Доказательство третье Если бы было невозможно сохранить Закон Божий, Законодатель Бог был бы бо­лее жесток, чем все мучители, вместе взятые, повелевая выполнить то, что заведомо вы­полнить невозможно. Подумай сам, насколько бы безумен был такой владыка, который бы заповедал своему рабу, говоря: «Повелеваю тебе, чтобы ты не ел и не пил. Если же не послушаешь меня, то смертью умрешь». Доказательство четвертое Христос научил нас молиться: Да будет воля Твоя, как на Небе, так и на земле. В этой молитве мы просим о Божией благодати и помощи в исполнении воли Божией и Его заповедей, по толкованию святых Отцов. Но напрасна наша молитва, если невозможно исполнить воли Божией и Его заповедей. Также и Апостол говорит, что Христос, совер­шившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного ( Евр. 5, 9 ). Но как может кто-нибудь стать послушным Христу, если невозможно исполнить Его волю и сохранить Его заповеди? И как Христос мог сделаться виновником спасения послушных Ему, если стать послушным Ему невозможно? Доказательство пятое Бог не налагает тяжести сверх сил человеческих. Если даже люди, лукавые по су­ществу, не налагают на свой скот бремя сверх их сил, то тем более это относится к Богу, Который благ по существу Своему. Об этом говорит и Апостол: вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так, чтобы вы могли перенести ( 1Кор. 10, 13 ). Доказательство шестое Мы не можем хулить Бога, ибо это противоречит Его благости и Его праведнос­ти. Но повелевать делать заведомо невозможное противоречит Божией праведности, а предать человека на вечные муки за то, что он заведомо не может соблюсти, противо­речит Божией благости. Ибо кто дерзнет извергать хуления на Бога, Который якобы заповедал человеку делать невозможное или предал человека вечному мучению, за то, что он не заведомо может соблюсти? Как только может прийти на ум приписать Богу такую неслыханную от века жес­токость мучителя, жаждущего человеческой крови, Богу, Который милостив, щедр, пра­веден и по-настоящему благ!

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Как Он пощадит грешного человека?.. Если не пощадил первого мира, но в восьми душах сохранил семейство Ноя, проповедника правды, когда навел потоп на мир нечестивых; и если города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление, превратил в пепел, то как же пощадит тебя, грешный человек? Неужели ты Ему милее и ценнее миллионов ангелов и стольких народов, уничтоженных потопом, и многолюдных городов? Если ангелы низвергнуты во мрак адский, и народы уничтожены потопом, и города сожжены огнем, – на что надеешься ты греша, непрестанно греша и не отступая от греха? На милость Божию, говоришь? Но разве Бог милостивее теперь, нежели тогда был? Разве Бог меняется так, как человек? Не надейся без меры, а по мере твоих трудов ради исправления жизни пусть будет и надежда твоя. Воистину велика милость Божия, продолжительна терпеливость Божия, безгранична любовь Божия. Вот же, Бог тебя милует и любит больше, чем ты сам себя; и спасения тебе Он желает больше, чем ты сам себе. Но того, кто постоянно издевается над милостию Божией, кто постоянно насмехается над терпеливостью Божией, кто постоянно противится любви Божией, может ли Бог насильно ввести в Царство Свое и сделать такого соотечественником Ангелов и святых? О, как страшен мрак адский, и звон оков, и скрежет зубов! Там обитают те, кто издевался над милостью Божией и противился любви Божией. Неужели хочешь туда и ты, заблудшая душа? Бог не желает, чтобы ты оказался там; Ангелы печалятся из-за того, что ты направляешься туда; святые молятся, чтобы ты вернулся; Церковь приносит жертвы за тебя, чтобы ты образумился. Если все это презришь – неужели все презришь? – какой же тогда милости ожидаешь от Бога? О Господи Праведный, помоги нам благовременно вернуться с пути к мраку адскому, вразуми нас и в добре укрепи, прежде чем пошлешь Ангела, чтобы душу нашу принял. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. Поучение о лжеучителях «...