Правда Божия нарушена быть не может, но требует непременно, чтобы законопреступник был наказан, ибо свойство правды – каждому должное отдавать. Не сыскался человек, который бы закон Божий совершенно исполнил, потому что все согрешили и лишены славы Божией ( Рим. 3, 23 ). Не сотворил никто того, чего правда Божия требовала, и всякий обличался от закона как преступник и непокорный. Следовательно, и остался всякий по определению Божией правды под проклятием, и подпал вечному осуждению и смерти. Милосердие и человеколюбие Божие не терпело, чтобы человек был оставлен под проклятием, не терпело видеть его в вечной погибели. Правда Божия своего требовала, и милосердие Божие своего хотело. Надобно было и правде Божией удовлетворение свое получить, и милосердию Его не остаться без удовлетворения своего. Бог праведный и милосердный изобрел по Своей премудрости средство, которым и правда Его святая, и милосердие Его удовольствовались. Благоволил Сыну Своему, Который есть Ипостасная Божия Премудрость, воплотиться. Явился во плоти Сын Божий, и за нас, проклятых от закона, учинился клятвою, единый благословенный во веки ( Рим. 9, 5 ), и так искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою ( Гал. 3, 13 ); и, вместо нас, не исполнивших закона, совершенно исполнил закон, чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу ( Рим. 8, 4 ). Так закон Божий конец свой, то есть исполнение совершенное, во Христе получил, чего в нас не получил. Так правде Божией и милосердию Его удовлетворила Ипостасная Отчая Премудрость – Христос. Правде – так как Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши ( Ис. 53, 5 ; Рим. 4 , 25; 1Кор. 15, 3 ); милосердию – так как человек проклятый и вечному осуждению подверженный благословение верою во Христа получает от Бога и спасается ( 1Петр. 3, 9 ; Гал. 3, 9, 14 ; Рим. 5, 9–10 ). И чего в законе не мог сыскать, как немощный, то все верою во Христе обретает. Так милость и истина встретились, правда и мир облобызались! Истина с земли воссияла, и правда с неба приникла ( Пс. 84, 11–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

прим.). Чтобы явить Свою беспредельную любовь к людям, Бог, вечный, беспредельный и всесовершенный, послал в грешный мир, к людям, которые подлежали проклятию и смерти за бесконечно грехом оскорбленное правосудие Божие, Единородного Сына Своего во искупление за грех человеческий крестною смертию Его, чтобы мы, весь род человеческий, получили жизнь, будучи в духовной смерти чрез удаление от Бога грехом, благодатную в Церкви Христовой и вечную в Царстве Его Небесном (подробное разъяснение этих понятий см. Ин. 3:16 в Толковом Евангелии). — В том любовь и проч.: дальнейшее разъяснение самим апостолом этого величия Божественной любви к людям (ср. Рим. 8:32). Апостол обращает особенное внимание на ту черту любви Божией к грешным людям, что эта любовь Божия дарована людям совершенно не заслуженно с их стороны (ср. Рим. 5:8). Не мы возлюбили Бога: не люди прежде и более возлюбили Бога, но Он Сам. Люди согрешили и лишились милости Божией, огорчали и оскорбляли постоянно любовь Его своими грехами и беззакониями и недостойны были любви Божией. Но, несмотря на это, Он Сам возлюбил грешных людей и послал Сына Своего в умилостивление (см. прим. 2, 2), чтобы Своими заслугами Он удовлетворил правде Божией за грехи людей, избавил их от осуждения и муки и даровал им вечную жизнь.     11Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга. 12Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас. 13Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаём из того, что Он дал нам от Духа Своего. 14И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру.    11 — 14. Если так и проч.: «мы и прежде замечали, что у блаженного Иоанна в обычае — повторять об одном и том же одно и то же. Так он и теперь поступает» (Феофилакт). Подражая примеру любви Божественной, и мы должны любить друг друга; не только вообще ближних своих, но и врагов своих, так как и мы были враги Богу, но смертию Христовою стали сынами Богу (2, 23; Мф.