Однако почитание святителя не только не ослабевало, а все крепло; чаще и чаще стали раздаваться голоса о причтении к лику святых епископа Иоасафа. В декабре 1908 г. Преосвященный Курский Питирим представил Св. Синоду целый ряд прошений о сем от духовенства и множества мирян, проживающих в Белгороде и окрест его и присоединяясь к сему общему народному голосу, просил «приклонить внимание к настоящему благоговейному и смиренному ходатайству». Выслушав сие, Св. Синод поручил Преосвященному Курскому образовать под его председательством особую комиссию, которая бы обследовала чудесные исцеления, совершившиеся по молитвенному предстательству святителя Иоасафа и Преосвященному Митрополиту Киевскому поручил произвести вместе с Преосвященным Курским и его викариями, и другими духовными лицами освидетельствование мощей святителя Иоасафа. По получении от Преосвященного Курского подлинных достоверных свидетельств (числом 54) о чудесных действиях, совершенных благодатным предстательством святителя Иоасафа, а от Преосвященного Митрополита Киевского акта освидетельствования честных мощей, Св. Синод, рассмотрев во всей подробности и со всевозможным тщанием обстоятельства сего важного дела, нашел, что многочисленные случаи благодатной помощи по молитвам святителя Иоасафа, обследованные надлежащим образом, не оставляют никакого сомнения в своей достоверности и по свойству их принадлежат к событиям, являющих чудодейственную силу Божию, и что тело святителя, несмотря на протекшие 156 лет со дня блаженной его кончины, сохранилось нетленным, подобно известным, пребывающим нетленными, мощах святых угодников Божьих. Посему Св. Синод, в полном убеждении в истине нетления тела святителя Иоасафа и в достоверности чудес, по молитвам его совершающихся над верующими, благоизволил признать его в лике святых, благодатью Божией прославленных, а нетленное тело его – мощами святыми и положить оные в особо уготованную гробницу для поклонения и чествования от притекающих к ним с молитвой. Его Императорскому Величеству, Государю Императору, на всеподданнейшем докладе об этом Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

новые пути научной разработки подобных вопросов. А вот метод и приемы самого автора, которые он предположил применить к своему труду, как нечто более совершенное. «Приступая к описанию того, что сохранила людская память и мертвые рукописи и книги о святителе Иоасафе, гов. автор, мы воздержимся от самомнения, что мы поймем и можем понять его душу… мы только скромно попробуем глянуть на то, что можем видеть в исторической ночи, попробуем начертать больше внешний его силуэт, разглядеть по внешнему виду того, кто был храмом Св. Духа» (XVI стр.). И скажем откровенно, что автор остался вполне верен себе: он кажется даже и не делал попытки понять душу Святителя, а всё и смотрел в историческую ночь, которая для него действительно темна и осталась бы темна, если бы на неё не пролили света те многочисленные произведения наших ученых исследователей о эпохе жизни Св. Иоасафа в её церковной и политической стороне, и особенно огромный материал о личности Свят. Иоасафа, который собран и издан кн. Жеваховым. Мы и оцениваем и можем оценивать труд автора только с этой исключительно точки зрения собранного им исторического материала, построения, того исторического фона и перспективы, на которых появляется и действует среди других деятелей церковных и личность Св. Иоасафа. К личности Святителя Иоасафа и его биографии, выразимся так, стянуто всё, относящееся в этот период к государственной и церковной жизни. Но разве Св. Иоасаф центральная фигура этой эпохи в её политической и церковной сфере, разве он на всё это имел влияние и со всем этим связан особенно как-нибудь, а не так же, как и всякий другой его современник? Всякий факт из жизни Святителя Иоасафа дает автору повод пускаться в исторические церковно-политические экскурсии, а не касаться его постольку, поскольку он мог выяснять личность Святителя в её типичности и определенности её облика. Личность-то Святителя сама по себе и осталась у автора не раскрытой: что в ней главное, характерное, особенное и основное. Ведь и тема требовала создать или воссоздать образ Св. Иоасафа как Пастыря. Это автору не удалось в достаточной мере именно благодаря принятому им методу

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

