Спас, пришедший на землю и пострадавший ради спасения грешного человечества» (36 258). Таким образом, в изображении Страшного суда мы видим не возмездие и кару за земные грехи, а «великий час восстановления любви и согласия, когда совершилось великое чудо и состоялось событие, ожидаемое в веках» (127, 62). Для церковно песенного творчества характерно зарождение новых видов и форм, стилистически связанных с каноническим церковным пением, но выходящих за рамки богослужения. Так в XV веке сложился жанр покаянного духовного стиха, который бытовал в устной и письменной традиции 55 . Тексты покаянных стихов исходили из Священного Писания и церковной гимнографии, мелодии имели попевочное строение и записывались знаменной нотацией, но библейские темы и образы получали здесь более свободную индивидуальную трактовку, и предназначались покаянные стихи для пения вне богослужения (в домашней обстановке, на паперти храма, в монастырской келье и т.д.). Нередко покаянные стихи исполнялись с инструментальным сопровождением (колесная лира). Особо следует сказать о религиозных действах. Это театрализованные изображения отдельных эпизодов Священного писания, входящие в состав торжественного праздничного богослужения. Их расцвет приходится на XVI – первую половину XVII веков. Среди них – «Шествие на осляти» – действие, совершавшееся в Неделю ваий, «Страшный суд» – в Неделю мясопустную, «Пещное действо» – Неделю перед Рождеством Христовым (Неделя святых Отец), или неделей раньше (Неделя Святых Праотец) на богослужении Утрени. Более всего исторических сведений сохранилось о чине «Пещное действо», построенном на материале библейской книги пророка Даниила о трех иудейских отроках, ввергнутых по приказанию царя Навуходоносора в раскаленную печь за отказ поклониться золотому тельцу, и спасенных ангелом. В жанровом отношении «Пещное действо» следует рассматривать как особый вариант литургической драмы – средневекового религиозного представления, которое возникло на Западе в IX–X веках, а позже получило развитие и в Византии.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Рождественский цикл Рождественский пост Период подготовки к Рождеству Христову, называемый Рождественским постом, начинается 15/28 ноября, за сорок дней до Рождества Христова. Точную дату появления Рождественского поста установить невозможно. На Западе первые упоминания о посте перед Рождеством относятся к V-VI векам. На Востоке сорокадневный Рождественский пост упоминается в IX веке (хотя в это время его продолжительность была еще предметом разногласий). Одной из особенностей богослужения в период Рождественского поста является то, что в некоторые дни (19, 26 и 29 ноября, 1, 2, 3, 8, 14, 16, 18 и 19 декабря) оно по своему покаянному характеру должно напоминать великопостное богослужение: в эти дни Устав предписывает читать молитву преподобного Ефрема Сирина с поклонами. Кроме того, период Рождественского поста характеризуется обилием памятей ветхозаветных праведников и пророков как провозвестников Рождества Спасителя. В течение поста совершается память пророков Авдия, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Даниила и трех отроков – Анании, Азарии и Мисаила. Рождественская тематика вводится в литургические тексты постепенно. По воскресеньям и праздникам, выпадающим на Рождественский пост, начиная с Введения во храм Пресвятой Богородицы, на утренях в качестве катавасий поются ирмосы рождественского канона «Христос раждается, славите». За шесть дней до Рождества на вечерне после стихир на «Господи, воззвах» поется стихира «Вертепе, благоукрасися, Агница бо грядет чревоносящи Христа». Предпразднство Рождества начинается за 5 дней до праздника: в эти дни рождественская тематика в богослужебных