Эта притча не иное что значит, как то, что питающему гнев на ближнего своего и согрешений его не прощающему, не только не будут прощены грехи Богом, но и прежние его прощеные грехи будут возвращены и вспомнятся. Ибо царь тот милостивый простил было должнику тому долг, но за немилосердие его, по отношению к брату его проявленное, снова возвратил его долг и предал мучителям для истязания долга. Посему заключает Господь притчу ту так: «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» ( Мф.18:35 ). Потому, когда получаем от Бога прощение великих долгов наших, то ради такой к нам Божией милости должны и сами долги малые ближним нашим прощать, чтобы и с нами не приключилось то, что с лукавым тем евангельским рабом. Грехи всего мира истреблены на древе крестном, но отпущения грехов сподобляются от Бога только те, которые перестают грешить, каются о грехах и веруют во Христа, умершего за грехи наши и воскресшего. Нет же истинного покаяния, но есть притворное и ложное там, где сердце злобою и гневом исполнено. Самый гнев, который мы держим на ближнего, есть тяжкий грех, по свидетельству апостола: «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца» ( 1Ин.3:15 ). Скажут: «Он-де мне зло делает, и обиду причиняет?» Правда, но и ты равно зло делаешь, когда злобу на него держишь; и обиду ему причиняешь, когда словом или делом ему мстишь. Он прежде тебя сделал зло, но ты после делаешь ему зло. Ибо зло есть зло, и обида есть обида, прежде или после сотворенная. Рассуждай об этом, возлюбленный христианин, и не смотри на то, что делают христиане нынешнего века, которые за малое поносное или укорительное слово, или судебные места наполняют клеветами на ближнего, или хотят его погубить, не рассуждая о том, что каждый день и час бесчестят и оскорбляют величество Божие, и по делам своим не получают. Но, великой милости от Бога сподобляясь, и сам к ближнему твоему милосерден будь, чтобы самому не лишиться Божией милости и навеки не погибнуть.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

XXV:34). К этому же, говорят они, относится и ежедневное прошение молитвы Господней: «Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» (Мф. VI:12). Ибо тот творит, конечно, милость, кто прощает грех согрешившему пред ним. Сам Господь объяснил это, говоря: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. VI:14-15). Таким образом, слова апостола Иакова, что суд будет без милости для того, кто не творит милости, относятся и к этому роду милости. Между тем, говорят, Господь сказал: «Если и вы простите людям, простит и вам Отец ваш грехи ваши», не указывая, большие ли это грехи, или малые. Отсюда, полагают, даже и тем, которые до самого последнего дня своей жизни живут погибельно, ежедневно в силу этой молитвы прощаются все грехи их, каковы бы они ни были, как и сама эта молитва произносится ежедневно, лишь бы только они взяли за правило прощать от сердца всякий раз, когда просят у них милости те, которые повредили им каким-нибудь грехом. Когда я, с помощью Божией, отвечу на все (эти возражения), тогда и конец настоящей книге.    Прежде всего надо решить, почему Церковь отвергла разглагольствования людей, обещающих очищение или помилование дияволу, хотя бы и после великих и самых продолжительных мучений. Столь многие святые и сведущие в ветхих и новых священных книгах мужи нимало не завидовали тому, что те или иные, сколько бы их ни было, ангелы после таких или иных, как бы они ни были велики или малы, наказаний получат очищение и блаженство в небесном царстве. Но они видели, что не может быть пустым и бессильным божественный приговор, который Господь, как сам Он предсказал, произнесет на суде: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный дияволу и ангелам его» (Мф. XXV:41), — приговор, показывающий, что дьявол и ангелы его будут гореть в вечном огне. Видели также, что не может быть бессильным и написанное в Апокалипсисе: «А диявол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков» (Апок.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Величие Божие открывается как в грозных действиях стихий природы, так и в событиях народной жизни. И вот, проходя воспоминанием все события прошедших времен, Пророк исповедует: мы, потомки отца истинно верующих, Авраама, не слыхали и не видали никакого иного Бога, кроме Тебя единого, истинного, – никаких столь великих дел какие Ты сделал для ожидавших от Тебя милости (изведение из Египта, дарование святого закона и обетованной земли). – Милость бо срящет творящих правду, не только в чрезвычайных обстоятельствах, но и при обыкновенных, и постоянно милость Божия является к делающему правду, как бы встречает его на пути закона и добродетели. И пути Твоя помянутся: когда дела правды сопровождаются делами милости Божией, то и пути Господа, данные Им законы и заповеди постоянно помнятся и совершаются. – Так было и быть должно: но, вот, говорит Пророк, Ты, Господи, разгневался, а мы согрешили... Справедлив этот гнев Божий, ибо действительны прегрешения народа (ст.6–7): но, при гневе, да будут и милости Божии! (ст.8–12). 