Москва. Кафедральный собор Богоявления Господня в Елохове. Богоявленский Елоховский собор Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Во второй половине 15 в. Елохово было пригородным подмосковным селением с церковью Владимирской Богоматери, в приходе которой в 1468 г. родился знаменитый юродивый Василий Блаженный. В 1717 г. на месте деревянного храма был построен каменный с приделом Благовещения. В этом храме в 1799 г. был крещен А.С. Пушкин. Старый храм простоял до 1837 г., когда по проекту Е.Тюрина стал строиться ныне существующий. Освящение было 18 октября 1853 г. Купол и аттик над трапезной были сделаны в 1889 г. архитектором П.П. Зыковым. Главный престол освящен в честь Богоявления, южный придел - Благовещения Пресвятой Богородицы, северный - святителя Николая. Святыня - Чудотворная Казанская икона Божией Матери. В 1925 г. в Сретенье в храме служил литургию Патриах Тихон. Храм в годы советской власти не закрывался. После закрытия Богоявленского храма в Дорогомилове, бывшим патриаршим собором, в Елоховский храм была перенесена кафедра патриаршего местоблюстителя. Церковь в селе Елох была построена в 1722–1731 гг. на средства царевны Прасковьи Иоанновны, племянницы Петра I. В 1799 г. в этом храме был крещен А.С. Пушкин, о чем свидетельствует обнаруженная во второй половине XIX в. запись в метрической книге. Современное церковное здание на месте более древнего храма возвели в 1835–1845 гг. по проекту архитектора Е.Д. Тюрина. Внутренняя отделка продолжалась еще в течение нескольких лет, и полное освящение храма состоялось в 1853 г. Купол и аттик над трапезной соорудили в 1889 г. (архитектор П.П. Зыков). Огромный классицистический храм, вмещающий несколько тысяч молящихся, имеет кубическую форму и увенчан пятью главами. Колокольня первой половины XIX в. имеет четыре яруса. Главный престол храма – во имя Богоявления Господня; приделы – во имя Благовещения Пресвятой Богородицы (южный) и во имя святителя Николая Чудотворца (северный; создан в 1912 г., стены расписаны известным иконописцем В.П. Гурьяновым). В соборе находится пятиярусный иконостас.

http://sobory.ru/article/?object=01857

После Октябрьской революции храм не закрывался. К середине 1930-х годов, после уничтожения патриаршего храма Богоявления в Дорогомилове собор стал кафедральным. В нем часто проводил службы местоблюститель патриаршего престола и впоследствии патриарх Сергий (Страгородский). Богоявленский собор с этого времени стал центром церковной жизни Москвы и Советского Союза. Здесь происходили интронизации патриархов, юбилейные церковные торжества. В 1944 г. в Николаевском приделе был погребен патриах Сергий. В 1948 г. по просьбе патриарха Алексия I (Симанского) в собор из кремлевских музеев перенесли мощи святителя Алексия, митрополита Московского. Среди святынь здесь также находятся: чудотворная Казанская икона Божией Матери, чтимые образа Божией Матери «Взыскание погибших» и Тихвинская, чудотворная икона святителя Николая. В 1991 г. на стене около входа установили мемориальную доску с надписью, что здесь был крещен Александр Пушкин. 9 декабря 2008 г. в соборе был похоронен патриарх Алексий II (Ридигер). М. Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " В конце XVII века село Елохово (Богоявленская слобода, что в Елохове) принадлежало соседнему дворцовому селу Покровскому-Рубцову. Царское село постепенно разрасталось, народ зеселял обширные пустующие территории к югу от ручья Ольховца и Красного села, к востоку от Басманной и северу от Немецкой слобод. В новой слободе решено было возвести Богоявленский храм, записав в его приходе 116 дворов. В книгах Патриаршего Казённого приказа 24 августа 1698 года его называют " новопостроенным " . Каменную церковь с приделом Благовещения в этих местах заложили ещё до запрета Петра Первого на каменное строительство где бы то ни было, кроме Санкт-Петербурга. Правда, по одной из версий, церковь возводили в камне именно по приказу царя - в честь присоединения к России прикаспийских земель. Мол, даже кирпич государь лично выделил на строительство. Освятили храм в 1731 году, и к середине XVIII столетия он оставался единственной каменной постройкой во всей слободе. К концу века началась капитальная реконструкция Богоявленской церкви. Была заново отстроена западная часть с колокольней, в 1793 году освятили придел Благовещения, новый придел - святого Николая - на год раньше. От того собора до наших дней сохранились первый ярус колокольни и трапезная. Напоминает о нём и мемориальная доска, сообщающая, что в 1799 году в этом храме крестили Александра Сергеевича Пушкина. Между прочим, через сто лет за богослужением в честь юбилея поэта в Елоховском Богоявленском соборе молилась великая княгиня Елизавета Фёдоровна.