Как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель» ( 2Пет. 2:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Но именно от этого нас оберегает апостол Павел в Послании к Римлянам, когда говорит, что христианская праведность – в вере, а не от дел закона. «Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности. Почему? потому что искали не в вере, а в делах закона» (Рим. 9: 31–32); «Ибо… усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией, потому что конец закона – Христос, к праведности всякого верующего» (Рим. 10: 3–4). В подобных выражениях апостол Павел проводит разницу между праведностью от исполнения законов и праведностью Божией, которая ведет человека к святости. Бог – свят и пребывает в святости, Он – Творец мира и земли, Святой, Вседержитель (см.: Иез. 38: 23; Откр. 4: 8). Он посылает на землю Своего Святого Сына (см.: Лк. 1: 35), а затем и Святого Духа, чтобы человек через причастие к святости Бога восстановил в себе Образ Божий, первозданную нетленную природу. Это возможно только при помощи Благодати Божией, которая дает возможность людям с чистым сердцем видеть Бога, Его истинные небесные законы. Апостол Павел обращает наше внимание на то, что мы спасены благодатью через веру, и это не от нас, но – Божий дар (см.: Еф. 2: 8): «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви… нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом» (Еф. 2: 4–5). Для человека, который ищет праведности не земной, но Божией, на первое место выходит вера Поэтому для человека, который ищет устойчивости в жизни, праведности не земной, но Божией, на первое место выходит вера в Бога, которая, став ключевой точкой опоры, помогает приобрести ту Благодать, творческую энергию и свет, который, просвещая ум и сердце, делает из рядового законопослушного лица святого мужа и пророка. Пусть же Господь Светов просветит наши души и телеса, чтобы нам «познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12: 2), «ходить в обновленной жизни» (Рим. 6: 4), «служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве» (Рим. 7: 6). Аминь. Блаж. Феофилакт Болгарский: «Справедливо подвергается тому и другому – глухоте и немоте, ибо как преслушник наказывается глухотой, а как противоречащий – молчанием». См.: Феофилакт Болгарский , блаженный. Благовестник. Т. 1. Толкование на Евангелие от Матфея. Гл. 1. С. 32.

http://pravoslavie.ru/97141.html

Сей боговдохновенный архиерей доказывает, что и в бедах и злоключениях, постигающих нас, мы не должны переступать ни малейшей черты из круга воли Божией. Он говорит: «Многократно повторяли мы, что правые сердцем те, которые в течение всей своей жизни не противятся воле Божией, которая благоволит, чтобы ты был иногда здоровым, а иногда больным; когда ты здоров, тебе приятна воля Божия, а когда болен, она горька тебе: здесь ты не прав; почему? Потому, что не желаешь следовать воле Божией, но хочешь, чтобы Божественная воля соглашалась с твоей: Она права, а ты не прав, ибо твоя воля обязана следовать Божественной воле, а не наоборот. В таком поведении ты будешь иметь правое сердце, когда на вопрос: хорошо ли тебе живется? ответишь: «Благословен Бог утешающий». Трудно ли тебе живется? «Благословен Бог, испытывающий и исправляющий меня». Если так поступаешь, то имеешь правое сердце и со святым Давидом поешь в тайнике твоего сердца: Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих ( Пс 33, 2 )». Не только святой Августин преподает это наставление, но и прежде него царь Давид оставил нам поучительный пример: когда он бежал от преследования непокорного сына своего Авессалома со священниками, несшими пред Давидом ковчег завета Господня (высочайшую святыню народа израильского), в помощь от преследования; тогда царь Давид, приказывая возвратить ковчег на прежнее его место, сказал: «Если я обрету милость пред очами Господа, то Он возвратит меня и даст мне видеть Его и жилище Его; а если Он скажет так: “нет Моего благоволения к тебе”; то скажу Ему: “Вот я: твори со мною, что Тебе благоугодно” (см.: 2Цар 15,25–26 ). Так говорил могущественнейший царь, находясь в бегстве и величайшем унижении, но истинно понимая значение Высочайшей воли; он, всем сердцем вручая себя воле Божией, говорит: если Богу будет угодно, мы возвратимся в Иерусалим, а если нет на то Его благоволения, да творит Он лучшее, как Ему угодно».  О, благочестивые христиане, если бы и мы столь благоразумно, согласно своему долгу, рассуждали, то легче могли бы достигнуть всего: не было бы нам никакого неудобства в перенесении самых тяжких бедствий, ничто бы не тяготило нас и все охотно принимали бы с радостью по воле Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Tobolski...

