Математика, астрономия, кораблестроение, такелажное дело, картография, танцкласс – вот неполный перечень дисциплин, штудируемых кадетами. И, конечно, иностранные языки: французский, английский, немецкий – так как «и знание иностранных языков очень нужно для морского офицера, ибо морской офицер в своей службе имеет частые сношения с иностранцами и, кроме того, для достижения совершенства в своем искусстве должен читать иностранные книги о мореплавании, каких книг на русском языке, кроме самого малого числа их, вовсе нет», – объяснялось в методическом пособии того времени. Корпус был разделен на три класса, составляющих три роты. Переходили из третьего класса во второй, из второго в первый «по знанию». Не окончившие курса пополняли корпус морской артиллерии, портовые службы, научные экспедиции. В первом классе кадеты получали звание гардемарина («морского гвардейца» по-французски) и отправлялись на практику. Нередко это были суда иностранных компаний, бороздившие воды возле берегов Ост- и Вест-Индии и Америки. После практики и «за высокие успехи в учебе» гардемаринам присваивалось офицерское звание мичмана. В свое первое плавание Ушаков отправился на корабле «Евстафий» от Кронштадта к Гогланду. Погода была отвратительной, Балтику штормило. Гардемарин вдоволь смог насладиться всеми «прелестями» морского путешествия. Заплесневелая вода, вонючая солонина, подгнившие сухари. Выскальзывающая из-под ног, шатающаяся палуба. Суровый капитан, мужики-матросы и пудовый боцманский кулак, который тут у них, матросов, «главный учитель». А еще изнурительные нескончаемые вахты под завывание «мордавинда» – так русские моряки окрестили крепкий лобовой ветер. Вот когда вспомнились службы в родном Богоявленском монастыре. Благодаря им он умел выстаивать долгие часы, сконцентрировавшись на главном. И заступивший в ночную вахту Федор возносил молитвы в штормовое небо: лишь бы не сдрейфить, не растерять собранность и достойно дождаться ударов склянок – корабельного колокола. «Тот Богу не молился, кто в море не ходил», – тогда он проникся этой старинной моряцкой поговоркой.

http://pravoslavie.ru/53790.html

Когда народ насытился, то они поблагодарили Спасителя за пищу. Так и мы после пищи должны поблагодарить Бога за поданную нам пищу. Для чего народ пошел за Иисусом Христом в пустыню? Как долго Иисус Христос учил, народ? Что сказали Христу ученики Его? О чем спросил Он учеников? Что ученики отвечали Спасителю? Что Спаситель велел им сделать? Что сделал Спаситель перед раздачей пищи народу? Какое чудо совершилось после молитвы и благословения Спасителя? Что сделал народ, когда насытился? Что мы должны делать пред принятием пищи и после ее? (Молитва перед обедом. Молитва после обеда.) Укрощение бури (Лк.8:22–25; Мф.8:23–27; Мк.4:35–41) В Галилейской стране было большое озеро. Иисус Христос часто учил народ на берегах этого озера. Однажды вечером после беседы с народом Иисус Христос сказал Своим ученикам: «переправимся на ту сторону озера». Во время плавания Иисус Христос заснул в лодке. Вдруг поднялся сильный ветер, сделалась буря, волны заливали лодку. Ученики в страхе начали будить Иисуса Христа: «Учитель, говорили они, мы погибаем!» Проснувшись, Иисус Христос указал им: «что вы так испугались?» Потом Он встал, посмотрел на озеро и сказал: «молчи, утихни!» Тотчас же ветер утих и озеро сделалось совершенно спокойным. Все удивились и в страхе спрашивали друг друга: «Кто это, что и ветер и вода слушают Его?» Дети! видите, как Спаситель помогал людям не только в болезнях, но и в других бедствиях. Так и теперь всемогущий Господь помогает людям в различных несчастиях, если люди молятся Богу о помощи. Что сказал Иисус Христос Своим ученикам после проповеди на берегу озера? Что сделалось во время плавания? Что ученики в страхе говорили Спасителю? Что Иисус Христос сказал им? Какое чудо совершил Иисус Христос? Что ученики говорили после этого чуда? Чему научает нас помощь Спасителя апостолам во время бури на озере? Иисус Христос – Божественный Учитель Учение Иисуса Христа о Царстве Божием Мы знаем, что первые люди Адам и Ева сначала жили в раю счастливо, проводили блаженную жизнь. Они не грешили, были все время с Богом, не испытывали никакого горя и страданий. Когда они согрешили и перестали слушаться Бога, то стали страдать и мучиться. Иисус Христос пришел к людям, чтобы помочь им сделаться опять такими же, каковы были Адам и Ева до греха. Он пришел сказать людям о потерянном ими Царстве Божием, научить людей, как они могут возвратиться в это Царство, а также и помочь людям войти в Царство Божие.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