http://sobory.ru/article/?object=01857

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРМАНОВСКАЯ (ЕРМАНСКАЯ) ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Германовская икона Божией Матери. Фрагмент иконы «Распятие и Страсти Господни» с изображением 142 образов Богородицы. Кон. XVIII — нач. XIX в. (Богоявленский собор в Елохове, Москва) Германовская икона Божией Матери. Фрагмент иконы «Распятие и Страсти Господни» с изображением 142 образов Богородицы. Кон. XVIII — нач. XIX в. (Богоявленский собор в Елохове, Москва) Германовская (Ерманская) икона Божией Матери (празд. 12 окт.), чудотворный образ, к-рый по церковной традиции связывают с именем патриарха Германа К-польского, защитника иконопочитания. Архиеп. Иоанникий (Галятовский) в сб. «Небо Новое» (1-е изд.: Львов, 1665) сообщает об иконе следующее: буд. свт. Герман еще ребенком видел в церкви к-польского мон-ря во имя Пресв. Богородицы образ Божией Матери с Младенцем Христом на руках. Он подал яблоко Христу «як дитятку, сам дитя будучи», тогда «Пресвятой Богородицы образ протянул руку и принял от него яблоко». Сказание о Г. и. из рукописного сб. «Солнце Пресветлое», составленного сторожем московского Благовещенского собора Симеоном Моховиковым в 1715-1716 гг. (НБ МГУ. Ф. 293. 10536-22-71), содержит дату этого события - 3 апр. 732 г., к-рая приходится на время уже после Патриаршества Германа, но никак не на время его младенчества (род. в 630-650 или в 653-658). Архиеп. Сергий (Спасский) приводит Г. и. под названием «Epмahckiя» в списке чудотворных образов, «местно чтимых в России». В списке «Солнца Пресветлого», принадлежавшем в 1730 г. Федору Мурыгину (ГИМ. Муз. 42. Л. 100 об.- 101), в статье о Г. и. вклеена гравюра Г. Тепчегорского с подписью: «Вотодательница». Очевидно, составитель хорошо ориентировался в иконографии чудотворных икон, т. к. извод помещенной гравюры во многом совпадает с Г. и. Главное сходство этих икон определяют положение Младенца Христа на правой руке Богоматери и то, как Она придерживает Младенца спереди. Т. о., невзирая на то что Г. и., принадлежит к Богородичным изображениям типа «Умиление», а «Вотодательница» - к типу «Одигитрия», сходство наиболее типичных черт иконографии предопределило размещение в сборнике Моховикова и в его копии под сказанием о Г. и. гравюры с изображением иконы Божией Матери «Вотодательница», не востребованной по назначению, т. к. ее описание в сборнике не представлено.

