А. Акушерки должны уметь совершать крещение (отд. III, § 24). Как записывать в метрическую книгу детей, крещенных акушерками (отд. VII, § 56)? Аминь кто должен произносить при произнесении формы крещения (отд. V, § 42)? Б. Бабки повивальные (смотри выше Акушерки). Беременных женщин крещение (отд. VI, § 51). Богоявленскую воду можно ли употреблять для крещения (отд. II, § 51)? Бесноватых крещение (отд. VI, § 51). В. Воду какую надобно употреблять для крещения (отд. II, § 14)? Можно ли крестить кого без воды (там же)? Можно ли в одной и той же освященной воде крестить по несколько младенцев вместе (отд. II, § 16)? Вода Богоявленская при крещении (отд. II, § 15). Что делать с водою, остающеюся после крещения (отд. II, § 17)? Можно ли в случае надобности первоначально освятить воду в купели в отсутствии младенца и потом уже совершать над ним оглашение, крещение и т. д. (отд. V, §87)? Можно ли вместо освящения воды для крещения вливать в купель заранее освященную воду (отд. V, § 88)? Возрастных крещение с чьего разрешения должно быть совершаемо (отд. VI, § 46)? О предварительном оглашении их в истинах веры (там же, § 47). Обязанность священников следить за нравственным поведением оглашенных возрастных во время их оглашения (там же). О расписке, взимаемой от крещаемых возрастных пред их крещением, и о времени и месте их крещения (там же, § 48). О крещении вместе с крещаемыми возрастными детей их (отд. VI, § 50). Запись о крещении возрастных в метрической книги (отд. VII, § 57). О крещении возрастных в случае смертной опасности (отд. VI, § 49). Как крестить возрастных детей у православных родителей, если бы они не были крещены в младенчестве (отд. VI, § 52)? Особые распоряжения правительствующего сената о крещении возрастных (там же § 53). Волостным старшинам и писарям дозволяется собирать сведения из метрических книг по предмету освобождении семейств крестьян от взноса оброка за убылых членов и неспособных к труду по дряхлости (отд. VII, § 62). Восполнение молитв и обрядов крещения над младенцами, крещенными чрез мирян, в случае выздоровления которого-либо из этих младенцев, как должно быть совершаемо (отд. V, § 45, сравн. выше § 44)?

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Все эти угрозы сопровождались непристойной бранью. Затем отцу Феодору был выдан паспорт с пометкой, запрещающей ему проживание в Московской области как человеку, отбывавшему срок в исправительно-трудовых лагерях. Иеромонах Феодор уехал в село Завидово Тверской области, где снял маленькую комнату. Но большей частью он бывал в Москве у своих духовных детей или за городом у сестры Ольги в поселке Востряково, где ей принадлежала половина дома, состоявшая из трех комнат. 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Въезд и выезд из Москвы сразу стал затруднен, везде проверялись документы, участились аресты. С большим трудом отец Феодор добрался до дома сестры в Вострякове и сказал ей: -Я узнал, что игумена Митрофана арестовали, значит, и меня должны скоро взять. Ты знаешь, как я тебя люблю, как ты мне близка по духу и дорога! Я понимаю, какой опасности я тебя подвергаю, но все-таки, несмотря на это, прошу тебя, позволь мне пожить у тебя некоторое время, чтобы подготовиться к смерти. Я знаю, что меня скоро возьмут, и знаю, что второй раз я уже не смогу пережить то, что пережил. Можно я поживу здесь так, чтобы об этом никто не знал, даже соседи? -Зачем ты меня