6–7. Все мы сделались – как нечистый, и вся праведность наша – как запачканная одежда; и все мы поблекли, как лист, и беззакония наши, как ветер, уносят нас. И нет призывающего имя Твое, который положил бы крепко держаться за Тебя; поэтому Ты сокрыл от нас лице Твое и оставил нас погибать от беззаконий наших. (Сего ради заблудихом и быхом нечисти ecu мы, якоже порт нечистыя вся правда наша , и отпадохом яко листвие беззаконий ради наших: тако ветр восхитит нас. И несть призывали имя Твое и помянувый удержати Тя: яко отвратил ecu лице Твое от нас и предал ны ecu беззаконий ради наших). Воспоминая о великих делах милости Божьей, Пророк тем с большим сокрушением приносит молитвенное раскаяние в неправдах от лица народа. – Мы согрешили и потому заблудились: один грех повел к совершенному беззаконию, а беззаконие повергло нас в крайнюю нечистоту; наша правда или дела праведности нашей стали так нечисты, как порт или подол грязной женщины. Такая нечистота есть образ развращенности сердца при увлечении идолопоклонством.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Вот вполне рядовая фраза из апостольского послания — “Да даст Господь милость дому Онисифора за то, что он многократно покоил меня и не стыдился уз моих, но, быв в Риме, с великим тщанием искал меня и нашел. Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день” (2 Тим. 1,16-18). Теперь, памятуя расшифровку Елены Рерих — “Христос есть наше очищенное и высшее Я” — начинаем читать: “Да даст его высшее Я милость дому Онисифора. Да даст ему его высшее Я обрести милость у его высшего Я в оный день”. Особенно красиво в переводе на теософский язык будет звучать мысль ап. Павла — “мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа, потому что Бог озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа” (2 Кор. 4,5-6). “Я не себя проповедую, но свое высшее Я, потому что Материя (или мое высшее Я) озарила мое сердце, дабы просветить меня познанием славы Материи (или моего высшего Я) в лице моего высшего Я”. И никак не назвать пантеистическими знаменитые слова апостола Павла — “Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?” (1 Кор. 6,19). По какой такой логике можно сказать: “Раз ты имеешь свое высшее Я от того, что есть ты, поэтому ты уже не свой”? Пытаясь сделать апостолов пантеистами, теософы выставляют себя — шутами... Если бы они отстаивали любезный их сердцу пантеизм, опираясь лишь на действительно пантеистические тексты, они были бы вполне уважаемой философской школой. Но, пробуя перетолковывать в пантеистическом духе тексты и учения, которые заведомо в пантеизм не влезают, они просто дают повод для смеха. Если заняться разбором всех фальсификаций и всех подлогов, передергиваний и двусмысленностей, умолчаний и купюр, которыми переполнены труды Блаватской, придется написать книгу, раз в пять более толстую, чем “Тайная доктрина”. Но и приведенных примеров достаточно, чтобы настороженно относиться к любому сообщению основательницы теософского движения: даже к цитатам, даже к числам и датам.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

«Господи! откуда это мне?» § 11 «Блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа» ( Лк. 1, 45 ). Счастлива душа, поверившая Господу и отдавшаяся Ему! Ведь совершится все сказанное ей от Господа: совершится ее очищение, совершится ее освящение, и войдет она в благодатное Царство Господа своего как своя, как присная Богу! «Блаженна душа уверовавшая». § 12 «И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение рабы Своей... что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его, и милость Его в роды родов к боящимся Его» ( Лк. 1, 46–50 ). Молитва благодарного хваления Господа душою обретшего Его. «Душа моя величает Господа! Дух мой возрадовался о Боге, Спасителе моем! Ведь милость Господа к боящимся и чтущим Его в роды родов. И на мне – милость Его!.. И когда я открыл путь Господу, устранив свою греховную самость, и смиренно подклонился Божией воле, Он призрел на смирение рабы Своей и пришел и возвел меня на высоту Своего сыновства. Сотворил мне величие, Сильный»... Восхвали же, душа моя, Господа, спасающего тебя! Да будет «свято имя Его»! § 13 «Величит душа Моя Господа, и возрадо­вался дух Мой о Боге, Спасителе Моем...» что явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их; низло­жил сильных с престолов и вознес смиренных; алчущих исполнил благ, а богатящихся отпустил ни с чем; восприял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века» ( Лк. 1, 46, 47, 51–55 ). Та же молитва Господу. Господь оправдал обетование Свое и явил силу руки Своей! Смиренный, предоставивший себя воле Господа – спасен. Гордый, утверждающий жизнь на греховной самости – погибнет... Гордый обосновывается на своих мыслях, а Господь «рассеивает надменных помышлениями сёрдца их». Эгоистическое земное мудрование надменных порождает только неустройство, затемняет пути жизни и вместо объединения любви создает обособление эгоизмов, запутавшихся в само- измышленных целях.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Lebed...

