Многочисленные зрители концерта тепло приветствовали произведения Дмитрия Бортнянского, Алексея Львова, Григория Львовского, Максима Березовского, Петра Чайковского, Виктора Калинникова, Павла Чеснокова, Сергея Рахманинова, Константина Шведова, Александра Архангельского, Николая Голованова, Митрополита Илариона (Алфеева). Ведущей концерта выступила Екатерина Грачева. Вечер снимал федеральный телеканал «Культура». Эфир музыкальных номеров концерта планируется в конце апреля 2021 г. Во время антракта гостям мероприятия профессора Лев Конторович и Александр Соловьёв представили в фойе Большого зала Московской консерватории выставку, посвященную К.Б. Птице - советскому хоровому дирижёру, хормейстеру и педагогу; Народному артисту СССС (1966 г.). Музыкальный форум организован Московской государственной консерваторией имени П.И. Чайковского, Фондом развития творческих инициатив, Фондом содействия возрождению Синодального хора и АНО ПЦДМК «Страна Воскресения» при поддержке Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по развитию русского церковного пения.   Дальнейшая концертная и образовательная программа IV ВЕЛИКОПОСТНОГО ХОРОВОГО ФЕСТИВАЛЯ: 11 апреля, воскресенье, 10:00 Храм Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке в Москве Исполнение произведения С.В. Рахманинова «Литургия св. Иоанна Златоуста», соч. 31. в рамках богослужения - Академический Большой хор «Мастера хорового пения» радио «Орфей» -Московский Синодальный хор 14-15 апреля, среда-четверг, в течение дня Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского Научная конференция «Московский Синодальный хор: 300 лет служения церкви, отечеству и русской культуре» 17 апреля, суббота, 17:00 Богоявленский Кафедральный Собор в Елохове города Москвы Исполнение произведения С.В. Рахманинова «Всенощное бдение» в рамках богослужения - Хор Московского Богоявленского кафедрального собора в Елохове 20 апреля, вторник, 19:00 Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского

http://radonezh.ru/2021/04/07/iv-velikop...