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Святой Иоанн Златоуст наставляет меня в этом, говоря: «Ты не понимаешь, что значит выражение: угождать Богу, то есть молиться Ему, прославлять Его всемогущество, правду и милость и исполнять Его волю, если ищешь в угождении Богу другой награды: высочайшая награда и есть живое наше общение с Богом».  В-третьих, наше желание исполнять несомненную волю Божию должно быть спешное (скорое) и непринужденное (по доброй воле совершаемое). Да будет воля Твоя, Отче Небесный: я готов исполнять ее безотлагательно и по собственному желанию; кто раздумывает сначала, исполнять или не исполнять заповеди Божии, тот не хочет исполнять их; ибо доброхотно посвятившему себя на служение Богу свойственно быть всегда готовым и без малейшего отлагательства исполнять Его святую волю. У свободной воли, совершающей доброе дело, отнимается столько благодати Божией, насколько она находится в закоснении своем для совершения доброго дела. А потому каждый истинный христианин должен вместе с Давидом всегда повторять: Готово сердце мое, Боже, утвердилось оно сотворить всю (и легкую, и тяжелую для меня) Твою волю ( Пс 107, 2 ).  В-четвертых, с сердечным удовольствием должно исполнять волю Божию. Некоторые дела совершаются хотя и скоро, но неохотно, не от сердца. А потому апостол Павел наставляет коринфян, говоря: Кто сеет скупо, для того и жатва скупа; а кто сеет щедро, для того щедра и жатва: каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог ( 2Кор. 9,6,7 ). Кто предположил себе во всяком своем деле поступать по воле Божией, тот, если встретится что- нибудь и скорбное, не считает его таковым, а принимает за счастливое, легко его переносит на себе, говоря с Христом Господом: «Моя пища есть – творить волю пославшего Меня и совершить дело Его. Итак, да будет воля Твоя и на земле, как на небе».  В-пятых, исполнение воли Божией должно бьггь совершенное и всецелое. Человек, желающий истинно исполнять волю Божию и быть угодным Богу, не ищет себе оправдательных оговорок и мнимых причин к замедлению в исполнении воли Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Tobolski...

Сердце подобно сосуду. Сосуд полный, наполненный водой или чем-то другим, ничего иного в себя не вмещает. Напротив того, сосуд пустой удобен для восприятия всего. Поэтому люди опустошают сосуд, когда что-то другое хотят в него влить или положить. Так и сердце человеческое. Когда оно пустое и не имеет в себе прихотей мирских и плотских, удобно к восприятию Божией любви, а когда наполнено любовью мира сего, плотскими прихотями и греховным пристрастиями, тогда любовь Божия в него вместиться не может. Как может сердце, исполненное сребролюбием, самолюбием, славолюбием, сластолюбием, гневом, злопамятностью, завистью, гордостью и прочими беззаконными пристрастиями, вместить в себя любовь Божию? Сердце человеческое само по себе, без благодати Божией, злое, ибо не что иное, как только суетное и злое помышляет, как написано: помышление сердца человеческого – зло от юности его ( Быт. 8, 21 ), – откуда сердце это называется в Писании каменное: ибо ни увещаниями, ни угрозами, ни милостью, ни строгостью не преклоняется и не умягчается. Потому Бог обещается верным Своим дать сердце иное. И дам им сердце единое, и дух новый вложу в них, и возьму из плоти их сердце каменное, и дам им сердце плотяное ( Иез. 11, 19 ). Поэтому о человеке, благодатью Божией не возрожденном, говорится: сказал безумный в сердце своем: «Нет Бога». И Господь говорит: из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления ( Мф. 15, 19 ). И хотя благодатью Божией просвещен будет человек, однако зло это, из сердца исходящее, чувствует, и должен много труда во всю жизнь прилагать и против природного того бедствия духовно сражаться, ибо непрестанная ему предлежит против того брань. Откуда читаем, что и водой и Духом возрожденные, и святые впадают в тяжкие грехи, которые из этого растленного источника проистекают. Поэтому повелено всем верным молиться и просить у Небесного Отца благодати Святого Духа, чтобы смогли противиться тому злу, от сердца происходящему, и умерщвлять его.