Церковь освящена Крестом Христовым, Его учением, молитвами и таинствами, по выражению катехизиса. Святость неразрывно связана со свободой. Высшая степень святости осуществляется только в свободных действиях свободной твари, у людей и Ангелов. Для того, чтобы положить начало святой Церкви, Господь Иисус Христос принес Себя в жертву, жертву крестную. «Христос возлюбил Церковь, и предал Себя за Нее, чтобы освятить Ее, очистить банею водною, посредством Слова; чтобы представить Ее Себе Славною Церковью, не имеющею пятна или порока, или чего либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» ( Еф.5:26–27 ). Иисус Христос молился о Своих учениках: «Не молю, чтобы Ты взял их от мира, но чтобы сохранил их от зла... Освяти их истиною Твоею... И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною... Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их» ( Ин.17:15–20 ). Стать причастным святости Божией – в этом и состоит цель жизни христианской. Стать причастным святости Божией можно в различном отношении и в различной степени. У разных святых были разные виды святости, но все они были причастны Святости Божией. Свят был Святитель Николай Чудотворец, свят был и пророк Божий, Илия, свят был и преп. Симеон столпник, свят был и Филарет Милостивый, свят был и преп. Серафим Саровский , и святая Великомученица Варвара, и преп. Мария Египетская, но каждый из них свят был по-своему, хотя святость каждого из них была отображением святости Божией, той или другой ее стороны. И св. Алексий, человек Божией, и св. Александр Невский – оба отобразили в себе Святость Божию, но каждый по-своему, в соответствии со своею натурою и своими дарованиями и со своим назначением. Святость Церкви не есть простая совокупность святых людей: Церковь имеет свою особую святость, присущую Ей, как Церкви, проявляющуюся в Ее богослужении, молитвах, таинствах, и других действиях и явлениях Силы Духа Святого. Святостью Церкви освящаются не только живые члены Церкви, но и их останки, по смерти их, и вещи, им принадлежащие.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

4) Страх Божий, чтобы Бога опять не прогневать и так бы милости Его не лишиться. 5) Молитва, чтобы Бог в благодати Своей содержал его и благодатью Своею сохранял от греха, дьявола и прочего. 6) Высокое почтение к спасительному Христову смотрению, воплощению, страданию и смерти: ибо этим одним от великого бедствия избавился и великой милости Божией удостоился. 7) Несомненная надежда вечной жизни: «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего» (Рим. 8:32)? Так с апостолом рассуждает и заключает верная душа: вдруг, мол, если согрешу, такую милость получив от Бога и без всяких заслуг оправдавшись, опять потеряю то оправдание? От­вечает такому апостол святой Иоанн: «А если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, Праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1Ин.2:1-2). То есть: согрешивший не должен отчаиваться, а тотчас обратиться и прибегнуть к милостивому Ходатаю Иисусу Христу, признать грех свой со смирением и просить у Него прощения и милости, чтобы опять принял в общество верных Своих. Ибо не истощились щедроты Его и кающимся и стучащим в двери милосердия Его открываются. Однако должно крайне беречься от греха: хотя и непостижимо велика для грешников Божия милость, — не станем согрешать против милости Божией, чтобы, вместо милости, правосудие Его на себе не узнать. Без сомнения милостив Бог, но и праведен: и кто, уповая на милость Божию, не перестает грешить, тому опасаться надо, чтобы не испытать на себе праведного суда Его. Ибо «Бог поругаем не бывает» (Галл.6:7). Отсюда заключаем, что в ком нет плодов веры, то есть добрых дел, тем более в ком есть злые дела, бесстрашная и закону Божию противная жизнь, в том нет истинной сердечной веры, а есть только устная, ложная и обманная, хотя бы проповедовал и учил вере. Такой верой, особенно в нынешнем веке, исполнены уста премногих христиан, которые устами исповедуют и проповедуют Бога, но в сердце безбожие имеют и «делами отрекаются» от Него (Тит.1:16).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