«Если бы вы были от мира, – говорит им Христос, – то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» ( Ин.15:19 ). 4) Всякая скорбь не по случаю бывает, но скорбь нам посылается от Бога и есть Его отеческое наказание, которым наказывает нас не от гнева, но от любви, как учит апостол: «Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает» ( Евр.12:6 ). Как на нечестивых изливает гнев Свой праведный, и чашу гнева Его и ярости вовеки будут пить; так благочестивых не яростью обличает, и не гневом наказывает, но по-отечески бьет, во гневе милости поминает, наказывает, но смерти не предает, как поет пророк: «Научая наказал меня Господь, смерти же не предал меня» ( Пс.117:18 ), – и апостол говорит: «Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» ( 1Кор.11:32 ). От начала мира до Христа, и от Христа доныне ни один благочестивый не был без наказания Господня отеческого, но все то приняли от руки Господней, и приняли с благодарением, что имели «участие в святости Его» ( Евр.12:10 ). Знаешь, что и отец плотской сына своего наказывает не от гнева, но от любви, тем более Бог, естеством благой, наказывает чад Своих от единой любви и милости. Скажет кто: «Я такую или такую-то беду принимаю от людей». Правда и то, что люди, дьяволом научаемые, наводят нам беды и скорби, но попущением Божиим. Ибо люди и дьявол ничего не могут нам сделать, когда им Бог не попустит. Попускает же им в наше наказание, и сколько им попускает Бог, столько они нам и досаждают и озлобляют. Известна эта истина из истории об Иове и Давиде святом и прочих. Помни, христианин, в скорби своей утешительное слово: «Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами» ( Евр.12:6–7 ). И поминая, благодари Его, что и от тебя отеческой Своей любви и милости не отнимает. Держи в памяти всегда, что далеко лучше всякое наказание здесь терпеть от руки Господней и вовеки в будущей жизни утешаться, нежели здесь без наказания быть и по смерти вечный Божий гнев терпеть, которого никак не избегнут ненаказанные и неисправные грешники. Примечай и то, что написал апостол: «Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны» ( Евр.12:8 ). Когда отец сына без наказания оставляет и попускает ему по своей воле жить, то видно, что отринул его от себя. Так, когда и Бог оставляет человека без наказания, это знамение отвержения его от Божией милости, и не иное что такому следует, как вечный Божий гнев на себе терпеть. Ибо все избранные Божии и чада Его причастниками были, и ныне есть, отеческого Его наказания. Желать должно, христианин, отеческого Божия наказания, а не убегать от него, и о последовавшем радоваться и благодарить за то Небесного Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Желая вразумить законника, Спаситель спрашивает его: «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?» (ст. 36). Тем самым Он почти дословно повторяет тот вопрос, который задал Ему сначала сам законник: «Кто мой ближний?» Спаситель рассказал эту притчу для того, чтобы этот человек сам себе ответил на очень важный в духовной и нравственной жизни вопрос: кто его ближний. Иначе, если бы правильный ответ дал ему Спаситель, законник вновь стал бы оправдываться, чтобы жить по-прежнему, не меняя своей жизни, не понуждая себя к трудноисполнимой добродетели любви к ближнему. «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же» (ст. 36–37). Милость попавшемуся в руки разбойников оказал самарянин, и вдруг Спаситель советует законнику поступать так же. Как? Так, как поступил этот презренный самарянин. Законник ожидал услышать иной ответ, их разговор принял для него неожиданный оборот. Скажу вам откровенно: раньше я много раз читал эту притчу и думал, что ответ дан какой-то странный. Однако сейчас, как мне кажется, стал его с Божией