Матфею, сыну императора, получившему эти области, как было сказано выше, в управление, казалось невыносимым позволить персам свободно и без труда унести оттуда добычу. А поскольку было отнюдь не легко спешно набрать из одного лишь Гратианополя, где ему тогда случилось иметь пребывание, войско, достаточное для противодействия варварам, то он взял три сотни из бывших в наличии всадников и фалангу пехотинцев и решил совершить форсированный марш на большой скорости по непроходимым местам, пока армия разбойников не скрылась с добычей. Итак, найдя подходящее место, через которое, как он считал, варвары пойдут на обратном пути, он устроил там засаду и выслал вперед некоторое количество легковооруженных воинов на разведку. Услышав от них, что варвары были все еще заняты грабежом вдали от лагеря, он позволил своим солдатам слегка подкрепиться завтраком. Но поскольку им было нелегко найти достаточное количество воды, чтобы удовлетворить естественную потребность, вызванную тяготами пути и дневным зноем, то они занялись своим оружием, терпя без еды большую часть дня; Матфей же, как главнокомандующий, разделил войско на отряды и кавалерию, под предводительством лучших [командиров], распределил между правым и левым флангами, пехоту поместил посередине, отдав под начало самых опытных в военном деле таксиархов, а сам с несколькими всадниками объезжал строй, побуждая солдат к мужеству и отваге. Когда же день перевалил за полдень, варвары с большой добычей показались вдали. Подойдя ближе, они испугались было, заметив армию ромеев, сиявшую от блеска оружия, но тут же ее презрели, поняв, что она была не очень-то велика. Они сочли за лучшее, оставив добычу немного позади, собраться воедино и смело обороняться от нападения ромеев. Поэтому они первым дедом поставили в арьергард своих самых подвижных лучников и приказали им то атаковать, то, наоборот, отступать и избегать сражения в их обычной манере, и, часто делая это, вводить ромеев в заблуждение и расстраивать их боевой порядок. Когда ромеи стремительно атаковали и трубачи подали сигнал к сражению, персы сразу издали боевой клич и с большой дерзостью схватились с ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Татикий, увидев латинян вместе с Умбертопулом, воспрянул духом и, так как ему и самому удалось собрать сильное войско, тотчас выступил против скифов. Подойдя к окрестностям Филиппополя, он располагается лагерем на берегу реки, которая протекает у Блисна 729. Когда же Татикий увидел скифов, возвращающихся из набега с большой добычей и многочисленными пленниками, он, не успев еще сгрузить в лагере снаряжение, выделил из своего войска сильный отряд и послал его против скифов. Затем он вооружился сам, приказал облачиться в доспехи всем своим воинам, построил фаланги и выступил вслед за посланным отрядом. Заметив, что скифы с добычей и пленниками соединились с остальным скифским войском на берегу Гебра 730, Татикий разделил свое войско на две части, приказал на обоих флангах поднять боевой клич и с воинственными возгласами и громкими криками напал на варваров. В завязавшейся жестокой битве большинство скифов было убито, но многие рассеялись в разные стороны и спаслись. Забрав всю добычу, Татикий победителем вступил в Филиппополь. Расположив там все войско, он стал раздумывать, с какой стороны и каким образом следует ему вновь напасть на варваров. Зная, что их силы неисчислимы, Татикий разослал во все стороны наблюдателей, чтобы от них постоянно получать сведения о скифах. Возвратившись назад, наблюдатели сообщили, что великое множество варваров находится у Белятово и опустошает окрестности. Татикий ожидал прихода скифов, но, не имея достаточно сил, чтобы противостоять такой массе врагов, находился в полном смятении чувств и не знал, что предпринять. Тем не менее он оттачивая свое оружие и вдохновлял войско к битве. Между тем к Татикию явился некто, кто сообщил о приближении варваров, утверждая, что они находятся уже недалеко. Татикий сразу же взял оружие, вооружил все войско, немедленно переправился через Гебр, расположил по отрядам фаланги, выстроил их для битвы и сам принял командование центром боевого строя. Варвары со своей стороны тоже выстроились в принятый у скифов боевой порядок и установили свои войска для сражения; они, казалось, искали битвы и как бы вызывали на бой противника.