Легко составить себе понятие об обильном, гораздо более значительном выделении электричества, долженствовавшем иметь место при этих условиях, а отсюда и о великолепии и частом повторении световых явлений, более или менее периодически разгонявших царствовавший на земле мрак, тем более, прибавляет названный ученый, что «эти световые явления, вследствие высоты и однообразия температуры, не должны были сосредоточиваться исключительно по близости полюсов, а образовывали как бы атмосферический ореол вокруг всего нашего шара». Если первобытный, несолнечный свет происходил, подобно нашему северному сиянию, от нейтрализации на всем протяжении атмосферы двух противоположных электрических течений, то этот свет должен был иметь свои моменты восхода, яркого блеска, захода и полного исчезновения. Следовательно, прежде чем солнце поднялось и зашло на нашем горизонте, могли и должны были быть, по выражению библейского рассказа, «дни и ночи, вечера и утра». Как, спрашивается, Моисею могло быть известно то, что лишь недавно открыто наукой? – не иначе, как по откровению Божию. По вышеприведенной научной теории следующим, после появления света, событием было отделение от вращающегося хаоса отдельных частей его, из которых затем появились звезды и планеты. Это соответствует второму библейскому дню творения: «И сказал Бог – да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды... И назвал Бог твердь небом» ( Быт.1:6 , Быт.1:8 ). Что такое – библейская «твердь» – по-еврейски, на каком языке и была первоначально написана Библия, в этом месте стоит слово rakiah, которое обозначает «пространство», «протяжение». А что такое – «вода», упоминаемая в этом месте? – Это, очевидно, та «вода», о которой говорилось выше, в 2 ст. – «Дух Божий носился над водой», под которой, как мы видели, разумеется первоначальное хаотическое мировое вещество. Таким образом, по Библии представляется, что первоначальный хаос стал распадаться на части, и между ними появилось пространство, которое стало их разделять.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Андрей Николаевич спешит получить от вас иконы, которые вы, говорит, и обещали скоро доставить. Передаю вам его желание. Октября 2-го 1850. 774 Мир вам, отец наместник, и братии. А о мне помолитесь, чтобы я не был ленив. Простуживаюсь на службе и прихожу в такое положение, что едва снедаю дневной хлеб, то есть, едва оканчиваю обыкновенные ежедневно приходящие дела, а отложенное прежде откладывается и ныне. Потому и к вам редко пишу. Прошу прощения. Брату Филарету Божие благословение и мир души, да и тело мирствует и укрепляется. Схимонаху Матфею желаю помощи Божией и терпения. Старая рана на ноге и просто могла открыться, при ослаблении тела. Должно надеяться, что при болезни ног свободнее будет от болезни голова, которой здоровье дороже. Прошение о земле подворья послал я к вам, чтобы вы сделали что-нибудь лучше эконома. А вы сделали, то, что сказал эконом. В прошедшие годы был случай, что крестьянин перестал было платить по контракту; а залога нет, и контракт с крестьянином не имеет силы в суде. Никто не просил меня указать, чтобы сделать полезное. А говорил некто, что он хочет сделать нечто полезное, что он и определил именно: а я не имел причины противоречить. Иорданская вода у меня есть, и притом святая, почерпнутая в Иордане по совершении в нем Богоявленского освящения. Пришлю вам весь сосуд под печатью, под которою получил: а себе попрошу долю. Октября 18-го 1850. Приходила ко мне жена Жердева, с требованием нового паспорта от мужа. Посылаю вам ее записку. Вода Иорданская послана к вам сегодня, 19, с Варнавою и Никанором. Где ее поставили? Малышеву не хотел я мешать в выгодном для него: он взялся за дело, ему предложенное: теперь надобно желать, чтобы Лаврские дела от того не потерпели. Мир вам, отец наместник, и братии. 775 Путешествует в Лавру посланник Греческого Синода к Всероссийскому Синоду архимандрит Мисаил. Примите его, упокойте, угостите, покажите ему Лавру, и благословите иконою от имени обители и настоятеля; а о. ректору скажите, чтобы показал Академию сему ректору Университета.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

