И какие последствия должно иметь это учение, называемое пантеизмом, собственно для человеческого общества? Если всё Бог, тогда и всё одинаково хорошо, тогда нет разницы между добрым и злым, между добродетелью и пороком. Если всё – Бог, тогда нет для отдельного человека никакой свободной воли, никакой совести и человек должен действовать так, как он действует. Отсюда следует, что позволительно всё, и самые величайшие пороки и преступления, что о вине и наказании не может быть и речи. Если тебя кто-нибудь обкрадёт, ограбит, убьёт, если другой поджигает твой дом или взрывом бомбы много людей погубит, то всё это, по учению пантеизма, ненаказуемо. Куда зашли бы мы, если бы этим учением стали руководствоваться? Тогда человеческое общество распалось бы на два враждебных лагеря, которые стали бы истреблять друг друга, и именно во имя пантеистической религии, которая дозволяет это. И вот это безумное зловредное учение пантеизма должно быть, как думает берлинский философ Гартман и другие его последователи, сокровенной религией будущего. Этот неверующий своей философией бессознательного приглашает нас искать всё в здешней жизни и в то же время доказывает нам, что здесь найти ничего нельзя. Таким образом, мы должны искать Бога в здешней жизни, и, однако, Он никогда не может быть найден! Но так глубоко человеческий ум заблуждается всегда, когда он удаляется от Бога, когда он отрицает Его. Пётр. Как, однако же, жалки люди, которые, несмотря на высокие духовные дарования, не хотят признать Того, Который так легко познаётся из Его творений! Эти неверующие заставляют нас веровать в такие вещи, несообразность которых ясна как день Божий. Священник. Но они морочат нас ещё хуже. Чтобы отвергнуть Всемогущего Бога, неверующие говорят: 2) Всё произошло из первоначального вещества. Первоначально не было ничего, кроме материи, то есть беспорядочной хаотической смеси веществ, которые затем отделились друг от друга и образовали весь видимый мир. – Случайно, без руководства Высшего Существа, отсюда возникли и земля, вода, растения, животные, даже мыслящий человек, эта первоначальная материя носила в себе зародыш для всех живых существ, и, таким образом, всё произошло само собой. Это учение называется материализмом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Духа, освящение воды совершалось не через них, но священническим благословением ее с призыванием Св. Духа. 408 Об этом сохранилось, между прочим, древнее свидетельство бл. Августина, который говорит, что таинством креста оглашенные поучаются, вода крещения освящается тем же знамением креста, чрез возложение рук крестившиеся получают дары» (Бес. 75, т. 4 стр. 702). Как разбираемый нами обряд совершался в греческой церкви, таковым же он перешел, конечно, и в славянские переводы богослужебных книг. Совершение его происходило при такой же обстановке. Народ присутствовал при обряде со свечами в руках, но свечи эти в самом моменте освящения воды не употреблялись и с ними не соединялось никакого действия. В одном из древнейших славянских требников, изданном г. Гейтлером по рукописи, находящейся в Синайской библиотеке, с которыми мы познакомились благодаря описанию его И. Д. Мансветовым (в Приб. к Твор. Св. От. т. XXXII, стр. 347), при освящении воды указано только такое священнодействие: «перекрестить поп воду 2 перстом и начинает паки поп пролого вельми» (т. е. продолжает прерванную молитву). В конце молитвы погружение креста изображается таким образом: «и потом вложитъ крест 1 в воду крестя ими и глаголя во славу Святыя Троица Отца и Сына и Св. Духа и ныне и присно и люди аминь». 409 В нашей древне-русской церкви совершение Богоявленского обряда в первые века в моменте освящения воды ограничивалось, несомненно, только этими же двумя действиями: троекратным благословением воды священническою рукою и погружением в воду св. креста, причем последнее из этих действий в некоторых древне-русских служебниках указано соединять со словами: «во имя Отца и сына и Св. Духа» (См. служебн. Син. Биб.– по опис. Горского III, 1. 345, от XIV века). В большей части служебников, какие мы имели возможность просмотреть, указано для освящения воды благословение священническою рукою, а погружение креста во всех. В наиболее древнем служебнике 79 Моск. Дух. Акад. – от XV в.), какой у нас был, указаны именно только эти два действия при освящении воды – и больше никаких.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