http://pravenc.ru/text/164811.html

И. провела 3 года в Магедоне, наставляя людей в вере Христовой. Затем она направилась в г. Каллиполь (Каллиник), к-рым правил Нумериан, родственник царей Седекии и Саваха. Когда И. входила в город, там отмечался праздник в честь богини Артемиды, и царь приносил идолу жертву. И. обличила царя в нечестии и исповедала Христа истинным Богом. Нумериан приказал раскалить 3 медных волов. Святую бросили в 1-го, а затем во 2-го вола, но дважды ей являлся ангел Господень и остужал пламя. Когда великомученицу поместили в 3-го вола, он двинулся, как живой, прошел четвертую часть поприща и, возвратившись на свое место, распался, а И. вышла из него невредимой. 100 тыс. чел. уверовали во Христа, а Нумериан, невидимо пораженный ангелом Божиим, умер. Перед смертью он приказал епарху Ваводану (или Ваводону) казнить И., но тот, опасаясь народного мятежа, боялся сделать это прилюдно. Он увез святую в г. Константину (недалеко от Каллиполя), велел положить ее на раскаленную решетку и поливать маслом и смолой, но она осталась невредимой. Тогда Ваводан и жители города приняли св. крещение. Воскресение, проповедь и кончина вмц. Ирины. Клеймо иконы «Вмц. Ирина в житии» 2-я пол. XIX в. (Богоявленский собор в Елохове, Москва) Воскресение, проповедь и кончина вмц. Ирины. Клеймо иконы «Вмц. Ирина в житии» 2-я пол. XIX в. (Богоявленский собор в Елохове, Москва) Пробыв в этом городе 50 дней, И. отправилась в путь, но была схвачена воинами Савория, правителя г. Месемврия (в др. редакциях - персид. царя Савория), обезглавлена по его приказу и погребена за городом. Господь, желая посрамить язычников, воскресил великомученицу, и она явилась в город. Саворий просил крестить его и жителей. Святая наставляла их в вере в продолжение 70 дней, а затем они приняли крещение от пресв. Тимофея. И. вернулась в Магедон, где оплакала смерть отца. Спустя нек-рое время она была перенесена на облаке в Эфес, где проповедовала Христа, творила чудеса и исцеляла от недугов. Здесь к ней присоединился ее учитель Ампелиан. Когда И. была возвещена грядущая кончина, она отправилась за город с Ампелианом и 6 благочестивыми мужами, нашла в скале новый пустой гроб и легла в него, велев спутникам закрыть его сверху камнем и прийти на 4-й день. В назначенный срок они открыли гроб, но не нашли в нем тела И. и решили, что Христос призвал ее в рай.

http://pravenc.ru/text/673929.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕЛЕЦКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Елецкая икона Божией Матери. Фрагмент иконы «Распятие и Страсти Господни, с изображением 142 образов Богородицы». Кон. XVIII - нач. XIX в. (Богоявленский собор в Елохове, Москва) Елецкая икона Божией Матери. Фрагмент иконы «Распятие и Страсти Господни, с изображением 142 образов Богородицы». Кон. XVIII - нач. XIX в. (Богоявленский собор в Елохове, Москва) (празд. 11 янв.), чудотворный образ, сведения о котором запутанны и противоречивы. Согласно преданию, перед нашествием в 1395 г. Темир-Аксака (Тамерлана) Е. и. была перенесена в Елец со сторожевого пограничного поста, впосл. известного как Талицкий острог (построен в 1636; ныне с. Талица Елецкого р-на Липецкой обл.). «Икона эта весьма древняя, к сожалению, нет никаких источников для указания, откуда и задолго ли до 1395 года доставлен был этот образ в село Талец» ( Стахович М. А. Елецкий уезд в ист., этногр. и стат. отношениях//Вестн. РГО. 1859. Ч. 25. Кн. 1. Отд. 2. С. 27-58). Нет достоверных сведений и об иконографии. На период составления основных сборников, содержащих информацию о Богородичных иконах ( Иоанникий (Галятовский), иером. Небо Новое. Львов, 1665; Рукописный сб. «Солнце Пресветлое», составленный Симеоном Моховиковым (НБ МГУ. Ф. 293. 10536-22-71, 1715-1716 гг.)), сведения о Е. и., очевидно, отсутствовали. О соименной Е. и. Елецкой Черниговской иконе Божией Матери известно из кн. архим. Иоанникия (Галятовского) «Скарбница потребная и пожиточная всему свету» (Новгород-Северский, 1676), впосл. рассказ о ней вошел в «Солнце Пресветлое». Архиеп. Сергий (Спасский) в списке икон «святых славянских, грузинских, и праздников Божией Матери, не находящихся в месяцесловах и Богослужебных книгах Греческой и Русской Церквей» приводит память «Елецкия иконы Божией Матери» с 2 датами празднования: 5 февр. и 11 янв. ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 659). В кон. XIX в. появились раздельные публикации о Е.