Алексию. Ласково принял меня преосвященный и сказал, что завтра же посвятит меня у Богоявления в Елохове, где он будет служить. После сего я исповедовался (у духовника ставленников). На обратном пути заехал к тестю, чтобы сообщить ему и милому сыну моему неожиданно-радостную новость. Некоторым из родных посланы были телеграммы. На другой – воскресный день, мы с братом прибыли в Богоявленскую, в Елохове, церковь , чрезвычайно пространную, к 9 часам утра. В ней особо-чтимая икона Божией Матери, скорбящих Радости. На алтарном своде изображены в больших размерах чины ангельские (что приятно удивило о. Серафима). Каждый год в этом небеси подобном храме, по случаю избавления от язвы что ли, бывает торжественное архиерейское служение литургии и молебствие с крестным ходом по улицам прихода. Привозятся из Успенскаго собора: крест с частию Животворящаго Древа, часть ризы Господней, часть ризы Божией Матери; из часовен: иконы Спасителя – подобие Нерукотвореннаго образа Его, Иверския Богоматери, Николая чудотворца, Сергия преп. с частию св. мощей его и Афонская святыня. На литургии в обычное время Господь сподобил меня приять степень священства. Просто себе не верил, что творится со мною. Незабвенный теперь для меня этот день – воскресенье 18 октября. Слава Богу, Благодетелю моему во веки веков»! Под влиянием воспринятой чрез архиерейское рукоположение благодати и радостных чувств, задумал и начал писать о. Серафим изъяснение песни церковной: «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь: Ангельский собор и человеческий род». Это сочинение (стр. 1–71) под заглавием: Хвалебная песнь в честь Богоматери, помещено в октябрьской и ноябрьской книжках «Душеполезнаго Чтения» за 1882 год. В это время он уже находился (с августа того же года) в Спасо-Андрониевом монастыре, куда перешел в след за мною, с назначением меня в настоятели этого монастыря, и с приумножением подвигов возрастая в жизни духовной, награжден за честное служение в священстве набедренником 15 мая 1883 г. Избран в члены сотрудники правосл.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Общенародная акция «Свеча памяти» и траурные мероприятия, посвященные 70-летию начала Великой Отечественной войны, начнутся с заупокойного богослужения в Богоявленском соборе Москвы 18 июня 2011 г. 20:00 21 июня 2011 года в 15.30 во время заупокойного богослужения в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове будет торжественно зажжена общенародная «свеча памяти» по погибшим в Великой Отечественной войне и тем самым дан старт международной акции «Свеча памяти 22 июня». Служение панихиды возглавят настоятель Богоявленского кафедрального собора г. Москвы протопресвитер Матфей Стаднюк и председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин . Представители общественных организаций — участники акции «Свеча памяти» — зажгут «свечи памяти» от общей свечи, а затем торжественно перенесут «огонь памяти» на места проведения мемориальных акций, чтобы горящими свечами почтить в канун 70-летия начала войны память всех известных и неизвестных героев фронта и тыла, павших за «други своя». Участники призовут весь народ зажечь в ночь на 22 июня в окнах домов свечи по числу не вернувшихся с войны. В 2011 году акция «Свеча памяти 22 июня» посвящается траурной дате — 70-летию нападения нацистской Германии на Советский Союз. В этот день в городах и селах России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Молдовы, в других странах и во всех уголках Русского мира будут молитвенно вспоминать десятки миллионов павших в годы Великой Отечественной войны. Накануне 22 июня и в течение всего дня в сотнях городов и населенных пунктов России активисты молодежных и иных общественных объединений выйдут на площади и воинские мемориалы и зажгут вместе с ветеранами «свечи памяти». С 2009 года ширится новая традиция — всем миром встречать наступление 22 июня с зажженными свечами в окнах домов и квартир в память не вернувшихся с войны, зажигая свечи одновременно в 22 часа по местному времени. Богоявленский собор в Елохове неразрывно связан с вкладом Русской Православной Церкви в дело Победы в войне. В нем на протяжении всех 1418 дней войны ежедневно совершалась молитва о победе над врагом, под сводами храма звучали патриотические призывы Святейших Патриархов Сергия и Алексия I .

http://patriarchia.ru/db/text/1543879.ht...

Л. А. Беляев Ист.: Невоструев А. И. Историческая записка о Казанском соборе (кон. 1860-х гг.)//РГБ ОР. Ф. 193. К. 14. Ед. хр. 10. Лит.: Крылов И. З. Крестный ход в Казанский собор 22 октября//Моск. вед. 1850. 126/127. С. 1335-1348; Предтечевский Д. Древняя вышитая икона Пресвятой Богородицы в Моск. Казанском соборе//Древности: Тр. МАО. 1867. Т. 2. Вып. 2. С. 138-139; Никольский А. В., прот. Где в 1812 г., в нашествие неприятелей на Москву, имела пребывание находящаяся в Моск. Казанском соборе чудотворная икона Божией Матери?//Моск. ЦВед. 1911. 22/23. С. 491-503; он же. Заметка о колокольне при Моск. Казанском соборе//Моск. церк. старина. М., 1911. Т. 4. С. 1-2 (отд. паг.); он же. Моск. Казанский собор в 1812 г. М., 1911; он же. О празднествах в Моск. Казанском соборе в 17 и 18 ст. в честь Казанской иконы Богоматери и крестных ходах в назначенный собор в это время. М., 1911; Беляев Л. А. «Храм оставленный - всё храм...»: (Результаты исслед. Казанского собора на Красной площади в Москве)//Наука в России. М., 1993. 5/6. С. 73-80; он же. Московские литики//Культура славян и Русь. М., 1998. С. 316-327; он же. Образ, Храм и Город: Раскопки участка Казанского собора на Красной площади в Москве//Археол. открытия 1991-2004 гг.: Европейская Россия. М., 2009. С. 464-473; Беляев Л. А., Павлович Г. А. Казанский собор на Красной площади. М., 1993; Павлович Г. А. Казанская икона Богородицы и Казанский собор на Красной площади в Москве//Культура средневек. Москвы: XIV-XVII вв. М., 1995. С. 225-249; Смирнов С. А. Опись церковной утвари и ризницы Моск. Казанского собора 1771 г.//Культура средневек. Москвы: XVII в. М., 1999. С. 373-410. Рубрики: Ключевые слова: АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР Московского Кремля, в честь Собора арх. Михаила (8 нояб.), храм-усыпальница московского великокняжеского, затем царского дома БОГОЯВЛЕНИЯ СОБОР В ЕЛОХОВЕ в Москве, предположительно до 1938 г. приходская церковь III (Трехсвятительского) благочиннического отделения Сретенского сорока, в 1938-1991 гг. Патриарший собор, с 1991 г. московский кафедральный собор