Прихожанка. Что вы имеете в виду? Пресвитер. А то, что кроме купания есть и другие крещенские забавы. Например, я слышал об обычае вынимать кому-нибудь из мирян за деньги погруженный в воду во время водоосвящения крест. А согласно другому обычаю, батюшка нарочно должен уронить крест в прорубь, чтобы дать возможность смельчаку достать его. Кстати, в южных, приморских поселениях есть схожий обычай, состоящий в том, чтобы после освящения воды вплавь достать специально брошенный в море деревянный крест. Доставший его затем ходил с ним по городу, собирая дань своей удали на пирушку со друзьями. Насколько благочестивыми вам кажутся такие обычаи? Прихожанка. Благочестивыми их и правда, трудно назвать. Пресвитер. Вот поэтому подобного рода обычаи, включая купание в прорубе, как нарушающие святость совершаемого торжества и противоречащие духу истинного христианства, каждому священнослужителю предписывается искоренять 368 . Прихожанка. Но ведь некоторые священники сами показывают пример купания во «Иордане»! Пресвитер. Не спорю, сегодня это довольно распространенная практика. Но в богоявленском чине водоосвящения есть молитвы о «причащающихся», т.е. благоговейно пьющих святую воду, «кропящихся и мажущихся» ею, и совсем не встречается молитв о купающихся в ней. И может стоит все-таки пересмотреть свое отношение к распространившемуся обычаю, очень уж напоминающему практику Порфирия Иванова. Прихожанка. В таком случае, батюшка, расскажите как нужно относиться к богоявленской воде и как ею правильно пользоваться. Пресвитер. Богоявленская вода – великая святыня и отношение к ней должно быть соответствующее. В сам день Богоявления она используется для окропления домов, домашнего скота, различных предметов с целью их благословения. Ею же пользуются и для восстановления оскверненной святости церковных зданий или сосудов, а также для освящения неосвященной воды. Известны различные чудеса, связанные с ее вкушением или помазанием ею… Прихожанка. А правда, что ее следует пить только натощак?

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Отсюда полумагическое отношение к святыне, страх, что не достанется, ссоры в очереди за водой. Причем это неблагоговейное настроение иногда распространяется и на воцерковленных людей. Бытует еще одно суеверие, что якобы вода освященная в Навечерие праздника 18 января отличается по своей благодатной силе от воды освященной после Литургии 19 января, поэтому вечернюю воду называют «Богоявленской», а утреннюю «Крещенской». Чин освящения воды один и тот же, и благодатная сила одинакова. В церковные праздники необходимо чтить благочестивые традиции, само Богоявление, по словам апостола Павла есть «великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (1 Тим. 3. 16) и благодать, дарованная нам в приобщении святыни в эти дни должна бережно сохраняться нами как можно дольше, помогая нам в духовном возрастании. Читайте также: Победить самого себя: Апостол в Крещенский сочельник Встреча со святыней Как провести Крещенский Сочельник Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 18 января, 2019 18 января, 2019 20 апреля, 2022 19 января, 2022 18 января, 2021 19 января, 2020 19 января, 2019 19 января, 2019 19 января, 2019 18 января, 2019 18 января, 2019 20 апреля, 2022 19 января, 2022 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/kreshhenskoe-yazychest...