http://pravenc.ru/text/189783.html

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Открытие выставки «Данте, пророк надежды». Москва Пресс-конференция в преддверии Страстной седмицы и праздника Пасхи. Москва Концерт фестиваля «Свет Христов», посвященный 225-летию А.С. Пушкина, Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Все » Новости Патриарх Алексий погребен в Богоявленском Елоховском соборе 09.12.2008 15:12 Версия для печати Москва, 9 декабря. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II похоронен во вторник в Богоявленском Елоховском соборе, сообщает " Интерфакс-Религия " . В соответствии с собственным завещанием предстоятель погребен в Благовещенском приделе собора недалеко от раки с мощами своего небесного покровителя - святителя Алексия, митрополита Московского. На надгробии новопреставленного Патриарха выбита надпись: " Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Святительство твое да помянет Господь Бог во царствии Своем 23.02.1929 - 5.12.2008 " . Аналогичная надпись высечена на находящемся в этом же храме надгробии Патриарха Сергия (Страгородского), возглавлявшего Русскую Церковь при Сталине. Сверху могилу Алексия II покрыл временный деревянный саркофаг, раскрашенный под камень. Около двух месяцев уйдет на изготовление постоянного саркофага, который будет изготовлен из уральского камня. До строительства и освящения храма Христа Спасителя в Москве в 1996 году Елоховский собор был не только кафедральным московским, но и главным храмом всей страны. Именно здесь проходила в июне 1990 года интронизация Алексия II. Патриарх Алексий скончался на 80-м году жизни в минувшую пятницу утром в своей резиденции в подмосковном Переделкино. Богоявленский собор в Елохове был построен в 1717-1722 годах. Храм никогда не закрывался, хотя в середине 1930-х годов был на грани закрытия. В 1933 году недалеко от собора размещалась канцелярия и резиденция патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия. 2 июля 1938 года был закрыт собор Богоявления в Дорогомилово, после чего собор в Елохове стал патриаршим и кафедральным. Этот статус он сохраняет по сей день. В Богоявленском соборе был крещен поэт Александр Пушкин. Кроме того, в приходе храма в XV веке родился знаменитый юродивый Василий Блаженный, в честь которого позже был назван Покровский собор на рву на Красной площади.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл: Историческая роль Елоховского Богоявленского собора навсегда сохранится в благодарной памяти москвичей 20 января 2020 г. 15:45 «Праздник Богоявления несет в себе идею обновления — обновления человека, обновления природы, обновления мира», — сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в слове за праздничной трапезой после богослужения в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове г. Москвы 19 января 2020 года, в праздник Святого Богоявления — Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. «Бог вместе с нами, если Он стал Человеком, если Он даже принял крещение, хотя Его природа человеческая не нуждалась в очищении грехов. Как говорил Иоанн Златоуст, Бог принял крещение для того, чтобы род человеческий осознал важность и необходимость своего духовного обновления», — добавил Предстоятель Русской Православной Церкви. «В этот замечательный праздник мы отмечаем престольный день нашего Богоявленского кафедрального собора в Елохове», — продолжил Святейший Владыка. По словам Его Святейшества, примечательно, что кафедральный собор города Москвы посвящен именно этому празднику. «Вспоминаю этот собор и во времена Патриарха Алексия I , когда я был мирянином, только начинал иподиаконское служение у владыки митрополита Никодима. Вспоминаю кафедральный собор времен Патриарха Пимена и Патриарха Алексия II . Собор действительно, особенно в то время, когда не было Храма Христа Спасителя, был центром духовной жизни Москвы и собирал огромное количество верующих людей. Вспоминаю, как на день Богоявления невозможно было даже подъехать сюда на машине: храмов было совсем немного в Москве, и к кафедральному собору стекались десятки тысяч людей», — рассказал Святейший Патриарх. «Слава Богу, многократно увеличилось количество приходов в Москве, изменилась церковная жизнь. Но историческая роль Елоховского Богоявленского собора, который был средоточием церковной жизни в трудное советское время, навсегда сохранится в благодарной памяти воцерковленных москвичей», — подчеркнул Предстоятель Русской Церкви, пожелав помощи Божией отцу настоятелю и причту собора.

http://patriarchia.ru/db/text/5578372.ht...

