Видите, дорогие братия и сестры, как много значит сознательное слушание богослужения. Предчувствование слушаемого и воспеваемого в храме невыразимо утешает душу и умиляет. Пусть же этой печатью Церкви запечатлевается в храме каждый из нас к освящению своему благодатью Христа Иисуса. Аминь. Двадцать восьмая Неделя по Пятидесятнице, святых праотец Дорогие братия и сестры! Мы всегда ученики, обучающиеся в Божией школе праведности. Для того мы и имеем самый дар жизни, чтобы делаться все лучше и лучше. Сегодня, в предрождественскую Неделю праотцев, Святая Церковь поставляет перед нами учителями святой жизни предков по плоти Господа нашего Иисуса Христа, живших в первобытные и ветхозаветные времена. Одна, общая всем этим праведникам черта выступает в их духовном состоянии – это хранение и развитие ими способности молиться Богу. Например, о Енохе известно, что он, по библейскому выражению, ходил... пред Богом 244 . Праотец Ной также был человек праведный и непорочный в роде своем 245 . Авраам заповедал дому своему... ходить путем Господним 246 . О Давиде пророке сказано, что он из глубины взывал ко Господу и слезами омывал постель свою 247 ежедневно. Таковы и прочие праотцы. Все они одинаково были ревнителями молитвы, способными молиться горячо, сердечно и в молитве почерпать для себя силу к праведной жизни. Земные сокровища мы оберегаем, стережем. Так и для оберегания способности молитвы существует своя духовная стража: это покаяние, сокрушение и смирение сердца, незлобие и прощение обид. Счастлив имеющий способность пребывать в молитве и получать от Бога незримое укрепление. Жизнь показывает, насколько нужно иногда в момент горя утешение Божие и единение с Ним. Тогда веселие земное противно, слова даже искреннего человеческого участия тягостны. В самораздирании мыслей и чувства внутри скорбящего возникает определенная потребность только одного божественного приближения и умиротворения в Боге. Подобные моменты ярко показывают, как драгоценно для каждого из нас развитие в себе способности пребывать в молитвенном единении с Господом. Поэтому в мирные дни своей жизни лучше всего и удобнее упражнять душу в молитвенном обращении к Богу. Через это корабль души нашей будет вводим высшей силой в гавань тишины и покоя, засыхающий сад наших духовных переживаний будет оживляем росою благодатного влияния.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Когда мы начинаем отстаивать истину православной веры, в наших устах это звучит неубедительно. Потому что часто мы не являем собой примера настоящего православного человека. Так что здесь запинаются не на вере, а на нас. Когда бывают споры о вере, то нужно помнить, что эти две вещи часто путаются. Сегодня мы совершаем богослужение воскресного дня, который именуется Неделею святых отец. Два воскресных дня перед праздником Рождества Христова имеют наименования: дальний — Неделя святых праотец, а ближайший перед Рождеством, сегодняшний день — Неделя святых отец. В Неделю святых праотец вспоминались все святые патриархи, начиная от Адама. Все, кто сохранял, через кого передавалось обещание Господа, что в мip придет Спаситель, Мессия, Помазанник и что Он избавит людей от рабства греху и дьяволу. И сегодняшний Апостол повествовал о тех, кто, начиная уже от Авраама, сохранял этот завет Божий и жил в ожидании пришествия Спасителя (Евр., 328 зач., XI, 9-10, 17-23, 32-40). Поэтому они прославляются — через них до Рождества Христова дошло это ведение, люди знали и хранили его, верили, что слово Господне неизменно. Хотя история человечества показывает, что оно было уже на грани гибели — и это произошло: остался только Ной со своим семейством. Можно себе представить, насколько велика была тогда развращенность мipa, если Господь истребил почти весь род человеческий. Мы обычно пытаемся понять это логически. Что же можно сделать, когда вокруг становится все хуже, хуже и хуже… Вот пример веры святых отцев. Они верили, что, раз Господь сказал, значит, это исполнится, каким бы это ни казалось невероятным. Поэтому прославляется их вера. И вера эта относится не только к ним, но и к нам. И мы часто имеем такие грустные примеры, что, кажется, становится все хуже, хуже и хуже — и что может быть, на что можно надеяться?.. Надеяться нужно на Бога, а Богу все возможно. И что может быть, мы не можем себе и представить. То, что произошло, произошло по обетованию, то есть по обещанию Божию, и произошло в свое время, совершенно точно определенное Богом. Вот этот счет родов: от Авраама до переселения Вавилонского, от переселения Вавилонского до Давида, от Давида до Рождества Христова — четырнадцать, четырнадцать и четырнадцать — это число родов показывает, что Богом совершенно точно был определен срок по родам: сколько родов должно было каждый раз пройти. То есть теперь, оборачиваясь назад, мы видим, нам открыто это, насколько все это было закономерно. Когда же это совершалось, в то время это было непонятно.