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Сказал ходатайствует о нас, чтобы показать любовь Христа к нам, то есть что хотя Христос и исполнил домостроительство по плоти, однако не прекратил человеколюбивого отношения к нам, но предстательствует за нас. Это значит ходатайствует. Такое выражение отнюдь не умаляет славу Единородного. Прежде сказал: Он и одесную Бога (это знак величества Его), почему и присовокупил: ходатайствует, показывая этим не другое что-нибудь, но как сказано, любовь к нам. И об Отце сказано: как бы Сам Бог увещевает чрез нас (2Кор.5:20). Неужели слава Бога умаляется от того, что Он молит? Напротив, это служит знаком неизреченного попечения Его о нас. Некоторые понимали слова ходатайствует о нас так: поскольку Он носил тело и не сложил его, как пустословят манихеи, то это самое и есть предстательство и заступление ко Отцу: ибо, взирая на это, Отец вспоминает о любви к людям, по которой Сын Его понес тело и таким образом склоняется к милосердию и милости. Так говорит Павел потому, как неоднократно замечал я, чтобы воодушевить бедствующих и показать им, что и Дух ходатайствует за нас, и Отец не пощадил для нас Собственного Сына, но оправдал и прославил нас, и Сын предстательствует за нас. Поэтому вы не должны ни унывать, ни упадать духом. Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? Показав неизреченную любовь к нам Отца и Сына и Святого Духа, как бы по божественному воодушевлению восклицает: кто отлучит нас от любви Божией? Кто так любим и сподобился такого промышления, того ничто не может отлучить от этой любви. Именем же скорби и тесноты обнял все, что только может причинить бедствия, хотя и не перечислил их поодиночке. Как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание. Дабы не почли скорбей и тесноты прекращением любви Божией, приводит слова пророка, предвещавшего о них и показавшего, что терпение или умерщвление всякий день для славы Божией составляет величайшее утешение, каковое терпение или утешение бывает по произволению, потому что для природы оно невозможно. А умерщвляться значит быть приносимым в жертву Богу. На это именно указывает, когда говорит: за овец, обреченных на заклание. Как овцы не противятся, когда их закапают, так и мы.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Сравни противоречивые стихи 3 и 4 третьей главы Книги Ионы и слова Евангелия от Матфея: как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли ( Мф 12,40 ).  3  Поймите, братия христиане, какую извлекают для себя пользу люди своевольные и в какие заблуждения иногда впадают даже богоугодные мужи через упрямство своих мнений. Пока не отвергаемся мы пристрастия к самолюбию и к своеволию, сопротивляясь событиям, бывающим по воле Божией, до тех пор мы не можем совершить ничего доброго и благоприятного Богу: ни дары, ни обеты, ни молитвы, ни жертвы и приношения Богу неприятны, когда они совершаются противниками воли Божией. Пост Богу приятен, милостыня Богу любезна, умилостивительны молитвы, когда все это совершается не по-фарисейски, нелицемерно, то есть: не для достижения какой-либо внешней цели, льстящей нашему тщеславию, корыстолюбию, своевластью и т.п. порокам, противным воле Божией. А потому (страшно даже выговорить) что Бог отвергает посты, молитвы и благотворения (дела милосердия), Ему весьма благоприятные, когда они совершаются лицемерно, против Божией воли, а в угоду собственной. Таким лицемерам говорит Бог устами пророка Исаии: Вы поститесь не для Меня, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других... вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других: не такого поста Я избрал... Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся ( Ис 58,3–7 ). Почему неправый пост отвергнут Богом? Потому что в дни поста лицемер вместо самоотвержения угождает преимущественно своей воле, употребляя пост для удобнейшего достижения ее похотений; но Бог говорит: «Я люблю пост, но ненавижу и отвергаю лицемерие, оскверняющее пост». Если кто человеку, не терпящему запаха лука или чеснока, подает пищу, приправленную ими, тот не только не доставит удовольствия требующему пищи, но еще заставит его терпеть голод: ибо отвращение от нелюбимого запаха отобьет у него аппетит.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Tobolski...