27 июля. Понедельник. Поездка утром в Песочное на почту и за припасами. Отправил экземпляры учебника 38 в Казань преосвященному Анатолию и проф. Н. Н. Писареву, а также, ответ студенту о сочинении. Но с припасами дело обошлось плохо – фабрика была закрыта по случаю праздника св. Пантелеймона и водосвятия, на котором мы и присутствовали. После чаю, ходили в Кораново. Беседа с женой сапожника о войне. Дожигали последние капли керосина. 28 июля. Вторник. Великолепный солнечный день с осенней прозрачностью воздуха. Вода в реке, как зеркало; пароходы и барки отчетливо отражаются в этом зеркале. Вид поразительно красивый. Наконец, состоялась наша экспедиция в Песочное за продуктами. Вечером лампы были наполнены керосином и засияли. Можно было читать с комфортом отчаянно плохую книгу Максимейки о Русской правде 39 . 29 июля. Среда. Ездил в Рыбинск. На пароходе разговор с генералом, который убежден, что окружить нашу армию на передовом театре военных действий немцам теперь уже, раз мы оставили Варшаву, не удастся. Он удивлялся, как немцы бросились сразу на такую сильнейшую первоклассную крепость, как Ковно 40 . Сообщил о маленьком десанте русских войск из Владивостока в Дарданеллы, перевезенном на французских кораблях. 30 июля. Четверг. Утро – в писании 1694 года моей «Петриады» 41 . После обеда прогулка до Острова. Вечером с Лизой быстро на 4 веслах сплавали в Песочное. Один из красивейших закатов на Волге; при таком освещении наш берег, высокий и лесистый, дивно красив. 31 июля. Пятница. С 12-часовым пароходом прибыли из Рыбинска все пятеро Богоявленских 42 , что доставило нам большую радость. К сожалению, погода пасмурная, мелкий дождь. 1 августа. Суббота. У обедни и на водосвятии на Волге. После обеда большая прогулка на лодке с Богоявленскими. 2 августа. Воскресенье. Туман, не помешавший нам, однако, сделать путешествие по окрестным деревням и полюбоваться архитектурою домов и отпечатком зажиточности. 3 августа. Понедельник. Продолжается туман. Мы с С. К. [Богоявленским] и с детьми прогулялись на Остров. Много разговоров о войне. Поездка в Песочное.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

ничем не заменимо. Еще крещение заменяется или, лучше сказать, восполняется исповедью для тех, которые приняли его для очищения своих грехов, а потом снова осквернили себя грехами, каковы все мы. Но этой драгоценности: тела и крови Христовой, от которых заповедано нам питаться, не заменят для нас ни покаяние, ни молитва , ни прикосновение к святым мощам, ни Богоявленская вода, ни целование Святого Креста, ни приближение к Иисусу Христу полною верою в Его учение, ни, так называемое, «духовное приобщение», которое высоко для живущих в мире по-мирски, словом – ни всякой другой способ освящения. Нужно каждому с благоговением приступать к Святым Тайнам, и – только. Когда евреи, приготовляемые особенною проповедью к принятию сего таинства (так как оно, по своей необычайности и великости дара, требовало предварительного объяснения народу), стали роптать на Иисуса Христа по этому случаю: тогда Господь Иисус Христос не только не замолк и не ослабил своих слов, но еще решительней подтвердил необходимость для своих последователей питаться от Его тела и крови 27 .И вообще, ни об одном из семи таинств православной Церкви не сказано так много и подробно святыми евангелистами и апостолами, как о причащении. Прих. Все-таки я не допускаю теперь и хочу вперед избегнуть того тяжкого греха, чтоб недостойному приобщиться. Свящ. Значит, ты как бы готов даже сравнить себя с теми усерднейшими христианами, которые часто приступают к тайнам Христовым. Как эти частым своим приобщением выражают любовь и воздают славу Иисусу Христу: так ты, благоговея к пречистым тайнам Христа, поэтому будто бы не приступаешь, и это будто бы так же служит к Его славе. Какое странное сравнение! И еще рассуди основательнее. если подобно тебе многие, а наконец и все, в чувстве сознания своего недостоинства и слабости, будут отказываться от св. причащения, – как же исполнится тогда воля Спасителя нашего «приимите, ядите: се есть тело мое... Пийте от нея вси» 28 . Дал ли бы нам Спаситель эту заповедь, если б никто не мог исполнить ее? Нет, слова Его, как слова Божии, не напрасны и не могут быть напрасными. Когда Он заповедал нам причащаться от Его тела и крови, и причащаться не раз только в жизни, но многократно и весьма часто; то значить мы и можем исполнять эту заповедь, и не должны поставлять свою волю выше Его воли; значит, по Его Божественному промышлению о нас, исполнение этой заповеди для нас необходимо и в высшей степени полезно. Приведу тебе здесь и самый живой пример. –

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Popov/...