спрашиваешь об этом, когда знаешь, что мой дом всегда был твоим домом? – ответила сестра. Отец Феодор поселился в маленькой комнате, ставшей его кельей. Уезжая в Москву на несколько дней, сестра снабжала его продуктами (это были хлеб и вода, так как от всего другого он отказался) и вешала на наружную дверь замок, что должно было показывать, что в доме никого нет. В тишине и уединении отец Феодор сурово постился и много молился, готовясь к смерти. Незадолго перед этим последним приездом отца Феодора к сестре его посетила в Вострякове одна из его духовных дочерей, постриженная им в монахини, у которой он часто находил приют, когда бывал в Москве. Вскоре после визита к священнику ее арестовали и при обыске нашли в сумке железнодорожный билет с указанием станции, где жила сестра отца Феодора. Затем были арестованы еще три духовные дочери отца Феодора. В самый день начала войны, 22 июня, власти выписали ордер на арест иеромонаха Феодора, предполагая предъявить ему обвинение в том, что он «является одним из руководителей антисоветской подпольной организации церковников… устанавливает широкие связи с антисоветски настроенными церковниками в Москве и Московской области… создал в Москве пять домашних церквей на квартирах активных участниц организации: Давыдовой, Сольдиной, Грошевой и Афанасовой…»

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Панихида по экипажу атомной подводной лодки «Комсомолец» совершена в Санкт-Петербурге 8 апреля 2009 г. 14:28 Панихида по морякам, погибшим 20 лет назад на атомной подводной лодке «Комсомолец», совершена 7 апреля в Санкт-Петербурге. На заупокойном поминовении в Николо-Богоявленском морском соборе присутствовали около 2 тыс человек. Помолиться об упокоении своих близких и сослуживцев пришли родственники погибших моряков и оставшиеся в живых члены экипажа. На богослужении присутствовали ветераны ВМФ, представители командования Ленинградской военно-морской базы. По словам оставшихся в живых, трагедия в Норвежском море поделила их жизнь на две части — до и после этого события. «Трудности, которые встречает человек, приводят его к духовному развитию, к пониманию мира и смысла своей жизни», — сказал бывший инженер дивизиона живучести АПЛ «Комсомолец» Андрей Зайцев. В тот же день на Серафимовском мемориальном кладбище были возложены цветы на могилы командира подлодки Евгения Ванина, членов экипажа Олега Аванесова и Сергея Маркова. Все трое погибли героически. Капитан 1 ранга Ванин мог покинуть тонущую лодку, но спустился вниз, чтобы помогать матросам и ушел на дно вместе с ними, оставшись до конца верным долгу. Как говорят ветераны «Комсомольца», в момент, когда лодка накренилась и стало ясно, что она уйдет на дно, они запели песню «Варяг», прощаясь с оставшимися на борту. Те, кто спасся, полтора часа держались в ледяной воде, цепляясь за перевернутый вверх дном плот и помогая друг другу не уйти под воду. Несколько моряков погибли «за други своя» — утонули, спася других. Катастрофа АПЛ «Комсомолец» произошла 7 апреля 1989 года, когда субмарина возвращалась с боевой службы в нейтральных водах. В одном из отсеков произошел пожар, шесть часов экипаж вел самоотверженную борьбу за спасение, но подлодка затонула. Из 69 членов экипажа погибли 42 человека. Планы подъема лодки не осуществились. Она до сих пор лежит на глубине 1645 метров. «Вода живая» /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/610181.htm...