http://pravenc.ru/text/1319816.html

В начале 1930-х годов в храм Богоявления были переданы иконы и утварь из располагавшихся вблизи закрытых в то время московских церквей. Число прихожан увеличилось в те годы до 25 тысяч человек. Но уже начиая с 1934 года власти делали неоднократные попытки закрыть храм. Его предполагалось снести в связи со строительством метрополитена, а в 1935 году райсовет хотел переделать его в кинотеатр. Однако эти проекты не осуществились. В июне 1941 года над Богоявленским собором вновь нависла угроза закрытия. 22 июня, в воскресенье, после окончания Литургии власти предполагали закрыть Собор. Начало Великой Отечественной войны помешало этому мероприятию. В советское время Елоховский собор был главным кафедральным собором Москвы. 5 июня 1988 года Божественной Литургией в Богоявленском соборе началось празднование 1000-летия Крещения Руси. Это событие ознаменовало возрождение Русской Православной Церкви. В Соборе прошли интронизации четырёх Патриархов Московских и всея Руси: в 1943 году - Патриарха Сергия, в 1945 - Патриарха Алексия I, в 1971 - Патриарха Пимена. 10 июня 1990 года в Соборе состоялась интронизация пятнадцатого Всероссийского Патриарха Алексия II. Патриарх любил Богоявленский собор, часто совершал в нём службы и выбрал его местом своей усыпальницы. В Благовещенском (правом) приделе он нашёл свой упокоение. Святыни собора В Богоявленском кафедральном соборе хранятся древнейшие святыни Православной Церкви. Частицы Древа Животворящего Креста Господня и камня от Гроба Господня находятся в специальной раке слева от главного алтаря. Там же хранятся частицы святых мощей святителя Николая Чудотворца, святителя Петра митрополита Московского и других угодников Божиих. Здесь же расположена икона святого Серафима Саровского в полный рост с частицами мощей и мантии преподобного. Слева от алтаря в иконостасе расположен старинный чудотворный список Казанской иконы Божией Матери. С этим святым образом связаны многие чудеса, явленные Богородицей уповающим на Неё православным. Именно перед этой иконой молились купец Минин и князь Пожарский с народным ополчением перед сражением с польскими интервентами в 1612 году. Чудотворный список, находившийся ранее в Казанском соборе на Красной площади, перенесён в Богоявленский храм на рубеже 1945-1946 годов.