текстах становится доминирующей. Последние два воскресенья перед Рождеством носят названия «Недели святых праотец» и «Недели святых отец»: они посвящены воспоминанию о ветхозаветных праведниках, которые своим духовным и нравственным подвигом подготовили мир к пришествию Спасителя. В Неделю святых отец за литургией читается начало Евангелия от Матфея, содержащее родословную Иисуса Христа. Евангелист Матфей не случайно начинает свое повествование о Рождестве Христовом с перечисления предков Спасителя. Тем самым он показывает, что Иисус Христос был настоящим и полноценным человеком, представителем Своего народа. Он был плоть от плоти еврейского народа и вместе с тем совершенным Богом. Имена ветхозаветных праведников перечисляются в Евангелии также потому, что все они жили верой в грядущего Спасителя. Об этом говорится в словах апостола Павла, читаемых в Неделю святых отец: Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие... Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования... Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака... ( Евр. 11:8–9, 17 ). Вся жизнь праотцев, о которых упоминается в Евангелии, была пронизана верой в Бога и ожиданием Спасителя: именно в этом заключается смысл чтения родословной Иисуса Христа в воскресенье, предшествующее Рождеству.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю святых отец 3 2010 р. 15:00 3 января, в Неделю перед Рождеством Христовым, святых отец, и день памяти святителя Московского Петра, всея России чудотворца , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. После чтения Евангелия Святейший Патриарх Кирилл произнес проповедь, посвященную духовному значению воспоминаемых сегодня событий священной истории. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Рождественский пост, который подходит ныне к концу, обращает наше внимание на духовный подвиг людей, живших до Христа Спасителя. Большинство праздников, посвященных ветхозаветным пророкам, приходится на время Рождественского поста. И богослужения в честь ветхозаветных пророков помогают нам понять смысл и значение того служения, которое они совершали. Два же последних воскресенья перед Рождеством Христовым, именуемых на языке церковного Устава Неделей праотец и Неделей отец, посвящены всем ветхозаветным угодникам Божиим, которые хранили обетование о пришествии в мир Спасителя. Они были верны этому обетованию, несмотря на тяжелейшие с духовной точки зрения обстоятельства тогдашней жизни. Небольшой иудейский народ окружало море языческих стран и народов. В этих странах была мощная языческая культура, которая поражает даже нас, людей XXI века. Величественные храмы в долине Нила, египетские пирамиды как бы вобрали в себя всю мощь той языческой цивилизации. Развитые ремесла, сельское хозяйство, армия, наука, точные науки, позволявшие строить эти величественные сооружения, — всё это являло огромную мощь. Что перед этой мощью были по большей части незнатные, малоизвестные люди, жившие в Палестине, которых называли пророками? Что была их сила перед этой потрясающей воображение людей силой языческой цивилизации? В чем же ошибочность и греховность этой цивилизации? В том, что в основе ее было поклонение ложным богам. Люди в поисках Бога зашли в духовный тупик и обожествили то, что Богом не является. И поскольку это было ложное поклонение ложным богам, то оно сопровождалось и опасным, ложным, неправильным, небогоугодным образом жизни. Люди жили по закону инстинкта, и все, что способствовало раскрепощению этого инстинкта, все, что способствовало наслаждению, и было в центре внимания тех древних людей, а все остальное должно было обслуживать эту ложную, языческую жизнь.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1210138...