http://pravmir.ru/evangelie-o-rozhdenii-...

Архив Пн Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе 27 декабря 2015 г. 23:47 2 7 декабря 2015 года, в Неделю 30-ю по Пятидесятнице, святых праотец, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец Мелхиседек! Дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно приветствую и поздравляю с воскресным днем. Это особый день, который называется Неделей праотец, и мы вспоминаем сегодня ветхозаветных святых — тех, кто среди господствовавшего в их времена язычества пытался сохранять в народе избранном веру в Единого Бога. И они совершали свою миссию с таким вдохновением, что расчистили в страшном языческом мире путь для того, чтобы из их народа воссиял Мессия, Спаситель мира, Господь наш Иисус Христос. Когда мы говорим о столь глубокой древности, нам трудно себе представить, чему противостояли святые праотцы, древние ветхозаветные пророки. Однажды мне довелось путешествовать по Египту, плыть по величественной реке Нил, и я остановился в тех местах, где сохранились древние языческие храмы. Я имел возможность войти в эти величественные сооружения, уже полуразвалившиеся, но еще сохраняющие свое великолепие, которое потрясает даже людей XXI века. И почему-то в тот самый момент я подумал о святых праотцах, о пророках, которые не имели никакой власти, а просто ходили по городам и селам, как Моисей ходил по улицам египетских городов, и только своим словом противостояли всей силе и мощи, в том числе военной, тогдашних языческих империй. Нам иногда говорят: «Ну, что вы можете сделать? Вы же такие слабые, ведь не в ваших руках средства массовой информации, не в ваших руках деньги, не в ваших руках власть влиять на общество. Как же вы можете противостоять общему движению в ту сторону, где нет ваших ценностей и нет вашей веры? Ваша борьба обречена, потому что невозможно противостоять силам, которые враждебны вашим убеждениям». И тогда мы должны вспоминать великий подвиг святых праотцев, как они в одиночку противостояли могущественным силам древнего мира. И где теперь тот древний мир? А то, чему служили праотцы, через пришествие в мир Христа Спасителя претворилось в величайшие деяния цивилизационного значения. Мир стал другим, и у нас сегодня куда больше сил, чем у праотцев, потому что вера Христова, которую они прообразовали и о которой пророчески говорили, сегодня укореняется в жизни народов, и, может быть, в первую очередь нашего благочестивого народа.

http://patriarchia.ru/db/text/4310475.ht...

