Вслед за Барсуковым ошибку повторил архим. Леонид (Кавелин), к-рый поместил в составленном им своде «Святая Русь» оба имени под разными номерами: 443. Анурий (Ианнуарий), ученик прп. Зосимы» и 446. Онуфрий, пустынник, ученик прп. Зосимы». Затем ошибку архим. Леонида воспроизвел архиеп. Сергий (Спасский), к-рый дополнил 2-е изд. своего труда (1901) именем Онуфрия ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 554), сославшись на книгу архим. Леонида, притом что в 1-м изд. «Полного месяцеслова Востока» (1876) читалось только одно имя - Анурий (Там же. Ч. 3. С. 59). Архиеп. Димитрий (Самбикин) поместил памяти двух «учеников прп. Зосимы» - Анурия и Онуфрия - под 17 апр., днем памяти прп. Зосимы Соловецкого ( Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Апр. С. 116). М. В. Толстой, издавая «Описание о российских святых...» (по списку РГБ. МДА. 209) (1888), произвольно заменил в публикуемом тексте сохранившееся в списке имя Анурий на более привычное Онуфрий. При этом в качестве «дополнения» к статьям о «преподобном Онуфрии» и др. учениках прп. Зосимы Толстой дал неточную отсылку к Житию прп. Зосимы Соловецкого: «Упоминаются в житии преп. Зосимы». Однако он не учел, что имя Онуфрий там не встречается. Кроме того, Толстой добавил к статьям об учениках прп. Зосимы еще одно непроверенное известие - о нахождении гробниц О., Иоанна и Василия Новгородца в часовне прп. Иринарха (Описание о российских святых. С. 171). Однако и это известие не подтверждается историческими источниками. Напротив, согласно тексту «Отводной книги ризной казны Соловецкого монастыря 1694 г.», в часовне прп. Иринарха находились погребения соловецкого архим. Илии († 1659) и нек-рых учеников преподобного: игумена Пертоминской пуст. Вассиана Суздальца († 1670), келаря Иоасафа Сороцкого и др. (см.: Панченко О. В. Иринарх, прп. Соловецкий//ПЭ. Т. 26. С. 403). Источником недостоверных сведений о гробницах учеников прп. Зосимы послужила книга А. М. Ратшина (1852), к-рый по ошибке «поместил» в часовнях прп. Германа и прп. Иринарха практически всех Соловецких святых, упомянутых в «Книге, глаголемой...»: «Подле собора две каменные часовни, построенные в 1753, вместо прежних деревянных; в них находятся гробницы преподобного Германа и местночтимых: Иринарха, Антония игумена, Василия Новгородца, Илии архимандрита, Иоанна Свещеносца, Онуфрия пустынника и Стефана трудника» ( Ратшин. Монастыри. С. 4).

http://pravenc.ru/text/2578453.html

Курчатов. Церковь Серафима Саровского и Всех Святых в земле Курской просиявших. Церковь. Не действует.   Престолы: Серафима Саровского Год постройки:Между 2007 и 2013. Адрес: Россия, Курская область, Курчатовский район, Курчатов, 4-й микрорайон, ул. Энергетиков, 2-г Координаты: 51.660131, 35.667114 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты 1 октября 2003 года митрополит Ювеналий благословил открытие прихода в честь прп. Серафима Саровского и всех святых, в земле Курской просиявших. 3 января 2004 года администрация города Курчатова для богослужебных целей временно выделила бывший летний кинотеатр. За короткое время усилиями прихожан помещение было переоборудовано под храм. 15 января была совершена первая Божественная литургия. В 2005 году был установлен одноярусный иконостас с написанными в каноническом стиле иконами. 31 июля 2007 г. игуменьей Сергий, настоятельницей Свято-Троицкого Дивеевского монастыря, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II была передана частица мощей прп. Серафима Саровского. 25 мая 2006 года Блаженнейшим Владимиром, митрополитом Киевским и всея Украины, приходу были переданы 90 частиц мощей преподобных отцов Киево-Печерских. В храме также находятся чтимые ионы с частицами мощей великих угодников Божиих: Святителя и чудотворца Николая Мир Ликийского, св. Апостола Андрея Первозванного, великомученика Пантелеймона, Свт. Иннокентия Херсонского, Свт. Гурия Казанского, Свт. Иоасафа Белгородского, Свт. исповедника Луки Крымского, прп. Кукши Одесского и других. 3 января 2007 года была совершена архиерейская литургия Высокопреосвященным Германом (Моралиным), архиепископом Курским и Рыльским. 5 июня 2007 года архиепископ Герман совершил чин освящения закладного камня и места будущего храма. 30 августа 2007 года указом архиепископа Курского и Рыльского Германа приходу был передан храм-часовня вмч. Георгия Победоносца в пос. Дичня. Приходом Серафимовского храма в часовне был установлен иконостас с писанными иконами. В храме-часовне находятся чтимые иконы прп. Агапита врача Печерского и прп. Кукши Одесского с частицами святых мощей. 19 июля 2010 года произошло знаменательное событие – подъем главного купола. 1 августа 2013 года, в день празднования памяти прп. Серафима Саровского и Собора Курских святых, по благословению митрополита Курского и Рыльского Германа настоятель храма протоиерей Николай Гоенко совершил чин освящения колоколов и благословил их подъем и установку на колокольне. 22 сентября 2013 года новопостроенный храм был освящен Митрополитом Германом. http://www.курская-епархия.рф/ Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=24352