«Я явился теперь к вам для того, чтобы высказать свое ходатайство за других, которое, впрочем, и для вас не менее будет приятно и полезно. Теперь я не нахожу более приличнаго предмета для беседы с вами, как только бедных нашего города. И к этому меня расположило их несчастное состояние, виденное мною. Проходя к вам чрез площадь, я поражен был плачевным зрелищем. Я видел множество нищих в крайней степени бедности; одни из них, совершенно разслабленные лежали, распростершись на сырой и холодной земле; другие едва передвигались с места на место. Одни из них были слепы, у других не было рук; а некоторые были покрыты гнойными ранами, которыя они держали открытыми, чтоб возбудить сострадание в проходящих; и все они казались полуживыми от голода и холода. Я не мог быть равнодушным при взгляде на эту страшную картину, и подумал при этом, что было бы с моей стороны слишком безчеловечно, если б я не позаботился предложить об этом благосклонному вниманию вашей сострадательной любви. Итак, и я ходатайствую за них пред вами; и по этому случаю оставляю предмет, о котором я должен был бы говорить ныне с вами, чтоб говорить с вами о милостыне. И об этом я тем более нахожу приличным говорить, что теперь зима, и зима суровая, и что мы сами имеем нужду в благости и милосердия Божием». После сего вступления выставляет побуждения, которые их могли бы расположить к подаянию милостыни: суровость зимы, несчастное положение бедных, благочестивый пример христиан Македонии, Рима и Галатии, и благословения, связанные с милостынею. Советует им подавать милостыню с радостию и поспешно всегда, а особенно в воскресные дни; советует также подавать милостыню соответственно своему состоянию, и никогда не исследовать жизни и нравов бедных, чтоб знать, достойны ли они сострадания; ибо, если б возможно было испытать жизнь бедных и богатых, никто бы не оказался достойным милосердия. Убеждает подражать Господу, Иже сияет солнце на благия и злыя, и дождит на праведныя и неправедныя; подавать щедро, быть сострадательным к бедным, чтоб самим обрести милосердие в день суда. Бедные, по его словам, суть как бы врачи наших душ, наши покровители и благодетели; потому что получаем гораздо более, нежели даем; ибо нам дадут блаженное небо в замен небольшого количества денег. Как умывальницы устрояются близь молитвенных мест, чтобы можно было прежде умыть руки, а потом уже воздевать их к небу; так и бедные находятся у врат церковных для того, чтобы мы прежде совершения молитв могли омыть руки подаянием бедным. Вода имеет свойство отмывать грязь с тела, а милостыня уничтожает нечистоты душевные 231 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Таким образом, Иисус преподал здесь ученикам Своим пищу, о которой говорит: «сие есть Тело Мое». Он не сказал: «сие означает Моё Тело», или: «сиё есть символ Моего Тела»; но Его слова прямо и ясно выражают следующее: то, что Я взял в руки, есть уже не хлеб, но Моё Тело. Этот хлеб, следовательно, пресуществился, превратился в Святое Тело Христа. И то, что было в чаше, теперь уже не вино, но Моя Кровь. Следовательно, вино превратилось в драгоценную Кровь Христову. Это называют пресуществление, потому что сущность хлеба и вина превращается в сущность Тела и Крови Христовой. Отсюда и слово «пресуществление», употребляемое у нас для выражения этого понятия. Пётр. На браке в Кане Галилейской всемогуществом Бога вода превращена была в вино. Священник. И что Божественному Спасителю возможно было там, возможным является и в нашем случае. Если Он превратил воду в вино, то может Он превратить в святом Таинстве и вино в Свою драгоценную Кровь. Один живописец нарисовал однажды картину Тайной Вечери и на этой картине изобразил ещё подле Спасителя Лютера и Кальвина. Под картиной написал слова: Христос говорит: «сие есть тело Моё». Лютер сказал: «сиё будет Моё тело», а Кальвин говорит: «сиё означает Моё тело!» Теперь, кто из всех трёх прав? Ответ на этот вопрос не труден. Если Христос сказал: «сиё есть тело Моё», то так и должно быть, ибо Он имеет «глаголы живота вечного». В остальном это образное, наглядное изображение доказывает более, чем сколько может представить доказательств целая книга, а мы, как и апостолы, можем удовольствоваться недвусмысленными словами Иисуса. Но у нас есть ещё другие доказательства действительного присутствия Иисуса в Таинстве Евхаристии. Как слова Самого Господа, так и слова апостолов доказывают, что святое Таинство заключает в себе истинную Плоть и истинную Кровь Христа. То, что говорят об этом апостолы, это имеет вес и руководственное значение и далеко не то, что стали утверждать впоследствии лжеучители; ибо апостолы были очевидцами и непосредственными свидетелями, когда учреждено было святое Таинство, и обратившийся впоследствии и принятый в число апостолов Павел был даже научен сверхъестественным образом: «я от Самого Господа принял то, что и вам передал» ( 1Кор.11:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