http://sobory.ru/article/?object=01857

Архив Пн Во вторник первой седмицы Великого поста Святейший Патриарх Кирилл совершил повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы 28 февраля 2023 г. 20:04 Вечером 28 февраля 2023 года, во вторник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове г. Москвы. В богослужении участвовали: архиепископ Одинцовский и Красногорский Фома , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии, настоятель Богоявленского кафедрального собора г. Москвы; личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла архимандрит Алексий (Туриков); клирики Богоявленского собора; московское духовенство. Богослужебные песнопения исполнил праздничный (правый) хор Богоявленского собора под управлением А.К. Майорова.  Чтение покаянного канона транслировалось в прямом эфире телеканалов «Союз» и «Спас» , а также на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь . Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 8 апреля 2024 г. (26 марта ст.ст.) понедельник Седмица 4-я Великого поста, Крестопоклонная. Отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Собор Архангела Гавриила. Сщмч. Иринея, еп. Сирмийского (Сремского) (304). Мчч. Вафусия и Верка пресвитеров, Арпилы монаха, мирян: Авива, Агна, Реаса, Игафракса, Искоя, Силы, Сигица, Сонирила, Суимвла, Ферма, Филла и мцц. Анны, Аллы, Ларисы, Моико, Мамики, Уирко, Анимаисы (Анимаиды), Гаафы, царицы Готфской, и Дуклиды (ок. 375). Прп. Малха Сирийского (IV). Прп. Василия Нового (ок. 944). Мц. Параскевы Кочневой (1939). На 6-м часе: Ис. XIV, 24–32 . На веч.: Быт. VIII, 21 – IX, 7 . Притч. XI, 19 – XII, 6 . На 1-м часе поклонение Кресту. Вместо «Стопы моя...» поется «Кресту Твоему...» и стихиры на целование Креста (как в Неделю Крестопоклонную). Подобным образом поклонение Кресту на 1-м часе бывает и в среду (в пятницу поклонение Кресту – в конце изобразительных). На всех часах и изобразительных в эти дни по «Отче наш» – кондак «Не ктому пламенное оружие...». 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/6007270.ht...

Архив Пн В канун праздника Казанской иконы Божией Матери Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы 20 июля 2023 г. 20:37 20 июля 2023 года, в канун празднования явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил всенощное бдение в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове г. Москвы. Его Святейшеству сослужили: архиепископ Одинцовский и Красногорский Фома , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии, настоятель Богоявленского собора; епископ Павло-Посадский Силуан , заместитель управляющего делами Московской Патриархии; протопресвитер Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве, благочинный Центрального округа Московской (городской) епархии ; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; столичное духовенство. Богослужебные песнопения исполнил хор Богоявленского собора под управлением А.К. Майорова. Богослужение транслировалось в прямом эфире на телеканалах «Союз» и «Спас» . В местном ряду иконостаса Богоявленского собора находится чтимый список Казанской иконы Божией Матери. По традиции, перед полиелеем, во время пения тропаря, Святейший Патриарх Кирилл благословил народ чтимой иконой, после чего образ был перенесен на аналой в центре храма, где святыне поклонились многочисленные верующие.  Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 8 апреля 2024 г. (26 марта ст.ст.) понедельник Седмица 4-я Великого поста, Крестопоклонная. Отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Собор Архангела Гавриила. Сщмч. Иринея, еп. Сирмийского (Сремского) (304). Мчч. Вафусия и Верка пресвитеров, Арпилы монаха, мирян: Авива, Агна, Реаса, Игафракса, Искоя, Силы, Сигица, Сонирила, Суимвла, Ферма, Филла и мцц. Анны, Аллы, Ларисы, Моико, Мамики, Уирко, Анимаисы (Анимаиды), Гаафы, царицы Готфской, и Дуклиды (ок. 375). Прп. Малха Сирийского (IV). Прп. Василия Нового (ок. 944). Мц. Параскевы Кочневой (1939). На 6-м часе: Ис. XIV, 24–32 . На веч.: Быт. VIII, 21 – IX, 7 . Притч. XI, 19 – XII, 6 . На 1-м часе поклонение Кресту. Вместо «Стопы моя...» поется «Кресту Твоему...» и стихиры на целование Креста (как в Неделю Крестопоклонную). Подобным образом поклонение Кресту на 1-м часе бывает и в среду (в пятницу поклонение Кресту – в конце изобразительных). На всех часах и изобразительных в эти дни по «Отче наш» – кондак «Не ктому пламенное оружие...». 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/6044194.ht...