После молитвы священник трижды погрузил золотой крест в воду, и в это время запели снегом и ветром дышащий богоявленский тропарь «Во Иордани крещающуся Тебе Господи, тройческое явися поклонение», и всех окропляли освященной водою. От ледяных капель, упавших на мое лицо, мне казалось, что теперь наступит большое ненарадованное счастье, и все будет по хорошему, как в день Ангела, когда отец «осеребрит» тебя гривенником, а мать пятачком и пряником в придачу. Литургия закончилась посреди храма перед возженным светильником, и священник сказал народу: — Свет этот знаменует Спасителя, явившегося в мир просветить всю поднебесную! Подходили к ушату за святой водой. Вода звенела, и вспоминалась весна. Так же как и на Рождество, в доме держали «дозвездный пост». Дождавшись наступления вечера, сели мы за трапезу — навечерницу. Печеную картошку ели с солью, кислую капусту, в которой попадались морозинки (стояла в холодном подполе), пахнущие укропом огурцы и сладкую, медом заправленную кашу. Во время ужина начался зазвон к Иорданскому всенощному бдению. Началось оно по рождественскому — великим повечерием. Пели песню: «Всяческая днесь да возрадуется Христу явльшуся во Иордан» и читали Евангелие о сошествии на землю Духа Божьего. После всенощной делали углем начертание креста на дверях, притолоках, оконных рамах — в знак ограждения дома от козней дьявольских. Мать сказывала, что в этот вечер собирают в деревне снег с полей и бросают в колодец, чтобы сделать его сладимым и многоводным, а девушки «величают звезды». Выходят они из избы на двор. Самая старшая из них несет пирог, якобы в дар звездам, и скороговоркой, нараспев выговаривают: — Ай, звезды, звезды, звездочки! Все вы звезды одной матушки, белорумяны и дородливы. Засылайте сватей по миру крещеному, сряжайте свадебку для мира крещеного, для пира гостиного, для красной девицы родимой. Слушал и думал: хорошо бы сейчас побежать по снегу к реке и послушать, как запоет полнощная вода… Мать «творит» тесто для пирога, влив в него ложечку святой воды, а отец читает Библию. За окном ветер гудит в березах и ходит крещенский мороз, похрустывая валенками. Завтра на отрывном «численнике» покажется красная цифра 6, и под ней будет написано звучащее крещенской морозной водою слово: «Богоявление». Завтра пойдем на Иордань! Молитва

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=712...

Этот обычай купаться в Иордане на праздник Крещения, очевидно, и перешел на Русь. Имея глубочайшую веру в святость богоявленской воды и в то, что посредством купанья в ней можно избавиться от болезней и грехов, православные люди безбоязненно совершали этот подвиг. Павел Иовий, присутствовавший при водоосвящении, свидетельствует, что «по окончании церемо­нии недужные и больные бросаются в реку; быв уверены, что священная вода омоет нечистоту болезни 34 . Путешественник Герберштейн в своих записках уверяет, что в «Иордани» купались не только безнадежные больные, которых в воду погружали другие, но и матери купали в ней своих младенцев и «сейчас же вытаскивали» 35 . Диакон Павел Алеппский (XVII в) в своих записках говорит, что был также обычай делать во льду не одно, а много отверстий, в которых «священники тотчас же крестят младенцев и мужчин, ибо этого дня ждут от года до года» 36 . Русские люди глубоко верили в то, что крещенская вода имеет не только целительное, но и очистительное от греха действие. Особую нужду в таком омовении имели те, кто, по народным понятиям, смер­тно согрешил участием в языческих торжествах в дни Рождественских святок:гаданием, переряживанием и другими бесчинствами. Совершившие эти грехи, по народному поверию, должны снова креститься в крещенской «Иордани». Надо отметить, что на Руси многие языческие обряды исполнялись актерами, поскольку это наиболее соответствовало их профессиональным занятиям. Этих актеров называли еще «скоморохами» и даже «халдеями». Вот эти люди и должны были креститься в «Иордани» после своих представлений. К халдеям также относились «беспутные» люди, которые ежегодно получали от патриарха дозволение в течение восьми дней пред Рождеством Христовым и вплоть до праздника трех Царей (Крещения) бегать по улицам города с особого рода потешным огнем, поджигать им бороды людей и в особенности потешаться над крестьянами. Халдеи эти одевались как масленичные шуты или штукари, на головах носили деревянные раскрашенные шляпы и бороды свои обмазывали медом для того, чтобы не поджечь их огнем. Во все время беганья и потех по городу халдеи считались как бы язычниками и нечисты­ми, так что если они умрут в это время, то их причисляют к осужденным на вечное мучение. Поэтому в день Крещения над ними совершается снова Крещение, чтобы омыть их от такой безбожной нечистоты и сделать их снова причастными Церкви христианской. «Халдеев погружали в «Иордань» три раза, то есть как бы совершали над ними новое крещение. После чего они делаются опять так же чисты и святы, как все другие. Иной такой молодец мог поэтому креститься раз