3) Ветковцы принимали приходивших к ним православных то перекрещиванием, то хождением вокруг купели и миропомазанием. 4) Диакон Александр в 1706 г. отделился от ветковцев на Керженце тем, что отвергал нужду миропомазания над переходившими в раскол и говорил: «как рукой ограждаем себя крестообразно, так и кадить следует крестообразно». Так составился толк диаконовщины, иначе кадильников. 5) Беглый священник Стефан, вместе с таким же попом, Козмой, первый поселенец Ветки, толковал, что хлеб пасхальный и богоявленская вода то же, что евхаристия, и потому нет нужды домогаться евхаристии. Последователи его назвались стефановщиной. В беспоповщине скоро появились свои толки: 1) Беглый дьячок Данила Викулин, с 1694 года основатель Выгорецкого поморского скита, кроме мысли об антихристе, общей беспоповцам, проповедовал: а) не вступать с православными в общение ни в пище, ни в питье; иначе это будет замирщение – осквернение; впрочем, можно свободно покупать пищу на торгу; б) на кресте Христовом не надобно делать надписи: I. Н. Ц. I., а должно писать: Царь славы Ис. Хр. Таким образом явился толк поморцев, даниловцев. 2) Другой беглый дьячок Феодосий в 1706 году отделился от Выгорецкого скита и составил в новгородской области толк феодосиян, которые, отличаясь самой исступлённой ненавистью к православию, толковали: а) титла написанного Пилатом I. Н. Ц. I, как титла евангельского, не следует отвергать; б) пищу покупаемую на торгах, должно очищать молитвами и поклонами; в) поклонение иконам не своего толка – осквернение; г) молитва за государей – нечистота; д) брачное сожитие – тоже. 3) Козма, безграмотный мужик, был благоразумен в том отношении, что запрещал перекрещивать, но отвергал брак и евхаристию и говорил, что нет святыни на земле, остается прибегать ко Спасу; пусть спасает, как знает. Отселе образовались козминщина, нетовщина, или спасово согласие. 4) Стефановцы, вслед за диаконом Стефаном учили гнушаться браком и быть в наружном девстве; если же родятся дети, бросать их в лесу на снедение зверям, как умилостивительную жертву.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Аксинья включила читалку и углубилась в Достоевского. «Подросток». Два раза подряд прочитала, теперь в третий раз бежала глазами по знакомым строкам, и не надоедало. И каждый день находила в романе что-нибудь новое, делала свои неожиданные открытия. Нет, не зря Франц Кафка называл «Подростка» своим любимым романом. Дед несколько раз просыпался, внучка наливала ему крещенской воды, и он опять мирно засыпал. Бабушка пришла поздно вечером. У ворот дома уже стояло такси. Внучка спешила домой – к мужу и малолетней дочери. В середине следующего дня бабуня-Груня позвонила внучке. Не поленилась добежать до сельпо, ведь телефон-то один на всю деревню, и только в магазине. – Ксюш, проснулся, значит, нынче дед твой, просит рюмочку. Я налила ему водки. Он понюхал и отвернулся. Говорит: «Не то, Груня, не то, мне бы рюмочку…». Я подумала-подумала и налила ему холодного чаю. Он поморщился. И опять заладил: «Нет, Груня, не то…». Я ему из чайника кипячёной водички предложила. Проглотил – и опять сморщился, как печёное яблоко. Я уж ему и то, и сё, и морс делала из его любимого вишнёвого варенья, а он одно ладит: «Грунюшка, мне бы такую рю-мо-чку, что внучка накануне поднесла…». Замучил он меня твоей рюмочкой. Сознавайся, чем это таким ты его потчевала вчерась? Внучка поведала о богоявленской воде. Бабка недовольно повела носом, словно обнюхала телефонную трубку, но больного мужа ослушаться не посмела. Придя домой, налила ему внучкину рюмочку. Вечером опять звонит из сельпо. – Ксюш, св я тая моя, налила ему крещенской водички. Выцедил крохотными глоточками, и теперь только её принимает. Скоро кончится вода-то. Принеси завтра ещё бутылочку… Последние три дня на этом свете дед пил только из «внучкиной рюмочки». И только святую воду. Утром четвёртого дня он сделал последний глоток, нечувствительно погладил рану на ноге, неожиданно перекрестился, вытянулся на кровати, словно солдат по стойке «смирно», выдохнул здешний воздух – и шагнул туда, куда призвал его Господь. Со спасительной рюмочкой в левой руке.