По приказанию Пилата на Голгофу пришли воины и перебили голени разбойникам. Когда же они подошли к Иисусу Христу, то увидели, что Он уже умер, и потому не перебили Ему голеней. Только один из воинов ударил копьем Христа в бок, и из раны потекли кровь и вода. Скоро после этого пришел к Пилату один тайный ученик Иисуса Христа Иосиф Аримафейский и просил отдать ему тело Иисуса Христа. Пилат согласился. Иосиф пришел на Голгофу с другим также тайным учеником Спасителя Никодимом, принес погребальные пелены и душистые, благовонные мази. Они сняли с креста тело Иисуса Христа, помазали Его мазями, обвернули принесенными пеленами и положили в новом гробе в пещере, в саду Иосифа Аримафейского. Вход в пещеру завалили тяжелым камнем. При погребении Спасителя были также и некоторые благочестивые женщины, которые пришли за Иисусом Христом из Галилеи. Они согласились между собой приготовить благовонные мази и прийти помазать тело Иисуса Христа на другой день после праздника Пасхи. Утром в субботу враги Господа снова пришли к Пилату и сказали ему: «мы вспомнили, что обманщик тот (так они называли Иисуса Христа), когда был в живых, говорил: «после трех дней воскресну». Поэтому прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, пришедши ночью, не украли Его и не сказали народу: «воскрес из мертвых». Пилат дал им позволение, и они приставили ко гробу Иисуса Христа стражу и приложили печать к камню, закрывавшему вход в пещеру. О чем иудейские начальники просили Пилата? Что вытекло из раны Иисуса Христа? О чем просил Пилата Иосиф Аримафейский? Кто помог Иосифу похоронить Иисуса Христа? Где они похоронили Спасителя? Кто был при погребении Иисуса Христа? О чем согласились между собой благочестивые женщины? О чем просили Пилата враги Иисуса Христа? Для чего они поставили стражу к Его гробу? 129. Воскресение Христово (Мф.28:1–8; Мк.16:1–8; Лк. 24:1–11; Ин.20:1–2) Наступил третий день после смерти Иисуса Христа. Воины, поставленные врагами Спасителя, стерегли тело Его. Пред рассветом, когда еще было темно, сделалось сильное землетрясение.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Как страдает желудок, так страдают и печень и почки. Печень у тех, кто пьет пиво и белые вина болезненно расширяется, а у пьющих водку – сжимается, каковая болезнь случается очень часто. Тех, которые страдают этой болезнью, можно узнавать по их блеклому цвету лица и большой худощавости. Почки служат к выщелачиванию нашего тела, к удалению из него всех лишних, испортившихся составных частей крови; их нежная ткань плохо переносят алкоголь, и они часто также являются расширенными или сжатыми органами, и в связи с ними часто бывает часто водянка или другие страдания. Очень страдает от алкоголя и сердце, от деятельности которого первее всего зависит жизнь наша. Здесь опаснее всего бывает пиво – но и яблочное вино, равно как и другие вина, дурно действуют на сердце. Заклятые винопийцы не замечают, что они вливают в тело совершенно безумные количества жидкости. Эта огромная масса воды – ибо девять десятых пива и даже более суть вода и должна быть принимаема в кровеносные сосуды, приведена в движение телом и в заключение через легкие и почки снова должна быть выгоняема из организма. Но это требует такой работы сердца, которой оно не может долго исполнять. С сердцем здесь делается то же, что с чрезмерно натянутым резиновым поясом: оно теряет силу, когда нужно сжиматься и растягиваться. Следствием этого бывает ожирение, утолщение и расширение сердца, которые очень способствуют развитию болезни и составляют причину смерти. Здоровое сердце имеет форму и величину с жатый кулак. Мне пришлось однажды видеть сердце, вынутое из трупа одного алкоголика, страдавшего страстью к пиву, – оно было вдвое больше и тяжелее, чем должно было быть. В Мюнхеском анатомическом театре показываются такого рода сердца, вынутые из ста трупов взрослых людей, и всюду находим мы у пьяниц, что раз сердце переутомлено, то оно сразу мгновенно отказывается служить, как мгновенно падает загнанная