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Наконец наступила весна. С юга потянул тёплый ветер, нагоняя тяжёлые сизые тучи, и, когда они укрыли всё небо, пошёл первый весенний дождь. Он шёл весь вечер и всю ночь. А наутро разъяснело, выглянуло солнце, и повсюду по овражкам и ложбинкам зажурчали ручьи. Весна пришла спорая, дружная. Снег быстро таял, и, почуя тепло, на лесных полянах, на опушках по зорям затоковали тетерева. Тетерюк тоже почуял весну. Он как-то весь приободрился, стал совсем иной: над глазами, как два красных гребня, надулись огромные брови, а хвост завился в две тугие косицы. Тетерюк сделался очень драчлив. Утром, как только ребята входили в кладовку, он принимал боевой вид, оттопыривал вниз крылья, распускал хвост и наскакивал на детей, издавая задорный боевой клич: “Чу-фшшшш, чу-фшшшш…” А потом он отбегал в сторону, припадал к земле и, вытянув шею, начинал бормотать: “Уруруруруру, уруруруруру…” Это Тетерюк тоже по-своему встречал весну с её теплом и токовал в своей кладовке. Но вот один раз утром, ещё на заре, Анна Михайловна проснулась от какого-то странного шума, хлопанья крыльев и шипения под окнами школы. Она выглянула в окно и увидела замечательную сцену. На полянке перед кладовкой токовало несколько тетеревов. Они бегали по школьному участку и наскакивали друг на друга. А один из лесных петухов, весь распушившись, так и налетал на дверь кладовки, из-за которой ему отвечал таким же задорным боевым криком запертый Тетерюк. С тех пор каждое утро, как только занималась заря, из кладовки раздавались призывные крики: “Чу-фшшшш, чу-фшшшш…” И в ответ на этот призыв откуда-то из лесу на поляну за школой слетались чёрные краснобровые петухи, чтобы начать там свой весенний турнир. Много раз на ранней заре Анна Михайловна, ребята и Николай Иванович наблюдали это зрелище из окон школы. Лишь запертый Тетерюк не мог принять участие в общем веселье и токовал один в кладовке. — А давайте-ка выпустим его на волю, — предложил кто-то из ребят. Зачем зря взаперти держать! Все согласились. — Только знаете как выпустим, — сказала Анна Михайловна, — сперва завяжем белую тряпочку на лапке, чтобы заметить его, и выпустим рано утром, когда тетерева к нам слетятся. Привяжем верёвочку к двери кладовки и откроем во время тока.

http://azbyka.ru/fiction/lesnoj-pradedus...

Политика. Сила, способная вырвать писателя из любования прошлым и грёз о будущем и бросить в кипящую лаву настоящего. Политика как борьба идей требует от писателя предельного напряжения, требует всех его дарований. Статьи и воззвания, такие как «Трагедия централизма» или «Слово к народу», родятся мгновенно, словно горячий выдох, словно боевой клич, но энергии заберут больше, чем обстоятельный роман. Газеты «День» и «Завтра» на много лет станут еженедельными романами редактора Проханова. Кажется, русская литература уготовила всё это для нескольких творческих биографий, но чаша грозного и благодатного бытия досталась одному Проханову. И он сдюжил: укротил историю. Стал ловцом истории, который позволил ей поймать самого себя. Он не дал истории умереть, делая её бессмертной в своих романах. История же сберегла его среди пуль, среди врагов и напастей. История умоляет писателя пролить на неё живую воду, чтобы её могучее, богатырское тело, рассечённое распрями и противоречиями, наконец, срослось. И Проханов проповедует о том, что нет ни красных, ни белых, а есть русские люди. Проханов свидетельствует об извечной русской империи, которую, словно икону, переносят из века в век, лишь меняя на ней ризы. Проханов насыпает Изборский холм, где собраны земли из русских обителей, из мест нашей боевой славы, из мест, озарённых