http://pravoslavie.ru/143982.html

— Ну и что ж делать? Зинаида ткнулась лицом в подушку и заплакала. — О чем же ты плачешь? — О том, что мне тебя стыдно. — Что ж, я тебе не мать и не сестра, а племянница… — Это все равно… Зачем ты замуж пошла? Пока ты не выходила, и я жила прелестно, а теперь вот… поползло и поехало. — Что же, я тебе помешала жить? — Скучно стало. — Отчего? — Сама не знаю: погляжу на вас — и скучно, а лягу — спать не могу. — Отчего ж это? — Не знаю. Сначала дремота, и спать хочу, а потом вдруг как кот… и от кота буркота… — Молилась бы на ночь. — Извольте!.. Еще как и молюсь! И батюшке все говорила, и он все, все, все мне разъяснил, как это и называется, что блюд и что преблюдеяние, но все это ничего не значит! Встань, пожалуйста, на стул — задерни занавеской заступницу. — Не хочу. — Нет, сделай милость, закрой ее! Праша встала и задернула образ ситцевой занавеской. Тогда Зинаида Павловна ее попросила: — Возьми, пожалуйста, достань там сткляночку… — Неужели еще пить станешь? — Да нет, что за глупости!.. Там богоявленская вода… Сбрызни меня скорее, сбрызни! — Не хочу! — отвечала Праша и, махнув рукой, спрыгнула со стула, чтобы уйти, но Зинаида Павловна схватила своею рукой ее руку и удержала. — Что это с тобой? — спросила сконфуженно Праша. — Вот сделала так и ничего более… Не пущу! — А я с тобой говорить не хочу. — Отчего? Послушай!.. отчего? — Для чего ты двух держишь! — Кто их держит? Проклятые!.. один другому шагу ступить не дают. — Да уж остановись на чем-нибудь! — Да как же я могу на одном остановиться, когда я их только и вижу, как они вдвоем друг с дружкой сражаются! — За что же сражаются? — Ну, что расспрашивать! — Нет, окромя всяких шутков? Но Зинаида плакала и, вместо разъясняющего ответа, поцеловала племянницыну руку и опять проговорила: — Вот и ничего более! — Ну и прощай! — Да, и прощай, Пахита, прощай! А когда Праша подошла к двери, она ее окликнула и еще раз сказала: — Прощай же, Пахита, прощай! Праша не придала этому прощанию никакого особенного значения, а такое значение здесь было, потому что на другой день Зинаида Павловна, никем не замеченная, исчезла из дома племянницы и уже никогда более к ней не возвратилась.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