Архипастыри, которые производили осмотр, свидетельствовали также о чувстве благодатное и о благоухании мощей, которые они обследовали. После сопоставления появилась уверенность, что это действительно мощи преподобного Серафима».    11 января 1991 г. Святейший Патриарх прибыл в Петербург и после молебна в часовне блаженной Ксении и в Иоанновском монастыре на Карповке отправился в Казанский собор. Рака с мощами преподобного Серафима была перенесена из Казанского в Троицкий собор Александре-Невской лавры, и мощи оставались там до 6 февраля, привлекая к себе многие тысячи православных петербуржцев. Из Санкт-Петербурга святые мощи в сопровождении первосвятителя Русской Церкви, архипастырей и пастырей доставлены были в Москву и крестным ходом перенесены в кафедральный Богоявленский собор. Пять с половиной месяцев мощи преподобного Серафима находились в Москве, и каждый день выстраивалась перед патриаршим собором длинная очередь желающих приложиться к ним. С 23 по 30 июля 1991 г. святые мощи крестным ходом в сопровождении Святейшего Патриарха и сонма духовенства через Ногинск, Орехово-Зуево, Владимир, Нижний Новго- род и Арзамас перенесены были в основанную преподобным Серафимом Саровским и любимую им Дивеевскую обитель, возрожденную незадолго до вторичного обретения мощей святого основателя этого монастыря. Многие тысячи людей приходили поклониться мощам святого на пути их следования. У врат Дивеевской обители 30 июля 1991 г. Святейший Патриарх сказал многознаменательные слова: «Перевернута последняя страница дивеевской летописи, пришло время исполнения пророчеств: мощи преподобного Серафима отныне упокоятся по его слову в соборе во имя Рождества Пречистой Матери Божией Дивеевского монастыря».    28 февраля 1991 г. в Казанском соборе Петербурга, где располагался музей атеизма, были обретены мощи еще одного святого, прославленного, как и преподобный Серафим, в начале XX столетия,— святителя Иоасафа Белгородского. Из Петербурга через Москву и Курск нетленные мощи святителя Иоасафа были перенесены в Белгород.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