лошадь. В газетах мы очень часто читаем, что такой-то в цветущих летах скоропостижно умер от разрыва сердца. Словом, от разрыва сердца сейчас так же много умирает, как и от единственно правильной причины – старческой немощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Привнесение сюда 69-го псалма сделано, кажется, под влиянием чина исповеди, элементам которого здесь отведено довольно значительное место. О второй и третьей привнесенных сюда молитвах мы имеем достаточные сведения; что же касается до чисто субъективной молитвы «Очисти, Господи, грехи моя, – то мы не встречаем ее в древних последованиях ко св. причащению, – почему и не знаем источника, откуда именно она заимствована в данном случае? – Ниже мы увидим, что она составляла достояние чина причащения больных в юго-западной Руси, в смысле молитвы от лица больного; не будет поэтому странным предполагать, что там она и получила начало и оттуда появилась в исследуемом чине северо-восточной Русской церкви. Замечание о том, что «священник должен причащать болящего своею рукою» – единственное в своем роде. Не вызвано ли оно было тем, что некоторые священнослужители, совершая чин исповеди, в тоже время, – из опасения ли заразы от больных, или по каким другим побуждениям, – самое дело причащения поручали лицам, окружающим болящего? Или, быть может, мотивировалось оно тем, что для большего удобства больному принять причастие, иные священники допускали делать это ему самому? Под святою водою Здесь разумеется, конечно, вода Богоявленская. Назначение ее в настоящем случае вместо так называемой теплоты – факт исключительный. История ничего не говорит, – сколь широко практиковался этот обычай вообще при причащении, однако, можно предполагать что он не был редкостью в древне-Русской практики. Основанием к его введению могло послужить представление о великой святости тела и крови Господних. – Общая структура, которую, при всех цитуемых в настоящем случае привнесениях, получил чин причащения больных, далеко нельзя назвать логически правильною. При ней, напр., обычный молитвы исследуемого чина оказывались не у места поставленными; пред-причастные (по своему содержанию) молитвы, неизвестно почему, делились исповедью на две группы; чисто субъективная молитва «Очисти, Господи, грехи моя» поставлена прежде разрешительной по исповеди, но по самой исповеди, и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Отпевал протопресвитера Матфея Стаднюка Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл со множеством московского духовенства. Похоронен батюшка за алтарем его любимого Богоявленского Елоховского собора. Вечная память! Рейтинг: 10 Голосов: 837 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Зоя 7 марта 2020, 21:56 Спасибо большое за интереснейший рассказ об отце Матфее, много интересного узнала об этом человеке. Царствие ему Небесное! Вечная память батюшке! Олегъ 7 марта 2020, 20:55 Прочитал и хорошо на душе стало, спасибо! Елена Ив. 7 марта 2020, 10:23 Хорошо, душевно написано. Как живой батюшка предстал. Спасибо за воспоминания! Тамара 7 марта 2020, 00:34 Царствие Небесное батюшке Матфею. Душевный рассказ. р.Б.ольга орлова 6 марта 2020, 19:29 Материал смешно готовился. У меня высокое давление, у батюшки тоже. Поднялись после Литургии к нему в кабинет, сыроватый текст, как он шутил: «Расплывался перед глазами». Стала править. Отец Феодор усадил за свой письменынй стол и пошел по настоятельским делам. Зарядка на ноутбуке истекла, высылаю текст в редакцию. Закрываю кабинет, ключ положив туда, откуда видела он доставался, и долго ищу отца настоятеля. Налетев в трапезной: О! Шепнула, чтобы никто не услышал: «Ключ на месте...» А он расхохотался: «Ну, теперь знаете, где ключ. Приходите, всегда пожалуйста!» Я теперь всем советую этот приход. Не с тем, конечно, чтобы вваливаться в кабинет настоятеля))) Но как тут всё по-человечески)) р.Б.