Дарохранительница. Кон. XIX в., 2-я пол. XX в. (Богоявленский собор в Елохове, Москва) Дарохранительница. Кон. XIX в., 2-я пол. XX в. (Богоявленский собор в Елохове, Москва) Д., вероятно, издавна являлась распространенной формой вклада преимущественно от высокопоставленных лиц, прежде всего от рус. государей: во время посещения в янв. 1830 г. Киево-Печерской лавры имп. Николаем I была вложена Д. работы ювелира И. В. Кейбеля, установленная 13 янв. на престоле Великой церкви [Успенского собора.- М. М.] лавры ( Евгений (Болховитинов). С. 330). Д. составляли достопримечательность церковных сосудохранительниц. Так, в нач. XIX в. в соборе Св. Софии в Киеве находилась «гробница, или дароносица, старинная напрестольная серебряная, весом в 1 пуд и 2 фунта [ок. 17 кг]» (Там же. С. 72); упоминаются Д. в описаниях церквей Пскова ( Толстой. С. 38), вологды ( Лукомский Г. К. Вологда в ее старине. СПб., 1914. С. 132, 173) и др. Под влиянием западноевроп. искусства Д. могли придавать иные формы. Серебряная Д., созданная в С.-Петербурге мастером Ю. Н. Лундом (1787. ГЭ), представляет собой Голгофу, у подножия к-рой, под Распятием, помещена скульптурная композиция «Положение во гроб» (1000-летие рус. худож. культуры: Кат. М., 1988. С. 245. Кат. 338); в миниатюре она повторяет скульптурные группы, предназначенные для богослужений Страстной седмицы, получившие распространение в храмах Зап. Европы в XV-XVI вв. В искусстве Нового и Новейшего времени Д. в виде церкви могла быть исполнена в едином стиле с церковным зданием и его убранством, стать частью ансамбля архитектуры, скульптуры и живописи. Так, Д. мастера И. Л. Лео из ц. Воскресения Христова в составе Большого дворца в Царском Селе (сер. XVIII в. (?); ГМЗ «Царское Село») повторяет барочную архитектуру храма; Д. по проекту архит. А. Н. Воронихина из Казанского собора в С.-Петербурге (ок. 1812; ГМИР) представляет собой антикизирующее сооружение в форме ротонды с 4 портиками, с главой в виде колонной ротонды меньшего размера; Д. по проекту архит. К. А. Тона из храма Христа Спасителя в Москве (эскиз 1879; Науч.-исслед. Музей АХ, С.-Петербург) была спроектирована в историческом стиле.