В разное время было записано ок. 50 случаев чудесных исцелений от мощей И. (о них известно из пересказов Жития И., в списке Жития РНБ. Тит. 3800 эти сведения отсутствуют). У гроба святого исцелился бесноватый Нифонт; инок Феодосий, пролежавший расслабленным 3 года, выздоровел, после того как дал обещание И. не покидать Железноборовский монастырь. О множестве совершавшихся в XVI-XVII вв. по молитвам к И. чудотворений сообщалось в надписи на иконе преподобного с 15 клеймами чудес (икона была написана «по благословению всечестнейшаго господина и отца архимандрита Антония (Одиновича) в вотчинном Железноборовском монастыре» на средства наместника мон-ря иером. Зоровавеля в 1700 г., в XIX в. находилась в часовне близ мон-ря, судьба иконы после закрытия обители неизв.): «Благодатию Божиею источник от гроба искипе дарованием чудес: слепым прозрение, хромым хождение, бесным освобождение, глухим слышание, и от всех скорбей немедленное бысть исцеление во дни скиптродержавных Российского царства царей Иоанна Васильевича, Федора Ивановича, Михаила Федоровича и Алексия Михайловича, всея России, и многих царств, и православных государств, и западных повелителей и обладателей». В надписи также сообщалось о праздновании памяти И. в Железноборовском мон-ре 1 дек. в память обновления его чудотворных икон: «А празднество преподобному отцу Иакову игумену, Железноборовскому чудотворцу, в память обновления чудотворных наместной, и надгробной, и новонаписанной икон сотворят декабря 1 дня по вся годы неотменно» (цит. по: Воскресенский. Прп. Иаков игумен. 1913. С. 21). Последние чудотворения по молитвам к И. известны в Железноборовском мон-ре (существовавшем к тому времени под видом сельскохозяйственной артели) в нач. 20-х гг. XX в. В эти годы благочинным обители являлся широко почитавшийся иером. Иоасаф (Сазанов), духовный наставник окрестного населения. по молитвам иером. Иоасафа у раки И. совершились исцеления: П. Морозова, с 11 лет не владевшая ногами, после причастия и елеопомазания смогла ходить; исцелился также крестьянин, не владевший рукой. Эти события стали одной из причин ареста в 1924 г. иером. Иоасафа, обвиненного в совершении «обманных действий, используя религиозные предрассудки верующих масс» ( Сизинцева Л. Голоса//Губернский дом. 1994. 3. С. 53-54).

http://pravenc.ru/text/200169.html

Из святынь в храме имелся серебряный крест XVII века с вложенными в него мощами. Сохранялась и первоначальная утварь из серебра, хотя в 1861 г. была пожертвована новая, более богатая, сделанная в мастерской Ф.А. Верховцева. Уральские заводчики Г.А. и А.Г. Демидовы поднесли храму серебряные сосуды, украшенные вставками из горного хрусталя, полудрагоценных камней и эмали. Наконец, в 1904 г. для плащаницы была изготовлена красивая гробница из серебра и золоченой бронзы. Дважды в год из храма шли крестные ходы к приписным часовням: 25 мая – к часовне св. Александра Невского (1867 г.) на ныне снесенном Ново-Александровском рынке, где в 1889 г. был поставлен киот с образом св. Владимира; 17 июля, в память о холере 1848 г., к деревянной часовне свт. Николая, возведенной в честь коронования Императора Николая I на Никольском рынке, где в 1905 г. тоже был сделан киот с образом Божией Матери „Умиление злых сердец“, а также на Лиговский рынок. Еще одна – металлическая – часовня св. Александра Невского стояла близ Юсупова сада, на Садовой улице. Она была выстроена Российским обществом спасения на водах в 1895 г. по проекту П.С. Купинского в память Александра III. С 1870 г. при церкви действовало Общество попечения о бедных, содержавшее в собственном доме женскую богадельню, детский приют-школу и курсы церковного пения с большим народным хором под руководством И.С. Соловьева. С 1911 г. в храме собирались и 4 сентября служили литургию члены братства свт. Иоасафа Белгородского, которое затем переехало в часовню при Биржевой больнице на Васильевском острове. Более полувека (до 1908 г.) прослужил в храме прот. Александр Алексеевич Черенский, опытный и любимый прихожанами духовник, которого сменил известный богослов проф. прот. Николай Васильевич Покровский. В 1914–1925 гг. настоятелем был прот. Павел Павлович Виноградов, несколько раз репрессированный большевиками. 20 сентября 1923 г. указом Патриарха Тихона церковь, которой через два года завладели обновленцы, получила статус собора. Ныне восстановлено прежнее название проспекта, но восстановить собор не удастся, очевидно, уже никогда, ибо в 1934–1936 гг. арх. А.Л. Лишневский выстроил на его месте среднюю школу. Обе часовни св. Александра Невского закрыты в 1924 г. и затем снесены.