русской литературой. Проханов однажды сказал, что спустя годы всё пережитое казалось бы ему сном, если бы не живые свидетельства — романы. Каждый прохановский роман — это сачок, которым писатель, как бабочек, ловит людей, их слова, деяния и помыслы. Страстный охотник и собиратель, он неустанно гонялся за добычей и в итоге нажил огромную коллекцию литературных бабочек. И кажется, что «Исповедь», высказанная теперь, это мистическое воскрешение тех, кто когда-то послужил прототипами для литературных героев. Это благодарность и поклон Проханова всем, кто вместе с ним сотворял и сберегал историю. Но «воскрешённые» в «Исповеди» люди и события потребовали нового художественного преображения — стихов и рисунков. Стихи и рисунки всегда приходят к Проханову в самые сокровенные, самые исповедальные, самые напряжённые периоды жизни. В студенческой юности и в пору издания первой книги, во время чеченских войн и гибели подводной лодки «Курск». В прохановских стихах и рисунках одновременно и первый день творения, и апокалипсис. В них какая-то детская непосредственность, молодое жизнелюбие и при этом реликтовый страх конца света. Проханов проиллюстрировал, раскадрировал «Исповедь» рисунками. А может быть, понадобились сокровенные слова, чтобы соединить рисунки в промыслительном порядке — и так родилась «Исповедь». Проханов наполнил «Исповедь» стихами. А может быть, это «Исповедь» в самых пронзительных её моментах обрела рифму, ритм, уложилась в строфы:

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/11/an...

  «Смотрите чаще на Небо»   Увы…  война на то и война, что её главная задача разрушить мир, а вместе с ним все планы на  будущее и жизнь в любых вариантах. Вы собирались жениться, только что получили квартиру и планируете заняться ремонтом или ждёте отпуска, чтобы провести его на Бали, а тут… война какая-то. Она не только переносит на неопределённый срок наши планы: несыгранную свадьбу, отложенное новоселье или поездку на курорт. Она часто отменяет саму жизнь, которую мы так любим, дорожим и ради комфортного обеспечения которой многие и пошли служить в Армию! Поэтому отягощённому решением своих финансовых проблем солдату, по-настоящему воевать (т.е. реально рисковать жизнью) очень тяжело. Это правило многократно подтверждено всеми войнами. Чем больше привязан боец к «земле», тем меньше следует ожидать от него подвигов самопожертвования. Чем больше он «оторван от земли» - тем выше в нём боевой дух, презрение к смерти, тем больше его бое-готовность – способность умереть за Идеалы! «Смотрите чаще на Небо, – поет мой любимый бард Андрей Селиванов, - И в жизни всё будет иначе/Не в смысле денег и не в смысле дачи/А в смысле хлеба и соли». Взять события на Украине, где против ополченцев, усиленных добровольцами и гуманитарной помощью из России, воюет хоть и плохо подготовленная, но регулярная армия Украины, национальная гвардия, БТО, укомплектованные в своём большинстве контрактниками и добровольцами. Чем принципиально отличаются украинские силовики – те же хоть и замороченные, но славяне - от наших? Хуже вооружены и экипированы? У них другая мотивация или они не патриоты своей страны? Чушь собачья! Брошенная ими при отступлении, вполне исправная техника и оружие говорят об обратном. А одной из главных причин (согласно допросов пленных), по которой солдаты и офицеры пошли на войну, оказались деньги. При этом, судя по обилию национальной символики на технике и экипировке, украинская армия уверенно занимает лидирующее место в мире по патриотизму. Да и их боевой клич: «Слава Украине!» - «Героям - слава!» вполне духоподъёмен. Только вот с боеготовностью у них плоховато. Вы слышали что-нибудь о массовом героизме или подвигах украинских военных? Я тоже нет. Но кто даст гарантию, что наши профессионалы, попав в ситуацию, связанную со смертельным риском, будут действовать иначе? По крайней мере «заблудившиеся» на Украине наши гвардейцы - десантники, оказавшись в плену, смотрелись ничуть не лучше своих украинских коллег.   

