествование. т. е. радостная весть о пришедшем в мир Искупителе и о устроении Им Своего благодатного царства (См. Мф.3:2 и далее). Начало Евангелия. Евангелист Матфей начал свое Евангелие с родословия и истории самого рождения Христова; евангелист же Марк опускает все это и начинает с явления проповеди Предтечи о Христе Спасителе, – с того события, с которого собственно и началось Евангелие, т.е. благовествование о пришедшем Спасителе и Его царстве. Иисуса Христа. Иисус – значит Спаситель. Это – имя Сына Божия, Искупителя рода человеческого, нареченное, по повелению Божию, Ангелом еще до рождения Спасителя на земле ( Мф.1:21 ; Лк.1:31 ). Оно – довольно обыкновенное у евреев и значит: Бог Спаситель или, просто, Спаситель. Для спасения людей от вечной погибели за грехи, которые начались в роде человеческом с грехопадения прародителей в раю, по премудрым Божественным планам, долженствовало сойти с неба на землю, воплотиться и, приняв на Себя грехи рода человеческого, пострадать за них Сыну Божию, второму лицу Пресвятой Троицы. И вот сей воплотившийся Сын Божий и был назван при рождении Иисусом, т. е. Спасителем, и еще Христом. Христос с греческого значит помазанник, на еврейском Мессия (Машиах). У евреев царей, первосвященников, а иногда и пророков, помазывали елеем, почему они и назывались помазанниками. Посредством помазания совершалось посвящение сих лиц, каждого на свое служение, и чрез него обыкновенно сообщались помазуемым особенные дары Божии в помощь к достойному прохождению их служения. Так были помазаны Аарон первосвященник ( Исх.28:41 ), цари Саул и Давид ( 1Цар.10:1, 16:13 ), пророк Елисей ( 3Цар.19:16 ). Сын Божий назван Мессией или Христом, т. е. помазанником, потому что Его человечеству безмерно сообщены дары Св. Духа, как то: святость первосвященника, могущество царя и ведение или знание Пророка. Относительно имени Иисус впадают в ошибку и много спорят так называемые наши раскольники, т. е. лица, самовольно отделившиеся от истинной церкви из-за некоторых церковных обрядов. Они учат, что нужно писать и говорить не Иисус, а Исус. Но именно Иисус (Ιησγς) слово греческое или Иешуа сокращенное Иегошуа слово еврейское и значит Спаситель, а не Исус, такого слова нет в греческом языке. Если написано в некоторых древних книгах Исус, так это написано сокращенно, как древле писали нередко. Писали это имя и двумя буквами Ис. (См. Мф.1:1 ). Сына Божия. Евангелист Матфей, писавший свое Евангелие для христиан из иудеев, говорит: Сына Давидова, Сына Авраамова, чтобы показать происхождение Спасителя по плоти от праотцов еврейского народа, Марк же, который писал Евангелие для христиан из язычников, говорит: Сына Божия, чтобы обратить тем внимание сих христиан на главное лицо своего благовествования, которое есть не простой, хотя бы и великий человек, но Сын Божий, в собственном смысле, Которому подобает всякая слава, честь и поклонение и Который потому заслуживает полной безусловной веры в Него (Мих.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Житие Алексия, человека Божия Если презришь все мирское, будешь драгоценнее целого мира. Святитель Иоанн Златоуст Преподобный Алексий, человек Божий Преподобный Алексий родился в Риме в семье благочестивых и нищелюбивых Евфимиана и Аглаиды. Супруги долгое время были бездетны и неустанно молили Господа о даровании потомства. И Господь утешил супругов рождением сына Алексия. В шесть лет отрок начал учиться и успешно изучал светские науки, но особенно прилежно читал Священное Писание. Став юношей, он начал подражать своим родителям: строго постился, раздавал милостыню и под богатой одеждой тайно носил власяницу. В нем рано созрело желание оставить мир и служить Единому Богу. Однако родители собирались женить Алексия и, когда он достиг совершеннолетия, нашли ему невесту. После обручения, оставшись вечером наедине со своей невестой, Алексий снял с пальца перстень, отдал ей и сказал: «Сохрани это, и пусть Господь будет с нами, Своей благодатью устраивая нам новую жизнь». А сам тайно ушел из дому и сел на корабль, отплывавший в Месопотамию. Попав в город Эдессу, где хранился Нерукотворный образ Господа, Алексий продал все, что у него было, роздал деньги нищим и стал жить при церкви Пресвятой Богородицы на паперти и кормиться подаянием. Преподобный питался только хлебом и водой, а полученную милостыню раздавал немощным и престарелым. Каждое воскресенье он причащался Святых Тайн. Родные повсюду искали пропавшего Алексия, но безуспешно. Слуги, посланные Евфимианом на розыски, побывали и в Эдессе, но не узнали в нищем, сидящем на паперти, своего господина. От строгого поста тело его высохло, красота исчезла, зрение стало слабым. Блаженный же узнал их и благодарил Господа за то, что получил подаяние от своих слуг. Безутешная мать святого Алексия затворилась в своей комнате, непрестанно молясь за сына. Жена его горевала вместе со свекровью. Преподобный прожил в Эдессе семнадцать лет. Однажды пономарю церкви, при которой подвизался преподобный, было откровение о нем: Матерь Божия через свою святую икону повелела: «Введи в Мою церковь человека Божия, достойного Царствия Небесного; молитва его восходит к Богу, как кадило благовонное, и Дух Святый почивает в нем». Пономарь стал искать такого человека, но долго не мог найти. Тогда он с молитвой обратился к Пресвятой Богородице, прося Ее разрешить его недоумения. И снова был глас от иконы, возвестивший, что человек Божий есть тот нищий, который сидит на церковной паперти. Пономарь нашел святого Алексия и ввел в церковь. Многие узнали о праведнике и стали почитать его. Святой, избегая славы, тайно сел на корабль, отправлявшийся в Киликию. Но промысл Божий судил иначе: буря унесла корабль далеко к западу и прибила к берегу Италии. Блаженный направился в Рим. Неузнанный, он смиренно просил у своего отца разрешения поселиться в каком-нибудь уголке его двора. Евфимиан поместил Алексия в специально устроенном помещении при входе в дом и велел кормить его со своего стола.