На всенощном бдении особая катавасия: «Спасе люди...» (1-й ирмос 2-го канона на Рождество Христово).    6. Св. Николая, Мирликийского Чудотворца. Весьма чтимый святой, как в Греции, так и у нас в России, и слава его очень велика. На всенощном бдении следует обратить внимание на богородичные стихиры на Господи, воззвах («Вертепе, благоукрасися...»), на литии («Сионе, торжествуй...»), на стиховне («Безневестная Дево...»), в которых живописуется грядущее торжество Церкви на празднике Рождества Христова.    11–17. Неделя святых праотец. Она бывает в границах приведенных чисел. Примечательна на утрене 9-я песнь канона с перечислением ветхозаветных праведников. 18–24. Неделя святых отец (или «пред Рождеством Христовым»). Падает на период указанных дней. На ней тоже воспоминаются ветхозаветные праведники, как и в неделю праотец, но главным образом предки по плоти Господа Иисуса Христа. Посему на литургии Евангелие: Мф.1:1–17 (зачало 1-е), апостол: Евр.11:9–10,17–23,32–40 (зачало 328-е). Если это воскресение падает на сочельник, то на стиховнах знаменитые самоподобны «Доме Евфрафов...», на утене канон с ирмосом «Волною морскою...». Евангельская стихира перед 1-м часом. 24. Навечерие Рождества Христова («сочевник») 288 . Это строжайший день поста во всей Четыредесятнице: во-первых, по длительности, ибо дозволяется вкушать пищу только после окончания службы 289 , а по Уставу она кончается к вечеру (отсюда выражение в народе, что нельзя в этот день есть «до звезды», т. е. до сумерек и появления первых звезд); во-вторых, по качеству, потому что разрешается только кутья и сочиво 290 или  –  если суббота и воскресенье в этот день  –  еда с постным маслом (но никак не рыба!) 291 . В богослужебном отношении существует такой порядок. Если канун праздника не падает на субботу и воскресенье, то в 8 часов утра (по нашему счету) отправляются царские часы, а в 1-м часу пополудни (опять по нашему же времени) совершается литургия св. Василия Великого , начинаемая вечерней. После отпуста литургии поставляется свещник 292 (а не аналой с иконой) посреди храма и клирики поют тропарь и кондак праздника. На самый праздник Рождества Христова  –  литургия св. Иоанна Златоуста .

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

20 декабря 1998 года Первый мученик на земле Слово в Неделю святых праотец Сегодня мы совершаем память святых праотец, то есть всех праведных людей, бывших предками Спасителя по плоти с древнейших времен и до того момента, когда от Пресвятой Девы родился Господь. В особенности мы совершаем сегодня память тех, кто жил до праведного Авраама, от которого произошел еврейский народ. В лоне этого народа явилась великая праведница, Пресвятая Дева, достойная вместить в Себя воплотившееся Слово Божие. В светильне, который пелся вчера на богослужении, говорится: «Адама восхвалим, Авеля, Сифа, и Еноса, Еноха, и Ноя, Авраама, Исаака, Иакова, Моисея, Иова и Аарона, Елеазара, и Иисуса, Варака, Сампсона, и Иеффая, Давида, и Соломона». Не все из перечисленных людей были предками Спасителя в прямом смысле слова, скорее, они были Его предшественниками, предвозвестителями Его благости и, можно сказать, в той или иной степени являлись духовными прообразами жизни и искупительного подвига Господа нашего Иисуса Христа. Например, праведный Иов, происходивший от брата Иакова Исава, прозванного Едомом, и принадлежавший к народу, казалось бы, чуждому истинного благочестия, не только сохранил истинное богопочитание, но и проявил необыкновенное терпение в скорбях. На все последующие времена подвиг этого праведника явился примером богоугодного перенесения страданий. Все мы в жизни испытываем страдания в большей или меньшей степени, но для того, чтобы они были для нас спасительными, нужно терпеть страдания с великим искусством и мудростью. Иов Многострадальный не был непосредственным предком Спасителя, он не упоминается в Его родословии, но почитается среди праотцов. Среди ветхозаветных праотцов есть еще более удивительная личность – человек, живший в начале истории человечества, все наши знания о котором ограничены несколькими строками книги Бытия. Жизненный путь этого праведника явился, как в своем роде и путь праведного Иова, прообразом страданий Господа Иисуса Христа. Этот великий праведник – святой Авель.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Патриаршее служение в Неделю 29-ю по Пятидесятнице, святых праотец. Великое освящение московского храма Торжества Православия в Алтуфьеве 24 декабря 2017 года 24 декабря 2017 года, в Неделю 29-ю по Пятидесятнице, святых праотец, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма Торжества Православия  Патриаршего подворья в Алтуфьеве г. Москвы и возглавил Божественную литургию в новоосвященном храме. Новый храм в Сергиевском благочинии Северо-Восточного викариатства (Алтуфьевское шоссе, владение 77) возведен в рамках Программы строительства православных храмов в Москве. Центральный престол храма освящен в честь Торжества Православия, правый  в честь праведного Феодора Томского, левый в честь блаженной Матроны Анемнясевской. Его Святейшеству сослужили:  архиепископ Солнечногорский Сергий , руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии;  епископ Подольский Тихон , управляющий Северо-Восточным викариатством г. Москвы;  епископ Воскресенский Савва , первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии, наместник  Новоспасского ставропигиального монастыря , управляющий Юго-Восточным викариатством и викариатством Новых территорий г. Москвы;  епископ Люберецкий Серафим , председатель  Синодального отдела по делам молодежи ;  протопресвитер Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Георгий Климов, благочинный Троицкого округа Северо-Восточного викариатства, настоятель храма иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной Роще г. Москвы; протоиерей Андрей Кожевников, настоятель храма Торжества Православия в Алтуфьеве г. Москвы; протоиерей Андрей Марущак, клирик кафедрального соборного Храма Христа Спасителя г. Москвы; столичное духовенство. На богослужении присутствовали: председатель Московской городской Думы А.В. Шапошников; депутат Государственной Думы ФС РФ, советник мэра Москвы и советник Патриарха Московского и всея Руси по вопросам строительства В.И. Ресин; префект Северо-Восточного административного округа г. Москвы В.Ю. Виноградов; глава управы Алтуфьевского района СВАО г. Москвы В.П. Кузьменко; благотворители и строители храма.