На основании решения комиссии Святейший Синод направил Николаю II доклад и ходатайство о назначении дня канонизации святителя Иоасафа. 10 декабря 1910 года по старому стилю на докладе царь написал очень красивые слова: «Благодатным предстательством Святителя Иоасафа да укрепляется в Державе Российской преданность праотеческому Православию, ко благу всего народа русского. Приемлю предположения Св. Синода с искренним умилением и полным сочувствием. Николай». Не знаю, знал ли Император, что ставит свою подпись в день кончины святителя Иоасафа. Дату прославления Николай II назначил на 4 сентября, так как сам предполагал быть в Белгороде, но из-за ухудшения обстановки на фронтах в этой день в Киеве состоялось заседание с его участием и с участием Столыпина, которого позже убили. Лишь в декабре 1911 года, возвращаясь в Петербург из Ливадии, он вместе с членами своей семьи заехал в Белгород и приложился к мощам святителя Иоасафа. «Курские епархиальные ведомости» позже писали, что великие дни белгородских торжеств завершились участием их величеств в молебне и поклонением святым мощам святителя Иоасафа в его пещерке. – Эта пещерка существует в настоящее время? – Да, недавно над ней возвели стеклянный купол. Пещерка для нас – это еще одно чудо. Ее нашли наши краеведы, которые правильно рассчитали место (ошиблись всего на один метр). В 2010 году в центре города начали проводить археологические раскопки. Это жилой район, рядом дом и хозяйственные постройки. Нужно было решить вопрос о частичном сносе строений. Мало того, что этот участок земли остался незастроенным, сама пещерка уцелела благодаря тому, что оказалась ниже уровня земли. Так просил сделать святитель Иоасаф, уезжая в последний раз из Белгорода и прощаясь с его жителями. И после чуда второго обретения нетленных мощей святителя Иоасафа, которые считались окончательно утраченными, но промыслом Божиим были возвращены в Белгород, мы являемся свидетелями еще одного чуда – чуда открытия пещерки, интерьер которой полностью восстановлен.

http://pravmir.ru/velikij-chudotvorec-sv...

89. 1668 г., июль. Черновой отпуск подорожной памяти Роману Владыкину, посланному до Казани к восточному патриарху Макарию с письмом от патриарха Иоасафа, с приложением текста речи, какую говорить при том Владыкину Лета 7176, Июля в день, по указу великого господина, святейшего Иоасафа, патриарха московского и всея Русии, память Роману Ивановичу Владыкину 154 . Ехать ему с Москвы до Нижнего Новгорода и до Казани, и до тех мест, где съедет святейшего кир Макария, патриарха антиохийского и всего Востока. А где святейшего патриарха съедет, и ему, Роману 155 , святейшему Макарию патриарху антиохийскому поднести от святейшего Иоасафа, патриарха московского и всея Русии, грамоту; и что будет от святейшего патриарха аптиохийского письмо к святейшему патриарху с ним, Савой, послано, и ему, Саве, с тем письмом ехать к Москве, а приехав к Москве, то письмо поднести великому господину, святейшему Иоасафу, патриарху московскому, и всея Русии. К сей подорожной памяти великого господина, святейшего Иоасафа, патриарха московского и всея Русии печать приложена 156 . Речь, что говорить святейшему Макарию, патриарху антиохийскому: Всесвятейший и всеблаженнейший кир Макарий, милостью Божьей, патриарх Божия града Великой Антиохии, Месопотамии, обоих Кесарий и Иверии, Сирии и всего Востока, во Святом Духе брат твоего святительства Иоасаф, милостью Божьей, патриарх московский и всея Росии, велел твоему святительству поклонитися. А поклонясь, говорить другую речь: Всесвятейший и всеблаженнейший кир Макарий, милостью Божьей, патриарх Божия града Великой Антиохии и всего Востока, о Святом Духе брат твоего святительства Иоасаф, милостью Божьей, патриарх московский и всея Росии, прислал к твоему святительству грамоту, о твоём же душеспасительном в путешествии сем, благоздравии рачительствует слышать 157 . 154 Вместо имени, отечества и фамилии Владыкина, что написано иной рукой, было написано: «патриаршу сыну боярскому Саве Тяпкину» – и зачёркнуто. 156 На обороте памяти надпись: « святейшему Макарию, патриарху антиохийскому, как у него будет, от святейшего патриарха Иоасафа московского и всея Русии говорить речь, какова ему на письме дана, а проговоря речь, и поклоняся...» Читать далее Источник: Товарищество «Печатня С.П. Яковлева». СПб. 1897 г. 510 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