http://pravenc.ru/text/171392.html

Взыскуя града Ровно 60 лет назад, 7 сентября 1947 года Москва праздновала свой 800-летний юбилей. Это было второе торжество в честь русской столицы за всю ее многовековую историю. Конечно, сталинская эпоха наложила на празднование свой отпечаток. Церковь тоже почтила московскую 800-летнюю годовщину, правда церковное празднование московского юбилея состоялось несколько позже. «Главное – сейчас!» Богоявленский собор в Елохове Идея празднования исторического юбилея Москвы родилась на победной волне, когда чествовали столицу, одолевшую фашизм. Эта светлая нота задала тон всему празднеству, хотя эпоха и наложила на него свой отпечаток. В то же время юбилей был своеобразным плацдармом празднования 30-летия Октябрьской революции. Долго не могли решить вопрос о дате торжества. Первоначально предполагалось провести его в январе, как и предшествовавшее празднование 700-летия Москвы. Потом торжество перенесли на апрель, ибо именно к апрелю 1147 года относится первое упоминание о Москве в летописи. В конце концов остановились на сентябре – времени после уборки урожая, когда можно уже и позволить себе отдохнуть. В этом торжестве официально принимала участие Православная Церковь, для которой подготовка к юбилею началась с отвоевывания «пядей». Еще 7 марта 1947 года патриарх Алексий (Симанский) направил в Совет по делам Русской Православной Церкви секретное прошение о передаче Церкви святых мощей благоверного князя Даниила, как основателя Москвы, и святителя митрополита Алексия, как «особо чтимого в православной России». В письме упоминалось, что мощи святого князя Даниила покоились в одном из кремлевских соборов (вероятно, в Архангельском), а мощи святителя Алексия – в Успенском соборе, куда их перенесли из разрушенного Чудова кремлевского монастыря. К тому времени Кремль был еще закрыт для свободного доступа, и в любом случае верующие не смогли бы достойно поклониться святым мощам в музее. Патриарх просил передать их в кафедральный Богоявленский собор в Елохове , указывая, что для Церкви было бы отрадно, чтобы «знаменательный и редкий юбилей» столицы был ознаменован «каким-либо священным событием», и заверяя, что Церковь не будет стоять в стороне от празднования этого юбилея.

http://pravoslavie.ru/879.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВУТИВАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Вутиванская икона Божией Матери. Фрагмент иконы «Распятие и Страсти Господни с изображением 142 образов Богородицы». Кон. XVIII — нач. XIX в. (Богоявленский собор в Елохове, Москва) Вутиванская икона Божией Матери. Фрагмент иконы «Распятие и Страсти Господни с изображением 142 образов Богородицы». Кон. XVIII — нач. XIX в. (Богоявленский собор в Елохове, Москва) (празд. 2 мая), чудотворная; сведений о месте и времени ее явления не сохранилось. Изображение в основном известно по гравюрам и иконам XVIII-XIX вв.: Богоматерь сидит на троне, Младенец в короне с левой стороны; 2 ангела (иногда без крыльев), указывающие на Них, предстоят по сторонам престола. Существуют варианты изображения Младенца: с прижатой к груди ладонью правой руки и благословляющей именословно правой рукой или со свитком в левой руке. В. и. восходит к иконографическому типу сидящей Одигитрии с Младенцем на левом колене, выделившемуся из сцены «Поклонение волхвов» и первоначально распространенному в Египте и Сирии (напр., изображения Богоматери на копт. тканях V-VI вв.). Близкими к В. и. являются чудотворные иконы Божией Матери «Испанская», «Кипяжская», «Свенская-Печерская», «Псково-Печерская» и др. До наст. времени изображения В. и. сохранились на иконах «Распятие и Страсти Господни» со 142 чудотворными образами Пресв. Богородицы (кон. XVIII - нач. XIX в.; 164×134) из Богоявленского придела Богоявленского собора в Москве и «Божия Матерь «Неопалимая Купина», двунадесятые праздники и чудотворные иконы Богородицы» (XIX в., ЦАК МДА); на гравюре В. Т. Георгиевского «Изображение двунадесятых праздников и 132 явлений чудотворных икон Богородицы с Неопалимой Купиной в центре», пожертвованной в древлехранилище братства блгв. кн. Александра Невского во Владимире (воспроизведение в кн.: Сергий (Спасский), архиеп. Рус. лит. об иконах Пресв. Богородицы в XIX в. СПб., 1900. С. 51, 53), и др. Лит.: Описание явлений чудотворных икон Пресв. Богородицы, с показанием времени, когда оныя случились, и мест, где сии Св. иконы находятся, в какие числа бывают празднества им, и по какому случаю оныя установлены, собр. из разных ист. книг. М., 1846. 32; Изображение икон Пресв. Богородицы, в Правосл. Церкви прославляемых, с краткими о них сказаниями. М., 1848 (ил. на с. 9), 18532; Поселянин. Богоматерь. С. 261; Кондаков. Иконография Богоматери. Т. 1. С. 212, 213. Д. А. Зайцева Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/161035.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010