http://foto.patriarchia.ru/church/eparkh...

Зачастую количество прокименов соответствует количеству Апостолов, аллилуариев и причастных: если поется один прокимен, то читается один Апостол, один аллилуарий и поется один причастен. Если же поется два прокимена, то читается два Апостола (в редких случаях – три), два аллилуария и поется два причастных стиха. Однако есть исключения, перечислим их. Один прокимен и два Апостола возможны в некоторые субботы периода Триоди (мясопустную, сырную, 1-ю и 5-ю субботы Великого поста, Троицкую), а также в отдания Богородичных праздников (когда поется прокимен праздника, а читаются Апостолы дня и праздника). Два прокимена и один Апостол случаются очень редко, в качестве примера можно указать на Неделю Всех святых (поются прокимены воскресный 8-го гласа и святых, а читается одно зачало: 330-е к Евреям). Также в Неделю по Богоявлении, если случится память святого, не имеющего апостольского чтения (например, 8 или 9 января), поются прокимены Недели по Богоявлении и праздника, а читается только Апостол Недели по Богоявлении. Два прокимена и один аллилуарий случаются также очень редко, в качестве примера можно указать на Неделю 2-ю Великого поста и Неделю Всех святых. Один прокимен и два причастных имеют место, в частности, в Недели 3-ю, 4-ю, 5-ю и 6-ю по Пасхе, когда поются прокимен Триоди и два причастных: Пасхи («Тело Христово…») и воскресный («Хвалите Господа…»). Также в Недели святых праотец и святых отец поется прокимен отцов «Благословен еси…» и причастны воскресный («Хвалите Господа…») и «Радуйтеся, праведнии…». Наконец, в Неделю по Воздвижении, если случится малый святой, не имеющий чтения, поются прокимен праздника и два причастных: воскресный и праздника. Два прокимена и один причастен в Уставе не встречаются, разве только в тех случаях, когда дневной причастен совпадает с причастным святого; например, если память преподобного Харитона исповедника (28 сентября) случится во вторник, то поется только причастен «В память вечную…». §3. Типикон Типикон – книга, содержащая уставные указания относительно совершения служб, а также некоторые богослужебные тексты (главным образом тропари и кондаки). Название этой книги является прилагательным, которое происходит от греческого существительного tpoV – «тип, образец, идеал». Таким образом, книга дает образец совершения служб, тот стандарт, которому необходимо следовать на практике. Другое, также распространенное название этой книги – «Устав» («Типикон, сиесть Устав», как написано на титульном листе книги). §3.1. Краткая история Типикона