5. И Петр был таковым потому, что был помилован. Послушай, что говорит ему Христос: « Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя » (Лк. 32:31). И Иоанн таков был по милости; и вообще все апостолы. Послушай, как Христос намекает на это, говоря: « Не вы Меня избрали, а Я вас избрал » (Ин. 15:16). Так, мы все имеем нужду в милости Божией: « Ибо милость Божия », — сказано, — « на всякую плоть ». Но если эти (мужи) имели нужду в милости Божией, то что сказать о прочих? Почему, скажи мне, « Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми » (Мф. 5:45)? Что, если бы Он в продолжение только года удержал дождь, — не погубил ли бы всех? Что, если бы произвел наводнение? Что, если бы одождил огонь? Что, если бы послал мух? Но что я говорю? Если бы Он произвел, мглу, как некогда, — не погубил ли бы всех? Если бы потряс землю, — не все ли бы погибли? Теперь прилично сказать: « то что есть человек, что Ты помнишь его » (Пс. 8:5)? Если Бог только погрозит земле, то все сделаются одним гробом. « Вот народы — как капля из ведра », говорит (Исая), « и считаются как пылинка на весах » (Ис. 40:15). Как для нас легко наклонить весы, так для Него погубить все, и вновь сотворить. Потому Тот, Кто имеет такую власть над нами, видит, что мы ежедневно грешим, и не наказывает, — не по милости ли терпит? И скоты существуют и сохраняются по милости же: « Человеков », — сказано, — « и скотов хранишь Ты, Господи! » (Пс. 35:7). Он призрел на землю, и наполнил ее животным. Для чего? Для тебя. А тебя для чего сотворил? Не для благотворения ли? Ничего нет превосходнее милости. Она есть виновница света и там (на небе), и здесь (на земле). « Напитаешь душу страдальца », — говорит пророк, — « тогда свет твой взойдет во тьме » (Ис. 58:10). И в самом деле. Как елей дает свет плавающим по морю, так милостыня дает нам великий и чудный свет там. Об этом елее много сказано у Павла. Послушай, как он в одном месте говорит: « Только чтобы мы помнили нищих » (Гал.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Его крайним нечестием, на которое, как на причину их падения, указывает Моисей, предостерегая Евреев от подражания им. «Не должен находиться у тебя, говорит он Израилю, проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых, ибо мерзок пред Господом всякий делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их (Хананеев) от лица твоего» ( Втор. 18:10–12 ). Итак изгнание Хананеев было делом правосудия Божия, но в отношении к Евреям оно было делом милости Божией к ним. Этой милости они ничем не заслужили. Как избрание их из среды всех народов для хранения истинного Богопочтения произошло не от дел их, но от Призывающего ( Рим. 9:12 ), от Его воли, так воля же Господа была единственным основанием той милости к ним, по которой они вступили в обладание чужой земли. Другого права на это обладание, кроме воли Божией, кроме милости к ним Господа, они не имели, а это право так неоспоримо, что упрекать их в незаконности их вторжения в Ханаанскую страну может только нечестивый. – По милости к избранному народу, Господь еще за несколько столетий неоднократно изрекал праотцам его обетование о наследии этой страны юже клятся Господь отцем вашим, Аврааму и Исааку и Иакову дати им и семени их по них (см. Быт. 12:7, 13:14–15, 24:7, 26:3–4 ; Исх. 33:1 ; Чис. 14:16 ). Обетование относилось собственно к потомству Авраама, Исаака и Иакова, к семени их, а не к ним лично. Если же в участие этого обетования вводятся вместе и праотцы, если Господь с клятвою обещает землю дать им, а не одному их потомству, хотя на самом деле они не были обладателями обетованной им земли и жили в ней в качестве пришельцев, – то это надобно понимать в том смысле, что здесь предки и потомки берутся нераздельно, что первые должны считаться обладателями не принадлежавшей им земли не в своем лице, а в лице наследников. Уверенность в исполнении обетования при потомках для родоначальника не менее приятна, как если бы обетованная земля лично ему принадлежала.