Встречаются, хотя и редко, повторения (стр. 73:100), а также и цитаты из вторых рук (стр. 9, 46:125). Неточно, конечно, выражается автор, когда говорит, будто Павел перс является настоящим автором сочинения «De partibus legis divinae» (стр. 15). Следует отметить некоторые, немногие правда, стилистические погрешности. «Твердое убежище» (стр. 6), «в своих апостольских толкованиях» (стр. 74 – речь идет про толкования Ефрема Сирина на апостольские послания). «Трагедия Златоуста» (стр. 184), «Исидор обожал Златоуста» (стр. 215). Вот, пожалуй, и все мелкие недочеты, какие следует отметить в сочинении о. иеромонаха Иоасафа. Для обширного сочинения в 12–13 печатных листов, конечно, их очень немного и их нужно выискивать, чтобы заметить. Указанные же выше крупные достоинства сочинения о. Иоасафа, разумеется, от этих мелких недочетов ничего не теряют в своей силе и убедительности. Эти достоинства – самостоятельность, тщательное изучение источников, сообщающее богатую содержательность, научная постановка работы и литературность изложения – заставляют рецензента отозваться о сочинении о. иеромонаха Иоасафа с решительной похвалой и высоко его оценить, автора же признать вполне и бесспорно достойным степени кандидата богословия». б) Экстраординарного профессора священника В.Н. Страхова: «В предисловии к своему сочинению автор справедливо замечает, что вопрос о приемах и методах толкования —410— Слова Божия у писателей-аскетов – вопрос новый, не бывший предметом специального исследования ни в западной, ни в русской экзегетической науке. Между тем важность этого вопроса очевидна: толкования писателей-аскетов в высшей степени оригинальны сами по себе, поучительны для нас и ценны для истории экзегетики. Сочинение о. Иоасафа и посвящено рассмотрению экзегетических воззрений и приемов троих наиболее видных писателей-аскетов: преп. Ефрема Сирина , преп. Исидора Пелусиота и преп. Нила Синайского . Метод работы о. Иоасафа вполне научный. Свои специальные исследования об экзегезисе каждого из названных писателей-аскетов о.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ко всем этим заботам по обновлению лавры, осложнявшим и без того нелегкий труд управления ею, к концу наместничества в ней св. Иоасафа присоединяются новые, вызванные перестройкой обветшавшего Троицкого подворья в Москве 2095 . Едва ли будет несправедливостью, если скажем, что для св. Иоасафа, строгого подвижника и углубленного молитвенника, служение в качестве наместника Троице-Сергиевой Лавры было тяжелым крестом: как наместник лавры, самой богатой и самой знаменитой обители в России 2096 , он —636— был не только руководителем подведомых ему иноков, но и администратором, по обязанности соприкасавшимся с самыми разнообразными сторонами вне-монастырской жизни 2097 . Но эта обременительная для св. Иоасафа деятельность имела в его жизни особое значение: за время своего наместничества в лавре он приобрел широкий практический опыт и большие практические знания: они оказались ему необходимыми в самом скором времени на новом высшем служении, – служении епископском. В ночь с 1-го на 2-ое января 1748 г. умер Антонии Черновский, митрополит Белгородский и Обоянский. Указом императрицы Елисаветы Петровны (от 15 марта 1748 г.) повелено Святейшему Синоду произвести во епископа Белгородского наместника Троице-Сергиевой лавры и архимандрита Иоасафа Горленко, который, согласно высочайшему повелению, и был вызван в Петербург для хиротонии. 1 июня 1748 г. совершено было наречение Иоасафа Горленко Белгородским епископом, а 2-го состоялась самая хиротония в Петропавловском соборе в присутствии Государыни и императорской фамилии: хиротония совершена «синодальным преосвященным Синодом, архиепископом Псковским и Нарвским с присутствующими преосвященными Иларионом, епископом Крутицким. Арсением, архиепископом Переяславским, Платоном, епископом Владимирским, с епархиальными архиереями Антонием-Вятским и Порфирием – Суздальским» 2098 . Святитель Иоасаф вступил на Белгородскую кафедру на 43-м году от рождения и 23-м от пострижения в монашество. Эти 23 года прошли в непрерывных трудах, все более и более возраставших и как бы подготовлявших его к занятию епископского престола. Но вместе с этими тру-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Само собою разумеется, такой церковно-практический документ не мог остаться незамеченным в Греческой церкви. Вот почему, хотя он и был адресован к отдельному лицу, – впоследствии, под пером переписчика, при помощи формального приема (разделения всего послания на вопросы и ответы), он преобразовался в церковно-практическое руководство (по затронутым в нем вопросам) общего назначения и таким образом остался в дальнейшем достоянием греческой канонической письменности, – остался, несмотря на сравнительную малоизвестность его автора. Этого, однако, мало. Занимающими нас ответами на родине их интересовались и не только в виду их разнообразия, но и в силу несомненного уважения к ним, как могущим