http://radonezh.ru/analytics/smelo-my-v-...

Эти главы были названы «Книгой Еммануила» по имени обещанного Младенца из 7:14; 8:8, чьи природа и царственность проявляются в 9:1–7 и 11:1 –10 на фоне опасности, грозящей данному месту (7:1–9), и на фоне рассеяния по всему миру (11:11–16). Пророчества появляются в связи с современным им кризисом, однако они распространяются на последние дни (9:1) и на всю землю (11:9–10; 12:4–5). 7:1–17 Исайя противостоит царю Ахазу 7:1–9 Призыв к вере. Это пророчество датируется 735 г. до н. э., когда Сирия и Израиль предприняли отчаянную попытку объединить своих соседей против настроенной захватнически Ассирии. Получив от Иудеи отказ сотрудничать, они пытались применить силу, чтобы заменить иудейского царя собственным ставлеником, неким сыном Тавеиловым (6). Вмешательство Исайи на фоне всеобщей паники выглядит значительным и впечатляющим. Его сын Шеарясув («остаток обратится») был живым знамением суда и спасения (см.: 1:27; ср.: 8:18). Само место их встречи позже станет подтверждением пагубности того пути, на котором стоял царь Ахаз (36:2). Приказ будь спокоен; не страшись стал первым из длинной череды призывов уповать на Бога, а не заниматься интригами (ср.: 7:9б; 8:12–13; 28:16 и особенно 30:15). Это было вполне логично, поскольку Сирия и Израиль, две дымящиеся головни или «окурка», вскоре были погашены. Сирия была сокрушена в 732 г. до н. э., в то время как Израиль лишился своих северных территорий уже в 734, а в 722 прекратил существовать как государство, постепенно утрачивая национальные признаки в процессе нескольких заселений, продолжавшихся вплоть до правления Асардана (ср.: 4:2). А к концу этого периода Израиль поистине перестал быть народом (8). Сила ст. 7б–9а заключается в том, что косвенно Иудея находится во власти Единого Бога, в то время как ее враги неизбежно оказываются во власти людей, и каких людей! Одни их имена уже говорят сами за себя! В призыве к вере (9) заключена самая суть проповеди Исайи, игра слов в нем напоминает боевой клич и так же не поддается переводу, как и 5:7. Ее можно передать примерно следующим образом: «Сомневаясь в Боге, протянешь ноги!» или «От сомнения все огорчения!»

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Впереди второе судно, с трудом идет оно в ревущем шторме, его рваные паруса развеваются, как ленты, на мачтах, а на палубе теснятся люди, привязанные к поручням, через которые перекатываются каждое мгновенье гигантские волны, унося обреченных в пенящееся море. Заднее судно несется среди ревущих валов, с быстротой и силой, которым ничто не может противостоять, и, врезавшись в корму переднего судна, разбивает его своим килем. Из чудовищной воронки, образовавшейся на месте затонувшего судна, вырывается вопль, такой громкий и пронзительный, – предсмертные крики тонущих, слившиеся в неистовый вой, – что заглушает боевой клич стихии и прокатывается долгим эхом, которое, казалось, прорезает воздух, небо и океан. Но что это там – эта старая, седая голова, которая показалась над водой и бросая отчаянные взгляды и взывая о помощи, борется с волнами? Один взгляд – и он прыгает за борт судна и, сильными взмахами рук рассекая воду, плывет к ней. Он приближается к ней, настигает ее. Это – лицо того человека. Старик заметил его приближение и тщетно пытается от него ускользнуть. Но он крепко схватывает его и влечет ко дну. Вниз, вниз вместе с ним, на глубину трехсот футов; борьба все слабее, слабее и, наконец, прекращается. Старик мертв – он убил его и сдержал свою клятву. Босой и одинокий, идет он по раскаленным пескам необъятной пустыни. Песок душит его и слепит глаза, мелкие песчинки проникают в поры кожи и доводят почти до безумия. Гигантские массы песка, гонимые ветром и насквозь пронизанные лучами палящего солнца, вздымаются вдали, подобно огненным колоннам. Кости людей, погибших в ужасной пустыне, валяются у его ног, зловещий свет озаряет все вокруг; сколько хватает глаз, все внушает ужас и страх. В отчаянии он тщетно пытается вскрикнуть, но язык прилип к гортани, и вне себя он бросается вперед. Наделенный сверхъестественной силой, он бредет по песку, пока не падает без чувств на землю, измученный усталостью и жаждой. Какая ароматическая свежесть оживила его, что это за журчанье? Вода! Да, это источник, и чистый, прохладный ручей струится у его ног.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=707...