http://sobory.ru/article/?object=34594

182 Мощи преп. Зосимы были преданы земле за алтарем деревянного Преображенского храма, подле могилы преп. Савватия, в 1566 году. По освящении нового каменного собора, нетленные мощи обоих чудотворцев перенесены в придел, посвященный их памяти и там почивают под спудом на южной стороне. В ризнице сохраняется фелонь белого полотна с камчатным оплечьем, данная преп. Зосиме св. архиепископом Ионою. 184 О первом из них, блаж. старце Иоанне, сказано в описании чудес преп. Зосимы (в рукописи «Жития святых рус. библ. Серг. лавры 692): «Этого Иоанна все помнят; он был постриженик Соловецкий еще при преп. Зосиме, дивный подвижник и постник, смиренный, кроткий и послушливый; особенно трудился в рыбной ловле». При исцелении одного больного, по имени Никона, преп. Зосима и Савватий являлись ему вместе с Иоанном. 185 Этот Досифей был после игуменом Соловецким. По желанию архиепископа Геннадия, он написал записки о жития преп. Зосимы и похвальное ему слово. Им собрано много книг в монастыре; некоторые из них доныне целы. После преп.Германа сохранился принадлежавший ему сборник. 186 Ученики повезли тело старца своего в Соловки, но за распутицею принуждены были оставить его на берегу р. Свири, в часовне при деревне Хавроньиной. Спустя 5 лет, гроб аввы Германа перенесен на Соловецкий остров; мощи его, обретенные нетленными, положены 30 июля 1484 года в часовне, посвященной его памяти, под спудом. Там же хранится каменный, четвероконечный, келейный крест его. 188 Стихира из службы преп. Зосиме по рукописной Минее начала XVII века, принадлежавшей Иосифову монастырю, а ныне находящейся в Моск, епарх. библиотеке под 391. 190 Мощи преп. Мартиниана почивают под спудом в Ферапонтовом монастыре, упраздненном в 1798 году. Они обретены нетленными, спустя 30 лет по кончине, когда хотели погребсти друга и ученика его, архиепископа Иоасафа, хотя весь гроб был наполнен водою. Рака, окованная серебром, устроена в 1643 году. Над гробницею воздвигнута позднее церковь во имя преп. Мартиниана (Русская Фиваида стр. 385).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

В нижнем храме преп. Иова Почаевского хранится рака с 88 частицами мощей Киево-Печерских святых, иконы с частицами мощей великомучеников Пантелеимона, Георгия Победоносца, мч. Христофора, святителей Нектария Пентапольского, Василия Великого, Иоанна Златоуста, Феодосия Черниговского, Белгородского Иоасафа, сщмч. Иоанна (Помера) и др. Перед иконой «Новомучеников и исповедников Российских» работы о. Киприана в особом ковчеге – частицы мощей сщмч. Игнатия Богоносца, св. равноап. Марии Магдалины, свт. Николая Чудотворца, свщмч. Макария, митр. Киевского, святителей Арсения Сербского, Иркутского Иннокентия, преподобных Евфимия Великого, Харитона, Кириака, Сергия Радонежского, Амвросия Оптинского и др. Другой почитаемый образ – список Почаевской иконы Божией Матери. За алтарной частью Троицкого собора находится небольшое монастырское «братское кладбище». Здесь покоятся братия и архиереи Русской Православной Церкви за границей, в том числе архиепископы Североамериканский Аполлинарий (Кошевой), Детройтский Иероним (Чернов), Чикагский Григорий (Боришкевич), Каракасский Серафим (Свежевский), Лос-Анджелесский Антоний (Синкевич), Буэнос-Айресский Афанасий (Мартос), епископ Сиэтлский Нектарий (Концевич), основатель Свято-Троицкого монастыря архимандрит Пантелеимон (Нижник). Под алтарем Троицкого собора сооружены два склепа, в которых покоятся останки Первоиерарха РПЦЗ митрополита Анастасия (Грибановского), архиепископов Сан-Францисского Тихона (Троицкого), Сиракузского Аверкия (Таушева) и постриженика Валаамского монастыря, многолетнего духовника Свято-Троицкой обители игумена Филимона (Никитина). В 2000 с северной и южной сторон были пристроены еще две усы-пальницы, в южной покоятся останки иконописца архимандрита Киприана (Пыжова), в северной погребены Первоиерарх РПЦЗ митрополит Филарет (Вознесенский) и архиепископ Западноамериканский Антоний (Медведев). Позднее здесь похоронили еще одного Первоиерарха РПЦЗ митрополита Лавра (Шкурлу). Братский корпус монастыря был заложен 28 сентября 1952 архиепископом Виталием (Максименко) и построен к 1958. В полуподвальном помещении находятся пекарня, книжные склады и кладовые, на 1-м этаже – типография, трапезная, книжный магазин, на 2-м этаже - канцелярия, фальцовочная и переплетная мастерские, покои настоятеля, на 3-м и 4-м этажах – кельи. В 1987–1988 корпус был значительно расширен, с западной и восточной сторон пристроены два новых крыла. В типографии находится большой чтимый образ преп. Иова Почаевского, вывезенный из Почаевской Лавры. На 3-м этаже братского корпуса 17 ноября 1991 была освящена часовня во имя преп. старцев Оптинских, иконостас и иконы которой выполнены иеромонахом Андреем (Эрастовым). В Оптинской часовне хранятся частицы мощей многих святых, частица Креста Господня, камень от Гроба Господня, камень из храма Воскресения Христова в Иерусалиме, камень со Св. Голгофы, камень с судного места, скуфьи святителей Митрофана Воронежского и Феофана Затворника.