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

417 Однако если первый святой является шестеричным (например, 24 ноября, великомученица Екатерина), то его кондак и икос читаются по 6-й песни, тогда как по 3-й следуют кондак и икос праздника. 418 Всегда отменяется Октоих четыре недели в году: Неделя ваий, Пасха, Антипасха, Пятидесятница. Также он не употребляется, если один из четырех неподвижных праздников случится в воскресенье: Воздвижение Креста Господня, Рождество Христово, Богоявление, Преображение Господне. Хотя Октоих как книга не используется и в недели периода пения Цветной Триоди, но его песнопения не отменяются, а включаются в последования самой Триоди. 419 Догматик гласа не поется в случае двунадесятого Богородичного праздника в неделю, когда вместо него исполняется стихира праздника (см., например, 8 сентября, «аще в неделю»). Также исключением является Неделя святых отец, если она случится в период предпразднства Рождества Христова (с 20 по 24 декабря); в этом случае вместо догматика на «И ныне» поется стихира предпразднства (см. Марковы главы 20 и 24 декабря). 420 На воскресной великой вечерне не поется тропарь «Богородице Дево, радуйся…» только в Богородичные праздники (поется трижды тропарь праздника) и в случае бденного святого в период пред- или попразднства двунадесятого праздника (см. Неделю 7-ю по Пасхе). 421 В неделю на утрене воскресное Евангелие (вместе с ним прокимен и стихира по 50-м псалме) не читается только в случае двунадесятого Богородичного или храмового праздника; в этих случаях полагаются прокимен, Евангелие и стихира по 50-м псалме праздника. 422 В Недели святых праотец, святых отец и в Неделю по Рождестве Христовом, а также в период пения Постной и Цветной Триоди (кроме 4-й и 5-й Недель Великого поста) кондак и икос воскресные опускаются. В случае двунадесятого Богородичного и храмового праздника кондак и икос воскресные читаются по 3-й песни канона. 426 Если в службе святого по каждой кафисме имеется по два седальна (например, 13 ноября), то в данном случае читаются только первые седальны, а седальны на «Слава» опускаются (см.: Скабалланович М. Толковый Типикон. С. 793).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Архив Пн Патриаршая проповедь в Неделю 27-ю по Пятидесятнице после Литургии в Храме Христа Спасителя 26 декабря 2021 г. 15:45 26 декабря 2021 года, в Неделю 27-ю по Пятидесятнице, святых праотец, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! В сегодняшнем апостольском чтении, а это было Послание к Колоссянам (Кол. 3:4-11), мы слышим такие слова: апостол Павел призывает нас совлечься ветхого человека , то есть разрушить в себе ветхого человека, и облечься в нового, созданного по Богу. Во времена апостола Павла это была очень актуальная тема, ведь он проповедовал и иудеям, и язычникам. Апостол проповедовал людям эпохи, в которой не было известно имя Господа и Спасителя, каждый жил по законам своей, ветхой веры: язычники — по своим законам, иудеи — по своим. Поэтому можно смело сказать, что призыв отречься от ветхого человека, от идеала человеческой жизни, порожденного язычеством или ветхозаветной традицией, был, конечно, призывом революционным. Как же так — порвать с прошлым, с обычаями, с привычками, в каком-то смысле даже со своей культурой, и облечься в нечто новое, в какого-то нового человека? Призыв апостола Павла, произнесенный две тысячи лет назад, остается очень актуальным и по отношению к каждому из нас. Ведь в каждом из нас живет ветхий человек, и жизнь этого ветхого человека выражается в первую очередь в том, что мы в своем поведении, в своем отношении к ближним и дальним часто руководствуется не тем, что было предложено Господом и Спасителем и что должно было сформировать нового человека, по Богу созданного, а руководствуемся эмоциями, страстями, греховными мыслями. Только о зависти можно говорить часами, потому что это страшный грех, который деформирует человеческое сознание и человеческую жизнь, — но и он оттуда же, из древних времен. А ведь в человеке, воссозданном через Боговоплощение и через приобщение к Господу и Спасителю, этого быть не должно! Тем не менее ветхий человек живет в нас, помрачает наше сознание, прокладывает некие греховные ориентиры в нашей жизни.