Глава V 609 . Религиозно-нравственное состояние общества. § 29. Религиозно-нравственное состояние общества В религиозно – нравственном развитии русское общество не подвинулось вперед. Это обусловливалось недостатком духовного просвещения и пастырского учительства в связи с привычкой к старым формам жизни. Таким образом над Русью по прежнему висел мрак полуязыческих представлений и суеве.рий. Народ еще верил в леших, домовых, русалок, кикимор и т. п.; сходясь на семейных празднествах или общественных играх, он еще призывал Рожаниц, Купалу и Ярилу, «кликал каляду, авсень и плуг» 610 , – скорее впрочем по привычке, чем сознательно. В явлениях природы он искал действия таинственных сил; поэтому волновался и пугался при появлении комет, падающих звезд, солнечного затмения и т. п. 611 Чем малоизвестнее была какая – нибудь страна, тем богаче таинственными силами казалась она для народной фантазии; таким образом ходили рассказы о змее – аспиде, живущем на дальнем севере, о шестиглавом драконе, обитавшем в змиевой горе (выше Саратова) и обращенном в камень 612 . Иногда народ даже чтил те предметы, которые казались ему таинственными; например в начале XVII в. ежегодно в Петров день большая толпа сходилась около переяславского Борисоглебского монастыря и «творила почесть камню», в который, по замечанию летописца, «вселился бес, творя мечты» 613 . Подобным образом народ и в христианских святынях иногда видел как бы фетиши, где обитает высшая сила. Например, в смутное время, когда жители окрестностей Смоленска, укрывавшиеся в лесах, были отыскиваемы и разграбляемы поляками, они вешали свои иконы в обратном положении и укоряли их за несчастие, приговаривая: «мы вам молимся, а вы нас от Литвы не обороните»; бывали случаи, что русский в досаде бросал икону в огонь или в навоз, если она не защитила его от пожара или не охранила от воров 614 . Вместе со всем этим была сильна вера в возможность различными средствами устранять действие таинственных сил или пользоваться ими. Для этой цели служили словесные и письменные заклинания, нашептыванья, камешки, травы, кости, даже ладан, просфора, богоявленская вода и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Однако здесь же, в этой главе, как нигде более выступает во всей резкости и некоторая недобрая черта, характеризующая все исследование почтенного автора. Это язык автора. В этом отношении приходится сказать, что почтенный автор вообще мало позаботился о литературно-стилистической обработке своего произведения. Сплошь и рядом приходится в его книгах встречаться с нескладными вычурными предложенными, в роде напр. таких: «сколь это весьма рационально, о том мы имеем говорить при другом случае» (1 т. стр. 108), или: «в одном из них такими молитвами суть» (стр. 100). Весьма часто «рукописи» и даже «вставки» у него что-нибудь «доводят до нашего сведения» (стр. 246), а «молитва» нередко «фигурирует» (стр. 265). Встречаются и татя странные слития русских слов как напр.: «первоосновная» (редакция) и «основопроизводная» (стр. 867). Чем лучше последний эпитет напр. такого: «не черно-белый» или: не бело-черный»?). Но нигде такое злоупотребление языком, какая-то странная помесь русских слов с иностранными не дает себя так неприятно знать, как в рассматриваемой главе II тома. Напр. на стр. 146 попадается на глаза: «роль придаваемая здесь богоявленской воде»; на следующей (147): «вода именно богоявленская избрана внешним аксессуаром для чина»; на стр. 150 является и «священник не более как в роли чтеца». Глава III-я (стр. 173–320) посвящена историческому исследованию о молитвах, как непосредственно входящих в состав исповедного чинопоследования, так и имеющих лишь известное отношение к этому чинопосдедованию. Весьма обширный цикл этих молитв автор располагает для исследования по таким отделениям: 1) Молитвы о кающихся; 2) молитвы о исповедающихся; 3) молитвы разрешительные от епитимии, клятвы и всякого греха; 4) молитвы разрешительные от внешнего осквернения; 5) постные молитвы и отношение их к исповеди; 6) общие и специальные молитвы разрешительные по смерти вообще; 7) грамоты разрешительные по смерти; 8) молитвы разрешительные для умерших под отлучением и 9) покаянные молитвы субъективного характера.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