Московская Патриаршая Область после кончины Патриарха Адриана в 1700 г. и кончины Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Стефана Яворского с 1721 г. по 1742 г. имела лишь временно управляющих. В 1742 г. восстанавливается Московская епархия (митрополия). «...С переименованием в 1742 году Московской Патриаршей, а затем Синодальной, Области в Московскую епархию, кафедре московского епархиального архиерея положено быть в Архангельском соборе, который и оставался кафедральным до 1883 года, когда кафедра перенесена была в собор Христа Спасителя. Большой Успенский собор оставлен был по-прежнему первопрестольным, верховным собором Московским и Всероссийским...» (Н.Д. Иерархия... С. 215). В 1799 г. к ней в качестве викариатства присоединяется существовавшая с 1350 г., упраздненная и возобновленная Коломенская епархия. В 1917 г., в связи с восстановлением Патриаршей власти, Москва вновь становится Патриаршим стольным градом, в епархия Московская – Патриаршей Областью, управляемой Патриаршими Наместниками, в звании митрополитов Крутицких (с 1920 г.). После захвата храма Христа Спасителя обновленческими раскольниками Патриаршим и Московским кафедральным собором почитался собор бывшего Крестовоздвиженского монастыря на Воздвиженке, затем храм Богоявления в Дорогомилове, далее – храм Покрова в Красном Селе и храм Богоявления в Елохове. С 2000 г. кафедральным собором вновь является Храм Христа Спасителя. Именовалась: Патриаршая область; с 14.02.1721 – Синодальная область; с 01.09.1742 – Московская и Владимирская; с 10.03.1748 – Московская и Севская; с 13.01.1764 – Московская и Калужская; с 16.10.1799 – Московская и Коломенская; с 21.11.1917 – Патриаршая область. Викарные кафедры: Орловская, Дмитровская, Можайская, Волоколамская, Серпуховская, Верейская, Коломенская, Подольская, Богородская, Егорьевская, Звенигородская, Клинская, Сергиево-Посадская, Бронницкая, Каширская, Орехово-Зуевская, Воскресенская, Вышегорская, Зарайская, Солнечногорская, Истринская, Одинцовская, Красногорская, Раменская, Видновская, Люберецкая, Троицкая.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сергий были духовно близки друг другу. А житие прп. Сергия говорит о его озарении небесным светом. Того же удостаивались многие его ученики. Высота монашества на Руси была тогда та же, что и в древние времена. То же было почти в наши дни с преподобным Серафимом Саровским (память его 2 янв.), когда Н. А Мотовилов во время беседы его о стяжании Святого Духа увидел его озаренным Божественным Светом. Святитель Алексий преобразовал женские монастыри, поставив во главе их независимых игумений. До его времени женские обители зависели от мужских. Своим новым уставом он довел их до процветания. При нем в Москве было создано несколько женских монастырей по его уставу. В Зачатьевском монастыре чтились могилы его сестер Евпраксии и Юлии. Одна из них была игуменьей. Устав митрополита Алексия был окончательно утвержден Стоглавым собором в 1551 г. и стал обязательным. Святитель Алексий предвидел, что по смерти его будут церковные нестроения, и, чтобы избежать их, хотел поставить во главе Церкви прп. Сергия Радонежского. Но смиренный подвижник решительно отказался. «От юности моей, владыко, я не был златоносцем», — сказал он. Святитель понял его и не стал настаивать. Но нестроения все же произошли и окончились только в 1390 г., с возведением на митрополичий престол святителя Киприана (память его 16 сент.). Скончался святитель Алексий в 1378 г. и был погребен в Чудовом монастыре. Ныне нетленные его мощи почивают в Богоявленском соборе в Москве. • Богоявленский монастырь находился в Москве в Китай-городе, на берегу р. Неглинной, основан в 1296 г. московским князем Даниилом Александровичем. Монастырский собор и часть братских помещений сохранились до наших дней. • В течение 12 лет Алексий исполнял должность наместника при митрополите Феогносте. • Чудов монастырь основан в 1365 г. в Кремле свт. Алексием в память чудесного исцеления им от слепоты жены хана Джанибека — Тайдулы. Соборный храм был посвящен чуду Архистратига Михаила в Хонех. (Согласно преданию, во Фригии отцу немой девицы явился во сне Архистратиг Михаил, и указал источник, водой из которого исцелится его дочь. Благодарный отец воздвиг храм в честь этого чуда.) • В 1929 г. монастырь и храм разрушили, Их место в 30-е гг. заняло здание Президиума Верховного Совета СССР и площадь перед ним. • Мощи свт. Алексия были перенесены в Архангельский собор, а в 1947 г., в связи с подготовкой к празднованию 800-летия Москвы, по просьбе Патриарха Алексия I перенесены в кафедральный Богоявленский собор в Елохове, где они покоятся и ныне.