Милый несмышленыш! Он принял эту уловку за чистую монету, и по сей день носит на пальчике наперсток, хотя трудно представить себе существо, которому эта вещь была бы нужна меньше, чем ему. Вы, конечно, понимаете, что хотя Питер и оставался маленьким мальчиком, на самом деле мимо пронеслось много времени. И я осмелюсь предположить, что младенец, заменивший Питера его маме, давным-давно стал джентльменом и носит усы. Но вы не думайте, что одинокий, вечно маленький Питер заслуживал только жалости! Нет, во многом он был достоин восхищения. Мейми, например, очень скоро это поняла. Ее глаза засияли от восторга, когда он поведал о своих похождениях. Особое же впечатление на нее произвел рассказ о героическом плавании в дроздином гнезде между Островом и Садом. - Как романтично! - воскликнула Мейми. К сожалению, порой очень трудно бывает прийти к взаимопониманию. Питер Пэн и этого слова тоже не знал. Он понурил голову, решив, что девочка его осуждает или даже - о ужас! - презирает за столь жалкое суденышко. - Я полагаю, твой Тони так никогда бы не сделал?- застенчиво поинтересовался он. - Никогда! НИ-КОГ-ДА! - убежденно заявила Мейми. - Он бы просто струсил! - Что значит " струсил " ? - с интересом спросил Питер. Он решил, что это очень приятное и похвальное занятие. - Я надеюсь, ты научишь меня " трусить " ? - Я уверена, что никто и никогда не сможет научить тебя этому, - с обожанием ответила Мейми. Но Питер подумал, что она окончательно уверилась в его тупости. Девочка рассказала Питеру о Тони и о своих проказах по ночам, которых так боялся ее братишка, но Питер совсем запутался в незнакомых словах и сказал с завистью: - О! Как бы я хотел стать таким же отважным мальчиком, как Тони! Это вывело Мейми из себя: - Да ты в двадцать тысяч раз отважней Тони, дуралей ты этакий! Разве трудно понять - ТЫ САМЫЙ ХРАБРЫЙ МАЛЬЧИШКА НА СВЕТЕ!!! Питер долго и недоверчиво смотрел на девочку, а когда наконец понял, ЧТО она сказала, издал радостный боевой клич. - ...И если хочешь, - потупив глаза, добавила Мейми, - ты можешь подарить мне поцелуй...

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4233...