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Смотрите выше. А если в приведенном изречении Апостол говорит: Воздаяние делаю­щему вменяется не по милости, но по долгу, то он это делает, чтобы опровергнуть тех, кто верит, что добрые дела возможны без Божией благодати, только собственными уси­лиями и по собственной воле, и таким делами возможно стяжать вечную жизнь. Таковых и обличает Апостол, и говорит: Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долг, то есть, если кто-либо делает что-либо собственными усилиями и его дела не име­ют никакого отношения к благодати, таковым награда не милость, а долг. Не будем же так безумны, как проклятые пелагиане, которые учат, что человек может спастись свои­ми собственными силами, без помощи Божией благодати. Мы же вместе со всей Право­славной Кафолической Церковью твердо верим и исповедуем, что без Божией благодати не можем сделать ничего доброго, по не ложному слову Христа: Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего ( Ин. 15, 4–6 ), и Апостол Павел ясно говорит: Но Благодатию Божией есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною ( 1Кор. 15, 10 ). Об этом же говорится в псалме: Господь дарует нам благо, и земля наша принесет плод свой ( Пс. 84, 13 ). Претыкание пятое Апостол говорит: нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас ( Рим. 8, 18 ). Из этого ясно, что наши дела и веч­ная жизнь не равны и имеют разное достоинство. Если бы вечная жизнь была наградой за наши дела, то была бы необходимость равенства вечной жизни и наших дел, ибо вся­кая награда дается, взирая на заслуги. Исправление претыкающимся ОТВЕЧАЕМ, ВО-ПЕРВЫХ. ВОЗРАЖЕНИЕМ: Бог испытал их и нашел их до­стойными Его ( Прем. 3, 5 ). Которые не осквернили одежд своих, и будут ходить со Мною в белых одеждах, ибо они достойны ( Откр. 3, 4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Так кротко, так милостиво, так человеколюбиво поступает с грешниками Господь наш! Ибо не хочет смерти грешника, но чтобы тот обратился от пути зла и был жив ( Иез. 18, 23 ). Итак, если имеем такого милосердного Господа нашего, придите, отложим темное облако противных помышлений, которое покрывает сердца наши, и, от вергнув дела тьмы, облечемся в оружия света ( Рим. 13, 12 ), вспомним, откуда мы ниспали, и, вспомнив, восплачем пред Господом, сотворившим нас и искупившим Кровью Своею, ибо Он есть Бог наш, а мы народ паствы Его и овцы руки Его ( Пс. 94, 6–7 ). Возвысим все единодушно от сердца глас наш: скоро да явятся нам щедроты Твои, Господи, ибо мы весьма обнищали! Пом оги нам, Боже, Спаситель наш, ради славы имени Твоего. Господи! избави нас и очисти грехи наши ради имени Твоего ( Пс. 78, 8–10 ). И еще: Господи Боже сил! восстанови нас, яви светлым лицо Твое, и спасемся ( Пс. 79, 8 )... Это мое рассуждение не касается тех, которые благодатью Божией стоят неподвижно в вере и плоды веры показывают. Знаю я твердо, что имеет Господь Своих рабов, почитающих Его, и знает их. Но твердое основание Божие стоит, имея печать сию: «познал Господь Своих» ( 2Тим. 2, 19 ), – говорит апостол. Он знает Своих, и Свои знают Его (см.: Ин. 10, 14 ). Им желаю в той благодати Божией пребывать и день ото дня преуспевать, от силы в силу восходить (см.: Пс. 83, 8 ), и до конца в том подвиге подвизаться, и своей братии, забывшей и забывающей христианский долг, усердной молитвой помогать. Таким говорит Христос: будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни ( Откр. 2, 10 ). А только здесь слово мое к тем относится, которые благочестием хвалятся, но силы его, которая состоит в вере, страхе и любви Божией, отрекаются ( 2Тим. 3, 5 ), говорят, что знают Бога, а делами отрекаются ( Тит. 1, 16 ), на языке веру, а в сердце неверие и безбожие имеют ( Иак. 2, 14 ). Если какие грехи сотворил ты по крещении и в истинном покаянии находишься, – не отчаивайся, но ожидай милости Божией. Сколько бы их ни было, и насколько бы велики и тяжки ни были, у Бога еще более милости: каково величие Его, такова и милость Его. Только впредь берегись грешить.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010