http://sedmitza.ru/lib/text/436928/

В 1981 году я посетил Богоявленский кафедральный собор в Елохове, службу совершал там Святейший Патриарх Пимен. Он произвел на меня очень большое, глубокое впечатление. После этой службы у меня было такое благостное, радостное духовное настроение, что мне захотелось посещать постоянно этот храм, несмотря на то, что собор был от меня довольно далеко.  Время было, когда нас, молодых людей, не допускали до храмов, следили за нами, чтобы мы не ходили. Работали с нами, чтобы мы не имели веры в Бога, не говорили о Боге, не молились, не посещали храмы. Так случилось, что когда я еще был школьником и почувствовал, что за мной какие-то ходят молодые люди, я стал ездить, Промыслом Божиим, в Богоявленский кафедральный собор. Когда я стал туда ездить, то почувствовал сильную молитву Патриарха Пимена. Он как-то выходил из Царских врат, и взор его коснулся моего сердца. Просто постоял минуту, взирая таким своим взглядом на меня, и меня это очень сильно встревожило, я почувствовал, что этот взгляд через сердце проник в душу. Вот так я стал посещать богослужения в Богоявленском кафедральном соборе. Но ездил и в Троице-Сергиеву лавру, куда обычно Святейший приезжал на день памяти преподобного Сергия.  Не скажу, что я был близок к Патриарху, как, например, сегодня рассказывали его иподиаконы, келейники, которые имели с ним непосредственное близкое общение. Я не общался с Патриархом, не разговаривал о каких-то своих личных делах, не вел диалога, но любовь к почившему Первосвятителю у меня очень велика и по сей день. Был случай, когда я взял у него благословение и единственный раз, наверное, при его жизни подошел под елеопомазание у раки преподобного Сергия Радонежского, на праздник преподобного Сергия на всенощной в Троицком соборе. Святейший уже был слаб, сидел на стульчике, сидя помазывал богомольцев. Я подошел к Патриарху, он помазал меня елеем, я поцеловал его руку, он сказал мне: «С праздником!» Я ответил: «Спаси вас Господи!» Я ехал домой просто счастливым человеком.  Когда он выходил на балкон Патриарших покоев Троице-Сергиевой лавры, я всегда стремился подойти и, конечно же, иметь благословение. Общее для народа чувствовал, что это благословение касается и меня. Я тогда уже стал носить подрясник и пономарить в своем Покровском храме, где я вырос, где меня крестили, везде и всегда поминал Патриарха Пимена о здравии, а когда он почил — о упокоении его светлой души в небесных селениях. 

http://bogoslov.ru/article/6171444

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010