В 48 гл. Типикона, 20 декаб. 3 зри, л. 125. сказано: «От двадесятаго (20) дне декемвриа до 14 ианнуариа, Дóндеже отдается праздник святых Богоявлений... не поется... канон Богородицы на повечерии»; а под 15 янв., 2 зри, л. 152 на об., замечено: «отднесь начинаем... пети... канон молебный, поемый на повечерии». Взамен его во дни предпразднств означенных праздников, а именно на 20, 21, 22, 23 и 24 декабря, на 2, 3, 4 и 5 января назначаются либо трипеснцы, либо полные каноны с припевом: Слава тебе, Боже наш, слава тебе, помещенные в Минее в последованиях сих дней; на повечерие накануне 21 декабря условно назначены, кроме трипеснца, канон и стихиры Иулиании; сказано: «идеже празднуется святителя Петра (Петра митрополита) праздник, поем канон святыя Иулиании на повечерии вкупе с трипеснцем (положенным на повечерии накануне 21-го декабря) и последи (т.е. после этого) стихиры ея» (Типик., л. 126 на об., зри). О трипеснце утрени 5 августа в Типиконе замечено: «аще случится предпразднство в неделю, трипеснец выпеваем на повечерии» (л. 277 на об.). 2) Есть дни, на повечерия которых Типикон и Месячная Минея переносит службы, главным образом, каноны некоторых святых, не делая при этом заметки об отмене канона Богородицы 333 . Приведем несколько примеров из 48 гл. Типикона: «Служба св. Евдоксия поется на повечерии» (сент. 9, л. 51 на об.); «Служба св. Андрея Юродивого поется на повечерии» (2 октяб., л. 74 на об., зри); «Служба преподобного Палладия поется на повечерии» (27 нояб., л. 110 на об.); «Егда бывает неделя св. Праотец, оставляется последование прилучившагося святого в ту неделю, и поем прежде в пяток на повечерии» (11 декаб., мр. гл., л. 119 на об.); «Служба их (св. мучеников: Евгения, Канидия, Уалериана и Акилы) поется на повечерии» (21 янв., л. 161 на об.); «Службу св. Мелетия поем на повечерии» (12 февр., л. 185), и т.д. Подобного рода указания можно встретить и в Месячной Минее, напр., на об. 219 л. за декабрь сказано: «Служба его (Евфимия, еп. сардийского) поется на повечерии», а на об.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

19 декабря. В неделю 30-ю по Пятидесятнице и праздник святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, Святейший Владыка совершил Божественную литургию в храме святителя Николая Чудотворца в Хамовниках. 20 декабря. В рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке прошла встреча Предстоятеля Русской Православной Церкви с Президентом Латвийской Республики Валдисом Затлерсом. 21 декабря. Председатель Государственного антинаркотического комитета, директор Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков В.П. Иванов и Святейший Патриарх Кирилл подписали Соглашение о взаимодействии между Государственным антинаркотическим комитетом и Русской Православной Церковью. 22 декабря. В Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя под председательством Святейшего Патриарха Кирилла прошло Епархиальное собрание города Москвы. Святейший Патриарх, являющийся правящим епископом города Москвы, обратился с докладом к участникам собрания, после чего ответил на вопросы клириков Первопрестольного града. 23 декабря. В рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с председателем Демократического движения «Единая Грузия» Н.А. Бурджанадзе. В рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке Предстоятель Русской Церкви принял министра юстиции РФ А.В. Коновалова. В этот же день в Храме Христа Спасителя под председательством Святейшего Патриарха Кирилла состоялось заседание Палаты попечителей Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. 24 декабря. Святейший Патриарх Кирилл возглавил последнее в уходящем году заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. 25 декабря. В рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке Предстоятель возглавил чин наречения архимандрита Никодима (Вулпе) во епископа Единецкого и Бричанского. 26 декабря. В неделю 31-ю по Пятидесятнице, святых праотец, Святейший Патриарх Кирилл совершил в Храме Христа Спасителя Божественную литургию. За богослужением Предстоятель Русской Церкви и сослужившие Его Святейшеству архиереи совершили хиротонию архимандрита Никодима (Вулпе) во епископа Единецкого и Бричанского.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3555931...