http://pravoslavie.ru/1679.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Вера – шлюз в Мир Божий Веру ни купишь, ни позаимствуешь – её нужно иметь, а верить – значит доверять 10.05.2023 390 Время на чтение 5 минут Фото: предоставлено автором По сети интернет уже не первый год гуляет новость – «русский физик раскрыл тайну Благодатного огня». И каждый раз эту информацию запускают перед Пасхой. Так что же получается, если тайна раскрыта, то это уже не чудо? Далее указывается институт и фамилия учёного, который во время схождения Благодатного огня в храме Гроба Господня зафиксировал резкий всплеск электромагнитного излучения. Кстати, такое измерение могли произвести примерно лет сто назад, подобные приборы тогда уже имелись. Так что же выжидали? И вообще, кому это нужно – сделать невозможное, соединить две ипостаси – Божественную и научную?.. В сущности, что такое физические законы? Это лёгкий росчерк пера Творца в проекте создания материального мира. Параметры, которые сдерживают человечество от вмешательства в дела Божии. Могут ли законы, открытые учёными, описанные в учебниках, подтверждённые формулами, доказанные теоремами и т. д., открыть природу Божественного чуда?.. Прозрение слепых, воскрешение умерших, очищение прокаженных, исцеление расслабленного, превращение змея в золото и много ещё чего сотворённого Господом и Его последователями – всё это не подчиняется законам физики и противоречит человеческой логике. Феномен, не обоснованный законами физики, общество воспринимает как бабушкины сказки. « Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель (Откр. 1:8). Тому, кто создал всё видимое и невидимое не нужны спички, чтобы зажечь огонь, маловеры. Во время съёмок фильма «Воплощённая молитва», в котором рассказывается о чудесных отображениях святых ликов на стёклах киотов, я столкнулся с неверием людей в Божий промысл. В основном многие, особенно те, что за оградой церкви, рассматривают чудеса, как обычный физический процесс: дескать, краска испаряется и оседает на стекло...

http://ruskline.ru/news_rl/2023/05/10/ve...

Закрыть itemscope itemtype="" > Жизнь как дар Божий 05.10.2015 661 ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА Врачи и сестры милосердия из всех уголков страны, священнослужители от 89 епархий России, гости из Белоруссии, Казахстана и Украины собрались в медицинском центре имени Алмазова. На базе этого известного медучреждения в Петербурге прошел Всероссийский съезд православных врачей. Под покровительством святителя Луки общество продолжает традиции милосердия в отечественной медицине. Общество православных врачей России учредили в 2007 году на первом съезде. Тогда же Патриарх Московский и всея Руси Алексий благословил деятельность новой общественной организации и присвоил ей имя святителя Луки - исповедника и врача. Кстати, архиепископа Крымского. Недаром петербургскому съезду прислал приветствие владыка Онуфрий, митрополит Киевский и всея Украины. На что председатель съезда и всероссийского общества епископ Орехово-Зуевский Пантелеймон отметил, что на литургии в этот день священнослужители молились и об Украине, чтобы на этой земле наступил мир. Пятый, юбилейный, съезд православных врачей решили провести в Петербурге. Каждое из этих собраний своего рода этапное для сравнительно молодой организации. Тематика петербургского съезда обозначена как «Церковь и традиции русской медицины». Поэтому в докладах много говорилось о светилах отечественной медицины, таких как Пирогов, Боткин, Павлов. Они, как известно, являлись продолжателями православных традиций в медицине, среди которых одна из главных - милосердие. Собственно, в этом, как было отмечено в одном из выступлений на съезде, и есть некоторое отличие православных врачей, скажем, от католических. Там болезнь и смерть считают наказанием божьим - у православных врачей в таком аспекте наши напасти не рассматриваются. - Жизнь - это великий дар Божий. И потому задача врачей и священников всячески способствовать укреплению здоровья людей, лечению и помощи страждущим, - написал в своем послании съезду патриарх Кирилл. - Смерть для всех нас противоестественна, как и болезнь, мы созданы для жизни и радостного созидания. Милосердие должно быть профессиональным качеством врача. А если у доктора нет сострадания к пациенту, то он осознает свое поведение, когда сам заболеет, - давал наставление сидящим в зале докторам председатель общества отец Пантелеймон.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/1...