помощью понимать. Обычно мы думаем, что наш ближний — это тот, кто делает добро нам. А Спаситель говорит: «Нет, ближний не тот, кто делает добро тебе. Добро должен делать ты сам, и тогда ты сделаешься ближним тем людям, которым оказываешь милость». Ведь это и означает диалог Спасителя с законником: — Кто ближний попавшемуся разбойникам? — Оказавший ему милость. — Иди и ты поступай так же. Так же, как этот самарянин. Пусть тебя презирают, считают ничтожным, негодным человеком. Ты все равно делай добро людям, которые в этом нуждаются, вне зависимоста от того, какое они проявляют к тебе отношение. Пусть они относятся к тебе самым ужасным образом, но если ты будешь делать им добро, то сам станешь им ближним. Настоящая любовь свободна. Если я буду любить только того, кто делает добро мне, то я окажусь в зависимости от этого человека: он меня любит, делает добро, — значит, и я буду его любить; он начнет делать мне зло — и я стану его ненавидеть. В таком случае я раб, я не имею свободы. Любовь же предполагает свободу: я люблю того, кого хочу, люблю всех. Хорошо человек ко мне относится или плохо, пусть даже ненавидит и презирает, я должен его любить, должен делать ему добро, и если он нуждается в моей помощи, то он — мой ближний. Я свободен, у меня нет зависимости от отношения ко мне людей — вот что даровал нам Христос. А мы по своей немощи и, скажем откровенно, по своему лукавству этого избегаем. Не хотим, чтобы нашими ближними были все те люди, которые в нас нуждаются, не хотим, чтобы ближними были те, кто относится к нам плохо. Однако обрести ту свободу, о которой все мечтаем, мы сможем только тогда, когда будем понуждать себя поступать по заповеди Спасителя.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

И Он сказал ему: ты правильно ответил: так поступай и будешь жить. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? Иисус тотчас же ответил: человек некий спускался из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам; они его раздели и изранили, и ушли, оставив полумертвым. Случайно священник некий спускался дорогою той и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, придя на это место и увидев его, прошел мимо. Самарянин же некий, находившийся в пути, наткнулся на него и, увидев, сжалился; и, подойдя, перевязал раны его, возливая масло и вино; и посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; и на другой день, вынув два динария, дал хозяину гостиницы и сказал: “позаботься о нем, и что перерасходуешь, я на обратном пути заплачу тебе”. Кто из этих троих, думается тебе, оказался ближним попавшему в руки разбойников? Он сказал: сотворивший ему милость. Сказал же ему Иисус: иди, и ты поступай так же. Лк 10:25–37 Лик: Слава Тебе, Господи, слава Тебе. Хор: Слава Тебе, Господи, слава Тебе! Ектения Диакон: Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй. Диакон: Помилуй нас, Боже, по великой милости Твоей, молимся Тебе, услышь и помилуй. Лик: Господи, помилуй, трижды. Еще молимся о милости, жизни, мире, здравии, спасении, посещении и оставлении грехов раба Божия [или рабы Божия], имярек. Хор: Господи, помилуй. (3) Еще молимся о милости, жизни, мире, здравии, спасении, посещении и отпущении грехов раба Божия [или: рабы Божией] (имя). Лик: Господи, помилуй, трижды. О еже проститися ему [или ей] всякому согрешению, вольному и невольному, Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. (3) О прощении ему [или: ей] всякого согрешения вольного и невольного, Господу Лик: Господи, помилуй, трижды. Возглас от священника: Яко милостив и человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Хор: Господи, помилуй. (3) Возглас священника: Ибо Ты – милостивый и человеколюбивый Бог, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/posledova...