В русском обществе еще раньше сложилась слепая преданность обрядам в связи с безусловным уважением и доверием к церковным книгам, как священным. Самый характер тогдашнего просвещения воспитывал в обществе такой именно склад, а общее невежество благоприятствовало ему укорениться. Отсюда-то и произошло подозрительное отношение ко всякому проявлению критицизма, отсюда-то и явился протест против книжных обрядовых исправлений Никона, которые были введены со всей решительностью, и новопечатными книгами настойчиво заменялись старые. Скоро дело дошло до того, что расколоучители с невежественной толпой своих последователей открыто заявили, что Никон совершенно истребил всю веру, что теперь церкви стали не церкви, архиереи не архиереи, тайны не тайны, и что долг христианина – отказаться от никонианских еретических служб и храмов и оставаться верными древнему благочестию, т.с. старым книгам и обрядам, по которым-де угодили Богу все русские святители и чудотворцы. Так, вследствие неразумной приверженности к некоторым из прежних обрядов, образовалось «старообрядчество». Главные вожди этого раскола, отторгшие от Церкви многих простецов, были осуждены на соборах 1666 г. и 1667 г. Все наши старообрядцы одинаково согласны между собой в следующих пунктах своего учения: должно служить Богу по старым книгам, а не по новым, креститься двумя перстами, а не тремя, употреблять сугубую аллилуйю, а не трегубую, осьмиконечный крест, а не четвероконечный, совершать литургию на семи просфорах, а не на пяти, творить ход посолон, а не против солнца, читая в Символе о Святом Духе и «истинного», произносить и писать имя Спасителя Исус, а не Иисус и проч. Но они разногласят во многих других отношениях, а потому и делятся на много толков и согласий. Стефановщина Это согласие беспоповского толка основано дьяконом Стефаном, который учил гнушаться браком, жить в наружном девстве и блуд считать любовью, – если же родятся дети, бросать их в лесу на съедение зверям и птицам. Известно под тем же именем другое согласие – поповского толка. Оно основано беглым священником Стефаном, который учил, что хлеб пасхальный и богоявленская вода – то же, что евхаристия, и потому нет нужды домогаться евхаристии. Странники, или бегуны, иначе подпольники