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Нечистоплотные люди спекулируют на человеческом горе» Митрополит Кемеровский Аристарх и протоиерей Максим Обухов о провокаторах, сеющих панику и вбрасывающих ложную информацию о трагедии в Кемерове 28.03.2018 755 Вчера митрополит Кемеровский и Прокопьевский Аристарх призвал верующих не поддаваться на провокации, которые пытаются устраивать на трагедии в Кемерово, сообщает «Интерфакс-Религия». «Мы должны помнить, что без воли Божией, без промысла Божьего ничего не получается», - отметил митрополит. «История свидетельствует, что очень часто на человеческом горе нечистоплотные люди, далекие от Церкви, начинают спекулировать, призывая людей к мести и противостоянию, всячески стараются, чтобы распалялись эти человеческие страсти и эмоции, но для верующего человека в эти дни самое главное - не потерять мир в своей душе», - сказал он в видеообращении к верующим, опубликованном на сайте митрополии. Он подчеркнул, что «самое главное для нас – помнить, кто мы, а мы с вами верующие православные христиане. А что это значит? Если мы верующие, то мы должны свою жизнь подтверждать закону, по которому мы живем. А закон у нас – закон Божий. Закон Божий – это не какой-то отвлеченный и не известный никому закон - закон нашей совести. Чтобы быть христианином нужно по этому закону жить. А этот закон повелевает любить ближних, творить им добро, укреплять страждущих, поддерживать немощных, утешать плачущих». «Бог дал человеку две способности – помнить и забывать», - отметил владыка. «Закон Божий призывает нас забывать зло, - подчеркнул он, - потому что зло никогда не созидает, а только разрушает, и начинается от сердца самого человека, а затем разрушает взаимоотношения между другими людьми. Эта связь, ткань человеческих отношений за счет зла может разрушаться. Следовательно, общество становится менее единым – оно распадается. Это важно не допустить». Митрополит Аристарх заявил, что «если люди лишаются мира этого, через зло его разрушают, то, значит, они перестают быть христианами». Он призвал в любых обстоятельствах помнить о самом главном – сохранении мира.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/03/28/ne...

Закрыть itemscope itemtype="" > О селфимании и других признаках самой ужасной страсти Архимандрит Маркелл (Павук), духовник Киевских духовных школ советует, как не потеряться в современном мире 24.05.2017 793 Время на чтение 4 минуты - Отче, Вам, как духовнику Киевских духовных школ, наверное, виднее: какие самые слабые места у современного человека? Вы ежедневно соприкасаетесь с десятками молодых людей, исповедуете их. - Молодежь сейчас талантливая, целеустремленная, жизнерадостная, но склонна к расслаблению. Современному молодому человеку сложно контролировать свои чувства и эмоции, которые очень сильны, так как постоянно подогреваются средствами массовой информации, интернетом, соцсетями. И взрослым не просто устоять, контролировать себя, а тем более людям ищущим, молодым, которые только начинают открывать для себя мир, вырвавшимся из родительского уютного очага, тщательно огражденного от всех искушений и соблазнов. Когда юноши и девушки попадают в большой город, сверкающий огнями, то им очень сложно не поддаться искушениям, если нет осмысленного опыта духовной жизни, за которым стоит страх Божий. - Откуда берется страх Божий? - Если родители с молоком впитывали страх Божий, то так или иначе он будет с человеком. Помню, как в детстве меня родители оставляли самого дома и, указывая на иконы, говорили: «Смотри, там Боженька на тебя смотрит, веди себя хорошо». В воскресенье мы собирались всей семьей, надевали лучшие одежды и дружно шли церковь: первым шел дедушка-фронтовик, затем бабушка (она пела на клиросе), родители. Такое традиционное воспитание очень помогает в жизни. Когда наступает так называемый переходный возраст, период ломки, тогда стержень страха Божия помогает устоять, не сломаться, не поддаться искушениям. Если же это чувство не привито, человеку сложно удержать равновесие и не пасть во все тяжкие грехи, ибо он тогда похож на трость, ветром колеблемую, которая легко склоняется как к добру, так и к злу (См.: Мф.11,7). Апостол сравнивает таких людей, которые все время хотят выделиться, остервенело доказать что-то кому-то с жесткой, эгоистической оценкой всех и вся, ниспровержением существующих авторитетов, со свирепыми морскими волнами, пенящимися своими срамотами (Иуд.1:13).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/m...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010