На это-то преимущественно указывая, Спаситель в кратких словах заключает то, что говорили все пророки. «Научитесь, – говорит Он,– что значит: милости хочу, а не жертвы».. Этими словами Он вразумляет их, что не Он поступает несправедливо, но они; как бы так говорил: за что вы обвиняете Меня? За то ли, что я исправляю грешников? Но в таком случае вы обвиняете в том же и Отца Моего. Итак, словами: «Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы», Он выражает ту же самую мысль, которая заключается и в других словах Его: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» ( Ин. 5:17 ). Как Отец, говорит Он, хочет этого, так и Я. Видишь ли, как Он одно представляет излишним, а другое необходимым? Он не сказал: милости хочу и жертвы, но – «милости хочу, а не жертвы»: одно одобрил, а другое отверг, и тем показал, что обращение с грешниками, за которое Его обвиняли, не только не воспрещено, но еще предписано законом, и даже предпочитается жертвам; и в доказательство этого приводит само место из Ветхого Завета, в котором предписывается делать то же, что делал Иисус. Итак, опровергши фарисеев и общими доказательствами и свидетельством Писания, Он присовокупляет далее: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию». Эти слова Спаситель сказал в посмеяние фарисеев, подобно тому, как сказано: «Вот, Адам стал как один из Нас» ( Быт. 3:22 ); и в другом месте: «Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе» ( Пс. 49:12 ). А что на земле не было ни одного праведного, о том ясно свидетельствует Павел, говоря: «Потому что все согрешили и лишены славы Божией» ( Рим. 3:23 ). С другой стороны, слова Христовы служили утешением и для призванных, – Он как бы так говорил: Я не только не гнушаюсь грешников, но для них одних и пришел. А чтобы не сделать их беспечными, для этого, сказав: «Я пришел призвать не праведников, но грешников», не остановился на этих словах, но присовокупил: «к покаянию», – т. е., Я пришел не для того, чтобы грешники остались грешниками, но чтобы они переменились и сделались лучшими.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Не обращай внимания на бесовские призраки и подстрекания во время стола, при встрече с людьми, в храме во время богослужения, но мужественно преодолевай их! Помни свое сродство с Богом всесвятым, с Богородицею, с Ангелами, со святыми и веди себя соответственно такому высокому родству. За свою холодность к Богу и ближнему, за свое невоздержание, за свои многоразличные страсти я недостоин и уломка черного хлеба, чистого воздуха, порядочного одеяния, жилища, света и всех духовных дарований Божиих, коих нет числа, – между тем всем этим я пользуюсь [единственно] по милости Божией. Что же мне делать, что я воздам Господу за эти милости? Не могу воздать по самой моей ограниченности, греховности и потому, что у меня всё Божие, а своего ничего. Но Господь благоволит принимать милостыню, оказываемую бедным, как бы Сам лично и обещает мне за это помилование и Царство. За чем же дело? Буду миловать нищих, как и меня Господь непрестанно милует. Господь поступает с нами так, как мы поступаем с ближними. Если нищий просит у меня милостыни, а я не подам ему или подам очень скудно, далеко не удовлетворяя его нужде, то когда и я буду просить у Бога милости, прощения грехов, не удостоюсь Его милости, и Он отвратит от меня лицо Свое, как я отвращаю свое лицо от нищего. Крест поистине обоюдоострый меч, которым я по благодати Христовой отсекаю свои страсти – страсти чресл, чрева, сердца, воли. Тут-то и нужно терпение, мужество, твердость, когда враг коварствует над нами, возмущает, рассеевает, и не должно малодушествовать, унывать, раздражаться. Когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь [ Ин. 21, 18 ]. Так и ныне с тобою бывает. Радуйся, что за имя Христово подвергаешься насилию и озлоблению от сопротивника. Враг подвергает рабов Божиих многоразличным напастям, смущениям для того, чтобы отвратить их от намерения благочестия, от славословия Божия. Пастырь, молящийся вместе с другими, внутренним чутьем может постигать степень душевной паршивости своих овец и даже сопастырей, потому что по тесной связи нашей между собою, как членов таинственного тела духовного, душевные страсти ближних отражаются на нашей душе. Блажен, кто вынесет тяжесть ближних на себе и не подавится ею, – им будет легко.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010