десять и более» 37 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Поотдохнувши около часу, и подкрепивши кое-чем припасенным в путь свои слабые силы, мы отправились равниною, местами занесенною песком и солонцеватым илом, к священному Иордану, и – то приближались к обрывистым берегами его, частью обрамленным толстым и высоким камышом, хвойными деревьями, певгами, кустарниками и розовыми олеандрами, то отдалялись, уязвляемые иглами высокой травы ковыль-колючки, которая местами росла сплошной стеной повыше лошадиного роста. Замечательно, что, находясь у берегов Мертвого моря, мы не чувствовали обычной водной прохлады, а как только потянулись вдоль берегов Иордана, сей час начали ощущать близость воды и живительное веяние хлада тонка. Проехав около десяти, а может быть и более, верст, мы остановились на отлогом берегу Иордана, где обыкновенно купаются паломники. Берег окаймлен прекрасною древесною растительностью. По наставленью людей опытных в духовной жизни, богомольцы – и мужчины, и женщины – запасаются из Иерусалима чистыми и даже новыми бельём, которое пред погружением в священную реку надевают, а потом, по высушке, не употребляют уже, а берегут, паче зеницы ока, до смертного случая. Я тоже не преминул запастись таковым. В благоговейном настроении, при мысленном пении Богоявленского тропаря, я погрузился в священные волны библейско-евангельской реки, как бы в купель крещения каждого христианина, прося Возлюбленного Сына, чтобы вода сия и для меня послужила даром освящения, избавлением от грехов и во исцеление души и тела. Течение воды в Иордане необыкновенно быстрое, сбивающее с ног даже на таком месте, где глубина всего в аршин. Старики-монахи, то и дело удерживали меня за руки, не давая идти далее, дабы быстрым течением незаметным образом не снесло меня на глубину, так как примеров потопления каждый год бывает много. Недавно, говорили они мне, келейник Тивериадского митрополита, надеясь на свое искусство, поплыл на глубину и, не могши справиться с бурным течением, утонул. Вода в реке очень холодная, на вкус приятная; кажется мутною, но когда отстоится, прозрачная, как кристалл. Пробыв в реке около 15-ти минут, набрав воды в бутылку и около трех десятков камешков, на память себе и для раздачи добрым прихожанам, я вышел из святой реки. В это время начало уже светать и было около 4 часов утра.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Этот обычай купаться в Иордане на праздник Крещения, очевидно, и перешел на Русь. Имея глубочайшую веру в святость богоявленской воды и в то, что посредством купанья в ней можно избавиться от болезней и грехов, православные люди безбоязненно совершали этот подвиг. Павел Иовий, присутствовавший при водоосвящении, свидетельствует, что «по окончании церемонии недужные и больные бросаются в реку; быв уверены, что священная вода омоет нечистоту болезни» 16 . Путешественник Герберштейн в своих записках уверяет, что в «Иордане» купались не только безнадежные больные, которых в воду погружали другие, но и матери купали в ней своих младенцев и «сейчас же вытаскивали» 17 . Диакон Павел Алеппский (XVII в.) в своих записках говорит, что был также обычай делать во льду не одно, а много отверстий, в которых «священники тотчас же крестят младенцев и мужчин, ибо этого дня ждут от года до года» 18 . Но иногда Торжество праздника омрачалось несчастьями. У проруби из-за многолюдства создавалась сильная давка. Это иногда и являлось причиной различных бедствий. Так, в журнале «Вера и разум» описывается случай, когда одна женщина, окунув в воду свое дитя, толкаемая толпой, упустила его в прорубь, и дитя утонуло. Горе матери было настолько велико, что «без содрогания, – по свидетельству очевидца, – ее нельзя было ни видеть, ни слышать» 19 . Русские люди глубоко верили в то, что крещенская вода имеет не только целительное, но и очистительное от греха действие. Особую нужду в таком омовении имели те, кто, по народным понятиям, смертно согрешил участием в языческих торжествах в дни Рождественских святок: гаданием, переряживанием и другими бесчинствами. Совершившие эти грехи, по народному поверию, должны снова креститься в крещенской «Иордани». Надо отметить, что на Руси многие языческие обряды исполнялись актерами, поскольку это наиболее соответствовало их профессиональным занятиям. Этих актеров называли еще «скоморохами» и даже «халдеями». Вот эти люди и должны были креститься в «Иордани» после своих представлений.