руководствовать по тем или другим недоуменным вопросам церковной практики. Что действительно в Греческой церкви им придавалось практическое значение, красноречивым подтверждением тому служит указанное выше внесение извлечений из этих ответов в печатное издание – « θεα λειτουργα μετ ξ ηγσεων». Если принять при этом во внимание, что такое уважение к ответам митр. Иоасафа было оказано более чем столетие спустя после их составления, – то само собою разумеется, – и до этого времени они пользовались в церковной практике не меньшим уважением. Это между прочим довольно наглядно подтверждается и известными нам рукописными их памятниками. В ряду последних, как мы теперь знаем, по крайней мере два – таких, которые содержат ответы Иоасафа не в целом объеме, а в более или менее значительных извлечениях. Это же в свою очередь говорит, что подобные составители новых рукописных изводов трактуемых ответов интересовались последними не самими в себе, как вообще каноническим памятником (иначе они внесли бы в свои рукописи эти ответы в полном объеме), а именно – как вопросами практического значения. Применительно к такому воззрению на эти ответы, компиляторы и составляли из них сокращенные изложения, – сокращенные в той мере, поскольку они находили пригодными и нужными для себя ответы Иоасафа. Наконец, о том же самом говорят и «канонории» или малые номоканоны времени XV-XVI в., когда в них наблюдается порою внесение одного – другого из ответов Иоасафа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

52) О сочинении студента иеромонаха Иоасафа (Шишковского) на тему: «Толкователи Слова Божия из писателей-аскетов.» а) Доцента иеродиакона Илариона (Троицкого) : «Довольно обширное (V+281 стр.=ок. 200 стр. печатных) сочинение иеромонаха Иоасафа посвящено характеристике и научному исследованию истолковательных трудов преп. Ефрема Сирина (стр. 1–170), преп. Исидора Пелусиота (стр. —404— 171–236) и преп. Нила Синайского (стр. 237–265). В заключении (стр. 266–276) автор делает несколько замечаний об отношении к Свящ. Писанию аскетов вообще, цитируя здесь преп. Исаака Сирина , Макария Египетского , авву Дорофея и еп. Игнатия Брянчанинова . Первыми крупным достоинством сочинения о. Иоасафа следует назвать его полную самостоятельность. При написании своего обширного сочинения они не имел ни одного действительно ценного пособия, где вопрос рассматривался бы столь же подробно. Истолковательным трудам писателей аскетов уделяется всего по нескольку страниц и даже строк в сочинениях, посвященных истории толкования Свящ. Писания. О преп. Ефреме Сирине автор еще имел под руками несколько отдельных монографий, но и эти монографии посвящены вообще литературной и церковной деятельности св. отца, почему и не могли оказывать прямого и значительного пособия иеромонаху Иоасафу при написании главы сочинения о преп. Ефреме. Не имея прямых пособий, о. Иоасаф при написании своего сочинения были так сказать наедине со своими источниками – творениями преп. аскетов. Творения избранных им писателей аскетов в русском переводе составляют 14 томов, но автор не ограничился творениями, изданными в русском переводе, а обращался и к подлинному тексту переведенных творений, и к тексту творений преп. Ефрема Сирина еще не переведенных: им просмотрено несколько томов творений преп. Ефрема в издании I. S. Assemani. Весь этот обширный первоисточник прочитан автором весьма внимательно. Тщательное изучение подлежавшего рассмотрению первоисточника составляет второе важное достоинство сочинения о. Иоасафа. Материала собрано и дано в сочинении очень много. Все сочинение написано документально; оно, будто из кусков мозаики, составлено по крайней мере на четыре пятых из святоотеческих изречений. Кроме того, при чтении сочинения о. иеромонаха Иоасафа невольно чувствовалось, что у него имеется еще запас неиспользованного материала; из массы имеющегося материала он делает выбор и дает в сочинении наиболее существенное, наиболее характерное. При написании сочинения автор старался не о том, как бы побольше написать, а о том, как бы сжать и сократить свое из-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В своем письме от 9 ноября 1548 г. Макарий довольно подробно излагает Иоасафу «судный список» Максима Грека , якобы только что «обретенный» в царской казне. Конечно, его в первую очередь интересуют те немногие разделы «судного списка», которые так или иначе связаны с Исаком Собакой; но он информирует Иоасафа и о некоторых других разделах этого памятника. Однако самых острых и важных в 1531 г. политических обвинений он не упоминает