Этот период характеризуется чтением на седмичной утрени трех кафизм, на вечерни – 18-й кафизмы, а на воскресной утрени – пением вместо «непорочных» (т.е. 17-й кафизмы) полиелея, т.е. «Хвалите имя Господне...» (Типикон, гл. 17). Во время празднования Рождества Христова и Богоявления с 20 декабря по 14 января чтение кафизм и пение в воскресенье «непорочных» (17 кафизмы) совершается по тому же Уставу, что и в летний период 69 . Для большей наглядности изобразим это в виде таблицы. Порядок рядового чтения кафизм в летний и зимний периоды (цифрами обозначены рядовые кафизмы) Дни 1-й (летний) период: от Фоминой Недели до отдания Воздвижения, а также от предпразднства Рождества Христова до отдания Богоявления (с 20 декабря по 14 января) 2-й (зимний) период: от отдания Воздвижения до субботы пред Неделей о блудном сыне (за исключением периода с 20 декабря по 14 января) утреня вечерня утреня вечерня Воскресенье 2, 3 и 17-я («непорочны») и полиелей Понедельник Вторник 10, 11, 12 Четверг 13, 14, 15 Пятница Суббота Примечание: Полиелей – «Хвалите имя Господне...»– поется в седмичные и воскресные дни как в летний, так и зимний период Устава, если в эти дни случаются Господские, Богородичные праздники и праздники святых с бдением и полиелеем. Об «отступке» Годичный круг воскресных литургийных Апостолов и Евангелий (см. М. Скабалланович . Толковый Типикон, III, с. 32–34) точно не выдерживается. Этот круг дает чтение для 32-х Недель – от святой Пятидесятницы, или же, вернее, от Недели всех святых до Недели мытаря и фарисея. Но в разные годы число этих Недель бывает неодинаково. Это колебание зависит от праздника Пасхи. Если в прошедшем году Пасха была ранняя, а в наступающем году очень поздняя, то число Недель между Пятидесятницей и Неделей мытаря и Фарисея будет больше. Таким образом, в период между Пятидесятницей и Неделей мытаря и фарисея может быть и более 32-х Недель, что бывает чаще. Если количество чтений Евангелия недостаточно, то в Неделю по Рождестве Христовом, в Неделю перед Богоявлением и т.д. читаются только особо предназначенные для этих Недель Евангелия, а рядовые для этих Недель Евангелия, равно как и рядовые, положенные в Недели Праотец и Отец, читаются в избыточествующие Недели, но так, «чтобы в Неделю, предшествующую мытаревой, было непременно Евангелие (32-й Недели) о Закхее» – Лк., зач. 94.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

936. Устав Церковный , в восьмушку; без начала и конца, 331 л., полууставом XVII в., без переплета. В средине рукописи между листами 192 и 193 не достает нескольких листов. Порваны с ущербом для текста листы: 326–331. На полях внизу листов 1–9 приписка скорописью: «Николе и Рожеству Богородицы Оларевские волости вдовы священник поп Стефан а подписал сын его Сенька». Состав: за оглавлением рукописи, от которого сохранился лишь конец на 1-м листе, следуют: 1) устав како пети в праздники Господския и Богородичны и нарочитых святых (3–5); 2) глава 1-я: начало всенощнаго бдения сиречь великие вечерни (5 об.–14); 3) главы 2–16: о том, «како поются каноны во охтаи с миниею» в неделю и дни седмичные (14–17;) 4) главы 17–20: аще когда прилучится в пост святых апостол и Богородица и Рождества Христова в понедельник или в среду или в пяток святый не имея тропаря, тогда поют аллилуия (17 об.–20); 5) главы 21–25: о службе субботней и о вечерни и о утрении и о литургии егда поется Бог Господь (20–24); 6) главы 26–28: об особенностях богослужения на Господские и Богородичные праздники (24–25); 7) глава 29: подобает ведати аще прилучится в пролозе о недели святых отец слово (25 об.); 8) глава 30: брату отшедшу ко Господу и творят за него братиа поклонов 15 (25 об.); 9) глава 31: о еже когда поется Честнейшую и когда не поется (26); 10) главы 32–128: последование церковнаго пения, собрания вселетнего (27–170), с Марковыми главами. Здесь излагается устав о богослужении во дни: Рождества Христова, Богоявления, Сретения и Вознесения Господня, Рождества Богородицы, Введения и Благовещения Богородицы, Воздвижения честнаго Креста, во дни предпразднства и попразднства сих праздников, а также в недели Праотец и Святых Отец пред Рождеством Христовым и во дни некоторых святых. Отметим следующия Марковы главы: 125) аще случится в неделю трусу и мученику Дмитрию; 126) Зачатию Богородицы. Аще Сретению пресвятыа иконы и Положению пояса и ризы и Зачатию Богородицы прилучится в понедельник или во вторник или в четверг и в субботу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