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Сообразуясь с местными условиями, надо заранее продумать, что можно предпринять для сохранения в храме в эти дни должного порядка. В многих храмах шум возникает от того, что люди толпой окружают место освящения воды, и, получив воду, не могут выйти из этого человеческого круга. Необходимо организовать очередь, продвигающуюся в определенным направлении: подходят к воде с одной стороны, а выходят на другую сторону. Для сохранения порядка иногда воду освящают не в одном месте, а в нескольких – тогда толпа разделяется на более мелкие группы. Примеры: В г. К. епископ освящал воду в центре собора, а ключарь одновременно в церковном притворе. Некоторые молитвы освящения читались поочередно Владыкой и священником. В другом трехпредельном храме воду одновременно освящали во всех трех пределах, раздача воды проходила быстро и без большого шума – люди входили в главные двери храма, распределялись на три очереди, а выходили в боковые двери. В г. И. в 1958 г. были сооружены четыре огромных разборных деревянных чана с кранами (вмещали до 2.000 литров воды каждый). Их ставили в церковной ограде, епископ освящал в чаше на столе, а священники поднимались на специальные помосты и святили воду в чанах. Если освящение воды происходит вне храма (в ограде), то место освящения надо оградить перилами и украсить елками и коврами. Можно ли подливать в чаны с освященной водой обыкновенную воду из водопровода? По идее, принципиально можно. Раньше ведь освящение воды происходило в реке, и течение уносило освященные частицы воды, однако верующие из проруби продолжали весь день черпать воду. «Днесь вод освящается естество» поется в тропаре чина водоосвящения. Пример, в храме г. Е. над водосвятным чаном было укреплено небольшое металлическое Распятие, к которому был подведен тонкий металлический шланг. По мере надобности вода включалась и через Крест вода стекала в чан. Однако лучше воду не подливать, а по мере того, как всю ее разберут, еще раз (или даже не сколько) освящать воду полным Богоявленским чином. Надо считаться с местными традициями и обычаями.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

Но есть священники, особенно в пределах западного края России, которые вместо того, чтобы каждый раз освящать воду для крещения, довольствуются тем, что в купель, наполненную водой, вливают несколько воды богоявленской, или даже освященной обычным водосвятием. В оправдание такового действия обыковенно говорят, что и эта вода святая – освященная, и потому может освящать собою и другую воду, к которой приливается. Что богоявленская вода святая, это совершенно справедливо, но совершенно справедливо также и то, что, по учению самой же церкви, она имеет другое назначение: «да вся почерпающие и причащающиеся имеют ее ко очищению душ (конечно в смысле нравственном) и телес, ко исцелению страстей, ко освящению домов, и ко всякой пользе изрядну», чтобы помощью ее Господь даровал «всем прикасающимся, и мажущимся ею освящение, здравие, очищение и благословение»... и не имеет той силы, какую с древнейших времен св. отцы церкви усвоили воде крещения. Говорят еще, что в молитве при освящении воды святых Богоявлений сказано: «Да вси почерпающии и и причащающиеся имеют ю... ко всякой пользе изрядну», и эти последние слова приноровляют и к совершению таинства крещения. Но, во-первых, сказано: «Да имеют ю ко всякой пользе изрядну», – кто? – «почерпающий и причащающийся»; а слова: «Ко всякой пользе изрядну» в сопоставлении с предыдущими: «во очищению душ и телес, ко исцелению страстей, ко освящению домов», ясно указывают на пользу, приносимую этой водой. Притом, если б при совершении таинства крещения достаточно было вливать в купель богоявленскую воду, то не было бы и нужды составлять особую молитву для освящения воды. Некоторые из священников говорят, что они делают это в крайних случаях, когда, например, слаб младенец. Но в сем случае можно обойтись и без богоявленской воды; так как в случае надобности можно крестить и в простой воде и в простом сосуде. И если бы еще иные вливали богоявленскую воду в купель только в крайних случаях, то это было бы извивительно; но приходится видеть, что совершаемо было и оглашение, и все, по чиноположению церковному, а освящение воды не было совершаемо. А между тем, времени для сего нужно очень мало, всего десять или пятнадцать минут. И потому без особенной нужды освящение это никогда не должно быть опускаемо (Курск. Епарх. Вед. 1873 г. 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