1635 Вспоминается знаменитая битва между кельтами и римлянами в июле 390 г. до н.э. «Это была первая встреча римлян с варварским войском кельтов, закончившаяся полным и страшным поражением римлян. Причиной его явилась не сама атака кельтов, а тот панический страх, какой-то мистический ужас, который охватил римлян при их появлении. Античные историки красочно рассказали о том устрашающем впечатлении, которое кельты произвели на римлян. Они внезапно увидели перед собой тысячи людей гигантского роста с развивающимися волосами, танцующих и жестикулирующих, потрясающих в такт щитами и мечами. К тому же эти варвары громко распевали песни на незнакомом языке, а музыкальные инструменты фантастического вида завывали, напоминая рев хищных зверей. Затем, перекрывая все шумы, внезапно раздался боевой клич, изданный всеми воинами в сопровождении звуков труб и повторенный вдалеке эхом долин. Этот страшный крик окончательно изгнал из душ римских воинов мужество и надежду. Даже не попытавшись вступить в бой, римляне обратились в бегство». – Широкова П. С. Древние кельты на рубеже старой и новой эры. Л., 1989. С. 102–103. 1636 См.: Гуревич А. Я. Проблема генезиса феодализма в Западной Европе. М., 1970. С. 68, 72, 74–75. Не случайно понятие «богатство» у древних соотносилось с понятием «бог».–См.: Маковский М. М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках: Образ мира и миры образов. М., 1996. С. 182–183. 1640 Мы считаем ошибочным утверждение Л. В. Даниловой о том, что патриархальное рабство появляется на последней ступени первобытнообщинного строя. –Данилова Л. В. Сельская община в средневековой Руси. М., 1994. С. 114. 1643 Мы знаем, что «многие индейцы Южной Америки устраивали набеги на соседей с целью захвата женщин и детей для увеличения размеров своих общин». – История первобытного общества. Эпоха первобытной родовой общины. М., 1986. С. 405–406. 1644 См.: Корсунский Р. Φ. Образование раннефеодального государства в Западной Европе. М., 1963. С. 158; Фроянов И. Я. Киевская Русь: Очерки социально-политической истории. Л., 1980. С. 68.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В маленьких американских колледжах того времени у студентов считалось чрезвычайно важным добиться признания. Счастливчиков знали поименно, равно и неудачников. Наиболее способных, выделяемых преподавателями, величали «духами» за особое рвение и усердие. Зеленым новичкам-первокурсникам «духи» служили вроде дядек-наставников. Как заметил один из студентов: «Мечта каждого – стать “духом”. А мечта каждой девушки в колледже – выйти замуж за “духа”». 5 Многие «духи» состояли в престижном студенческом объединении «Ню Альфа Пи». Как и у старшеклассников, считалось хорошим тоном иметь машину. «Признанные» развлекались тем, что устраивали танцевальные вечера, пикники на океанском побережье, «вылазки» на горные курорты. Но больше всего любили футбол. Перед началом матча на поле зажигался символический костер, проходил торжественный парад, а болельщики Помоны на трибунах заводили под барабанную дробь: Бей, барабан, бей! Наша Помона всех сильней! Громче звуки, клич боевой! Вперед, Помона, мы с тобой! Важным событием считалось и «посвящение» первокурсников. Девушки оценивались на привлекательность, а юношам-новичкам предстояло сразиться «стенка на стенку» со второкурсниками, причем по колено в грязи! Развлечения эти нимало не интересовали Евгения. Жажда популярности и успеха была ему чужда. Эта так называемая «настоящая» жизнь ничего, кроме отвращения, у него не вызывала. Юноша по-прежнему держался скромно, с достоинством, как и в школьные годы. Но в душе уже родилась и крепла одна-единственная страсть. Превыше всего волновал вопрос: зачем он живет? Не терпелось постичь настоящую жизнь в ее высшем понимании. Чтобы ответить на этот главный вопрос, приходилось использовать основное свое оружие: аналитический ум. Евгений принялся тщательно штудировать западных философов, посещал курсы лекций на философском факультете. Одним из учителей оказался Фредерик Зонтаг, человек резкий и требовательный, – живая легенда Помоны. В конце первого курса Евгений написал работу, обобщив свои философские изыскания, опираясь на свой логический склад ума, знания по математике, естественным наукам и на некоторую помощь гениального Спинозы. Работа называлась «Бог и человек, их взаимоотношения». Евгений писал: «Под “Богом” я подразумеваю “Вселенную”, это более точное определение, потому что я хочу показать Его не в личностном аспекте, а в обобщающем... Вся наука указывает на существование Вселенной, на общность всего, и ничто не указывает на существование Бога вне этой вселенной. На сегодняшний день, пока я не разработал свою теорию познания, удовольствуюсь положением о том, что знания, насколько они вообще приобретаемы, можно получить только в науке. Поэтому я и руководствуюсь ее открытиями, указывающими на существование Вселенной. И отрицаю идею некоего «независимого” Бога, за недостатком доказательств».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/o...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010