http://patriarchia.ru/db/text/5875936.ht...

Божественная литургия в Сретенском монастыре в Неделю 27-ю по Пятидесятнице 16/29 декабря 2013 г. Неделя 27-я по Пятидесятнице, святых праотец. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенского монастыря. Скачать (MP3 файл. Продолжительность 1:08:30 мин. Размер 49.4 Mb ) 29 декабря 2013 г. скрыть способы оплаты Комментарии Вера Шишко 29 июля 2018, 09:39 По Божьей милости болею и не хожу в храм Решила найти литургию .Слушала со слезами . Очень ясно .понятное .доступное Богослужение от всей души благодарна. valentina 13 января 2014, 19:14 spasibo cantor 7 января 2014, 19:33 Аллилуйя муз.А.С.Машков Victor Potapov 31 декабря 2013, 00:56 Будьте добры, пришлите мне названия аллилуария, который звучит на этой записи. Умилительное до невозможности. Прот. Виктор Потапов колесников иван 30 декабря 2013, 21:16 Был на богослужении в нашем Свято-Успенском соборе. Божественная литургия в доме Господнем звучит особенно, но не удаётся удержать ум от рассеяния мыслей.Внимательно слушал литургию Сретенского монастыря,очень хорошо помогает быть внимательным к происходящему и радоваться за своих братьев и сестер находящихся во время этой службы и за всех причащающихся Божественных Таин Спаси вас, Госполи колесников иван 30 декабря 2013, 15:15 Был в нашем Свято-Успенском соборе,Богослужение в доме Божием особенное и живое, но порой не удерживает ум свои мысли от рассеивания.Слушая божественную литургию в Сретенском монастыре становишься внимательным ко всем действиям и радуешься за братьев и сестер, кто сподобился причаститься в этот день во время службы.Очень многие люди благодарны вам за возможность слушать аудио передачи и зерна вашего труда сеються на благодатную почву.Спаси вас ,Господи . Анна 29 декабря 2013, 16:21 Литургия. Мы вчера с Ольгой заболели. Грипп одолел на столько, что хоть плачь. Она развела лекарство, выпила, и минут через десять ей стало совсем плохо: - поджелудочная прихватила. Ну, - думаю, - без скорой не обойдемся. Включаю литургию Священномученику Илариону, скорее по привычке, чем с какой-то надеждой на исцеление, а Оля мне говорит: -За окном зима, а ты Пасху включила, совсем вава в голове? Слышу, и в самом деле Пасху славят. Хотела выключить и другой диск поставить, поняла, что перепутала, а она мне говорит: -Пусть поет. Видно Богу угодно, чтобы мы эту литургию сегодня слушали. Я ОСТАВИЛА. Пока слушали, вылечились, и она, и я. Ни гриппа, ни воспаления поджелудочной железы. Посмотрели друг на друга, и спать легли с коварной мыслью: «А, ВДРУГ?». Но и сегодня, 29.12.13. все нормально чувствуем, словно не болели вчера. Номер файла: Smch_Ilariona_lit_100513-6b8623. Самое интересное в том, что на сайте Православие.ру этот файл стоит за 28 декабря. 2010 (там тоже Пасха в декабре). Таким образом, Господь прославил своего Священномученика еще тринадцать лет назад. Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/67123.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010