80 Это та самая молитва , которая произносится на литии; она печатается в Служебнике. Эта молитва всегда произносится пред каноном, если читано было Евангелие. Исключение представляете только Великий четверток, если в сей день не случится праздник Благовещения (Тип. л. 339). Кроме того, она произносится в постные дни св. Четыред., несмотря на отсутствие Евангелия; но в субботы св. Четыред. и четверток великого канона не произносится. 81 Выражение Типикона: «с ирмосом», означаете то, что ирмос должен быть введен в счете того числа, которое указывается для песнопений канона. 83 Катавасия указывается наряду проследований; но, кроме того, в Типиконе есть, особая (19-я) глава: «О катавасии, поемой в господские владычни и богородичны праздники и в воскресные дни и нарочитых святых всего лета». Ниже о катавасии мы помещаем особую главу. 84 Седален святого в Минеи печатается после 3-й песни канона, а кондак вместе с икосом после 6-й. 88 Свят Господь и стихи напечатаны во 2 гл. Типикона. Это песнопение составляет особенность воскресной службы и только тогда не поется на утрени недельных дней, когда в сии дни случаются великие господские праздники: Рожд. Хр., Крещение Госп., Преображение, Воздвижение креста и Сошествие св. Духа на апостолов; не поется также и в нед. Пасхи, но в нед. Ваий и Антипасхи поется (в нед. Ваий оно заменяет собою светилен, которого в этот день нет). Кроме того, оно поется еще в Лазареву и Великую субботы. 90 В некоторые (немногие) воскресные дни периода времени пения Октоиха стихира евангельская заменяется другим песнопением. Так, в нед. св. отцов 7 Всел. Собора (Тип., л. 79), в нед. св. отцов шести Вселенских Соборов (л. 267), в нед. Праотцев (л. 120 и 123), в нед. пред Рожд. Хр. (л. 124 на об., 126,128 на об. и 131) и в нед. по Рожд. Хр. (л. 138) на Славу поется песнопение отцов или праотцев; в богородичные праздники, случившиеся в воскресные дни, на Славе – праздничное песнопение. 94 Разумеется стихира святого; выбор ея зависит от усмотрения екклисиарха (чит. ниже в отделе о богослужений в воскресные дни, если в эти дни случится святой, имеющий бдение в т. д.) Но, как в своем месте увидим, Типикон иногда прямо предписывает петь не иное что. как Слава, и ныне, стихиру евангельскую; это в те недельные дни, в которые она не положена пред славословием великим (см., напр., .мр. гл. 21 ноября, Типик., – последов. в неделю Праотец, Типик.,– в неделю пред Рожд. Христовым, Типик.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Архив Пн Патриаршая проповедь в Неделю 28-ю по Пятидесятнице после Литургии в храме равноапостольных Мефодия и Кирилла в Ростокине г. Москвы 25 декабря 2022 г. 15:47 25 декабря 2022 года, в Неделю 28-ю по Пятидесятнице, святых праотец, день памяти святителя Спиридона, епископа Тримифунтского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме равноапостольных Мефодия и Кирилла в Ростокине г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня действительно замечательное событие — мы освятили храм, который так нужен в этом районе Москвы. По количеству людей, которые присутствуют на богослужении, можно судить о том, насколько же востребован этот храм — как и все другие храмы, которые сегодня воздвигаются в Москве. Как я уже неоднократно говорил, начало их строительства сопровождалось скепсисом, недоверием и просто непониманием — мол, и без того много храмов в центре Москвы, да и не переполнены они, — однако строительство храмов в новых районах стало огромным событием в духовной жизни Первопрестольного града, всей нашей Церкви, а в каком-то смысле всего православного мира, потому что нигде, ни в одном городе, ни в одной стране на земном шаре