Ст. 15–16. …И посылал к ним (к Иудеям) Господь, Бог отцов их, посланников Своих от раннего утра, потому что Он жалел Свой народ и Свое жилище. Но они издевались над посланными от Бога и пренебрегали словами Его, и ругались над пророками Его, доколе не сошел гнев Господа на народ Его, так что не было ему спасения... В этих словах заключается главная и внутренняя причина падения царства Иудейского с его столицей, и погибели дома Божия с его святыней и сокровищами, – это крайнее и всеконечное развращение Иудеев, превзошедшее все меры божественного милосердия и промышления о народе еврейском. Но эти слова Писания важны не только по отношению к народу еврейскому, но и к народам всех времен, и ко всем племенам земли, – точно так же, как и в отдельности к каждому человеку; ибо в них излагается тайна отношений всеправосудной и всемилосердной воли Божией в ограниченной и несовершенной воле человеческой. Оказывается, что по той мере, как собираются громы небесного правосудия над развращением людским, – по той мере усиливается и богатство щедрот и промыслительных мер Божиих для ослабления и рассеяния этих громов. В этом-то смысле и говорится об Иудеях, что Бог отцов их, т. е. тот самый Бог, Которого возлюбили всем сердцем своим и всей мыслью своей патриархи Авраам, Исаак и Иаков, – сей самый Бог, ради благочестия и верности древних рабов Своих, посылал и к их потомкам посланников Своих от раннего утра, т. е. неусыпно и неустанно звал их к Себе устами пророков, давая им чувствовать их заблуждения и склоняя к покаянию, дабы потом помиловать их; ибо, – прибавляет Писание, – Он жалел свой народ и Свое жилище (т. е. храм). Но не мог ли Господь, если Он так жалел народ Свой, помиловать его – или туне, задаром, – или же, наперед сделавши его достойным Своей милости, т. е. обративши к Себе одной всемогущей силой Своей, как это Он сделал, по-видимому, с Ниневией, накануне ее погибели? Но первое было бынесогласно с правдой Божией и унижало бы достоинство самого дара благодати Божией, который повергался бы в сем случае недостойным людям, как святыня псам, или как бисер пред свиньями 814 ; второе же было бы несогласно с достоинством и сущностью нравственной свободы человеческой, насильное и непреклонное влияние на которую всемогущей воли Божией равнялось бы уничтожению и подавлению воли человеческой, – этого величайшего дара Божия и было бы ничем иным, как отнятием этого дара, – Господь же даров Своих назад не возвращает, в силу неизменяемости определений Своей премудрой и непогрешимой воли.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Так как (коринфяне) ревновали о делах духовных, то называет милостыню «благодатию», чтобы прибегали к ней, и «общением», чтобы знали, что они не только дают, но и сами получают. Они, – говорит, – просили нас, чтобы мы приняли такое служение. И не только то, чего мы надеялись (И не якоже надеяхомся) (ст. 5). Это он говорит и в отношении к качеству (милостыни) и к скорбям. «Мы не надеялись, говорит, чтобы находящиеся в таких скорбях и в такой нищете стали нас убеждать и столько просить». И в прочих делах (апостол) показал их тщательность, сказав: но они отдали самих себя, во-первых, Господу, [потом] и нам по воле Божией… Смотри же, как и здесь словами – отдали самих себя Господу – показывает необычайную ревность их (к Богу). Они не покорились частью Богу, а частью миру, но все и самих себя всецело предали Богу. Помогая бедным, они не возносились; напротив, творили милостыню с великим смиренномудрием, с великим послушанием, с великой почтительностью, с великим любомудрием. Что же значит: «по воле Божией»? Так как он сказал: отдали… самих себя нам, то (и указывает), что и это они сделали не по человеческим расчетам, а по воле Божией. Поэтому мы просили Тита, чтобы он как начал, так и окончил у вас и это доброе дело (Во еже умолити нам Тита, да якоже прежде начат в вас, такожде скончает и благодать сию) (ст. 6). И заметь преизобилие любви его (апостола Павла – Л.И.). «Когда, – говорит он, – те просили и убеждали нас, мы заботились о вас, чтобы вам не отстать от них. Поэтому и послали мы Тита, чтобы вы, возбужденные и наведенные этим на мысль, соревновали македонянам», – потому что Тит был там, когда было писано это послание. При этом показывает, что (Тит) еще до увещания Павлова начал это дело, как видно из слов: чтобы он как начал. Потому-то и высказывает великие похвалы Титу, как в начале послания говоря: я не имел покоя духу моему, потому что не нашел [там] брата моего Тита (2, 13), так и здесь, кроме всего вышеуказанного, прибавляя и эти последние слова. Немалая ведь похвала заключается в том, что он прежде начал, – это было знаком горячей и ревностной души. Для того и послал Тита, чтобы самое присутствие его послужило (для коринфян) побуждением к подаянию милостыни. Выхваляет же его для того, чтобы сильнее расположить к нему коринфян, так как и то имеет великую убедительную силу, если убеждаемые расположены к убеждающему. Упоминая же о милостыне в первый, второй и третий раз, прекрасно называет ее благодатью: Уведомляем вас, братия, о благодати Божией, данной церквам Македонским; и опять: доброхотно …весьма убедительно просили нас принять дар и участие [их] в служении святым; и еще: чтобы он, как начал, так и окончил у вас и это доброе дело. c. 616–617. Беседа 16 на Второе послание к Коринфянам]