ольга орлова 6 марта 2020, 19:22 Спаси, Господи, Сергей Иванович! Раб Божий Сергий фото отца Матфея сканировал и вообще очень помог, поддержал. Нижайше благодарю. И сильно своей историей воодушевил. Сергей Шевчук 6 марта 2020, 12:13 Однажды я с женой Ниной зашли к Батюшке в гости. Трапеза уж подходила к концу. За нашими спинами на газовой плите закипела вода в стареньком эмалированном чайнике. Матушка сходила за чайником и стала разливать кипяток по чашкам. Батюшка держал чашку руками, чтобы не дать ей опрокинуться. То ли чайник был плохенький, то ли матушка плоховато видела, лампочка была тускловата, но капли кипятка попадали батюшке на руки. Он спокойным голосом говорит ей: «Матушка не могли бы Вы не лить кипяток мне на руки». «Терпи Батя я уже почти закончила наливать» — ответила матушка. Не всякий муж обладает таким терпением)))

http://pravoslavie.ru/129050.html

Ч. IV. С. 91. 170.Грехи должны вести к смирению 49 . Открывшаяся тебе твоя немощь в зазрении ближних, должна тебя более смирить и подать случай к духовному деланию и хранению. Не думай без смирения достигнуть бесстрастия; а к смирению приближаемся нашими же немощами и падениями. Ч. IV. С. 92. 171. В отказе от утешения – осуждение скрывшего талант 49 . Требующим душевного утешения в обдержащих их скорбях отказывать опасно, представляя вину тщеславия, или повреждения своего устроения. Любовь , оказанная ближнему в нужде его, вознаградит наш недостаток; а пребывать в мнении духовного делания и уклоняться от любви ближнего опасно, как бы не пострадать осуждения скрывшего талант. Спасение наше в ближнем нашем состоит. Ч. IV. С. 92. 172. Неужели не волен Господь искусить нас отнятием утешения? 56 . В часы посещения тебя душевной скорбью – ты малодушествуешь. О чем сердечно сожалею! Неужели не волен Господь искусить любовь и веру нашу к Нему отнятием утешений, и посланием тяготы и мрака, чтобы мы и в сем состоянии пребыли тверды в вере и надежде к Нему; по мере терпения и смирения нашего множится и любовь к Нему. Ч. IV. С. 101. 173.Артос и святая вода 59 . Артос можно при болезни с верою всегда употреблять с простою святой водою, а с Богоявленскою – не всегда. Ч. IV. С. 107. 174.Сила слова «прости» 74 . Эта истина неопровержимая, что одно слово «прости», без дальнейших разсуждений, более принесет пользы, нежели целый лист оправданий. Ч. IV. С. 133. 175. Страсти и мученичество духовное 82 . Самое наше борение со страстьми и сопротивление оным есть мученичество духовное. Ч. IV. С. 150. 176.Не осуждать: покаяния: дверь всем отверста 84 . Не увлекайся видеть недостатки других: мы не знаем Божия промысла и суда Его об них; покаяния дверь всем отверста, и источник неоцененной Крови Христовой не заграждается злобой создания Его, но истекает на омовение грехов наших, единою от любве Его излитый и всегда ходатайствующий о прощении грехов наших. Ч. IV. С. 153. 177.Гордость истребляется перенесением укоризн

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Так думал, так и поступал и Сам Спаситель. Он никогда не доходил до уныния и отчаяния. Он узнавал черты божественного образа и в самых отъявленных и отверженных грешниках, Он не обходил своим вниманием и участием и фарисеев, и садукеев. Он имел любовь к людям, которая всему веру емлет, вся уповает, и вся терпит ( 1Кор.13:7 ). Только такая любовь имеет ключ к сердцу человека. Только эта любовь имеет веру в неизгладимое благородство души человеческой, которая, будучи по природе своей христианкой ( Тертуллиан ), томится о Боге и без него не может жить, хотя иногда и сама того не знает. Спаситель хорошо знал это ее свойство и с полным успехом пользовался им, показывая пример и ученикам своим. Он, а затем и ученики Его ревностно сеяли семена слова Божия на этой восприимчивой почве, и какая чудная жатва вышла из этого посева, особенно в языческих странах! Какое изумительное зрелище представили собою те христианские общества, которые образовались здесь под влиянием христианской проповеди . В мире, полном суеверия и неверия, безбожия и нечестия, возникло в лице этих обществ новое человечество, исполненное живой веры в Вечного Бога и такой пламенной любви к Нему, которую