не происходит то, что происходит в Москве. А теперь давайте зададимся вопрос: почему так? А потому что наш народ, пройдя через тяжелейшие испытания атеизмом, через гонения, вступил в достаточно благополучную эпоху — и в материальном смысле, и в отношении безопасности, и в плане развития культуры, — но не посчитал второстепенным, наравне со многим другим, что сегодня совершается, строить Божии храмы там, где они нужны. И программа строительства 200 храмов в Москве поразительным образом реализуется, так что уже сейчас ясно: по милости Божией будет построено больше, чем 200 храмов, если Господь даст силы и продлит годы нашей жизни. Удивительный духовный подъем, который сопровождается строительством новых храмов, свидетельствует о том, что жива вера в сердцах наших людей и стремление к благочестию, стремление к тому, чтобы жить по Божиим заповедям, ведь только такая жизнь и приводит человека к счастью. Все остальное ведет лишь к фантомам. Кажется, счастье наступило, кажется, столь необходимая цель достигнута — что-то построить, купить, еще построить, еще приобрести; но вот эти цели достигнуты, и становится ясно, что нет удовлетворения, которого мы ждали. А подлинная цель — это состояние нашей души. Чего-то материального может и не хватать, всякое бывает, но, чтобы душа была спокойна, нужны другие цели, и самая великая из них — это жизнь с Богом. Почему? Да потому что Бог всемогущ, Бог есть любовь, Бог есть правда, и, живя с Богом, мы способны любить и быть любимы. Живя с Богом, мы способны жить по Его правде, а ведь это и есть величайшее счастье.

http://patriarchia.ru/db/text/5986887.ht...

По окончании литургии святители брали нового первосвятителя под руки, вели на возвышение среди церкви и там три раза сажали его на место, произнося: «Ис полла эти, деспота», после чего митрополит разоблачался, и на него возлагали святители панагию, мантию с источниками и белый клобук и отводили его на его митрополичье место каменное. Тогда приближался к митрополиту государь и вручал ему архипастырский посох, произнося краткую речь, на которую митрополит отвечал также речью. По выходе из храма митрополит, облаченный в мантию, принимал от протоиерея воздвизальный крест Животворящего Древа, садился на приготовленное осля и ехал во двор государя великого князя, чтобы преподать ему благословение, а осля под митрополитом вели конюший великого князя и боярин митрополичий, пред ними шли два хора певчих – певчие государевы и митрополичьи и пели стихи, пред певчими же шли четыре свещеносца с пальмами. От государя точно таким же образом ехал митрополит в собственный двор, где благословлял святителей и духовенство, потом ехал вокруг Кремля и благословлял народ и весь город, снова заезжал к государю и возвращался в свои палаты, где и предлагал трапезу всем участникам торжества; иногда же трапеза эта предлагалась самим государем в его собственных палатах. По существу, ни избрание, ни наречение, ни даже поставление нашего митрополита, если он не носил еще епископского сана, ничем не отличались от избрания, наречения и поставления наших епископов, но митрополит имел при этом три важные преимущества, видимо возвышавшие его: после наречения он удостаивался особенного внимания со стороны государя, после поставления принимал пастырский жезл из рук самого государя и, наконец, совершал торжественное шествие на осляти для преподания всем своего архипастырского благословения. В то же время, то есть около половины XVI в., уже употреблялся у нас и обряд так называвшегося пещного действия. Совершалось оно пред праздником Рождества Христова в неделю праотец или в неделю святых отец. Для этого в соборном храме снимали некоторые паникадила и архиерейский амвон и на месте последнего ставили большую деревянную круглую печь; избирали трех мальчиков и двух взрослых людей, чтобы первые представляли собою трех святых отроков, Ананию, Азария и Мисаила, а взрослые – двух халдеев; детей облачали в стихари и украшали венцами, взрослых одевали в халдейское платье и всем давали в руки пальмы.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010