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Таким образом, Священное Писание и толкование этого отца учат нас, что мы должны непременно молиться за усопших, приносить за них Бескровные Жертвы и раздавать милостыню, поскольку они больше не могут совершать этого для себя. Вопрос 66. Что нам следует думать об Огне Чистилища? Ответ. Нигде в Священном Писании не говорится, что существует временное наказание, посредством которого, души бы очищались после смерти 45 . Напротив, Церковь на втором Константинопольском соборе осудила Оригена именно за это мнение 46 . Кроме того, очевидно, что душа после смерти не может снова стать причастницей Таинств Церкви. Если бы она могла что-нибудь сделать в удовлетворение за свои грехи, то могла бы там принимать участие и в Таинстве Покаяния. Поскольку это противоречит православному учению, то Церковь правильно поступает, что приносит за эти души Бескровную Жертву, вместе со своими молитвами, чтобы им было прощено то, чем они согрешили в продолжение этой жизни. Но они не переносят никакого наказания, посредством которого бы очищались. Наша Церковь не признает и не одобряет такие басни, воображаемые некоторыми людьми о душах, что когда они отходят от мира без раскаяния, то наказываются на острых вилах, в водах и озерах. Вопрос 67. Какое место специально определено душам умирающих в благодати Божией? Ответ. Те души людей, которые умирают в благодати Божией и изгладили свои грехи покаянием, имеют своим местом руки Бога. Как говорит Священное Писание: «Души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их» ( Прем. 3:1 ). Их место называется также «раем», как наш Христос Господь сказал на кресте разбойнику: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» ( Лк. 23:43 ). Оно зовется и «лоном Авраама», как у Луки: «Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово» (16:22), и «Царством Небесным», по слову Господа: «Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном» ( Мф. 13:11 ). Поэтому, каким бы кто из упомянутых нами имен ни назвал это место, не погрешит, только бы знал, что души находятся в благодати Божией в Царстве Небесном и, как гласят церковные песнопения, «на небесах».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pr...

98. Кто, далее, будет столь неразумен, чтобы сказать, что Бог не может обратить злую волю людей, какую, когда и где захочет, в добро? Но если Он делает это, делает по милости, а если не делает, не делает по суду. Потому что «кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает» ( Рим. 9:18 ). Это, как говорил апостол, указывало на благодать, об откровении которой по отношению к тем близнецам во чреве Ревекки он уже раньше сказал: «Когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого, (дабы изволение Божие в избрании пребывало, не от дел, но от Призывающего), сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего» ( Рим. 9:11–12 ; Быт. 25:23 ). По этому поводу он привел другое пророческое свидетельство, где написано: «Иакова Я возлюбил, Исава же возненавидел» ( Рим. 9:13 ; Мал. 1:2 ). Чувствуя, как сказанное могло подействовать на тех, которые не в состоянии постигнуть разумом эту высоту милости, он говорит: «Что же скажем? Неужели неправда у Бога? Да не будет» ( Рим. 9:14 ). Неправдой кажется то, что Бог без каких бы то ни был заслуг добрыми или злыми делами одного любит, другого ненавидит. Если бы он хотел указать на будущие дела, или добрые одного, или дурные другого, которые Бог предвидел, он никогда не сказал бы: «не от дел» но сказал бы: «от будущих дел» и таким путем он разрешил бы этот вопрос и не вызвал бы никакого другого вопроса, подлежащего разрешению. Теперь же, когда он ответил: «да не будет» т.е. да не будет неправды у Бога, он в доказательство того, что это произошло не по какой-нибудь неправде Божией, говорит: «Ибо говорит Он Моисею: кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею» ( Рим. 9:15 ; Исх. 33:19 ). Да и кто, кроме безумного, может считать Бога несправедливым, когда Он или достойного по суду наказывает, или недостойного по милости жалеет? Потом он заключает и говорит: " Итак, (дело это) не... желающего и не... подвизающегося, но... милующего Бога» ( Рим. 9:16 ). Итак, оба близнеца родились по природе чадами гнева ( Еф. 2:3 ), не за какие-нибудь собственные дела, но по происхождению от Адама связанные оковами осуждения. Но Тот, Кто сказал: «кого миловать, помилую» Иакова возлюбил по незаслуженной милости, Исава же возненавидел по заслуженному суду. Так как для обоих это было определено раньше, то один из них ясно увидел, что коль скоро при одинаковых обстоятельствах его не постигло одинаковое наказание, ему нужно хвалиться не избытком своих заслуг, но богатством Божеской милости, потому что это – дело «не... желающего и не... подвизающегося... Бога». Возвышеннейшим и спасительнейшим таинством открывается, что вся наружность и (если можно так выразиться) выражение лица священного Писания убеждает благомыслящих в том, «чтобы... хвалящийся хвалился Господом " ( 1Кор. 1:31 ; Иер. 9:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010