не могла погасить никакая сила мира. В мире, утратившем всякое сознание греха, полном грубого разврата и безнравственности, возникло новое человечество, самоотверженно распинающее плоть свою со страстями и похотями. В мире, исполненном жестокости и варварства, в котором замерли, казалось, все нежные движения сердца, зародилось человечество, проникнутое самой крепкой и самой живой любовью, которая простирается на все, что только носит на себе название человека, которая милует и врага, прощает и неприятеля. Вот почему Апостол Павел вправе был сказать: «Ветхое прошло, смотри – все сделалось новым». ( 2Кор.5:17 ) Вот почему я говорю, что нужно совсем не иметь глаз, чтобы не видеть, как наш народ томится о Боге, алчет и жаждет слова Истины. Жаждет, но утоляется ли, вполне ли утоляется эта жажда? Правда в настоящее время он не сидит уже в такой тьме и сени смертной ( Ис.9:2 ), как прежде: с распространением грамотности распространяется среди него и слово Божие в доступных переводах; однако как часто и сейчас приходится спрашивать читающего: «Разумееши ли яже чтеши?» ( Деян.8:30 ), и слышать в ответ: «Како убо могу разумети, аще никто наставит мя?» ( Деян.8:31 ) А сколько у нас алчущих и жаждущих душ, которые лишены возможности к удовлетворению этой своей жажды по своей безграмотности! Но чем больше у таких людей жажда слушания слова Божия и наставления их в истинах веры, тем виновнее будем пред Богом мы, братия со пастырей, когда не удовлетворимые нами чада нашей церкви будут обращаться под влиянием сектантов и лжеучителей к иным кладезям – кладезям сокрушенным ( Иер.2:13 ), из которых течет не живая чистая вода, а муть, грязь, зловоние и зараза, когда пьющие из этих источников будут заражать и отравлять и себя, и других.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Нас поместили в камеру З; Богоявленский оказался вместе с Ковшаровым – камера 4, а Огнев с Елачичем – камера 5... Доселе мы были все вместе, с этой минуты оказались в двойственном числе... Часть 3 Часть 3 В камере ярко горела электрическая лампочка и обильно освещала всю бесприютность ее обстановки. Камера – обычная одиночка, с обычной откидной тюремной койкой; небольшой, железный, прикрепленный к стене стол и маленький – прикрепленный также – стул-табурет. Осмотревшись несколько, мы увидели, что койка одна, а нас двое, оба не малы ростом и широки, как же лечь? Я настойчиво стал предлагать о. Сергию ложиться, а сам предполагал сидя дремать. Тот не согласился, настаивая в свою очередь, чтобы я ложился на койке, а он ляжет на полу. Но и для пола нужна была подстилка, коей у нас не было. Тут подошла к нам пожилая женщина, оказавшаяся надзирательницей, очень милой и любезной. Мы стали просить ее дать нам матрац и поставить другую кровать. Она, как добрая русская сердобольная женщина, старалась успокаивать нас, уверяя что без Москвы нас не расстреляют, Москва помилует, что вот вчера какого-то большого вора по приказу из Москвы подняли наверх (т.е. как помилованного перевели из нижнего этажа, где помещаются смертники, наверх)... Скрывшаяся надзирательница вскоре вернулась с двумя чистыми простынями из парусины и объявила, что сейчас не могла она добыть ни койки, ни матраца другого, ибо все спят. Было около часа ночи... Поуговоривши друг друга, решили лечь на кровати оба вместе... У меня появился сильный аппетит, кажется, и у о. Сергия тоже. Вынули мы с ним провизию, привезенную из суда, и я порядочно поел и как будто бы повеселел. Оказалась у нас и кипяченая вода, коей и запили. Были оба молчаливы. Отец Сергий, оказавшийся превосходным человеком, – за двое суток, проведенных с ним, я доселе Господа благодарю, – часто вздыхал и отрывочно высказывался: " Ну и попались мы! " ... Или: " Бог не выдаст: помилуют... " Я постелил постель. Хотелось помолиться Богу. Я предложил о. Сергию читать молитвы по иерейскому молитвослову, оказавшемуся у него не отобранным.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1469...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010