http://sobory.ru/article/?object=19057

Блаж. Иоанн и Логгин были учениками св. Филиппа, когда он был еще игуменом соловецкой обители. Проводя жизнь в строгом посте и внимании к своей совести, они были безответными исполнителями приказаний преп. игумена. Всяко, еже аще что творите, от души делайте, якоже Господу, а не человеком угождающе, заповедал апостол ( Кол.3:23 ). Иоанн и Логгин с точностью исполняли заповедь апостола и возрастали в жизни духовной. Они были люди некнижные, но природа служила их внимательному уму открытою книгою. Они видели море необозримое и возносились умом к Тому, кто положил предел и морю; мириады звезд обращали мысль их к Владыке миров, назначившему всему свой порядок; видели свет солнца и в благоговении славили свет самобытный. Так восходили они от совершенства к совершенству. В 1561 г. отправились они на судах на твердую землю и возвращаясь застигнуты были сильною бурею; буря разбила суда; блаж. Иоанн и Логгин потонули. Св. тела их обретены нетленными на корельском берегу, за 120 верст от обители, в устье Сосновки и положены в часовне св. Николая с. Яренги. Слава чудес, совершавшихся при мощах, привлекла к ним нескольких иноков, которые построили себе келлии и положили основание обители. В 1625 г. инок Илия Телов донес п. Филарету о чудесах совершающихся при мощах праведников. Вследствие сего новгор. м. Макарием предписано корейскому игумену Герасиму и боярскому Сыну Солонову произвести на месте точное исследование о чудесах св. Иоанна и Логгина. По строгому разысканию сведения, показанные в донесении инока Телова, оказались верными. 623 Самые замечательные чудеса: исцеление Марии, три года страдавшей от беснования; исцеление молодого крестьянина, страдавшего падучею болезнью; исцеление крестьянина Евфимия, полгода страдавшего желудком, и вызванного в Яренгу явившимися Иоанном и Логгиным. В 1635 г. яренгский монастырь со всеми землями с. Яренги отдан был в ведение соловецкой обители и в грамоте своей царь писал: «пожаловали мы у моря яренгским погостом, где лежат чудотворцы Иван да Логгин». М. Аффоний вскоре после того писал соловецкому игумену Рафаилу: «по прошению свят. п. Иоасафа царь пожаловал вам Яренгу на краю моря, где лежат мощи новоявленных чудотворцев Ивана да Логгина»; затем предписывая построить и освятить новый храм, говорит: «как тот храм совершится и мощи новоявленных чудотворцев Ивана и Логгина в новый храм перенесешь и в котором месте в храме те мощи положишь, – и ты бы о том отписал». Июля 2-го 1638 г. нощи праведников перенесены в новый храм. Память их с того времени совершается июля 3 д. 624 Преставление бл. Иоанна юродивого московского