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Во-вторых, обратим особое внимание на слова: «Ибо должен был поток Иорданский восприять невещественный огонь (славянский текст “яко струя имяше невещественный огнь восприяти Иордана и объяти плотию крещаема Зиждителя”). Здесь явно ощущается представление об aqua ignita — огненной воде, о пламени на Иордане во время Крещения Спасителя . Конечно, может возникнуть законный вопрос: «Зачем искать какие-то тонкости и сложности? Ведь Бог, по свидетельству Писания и учению Церкви, есть «огнь поядающий (Евр. 12:29, Втор. 4:24), и поэтому естественно Его именовать «невещественным огнем», особенно в связи с огнем вавилонской пещи. Однако, в 8-м ирмосе нечто более конкретное, чем богословие о Боге, как об «огне поядающем». Здесь видно противопоставление двух чудес: печь источает росу, вода принимает огонь, пусть и невещественный. Структурно это противопоставление, в котором подчеркивается Божественное всемогущество, вполне сопоставимо с ирмосом 8-й песни канона из Октоиха: «Из пламени преподобным росу источил еси, и праведного жертву водою попалил еси, вся бо твориши Христе, токмо еже хотети, Тя превозносим во вся веки». В данном ирмосе канона 6-го гласа структурно сопоставляются два противоположных чуда — спасение отроков из пламени росой и приятие через огонь жертву Илии, которая была изобильно полита водой (3 Цар., 18). Соответственно, в разбираемом нами Богоявленском ирмосе речь также идет о двух чудесах: соединении земного огня с небесной росой и земной воды с небесным огнем, а значит, «невещественный огнь» становится в данном контексте не природной характеристикой, а энергийной, и тогда говорится здесь о чуде схождения невещественного огня на воду Иордана в момент крещения. Каков источник предания об этом чуде? Начнем с Запада. A. Рукописная традиция Нового Завета В двух латинских кодексах (один из них африканского происхождения и датируется IV веком , второй — VIII веком ), о крещении можно прочесть следующее: «И когда он крестился, свет неизмерный засиял от воды, так что убоялись все, кто пришли» . Данное свидетельство очень ценно тем, что идет из африканских источников, что само по себе может нам предоставить определенную гарантию древности — не позднее рубежа II–III века, а также связь с Восточным Средиземноморьем.

http://pravoslavie.ru/67824.html

Также с надёжным случаем? О, сударыня: милость к сиротам, – бальзам для души. 345 1851 года 6 Окт. Посылаю коротенькое письмо для уведомления? Это для нас не малозначащее. Молебен Угоднику Божию Вонифатию отслужили; св. воду пьём каждодневно; на успех от святыни, без благоговения приемлющим, не смею надеяться? С терпением всё – таки молитесь (старайтесь): ведь, от принадлежности святыни исцеления ожидают. Домашние беспорядки раздражают: а я характера от природы раздражительного? А вот и поломают, как говорится, бурка крутые горки. От забот лишаюсь часто сна и ослабеваю? В Прологах ищите утешения. Бежала бы, сама не знаю, – куда? О, если бы к Богу! Не лучше ли жить на разных квартирах? Жить отдельно, а умами вместе? И Д. равнодушна и холодна к нам? Учите её Евангелием, и поите Богоявленской водой. Или мне так в горе – то преувеличиваться? Нет, это не просто: будьте внимательны. Живя на два дома, боюсь дожить до крайности? А по приходу, и расход. Не съездить ли попросить о деле кому из близких царю? Хорошо. Обличать ли виновных? О, это себе на беду! Или всё предоставить воле Божией? Проскомидия и Псалтирь продолжались бы. Продолжать ли знакомство с виновниками нашего дела? Разве по особенной значительной причине. Или оставить их в покое? Это бы лучше. Некоторые крестьяне хотят на волю: отпускать ли? Отпускайте. 346 Батюшка! Не оставьте малодушную? Иисусова молитва да Псалтирь. Здоровье не поправилось? Посоветуйтесь с лекарем. В случае несчастного окончания дела: ехать ли с братцем? Хорошо бы эдак – то. Тогда кому поверить имение? Изберите и скажите. В родственных нет надежды? Обращайтесь с ними учтивенько, а при том весьма осторожно. Нашим знакомым приходил человек, точно навеял неприятности? Мольба с верой спасает скорбящих. 347 1851 года 20 Окт. А. Н., хотя, по привычке и мало бывает дома, но возвращается спокоен? О, как жалко! и Библия – то у вас, и Издатель – то (Созидатель) при вас: чего бы по улицам – то искать – то? Святая вода приходит к окончанию? Можно развести свежей водой.

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010