В этой молитве испрашивается благословение Божие на хлеб сей, а вкушающим от него телесное и душевное благословение и здравие благодатию и щедротами Его человеколюбия. По прочтении этой молитвы артос раздробляется и раздается верующим. Какое же значение имеет освященный артос? Как и всякий освященный хлеб, так и артос нужно вкушать с благоговением прежде всякой другой пищи. Ни в коем случае нельзя придавать артосу такого значения, которого он не имеет. Некоторые в случае смертной опасности дают больному кусочек артоса с богоявленской водой и думают, что это равноценно причащению больного Святых Таин Тела и Крови Христовых. Это большое заблуждение. Никакая святыня не может сравняться по силе спасающей благодати со Святым Телом и Пречистою Кровию Христовыми. Конечно, больному можно дать частицу освященного артоса, но это его не освободит от грехов и не соединит со Христом, как в Таинстве Святого Причащения. Артос, как и святая богоявленская вода, с верою и благоговением принятые больным, могут облегчить его телесные страдания, успокоить его душу, но не могут иметь спасительного действия. Так и сказано в молитве на раздробление артоса: «Благослови (Боже) хлеб сей, яко да вкушающие от него телесного и душевного благословения и здравия сподобятся». Антидор Слово «анти» означает по-гречески «вместо», «ди орон» – дар. Таким образом, «антидор» означает «вместо дара». «Антидор, – говорит св. Симеон Солунский, – есть освященный хлеб, который был принесен в предложение 7 , и которого средина была вынута и употреблена для священнодействия; этот хлеб как запечатленный копием и принявший божественные слова, преподается вместо страшных даров, т. е. Таин, тем, которые не причащались их» 8 . Если же святого хлеба, оставшегося после приготовления Агнца, не достаточно, то, согласно Номоканону, в качестве антидора могут быть розданы частицы Богородичной просфоры. Обычай раздавать антидор возник в Церкви не сразу. В первые века ее существования все, кто присутствовал на Литургии, причащались Святых Христовых Таин.

http://azbyka.ru/cvyatynya-v-dome-o-svya...

В конце концов если тебе тяжело стоять всю службу, а все скамьи заняты, то никто не мешает тебе принести с собой раскладной табурет. Вряд ли кто-то будет тебя осуждать за это. Единственно только надо встать на чтение Евангелия, Херувимскую песнь, Евхаристический канон и еще около десятка важнейших моментов службы. Но думаю, что это не составит проблемы ни для кого. Инвалидов эти правила вообще не касаются. Но еще раз повторю, что все эти возражения совершенно не серьезны и не могут быть причиной отказа от Крещения и церковной жизни. Что такое гудящие ноги по сравнению с вечной жизнью? Возражение 13: У вас крестят в грязных купальнях. Да и причащаются все из одной ложки. Это не гигиенично. Этот вопрос – конечно наследие коммунистической пропаганды. Ведь на самом деле не было не одного доказанного случая заражения через крестильную купель или Чашу причастия. Итак если за две тысячи лет никто не заболел, то почему исключением должен быть ты? Вообще вопросы гигиены поднимаются как – то выборочно. Все знают, что крайне негигиенично ездить в метро. – Спокойно можно заразится туберкулезом, чесоткой и другими заболеваниями. Тысячи людей ежегодно заболевают в общественном транспорте гриппом. но почему-то из-за этого никто не начинает ходить пешком. А когда речь идет о получении вечной жизни, то дьявол сразу напоминает о гигиенических нормах. А они, кстати, впервые введены именно в Библии. Так еще в Пятикнижие Моисея было запрещено после прикосновения к мертвецу или заболевшему делать что-либо не обмывшись и не выдержав определенный срок ( Лев.13 ; Чис.19:11-22 ). И поэтому в наших храмах было чисто даже тогда, когда везде царила грязь. У нас моют купель перед каждыми крестинами, и замывают Чашу после Литургии. Конечно, никто не будет обрабатывать храм хлоркой, но ведь так не делают ни в домах, ни в офисах. Так зачем вводить в церквах нормы лазарета? Но самое главное, в доме Бога мы надеемся на Того, Чье имя Источник Чистоты и Врач душ и тел. Если богоявленская вода не цветет годами (я думаю ты слышал об этом чуде происходящем ежегодно во всех церквах, которое вовсе не связанно с добавлением в воду серебра.

http://azbyka.ru/pochemu-ty-eshhyo-ne-kr...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010