вообще, будто их и не было! Это важный показатель отношения митрополита Макария в то время и к политическим обвинениям собора 1531 г., и к самому Максиму Греку . Письмо Макария от 9 ноября 1548 г. наполнено трафаретными вежливыми выражениями почтения к бывшему митрополиту, но в нем уже чувствуется угроза: Макарий прямо спрашивает Иоасафа, какие законные основания были у него для рукоположения отлученного Исака Собаки, и подчеркивает строгость канонических правил по этому вопросу. Попытка Иоасафа выдвинуть в качестве такого законного основания какое-то письмо бывшего митрополита Даниила не удалась ему, и переписка закончилась в холодных и даже враждебных тонах. Как мы говорили; наш источник под общим заголовком «список с соборного списка» 1549 г. помещает весь комплекс материалов, относящихся к делу Исака Собаки в 1548–1549 гг. Тот текст, который играет роль собственно «соборного списка» собора февраля 1549 г. на Исака Собаку, идет последним в этом комплексе и даже внешне неразрывно связан с предыдущей частью этого комплекса: сообщением об обсуждении итогов переписки Макария и Иоасафа в узком кругу высших церковных иерархов 78 и о докладе царю, который передал решение этого дела на усмотрение церкви: «То де дело ваше, святительское, и вы о том деле чините по божественным правилом». Естественно было бы предполагать, что после этих слов источник сообщит о дате созыва собора, его составе, ходе соборного разбирательства. Однако эти сведения приводятся нашим источником значительно позднее, в беспорядке и не всегда полностью. А сразу же вслед за словами царя, вопреки логике любого официального «судного списка», наш источник приводит решение собора об отлучении и «конечном извержении» Исака Собаки.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/su...

Господь помог и митрополиту Филарету доложить Его Величеству столь небывалое дело, которое он положительно затруднялся высказать, в особенности о нанесенном оскорблении ударом по лицу преосвященному Нектарию. На другой день после обедни Их Величества кушали чай в митрополичьих покоях. За главным столом сидела Царская Семья и митрополит, а в нескольких шагах, за другим столом, свита и фрейлина Ее Величества, через которую и действовали покровители лжеученика Серафимова – о. Иоасафа. Была минута, когда все замолчали за царским столом и ясно раздалась беседа свиты о батюшке о. Серафиме и Дивеевской обители. Вот к этому неожиданному слову и решился митрополит доложить Государю Императору положение дел в Дивееве и действия преосвященного Нектария. «И Я сомневался в истине слов о. Иоасафа, – сказал Государь Император, – когда Императрица просила за него». Его Величество выразил желание, чтобы было произведено самое строжайшее следствие. Так Господь разрушил все вражьи замыслы в один миг, когда пришло время облегчить страдания Серафимовых сирот и восторжествовать истине. Митрополит Филарет писал обер-прокурору Св. Синода графу А. П. Толстому из Гефсиманского скита 7 июня 1861 г. (с. 98): «Когда Их Величества посетили меня, случилось, что упомянуты были имена блаженного старца Серафима и Дивеевского общежития, и я пред Их Величествами изъявил сожаление, что в Дивеевском общежитии есть несогласие, по случаю особенной приверженности некоторых сестер к наставлениям иеромонаха Иоасафа, тогда как большая часть полагают себя следующими первоначальным наставлениям старца Серафима, и что недавно, когда епархиальным преосвященным предложена была в начальницы общежития одна из учениц Иоасафа, тогда 40 сестер пожелали иметь ее, а 400 просили оставить им начальствующую у них доныне. Государь изволил заметить: неужели 400? Я отвечал, что всех сестер почти до 500. Есть сведение, что назначаемая в начальницы Лукерья еще не пострижена, следовательно, преосвященный должен представить о пострижении ее Святейшему Синоду, и тогда только она может быть игуменьей. Итак, вот рубеж, на котором дело может быть остановлено, чтобы рассмотреть, утвердить ли желание 40 или 400. Но чтобы не было нужды направить дело официально, думаю, ваше сиятельство могли бы с пользой и успехом предложить преосвященному Нижегородскому, что более надежды мира и благоустройства для общежития, если 40 должны будут уступить мнению 400, нежели когда было бы нужно преломлять мысли и волю 400 пред мыслями и волею 40. Благоговение к памяти старца Серафима и желание мира присным душам побудили меня написать сие вашему сиятельству. Господь да покажет вам путь умиротворения и да устроит все ко благу душ, ищущих Его верою и любовию».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010