14 Назначение пить вместо причастия Тела и Крови Господней воду богоявленскую могло происходить из глубокой древности, именно, вскоре после того, как составлены были правила, отлучающие грешников от причастия на продолжительное время; для утешения тех кающихся, которые заявили искренность раскаяния, и было положено, чтобы им подавалась для вкушени богоявленская вода. (Прот. Никольский. О службах рус. цер., быв. в преж. печ. богослуж. книгах, стр. 290. Спб. 1885 г.). – Нет оснований воспрещать вкушение Богоявленской воды родильницам и вообще женщинам, находящимся в очищении: этой водой кропится даже «во всех местах и скаредных, и всюду» (см. Мес. Мин.). 15 Между прочим, в прежнее время, по свидетельству Домостроя, у нас существовал обычай омывать св. водой все находящиеся в доме св. иконы. Существовал в прежнее время также обычай, в котором так ясно выразилось древнерусское нищелюбие: накануне Богоявления наши предки рано, до рассвета, ходили по тюрьмам и жилищам бедняков с щедрой милостыней. В этот день всякий русский считал долгом подать что-либо из пищи нищим, дабы бедняки имели, чем разговеться на следующий день. К сожалению, вместе с благочестием наших предков легко уживались языческие обычаи и разного рода суеверия, которые и до сих пор сильны по местам в нашем народе. – В деревнях, под Крещение, пожилые бабы собирают снег со стогов, в полной уверенности, что будто он один может выбелить всякую холстину, чего так не сделает соли-де и зола. Снег, собранный в Крещенский вечер, по поверию крестьян, может сохранить в колодцах воду во весь год: стоить только с поля принести снега, опустить его в колодец, и тогда от него будет спорина и подспорье во весь год, хотя бы во все лето не было ни одной капли дождя. Снегом, собранным в Крещенский вечер, крестьяне в деревнях лечат недуги – онемение в ногах, головокружение и судороги. – Крещенский ужин у белоруссов называется «щодра», а у малороссов – «голодная вечеря», или кутья. «Голодный вечерей» ужин этот, как думают некоторые, называется по тому, что крестьяне, не евши целый день ничего, набрасываются вечером на еду и истребляюсь все, что заготовлено. – Существует поверие, что в полночь накануне Богоявления волнуется вода, в ознаменование совершившегося в это время крещения Господа, почему некоторые ходят смотреть на это, стараются в минуту этого мнимо чудесного колыхания взять воды в кувшины, благоговейно хранят ее, считая ее особенно целебной и приписывая ей свойство не потиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

41 Наприм., если по расспросам священника окажется, что мирянин, совершая крещение, хотя и трижды погружал младенца в воду, но при этом не произнес установленной формы Крещения (во имя Отца...), а вместо нее прочитал какую-либо употребительную молитву церковную. Но некоторые неправильности в произношении и прибавки, допущенные к формуле Крещения и не изменяющие смысла ее, вроде следующих: «окрещается раб Божий такой-то во имя Отца и Сына и Св. Духа ныне и присно и во веки веков, аминь» – не могут служить поводом к повторению Крещения. 42 Употреблять для крещения простую воду с прибавлением только богоявленской не следует, потому что богоявленская вода хотя и святая, но она не имеет той благодатной силы, какая сообщается воде, освящаемой по чинопоследованию Св. Крещения. Воде, освящаемой в навечерие Богоявления, испрашивается в ектении и молитве, чтобы она послужила «к очищению души телес, ко исцелению страстей, к освящению домов», чтобы «причащающиеся и мажущиеся ею получали освящение, здравие, очищение и благословение»; между тем воде для крещения испрашивается в ектении и молитве, чтобы «крещающийся в ней был достоин царства нетленного», чтобы «она приходящему ко св. просвещению послужила баней пакабытия, одеждою нетления, источником жизни» и пр. Кроме этой существенной особенности в ектениях и молитвах, произносимых при освящении воды в навечерии Богоявления и при освящении воды по чинопоследованию Св. Крещения, есть и другие. При совершенииТаинства Крещения вода знаменуется крестным знамением дважды: в первый раз перстами священника и дуновением на нее с произнесением слов: да сокрушится под знамением креста Твоего вся сопротивныя силы; во второй раз чрез помазание елеем с пением аллилуйя (Слич. чин. велик. освящ. воды с последов. Св. Крещения). В Требнике, в случае крещения младенца «страха ради смертного», положена только одна молитва для освящения воды для крещения. На этом основании, если и может быть допущено употребление богоявленской воды при крещении, то в тех только случаях, когда допускается употребление воды даже не освященной, т. е. при крещении младенца мирянином, а не священником.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010