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

92 Список Кормчей Книги, принесенной преп. Саввою с Афона, находится в сборнике XV века, в архиве министерства иностранных дел. 93 Этот крест и теперь стоит в часовне близь монастыря, но обложенный досками и с лицевой стороны литыми из алебастра священными изображениями. 94 Лисицкий монастырь, с церковью Рождества Богородицы, находился на Лисьей (Лисичьей) горе, в трех верстах от Хутынской обители. Он давно уже упразднен, но следы его еще заметны по оставшемуся кургану. 95 Мощи преп. Саввы Питерского почивают под спудом в обители его, напротив южных дверей алтаря соборной Вознесенской церкви. Память его празднуется 1-го октября. Служба и житие написаны, по воле владыки Ионы, Пахомием Логофетом. В 1764 году обитель его была упразднена, но семь лет спустя, снова возобновлена, по ходатайству генерал-аншефа Бороздина, усердием гвардейских офицеров, посвятивших себя иноческой жизни: Василия Павловича Глазатова (в иночестве Варлаама), и Ивана Ивановича Аничкова (в иночестве Иоасафа). Первый из них, по возобновлении монастыря, был первым строителем, а последний его преемником. 96 Мощи преп. Ефрема почивают под спудом в соборной Никольской церкви основанного им монастыря, в посвященном ему приделе. Обитель его называлась Перекопской, и по протоку Веренды – Верендовскою, а теперь носит название Перекомского Розважского заштатного монастыря. 97 Преп. Пафнутий родился в наследственном сельце Кудинове, в 3-х верстах от Боровска. На месте этого сельца стоить теперь часовня. 98 Место, где основал новый монастырь преп. Пафнутий – отлогая долина между рекой Протвою и речкой Истермою, близ дороги из Боровска в Серпухов – принадлежало к отчине князя Суходольского, а монастырь Высокий, где он прежде игуменствовал, находился в уделе князей Боровских. Основание Пафнутьева монастыря относится к 1444 году. Эта обитель, до учреждения штатов, имела 11,000 крестьян и более 30,000 десятин земли; теперь она состоит в числе первоклассных, но от прежнего богатства сохранила только небольшое число драгоценных утварей в ризнице.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Действительно, служил три дня в Серафимовской часовне по просьбе патриаршего архидиакона Авти… (неразб.), но не из сочувствия или подчинения новой церкви, а в силу моей нужды и необходимости в заработке, с одной стороны, а с другой – ввиду того, что часовня стояла почти месяц закрытой, что мешало богомольцам исполнению их духовных потребностей. Что касается до креста, то оный получил от епископа Кашинского Иоасафа 31 октября 22 года за мои старания по сбору пожертвований на нужды Калязинского монастыря. Это было в то время, когда епископ Иоасаф не переходил на сторону Живой церкви, что было им сделано лишь в мае месяце… 1923 г перед собором. В прошлом году при службе еп. Антонина я лишь управлял, как и обыкновенно, хором, но был, как и прочее духовенство общины, против этого служения. Подтверждаю, что никогда не принадлежал и не сочувствовал новоцерковникам, оставаясь внутренне всегда в чистоте исповедования православной веры, и от всей души и сердца раскаиваюсь всенародно в своих поступках и категорически заявляю, что к новоцерковникам не принадлежал, не принадлежу и не буду принадлежать. Смиренный послушник иеромонах Гермоген (Дегтерев). 30 июня 1923 года составлен сей протокол в присутствии совета общины, который подтверждает всенародное раскаяние указанных выше иеромонахов и прочего… духовенства монастыря в соборном храме его того же 30 июня 1923 года. Подписи: Председатель совета общины Трусевич, церковный староста о. Преображенский, Фокина» . Служение Святейшего Патриарха Тихона в Сретенском монастыре и освящение собора обители Июль-август 1923 года – время высшего расцвета популярности патриарха Тихона. «Его теперь в Москве на каждом углу засыпают цветами, – нехотя признавал обновленец А.И. Введенский, – никогда до ареста он не пользовался такой популярностью» . Ближайшим помощником патриарха в это время становится епископ Иларион (Троицкий). 26 июня 1923 года святитель Иларион, находившийся в ссылке, получил удостоверение (от 23.07.1923) «о том, что он по отбытии срока ссылки в Архангельской губернии направляется Архгуботделом ГПУ в город Москву с обязательством явиться в 6-е отделение СОГПУ, что и удостоверяется» .

http://pravoslavie.ru/54512.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010